ПРАВОВОЙ ИММУНИТЕТ КАК ФАКТОР КОРРУПЦИОННОГО РИСКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРАВОВОЙ ИММУНИТЕТ КАК ФАКТОР КОРРУПЦИОННОГО РИСКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Действующая Конституции Российской Федерации провозгласила права и свободы человека как приоритетные и наиболее значимые социальные ценности, признала необходимость соблюдения общепринятых стандартов в области прав и свобод человека. Один из основополагающих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, гласит, что все равны перед законом и судом[1,ст.19]. Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств, то есть   независимо от каких-либо  личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими. Вместе с тем на конституционном и общефедеральном уровне существуют отступления от важнейшего конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, заключающиеся в установлении  правового  иммунитета для отдельных категорий лиц.

Закрепление  в законодательных нормах   иммунитета обусловлено необходимостью  создания для определенной категории  субъектов возможности беспрепятственного осуществления деятельности связанной  с  интересами государства, общества, личности, обеспечения повышенной  правовой защиты в сфере юридической ответственности. Иммунитет является правовым инструментом, используемым государством в целях предоставления исключительного права лицам, занимающим особое место в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим  положениям закона.  Правовой иммунитет является  условием, благодаря которому обеспечивается  государственное управление, выполняются государственно-служебные  функции,  и  выступает необходимым элементом любого государства. Иммунитет - особый вид привилегии, обеспечивающий  своим обладателям   правовую неприкосновенность.

Вместе с тем, следует констатировать, что  в современный период  правовой  иммунитет  все чаще  и чаще не отвечает своему предназначению и используется его носителями в целях, не совместимыми с понятиями законности и правомерного поведения. Современный период развития российского общества характеризуется  такими  опасными социальными явлениями «как организованная преступность, бюрократизм, коррупция, которые буквально «захлестнули формирующийся российский государственный аппарат, деформировали его структуру»[4,С.3]. Практически «на всех уровнях организации и функционирования власти разбалансированы ее основные компоненты - права, обязанности и ответственность. Права концентрируются на одних уровнях, обязанности распределены по другим уровням, а правовая ответственность власти, как правило, вообще не определена»[2,С.285].

Наделение широкого круга лиц правовыми преимуществами, сложность процедуры привлечения  их к ответственности и  уровень совершаемых ими  нарушений, заставляет по-новому взглянуть на институт правового иммунитета, который воспринимается  как своеобразный коррупционный фактор, расширяющий в некоторых ситуациях  возможность совершения правонарушений. Совершенно справедливым и  отвечающим современным реалиям  видится мнение  М. Амеллера, выраженное еще в 1967 году и применимое ко всем обладателям   правового иммунитета: «На той стадии развития, которой парламент достиг сегодня, институт иммунитета представляется, менее оправданным. Общественное мнение склонно рассматривать его как привилегию, из которой неправомерно извлекают выгоды непосредственно заинтересованные стороны»[4,С.113].

 На наш взгляд, на данном витке развития общества следует пересмотреть  вопросы неприкосновенности отдельных категорий субъектов и, в первую очередь, касающиеся ответственности за совершаемые правонарушения. Такая постановка вопроса повысит степень доверия граждан  к государству и его органам, будет способствовать снижению коррупционных рисков.  Наступление реальной ответственности государственных служащих, депутатов и  других служителей народа и обеспечение гарантий их деятельности в виде правового иммунитета  не являются  взаимоисключающими понятиями,  ибо  дополняют друг друга и  повышают социальный статус должностных лиц.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
  2. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М., 2002.- С. 285
  3. Парламенты. Сравнительное исследование структуры и деятельности представительных учреждений 55 стран мира. Новое и пересмотренное издание, подготовленное доктором Мишелем Амеллером. - М., 1967.-С.113
  4. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): Автореф. дисс... к. ю. н. - Екатеринбург, 2001. - С. 3
Просмотров работы: 3