РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коренные изменения в современном российском обществе, появление новых социальных задач, связанных с интегрированием людей в демократическое общество, максимально актуализирует значение человеческого фактора. Современная общественность предъявляет серьёзные требования к человеку, его личности, взаимоотношениям с окружающей действительностью. В этой связи особое значение приобретает формирование эстетического отношения к действительности, стимулирующее эмоционально-образную, познавательную и творческую активность человека.

Актуальность исследования.

Воспитание всесторонне развитой личности, гармонично сочетающей в себе духовное богатство, моральные и нравственные качества, физическое совершенство, -  процесс, затрагивающий все сферы жизни общества. Осуществляется он при наличии объективных предпосылок в экономической, политической, духовной и других областях. Негативные явления современного общества, выражающиеся в падении его общей культуры, расслоении людей по экономическим возможностям потребления культурных благ, резком сокращении культурно-просветительных учреждений, появление низкопробных в художественном отношении проектов в средствах массовой информации, позволяют говорить об актуальности данного исследования.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на большой интерес к проблеме эстетического восприятия в философско-методологическом аспекте (Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, Е.Г. Яковлев и др.), раскрытие психологических механизмов возникновения эстетического восприятия (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), выделение основных направлений исследования эстетического влияния окружающей среды на формирование личности: культурно-исторического прошлого края (Е.П. Белозерцев, В.Ф. Горбенко, В.П. Горлов, В.П. Кузовлев, А.В. Новосельцев и др.); воздействия среды на эстетическое восприятие человека (Е.И. Коротеева, И.В. Кошмина, А.Ф. Лобова, Л.П. Печко и др.); формирования эстетических потребностей (И.Ф. Гончаров, Н.Б. Крылова); творческой активности субъекта (В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Терентьева, А.Б. Щебро); развития эстетических способностей (Г.Н. Кудина, В.С. Кузин, Т.Я. Шпикалова), эстетического освоения действительности (К. Гонзак, З. Коварж, П. Тучна), влияния эстетического воспитания на отношение к жизни и воинской службе (А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко, Н.А. Данилюк), вопрос о реализации идеала прекрасного в различных сферах действительности и, прежде всего, в жизнедеятельности каждого отдельного члена общества как фактора всестороннего и гармоничного развития личности не раскрыт в должной мере. Кроме того, необходимо отметить, что последние исследования подобного рода в воинской среде  проводились в восьмидесятых годах прошлого столетия. В настоящее время данной проблеме не уделяется должного внимания.

Объектом исследования является процесс эстетического воспитания личности военнослужащего.

В качестве предмета исследования определены условия, способствующие переходу эстетического идеала в реальный жизненный процесс.

Целью работы явился теоретический анализ процесса реализации идеала прекрасного в жизнедеятельности каждого отдельного общественного индивида.

Гипотеза исследования предполагала наличие взаимосвязи между процессом эстетического воспитания и всестороннем, гармоничным развитием личности военнослужащего в условиях современной действительности.

Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:

-  раскрыть сущность и содержание процесса эстетического воспитания личности военнослужащего;

-  выявить факторы перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс;

-  определить условия, при которых данные факторы могут иметь значение для формирования эстетического отношения к действительности и всестороннего развития личности военнослужащего.

Методологической основой исследования явились концептуальные положения в области культурологии, психологии, эстетического воспитания личности (Н.А. Бердяев, М.С. Каган, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Белозерцев, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, А.Ж. Овчинникова и др.).

Интересующие проблемы рассматривались на базе следующих методологических принципов: принцип детерминизма (причиной обусловленности и закономерности психологических явлений); принцип единства сознания и деятельности; принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.

Значимость исследования определяется тем, что:

- систематизация явлений окружающего мира, которые составляют основу формирования эстетического восприятия реальной действительности, позволяет более эффективно выстраивать систему эстетического воспитания личности военнослужащего;

- изучение основных средств эстетического воспитания даёт возможность развивать у военнослужащих следующие способности:

1) выявлять в любом виде общественно полезной деятельности меру     его совершенства и красоты,

2) осуществлять гармонизацию среды,

3) гармонично развивать себя как личность.

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ЛИЧНОСТИ  ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

1.1.    Сущность и содержание понятия «эстетическое воспитание»

Воспитание человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную и нравственную чистоту и физическое совершенство - процесс, затрагивающий все сферы жизни современного общества. Осуществлять этот процесс возможно при наличии объективных предпосылок в экономической, политической, нравственной и других областях. Одной из важных областей, где процесс такого формирования становится всё более эффективным, является область эстетического воспитания.

В работах отечественных и зарубежных исследователей имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Так В.Н. Шацкая рассматривает эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [1, с. 6].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [2, с. 451]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачев опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3, с. 51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении личности.

Особое  значение приобретает эстетическое воспитание в воинской среде. В сборнике «Основы военной психологии и педагогики» под редакцией Н.А. Данилюк и С.Ф. Барковского  эстетическое воспитание рассматривается как одно из направлений воспитания, призванное формировать у воинов эстетические взгляды, вкусы, чувства, способность правильно воспринимать и оценивать прекрасное в жизни, воинской деятельности, искусстве. Эстетическое воспитание вырабатывает стремление создавать и защищать подлинную красоту, бороться против безобразного [4, с. 10]. 

Анатолий Калюжный определяет эстетическое воспитание как педагогическое взаимодействие с военнослужащими в целях развития их эмоционально-чувственной сферы и духовного мира [5, с. 57].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям.

Н.И. Киященко придерживается следующей точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [6, с. 29].

А.В. Барабанщиков отмечает, что цель эстетического воспитания в воинской среде -  формирование у воинов эстетических взглядов, вкусов, эстетического отношения к окружающей действительности, к жизни и воинской службе [7, с. 307]. Более широко определяет цель эстетического воспитания в условиях воинской среды  Н. Калюжный. Он считает, что в данном  процессе осуществляется формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам военно-профессиональной деятельности, привитие эстетического отношения к военной форме одежды, повышение эстетического содержания воинских ритуалов, приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи [5, с. 57].

Помимо формирования эстетического отношения гражданского человека или военнослужащего к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

Наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает, что конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек... образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства [8; 142].

Таким образом, вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие человека как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения им знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

1.2.   Средства эстетического воспитания личности

Эстетическое воспитание человека, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. Необходимо рассмотреть те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние.

В жизни любого человека, как гражданского, так и военнослужащего, воспитательное значение имеет буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает человека, либо отталкивает. Задача не только в  том, чтобы организовать для воспитуемых красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, но и в том, чтобы вовлечь всех в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. «Только тогда красота, в созидании которой человек принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом» [9, с. 76]. Поэтому важным средством эстетического воспитания личности военнослужащего является практическая деятельность.

Реальная практическая деятельность военнослужащих в данном случае представляет собой преобразование действительности «по законам красоты» и идеалам прекрасного через труд, технику, гармонично организуемую предметную среду, в том числе через художественную самодеятельность. Эстетический момент в этой деятельности органически связан с материальным преобразованием действительности. Если, например, воин привык соблюдать в подразделении чистоту и порядок, бережно носить и содержать военную форму, грамотно эксплуатировать и образцово обслуживать технику и оружие, то у него вырабатываются соответствующие эстетические качества. Такой военнослужащий не потерпит, чтобы у него было что-то сделано небрежно, чтобы оружие и техника содержались в плохом состоянии.

Организация жизни и боевой учёбы в соответствии с «законами красоты» повышает успехи в боевой подготовке, культуру поведения военнослужащих, добрые, дружеские взаимоотношения в коллективе, уменьшает количество отрицательных явлений. Оборудование военнослужащими комнат информирования и досуга личного состава выполняет большое воспитательное значение, способствует проявлению самодеятельного творчества, развитию эстетических взглядов, удовлетворению духовных запросов и интересов.

При оборудовании и художественном оформлении комнат досуга, изготовлении стендов, панно, планшетов, плакатов происходит рождение нового продукта в результате творческой деятельности военнослужащих. При этом творчество представляет собой процесс обнаружения и реализации новых возможностей собственной активности, сопровождающийся чувством вдохновения и завершающийся созданием материального продукта, отвечающего эстетическим критериям.

В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Исходя из этого можно сделать вывод, что эстетическое воспитание, содействующее развитию творческой устремлённости, является важным фактором развития личности военнослужащего.

Во-первых, накопление новых фактов, умений, трансляция своего опыта, реализация практических действий по созданию эстетического продукта способствует развитию творческого мышления, расширению общего кругозора и культуры личности.  Развитие воображения способствует независимости субъекта от внешних воздействий, то есть автономности личности, которая является одним из показателей развития личности.

Во-вторых, в любом творческом акте человек создаёт одновременно и себя. Принцип самодеятельности был сформулирован Рубинштейном: в процессе творческой активности и создаётся эстетический продукт как результат творчества, и развивается сам человек. Собственная личность становится непосредственным предметом, на который направлена творческая активность субъекта. Этап персонализации, как результат личностного развития,  то есть стремление отдать себя для служения другим людям является важным этапом развития личности военнослужащего.

Процесс перевода эстетического идеала в реальный жизненный процесс посредством практической деятельности человека требует рассмотрения вопроса, затрагивающего источники возникновения эстетических идеалов.

В рамках данного вопроса важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Оно играет огромную роль в формировании эстетического идеала прекрасного. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» [8, с. 75]. Поэтому оно дает огромный материал для познания жизни.

В разные времена искусству придавалось различное значение. Аристотель приписывал ему познавательную и практически-созидательную функции. В эпоху возрождения искусство возносилось до уровня божественного. Культивировались проявление и самореализация индивидуальности в творчестве. Немецкая классическая философия отводит искусству познавательную функции. Гегель трактовал красоту как особый способ изображения истины. Леонардо да Винчи считал, что в основе искусства лежит стремление постичь сущность бытия.

В русской философии искусству придавалось духовно-нравственное значение. Искусство видится как обретение вечного бытия в изобретении (П. Флоренский), самопревращение внутреннего во внешнее (Лосев), «глубинное общение» с миром (Г. Батищев), средство развития личности (М. Бахтин), путь к свободе (Н. Бердяев). Л. Выготский наиболее важной считал воспитательную функции искусства: искусство как аппарат для развития человечества, художники создают образцы, чтобы остальные могли с их помощью совершенствоваться.

Таким образом, выделяются следующие воспитательные функции искусства: познание мира; самопознание и преодоление противоречий; самовыражение и творение себя как личности и своей жизни.

Остановимся более подробно на каждой из них. Если искусство - это способ познания, то в чём его специфика?

Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: «И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, «художником», переживая жизнь как бы «душой автора» того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение».

По мнению А. Леонтьева, эстетическая деятельность - это познавательная деятельность особого рода. Но её специфика состоит не в выражении эмоций. Он считал, что объектом познания для искусства является не объективная реальность, а субъективный смысл, отношение человека к миру, что является средством самопознания личности.

Произведения искусства воссоздают характерные особенности  жизненной среды. В процессе восприятия произведения искусства рассматриваемые социальные  связи  играют  значительную  воспитательную  роль,  оказывая  влияние  на  становление  мировоззрения,  жизненной  позиции человека. Они дают возможность ему оценить себя со стороны, а также  адекватные  формы  выражения  своего  Я. Существует мнение, что между отзывчивостью на эмоционально-эстетическое содержание произведения искусства, и нравственными  чувствами, отзывчивостью на эмоциональные переживания другого  человека  имеется  генетическое  единство.  Этого  мнения  придерживаются  такие  авторы,  как: Л.С. Выготский, А.Г.  Ковалёв, П.В. Симонов, А.И.  Буров, А.А. Мелик-Пашаев  и  др.

Ведя мысленный диалог с героями произведений, окрашенный  разнообразием  чувств  и  переживаний,  человек приобщается  к  социальным  нормам  нравственности  и  долга,  пониманию  благородства  или  ничтожности  в  поступках  героев  и  постепенно  усваивает,  а  затем  и  вырабатывает  собственные  оценки,  свою   позицию  по  отношению  к  обсуждаемым  событиям  и  жизненным  явлениям.  Такое  усвоение  происходит  как  бы  в  «уединении»,  то  есть  наедине  с  самим  собой,  в  личных  внутренних  диалогах человека, что способствует его личностному самосовершенствованию.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо знать, как воздействует тот или иной вид искусства на человека. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на личность своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие человека лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Однако все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование её потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.

Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Оно формирует умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Изобразительное искусство дает людям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Театр - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, развивая её нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства, можно сделать вывод, что оно является основным средством эстетического воспитания, включающего развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

2. ВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА  ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

2.1. Факторы перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс

Эстетическое воспитание - одно из наиболее эффективных направлений воспитательной деятельности. Как было рассмотрено ранее, в качестве основных форм оно включает в себя: художественную деятельность, способную в образах искусства концентрировать эстетический идеал жизни и реальную практическую деятельность людей, преобразующую деятельность «по законам красоты» и идеалам прекрасного через труд, технику, в том числе через художественную самодеятельность.

Между этими двумя формами эстетического освоения действительности существует определённая взаимосвязь. Поэтому в нашем исследовании одной из задач является исследование основных факторов, которые способствуют переходу эстетического идеала в реальный жизненный процесс, связанный со всесторонним и гармоничным развитием личности военнослужащего.

Процесс эстетического освоения действительности с точки зрения превращения эстетического идеала  в реальность, обозначается в работах исследователей (К. Гонзак, З. Коварж, П. Тучна и др.)  понятием «эстетизация». Суть его выражается в специфически деятельном и личностном характере разрешения противоречий между эстетическим идеалом, созданным искусством и реальной деятельностью людей, в которой имеются конкретно-исторические средства реализации этого идеала.

Не во все исторические эпохи эстетический идеал находит благоприятную почву для своего развития и утверждения, и поэтому не каждая эпоха общественной жизни способствует расцвету искусства и эстетического творчества. Поэтому одним из факторов перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс является современная ситуация развития общества, отражающая производственные отношения, социальные цели. Необходима экономическая и социальная основа для расцвета всех творческих сил человека.

Несомненно, что главная цель труда состоит в производстве жизненных благ для удовлетворения материальных потребностей людей. Однако если целью производства является создание вещественного богатства, превращаемого в самодавлеющий интерес, а не в благосостояние и расцвет личности, то человек при таких условиях обречён на духовную нищету и лишается благоприятной почвы для развития всех творческих сил.

Следовательно, эстетическое отношение к труду, в результате чего происходит переход идеала в реальный жизненный процесс, возникает тогда, когда сознание человека свободно от узкоутилитарной направленности.

Многие историки, этнографы, писатели подчёркивали, что для результатов общественного воспитания важно и постоянство, сохранение качества и границ пространства в историческом времени. Неслучайно разрушение прежних границ СССР в начале девяностых годов прошлого столетия, сопровождавшееся резким изменением социально-экономического, морально-этического качества «нового» пространства России, создало серьёзные трудности в воспитании патриотизма. Деидеологизация и отсутствие единой национальной идеи не способствовало развитию чувства гордости за свою страну. Это в свою очередь сделало невозможным достижение цели эстетического воспитания военнослужащих, определяемого как формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам военно-профессиональной деятельности, привитие эстетического отношения к военной форме одежды, повышение эстетического содержания воинских ритуалов.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная ситуация развития общества, содержащая экономическую и идеологическую составляющие, является важным фактором эстетического развития личности, а следовательно переходом эстетического идеала в реальный жизненный процесс каждого человека.

Следующим фактором, оказывающим влияние на данный процесс, является свободное развитие телесных и духовных сил личности военнослужащего. Согласно исходному смыслу развитие - это разворачивание вовне изначально присущих человеку свойств в соответствии с их естественными закономерностями роста.

Каждый человек в силу своей духовной активности способен стать  субъектом собственного развития через самопознание, самообразование и самовоспитание, что составляет основу свободного развития и даёт возможность для раскрытия творческого потенциала личности - склонностей, способностей.

Под творческим потенциалом личности военнослужащего понимается способность  проектировать своё духовное и профессиональное развитие, полёт фантазии. Это позволяет военнослужащим укреплять идейную убеждённость, воспринимать и оценивать явления объективной реальности с эстетической точки зрения, претворять свои воззрения в практической деятельности.

 Необходимо учитывать, что развитие человека происходит в условиях социального общества. Поэтому свободное развитие личности предполагает ряд аспектов. Развитие в процессе освоения социума представляет собой освоение культуры социальной среды (изучение традиций, обрядов, норм поведения, произведения искусства и т.д.). Освоение культуры предполагает взаимодействие человека с окружающим миром, что активизирует процесс развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, продуктивного воображения, способствующих формированию эстетического отношения к действительности. Кроме того, человек приобщается к общечеловеческим ценностям, познаёт общепринятые эталоны красоты и приобщается к ним, делая их своими внутренними эталонами.

Сущность эстетической осваивающей деятельности раскрывается в творческом процессе создания оригинального продукта, отражающего реальность и воплощающего личность автора в результате его эстетической воспитанности, образованности и развитости личности человека. Создание оригинального продукта представляет собой способ самовыражения человека как необходимого условия его социализации, вхождения в общество. Таким образом, целенаправленная эстетическая установка личности на освоение мира является одним из важнейших компонентов духовной жизни человека, от которой во многом зависит состояние социально-культурной жизни общества.

Необходимым компонентом освоения мира является творческая активность человека, которая рассматривается как способность вступать во взаимодействие с самим собой и окружающей средой. Активность определяется как способность человека к самодвижению, саморазвитию, саморегулированию.

Резюмируя сказанное, подчеркнём, что развитие духовной и практической деятельности человека, способствующее переходу эстетического идеала в реальную действительность связано не только с накоплением суммы знаний, но и с воспроизводством изученного в процессе творческой деятельности, она представляет собой единство активности, деятельности и установки на эстетическую деятельность. В данном случае художественно-эстетическую деятельность рассматривается как процесс приложения физических, нравственных и интеллектуальных сил для достижения самореализации в ходе творческого процесса и получения наслаждения совершенством и гармонией результата.

Рассмотрев два фактора перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс, таких как современная ситуация развития общества и свободное развитие личности, необходимо выделить педагогическую деятельность как фактор воспитания, способствующего развитию у человека эстетического восприятия окружающей действительности, способности и желания творить по «законам красоты».

Необходимо отметить, что многообразие факторов в жизни человека, в том числе и перечисленные, накладывают на его воспитание определённые ограничения. Как уже говорилось, назначение воспитания - содействовать становлению человеческого качества. В силу объективности и универсальности действия перечисленных факторов кардинально повлиять на их вмешательство в ход воспитания довольно сложно. Можно в какой-то мере компенсировать, корректировать, это действие с помощью педагогической деятельности. Таким образом, по своей природе деятельность педагога, а воинской среде и офицера-воспитателя, способна быть фактором эстетического воспитания и как следствие - фактором перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс через практическую деятельность воспитанников.  

Некоторые учёные подчёркивают, что в условиях нестабильности и неблагополучного социума воспитательная деятельность педагога выполняет функции, которые делают данный фактор одним из важнейших в процессе развития личности, перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс.

К основным функциям деятельности педагога или офицера-воспитателя относятся следующие функции: 

  1. преобразующая (человеческое качество, систему отношений, педагогические условия, пространство воспитания и воспитательную среду) функция обеспечивает использование закономерностей процессов развития, формирования в интересах становления человеческого образа. Она реализуется в многочисленных формах, связанных с социализацией, поддержкой, коррекцией, адаптацией. В воинской среде к числу таких форм можно отнести диспуты на темы: «Как вы понимаете красоту армейской жизни?», «Почему подвиги во имя Родины благородны и возвышены?», «В чём красота твоей военной профессии?».
  2. Информационная функция, заданная необходимостью обмена культурным опытом между поколениями. Она реализуется в формах воспитывающего обучения, нравственного, этического, эстетического просвещения, свободного общения педагогов и воспитанников. В целях усиления эстетической стороны воинских ритуалов организуются циклы бесед и радиопередач об истории возникновения и глубоком патриотическом содержании ритуалов, существующих в Российской Армии. Оформляются стенды, выпускаются фотогазеты, любительские киноочерки, посвящённые военной присяге, армейским ритуалам и церемониям.
  3. Коммуникативная функция обеспечивает педагогическое взаимодействие участников воспитательного процесса. Способствует развитию системы понимающего общения, созданию атмосферы защищённости и открытости. Одной из форм взаимодействия является совместная научная деятельность курсантов и педагогов, выставки самодеятельного творчества.
  4. Организационная функция связана с необходимостью организации в воспитательных целях многообразной деятельности, а также управления развитием воспитательных систем и воспитательного пространства, способствующего всестороннему развитию воспитанников.
  5. Демонстрационная функция обусловлена требованием эталонности действий педагога, призванного своим поведением транслировать курсантам культурные образцы, а также необходимостью формирования и предъявления идеалов воспитания.

Исследователи видят в качестве важнейшей функции педагога посредничество в воспитании. То есть педагог в этой функции выступает как посредник между личностью и всей человеческой культурой, помогая сбалансировать негативные стороны современного развития общества и личностного развития воспитанника, помогая ему найти своё место в обществе, в сложном мире посредством самовыражения, самореализации через общественно-важную деятельность, создание нового, неповторимого продукта на основе воспринятых ценностей.

Анализу подверглись лишь наиболее значимые с нашей точки зрения факторы перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс. Их следует тщательно изучать, учитывать, прогнозировать и использовать в воспитательной работе с военнослужащими.

2.2.   Условия, способствующие переходу эстетического идеала в реальный жизненный процесс

В отличие от факторов как глубинных истоков, непосредственно порождающих те или иные воспитательные проявления и эффек­ты, условия воспитания формируют конкретную среду, обстанов­ку, обстоятельства места, времени и действия, в которых факторы оказывают влияние на человека. Они определяют природный, со­циокультурный, исторический, психологический, педагогический фон действия факторов. Причем в зависимости от цели воспита­ния одни и те же условия можно расценивать как благоприятные или неблагоприятные для результативности воспитательной дея­тельности. Так, если любой общественный строй является факто­ром воспитания, то тоталитарный или демократический режим предоставляет различные условия для воспитания свободной личности.­ Условия в отличие от факторов достаточно подвижны и изменчивы, поэтому их можно не только учитывать, но и педаго­гически конструировать.

Рассмотрим ряд условий, положительно влияющих на процесс перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс военнослужащих. Учитывая ряд негативных явлений современного развития общества, необходимым условием эстетического развития военнослужащих, совершенствования их практической деятельности по «законам красоты» является овладение навыками психической культуры, без которых не возможно овладение самой эстетической культурой. Данное условие предполагает возможные пути преодоления негативных последст­вий стрессогенных факторов общественной жизни. Одним из таких пу­тей является приобщение военнослужащих к искусству, представляющий собой целый комплекс методов и приёмов вовлечения курсантов в различные виды деятельности, благодаря которым удаётся заблокировать, пога­сить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и напол­нить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.  

Использование таких приемов в воспитательной деятельности, поможет военнослужащим познать себя и свои проблемы, самим их решить, сформировать определённые эстетические отношения к действитель­ности. Необходимо, чтобы  в процессе службы военнослужащий знакомился с лучшими образцами музыкального искусства, так как оно способствует приобретению навыков сотрудничества с самим собой, другими людьми, с окружаю­щим миром, восприятию мира во всей полноте красок и звуков. Оно помо­гает ценить жизнь свою и других, обеспечивает развитие интеллекта, чувств и отношений, формирует у будущих офицеров высокий уровень социальной ответственности и воспитывает высокие моральные принципы. Благодаря этому, человек испытывает радость и обретает уверенность в собст­венных силах, стремится привнести красоту в повседневную жизнь.

В этих целях необходимо создавать программные записи золотого фонда музыки отечественной и зарубежной классики, современных композиторов, организовывать просветительные занятия, музыкальные лектории, встречи с композиторами, исполнителями, проводить фестивали военной песни, конкурсы на их лучшее исполнение.

Кроме музыкального искусства большое влияние на формирование навыков психической культуры оказывает литература и киноискусство в сфере которых интенсивно формируются эстетические чувства, вкусы и идеалы военнослужащих. Прожив вместе с литературными образами и киногероями различные жизненные ситуации, примерив их на себе, они использует приобретённый опыт и в реальной жизни. Поэтому очень важно проводить в подразделениях кинофестивали и киновечера, посвящённые патриотической тематике, читательские конференции, литературно-художественные вечера, встречи с деятелями литературы.

Исследователи отмечают, что результаты опроса курсантов первых и вторых курсов ряда военных институтов Центрально-Чернозёмного региона Российской Федерации (всего опрошено 548 человек), современное поколение молодых людей, даже целенаправленно готовивших себя к службе в Вооружённых Силах, очень мало читают, слабо интересуются историей своей Родины и её армии. Так, например, только 10 % курсантов регулярно читают историческую художественную литературу, посвящённую героическим примерам защиты своей Родины нашими предками (Д.М. Балашов, Б.Л. Васильев, В.Д. Иванов, В.С. Пикуль, К.М. Симонов, С.Д. Скляренко, И.Ф. Стаднюк и др.), только 3 % интересуются историей России и читают книги таких авторов, как Г.В. Вернадский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьёв, Л.Н. Гумилёв. Только 1,5 % курсантов смотрели фильмы, прославляющие подвиги Российской Армии («Александр Невский», «Суворов», «Нахимов», «Ушаков» и т.д.) [10, с 124]. Полученные результаты должны оказывать существенное влияние на организацию воспитательной работы в образовательных учреждениях министерства обороны Российской Федерации.

В эстетическом воспитании личного состава, развитии творческих способностей военнослужащих большую роль играет эстетическое содержание воинской среды обитания и быта. Внешний вид военных городков и интерьер помещений во многом должны определяться комплексным внедрением элементов декоративности, художественности. Это необходимое условие, способствующее внедрению эстетического идеала, эстетических представлений курсантов в их практическую деятельность.

Если курсанта с первого до последнего года обучения окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. В этих целях необходимо привлекать курсантов к оформлению стендов, выпуску фотогазет, любительским киноочеркам, посвящённых военной присяге, армейским ритуалам и церемониям, оформлению комнат досуга. Это позволяет раскрыть у воинов их художественные таланты, самовыразиться через творческую деятельность.

Что касается боевой техники и оружия, то они подчинены общей армейской упорядоченности расположения, ритмичности функционирования, что само по себе является проявлением эстетического.

Говоря об эстетическом содержании воинской среды необходимо подчеркнуть аккуратность ношения формы одежды, которая всегда имела для военного человека большую значимость, так как отличала его от других членов государства, показывая важный социальный статус военнослужащего, выполняющего обязанности по защите Отечества и пользующегося, благодаря этому, уважением сограждан. Соблюдение правил ношения военной формы одежды дисциплинирует военнослужащих, показывает их моральную готовность к выполнению возложенного на них долга, уровень их культурного развития.

Говоря об искусственной среде обитания, необходимо также отметить и мир слышимый. Правомерно выделять «звучащую армейскую среду». Известно, что речь военного человека отличается чёткостью, однозначностью, лаконизмом. Поэтому офицерам-воспитателям необходимо подчёркивать данное обстоятельство, бороться со сквернословием в воинской среде, подчёркивая эстетическое значение художественного слова русского языка.

Учитывая важность педагогической деятельности как фактора эстетического воспитания военнослужащих необходимым условием является высокий уровень культуры офицера-воспитателя, его умение обучать и воспитывать подчинённых. Важным аспектом в данном вопросе является морально-нравственные качества офицера-воспитателя: его уважение к воинскому мундиру, своей профессии, курсантам. Это способствует развитию традиции здоровой корпоративности, которая воспитывалась у юношей в дореволюционной армии с детства. В дореволюционный период выпускники одного военно-учебного заведения могли свободно обращаться друг к другу, независимо от должности и положения в обществе. Однокашники  и однополчане всегда могли рассчитывать на взаимопомощь и доброжелательность со стороны своих товарищей. «Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание «себя среди людей», стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности» [7; 11].

Такое отношение друг к другу воспитывается у курсантов личным примером офицера-воспитателя.  Умение вести себя в обществе, соблюдение правил воинского этикета всегда выгодно отличали российского офицера. В своей работе, отношении с подчинёнными офицер-воспитатель влияет на курсантов всем своим внешним обликом. В его внешнем виде формы одежды, устной речи, проявлении уважительного отношения к другому, эстетический вкус, который не может не влиять на вкусы молодых военнослужащих, правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно-эстетический критерий достоинства человека» [7; 14].

«Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание «себя среди людей», стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности» [7; 11].

Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности военнослужащего в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития его творческих задатков, обнажает красоту уважительного отношения друг к другу. Взаимоотношения  курсантов с офицерами-воспитателями накладывают глубокий отпечаток на личность молодого человека. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика будущих офицеров.

Таким образом, рассмотрев перечисленные условия, мы пришли к выводу, что они способствующие переходу эстетического идеала в реальный жизненный процесс личности военнослужащего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время вопросами подготовки офицерских кадров, их воспитания в системе военного образования уделяется значительное внимание. Это связано с тем, что современной армии требуются высококлассные профессионалы, способные творчески подходить к решению сложных задач. Однако негативные явления современного общества существенно затрудняют данный процесс.

Данная работа имеет своей целью дать теоретико-методологический анализ процесса реализации идеала прекрасного в жизнедеятельности военнослужащего, раскрыть сущность и содержание процесса эстетического воспитания личности будущего офицера, выявить факторы перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс, определить условия, при которых данные факторы могут иметь значение для формирования эстетического отношения к действительности и всестороннего развития личности военнослужащего.

Эстетическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия на воспитуемого с целью формирования у него способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; формирования эстетических вкусов и идеалов личности; развития способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Цель эстетического воспитания в воинской среде - формирование у военнослужащих эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам военно-профессиональной деятельности, привитие эстетического отношения к военной форме одежды, повышение эстетического содержания воинских ритуалов, приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Основными средствами эстетического воспитания являются: реальная практическая деятельность военнослужащих и искусство, которое является источником возникновения эстетических идеалов. Между ними существует определённая взаимосвязь. Хотя искусство вырабатывает образное представление об идеале прекрасного, реальное воплощение этого идеала выступает как процесс формирования всесторонне развитой личности посредством труда, быта, а также техническими и другими средствами преобразования действительности.

Таким образом, эстетическое воспитание обеспечивает:

  • формирование эстетического отношения к военной службе;
  • привитие эстетического отношения к военной форме и снаряжению, знание их истории;
  • знакомство с художественно-творческой жизнью Вооружённых сил, с художниками, писателями, композиторами, и поэтами;
  • приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи и т.д.

Исследование данной проблемы на основе научных материалов позволило выделить следующие факторы перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс:

  • современная ситуация развития общества, отражающая производственные отношения, социальные цели;
  • свободное развитие телесных и духовных сил личности военнослужащего, обуславливающее его духовную активность;
  • деятельность офицера-воспитателя, выполняющая посредническую функцию между личностью и всей человеческой культурой, помогая сбалансировать негативные стороны современного развития общества и личностного развития военнослужащего.

Выявленные факторы позволили сформулировать необходимые условия эстетического развития военнослужащих: овладение навыками психической культуры, без которых не возможно овладение самой эстетической культурой; эстетическое содержание воинской среды обитания и быта; высокий уровень культуры офицера-воспитателя, его умение обучать и воспитывать подчинённых.

Данные условия способствуют переходу эстетического идеала в реальный жизненный процесс личности военнослужащего.

Исследование проводилось на основе изучения научных работ по данной проблеме. В целом наша гипотеза подтвердилась, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 146 с.
  2. Краткий словарь по эстетике. - М, 1986. - 468 с.
  3. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачёв. - М., 1985. - 323 с.
  4. Основы военной психологии и педагогики: Понятийно-категориальный аппарат / Под ред. Н.А. Данилюк, С.Ф. Барковского. - Даугавпилс, 1989. - 49 с.
  5. Калюжный А. Изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих, особенности организации индивидуально-воспитательной работы в отделении, расчёте, экипаже, взводе / «Ориентир». - № 2. - 2007.
  6. Киященко Н.И. Роль литературы и искусства в развитии художественной культуры / Н.И. Киященко. - М.: Знание, 1983. - 342 с.
  7. Военная педагогика и психология / Под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: Военное издательство, 1986. - 240 с.
  8. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества / С.С. Гольдентрихт. - М.: Изд-во Московского гос. университета, 1977. - 248 с.
  9. Москвичёва Л.Н. Эстетическое развитие личности и её творческий потенциал / Л.Н. Москвичёва. - М. : Знание, 1985. - 64 с.
  10. Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: Традиции и современность: Монография. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2004.
Просмотров работы: 436