Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации является абсолютным имущественным правом. Общие требования к договору об отчуждении исключительного права установлены ст. 1234 ГК.
В связи с расширением круга случаев, предоставляющих участникам гражданских правоотношений пользоваться преимущественными правами приобретения права собственности и отсутствием четких гарантий их реализации и защиты, на практике возникают многочисленные проблемы. Одной из таких проблем является продажа результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, имущественных прав, в первую очередь, когда такая продажа связана с принуждением и осуществляется с торгов и аукционов.
Следует отметить, что в специальной литературе до сих пор нет не только единства мнения о правовой природе преимущественных прав, но и отсутствует общепринятое понятия преимущественных прав.
В соответствии с п. 4 ст. 454 Гражданского кодекса РФ нормы о договоре купли-продажи, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав, применяются к продаже имущественных прав[1].
Помимо отчуждения прав с согласия правообладателя, все имущественные права могут продаваться с публичных торгов в порядке исполнения судебных решений. Так, в ст. 75 Федерального закона об исполнительном производстве указано, что «в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе:
Обращение взыскания на имущественные права должников, безусловно, является одним из перспективных направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов но в то же время не находит своего широкого применения вследствие отсутствия четкого механизма реализации данной нормы и отдельными практическими и законодательными проблемами. Неурегулированность отдельных положений касающихся продажи исключительных прав с торгов, не редко приводит к судебным спорам.
Преимущественные права, понимается нами как право, которое предоставляет собственнику или иному управомоченному лицу, в установленных законом случаях в первоочередном порядке претендовать на приобретение, либо возврат этих прав. При этом не должна иметь место уступка этого преимущественного права и отказ от них в пользу третьих лиц.
Преимущественное право покупки не применяется при дарении, продаже доли другому сособственнику, заключении договора купли-продажи с условием пожизненного содержания продавца, продаже с публичных торгов.
Следует отметить, что процедура реализации права преимущественной покупки достаточно хорошо закреплена в Федеральном законе от 25.12.2008 N 284-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О передаче прав на единые технологии", где указано, что «Организатор закрытого конкурса на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии направляет приглашения принять участие в закрытом конкурсе заранее определенным лицам, в том числе исполнителю» [3].
Статьей 7 этого же закона установлено, что «исполнитель пользуется преимущественным правом, если он является участником соответствующих конкурса или аукциона. Победителем конкурса при прочих равных условиях признается исполнитель.
Исполнитель признается победителем аукциона, если после троекратного объявления аукционистом последнего предложенного размера вознаграждения за отчуждение права на единую технологию по договору о его отчуждении или последнего предложенного размера вознаграждения по лицензионному договору он заявил о своем намерении уплатить такой размер вознаграждения и при этом никакой другой участник аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокий размер вознаграждения.
То, что касается прав автора произведения или исполнителя, то они имеют преимущественное право покупки, права использования принадлежащего лицензиату, реализуемого с публичных торгов в целях обращения на него взыскания, что предусмотрено ст.1284 и 1319 ГК РФ.
То есть, такое право распространяется лишь в тех случаях, когда автор является лицензиаром, так как статьи, в которых устанавливается рассматриваемое правило, определяют особенности обращения взыскания на исключительное право, принадлежащее автору или исполнителю.
В то же время, законодатель не установил такого правила в главах 72-76 ГК РФ относительно авторов изобретений, селекционных достижений и авторов других результатов интеллектуальной и приравненной к ней деятельности.
На наш взгляд, данное положение должно распространяться на все объекты интеллектуальной собственности и не только тогда, когда автор является лицензиатом. Процедура реализации преимущественного права может быть аналогичной той, которая установлена для такого объекта как единые технологии.
Автору результата интеллектуальной деятельности должно быть предоставлена возможность приобретать исключительное право по начальной цене до реализации его на публичных торгах, в том числе и в случаях обращения взыскания на такие права по судебному решению, то есть преимущественным правом покупки должен обладает автор любого результата интеллектуальной деятельности в случае, когда ему принадлежит исключительное право.
Следует помнить правило, что при обращении взыскания необходимо также учитывать, что передача прав на интеллектуальную собственность возможна только с согласия правообладателя.
Кроме того, необходимо распространить преимущественное право автора результата интеллектуальной деятельности и на те случаи, когда он передал исключительные права третьему лицу, на имущество которого обращено взыскание.
Литература:
[1] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410
[2] Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об исполнительном производстве"// "Российская газета", N 223, 06.10.2007
[3] Ст. 4 Федерального закона от 25.12.2008 N 284-ФЗ ред. от 06.12.2011) "О передаче прав на единые технологии"// "Российская газета", N 266, 30.12.2008