ДИФФЕРИНЦИАЦИЯ В ОБЫЧНОМ КЛАССЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДИФФЕРИНЦИАЦИЯ В ОБЫЧНОМ КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся происходит только на основе диагностики их реальних учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи  с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала). Чтобы осознать необходимость и эффективность предлагаемого подхода, полезно вспомнить учение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего (потенциального) развития детей. Если ученик без посторонней помощи выполняет задания учителя за отведенное время, то в этом случае говорять, что он обучается в зоне своего актуального развития, что недостаточно, ибо он не испытывает никаких интелектуальных напряжений и потому его развитие, по сути, не происходит.

Когда при выполнении задания ребенок говорит: "Я это выполнить не могу, не знаю как", но при оказании ему минимальной помощи со стороны учителя он его выполняет,говорять, что обучение ребенка происходит в зоне его ближайшего развития.

"А какая разница, что менять: степень сложности или степень подсказки?". Разница есть. При постоянном упрощении материала мы фактически сдвигаем (опускаем) границы зоны ближайшего развития до уровня неуспевающего. При оказании разной степени помощи (при ее дифференциации) мы подтягиваем всех интелектуально полноценных детей на нужную нам образовательную ступень.

Очень важно, чтобы учителя, оказывая помощь ученику, составляя многочисленные карточки-консультации, таблицы советов, памятки, помнили: задания должны быть подобраны так, чтобы даже слабоуспевающие проявляли максимум самостоятельности, имели реальную возможность развития.

Главная цель дифференцированной помощи состоит не в том, чтобы каким-то способом создать возможность поставить ученику "тройку", а в том, чтобы всех интеллектуально полноценных детей поднять на нужную учителю образовательную ступень, соответствующую максимальным возможностям конкретного ребенка в зоне его ближайшего развития (то есть на оптимальный для него уровень).

Эффективность урока - это не отличные ответы отдельных учеников, а хорошие знания всех. Именно это является основной задачей дифференциации в пределах одного класса. Реализация этого важнейшего дидактического принципа в условиях обычного класса в первую очередь зависит от большого желания учителя научить каждого ученика непосредственно на данном уроке.

Что же обеспечивает успешное применение этого подхода?

  1. Учитель должен глубоко знать каждого ученика, систематически вести психолого-педагогические наблюдения.
  2. Класс-кабинет должен быть творческой лабораторией.
  3. Приблизить  обучение к повседневной жизни, личного опыта детей.
  4. Активизировать учебную деятельность младших школьников.
  5. Умело использовать меры поощрения.
  6. Следует четко определить, на каком этапе урока нужна дифференциация, предусмотреть варианты заданий, подобрать подсказки как зрительную опору при выполнении упражнений.
  7. Всегда помнить, что центральное место в достижении учебной цели принадлежит системе упражнений. Только при условии, что их виды, последовательность и количество взаимно согласованы можно достичь высокого качества конечных результатов.

Учителю необходимо знать различные виды дифференцированной помощи, чтобы было из чего выбирать, чтобы было чем, при необходимости, воспользоваться.

Для ускоренного развития учащихся необходимо подбирать соответствующий материал и формировать рациональные умения самостоятельной работы, необходимых для усвоения материала. Но даже зная этот методический материал, нужно понимать основу выбора того или иного вида помощи для конкретного ребенка.

Литература

  1. Выготский Л.С.. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
  2. Логачевская С.П.. Дифференциация в обычном классе. - К.. 1998.
  3. Поташник М.М.. Требования к современному уроку. - М., 2007
Просмотров работы: 4