ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАРОВ В НИКОЛАЕВСКОМ ПЕАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 1950-1970 ГОДАХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАРОВ В НИКОЛАЕВСКОМ ПЕАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 1950-1970 ГОДАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Актуальность исследования. В условиях реформирования и совершенствования образования, ориентированной на интеграцию в европейское и мировое образовательное пространство, особенно актуальным является обращение к историческому наследию. Осмысление прошлого влияет на изменение настоящего, и это закономерно, ведь прошлое тесно связано с современностью, оно является основой народного самосознания, позволяет обеспечить единство и преемственность историко-педагогического процесса.

В этом аспекте важное значение приобретает опыт подготовки педагогических кадров в Николаевском национальном университете имени В.А. Сухомлинского. Анализ архивных документов свидетельствует, что в своем развитии один из старейших вузов на юге Украины прошел несколько этапов: 1-й - Николаевский учительский институт (1913 - 1920 гг), 2-й - Николаевский институт народного образования (1920-1933 гг) , 3-й - Николаевский государственный педагогический институт (1933-1999 гг.) 4-й - Николаевский государственный педагогический университет (1999-2002 гг.), Николаевский государственный университет (26.09.2003-2.10.2003 гг.), Николаевский государственный университет имени В.А.Сухомлинский (2003 - 2010 гг.) Николаевский национальный университет имени В.А.Сухомлинский с августа 2010 года.

Анализ исследований по данной проблеме. Проблемы подготовки педагогических кадров в Николаевском государственном педагогическом институте раскрыты в исследованиях В.Будака, Ф.Кокошко, И.Павлика, Л.Старовойт, В.Шкварец и др.

Цель нашего исследования - раскрыть особенности подготовки педагогических кадров в данном вузе в период 1950-1970-х годах.

Анализ архивных материалов и литературных источников свидетельствует о том, что важной предпосылкой развития Николаевского педагогического института в 1950-1970-х годах стала украинизация, которая открывала для украинцев доступ к знаниям с помощью родного языка. Этот фактор, а также стабилизация общественно-экономической жизни страны способствовали развитию данного учебного заведения. В 1950-1970-х годах значительно расширилась материально-техническая база института, возрос контингент студентов, появились новые факультеты и специальности. С 1961 по 1964 гг. велось строительство учебного корпуса (теперь корпус № 2) со спортивным, читальным и актовым залами. Библиотека получила книгохранилище, где в то время можно было удобно располагать ее фонды. Физико-математический факультет получил возможность оборудовать специализированные учебные лаборатории. Построено новое общежитие на 400 мест, в с. Рыбаковка (Николаевская обл.) Был построен спортивно-оздоровительный лагерь «Моряна». В этот период вузом руководили Константин Иванович Швецов (1953-1955 гг), Федор Каленикович Косик (1955-1957 гг), Николай Ефимович Буряк (1957 - 1977 гг.).

Координацию усилий всех факультетов по организации учебно-воспитательного процесса в Институте осуществляли заместители директора и проректоры учебной и научной, позже учебно-воспитательной работы. На этих должностях в 50-х гг. работали М. В. Малиновская, А. И. Бондаренко, И.И. Кобинской, Я. Чертков, В. А. Фесенко, Р. С. Павлович, Ю. П. Горбенко, М. К. Демиденко, Я. И. Бурлака. В учебном заведении планомерно формировалась работа, направленная на повышение теоретического и методического уровня знаний студентов, совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса.

В этот же период в Институте произошли заметные структурные и качественные изменения. Последние были связаны с реформой системы образования конца 1950-х гг. В основе реформы лежал принцип сочетания общеобразовательного и политехнического обучения. Процессы политехнизации высшего образования затронули и студентов Николаевского пединститута. Была создана учебно-производственная база, состоящая из деревообрабатывающего, слесарного и механического цехов. Были оборудованы радио- и электротехническая мастерские. Выпускникам вместе с дипломом вручались права киномехаников, трактористов и шоферов.

Анализ документов, хранящихся в архиве Николаевского национального университета им. В.А. Сухомлинского свидетельствует, что в 1949 г. было прекращено набор студентов на биологический факультет. Старшие курсы продолжали учебу, и в 1952 г. состоялся последний выпуск этого факультета. Лишь через 50 лет, в 2002 г., в университете восстановлен набор на специальность «Биология». В 1956 г. произошел переход на 5-летний срок обучения. В институте продолжали действовать два факультета: филологический с двумя специальностями - «Русский язык и литература», «Украинский язык и литература» (декан - к. ф. н., доц. А. Я. Солоха (1957-1975 гг)) и физико-математический с двумя специальностями: «Математика» и «Физика» (декан - А. Т. Мовчан (1952-1975 гг)). В течение 1950-60-х гг. происходила реорганизация факультетов и специальностей.

Исследованием установлено, что согласно приказу № 502 от 23 сентября 1957 г. при кафедре украинского языка и литературы создана секция музыки и пения. Руководил секцией А. Мироненко. В течение 1959-1969 гг. на филологическом факультете велась подготовка учителей украинского языка и литературы и пения. В 1962/1963 н. г. факультет стал называться факультетом языка и литературы и пения. В 1959/1960 н. г. расширяется физико-математический факультет: образуются отделения математики и физики, математики и черчения, физики и общетехнических дисциплин. По приказу министра высшего и среднего специального образования УССР и министра образования УССР № 403/137 от 29 июня 1965 г. с целью улучшения работы в подчинение Николаевского государственного педагогического института передано Николаевский общенаучный факультет Одесского университета.

Приказом по Министерству образования УССР № 232 от 23 мая 1957 Николаевское педагогическое училище физического воспитания было реорганизовано с 1 сентября 1957 г. в факультет физического воспитания Николаевского государственного педагогического института. На факультете учились студенты двух курсов. На первом - те, которые прошли по конкурсу: на втором - бывшие ученики педагогического училища физического воспитания. Первые 5 лет на факультете готовили специалистов двух соединенных специальностей: учителей физической культуры и анатомии и физиологии человека.

В 1964-1983 гг в институте осуществлялась однопрофильная подготовка учителей музыки и пения для общеобразовательных школ и педагогических училищ на музыкально-педагогическом факультете, который действовал как отдельное структурное подразделение. Из имеющейся кафедры музыки и пения были созданы кафедры хорового дирижирования и инструментально-теоретическую.

В связи с расширением структурных подразделений института увеличилось и колличество научно-педагогических кадров. Начиная с 1955 по 1966 г.г кадровый состав увеличился до 115 человек. Значительно рос и контингент студентов. Если на начало 1955/1956 н. г. он составлял 782 человека, то на начало 1965/1966 н. г. - уже 1116 человек.

В 1950-1960-х гг значительно улучшается материально-техническая база пединститута, увеличиваются учебные площади. В октябре 1960 г. начато строительство нового учебного корпуса, который введен в действие в конце 1962 г.

Тогда же заложена обсерватория, которая была открыта в 1964 г. В 1963 г. начата работа в новом учебном корпусе № 2 площадью 38 тыс. м2 с актовым, спортивным и читальным залам. В нем стали обучаться студенты физико-математического факультета и частично - филологического и культуры.

Ректорат института плодотворно работал над улучшением качественного состава преподавателей. Руководство принимало все меры, чтобы как можно большая часть преподавателей защитила диссертации.

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 6 января 1964 г. за заслуги в подготовке педагогических кадров и в связи с пятидесятилетием со дня основания институт был награжден грамотой Верховного Совета УССР.

Яркой страницей истории НГПИ с начала 60-х годов являлась подготовка на филологическом факультете института учителей русского языка и литературы для национальных школ Узбекской ССР в 1966-1991 годах. Сформированы из представителей коренных национальностей Узбекистана и направлены для обучения в Николаевском пединституте группы студентов условно называли «узбекскими», а всю структуру, которая обеспечивала их обучения, - «узбекским отделением» в составе филологического факультета. Выпускникам выдавался диплом по специальности «Русский язык, литература и педагогика» и присваивалась квалификация учителя русского языка и литературы средней школы и воспитателя группы продленного дня.

Подготовка в педагогических институтах Украины филологов-русистов для узбекских национальных школ в 60-80-х годов XX века была неотъемлемой частью реализации глобальных планов советского государства по «формированию новой исторической общности людей - советского народа» и закрепление за русским языком роли «языка межнационального общения». Начало массовой подготовки в педвузах Украины учителей русского языка и литературы для школ Узбекской ССР хронологически совпал с необычайной силы землетрясения 1966 года в Ташкенте и ликвидацией его последствий. Подготовка учителей рассматривалась как составная помощи Украины пострадавшей республике.

В конце августа 1966 г. в Николаевский педагогический институт прибыли первые 25 студентов, которые прошли конкурсный отбор абитуриентов в Узбекистане.

В целом типичная по своему составу студенческая группа отличалась от традиционных для филологического факультета групп, кроме национальной принадлежности, абсолютным численным превосходством мужчин. Эта особенность объяснялась, прежде всего, ментальными особенностями региона, откуда прибыли студенты. С первого дня пребывания в Николаеве представителей Узбекистана большое внимание уделялось созданию для них достойных материально-бытовых условий. Все студенты обеспечивались местами в институтском общежитии и стипендией, которая предоставлялась на льготных условиях.

Большинство студентов-узбеков на низком уровне владели русским языком. Преподавателям, которые не имели опыта работы с подобным контингентом приходилось оперативно подыскивать наиболее эффективные методические приемы обеспечения как можно быстрее пройти первокурсниками адаптационный период и успешно усвоить программный учебный материалл. Особое внимание уделялось организации самостоятельной работы студентов, формированию навыков обработки учебников и литературных текстов, развитию умения выразительного чтения. Результаты самостоятельной работы проверялись на практических занятиях, консультациях, обсуждались на заседаниях кафедр.

Усилия преподавателей и усердие студентов приносили свои плоды: последовательно росло количество отличных и хороших оценок, полученных студентами группы узбеков на текущих занятиях и во время экзаменационных сессий.

В апреле 1967 года в НГПИ проходил фестиваль дружбы студентов педагогических институтов с участием 12 заведений из 7 республик. После фестиваля в институте был создан Клуб интернациональной дружбы, который поддерживал связи с вузами других городов и республик. Студенты узбеки привлекались к участию в художественной самодеятельности, рейдах добровольной народной дружины, работе студенческих строительных отрядов, туристических походах, экскурсиях в музеи, посещении театров, путешествиях к местам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся русских литераторов А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и других. Они выступали с концертами в школах, на предприятиях Николаева и области.

Значительная ответственность за академическую успеваемость и воспитание студентов возлагалась на руководителей-агитаторов (кураторов) - преподавателей, которые закреплялись по группам. В обязанности кураторов входило проведение групповых воспитательных мероприятий и индивидуальных бесед со студентами, посещение студентов в общежитии, переписка с их родителями.

За достигнутые успехи в подготовке высококвалифицированных учителей росийского языка и литературы для национальных школ Узбекистана коллектив Николаевского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского был награжден Почетной грамотой Министерства образования Узбекской ССР. Заключительный период функционирования «узбекского отделения" пришелся на 1991 г.

Как свидетельствуют архивные материалы, литературные источники, именно период 1950-1970 годов был очень плодотворным не только в подготовке педагогических кадров, но и в плане улучшения материально-технической базы вуза, расширением структурных подразделений института, увеличением колличества научно-педагогических кадров.

Список использованной литературы:

  1. Байдак В.Ф. 80-летний юбилей и перпективы развития пединститута // тезы докладов и сообщений научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПИ. Николаев, 1994. - С.3-7
  2. Николаевский государственный университет (1913-2003). Николаев, 2003.
  3. Николаевский государственный педагогический институт (1913-1996 гг.). Николаев, 1997. - С.144-164.
  4. Образование на Николаевщине в 19-20 вв. Николаев, 1997, 176 с.
  5. Тезы докладов научной конференции посвященной 50-летию НГПИ им. В.Г.Белинского. Николаев, 1963.
Просмотров работы: 55