ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Одной из определяющих тенденций развития современного мирового образования является ее направленность на личность человека. Школа должна создать условия в которых каждый ребенок займет достойное с точки зрения своих интересов и прав место в учебно - воспитательном процессе, то есть его содержание и организация должны максимально соответствовать индивидуальным возможностям и быть ориентированными на их гармоничное развитие. Вопросы воспитания личности всегда привлекали внимание педагогов и психологов. В наше время, когда происходят коренные изменения общественной жизни, переосмысливаются социокультурные ценности, они приобретают особую актуальность. Научные подходы к разработке технологий воспитания в современных условиях разработаны в исследованиях И. Беха, В. Белоусовой, Н. Боришевский, В. Воронова, А. Галян, Н. Головановой, С. Гончаренко, Г. Даниловой, В. Добровского, Г. пассажирских, А. Кононко, А. Нисимчук.

Цель исследования - раскрыть сущность, разнообразие и особенности современных воспитательных технологий.

Согласно «Словарю основных терминов и понятий  превентивного воспитания»: технология воспитательная - обоснованный выбор характера операционного воздействия при общении учителя с детьми, с целью максимального развития личности как субъекта; как система знаний, необходимых учителю для реализации стратегий, тактики, процедуры воспитания.

Технологию воспитания ученые рассматривают как научно обоснованную систему педагогических средств, форм, методов, их этапность, нацеленность на решение конкретного воспитательного задачи.

За последние десятилетия современные воспитательные технологии приобрели такие черты:

  • Процесс воспитания личности осуществляется в контексте национальной и общечеловеческой культуры, и содержание культуры определяет содержание воспитания. Путь к вершине человеческой цивилизации свой, не повторный, ментально окрашенный;
  • Свобода выбора подрастающего поколения является основой методологического решения воспитательных проблем;
  • Границы воспитания расширяются и охватывают обучение и образование как средство воспитания;
  • В воспитании должны гармонично сочетаться интересы личности, общества, государства, нации.

Составляющими воспитательных технологий есть формы организации и способы воспитания. Процесс воспитания осуществляется в определенных организационных формах (индивидуальные, групповые, коллективные, массовые). Сфера воспитания является открытой к поиску альтернативных способов воспитания.

 Внедрение современных воспитательных технологий осуществляется в следующих направлениях:

  • При преподавании предметов гуманитарного и естественного циклов;
  • В процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы и в работе с родителями;
  • Через общеобразовательные и внешкольные учебные заведения, социальные службы, специальные учреждения;
  • Через взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями;
  • в деятельности ученического самоуправления;
  • Через законодательную политику в области образования, здравоохранения, социальной деятельности, по воспитательной работе с учащейся молодежью.

Использование воспитательной технологии есть всегда выбор стратегии, приоритетов, системообразующих факторов взаимодействия воспитателя и воспитанников, а также выбором тактики и стиля воспитательной работы с ними.

Воспитательная работа в школе базируется на принципах педагогической диагностики. На констатирующем этапа эксперимента по внедрению воспитательных технологий в воспитательном процессе общеобразовательной школы педагоги подбирают диагностические методы, изучают личностные качества учащихся. Использование результатов тестирования, анкетирования, наблюдения дает возможность определять уровень развития классного коллектива, увидеть проблему, разработать программу их решения, наблюдать за динамикой изменений.

Внедрение воспитательных технологий - сложная но интересная работа. Для достижения результатов требуется серьезная и самостоятельная работа каждого члена коллектива. Одним из важных этапов работы педагогического коллектива над внедрением современных воспитательных технологий является начальный период, когда происходит переориентация педагогических, дидактических, организационных действий на ознакомление с основной целью и задачами внедрения воспитательных технологий. Чтобы эти технологии действовали, необходимо, во-первых, желание целенаправленно действовать, экспериментировать, а во - вторых, поддержка руководством учебного заведения творческой инициативы педагога.

Литература:

  1. Бех И.Д.Воспитание личности: кн.2:личносно ориентированый подход: научно-практические основы:Научное издание.К.:Либидь,2003.-280
  2. Гречаник А.Е. Современные воспитательные системы и технологии воспитания / А.Е. Гречаник / / Воспитательная работа в школе (Основа) -2010.
Просмотров работы: 134