ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Постановка проблемы. В условиях становления гуманистической парадигмы образования для реализации активности учителя и его инновационной деятельности создаются определенные возможности. Этому способствует ряд изменений, которые происходят в общественной жизни и в мышлении человека. Главная из них - устранение ограничений в профессиональной деятельности, что позволяет воспринимать значительно более широкий круг внешних явлений. Уменьшения предвзятых, навязанных мыслей и суждений, а также увеличение потока информации обеспечивает необходимую свободу действий, своевременное реагирование на внешние изменения. Как следствие - учитель приобретает важные способности: готовности к реагированию на неожиданности, принятие самостоятельных решений, которые нуждаются определенного риска, готовности нести за них ответственность, критичности в оценке собственных и чужих действий. Важным заданием педагогических учебных заведений является подготовка будущих учителей к использованию новых технологий учебного и воспитательного процесса в  профессиональной деятельности.

Исследованию подготовки учителей к использованию педагогических технологий уделяется надлежащее внимание,  в частности таким ее аспектам,  как:  философскому (В. Андрущенко, І. Ермаков, С. Клепко, В. Кремень, В. Лутай и др.); психологическому(О. Асмолов,  Г. Балл,  І. Бех,  В. Моляко,  В. Рыбак,  Е. Фромм и др.);  проблемам профессионально-педагогической подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образования (А. Алексюк, І. Богданова, О. Дубасенюк, О. Мороз, Н. Ничкало, Л. Онищук и др.);  теоретическим положением личностной ориентации учебно-воспитательного процесса (І. Зязюн,  С. Подмазин,  О. Савченко,  С. Сысоева,  Н. Тализіна и др.);  современным научно-методическим положением о технологиях учебы и инновационных педагогических технологіях (П. Автомонов,  В. Беспалько,  В. Евдокимов,  М. Кларин,  І. Прокопенко и др.); проблемам подготовки учителя інформатики (О. Бочкин, Л. Брескина, М. Жалдак, М. Лапчик, Н. Морзе, С. Прийма, О. Спирин и др.).

Цель статьи. Анализ подготовки будущего учителя к использованию педагогических технологий у профессиональной деятельности.

Изложение основного материала. Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.[3].

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

Развитие педагогических технологий в современном образовании способствует обогащению профессионально-педагогической, в частности профессионально-методической подготовки, наполняя их новым содержанием, формами, методами и приемами учебы, создавая новые средства учебы и совершенствуя действующие. Технологическая грамотность и культура будущего учителя позволяет ему осознавать свое истинное призвание, более реально оценить потенциальные возможности, посмотреть на педагогический процесс с позиций конечного результата

Подготовка студентов к применению технологий , результатом которой выступает готовность к данному виду профессиональной деятельности, осуществляется в процессе общей профессиональной подготовки и имеет общие с ней компоненты. В то же время она имеет свои специфические особенности, обусловленные характером педагогической деятельности и требованиями к личности, ее осуществляющей. Следовательно, согласно ведущим идеям личностно - деятельностной теории (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), будем рассматривать структуру готовности будущего учителя к применению педагогических технологий как совокупность четырех взаимосвязанных структурных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями:

  1. мотивационного компонента, выражающего осознанное отношение педагога к педагогическим технологиям и их роли в разрешении актуальных проблем современного обучения;
  2. содержательного компонента, объединяющего совокупность знаний педагога о сущности и специфике технологий, их видах и признаках;
  3. операционного компонента, основанного на комплексе умений и навыков по применению педагогических технологий в структуре собственной профессиональной деятельности;
  4. рефлексивного компонента, характеризующего познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности.

 Следует отметить, что на данный моментструктурные компоненты не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик готовности учителя к применению технологий, но в контексте проблематики нашего исследования являются наиболее значимыми. Разработка критериальных показателей позволит разработать модели преподавателя и студента, адекватные их функционированию в новых образовательных средах.

Литература

  1. Вища педагогічна освіта і наука України: історія, сьогодення та перспективи розвитку. Миколаївська обл./ред.. рада вид.: В.Г. Кремень (гол.) та [ін]; редкол. Тому: В.Д. Будак (гол.) [та ін].- К.: Знання України, 2010.- 311с.
  2. Пєхота О.М. Освітні технології. Бібліографічний покажчик. - Миколаїв, 2001. - 48 с.
  3. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. -СПб.:«ДРОФА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»,2003
  4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.:      Изд-во ЛГУ, 1970. - 211 с.
Просмотров работы: 34