Постановка проблемы. В условиях становления гуманистической парадигмы образования для реализации активности учителя и его инновационной деятельности создаются определенные возможности. Этому способствует ряд изменений, которые происходят в общественной жизни и в мышлении человека. Главная из них - устранение ограничений в профессиональной деятельности, что позволяет воспринимать значительно более широкий круг внешних явлений. Уменьшения предвзятых, навязанных мыслей и суждений, а также увеличение потока информации обеспечивает необходимую свободу действий, своевременное реагирование на внешние изменения. Как следствие - учитель приобретает важные способности: готовности к реагированию на неожиданности, принятие самостоятельных решений, которые нуждаются определенного риска, готовности нести за них ответственность, критичности в оценке собственных и чужих действий. Важным заданием педагогических учебных заведений является подготовка будущих учителей к использованию новых технологий учебного и воспитательного процесса в профессиональной деятельности.
Исследованию подготовки учителей к использованию педагогических технологий уделяется надлежащее внимание, в частности таким ее аспектам, как: философскому (В. Андрущенко, І. Ермаков, С. Клепко, В. Кремень, В. Лутай и др.); психологическому(О. Асмолов, Г. Балл, І. Бех, В. Моляко, В. Рыбак, Е. Фромм и др.); проблемам профессионально-педагогической подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образования (А. Алексюк, І. Богданова, О. Дубасенюк, О. Мороз, Н. Ничкало, Л. Онищук и др.); теоретическим положением личностной ориентации учебно-воспитательного процесса (І. Зязюн, С. Подмазин, О. Савченко, С. Сысоева, Н. Тализіна и др.); современным научно-методическим положением о технологиях учебы и инновационных педагогических технологіях (П. Автомонов, В. Беспалько, В. Евдокимов, М. Кларин, І. Прокопенко и др.); проблемам подготовки учителя інформатики (О. Бочкин, Л. Брескина, М. Жалдак, М. Лапчик, Н. Морзе, С. Прийма, О. Спирин и др.).
Цель статьи. Анализ подготовки будущего учителя к использованию педагогических технологий у профессиональной деятельности.
Изложение основного материала. Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.[3].
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.
Развитие педагогических технологий в современном образовании способствует обогащению профессионально-педагогической, в частности профессионально-методической подготовки, наполняя их новым содержанием, формами, методами и приемами учебы, создавая новые средства учебы и совершенствуя действующие. Технологическая грамотность и культура будущего учителя позволяет ему осознавать свое истинное призвание, более реально оценить потенциальные возможности, посмотреть на педагогический процесс с позиций конечного результата
Подготовка студентов к применению технологий , результатом которой выступает готовность к данному виду профессиональной деятельности, осуществляется в процессе общей профессиональной подготовки и имеет общие с ней компоненты. В то же время она имеет свои специфические особенности, обусловленные характером педагогической деятельности и требованиями к личности, ее осуществляющей. Следовательно, согласно ведущим идеям личностно - деятельностной теории (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), будем рассматривать структуру готовности будущего учителя к применению педагогических технологий как совокупность четырех взаимосвязанных структурных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями:
Следует отметить, что на данный моментструктурные компоненты не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик готовности учителя к применению технологий, но в контексте проблематики нашего исследования являются наиболее значимыми. Разработка критериальных показателей позволит разработать модели преподавателя и студента, адекватные их функционированию в новых образовательных средах.
Литература