Одной из определяющих тенденций развития современного мирового образования является ее направленность на личность человека. Школа должна создать условия в которых каждый ребенок займет достойное с точки зрения своих интересов и прав место в учебно - воспитательном процессе, то есть его содержание и организация должны максимально соответствовать индивидуальным возможностям и быть ориентированными на их гармоничное развитие. Вопросы воспитания личности всегда привлекали внимание педагогов и психологов. В наше время, когда происходят коренные изменения общественной жизни, переосмысливаются социокультурные ценности, они приобретают особую актуальность. Научные подходы к разработке технологий воспитания в современных условиях разработаны в исследованиях И. Беха, В. Белоусовой, Н. Боришевский, В. Воронова, А. Галян, Н. Головановой, С. Гончаренко, Г. Даниловой, В. Добровского, Г. пассажирских, А. Кононко, А. Нисимчук.
Цель исследования - раскрыть сущность, разнообразие и особенности современных воспитательных технологий.
Согласно «Словарю основных терминов и понятий превентивного воспитания»: технология воспитательная - обоснованный выбор характера операционного воздействия при общении учителя с детьми, с целью максимального развития личности как субъекта; как система знаний, необходимых учителю для реализации стратегий, тактики, процедуры воспитания.
Технологию воспитания ученые рассматривают как научно обоснованную систему педагогических средств, форм, методов, их этапность, нацеленность на решение конкретного воспитательного задачи.
За последние десятилетия современные воспитательные технологии приобрели такие черты:
Составляющими воспитательных технологий есть формы организации и способы воспитания. Процесс воспитания осуществляется в определенных организационных формах (индивидуальные, групповые, коллективные, массовые). Сфера воспитания является открытой к поиску альтернативных способов воспитания.
Внедрение современных воспитательных технологий осуществляется в следующих направлениях:
Использование воспитательной технологии есть всегда выбор стратегии, приоритетов, системообразующих факторов взаимодействия воспитателя и воспитанников, а также выбором тактики и стиля воспитательной работы с ними.
Воспитательная работа в школе базируется на принципах педагогической диагностики. На констатирующем этапа эксперимента по внедрению воспитательных технологий в воспитательном процессе общеобразовательной школы педагоги подбирают диагностические методы, изучают личностные качества учащихся. Использование результатов тестирования, анкетирования, наблюдения дает возможность определять уровень развития классного коллектива, увидеть проблему, разработать программу их решения, наблюдать за динамикой изменений.
Внедрение воспитательных технологий - сложная но интересная работа. Для достижения результатов требуется серьезная и самостоятельная работа каждого члена коллектива. Одним из важных этапов работы педагогического коллектива над внедрением современных воспитательных технологий является начальный период, когда происходит переориентация педагогических, дидактических, организационных действий на ознакомление с основной целью и задачами внедрения воспитательных технологий. Чтобы эти технологии действовали, необходимо, во-первых, желание целенаправленно действовать, экспериментировать, а во - вторых, поддержка руководством учебного заведения творческой инициативы педагога.
Литература: