Актуальность. Увлекшись в школе образованием детей, сообщая им каждый раз больше информации из разных предметов, значительную часть которых ни дети, ни взрослые никогда не используют, мы забыли научить детей чуть ли не самого главного в жизни - как быть здоровыми. Для Украины сегодня это сверхзадание. От здоровья нации зависит существование самого государства. Ведь в самых богатых странах уже давно произведены стандарты здорового образа жизни. Их отстаивают государственные и общественные институты, ими руководствуются общество и его граждане.
Проблема сохранения здоровья населения все более четко осознается представителями системы образования как профессионально значимая. Это объясняется, в первую очередь, тем, что само понятие «здоровья» стало трактоваться более широко, чем простое отсутствие заболевания, у него все чаще укладывается социокультурное содержание: современные определения здоровья включают такие компоненты, как субъективне благополучие и ответственное поведение. Здоровъя ребенка, ее физическое и психологическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной мере определяются условиями ее жизни, в первую очередь условиями ее жизни в школе. На годы учебы ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Поэтому данная тема на сегодня является очень актуальной.
Что такое «здоровая» школа? Наверное, это такая организация, в которой труд и обучение радостные, в которой нет физического и психического насилия, в которой исключается варварское вторжение в жизнь личности. Это дом, где жизнь организована природосоответствующем, по принципам сосуществования и сотрудничества. Это место, где человек не чувствует себя неполноценным, одиноким и покинутым.
Современный взгляд понимает под здоровьем человека феномен, который включает четыре основные составляющие здоровья: физическое, психическое, духовное и социальное здоровье.
Физическое здоровье определяется такими факторами, как индивидуальные особенности анатомического строения тела, физиологические функции организма в различных условиях окружающей среды, во время покоя и движения, уровень физического развития органов и систем организма.
К сфере психического здоровья относят индивидуальные характеристики психических процессов и свойств человека - особенности мышления, характера, психоемоционального типа (в частности, возбужденность, эмоциональность, чувствительность), которые обусловливают силу и скорость реакций на раздражители и жизненные ситуации, уровень стресса, вероятность афектов, воображения, чувства и т.д.. Психическое здоровье также в значительной мере предопределяет потребности человека, мотивацию, психологические установки, жизненные цели и т.д.
Духовное здоровье тесно связано с богатством духовного мира личности, знанием и восприятием духовной культуры (ценностей образования, науки, искусства, религии, морали, этики и т.д.), включает уровень сознания, особенности мировоззрения, жизненной самоидентификация, отношение к смыслу жизни, оценку собственных способностей и возможностей их реализации в соответствии с осознанным идеалов, особенности жизненных целей, вообще ментальность человека.
Социальное здоровье характеризуется уровнем социализация личности, отношением к нормам и правилам, принятых в обществе, социальными связями с людьми и социальными институтами, приобретенным социальным статусом и стремлением к его повышению в рамках действующих законов и нравственных традиций, источниками и уровнем доходов и расходов и т.д.. Эффективность процесса формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни зависит от направленности воспитательного процесса, форм и методов его организации. Обязательным компонентом национальнго образования должны быть знания о формировании, сохранении и укрепления здоровья человека. Тем более, что за последнее десятилетие в результате эколого-экономического кризиса, состояние здоровья населения резко ухудшилось. Прежде всего это касается детей и подростков.
Социальная важность и необходимость решения проблемы укрепления здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания следует со стратегии устойчивого развития и государственной политики.
Выводы. Решение проблемы сохранения собственного здоровья заложены в самом человеке, в знании и понимании ею проблем формирования, сохранения, укрепления и возобновления его, а также в умении придерживаться правил здорового образа жизни. Дети должны осознавать, что будущее каждого, как и государства вцелом - за здоровыми поколениями, потому что физически и морально нездоровый человек неспособен творить и приносить пользу другим людям. Вся работа из утверждения здорового образа жизни должна проводиться обдумано, обстоятельно, с учетом возрастных особенностей учеников. При этом необходимо принять во внимание следующие советы: подавая информацию о курении, алкоголи, наркотиках, необходимо придерживаться принципов комплексного и систематического изложения материала относительно профилактики и снижения зависимости от вредных привычек; работу подчинить одной цели: формирование у детей и подростков ориентации на здоровый способ жизни.
Список использованной литературы