Современный этап развития мирового общества характеризуется серьезными культурно-цивилизационными изменениями, основные из которых - расширение связей между государствами, усиление процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога. Стремление Украины интегрироваться в мировое сообщество делает ее более открытой для политических, экономических, культурных и научных отношений с разными странами мира, а это, в свою очередь, предоставляет возможность образовательным учреждениям развивать дружеские связи с зарубежными организациями, высшими учебными заведениями, принимать участие в разных за направлениями интернациональных образовательных проектах. Особенно актуальным становится вопрос о развитии у будущих специалистов коммуникативных умений, которые обеспечивают вход в мировое сообщество и позволяют успешно функционировать в нем [4]. В государственной программе "Учитель" отмечено, что развитие речевой личности является одним из главных направлений образовательной политики Украины, поскольку когнитивные аспекты функционирования личности, интеллект человека проявляются в языке [2; 3].
Процесс формирования коммуникативных умений будущего учителя иностранного языка начальной школы является невозможным без создания и выполнения определенных условий, от которых зависят результативность и эффективность его протекания, и которые влияют на качество подготовки будущих специалистов. Это подтверждается и высказыванием Ю.К. Бабанского, что эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он проходит [1].
Формирование готовности к коммуникативной деятельности будущего учителя иностранного языка начальной школы, по нашему мнению, возможна если в высшем учебном заведении создана иноязычная коммуникативная среда. Одной из форм реализации этой среды есть создание Центра межкультурных коммуникаций (http://cenincom.blogspot.com/), цель которого - организация международного сотрудничества и обеспечение мотивации иноязычного общения.
В этой статье мы рассматриваем цели, задания и содержание деятельности указанного выше Центра, который создан при Институте педагогического образования Николаевского государственного университета имени В.А. Сухомлинского.
Цель Центра состоит в сотрудничестве с ведущими университетами, благотворительными фондами и общественными организациями Украины и иностранных государств по такими направлениям:
В соответствии с поставленной целью основными заданиями Центра является:
Общая структура Центра формируется в соответствии с его заданиями.
Высшим органом руководства деятельностью является совет Центра, который формирует директор Центра. Директор Центра назначается ректором высшего учебного заведения.
Директор Центра:
Содержание работы Центра определяется в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Украины с учетом новейших достижений педагогической науки:
На данном этапе Центр межкультурных коммуникаций Института педагогического образования Николаевского государственного университета имени В.А. Сухомлинского развивает международные научные и образовательные связи с зарубежными высшими учебными заведениями на основе долгосрочных соглашений о сотрудничестве. Главными партнерами института являются: Уфимский филиал Московского государственного гумманитарного университета им. М.А. Шолохова (Россия), Марийский государственный университет имени Н.К. Крупской (Россия), Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины (Белоруссия), Чжецьзянский педагогический университет (Китай), «Фонд Кшижова для понимания европейского».
Студентам Николаевского национального университета имени В.А. Сухомлинского представилась возможность принять участие в трехстороннем студенческом обмене в рамках проекта «Национальная уникальность твоей страны» при поддержке «Фонда Кшижова для понимания европейского» в Польше (http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=fFGQbGeZVZ0). Польская сторона подготовила для студентов интересную программу. Все дни были расписаны по минутам. Польские студенты очень тепло встретили украинских и немецких коллег, организовав интересные экскурсии в музеи и замки. В течение недели состоялись украинского-польско-немецкие круглые столы и презентации, языковые игры на которых студенты узнавали о культуре других народов. Польские и немецкие студенты очень веселые, жизнерадостные, открытые к общению, всегда в постоянном движении. По истечению проекта студенты обменялись научной литературой, книгами, адресами, фотографиями. Польско-немецко-украинский студенческий обмен в международном молодежном центре «Фонд Кшижова для понимания европейского» -- это сочетание полезного с приятным. Украинские студенты вернулись оттуда не только с новыми знаниями но и с невероятными впечатлениями от увиденного. Проект «Национальная уникальность твоей страны» является очень важным для нашей страны, так как он содействует развитию межкультурных связей, языковых и коммуникативных навыков.
В течении 2009-2011 гг. студенты Центра принимали активное участие в виртуальном проекте «Snowblog CT net Сity», созданном преподавателем английского языка из Израиля - Гал Спрингман. Его участниками являются студенты Израиля, Украины, Китая, Америки, Палестины, Японии. Это инновационный проект, который перешел от массовой коммуникации к мотивированному социальному присутствию и взаимодействию сверстников. Хотя этот город виртуален по своей природе, в нем построены яркие межкультурные окрестности, состоящие из различных городских достопримечательностей, студенты из разных городов всего мира через личные рассказы и документы (в виде текста, фотографий, коротких видео). Таким образом, каждый житель виртуального города способствует реальному проявлению подлинной жизни современного города своей страны. Параллельно с виртуальным студенческим городком была создана и международная учебная среда, где студенты изучали Веб 2.0 технологии и их использование в педагогической деятельности.
Анализ опыта работы Центра подтвердил необходимость его организации в высшем учебном заведении, поскольку он способствует воспитанию уважения к культуре народов других стран, мобильности научных работников, преподавателей и студентов, повышению уровня учебы и исследовательской деятельности, развитию межкультурных связей, языковых и коммуникативных навыков, поиску интересных и смысловых форм организации жизни студентов, расширению их кругозора, эрудиции и познавательных интересов.
Литература