Исходя из общеправового принципа равноправия граждан и запрета дискриминации, это утверждение в полной мере можно отнести и к лицам, принадлежащим к наименее обеспеченным и слабо защищенным в социально-правовом отношении или оказавшимся в сложной жизненной ситуации в силу сложившихся обстоятельств. Государство, объявившее себя социальным, обязано стремиться к обеспечению социального равенства путем установления различного рода льгот тем, кто которые имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В современных период, период перестройки и реформирования всех сторон жизни российского государства, государственная поддержка и социальна защита нетрудоспособных членов общества приобретает особое значение, возводиться в разряд первоочередных задач. Необходимость пристального внимания к данной категории граждан со стороны государства в равной мере обусловлена и их высокой численностью, и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.
Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 13 млн. инвалидов (данные на 2011 год). В стране ежегодно признаются инвалидами свыше одного миллиона человек, из лих более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также негативная тенденция постоянного увеличения числа детей-инвалидов. В настоящее время 4,5% детей, проживающих в Российской Федерации, то есть 1,7 млн. человек, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья .
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На различных исторических этапах, эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие. В настоящее время государственная система социального обеспечения большинства стран мира занимает основное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.
Международный характер и острота проблемы потребовали её общемирового решения: В рамках ООН в 1975 году был принят первый международный акт -Декларация о правах инвалидов, в 2006 году -Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. Генеральная Ассамблея ООН приняла этот договор, основываясь на убеждении, что «всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.
В Конституции РФ права и свободы инвалидов, защита их интересов как и других каких-то отдельно взятых групп населения, отдельно не оговариваются, а презюмируется их гарантия и обеспечение наряду со всеми гражданами России, то есть на равных условиях.
Социальные реформы последних лет внесли существенные коррективы в правовое регулирование данной сферы, сформировали новые направления, приоритеты и цели. В результате этого появились и новые виды социальной защиты, сформировалась иная система государственных органов, значительно отличающаяся от действовавшей в этой области ранее.
В России права инвалидов на участие в жизни общества закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации и гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод. В целях формировании я правового поля государственной поддержки инвалидов разработаны и введены в действие такие законы как Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" и другие специальные законы. Важные аспекты проблемы инвалидности нашли свое отражение и в Налоговом кодексе, Кодексе законов о Труде, Градостроительном кодексе РФ.
Следует заметить, что до вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствовали, что в реальной действительности затрудняло реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав. Например, большинство инвалидов из-за не созданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые и учебные строения и выезда из них инвалидных колясок, отсутствия или недостаточность специальных программ обучения не могли в полном объеме пользоваться объектами социальной инфраструктуры.
С принятием Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации[2]" в 1996 году, в котором с учетом мировой практики определены понятие и критерии инвалидности, ситуация изменилась в лучшую сторону. В законе акцент сделан не на полную или частичную потерю трудоспособности, а на нуждаемость в социальной помощи из-за стойкого расстройства функций организма, была определена компетенция федеральных органов по социальной защите этой категории граждан, установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам. Но главное, были подняты вопросы, направленные на решение проблем, связанных с приспособлением объектов физической и информационной среды к нормальной жизнедеятельности инвалида.
В настоящее время в России продолжается реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения её в соответствие с новой социально-экономической реальностью, имеет место тенденция изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами стали признаваться не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и граждане, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, общение, ориентация, контроль за своим поведением, обучение). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечение доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Вместе с тем, следует заметить, что в Российской Федерации, в силу несовершенства нормативного урегулирования данной сферы общественных отношений, а также недостаточности финансовых возможностей, выделяемых на реализацию программ по поддержке инвалидов, предпринимаемые государством меры оставляют желать лучшего, ибо не обеспечивают в полной мере, предусмотренные международными Стандартами и российским законодательством положения о создании равных прав и возможностей инвалидам для полноценного участия их в жизни общества и государства.
Все это свидетельствует о существовании объективной потребности в осуществлении комплексных мер по реализации конституционных принципов защиты гражданских прав и свобод одной из наиболее социально незащищенных групп граждан нашего государства.
Литература
[1] Ст. 2 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
[2] Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации// "Российская газета", N 234, 02.12.1995