СУХОМЛИНСКИЙ В.А. О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СУХОМЛИНСКИЙ В.А. О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 На современном этапе становления Украинского государства гуманизация образования должна обеспечить утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в обществе. Гуманизация образования предполагает, прежде всего, содействие развитию творческих возможностей человека, его интеллектуальной свободы, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личности.
       Гуманные ценности и соответствующие им формы является тем культурным кодом, который определяет повседневное поведение и регулирует взаимоотношения людей, обеспечивает рациональность и человечность их образа жизни, а следовательно жизнеспособность общества. Именно гуманное воспитание личности способствует очеловечению общественных отношений.
       Сегодня наблюдается противоречие между потребностями общества в таких высокогуманным личностях и реальностью нашей повседневной жизни: дефицита человечности, милосердия, сострадания, доброты. Все это усугубляется ускорением темпов жизни, бурным развитием средств массовых коммуникаций. Закономерно, что для человека важно, на каком уровне осуществляется ее взаимодействие и контакты с другими людьми, как это влияет на ее эмоциональное состояние, самочувствие, жизненный тонус.
         Система гуманистических воззрений, созданная украинскими педагогами, философами и деятелями культуры являются достоянием общественной и педагогической мысли на протяжении веков. Проблемам воспитания детей и молодежи в духе гуманизма особое внимание придавал В. А. Сухомлинский. Он неоднократно подчеркивал, что нет и не может быть воспитания гуманиста без человеческой любви и уважения к воспитанникам, потому что именно разумная любовь и уважение делают ребенка способным поддаваться влиянию педагога и коллектива.
        Особое внимание В. А. Сухомлинский уделял трудовому воспитанию детей как в семье, так и в школе, воспитанию любви к труду, трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к материальным и духовным благам человечества. В процессе обучения на уроках им была введена четко продуманную систему воспитания детей, созданы надлежащие условия для формирования трудовых традиций, которые переросли в культ труда. Василий Александрович писал, что не игра в труде, а настоящее трудовую жизнь, - с потом, усталостью, мозолями, радостью достигнутой цели - вот счастье человека. (Фицула М.М)
          В. А. Сухомлинский отмечал, что пустая трата времени, ничегонеделание, праздность проникает сейчас в жизни детей; и некоторые родители считают, что их дети должны только играть, забавляться, развлекаться, а труд - это обязанность взрослых. Детей превратили в бездушных потребителей радости, они даже не осознают, откуда и радость пришла и какой ценой завоевана. Такие родители уверены в том, что наибольшее счастье детства - безмятежность, радость, радостную жизнь.
        В некоторых семьях дети вплоть до подросткового, а то и юношеского возраста не знают особых хлопот, серьезного труда, не имеют постоянных трудовых обязанностей и поручений, а свое свободное от учебы время проводят в развлечениях, играх, а то и бесчинстве. Некоторые родители считают, что желание работать, любовь к труду приходит к человеку с возрастом само собой. Они заявят: мы в свое время набидувалися, потерпели столько горя, то пусть хоть наши дети будут счастливыми, растут беззаботными, радуются радостями детства.
       Мы считаем, что не потеряла актуальности и сегодня мысль В. А. Сухомлинского, что в труде раскрываются способности, моральные и интеллектуальные силы молодого человека, формируется его личность. Только в процессе трудовой деятельности возникает потребность в общении, в становлении социальных и психологических отношений, деловых взаимоотношений между людьми, взаимопомощи, взаимопонимания, дисциплинированности, согласованности действий и поступков и т.п.. Потребность в труде, привычка и ответственное отношение к труду могут сформироваться лишь при наличии посильных и постоянных трудовых поручений, в труде радостной, без принуждения и наказаний, самостоятельной и творческой, полезной как для личности, так и для общества.
        Через все педагогические труды В. А. Сухомлинский проводит основную идею - идею самоутверждения и становления личности гражданина в творческом труде на благо общества. Дать ребенку радость созидания, радость труда, труда на благо людей - это и есть настоящая мудрость родительской любви к детям. (Лозовая В.И.)
Еще раз подчеркиваю важность того, чтобы детский труд включалась в экономическую, материальную жизнь семьи, была в ней органической необходимостью, чтобы мать и отец рассматривали ее как святую обязанность детей.    Если этого нет, никакие педагогические ухищрения школы не дадут результатов. Если детский труд семье не требуется, если родители сами, бывает и так, из кожи лезут, чтобы облегчить жизнь детей, освободив их от труда, никакие недельные, двухнедельные, месячные практикумы, организуемые школой, не станут для детей трудом, они останутся игрой и только игрой - правда, надоедливой и тяжелой, от которой хочется поскорее освободиться. Воспитательную силу труд находит только тогда, когда она становится экономической необходимостью.
       Василий Александрович писал, что творческий характер трудовой деятельности раскрывается перед ребенком, когда она занята длительной работой, которая требует ежедневной мысли, заботы. И одной из самых сильных побуждений к физическому труду является важность замысла этой работы, сочетание усилий ума и рук. Чем важнее замысел, тем с большим интересом выполняется простейшая работа. Овладение мастерством исследования, экспериментирование, использование данных науки в труде - все это ребенок осознает и переживает как моральную достоинство.
        Мы  считаем, если личность вовлечена в желаемых видов трудовой деятельности, это приносит психическое удовлетворение и обеспечивает престижность личности. Когда человек лишен возможности заниматься трудом (а следовательно, и чувствовать радость действовать, иметь удовольствие), она прибегает к суррогатов, с помощью которых можно искусственно вызвать иллюзорное чувство удовлетворения, престижности. Такими средствами являются алкоголь, наркотики. Это приводит к физическому и социально-психического ослабление части людей и общества в целом.
         К сожалению, сегодня приходится констатировать, что пренебрежение закономерностями необходимости воспитания детей в труде привело к определенной деградации общечеловеческой идеи трудового воспитания и вызывает физическое и моральное ослабление членов общества.

       Опыт великого педагога Василия Александровича Сухомлинского используют миллионы педагогов нашего государства и учителя других стран.
На новом этапе общественного развития В.А. Сухомлинский, поддерживая народные традиции в области воспитания, видел в труде неисчерпаемый источник воспитания всесторонне развитой личности. Ведь цель трудового воспитания заключается в создании условий для развития и самореализации личности, ее профессионального самоопределения, самовыражения и самоутверждения как гражданина Украины, способного эффективно работать, укреплять суверенное независимое государство.
Трудовое воспитание обеспечивает воспитание хозяина своей земли, способного творчески мыслить, осознавать свою принадлежность к современной цивилизации, четко ориентироваться в реалиях и перспективах жизни, глубоко понимать традиции и социокультурные ценности украинского народа, быть наследником и продолжателем национальных трудовых традиций.

Список литературы

  1. Ред. Дзеверин А.Г. Сухомлинский В.А. Избранное, т.5-Киев: "Просвещение", 1980. - 378с.
  2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа / / Избранные произведения: В 5-ти т. - М.: «Просвещение», 1977. - Т.4.
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание 6-е. -Москва: Политическая литература, 1988. -С.115-146.
  4. Соколовская А.С. Общественно полезный, производительный труд учащихся в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского: дис.канд.пед.наук: К., 1990. - 172 с.
Просмотров работы: 787