Проблема формирования духовности учащихся является актуальной, и относится к проблеме социального характера, поскольку связана с таким понятием, как формирование личности. В наше время очень часто можно услышать призывы о поднятии национального сознания, и воспитание настоящего гражданина. А толчком и основой для этого является, в первую очередь, воспитание духовной личности. Школе нужно с самого начала беспокоиться о духовном мире ребенка. Именно тогда страна будет видеть молодежь - как будущее нашей нации, движущую силу, которая способна решить проблему государства не в свою пользу, молодежь со своими высшими нравственными, эстетическими канонами и идеалами. Ведь от ее отношения к достоянию культуры зависит духовное обновление общества, содержание ее ценных ориентаций и будущее.
Наше общество переживает период стремительных перемен: технологический прогресс, международную торговлю, развитие коммуникаций, мировую конкуренцию. Все это требует соблюдения высоких нравственных качеств. Поэтому духовное развитие молодежи очень важно в наше время. Ведь мы наблюдаем, что мир стал бездуховным. Вся забота современных родителей к детям сводится только к материальным достижениям, а отсюда духовная деградация молодежи. У нее совсем нет уважения к прошлому и достижений наших предков, сейчас для ученика учитель не авторитет. Главное для молодежи - развлечения, а не прочтение книги, просмотр спектакля в театре. Современные ученики вовсе не живут по нравственным законам, не стремятся достичь высоких целей. И потому воспитание человека, который бы противостояла экономическим трудностям, духовной деградации, моральному и физическому истощению имеет на себя взять школа. Конечно школа - это тот единственный центр, который сможет повлиять на ученика духовно.
Духовность - творческая направленность, воодушевление, энергия человека. Личность имеет право на самостоятельность, на индивидуальность. Однако для пробуждения и дальнейшего духовного развития индивида нужно создать соответствующие условия. И вопрос этот - чрезвычайно важно, поскольку духовность определяет направленность всех умственных, эмоционально-чувственных, волевых качеств человека, его способность к самопознанию себя, как личности. [1].
Приоритеты в доминирующих чертах будущего поколения - эта дилемма все острее встает перед образованием. Изучаются и предлагаются различные варианты, что к формированию духовности у учащихся. Например, духовная реабилитация личности может быть осуществлена средствами культуры, в частности, через проникновение в мир искусства. Если опираться на положение высказанное Г. Силач, что активные преобразования культуры в внутренний духовный мир человека определяет степень духовности человека, его духовное богатство, истинное существо как "духовного существа". [2]
Проблемы духовности рассматривались и много лет назад. Об этом свидетельствуют труды педагогов прошлого: Я. А. Каменского, Г. Г. Песталоци. А. Дистервега, В. А. Сухомлинского. Они единодушно выделили главные факторы, которые влияют на духовное воспитание учащихся: труд. семья, школа, учитель.
На современном этапе проблемой духовности занимаются многие ученые, среди которых: А. Майкина, Г. Сагач, Т. Зазюн, С. Соловейчик, И. Зеличенко.
Цель - выявить и методом эксперимента проверить педагогические условия, обеспечивающие формирование духовности старшеклассников в учебном процессе.
Украинская литература изучается во всех школах нашего государства. И именно литература является одним из самых доступных для школьников видов искусства. Следовательно, учителя литературы должны повлиять на формирование духовного мира каждого ребенка, повлиять на эмоциональную сферу, но и соответственно и формирование системы ценностей подрастающего поколения. [4].
Литература способна пробуждать в человеке художника, развивать в ней умение эстетически осваивать мир. [3].
Художественные произведения влияют на человека через образы. В искусстве содержание и форма художественного образа слиты воедино. Художественный образ вырастает из образов чувственных, первичных, подобно тому, как из них возникает понятие. Художественный образ неповторим и, несмотря на это, представляет собой устойчивое образование: он живет в веках. Именно через образы люди знакомятся с прошлым своего народа, с добром и злом, с красивым и безобразным, с нравственным и безнравственным. [5].
В процессе работы на уроках литературы ставятся задачи, связанные с духовным воспитанием учеников, - понимание учеником цели и смысла бытия, красоту человеческой души, природы, произведений литературы, нравственных идеалов писателя. [6].
В исследовании исходила из того, что формирование духовности учащихся будет более эффективным, если в процессе преподавания украинской литературы использовать специально разработанные задания, ситуации, которые ставят старшеклассников в условиях развития нравственно-эмоциональной особенности.
На основе полученных данных нами были выделены уровни, которые определяли уровень сформированности духовности старшеклассников.
Низкий уровень - характеризуется отсутствием культуры общения, человек не стремится лучшего в жизни, ученик не понимает в понятиях добра и зла, прекрасное и отвратительное.
Средний уровень - указывает на присутствие определенного уровня культуры, но только стремится к личной значимости, выгоды и престижа, требует к себе большого внимания и требует стимулирования их деятельности.
Высокий уровень - присутствие культуры, знаний моральных, этических норм поведения, действия учащихся направлены на сохранение добра, прекрасного, высокая познавательная активность.
В своем исследовании стремились выяснить, как сами ученики относятся к использованию на уроках украинской литературы специально созданных ситуаций по развитию духовности. С этой целью проводились индивидуальные беседы, и была предложена анкета, которая включала в себя следующие вопросы: Интересны ли вам уроки, на которых вы рассматриваете ситуации, связанные с моралью? Вы бы хотели, чтобы уроки проводились в форме ролевой игры? Нравятся ли вам уроки-дискуссии, где раскрываются понятия добро и зло?
Из полученных результатов можно заключить, что преобладает низкий (36,5%) и средний (38%) уровни сформированности духовности у школьников.
Во многих (40%) отсутствует потребность в саморазвитии своих духовных качеств личности.
Тревожит тот факт, что 39% старшеклассников не нуждаются развивать свой интеллект, читать художественную литературу по предмету. Анализ результатов, доказал, что общий показатель 38% относится к среднему уровню, а это в свою очередь создает предпосылки для дальнейшей работы над повышением уровня духовности школьников.
Анализ научной литературы, направлен на определенные педагогических условий и воспитательных возможностей учебных дисциплин, влияющих на формирование духовности учащихся, убеждает в том, что решение проблемы требует применения педагогических условий в учебно-воспитательном процессе.
Анализ психолого-педагогической литературы и методических работ позволяет сделать вывод о том, что успешность формирования духовности требует гуманизации учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, использование межпредметных связей, учет активности учащихся; сочетание репродуктивной и поисковой деятельности учащихся.
Опытно-экспериментальная работа по проведению уроков, различных ситуаций, доказала эффективность программы, о чем свидетельствует анализ результатов формирующего эксперимента. Значительно улучшилось отношение учащихся к урокам украинской литературы, увеличилось число школьников, которые положительно относятся к предмету (13% - 35%), снизилось число равнодушия и исчезло негативное отношение к предмету (59% - 35%). Вследствие проведенной работы, у учеников экспериментального класса по сравнению с обычным классом, значительно повысился уровень сформированности духовности.
Активные формы работы в себя включают: игровые ситуации, урок ролевой игры и прочее, которые помогают формировать духовность девятиклассников. Ученики хорошо усваивали материал. Система разработанных уроков включала в себя новые, разнообразные задания, раскрывала перед учениками новые возможности, перспективы по формированию духовности.
Список литературы: