ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ «ЦЕНТРА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ «ЦЕНТРА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Современный этап развития мирового общества характеризуется серьезными культурно-цивилизационными изменениями, основные из которых - расширение связей между государствами, усиление процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога. Стремление Украины интегрироваться в мировое сообщество делает ее более открытой для политических, экономических, культурных и научных отношений с разными странами мира, а это, в свою очередь, предоставляет возможность образовательным учреждениям развивать дружеские связи с зарубежными организациями, высшими учебными заведениями, принимать участие в разных за направлениями интернациональных образовательных проектах. Особенно актуальным становится вопрос о развитии у будущих специалистов коммуникативных умений, которые обеспечивают вход в мировое сообщество и позволяют успешно функционировать в нем [4]. В государственной программе "Учитель" отмечено, что развитие речевой личности является одним из главных направлений образовательной политики Украины, поскольку когнитивные аспекты функционирования личности, интеллект человека проявляются в языке [2; 3].

Процесс формирования коммуникативных умений будущего учителя иностранного языка начальной школы является невозможным без создания и выполнения определенных условий, от которых зависят результативность и эффективность его протекания, и которые влияют на качество подготовки будущих специалистов. Это подтверждается и высказыванием Ю.К. Бабанского, что эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он проходит [1].

Формирование готовности к коммуникативной деятельности будущего учителя иностранного языка начальной школы, по нашему мнению, возможна если в высшем учебном заведении создана иноязычная коммуникативная среда. Одной из форм реализации этой среды есть создание Центра межкультурных коммуникаций (http://cenincom.blogspot.com/), цель которого - организация международного сотрудничества и обеспечение мотивации иноязычного общения.

В этой статье мы рассматриваем цели, задания и содержание деятельности указанного выше Центра, который создан при Институте педагогического образования Николаевского государственного университета имени В.А. Сухомлинского.

Цель Центра состоит в сотрудничестве с ведущими университетами, благотворительными фондами и общественными организациями Украины и иностранных государств по такими направлениям:

  • активное участие в работе международных организаций университетского образования (Magna Charta, Европейская ассоциация международного образования, сеть европейских университетов ЕМОС) и международных образовательных программах (ЯСОН, Польско-американского Фонда Воли и Фонда «Образование для демократии», государственного департамента США «Акт в поддержку свободы», British Council, академических обменов и др.);
  • научное, образовательное и культурное сотрудничество с ведущими университетами стран мира;
  • академические обмены, организация стажировок для преподавателей, студентов и аспирантов по научным, образовательным и культурным программам.

В соответствии с поставленной целью основными заданиями Центра является:

  • поддержка качественного уровня обучения и исследовательской деятельности с использованием международного сотрудничества и содействия мобильности научных работников, преподавателей и студентов за счет заключения двух и многосторонних договоров о сотрудничестве;
  • поиск возможностей качественной и эффективного учебы и стажировки студентов и преподавателей в заграничных институциях;
  • установление международного сотрудничества в отрасли исследований и поиск финансирования, в том числе международного, для осуществления таких исследований;
  • использование возможностей для распространения в мире информации и знаний о высших учебных заведениях Украины;
  • содействие развитию межкультурных связей, языковых и коммуникативных навыков;
  • воспитание уважения к культуре других народов.

Общая структура Центра формируется в соответствии с его заданиями.

Высшим органом руководства деятельностью является совет Центра, который формирует директор Центра. Директор Центра назначается ректором высшего учебного заведения.

Директор Центра:

  • непосредственно руководит всей работой и несет ответственность за научно методический уровень, своевременное выполнение и результативность научной деятельности Центра;
  • представляет на рассмотрение совета и ректора высшего учебного заведения план работы Центра и отчитывается о его выполнении;
  • обеспечивает координацию деятельности Центра со структурными подразделениями университета, другими учебными заведениями и научными учреждениями;
  • формирует кадровый состав Центра и его подразделов.

Содержание работы Центра определяется в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Украины с учетом новейших достижений педагогической науки:

  1. Взаимный обмен учебно-методическими планами, программами, научной литературой, книгообмен.
  2. Предоставление информационно-консультативной помощи студентам и преподавателям (журнал учета пользователей программ, аппликационных форм, другой информации, предоставленной международными фондами).
  3. Организация презентации программ IREX, MUSKIE и других, финансированных американским правительством для учебы и научно-исследовательской работы в США.
  4. Представление программ FULBRIGHT, финансированных американским правительством для студентов и молодых научных работников, на получение степени бакалавра, магистра, кандидата и доктора наук в университетах США.
  5. Подготовка информации о международных связках университета для веб-сайта высшего учебного заведения.
  6. Переписка с заграничными высшими учебными заведениями и организациями, осуществление перевода на иностранный язык официальной информации.
  7. Организация участия в международных научных конференциях, симпозиумах, «круглых столах» и семинарах.
  8. Организация академических обменов, стажировок для преподавателей, студентов и аспирантов по научным, образовательным и культурным программам.
  9. Результаты работы Центра должны обнародоваться на конференциях разного уровня, «круглых столах», семинарах, в периодических публикациях и тому подобное.

На данном этапе Центр межкультурных коммуникаций Института педагогического образования Николаевского государственного университета имени В.А. Сухомлинского развивает международные научные и образовательные связи с зарубежными высшими учебными заведениями на основе долгосрочных соглашений о сотрудничестве. Главными партнерами института являются: Уфимский филиал Московского государственного гумманитарного университета им. М.А. Шолохова (Россия), Марийский государственный университет имени Н.К. Крупской (Россия), Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины (Белоруссия), Чжецьзянский педагогический университет (Китай), «Фонд Кшижова для понимания европейского».

Студентам Николаевского национального университета имени В.А. Сухомлинского представилась возможность принять участие в трехстороннем студенческом обмене в рамках проекта «Национальная уникальность твоей страны» при поддержке «Фонда Кшижова для понимания европейского» в Польше (http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=fFGQbGeZVZ0). Польская сторона подготовила для студентов интересную программу. Все дни были расписаны по минутам. Польские студенты очень тепло встретили украинских и немецких коллег, организовав интересные экскурсии в музеи и замки. В течение недели состоялись украинского-польско-немецкие круглые столы и презентации, языковые игры на которых студенты узнавали о культуре других народов. Польские и немецкие студенты очень веселые, жизнерадостные, открытые к общению, всегда в постоянном движении. По истечению проекта студенты обменялись научной литературой, книгами, адресами, фотографиями. Польско-немецко-украинский студенческий обмен в международном молодежном центре «Фонд Кшижова для понимания европейского» -- это сочетание полезного с приятным. Украинские студенты вернулись оттуда не только с новыми знаниями но и с невероятными впечатлениями от увиденного. Проект «Национальная уникальность твоей страны» является очень важным для нашей страны, так как он содействует развитию межкультурных связей, языковых и коммуникативных навыков.

В течении 2009-2011 гг. студенты Центра принимали активное участие в виртуальном проекте «Snowblog CT net Сity», созданном преподавателем английского языка из Израиля - Гал Спрингман. Его участниками являются студенты Израиля, Украины, Китая, Америки, Палестины, Японии. Это инновационный проект, который перешел от массовой коммуникации к мотивированному социальному присутствию и взаимодействию сверстников. Хотя этот город виртуален по своей природе, в нем построены яркие межкультурные окрестности, состоящие из различных городских достопримечательностей, студенты из разных городов всего мира через личные рассказы и документы (в виде текста, фотографий, коротких видео). Таким образом, каждый житель виртуального города способствует реальному проявлению подлинной жизни современного города своей страны. Параллельно с виртуальным студенческим городком была создана и международная учебная среда, где студенты изучали Веб 2.0 технологии и их использование в педагогической деятельности.

Анализ опыта работы Центра подтвердил необходимость его организации в высшем учебном заведении, поскольку он способствует воспитанию уважения к культуре народов других стран, мобильности научных работников, преподавателей и студентов, повышению уровня учебы и исследовательской деятельности, развитию межкультурных связей, языковых и коммуникативных навыков, поиску интересных и смысловых форм организации жизни студентов, расширению их кругозора, эрудиции и познавательных интересов.

 

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977. - 256с.
  2. Державна національна програма "Освіта. Україна ХХІ століття". - К.: Райдуга, 1994. - 61с.
  3. Державна програма "Вчитель" // Інформаційний збірник Міністерства освіти і науки України. - 2002.- №10. - К. - С. 6.
  4. Загальноєвропейські Рекомендації з мовної освіти: вивчення, викладання, оцінювання/Науковий редактор українського видання проф. С.Ю.Ніколаєва. - К.: Ленвіт, 2003. - 273с.
Просмотров работы: 3