ВНЕДРЕНИЕ НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВНЕДРЕНИЕ НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Постановка проблемы. В современном педагогическом процессе личность учителя начальных классов занимает одно из ведущих мест. В связи с этим, чрезвычайно важным и полезным остается опыт выдающихся педагогов, ученых. Среди этих педагогов-мыслителей ведущее место занимает личность Василия Александровича Сухомлинского. Использование достижений его творческой работы помогает современным учителям начальных классов достичь высокого профессионального мастерства, сохраняя и приумножая бесценное сокровище педагогической мудрости ученого. Важность круга проблем, рассматриваемых выдающимся педагогом-гуманистом, трудно переоценить. Одной из них является процесс подготовки учителей начальных классов.

Актуальность темы. Наследие В.А. Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Исследованием проблемы внедрения наследия В.А. Сухомлинского в процесс подготовки учителей начальных классов занимались такие учёные, как И. Прокопенко, М. Антонец, С. Литвиненко, В. Евдокимов, С. Мельничук и другие.  Социальное и научно-практическое значение обозначенной проблемы, недостаточное ее изучение в  прикладном аспекте и обусловило актуальность выбора темы исследования.

Цель статьи - исследовать возможные формы и методы внедрения наследия В.А. Сухомлинского в подготовку учителей начальных классов.

Изложение основного материала. Всеобъемлющее и многоаспектное научно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского с годами не теряет своей актуальности, а открывается все новыми и новыми гранями. Оно касается важнейших педагогических проблем и помогает их решению на уровне требований современной педагогики. Особое значение оно приобретает в подготовке будущих учителей начальных классов. Поэтому, Василий Александрович во многих своих книгах и статьях постоянно подчеркивал, что в решении сложных задач обучения и воспитания детей огромная роль при­надлежит учителю. Он глубоко исследовал эту профессию, ее особенности. И в книге «Сто советов учителю» Василий Александрович рас­крыл специфические свойства и качества учительской специаль­ности. « Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни, - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье» [3, с. 449-450].

Неспокойное время, в котором мы живем - это время больших раздумий, надежд. Сегодня необходимо мыслить и работать по новому, по новому строить процесс образования и воспитания. Каждая историческая эпоха выдвигает требования к воспитанию и обучению школьников, создает определенный положительный педагогический опыт. Так и сегодня актуальны слова В.А. Сухомлинского «Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести - судьба каждого ребенка, от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа» [1, с. 3]. Поэтому постоянным ориентиром в процессе подготовки учителей начальных классов должно быть педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

В содержательных, эмоционально насыщенных произведениях Сухомлинского поднимаются и решаются важнейшие проблемы воспитания и обучения. Приведены проверенные многолетним практическим опытом ответы на важные вопросы о том, как именно нужно воспитывать детей и подростков, чтобы они стали сознательными и активными гражданами, патриотами своей страны. Он был вдумчивым исследователем детской души, и был тесно связан со школьниками разного возраста. Для них он - старший товарищ, искренне разделяет волнение детства и юности, поэтому роль учителя в современном цивилизованном процессе чрезвычайно велика. Одна из главных добродетелей современного учителя начальных классов - понимание полноты ответственности, лежащей на нём за судьбу человека и за будущее не только своего государства.

Профессиональная самостоятельность и творческая активность учителя выступают как лаконичное завершение процесса формирования учителя - мастера педагогического дела.

Для человека, который сделал свой выбор в пользу педагогической деятельности, наиболее важными являются наличие всестороннего их развития. В условиях обновления национальной школы миссия учителя начальных классов особая. Он должен быть активным организатором, настойчивым, уметь владеть собой и влиять на других таким образом, чтобы каждый ученик осознавал себя как "Гражданин, как хранитель духа народа, его идей, его богатств и ценностей, его непреходящего величия", - утверждал В.А. Сухомлинский. Также он подчеркивал, что в школе не должно быть никакого педагога, которого бы труд учителя тяготил: «... Учителю надо иметь огромный талант человеколюбия и безграничной любви к собственной работе и, прежде всего, к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, а без этих качеств труд педагога превращается в муку» [4, с. 172].

Ключевую роль в создании школы для ребенка ученый отводил психолого-педагогической и профессиональной подготовке учителя начальных классов. В своем педагогическом наследии В.А. Сухомлинский неоднократно обращается к сущности  социальных функций профессиональной деятельности учителя как наставника детей, посредника между ребенком и социумом. «Главное, - подчеркивает педагог, - это вера в человека, чувствительность ко всему хорошему в ней. Высокая нравственность учителя становится ныне важнейшим условием его педагогического мастерства ... Любимым и авторитетным учитель становится не только потому, что досконально знает свой ​​предмет, но и потому, что, глубоко любя его, объединяет в своем сердце эту любовь с любовью к человеку-ребенку» [2, с. 114].

Выводы. Творческий вклад одного из выдающихся педагогов ХХ века В.А. Сухомлинского в образование трудно переоценить. Его произведения являются вдохновением, ориентиром для каждого педагога. И поэтому, анализ теоретического наследия выдающегося педагога дает основания утверждать, что он глубоко исследовал профессию учителя, ее особенности.  Василий Александрович Сухомлинский - человек благородных помыслов и высокой нравственности. Его глубокий и светлый ум, доброе и чуткое сердце остались в его книгах и научных трудах, которые помогают в процессе формирования учителей.

Заслуга В.А. Сухомлинского состоит в том, что он раскрыл педагогическое мастерство и показал, как много учителю нужно мудрости, душевности, искренности, чтобы в каждом ребенке видеть  личность, чтобы радоваться ее постепенному развитию и совершенствованию. В этой радости и есть суть педагогического труда. И  в связи с этим неотъемлемы будут его слова: «Учитель - это не только тот, кто передает ученикам зна­ния и умения. Это прежде всего тот, у кого ребенок, как у отца и матери, учится жить» [5,  с. 208].

Литература:

  1. Мышастая И. Следуя наследию В.А.Сухомлинского / И. Мышастая / / Приднепровье. - 2003. - 27 сент. - С. 3.
  2. Сухомлинский В. А. Избр. соч.: В 5-ти т. - К., 1976-1978. Т.5. - С. 114.
  3. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - Избр. произв. В 5-ти т. К., 1979. - Т.2. С. 449-450.
  4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1975. - С. 172.
  5. Учитель и дети. - Избр. произв. В 5-ти т. - К., 1977. Т. 5. - С. 208.
Просмотров работы: 30