С получением Украиной независимости в 1991 г. были определены новые программные задачи национального воспитания. Они зафиксированы в ряде государственных документов - Государственной национальной программе "Образование" ("Украина XXI века"), Концепции национального воспитания, Национальной доктрине развития образования и др..
Известно, что содержание воспитания предопределяется потребностями общественно-экономического развития. Занимаясь в такой сложной сфере деятельности как воспитание, нужно иметь конкретную программу. А.С. Макаренко писал: "Я под целями воспитания понимаю программу человеческой личности, проблему человеческого характера, причем в понятие характер я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться ". [2; с.85]
По моему мнению, организовавши воспитательную деятельность, педагог должен внутренне проектировать ее на процесс формирования личности с точки зрения задач всестороннего, гармоничного воспитания: каким образом специально организованная познавательная деятельность детей будет влиять на их интеллектуальное развитие, поможет ли она овладению методами самостоятельной познавательной работы; как воспитательный материал будет влиять на формирования чувств, убеждений, эстетических вкусов, морально-духовных ценностей и др..
Первооткрывателем методов воспитания считают немецкого педагога Иоганна-Фридриха Гербарта (1776-1841), который считал, что философия определяет цели воспитания, а психология - пути к этой цели [1; с.47]. Методы и приемы воспитания являются своеобразными инструментами в деятельности воспитателя. их действенность зависит от использования воспитательных средств. Воспитание характеризуется всесторонностью содержания и разнообразием методов. По-разному планируют, например, физическое и эстетическое воспитание учащихся.
До последнего времени методы воспитания делились на две основные группы:
Взгляды и убеждения формируются не только с помощью слова воспитателя, но и в процессе разнообразной деятельности. Поэтому в воспитательном процессе методы формирования сознания и организации деятельности выступают в сочетании. Разделение их на две группы не отделяет методы друг от друга, а позволяет лишь подчеркнуть большую направленность одной группы методов на осознание своего поведения, второй - на формирование ее привычных форм.
Методы воспитания направлены на изменение личности в положительную сторону. Однако их применение ведет не к непосредственным изменениям личности, а к возникновению у воспитанников мыслей, чувств, потребностей, побуждающих их к определенным поступкам, поведению. Эти методы воспитания существенно отличаются от методов обучения, применение которых приводит к росту и совершенствованию знаний, навыков и умений.
В практике воспитания встречаются различные комбинации этих методов в воспитательном процессе
Опыт убеждает, что необходимо совершенствование воспитательной системы через метод проектов. Успешным этот метод является благодаря информатизации образовательного процесса, что дает возможность создать для учеников "расширенную деятельность" [3; с.117]., осваивая систему социальных связей и отношений.
В широком смысле цель проектов активный подход к воспитанию. Учитель в проекте выполняет много ролей. Он не только организатор, но и является энтузиастом, специалистом, консультантом, руководителем, а также партнером творческого процесса. Однако в центре работы над проектом находится ученик, хотя сотрудничество вдохновляет учителя, и в результате мы имеем продуктивное взаимовыгодное партнерство, цель которого - развить инициативность, изобретательность, стимулировать интерес к труду, умение работать с любыми темами. Каждый ученик должен иметь право на участие в проекте, и это носит добровольный характер.
Время не стоит на месте, а ставит перед специалистами всех сфер деятельности все более высокие требования. И в этих условиях основной задачей образования становится актуальным исследование окружающей жизни. Актуальность проектного метода очевидна: подготовка учащихся к непосредственному общению, открытость для общества, выход в свет.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учеников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выковывают в течение определенного времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Тематика может касаться любого вопроса учебной программы с целью углубления знаний отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировки процесса обучения с учетом учебной ситуации, заинтересованности учащихся.
Использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов позволяет преодолеть барьер в общении, научить детей самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике.
На основе вышеизложенного, мы пришли к выводу, что взгляды и убеждения формируются не только с помощью слова воспитателя, но и в процессе разнообразной деятельности. Поэтому в воспитательном процессе методы формирования сознания и организации деятельности выступают в сочетании. Разделение их на две группы не отделяет методы друг от друга, а позволяет лишь подчеркнуть большую направленность одной группы методов на осознание своего поведения, второй - на формирование ее привычных форм.
В процессе воспитания не бывает одинаковых ситуаций и стандартных подходов к использованию тех или иных методов. Много здесь зависит от знаний, таланта, опыта и творчества воспитателя.
Заботясь о создании оптимальных условий для воспитательной работы, не стоит выносить задачи воспитания за рамки учебного процесса. Надо учитывать действенность и влияние большого спектра форм деятельности, которые способствуют формированию всесторонне развитой личности.
Список литературы