ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Действующая Конституция Российской Федерации  провозгласила Российскую Федерацию правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства[1]. Важнейшими среди прав и свобод человека являются право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из общеправового принципа равноправия граждан и запрета дискриминации, это утверждение в полной мере можно отнести и к лицам, принадлежащим к наименее обеспеченным и слабо защищенным в социально-правовом отношении или оказавшимся в сложной жизненной ситуации в силу сложившихся обстоятельств.  Государство, объявившее себя социальным, обязано стремиться к обеспечению социального равенства путем установления различного рода льгот тем, кто которые имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В современных  период, период перестройки и реформирования всех сторон жизни  российского государства, государственная поддержка и социальна защита нетрудоспособных членов общества   приобретает особое значение, возводиться в разряд первоочередных задач. Необходимость пристального внимания к данной категории граждан со стороны государства в равной мере обусловлена и их высокой численностью, и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 13 млн. инвалидов (данные на 2011 год). В стране ежегодно признаются инвалидами свыше одного миллиона человек, из лих более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также негативная тенденция постоянного увеличения числа детей-инвалидов. В настоящее время 4,5% детей, проживающих в Российской Федерации, то есть 1,7 млн. человек, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья .

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На  различных  исторических этапах, эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие. В настоящее время  государственная система социального обеспечения большинства стран мира занимает основное  место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

Международный характер  и острота проблемы потребовали её общемирового решения: В рамках ООН в 1975 году был принят первый международный акт -Декларация о правах инвалидов, в 2006 году -Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. Генеральная Ассамблея ООН приняла этот договор, основываясь на убеждении, что «всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.

В Конституции РФ права и свободы инвалидов, защита их интересов как и других каких-то отдельно взятых групп населения,  отдельно не оговариваются, а презюмируется  их  гарантия и обеспечение  наряду со всеми гражданами России, то есть на равных условиях.

Социальные реформы последних лет внесли существенные коррективы в правовое регулирование данной сферы, сформировали новые направления, приоритеты и цели. В результате этого появились и новые виды социальной защиты, сформировалась иная система государственных органов, значительно отличающаяся от действовавшей в этой области ранее.

В России права инвалидов на участие в жизни общества закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации и гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.  В целях формировании я правового поля государственной поддержки инвалидов разработаны и введены в действие такие законы как Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" и другие специальные законы. Важные аспекты проблемы инвалидности нашли свое отражение  и в Налоговом кодексе, Кодексе законов о Труде, Градостроительном кодексе РФ.

 Следует заметить, что до вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствовали, что в реальной действительности затрудняло реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав. Например, большинство инвалидов из-за не созданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые и учебные строения и выезда из них инвалидных колясок, отсутствия или недостаточность специальных программ обучения не могли в полном объеме пользоваться объектами социальной инфраструктуры.

С принятием  Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации[2]" в 1996 году, в котором с учетом мировой практики определены понятие и критерии инвалидности, ситуация изменилась в лучшую сторону. В законе акцент сделан не на полную или частичную потерю трудоспособности, а на нуждаемость в социальной помощи из-за стойкого расстройства функций организма, была определена компетенция федеральных органов по социальной защите этой категории граждан, установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам. Но главное, были подняты вопросы, направленные на решение проблем, связанных с приспособлением объектов физической и информационной среды к нормальной жизнедеятельности инвалида.

В настоящее время в России продолжается  реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения её в соответствие с новой социально-экономической реальностью, имеет место тенденция  изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами стали признаваться не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и граждане, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, общение, ориентация, контроль за своим поведением, обучение). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечение доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Вместе с тем, следует заметить,  что  в Российской Федерации,  в силу несовершенства нормативного урегулирования  данной сферы общественных отношений, а также недостаточности финансовых возможностей, выделяемых на  реализацию программ по поддержке инвалидов, предпринимаемые государством меры  оставляют желать лучшего, ибо  не обеспечивают  в полной мере, предусмотренные  международными Стандартами и российским законодательством положения о  создании равных прав и возможностей инвалидам для полноценного участия их в жизни общества и государства.

Все это свидетельствует о существовании объективной  потребности в осуществлении комплексных мер по реализации конституционных принципов защиты гражданских прав и свобод одной из наиболее социально незащищенных групп граждан нашего государства.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации// "Российская газета", N 234, 02.12.1995


[1]  Ст. 2 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009

[2] Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации// "Российская газета", N 234, 02.12.1995

Просмотров работы: 53