ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЛП-ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЛП-ТЕХНОЛОГИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день современная общественность предъявляет серьезные требования к человеку, его личности, взаимоотношениям с окружающей действительностью. Человек живет среди людей и, взаимодействуя с ними, реализует свои потребности, желания, преследует собственные цели, интересы. Мир превратился бы в арену столкновений, самоутверждений или стал бы полем сражений, если люди не научились постоянно согласовывать свои интересы.

Актуальность исследования.

Общеизвестно насколько важно знать и уметь выбирать необходимую стратегию, позицию в назревающем или уже сложившемся конфликте.

Человек познает, анализирует, оценивает окружающий мир на основе своих индивидуально-психологических особенностей, которые обусловливают  его репрезентативную систему. Следовательно, отношения и взаимодействия людей складываются на основе предпочитаемых ими репрезентативных систем.

Очень часто конфликта люди неправильно воспринимают свои действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. Вот почему на обсуждение выносится проблема взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и репрезентативными системами индивида.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на большой интерес к разработкам в области нейролингвистического программирования (Т.В.Гагин, С.С.Уколов,  Дж. О¢Коннор, Дж.Сеймор, Б.Люис, Ф.Пуселик, А.Пиз, М.Е.Гордеев, Е.Г.Гордеева и др.) и признание значимости проблемы разрешения конфликтных ситуаций (А.Я.Анцупов, В.И.Курбатов, А.Г.Маклаков, О.Лебедев, О.Анашкин, А.С.Калюжный, В.Ковалев и др.), вопрос о индивидуально-психологическом компоненте деятельности в конфликтной ситуации рассматривается как правило изолировано от поведенческого аспекта, что позволяет говорить об актуальности настоящего исследования. Кроме того, необходимо отметить, что  исследованиям подобного рода в воинской среде не уделяется должного внимания.

Гипотеза исследования предполагала наличие взаимосвязи между стратегиями поведения военнослужащих в конфликтных ситуациях и представленностью репрезентативных систем.

Целью работы явился теоретико-эмпирический анализ поведения военнослужащего в конфликтных ситуациях на основе некоторых его личностных и  поведенческих характеристик.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- дать характеристику «стратегиям поведения» индивида в конфликте, раскрыть причины их выбора в конкретной ситуации; 

- выявить особенности проявления репрезентативных систем в поведении и деятельности военнослужащих.

- определить степень взаимосвязи между поведенческими особенностями индивида в конфликтной ситуации и его репрезентативной системой.

- выработать рекомендации по организации поведения в конфликте на основе индивидуально-личностных особенностей военнослужащих.

Объектом исследования стала личность военнослужащего в конфликтных ситуациях.

В качестве предмета исследования была определена степень взаимосвязи между личностными и поведенческими характеристиками военнослужащего в конфликтных ситуациях, а также способы взаимодействия в конфликте с учетом индивидуально-психологических и типологических особенностей.

Методологической основой исследования явились отечественные и зарубежные  разработки и концептуальные положения в области общей психологии, конфликтологии, нейролингвистического программирования (С.В.Горин, А.Ковалев, В.Саттир, Р.Бендлер, К.Томас, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский,  Р.С.Немов, А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов, Б.С.Волков, А.В.Дмитриев, В.И.Курбатов и др.).

Интересующие проблемы рассматриваются на базе следующих  методологических принципов: детерминизма (причиной обусловленности и  закономерности психологических явлений); развития психики  (а, следовательно, и проявления доминирующих репрезентативных систем); единства сознания и деятельности; единства внешних воздействий и внутренних условий.

Значимость исследования определяется тем, что:

- изучение особенностей репрезентативных систем военнослужащих позволяет более эффективно проводить переговорные процессы, выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагогического воздействия;

- наличие  взаимосвязи стратегий поведения с репрезентативными системами дало возможность выработки новых рекомендаций по совершенствованию поведения в конфликтных ситуациях, как отдельному военнослужащему, так и его командиру (начальнику).

1.  ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Как только человек вступает в конфликт или видит, как он надвигается, он может сознательно выбрать подход к нему. Однако он делает это не всегда, скатываясь к привычной ему цепи реакций. Он может считать их естественными, хотя многие из этих «естественных» реакций на деле являются просто привычками, полученными еще в раннем детстве. Если человек каждый раз реагирует на конфликт сходным образом, то можно говорить о формировании у него «конфликтной привычки».

1.1.   Понятие модели и стратегии поведения в конфликте

Специалисты-конфликтологи  выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (таблица 1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения. Давая общую оценку указанным моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения, по мнению В.И.Курбатова [1] заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Таблица 1 Характеристика основных моделей поведения в конфликте

Модель поведения

Поведенческие характеристики личности

Конструктивная

Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием; доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна

Деструктивная

Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения

Конформистская

Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждении, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К.Томасом и Р.Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии [2]. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны (рис 1).В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю...?», «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора моего соперника...?» и т.д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, компромисс, уступка, конкуренция или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер. К.У.Томасом и Р.Х.Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

  1. содержания предмета конфликта;
  2. ценности межличностных отношений;
  3. индивидуально-психологических особенностей личности [3].

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений  с противоборствующей стороной, что позволило дополнить двухмерную модель Томаса-Киллмена третьим измерением - ценностью межличностных отношений (рис. 2).Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться  деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку [4].

1.2. Характеристика основных стратегий поведения

Действия, предпринимаемые сторонами, являются основным признакам конфликта. Они доступны внешнему наблюдению и анализу в первую очередь. Люди могут бороться не на жизнь, а на смерть, пытаться договориться по-хорошему или просто занять выжидательную позицию в надежде на изменение обстоятельств в свою пользу. Очевидно, что в разных ситуациях противоборствующие стороны используют различные стратегии поведения [5].

Конкуренция (конфронтация, соперничество)

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов соперника - как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Как отмечают А.Я.Анцупов, С.Л.Прошанов [6], выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используется власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т.п. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого...». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек с сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

 Однако, как считает В.И.Курбатов [1], следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Уход, избегание

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это, по сути, взаимная уступка.

Конфликтологи указывают, что стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.  В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

При анализе данной стратегии, как считает М.Ю.Горбунова [5], важно учитывать два варианта проявления:

а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

При этом как отмечает Э.Н.Вольфсон [7], межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

Уступка, приспособление

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с  другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.

Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны [2].

Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

При анализе данной стратегии, по мнению  Д.П.Зеркина [4], следует учитывать некоторые моменты:

а) иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

б) уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

в) данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, личности так называемого «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

При всех выделенных особенностях стратегии уступки, как считает А.М.Бандурка [8], важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта еще не созрели. И в этом случае она ведет е к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Компромисс

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Как считает М.Ю.Горбунова [5], при анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.

а) компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

б) иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность.

в) компромисс может принимать активную и пассивную форму. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т.п. Пассивный компромисс - это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспечено пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия.

Анализируя стратегию компромисса, В.И.Курбатов [1] указывает, что следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Сотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Анализируя стратегию сотрудничества в конфликте, М.Ю.Горбунова [5] рекомендует учитывать некоторые обстоятельства.

а) особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

б) стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, соперничество). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта.

 

2. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать  их  другому  человеку.  А  что такое мысли? Существует  множество  различных  научных  ответов,  и  все  же каждому из  нас  хорошо  знакомо  то,  что  представляет  наше  собственное мышление. Один полезный способ думать о мышлении заключается  в  том,  чтобы думать, что мы используем наши органы чувств внутренним способом.

2.1. Понятие репрезентативной системы

Общеизвестно, что человек воспринимает окружающий мир через системы и органы чувств. Всего описано пять систем восприятия: визуальная система, или зрение; аудиальная, или слух; кинестетическая система, которая представлена многочисленными рецепторами, разбросанными по всему телу человека (сюда относятся рецепторы, отвечающие за ощущения тепла и холода, за ощущения боли, рецепторы собственно мышечного чувства и многие другие). Отдельно выделяется ольфакторная система, или система обоняния, и густаторная система, или вкус. Таким образом, когда говорят о том, что человек узнал нечто «шестым» чувством, то, скорее всего, речь идет об интуиции.

Системы восприятия окружающего мира обладают неврологическим основанием, они имеют периферические отделы, клетки, на которых основано непосредственно восприятие раздражения, передающие пути и центральное представительство в головном мозге, где эта информация обрабатывается и фиксируется. Периферические отделы данных систем всегда готовы для восприятия информации, даже когда мы спим или отвлекаемся. В каждый момент времени мы можем пользоваться информацией от всех пяти систем. Более того, когда мы вспоминаем или представляем что-то, то есть обращаемся к нашему опыту или фантазии (внутреннему восприятию), мы также используем данные репрезентативные системы в их внутреннем выражении [9].

Под репрезентативной системой подразумевается система восприятия кодирования информации, которую мы используем для репрезентации собственного опыта. Репрезентативные системы могут проявляться через язык человека. Любой опыт, полученный нами и имеющийся в нашем восприятии, можно воспроизвести с помощью лингвистических приемов. Лингвистика служит для проявления и представления опыта человека. Кроме того, языковая система может быть самостоятельной мета-системой, направленной на координацию деятельности чувственных репрезентативных систем; она может создавать систему опыта, убеждений и ценностей человека, создавать настройку фильтров. У каждого человека есть свои предпочтения в проявлении репрезентативных систем, проявляющиеся в наиболее частом их использовании. Кто-то предпочитает воспринимать мир через визуальную систему и применяет ее для кодирования собственного опыта, даже иногда полученного в других системах. Та система, с помощью которой легче воспринимать окружающий мир, реконструировать собственные воспоминания и создавать представления о будущем, будет ведущей репрезентативной системой. Как правило, мы применяем ее чаще, чем другие; более того, когда у нас есть выбор для применения, мы всегда выбираем именно ее [10].

Д.Гриндер и Р.Бэндлер [11] под ведущей репрезентативной системой имели в виду систему, которой индивид обычно пользуется для того, чтобы ввести информацию из бессознательного в свое сознание, то есть такую систему, с помощью которой он обычно репрезентирует мир и свой опыт самому себе.

Люди обычно пользуются не одной, а несколькими репрезентативными системами, применяя их в различных жизненных ситуациях, когда на бессознательном уровне они решают, что для данного функционирования удобна именно данная репрезентативная система. Как отмечает Х.Адлер [1], существует много способов определения собственной репрезентативной системы и у другого человека.

В литературе по НЛП  указывается на то, что по ведущей репрезентативной системе людей можно подразделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Примерно три четверти людей являются визуалами. Они пользуются визуальной репрезентативной системой как для восприятия окружающего мира, так и для создания своего внутреннего опыта на основе данной системы. Около 20 % людей предпочитают для этих же целей кинестетическую репрезентативную систему, и лишь незначительное число - 2-3 % - аудиалы. Люди не с самого рождения делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. До 6 лет дети в основном предпочитают кинестетическую систему восприятия. Достаточно вспомнить пристрастие детей тянуть в рот все, что попадает им в руки. Однако с 5-6-летнего возраста начинается дифференциация, которая завершается где-то к 10-12 годам, и в этот момент уже можно определить, насколько человек предпочитает ту или иную систему. Безусловно, он нередко использует все системы, но только одной оказывается явное предпочтение.

2.2. Ключи доступа и репрезентативные системы

Как указывает Р.Дилтс [12], ведущую репрезентативную систему людей можно определить, ориентируясь на так называемые ключи доступа, - по используемому в нейролингвистическом программировании определению внешние индикаторы (признаки) внутренних состояний. Проще всего использовать два типа таких индикаторов, которые вам уже отчасти знакомы: словоупотребление и физиологические признаки. Рассмотрим их подробнее.

Словоупотребление

Как уже было ранее отмечено, каждая репрезентативная система имеет как бы свой язык. Специалистов по НЛП до сих пор поражает то, как долго люди не замечали, насколько отчетливо предпочитаемая репрезентативная система их партнера по общению выражается в его языке. «Я вижу, что вы имеете в виду. Дайте мне посмотреть, чтобы я смог углядеть возможности и перспективы», - ясно, что перед вами визуал. «Я хотел бы врубиться в эту проблему и ощутить, из чего она состоит. Я не чувствую того, что это мне даст», - очевидно, что ваш оппонент является кинестетиком. «Это слишком громкое заявление. Расскажите мне о нем, чтобы я мог услышать, как это звучит, и сказать себе, насколько это важно», - конечно же, это говорит аудиал. «Это противоречит параграфу номер 43-бис инструкции от 4.05.98, а значит, не соответствует логике и смыслу менеджериальных отношений в концепции паритетного маркетинга» - такую тарабарщину мог воспроизвести только дискрет [13].

В каждом из вышеописанных случаев выделенные слова как раз и соответствовали языку предпочитаемой репрезентативной системы оппонента. И только оказавшись способным понимать, на языке какой системы «работает» ваш оппонент, и говорить с ним, используя этот язык, вы, безусловно, сможете проложить путь к доверию и взаимопониманию.

Итак, как считает С.В.Ковалев [9], можно констатировать, что использование людьми так называемых предикатов (глаголов, прилагательных, наречий) регулярно отражает то, что происходит в их голове. Обращая внимание на выбор человеком тех или иных выражений, можно легко узнать, в какой репрезентативной системе он «работает». Однако учтите, что наряду с «репрезентативно-конкретными» предикатами (например, «видеть», «показывать», «обозревать» и т. п. - V; «слышать», «объяснять», «упоминать» - А; «чувствовать», «ухватывать», «касаться» - К) есть еще и так называемые полимодальные предикаты, (например, «считать», «знать», «понимать», «помнить», «осознавать»), которые далеко не всегда указывают на принадлежность их «владельца» к «дискретному сословию»., а могут в равной степени употребляться представителями всех репрезентативных ориентации...

Физиология

Поскольку предпочтение той или иной репрезентативной системы, скорее всего, действительно является врожденной характеристикой человека, различия между выраженными визуалами, аудиалами, кинестетиками и дискретами видно, как говорится, невооруженным глазом. Так, опираясь на работы В.Сатир, известные специалисты в области нейролингвистического программирования Ф.Пуселик и Б.Люис [14] утверждают следующее.                                      

«Визуалы» обычно стоят прямо с прямыми плечами или спиной, причем держат шею тоже прямо - в соответствии с телом. Когда они идут, кажется, что их «ведет подбородок», а движения визуально ориентированного человека можно охарактеризовать как резкие или порывистые. У типичных «визуалов» ребра выдаются меньше, чем у людей из других категорий, и они обычно дышат верхней частью грудной клетки. Довольно часто можно видеть, что визуал говорит быстро, ясно или (и) на более высоких нотах, чем люди других типов.

Типичные «кинестетики» обычно бывают более полными, чем индивиды из других категорий (хотя они далеко не всегда оказываются тучными). При общении они часто демонстрируют округлые плечи, а иногда просто наклоняются вперед, когда говорят или слушают. Их движения обычно плавные и свободные. «Кинестетики» имеют более выдающиеся ребра по сравнению с людьми других типов и обычно  дышат нижней частью легких. Тональность голоса эстетически ориентированных субъектов обобщенно  может  быть представлена как мягкая и воздушная, а речь отмечена медленным темпом, низким тоном и громкостью.

Физическая конституция «аудиалов» скорее тощая, чем тучная. Обычная их коммуникативная поза - pуки  сложены на груди, а голова наклонена вниз и в сторону как бы слушая. Когда «аудиалы» говорят, то уделяют в большее внимание, чем другие типы, именно аудиалы части общения (интонациям, тону голоса, паузам и т.д.  Чтобы поддерживать контроль над воспроизведением тональных аспектов своей речи, они нуждаются в полном дыхании. Поэтому у них, как правило, более широкая грудная клетка в сравнении с «визуалами», и они наполняют свои легкие более полно.

Наконец, «дискреты» обычно говорят зажатым и монотонным голосом (используя, как и «визуал», верхнюю часть грудной клетки). Строение тела их довольно-таки похоже на кинестетиков, так как принятие в качестве предпочитаемой цифровой (логической) репрезентативной системы обычно является средством справиться с какими-то весьма тяжелыми чувствами и переживаниями.

И еще одно любопытное наблюдение вышеупомянутых авторов, касающееся рта и губ. Визуально-ориентированные люди часто характеризуются довольно тонкими губами. «Кинестетики» же, наоборот, - полными мягкими. «Аудиалы» и «дискреты» различны в этом плане,  но все же последние обычно имеют более тонкие и плои сжатые губы.

Все вышесказанное данные авторы обобщили, предложив своеобразную «справочную» таблицу.

 

Таблица 2 Особенности некоторых физиологических паттернов у представителей различных репрезентативных систем

Паттерны

«Визуал»

«Кинестетик»

«Аудиал»

«Дискрет»

Поза

Поза прямая, расправленная голова и плечи подняты

Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены

«Телефонная

поза», голова

наклонена в бок

Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова

«Типы» тела

и движения

Как тощий, так и тучный, движения скованы, судорожны

Пухлый, округленный, мягкий, движения свободные, плавные

Неустойчивый тип тела, движения то зажаты, то свободны

Мягкое, полное (далеко не всегда), движения негибкие

Дыхание

Высокое

грудное

Низкое

брюшное

В полном

объеме

Ограниченное

Тональность, скорость и сила голоса

Высокий, чистый, быстрый, громкий

Низкий, неестественный, медленный, мягкий

Мелодичный, ритмичный,  меняющийся

Монотонный, прерывистый, густой

Направление взгляда по отношению к окружающим

Над окружающими

Под окружающими

Глаза опущены

Смотрит над

толпой

 

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Люди будут неизбежно конфликтовать и не соглашаться друг с другом. Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенную стратегию и стиль поведения.

Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликте: конкуренцию, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.

Исследования, проведенные на курсантах ВВВАИУ, позволили в результате констатирующего эксперимента получить ряд интересных результатов.

Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.

На первом этапе эмпирического исследования был проведен анкетный опрос. Анкета была разработана таким образом, чтобы наиболее объективно осветить рассматриваемую проблему.

В опросе приняло участие 35 офицеров. Среди них 21 офицер занимает должность командира взвода, 9 - командира роты, 5 - другие должности, но в прошлом также имели опыт работы с личным составом. Следовательно, 84 % военнослужащих являются действующими офицерами-воспитателями.

В процессе опроса был обнаружен большой опрос мнений о наиболее важных и значимых психологических характеристиках, учитываемых при построении офицерами своей воспитательной работы.

Каждому опрошенному было предложено проранжировать предложенные психические качества личности военнослужащего, которые необходимо учитывать при организации воспитательного процесса. 45 % опрошенных на первое место поставили темперамент, 36 % - характер, 16 % - психическую направленность, 3 % - психологическую устойчивость. Репрезентативные системы как первоочередной фактор никем отмечен не был. Не были репрезентативные системы и указаны на втором месте среди предложенных характеристик. 9 % респондентов поставили репрезентативные системы на 3-е место, оставшиеся опрошенные отнесли репрезентативные системы либо на 4-е, либо на 5-е место, как наименее значимое психическое качество.

При этом следует отметить, что из числа опрошенных лишь 9 % респондентов заявили о том, что они вообще знают о существовании репрезентативных систем. Однако в то же время  практически половина из них при рассмотрении самого понятия «репрезентативной системы» выбрало неправильную трактовку, что позволяет говорить или о неискренности ответов, или о весьма поверхностном понимании предмета обсуждения. Анализ ответов на следующий вопрос в принципе подтвердил предположения. Так, источником информации о репрезентативных системах были указаны: в случае правильного понимания этого феномена специальная психологическая литература, в случае неверного - разговоры окружающих.

Два процента опрошенных офицеров считают, что благодаря знанию особенностей проявления репрезентативных систем можно более качественно в своей психолого-педагогической деятельности подойти к изучению личности военнослужащего, к раскрытию его внутренних проблем. В то же время даже и эти респонденты, наряду с остальными, заявили о том, что в своей практике никогда не использовали этих знаний.

Таким образом, можно сделать вывод о практически полном отсутствии у офицеров-воспитателей знаний в этой области психологии. В противоречие с этим вступает тот факт, что все 100 % опрошенных заявили о своем желании познакомиться или углубить свои познания по данному вопросу.

На втором этапе была проведена оценка стиля поведения в конфликтной ситуации. Результаты представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 Сравнительная характеристика проявления стратегий поведения  в конфликте среди курсантов специальности «Организация МПО войск»

 

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Конкуренция

33,3 %

28,7 %

31,2 %

24,2 %

Приспособление

16,3 %

15,7 %

16,5 %

8,3 %

Сотрудничество

18,8 %

14,9 %

21,2 %

25,7 %

Уклонение

10,3 %

10,3 %

18,7 %

22,2 %

Компромисс

21,3 %

30,4 %

12,4 %

19,6  %

Как видно из таблицы, наиболее часто курсантами демонстрируются такие стили поведения в конфликте как конкуренция, компромисс и сотрудничество. При этом необходимо отметить, что наиболее высокие показатели конкурентного поведения отмечаются на 1 курсе - 33,3 % и далее наблюдается плавное снижение этого показателя до 24,2 % к 4 курсу обучения.

В то же время показатели проявления сотрудничающей стратегии поведения наоборот имеют тенденцию к возрастанию - с 18,8 % на 1 курсе  до 25,7 % к 4 курсу.

Стратегия уклонения от участия в конфликте также обнаруживает тенденцию к увеличению - от 10,3 % на 1 и 2 курсах к 22,2 % на 4 курсе.

Стратегия приспособления проявляется с достоверно не различимой частотой на 1, 2 и курсах  (16,3 %, 15,7 % и 16,5 % соответственно) и резко сокращается на 4 курсе. Этот показатель уменьшается фактически в 2 раза и составляет 8,3 %.  

Наибольший разброс показателей наблюдается по использованию стратегии компромисса. Наиболее часто она встречается у курсантов 2 курса - 30,4 %, меньше всего у курсантов 3 курса - 12,4 %, и практически в равной мере у курсантов 1 и 4 курса (21,3 % и 19,6 % соответственно).

Изучение конфликтности производилось нами с учетом характерологических особенностей курсантов. Так, было определено, что практически все участники эксперимента являются акцентуированными личностями. В соответствии с полученными данными, все акцентуанты были отнесены к четырем основным группам характера: психастенической группе (17 %); истероидной (17 %); лабильной (29 %); эпилептоидной (35 %). При этом наиболее конфликтными являются представители истероидной группы. Самый низкий уровень конфликтности наблюдался у представителей психастенической группы характеров [15].

  Изучение причин конфликтов в различных характерологических группах показало, что каждой характерологической группе присущи собственные причины, вызывающие конфликтные проявления. Данные причины связаны со слабыми, уязвимыми местами, имеющимися у представителей каждого типа характера. Так, у представителей психастенического типа характера конфликты, как правило, возникают в результате неумения общаться с окружающими. У курсантов с истероидным типом акцентуации характера, конфликты в основном связаны с отсутствием к ним должного внимания со стороны окружающих и непониманием их внутреннего мира. В свою очередь, их партнеры причину конфликтов с данными представителями видят в их эгоизме и завышенной самооценке.

Таким образом, определенно прослеживается явная зависимость кон-фликтообразующих мотивов от характерологических особенностей военнослужащих.

В ходе нашего исследования были выявлены наиболее часто встречающиеся стили поведения также и для отдельных курсантов, имеющих различные акцентуации характеров. К примеру, для представителей психастенической и лабильной групп более действенными являются способы, носящие либеральный характер (поиск компромисса, создание атмосферы товарищества, использование знаков одобрения, приспособление, уступка, уклонение). Это соответствует характерологическим особенностям данного типа: нерешительности, застенчивости, мнительности, излишней осторожности. Представители эпилептоидной группы, обладающие такими чертами характера как злобность, эгоизм, жестокость, дисциплинированность, явились сторонниками наиболее жестких способов управления конфликтами (конкуренция). Представители истероидной группы характеров, для которых характерна потребность в повышенном внимании, выделили приемы, которые способны обеспечить их должным вниманием (конкуренция, компромисс).

На третьем этапе эмпирического исследования были выявлены ведущие репрезентативные системы военнослужащих.

Аналогично тому, как  мы имеем  предпочитаемую  репрезентативную  систему для своего осознаваемого мышления, у нас есть  предпочитаемые  средства для введения информации в свои осознаваемые мысли. Совершенная память  содержала бы полный набор картин, звуков, ощущений, запахов и  вкусов  первоначального переживания, но мы предпочитаем обращаться  только  к  одной  части  набора, чтобы восстановить переживание.

Ведущая система аналогична запускающей программе компьютера - незаметная, но необходимая для работы компьютера в целом программа. Ее  иногда  называют системой  ввода,  поскольку  она  поставляет  материалы  для   сознательного обдумывания.

Согласно полученным данным (таблица 4), можно сделать заключение о том, что наиболее часто встречающейся у курсантов является визуальная система.

 

Таблица 4 Сравнительная характеристика проявления репрезентативных систем у курсантов специальности «Организация МПО войск»

 

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Аудиальная 

17,2 %

21,2 %

16,7 %

18,2 %

Визуальная 

44,4 %

37,1 %

35,7 %

38,2 %

Кинестетическая 

20,3 %

23,1 %

15,8 %

13,9 %

Дискретная

18,1 %

18,8 %

31,8 %

29,7 %

Так,  на 1 курсе этот показатель составляет 44,4 % и далее, несколько снижаясь, находится в диапазоне от 35,7 % до 38,2 %.

Аудиальная репрезентативная система представлена практически равномерно по всем курсам. На первом курсе частота ее встречаемости равна 17,2 %, на втором - 21,2 %, на третьем - 16,7 % и на четвертом - 18,2 %.

 Интересные данные получены в отношении кинестетической и дискретных систем. Если кинестетическая система чаще наблюдается на 1 и 2 курсах  (20,3 % и 23,1 % соответственно) и затем наблюдается тенденция к снижению частоты ее встречаемости до 13,9 % на 4 курсе, до проявления дискретной системы имеют обратную динамику от 18,1 % на 1 курсе до 31,8 % на 3 курсе и 29,7 % на 4-ом.

На четвертом этапе исследования была поставлена задача - оценить степень взаимосвязи между проявлением ведущей репрезентативной системы и стратегией поведения военнослужащего в конфликте (таблица 5).

 

Таблица 5 Распределение частоты  применения различных стратегий поведения в зависимости от ведущей репрезентативной системы

 

Репрезентативные системы

аудиальная

визуальная

кинестетическая

дискретная

Конкуренция

9,1 %

57,1 %

8,9 %

2,1 %

Приспособление

10,1 %

5,7 %

13,7 %

3,7 %

Сотрудничество

6,1 %

11,2 %

23,6 %

 52,2 %

Уклонение

51,4 %

4,8 %

8,7 %

5,1 %

Компромисс

23,3 %

21,2 %

45,1 %

36,9 %

Как видно из таблицы, различия между визуалами, аудиалами, кинестетиками и дискретами проявляются и в том, как они реагируют на конфликтную ситуацию. Визуалы предпочитают роль «обвинителя», обличающего других во всех смертных грехах, и, кстати, принимающего соответствующую случаю агрессивную позу. Статистические данные свидетельствуют о том, что они выбирают стратегию конкуренции.

Аудиалы стараются либо отстраниться от неприятностей (реже), либо (куда чаще) принять роль «отвлекателя» - например, во время конфликта они могут неожиданно прервать оппонента, спросив, сколько времени, или просто улизнуть, сославшись на что-то важное. Результаты таблицы показывают, что характерными для них являются стратегии уклонения. Кинестетики предпочитают роль «умиротворителя» и, конечно, если их не задели «за живое», стараются как-то сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. Наиболее часто встречающиеся  стратегии поведения здесь - это компромисс, иногда сотрудничество.

4.     ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ МЕЖДУ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

В случаях назревающего конфликта весьма важным представляется  нахождение точек соприкосновения. Поиск этих точек осуществляется в целях, интересах оппонентов, представляет собой двусторонний процесс и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если Вы желаете разрешить конфликт необходимо сосредоточиться на интересах оппонента, а не на его личности. Главное - снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту. Важно перестать видеть в оппоненте врага, постараться понять его интересы. При этом «понять» не значит принять или оправдать, однако это способно расширить представление об оппоненте.

В конфликте немаловажно также делать акцент и на статус (должностное положение) оппонентов. Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может позволить себе ее оппонент.

Принципиальное значение для того, как завершится конфликт, имеет выбор оппонентами стратегии поведения в противостоянии. Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту ущерба, а также полученного собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонентов, значимость решаемой проблемы и др.

Задача настоящего исследования заключалась в разработке рекомендаций по выбору военнослужащими поведения в конфликтах с учетом субординационных отношений между ними и доминирующих репрезентативных систем.

Конкуренция

Заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Многие исследователи считают, что данную стратегию «агрессора» целесообразно останавливать такой же жесткой стратегией. В зависимости от статуса военнослужащего предлагаются следующие примерные варианты выхода из конфликтной ситуации.

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

а)  аргументировано уступаете, не переходя в наступление

например: «Повторите еще раз, чтобы я смог нащупать основные моменты ваших требований»

б) избегаете того, что может испортить отношения с оппонентом

например: «Хоть мне и пришлось долго «разжевывать» некоторые непонятные моменты, зато сейчас я чувствую, что в голове у меня всё начинает «раскладываться по полочкам»

 

конкуренция

®

кинестетик

®

с позиции равного:

а) переходите в наступление, но достаточно аргументировано

например: «Чувствую, что придется Вам менять свое решение, так как оно идет вразрез с требованиями руководящих документов (устава, нормативов и т.п.)»

б) осторожно, предупреждающе наступать

например: «Если касаться сути Вашего дела, то Вы напрямую играете с огнем...»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

а) игнорировать оппонента

например: «Я просто не чувствую того, что Ваше предложение может принести какую-то пользу, так как большинству результат этого мероприятия безразличен»

б) аргументировано воздействовать на оппонента

например: «Я понимаю, какой груз лежит на Ваших плечах, как нелегко заниматься воспитанием, но ваш авторитет среди личного состава имеет большой вес, и я чувствую, вы сможете довести это дело до конца»

 

 

 

 

®

 

с позиции подчиненного:

а) занимаете позицию уступки

например: «Скажите мне еще раз, в чем я не прав, так как мне не совсем понятны Ваши громкие заявления»

б) избегаете критической ситуации

например: «Простите, просто то, о чем Вы здесь говорите недостаточно понятно для меня» 

 

конкуренция

®

аудиал

®

с позиции равного:

а) аргументируете свою позицию

например: «Я слышал, что наш начальник говорил, что считает эту проблему очень важной и злободневной»

б) выбираете взаимоисключающее решение

например: «Если Вы хотите услышать моё мнение по этому поводу, то расскажите для начала о своей позиции более подробно» 

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

а) игнорируете оппонента

например: «Вы произносите громкие слова об этом событии, но я хочу сказать Вам, что это несерьезно и не принесет результата»

б) аргументировано воздействуете на оппонента

например: «Я внимательно выслушал Вас, а теперь Вы послушайте. Я зачитаю Вам выписку из приказа»

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

а) необходимо идти на уступки, не переходя в прямое столкновение

например: «Товарищ капитан, Вы видите в моем поведении недостатки, тогда укажите какие...»

б) уступаете, не превращая назревающий конфликт в критическую ситуацию

например: «Обрисуйте мне, пожалуйста, еще раз ситуацию... Я не достаточно ясно вижу основные моменты»

   

конкуренция

®

визуал

®

с позиции равного:

а) переходите в наступление, если имеете более аргументированное обоснование

например: «Извините, но я более наглядно, в ярких тонах получил эту информацию от начальника»

б) ищете компромисс, плавно переходящий в наступательные действия

например: «Дайте мне посмотреть, чтобы я наиболее детально мог разглядеть все возможные варианты» 

 

 

 

®

с позиции старшего:

а) аргументировано наступать, не игнорируя интересы оппонента

например: «Я еще раз пересмотрю Ваш вопрос, чтобы более детально разобраться в нем. Однако наиболее четкий ответ на свой вопрос Вы можете увидеть в приказе МО № ...»

б) игнорируете оппонента

например: «Для меня ясно, что Вы зазубрили последовательность своих действий, но это несерьезно. Я настаиваю на том, чтобы Вы посмотрели еще и вот эту инструкцию» 

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

а) идете на уступки, не переходя  на столкновение

например: «По логике вещей, я понимаю смысл того, что Вы от меня требуете»

б) стремитесь избежать обострения отношений

например: «Я стремлюсь к пониманию Вашей позиции, но...»

 

конкуренция

®

дискрет

®

с позиции равного:

а) с высокой долей аргументации переходите в наступление

например: «Ваш поступок не соответствует логике и смыслу, а всё потому, что Вы не знаете требований Устава»

б) осторожно предупреждая, наступаете

например: «Если брать в расчет весь используемый Вами материал, то Вы должны осознавать, что дело это стоящее и важное»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

а) используете наступательный диалог, если суть конфликта несущественна

например: «Вы должны понимать, что для выполнения своих обязанностей Вы должны уметь анализировать то, что Вам говорят, быстро и четко»

б) аргументировано убеждаете оппонента

например: «Вы поступите наиболее рационально, если используете при этом следующие положения приказа № ...» 

Компромисс

Состоит в стремлении оппонентов завершить конфликт частичными уступками. На сегодняшний день компромисс является одной из наиболее часто применяемых стратегий поведения в конфликте между военнослужащими.

В зависимости от занимаемого в воинском коллективе статуса и некоторых личностных особенностей, рекомендации по поведению в конфликте с представителями компромиссного стиля могут быть следующими.

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

а) принимаете взаимовыгодное решение

например: «Ваши аргументы достаточно весомы, поэтому теперь я и сам чувствую, что данное решение было правильным»

б) не принимаете предложение оппонента, если оно для вас невыгодно

например: «Извините, но мне непонятна Ваша позиция, так как я не могу почувствовать разницу между Вашими словами вчера и сегодня. Нельзя ли коснуться этой проблемы с какой-либо еще стороны?»

 

компромисс

®

кинестетик

®

с позиции равного:

а) принимаете взаимовыгодное решение

например: «Я чувствую, что мы сможем договориться в этом вопросе, если подробно коснемся еще нескольких его сторон»

б) не принимаете предложение оппонента

например: «Я не чувствую общих точек соприкосновения с Вашим ощущением этой проблемы.  Давайте затронем лучше вот эти ее аспекты»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

а) настаиваете на взаимном удовлетворении

например: «Я чувствую, что вы переживаете, поэтому давайте несколько подробнее коснемся нашей проблемы, чтобы все в итоге остались довольны»

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

а) принимаете позицию, если она выгодна

например: «Я слышал о решении, что Вы огласили вчера на построении, и готов рассказать по существу этого вопроса»

б) не принимаете позицию оппонента, если она Вам не выгодна

например: «Ведь это противоречит тому, что Вы говорили ранее. Давайте послушаем другие мнения, чтобы придти к устраивающему всех решению»

 

компромисс

®

аудиал

®

с позиции равного:

а) принимаете позицию, если она выгодна

например: «Мы достаточно с Вами обсудили данный вопрос, и я соглашусь с Вами, если Вы заверите теперь меня в этом письменно»

б) не принимаете позицию оппонента, если она Вам не выгодна

например: «Извините, но то, о чем Вы говорили, звучит для меня не совсем аргументировано.  Давайте обсудим эту проблему еще раз»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

а) предлагаете взаимовыгодное решение

например: «Я Вам смело могу сказать, что если Вы будете следовать  инструкциям и выполнять то, что от Вас требуется, то мы сможем пойти Вам навстречу в данном вопросе» 

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

а) принимаете позицию, если решение выгодно:

например: «Вы ясно объяснили мне, да и теперь к тому же я вижу очевидные вещи, которые не видел раньше»

б) не принимаете позицию, если это не удовлетворяет Вашим интересам

например: «Сразу видно, что Вы говорите о тех истинах, которые я знал всегда, но позвольте мне обрисовать Вам свои мотивы»

 

компромисс

®

визуал

®

с позиции равного:

а) если Ваши интересы неудовлетворенны, наступаете с целью взаимовыгодных решений

например: «Я вижу, о чем Вы мне говорите, но Вы не совсем ясно видите мой взгляд на данную проблему, поэтому...»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

а) настаиваете на взаимном удовлетворении интересов

например: «Я вынужден идти на уступки и просить Вас об этом же, но при этом давайте внесем ясность в общее видение нашего вопроса»

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

а) принимаете позицию, если это взаимовыгодно

например: «Я понял Вас, Вы достаточно логично объяснили мне всё. И я готов выполнять Ваше распоряжение

б) не принимаете предложение, если оно Вам не выгодно, уклоняетесь

например: «Я понимаю Вашу позицию, но для меня она в данном контексте не подходит, так как на этот счет у меня сформировались мнения еще несколько лет назад»

 

компромисс

®

дискрет

®

с позиции равного:

а) наступательно добиваетесь взаимовыгодных решений

например: «Я понимаю, о чем Вы рассуждаете, но, к сожалению, Вы недостаточно поняли смысл моей позиции в этом вопросе. Так что давайте проанализируем это еще раз»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

а) настаиваете на взаимовыгодном решении проблемы

например: «Поймите, что чем быстрее Вы сможете вникнуть в данную проблему, тем быстрее осознаете важность предлагаемого нами решения»

Уступка

Рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. В данном случае необходимо различать мотивы: почему оппонент выбирает данную стратегию? Это может быть: осознание своей неправоты, необходимость сохранения добрых отношений, незначительность проблемы. Такая стратегия может быть вызвана и давлением третьей стороны. Например: курсант не желает портить отношения с начальником курса, поскольку у него уже имеются проблемы с курсовым офицером.

С представителями данной стратегии можно рекомендовать следующие способы общения и поведения в конфликте.

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

не навязывая, аргументировано склоняете к своей точке зрения

например: «Сегодня у меня нет возможности коснуться более подробно изучаемого материала, так как у меня нет на руках соответствующих приложений к тому приказу, что Вы говорили»  

 

уступка

®

кинестетик

®

с позиции равного:

более аргументировано склоняете к своей точке зрения

например: «Пока Вы не чувствуете всей ответственности, так как не касались тех положений приказов, в которых упоминаются Ваши прямые обязанности»  

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

логично склоняете к своей точке зрения

например: «Поймите, я еще недостаточно почувствовал всей значимости Вашей проблемы в силу того, что не располагаю весомыми аргументами по данному вопросу». 

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

не навязывая, склоняете аргументировано к своей точке зрения

например: «Сегодня у меня нет возможности рассказать более подробно необходимую информацию, так как основные документы по этой будут озвучены лишь завтра»

   

уступка

®

аудиал

®

с позиции равного:

более аргументировано склоняете к своей точке зрения

например: «Я объяснил Вам достаточно аргументировано, так как та информация, о которой Вы спрашивали, придумана не мной, а оговорена в приказе №...»

  

 

 

 

®

с позиции старшего:

логично склоняете к своей  точке зрения

например: «Поймите, что Вы недостаточно полно объяснили мне свою ситуацию, а потому не заинтересовали меня. Расскажите о Вашей проблеме поподробней» 

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

не «перегибая палку», склоняете к своей точке зрения

например: «Разрешите сегодня закончить пораньше, а завтра, используя приказы из секретной части, я смогу более четко обрисовать данную проблему и закончить оформление документации»

 

уступка

®

визуал

®

с позиции равного:

более аргументировано  склоняете к своей позиции

например: «Я постараюсь «нарисовать» Вам данную проблему пояснее, так как мои соображения подкреплены соответствующими инструкциями»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

объясняете маловажность ситуации, если это так и логично склоняете к своей точке зрения

например: «Поймите, что Вы недостаточно ясно дали узрить мне Вашу ситуацию, а потому не заинтересовали  в ее серьезности. Поэтому постарайтесь поотчетливее обрисовать картину произошедшего»   

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

логично склоняете к своей точке зрения

например: «Я понимаю, что Вы человек думающий, рассуждающий, и Вы сможете меня понять и войти в мое положение»

 

уступка

®

дискрет

®

с позиции равного:

более аргументировано склоняете к своей точке зрения

например: «Я постараюсь наиболее логично и понятно Вам объяснить события случившегося накануне, о чем вы узнали сегодня от начальника факультета»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

логично склоняете к своей точке зрения

например: «Поймите, в силу отсутствия объективных данных, я еще недостаточно осознал                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              всей важности Вашей проблемы»

Уход

Является попыткой выйти из конфликта при минимуме затрат, характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника. При этом межличностные отношения между военнослужащими серьезным изменениям не подвергаются.

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «Я чувствую, что данного вопроса необходимо коснуться более подробно, так как он будет рассматриваться на командных сборах»

 

уход

®

кинестетик

®

с позиции равного:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «Касаясь данного приказа, могу заметить, что от выполнения его основных положений будет зависеть и заработная плата. Надеюсь, Вы способны это прочувствовать»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «Вам необходимо окунуться в Ваши обязанности досконально, так как будущей неделе я буду принимать у Вас зачет»

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «Товарищ командир! Данный вопрос я хотел бы с Вами оговорить более подробно, так как Вы сами сказали, что во многом отъезд в отпуск будет зависеть от выполнения поставленной задачи»

 

уход

®

аудиал

®

с позиции равного:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «Озвучьте лучше данное распоряжение личному составу сегодня, так как разговор об этом зайдет все равно до конца недели, но последствия не будут столь неприятными»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «Если Вам неудобно оговаривать данный вопрос, Вы можете изложить всё в письменной форме»

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «На мой взгляд, использование «Полилюкса» в учебном процессе - вовсе не пустяковое дело, а стоящее. Это позволяет внести наглядность, ясность, отчетливость в проведение занятий»

 

уход

®

визуал

®

с позиции равного:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: Необходимо в любом случае использовать видеокамеру, так как такое мероприятие очень важно отразить и запечатлеть в полном свете и яркости»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «Вам крайне необходимо рассмотреть все моменты несения службы данным подразделением.  В понедельник я жду от Вас ясности в мотивах личного состава, нарушающего караульную службу»

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «Я считаю, что в преддверии комиссии есть смысл обсудить ряд вопросов»

 

уход

®

дискрет

®

с позиции равного:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «Я считаю, что есть смысл в том, чтобы довести до всего личного состава требования наставления, так как по приказу № 55 личный состав обязан знать...»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

если оппонент уклоняется от вопроса (предложения), необходимо заинтересовать его, логично построить выбранные аргументы

например: «У меня сейчас ограниченный лимит времени, и я считаю есть смысл изложить Ваши предложения в письменной форме»

Сотрудничество

Считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Она предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а союзника в поиске решения.

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Товарищ командир! Разрешите по существу! Касаясь уровня физической подготовки моей роты, разрешите провести дополнительные занятия?»

 

сотрудничество

®

кинестетик

®

с позиции равного:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Я чувствую, что и мне, и Вам стоит коснуться этой проблемы и с другой стороны»

 

 

 

®

с позиции старшего:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Я Вам настоятельно советую до конца прочувствовать всю остроту данного вопроса, а для этого еще раз ознакомиться с приказом начальника училища»

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Товарищ командир! Разрешить Вам сказать о том, что вчера в разговоре с товарищами мы пришли к единодушному решению относительно Вашего требования»

 

сотрудничество

®

аудиал

®

с позиции равного:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Вам необходимо послушать тех, кто прибыл с призывного пункта. Они рассказывают новые подробности того вопроса, о котором мы и спорим»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Смею Вам сказать, что Вам необходимо ознакомиться с требованиями, которые здесь предъявляются»

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Товарищ командир! Разрешите провести социальный опрос в подразделении с тем, чтобы нарисовать наглядную картину морально-психологического климата в коллективе?»

 

сотрудничество

®

визуал

®

с позиции равного:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Мне видится необходимым провести тестирование личного состава, чтобы Вы увидели, что происходит в подразделении»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «На мой взгляд, Вам необходимо ознакомиться с требованиями приказов, которые регламентируют вашу служебную деятельность, чтобы Вы четче видели перспективы дальнейшей работы»

 

 

 

 

®

с позиции подчиненного:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Товарищ командир! Давайте подумаем вместе о том, какую пользу и Вам как командиру, и всему подразделению принесет проведение данного мероприятия»

 

сотрудничество

®

дискрет

®

с позиции равного:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Я считаю, нам стоит выработать совместную стратегию предъявления требований к личному составу. Это будет выгодно и нам, и Вам»

 

 

 

 

®

с позиции старшего:

логично, осмысленно предложить свои интересы, используя аргументы

например: «Я считаю, есть необходимость в свете последних требований вместе более детально проанализировать вот этот пакет руководящих документов»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. А их выявление и разрешение - необходимое условие нормального  развития общественной жизни. Не стоит вводить друг друга в заблуждение мифами о всеобщей гармонии интересов, поскольку хотим мы этого или нет - конфликты в нашей жизни неизбежны. С ними мы встречаемся ежедневно и ежеминутно: будь то конфликт с окружающими нас людьми на улице, в магазине, на службе, либо с родственниками и близкими нам людьми. Вот почему необходимо находить пути и средства выхода из конфликтных ситуаций, добиваться взаимопонимания между противоборствующими сторонами.

Настоящее исследование было выполнено в несколько этапов.

На теоретическом этапе было решено две задачи.

Анализ научно-методической литературы позволил выделить пять основных стратегий, применяемых людьми в конфликтной ситуации. Это - приспособление, избегание, конкуренция, сотрудничество и компромисс.

Кроме того, было установлено, что восприятие окружающего мира и людей осуществляется при помощи так называемой ведущей репрезентативной системы.  Специалисты в НЛП выделяют аудиальную, визуальную, кинестетическую и дискретную репрезентативные системы.

На эмпирическом этапе была осуществлена оценка взаимосвязи между проявлениями ведущей репрезентативной системы и стратегией поведения в конфликте. Исследование было проведено на курсантах ВАИУ специальности «Организация МПО войск».

В ходе исследования была выявлена динамика распределения стратегий поведения в конфликте. Наиболее часто демонстрируемыми стратегиями поведения явились конкуренция, компромисс и  сотрудничество.

Оценка доминирования репрезентативной системы в восприятий окружающей ситуации, в том числе и конфликтной, показала, что у курсантов ВАИУ ведущей является визуальная система.

Анализ рассматриваемых показателей репрезентативной системы и стратегий поведения выявил наличие между ними определенной взаимосвязи, что позволило выработать ряд рекомендации по разрешению конфликтов между военнослужащими с различными личностными особенностями.

Результаты исследования могут быть рекомендованы офицерам и младшим командирам при организации воспитательной работы в подразделениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Курбатов В.И. Конфликтология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - С.50-72.
  2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.
  4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. - Ростов-на-Дону «Феникс», 1998. - С.56-62.
  5. Горбунова М.Ю. Конфликтология: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 256 с.
  6. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. - М.: МТР, 1996. - С.55-63.
  7. Вольфсон Э.Н. Конфликтология. - Кемерово, 1997. - С.34-45.
  8. Бандурка А.М., Друзъ В.А. Конфликтология. - Харьков: Университет внутренних дел, 1997. - С.45-65.
  9. Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования. - М., 1999. - 89 с.
  10. О´Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. - Челябинск: Версия, 1997. - С.56-67.
  11. Бэндлер Р., Гриндлер Д. Семинар по НЛП. - М., 1997. - 44 с.
  12.  Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. - СПб., 2002. - С.23-30, 67-69.
  13. Гордеев М.Н., Гордеева Е.Г. НЛП в психотерапии. - М.: изд-во института Психотерапии, 2002. - С.20-29.
  14.  Люис Б., Пуселик Ф. Магия нейролингвистического программирования без тайн: пер. с англ. - СПб.: изд-во "Петербург - ХХI век", 1995. - 164 с.
  15. Грицаенко М.В., Емельяненко А.А. Акцентуации личности военнослужащих. - Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы наземного обеспечения авиации» - 11 апреля 2005 г. - Воронеж: ВВВАИУ, 2005. - С.97-102.
Просмотров работы: 41