ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основой Вооружённых Сил Российской Федерации во все времена считался российский офицерский корпус - носитель и хранитель традиций, культуры, патриотизма и профессионализма.

Современное геополитическое и геостратегическое положение России в мире настоятельно требует, чтобы российские Вооружённые Силы были способны и готовы в полной мере утверждать и отстаивать национальные и государственные интересы Российской Федерации.

Актуальность исследования.

Одну из основ формирования нового облика Вооружённых Сил Российской Федерации составляют военные профессионалы - образованные, высококвалифицированные, владеющие несколькими смежными воинскими специальностями. Такой уровень подготовки военных руководителей и специалистов основывается на фундаментальном базовом образовании и регулярной профессиональной переподготовке и повышении квалификации.

Такой вид военно-профессиональной образовательной деятельности имеет свои определённые особенности и требует значительных затрат времени и материальных ресурсов.

Применение инновационных и оптимизация существующих технологий обучения способны значительно снизить усилия и затраты на профессиональную переподготовку и повышение квалификации военных руководителей и специалистов различных уровней.

Объектом исследования избраны технологии дистанционного обучения, применяемые в процессе профессиональной переподготовки и повышении квалификации военнослужащих.

В качестве предмета исследования определены особенности реализации технологий дистанционного обучения в условиях воинской деятельности.

Целью работы является исследование возможности реализации технологий дистанционного обучения для профессиональной переподготовки и повышении квалификации военнослужащих в условиях повседневной воинской деятельности.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • определение условий, в которых возможна эффективная реализация технологий дистанционного обучения для профессиональной переподготовки военнослужащих;
  • формулировка требований к разработке и созданию дидактических материалов, используемых в процессе дистанционной профессиональной переподготовки военных специалистов;
  • выработка рекомендаций по внедрению технологий дистанционного обучения в процессе профессиональной переподготовки военнослужащих в условиях повседневной воинской деятельности.

Методологическая основа исследования.

В качестве исходных положений работы автором определено исследование технологий дистанционного обучения как одного из компонентов единой системы военно-профессионального образования.

Организация и методика исследования строилась на совокупности взаимодополняющих методов исторического, социологического и педагогического анализа. Наиболее широкое применение получили методы анализа и синтеза информации, содержащейся в документах, статистических данных и иных объективных материалах, изучение проблемы от частного к общему, а от него - к выводам и рекомендациям.

Применение всех указанных выше методов научного исследования предоставляет возможность выбрать наиболее рациональную и логичную структуру изложения изученного материала.

Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций и предложений по внедрению в деятельность высших военно-учебных заведений технологий дистанционного обучения для профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных руководителей и специалистов по программам дополнительного образования в условиях повседневной воинской деятельности.

1.   СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что эффективность подготовки высококвалифицированных кадров для Вооруженных Сил в современных условиях во многом определяется уровнем внедрения инновационных технологий в различные сферы образовательной деятельности.

Сфера военно-профессионального образования не является исключением, в частности её область, отвечающая за профессиональную переподготовку и повышение квалификации военных специалистов.

На основании Закона Российской Федерации от 27.05.1998 г. № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 19 «Право на образование и права в области культуры», п. 1) «Военнослужащие имеют право на обучение ... на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих» [1].

В настоящее время подготовка офицеров осуществляется по 300 специальностям в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, которые являются государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Их деятельность регламентируется приказами министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2002 г. № 205 [2] и от 12 марта 2003 г. № 80 [3].

Одними из главных задач высших военно-учебных заведений являются:

  • подготовка и переподготовка для Вооруженных Сил офицеров - квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации;
  • профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров, в том числе руководящего и научно-педагогического состава вузов.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации руководящих работников и специалистов Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в высших военно-учебных заведениях по программам дополнительного профессионального образования, обеспечивающих получение офицерами дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида военно-профессиональной деятельности в рамках ранее полученной специальности, или освоение ими новых видов вооружения и военной техники, а также обновление и повышение уровня теоретических знаний и практических навыков офицеров в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к профессиональной подготовке военных кадров [3].

В качестве структурных подразделений дополнительного профессионального образования выступают факультеты (отделения, курсы) профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров, реализующие дополнительные образовательные программы.

Необходимость периодического профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных руководителей и специалистов объективно обусловлена следующими факторами:

  • интенсивным изменением внутриполитической и внешнеполитической обстановки, необходимостью точно ориентироваться в происходящих событиях в стране и за рубежом;
  • периодическим обновлением и изменением нормативно-правовых основ прохождения военной службы;
  • изменением организационно-штатной структуры и численного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • обновлением существующего парка вооружения, боевой и специальной техники образцами нового поколения;
  • внедрением новых методик в существующие технологические процессы;
  • изменением общеобразовательного и общетехнического уровня призывников вследствие изменения общегосударственной системы образования;
  • повышением «человеческого» и морально-психологического фактора в современном бою;
  • переходом части профессиональной деятельности на информационную основу;
  • использованием в современном бою нового высокотехнологичного (лазерного, высокоточного, психотронного и др.) оружия.

Кроме того, необходимость повышения квалификации военнослужащих зачастую связана с продвижением по службе, назначением на новую должность, введением в штатные структуры воинских частей и подразделений новых и исключение старых, утративших свою целесообразность военно-учётных специальностей.

Эти и многие другие факторы обусловливают необходимость периодической профессиональной переподготовки и повышение квалификации военных специалистов.

В современных условиях реформирования Вооружённых Сил с целью придания им нового облика на первый план выходит способность военнослужащих овладевать несколькими смежными воинскими специальностями. С одной стороны такие способности предоставляют возможность практически безболезненно производить при необходимости замену одних специалистов другими (владеющими смежной специальностью), а с другой стороны требует основательной подготовки военнослужащих по этим специальностям (т.е. профессиональной переподготовки). И чем шире диапазон смежных воинских специальностей, тем больше времени вынужден потратить военнослужащий на овладение ими.

Зачастую такая профессиональная переподготовка в условиях стационарной учебно-материальной базы военно-учебного заведения связана с длительным отсутствием на месте службы обучающегося (от одного до нескольких месяцев). Этот процесс крайне негативно сказывается как на подчинённых (подразделение без командира), так и на основной служебной деятельности офицера («выпадение из служебной колеи»).

Кроме того, задачи по предназначению, выполняемые офицером и вверенным ему подразделением (частью) не всегда позволяют своевременно и качественно пройти профессиональную подготовку в длительном отрыве от места дислокации.

Существенные затруднения в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих оказывают значительная удалённость расположения мест прохождения службы от военно-учебных заведений, финансовые и иные материальные затруднения при организации переподготовки.

Растущая мобильность жизни вызывает потребность в мобильных учебных системах. При этом развитие Интернет-ресурсов и телекоммуникационных сетей открывает новые возможности дистанционной профессиональной переподготовки и повышения квалификации при относительно низкой себестоимости.

Современное образование представляет собой эффективное сочетание содержания и технологий обучения, в русле которого дистанционное образование дает уникальную возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени. При этом дистанционное обучение выступает в роли одной из форм традиционного заочного обучения.

Таким образом, внедрение технологий дистанционного обучения в процесс профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных руководителей и специалистов позволит избежать значительных материальных затрат, связанных с перевозкой, размещением, финансированием, а также не прерывать выполнение функциональных обязанностей по занимаемой должности.

Такой подход к системе профессиональной переподготовки военнослужащих способен повысить качество выполнения подразделениями и частями задач по предназначению в процессе повседневной деятельности, а, следовательно, общий уровень боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.   ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Ключевыми дидактическими категориями в современной педагогике являются обучение и образование. Дистанционное обучение и дистанционное образование - новое явление в педагогике. Анализ научно-теоретической и учебно-методической педагогической литературы, изучение нормативных правовых документов представляет возможным сделать вывод, что отсутствует единое понимание сущности и содержания понятий «обучение» и «образование» применительно как к традиционному образовательному процессу, так и к процессу дистанционного образования.

Если говорить об образовании и обучении, то опыт показывает, что освоение знаний человеком возможно исключительно на основе самообразования. Дистанционное обучение в данном случае предполагает самоактуализацию познавательной потребности военнослужащих и помощь в процессе самообразования.

Таким образом, дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется обучающимися достижение и подтверждение образовательного ценза.

Для России с ее территорией и, в частности, для российских военнослужащих, проходящих службу или проживающих в самых отдаленных местах за сотни километров от крупных образовательных центров, такой вид обучения особенно актуален. Потенциально он предоставляет возможность военнослужащим независимо от места проживания, без отрыва от служебной деятельности, получить профессиональное образование, пройти профессиональную переподготовку и повысить квалификацию в ведущих высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. При этом зачастую дистанционное обучения является для военнослужащих единственно возможным способом повысить свою квалификацию.

К сожалению, процесс развития дистанционного образования в России сдерживается несовершенством нормативной правовой базы в области образования, недостаточным материально-техническим обеспечением, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями телекоммуникационных сетей и другими объективными и субъективными факторами.

Для повышения эффективности профессиональной переподготовки военнослужащие, получающие образование дистанционно, должны учиться по тем же учебным планам и программам, что и офицеры, обучающиеся в военно-учебных заведениях очно или заочно. При этом военнослужащие должны пользоваться максимально гибкой системой удобств при дистанционном получении образования. Особенно важны синхронизация учебного процесса со свободным от исполнения служебных обязанностей временем, возможность учёта ранее полученного образования, определение компетентности с помощью стандартных тестов, упрощение процедуры перевода на другие специальности и в другие вузы.

Анализ существующих форм образования показывает, что дистанционное обучение является формой получения образования (также как очная, заочная, очно-заочная и экстернат), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая активная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте.

Использование технологий дистанционного обучения в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих в социальном плане предполагает:

  • снять напряженность среди военнослужащих, проходящих службу и проживающих в отдаленных регионах, а также находящихся в отдалении от научных и культурных центров страны;
  • дать возможность военнослужащим и членам их семей получить любую специальность, а также возможность трудоустроиться по полученной специальности;
  • учитывая высокую общую подготовку военнослужащих и их деловые качества, получить для страны тысячи высококвалифицированных специалистов в различных областях экономики;
  • имея высокое качество программ и курсов по дистанционному обучению, повысить качество профессиональной подготовки военнослужащих независимо от места их дислокации;
  • создать дополнительные рабочие места для персонала и преподавателей, обслуживающих систему дистанционного образования, а также разработчиков и производителей технических средств дистанционных технологий обучения;
  • существенно снизить затраты военнослужащих на получение выбранного ими образования;
  • предоставить возможность получить дополнительное образование не только офицерам, прапорщикам и мичманам, но и другим категориям военнослужащих, в том числе и военнослужащим, находящимся в запасе и отставке; кроме того, военнослужащим, получившим увечья и инвалидность и не имеющих возможность получить образование по другим формам обучения.

Системы дистанционного обучения потенциально стать основой самообразования людей разного возраста, что открывает возможность увеличения темпов межотраслевой переквалификации профессиональных кадров в ходе научно-технического прогресса.

Преимуществами дистанционных технологий обучения являются доступность, массовость, мобильность, отсутствие привязанностей к месту и времени обучения. В качестве недостатков можно отметить отсутствие гарантии идентификации слушателя и отсутствие «живого» общения преподавателя и обучаемого. Кроме того, обучающимся дистанционно необходима гораздо более сильная мотивация учения. Многим трудно заставить себя регулярно и последовательно проходить курс обучения без контроля со стороны преподавателя и общения с другими обучающимися. Также к недостаткам дистанционного обучения можно отнести то, что для его осуществления необходим, по меньшей мере, персональный компьютер с доступом в Интернет. Такая возможность есть далеко не у всех военнослужащих, нуждающихся в дистанционной профессиональной переподготовке или повышении квалификации. Причины тому разные, в основном финансовые и социально-бытовые.

В зависимости от типа носителя можно выделить три основных метода обмена информацией между обучающимся и преподавателем в процессе дистанционного обучения:

  • учебные материалы распространяются на CD- и DVD-дисках, видео- и аудиокассетах, на магнитном или бумажном носителе;
  • спутниковое телевидение;
  • обучение с использованием Интернет-ресурсов.

Тенденцией последних лет можно назвать возрастание доли обучения через Интернет. Появились специальные компьютерные программы-оболочки дистанционного обучения и тестирования приобретенных знаний [4].

Сегодня Интернет технологически представляет собой почти идеальное средство для дистанционного обучения и образования. С его помощью можно доставить до обучающегося любой дидактический материал (электронный учебник, видеозапись лекции или демонстрации эксперимента) и даже провести контрольную работу. Однако, несмотря на то, что практически каждая организация, оказывающая услуги дистанционного образования, декларирует использование при обучении Интернет-технологий, на деле нередко из всех возможностей Интернета используется только E-mail, а в качестве учебных материалов применяются магнитные и бумажные носители, аудио- и видеокассеты. Это и понятно, поскольку разработка систем дистанционного образования, в полной мере использующихся возможности современных компьютерных технологий и Интернет-ресурсов - дело дорогостоящее и длительное.

Любое обучение (в том числе и дистанционное) требует определенной организационно-информационной поддержки. Для этого как минимум необходимо иметь следующие структуры:

  • поддержки проектирования учебного материала (курсов);
  • доставки учебного материала слушателям;
  • поддержки «справочных» материалов (базы данных (SQL), библиотека);
  • консультации;
  • контроля знаний;
  • организации общения обучающихся (коллективные формы обучения).

При этом вполне очевидно, что в системе военно-профессионального образования технологии дистанционного обучения возможно применять только в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных специалистов, да и то не во всех случаях. Обучение по большинству воинских специальностей насыщено курсовыми работами и дипломными проектами, войсковыми стажировками и педагогической практикой, тактико-специальными и командно-штабными учениями. Трудно представить себе дистанционно обучающую программу по строевой или боевой подготовке. В этом случае дистанционные технологии используются в основном как способ трансляции знаний. И уже от самого обучающегося зависит, готов ли он их усвоить.

Следует учитывать и то обстоятельство, что передача учебных и учебно-методических материалов, имеющих ограниченный доступ пользования или гриф секретности по открытым каналам связи (почта, телеграф, телефон, факс, Интернет, кабельное, эфирное и спутниковое телевидение и др.) категорически запрещена [5].

Этот фактор в значительной степени влияет на то, что в системе военно-профессионального образования технологии дистанционного обучения не находят широкого распространения. Этим же объясняется и отсутствие у большинства военно-учебных заведений своих Интернет-порталов или их низкую информативность. Так, например, информацию о состоянии и перспективах развития системы военно-профессионального образования можно найти на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации по адресу http://www.mil.ru/. Но при этом её незначительный объём, недостоверность (ссылка на приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 345)[1]1 и новизна (информация за 2003 год!?) не представляет возможности сформировать объективное достоверное мнение о данной сфере образовательной деятельности [6].

Исходя из вышеизложенного, возможно определить средства дистанционного обучения, которые возможно использовать при профессиональной переподготовке и повышении квалификации военных специалистов. К ним могут относиться:

  • почта (для бумажных носителей информации открытого характера);
  • электронная почта (для информации открытого характера);
  • общедоступные образовательные электронные ресурсы военных вузов (для информации открытого характера);
  • электронные учебники на CD- и DVD-дисках;
  • электронные обучающие комплексы по профильным дисциплинам, включающие учебные, методические и справочные материалы, системы контроля знаний и мониторинга успеваемости на CD- и DVD-дисках.

Выбор перечисленных средств обусловлен, прежде всего, отсутствием в большинстве мест дислокации воинских частей доступа в сеть Интернет, телефонных линий, а также устойчивой мобильной связи стандартов GSM, GPRS, EDGE и 3G.

Использование электронных обучающих комплексов по профильным дисциплинам CD- и DVD-дисках должно, с одной стороны, способствовать осмыслению и усвоению понятий и утверждений обучающимися, задействуя в процесс обучения слуховую и эмоциональную память (в отличие от традиционных учебников и учебных пособий); с другой - обеспечить преподавателю возможность всесторонней оценки готовности офицера к самостоятельной деятельности, а также внесения индивидуальных корректив в подготовку специалиста.

Современные квалификационные требования к уровню подготовки выпускников военных вузов обуславливает необходимость создания таких электронных обучающих комплексов, наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду для курсантов, слушателей (обучающихся) и преподавателей, в ходе совместной и самостоятельной работы.

Для успешной реализации современных образовательных программ в сфере военно-профессиональной подготовки необходимо, чтобы новые источники информации (в частности, электронные учебные пособия) стали одинаково доступные для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Электронный обучающий комплекс должен обеспечивать решение следующих основных задач:

  • формирование, совершенствование и поддержание на требуемом уровне у обучающихся знаний, умений и навыков, определенных квалификационными требованиями к подготовке военных специалистов в условиях, аналогичных штатным;
  • формирование готовности обучающихся применять знания в интересах служебно-боевой деятельности, полученные по другим учебным дисциплинам;
  • формирование готовности обучающихся к эффективному воздействию на подчинённых в нештатных, экстремальных и нестандартных ситуациях;
  • иллюстративная демонстрация возможных нештатных, экстремальных и нестандартных ситуаций в повседневных и боевых условиях;
  • контроль и восстановление уровня знаний навыков и умений.

Всё вышеизложенное определяет требования, которые предъявляются к созданию и использованию электронных обучающих комплексов для подготовки военных специалистов:

  • удобная навигация по всем структурным элементам электронного учебного пособия (главам, разделам, параграфам и т.д.);
  • возможность масштабирования текста, графики, таблиц, а также полноэкранного режима просмотра;
  • возможность импорта/экспорта, копирования и распечатки содержательной части электронного пособия;
  • использование в интерфейсе электронного пособия цветовой гаммы не вызывающей раздражение и утомление глаз;
  • защищённость от несанкционированного редактирования (декомпиляции) содержания электронного обучающего комплекса;
  • наличие блока контроля знаний, обеспечивающего как самоконтроль обучаемым, так и преподавателем, а также мониторинг успеваемости обучаемого;
  • включение статических и динамических иллюстраций действий войск и должностных лиц в различных условиях обстановки;
  • незначительный размер и совместимость с персональным компьютером.

Наиболее полно вышеизложенным требованиям соответствует программная среда SunRav BookEditor 4.0 (из пакета SunRav BookOffice 3.0). Она предназначена для создания и редактирования разнообразных электронных книг и учебников, состоящих из неограниченного количества глав, разделов и подразделов. Простота в обращении, «дружественный» интерфейс и многофункциональность программы SunRav BookEditor 4.0 позволяет профессорско-преподавательскому составу в условиях повседневной деятельности кафедр с достаточной быстротой и эффективностью создавать (компилировать) электронные учебные пособия, учебники и книги, не владея при этом основами компьютерного программирования [7].

Для создания полноценного представления о программе SunRav BookEditor 4.0 целесообразно рассмотреть некоторые её функциональные возможности этого продукта отечественных разработчиков компьютерных программ. К ним относятся:

  • использование текста с различными визуальными эффектами (разные шрифты, жирные, наклонные, подчеркнутые символы, подстрочные и надстрочные индексы и т.д.);
  • создание параграфов книги с различными визуальными эффектами (нумерованные/не нумерованные/алфавитные списки, бордюры, цвет фона, выравнивание, отступы, межстрочные интервалы и т.д.);
  • использование изображений и таблиц (вложенных таблиц);
  • использование различных стандартных элементов Windows (кнопки, списки, выпадающие меню, радиогруппы и т.д.);
  • экспорт и импорт разделов в формат HTML и RTF;
  • импорт документов в формате HTML, RTF, TXT, DOC, XLS из выбранной директории;
  • интеграция с пакетом SunRav TestOffice Pro 3.0 позволяет сделать в учебниках ссылки на тесты и предоставляет возможность пройти тестирование во время ознакомления с учебником;
  • возможность перемещение разделов и объединения нескольких книг в одну;
  • быстрый просмотр созданной книги в программе SunRav BookReader.

Кроме того, электронные учебники, созданные с использованием программы SunRav BookEditor дополнительно позволяют:

  • просматривать электронную книгу с использованием автопрокрутки, т.е. без использования клавиатуры (скорость прокрутки можно отрегулировать);
  • голосовое озвучивание электронной книги;
  • индексный и полнотекстовый поиск по всей книге поможет быстро найти нужный текст в книге;
  • увеличение или уменьшение шрифта, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтов, используемых в книге.

Важнейшими частными структурными элементами электронного обучающего комплекса являются как тексты, так и нетекстовые компоненты с учетом того, что их значимость существенно изменяется. В электронном обучающем комплексе, в отличие от традиционного учебного пособия, ведущей становится система нетекстовых компонентов. Такое изменение ролей обусловлено уникальными по сравнению с другими техническими средствами возможностями современных компьютеров. В частности, программы мультимедиа предоставляют информацию не только в виде текстов, но и в виде трехмерной графики, звукового сопровождения, видео, анимации. Применением мультимедийных программных средств, кроме того, обеспечивается существенное возрастание роли иллюстраций. При этом под иллюстрациями, учитывая возможности новых информационных технологий, понимаются не только рисунки, схемы, таблицы, а приведение с использованием графики, видео и звукового сопровождения с элементами анимации примеров для наглядного, убедительного и доступного объяснения главных, основополагающих и наиболее сложных компонентов учебного материала [8].

Не менее значимой в структуре электронного обучающего комплекса должна быть подсистема организации усвоения учебного материала, так как возможности данной подсистемы (аппарата или блока контроля знаний, навыков, умений) в электронном учебном пособии несравненно выше, чем в традиционном. Она может включать такие структурные компоненты, как индивидуальные расчетные задания (например, психогенных потерь подразделения, части), примеры проведения отдельных мероприятий, контрольные вопросы, тестовые задания и т.п. Аппарат (блок) ориентировки (или навигации) по электронному обучающему комплексу должен обеспечивать возможность быстрого доступа к необходимой информации (например, по ключевым словам, терминам, выражениям), отражать содержание охватываемого учебного материала (иерархические выпадающие меню) и предоставлять контекстно зависимую помощь.

Очевидно, что с появлением и совершенствованием различных электронных обучающих комплексов должны принципиально измениться учебные программы и планы лекций и практических занятий, а также роль преподавателя в учебном процессе [9].

В процессе создания электронных обучающих комплексов (как и мультимедийных средств обучения в целом) целесообразна следующая логическая последовательность их разработки и внедрения, состоящая из пяти этапов:

  • определение общего объема учебного материала, планируемого для включения в конкретное электронное обучающий комплекс;
  • разделение материала на блоки, модули в соответствии с критериями логической полноты, целостности, завершенности и диагностируемости усвоения;
  • создание блока контроля уровня знаний, умений, навыков и мониторинга успеваемости;
  • разработка методических рекомендаций и системы практических задач;
  • структурирование и установка связей между блоками;
  • разработка рекомендаций по итоговой оценке знаний, навыков, умений.

Отдельные электронные учебники можно объединять в электронную библиотеку. Такая библиотека представляет собой собрание взаимосвязанных электронных учебников.

Также необходимо, чтобы электронные обучающие комплексы полностью соответствовали потребностям обучающихся и предоставляли им необходимую информацию в реальном масштабе времени. Электронное обучение успешно, когда оно способно доставить необходимую для работы специалиста информацию в тот момент, когда им это необходимо [10].

К процессу разработки и развития системы электронного обучения целесообразно привлекать обучающихся. Непосредственное участие в процессе создания электронного обучающего комплекса будет способствовать возрастанию личностной значимости в осуществляемой деятельности.

Особое внимание при подготовке электронных обучающих комплексов для военных специалистов необходимо уделять использованию материалов с разграничением уровня доступа (открытые, для служебного пользования, секретные). Если возникает необходимость в использовании материалов данного характера, то такое электронное учебное издание должно иметь определённый гриф секретности и использоваться установленным порядком на аппаратном обеспечении и в помещениях, специально подготовленных для этого.

Если разработанный обучающий комплекс, содержащий сведения закрытого характера, необходимо доставить обучающемуся к месту дислокации части, то такая доставка должна выполняться секретной почтой в установленном порядке.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что если говорить об образовании как о социальном процессе, то приобретённый человечеством опыт показывает, что освоение знаний человеком возможно только на основе самообразования. При этом технологии дистанционного образования в современном педагогическом процессе призваны активизировать в обучающемся его собственное стремление к освоению знаний и благоприятствовать процессу его самообразования в целом.

Таким образом, использование технологий дистанционного обучения, электронных обучающих комплексов, Интернет-ресурсов с учётом всех особенностей военно-профессиональной деятельности, могут оказать существенную поддержку самообразованию военных специалистов различного профиля, опыта, возраста, а также стать основой профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный процесс реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации с целью придания им нового облика объективно вызван необходимостью динамичного реагирования на изменяющуюся геополитическую и геостратегическую обстановку в мире. Обороноспособность и, как следствие, всесторонняя безопасность личности, общества и государства в современной России всецело зависит от способности её Вооружённых Сил адекватно реагировать на возникающие угрозы.

Одним из факторов, обеспечивающих соответствие состояния Вооружённых Сил Российской Федерации их предназначению, является высокая профессиональная квалификация военных руководителей и специалистов, владение ими несколькими смежными воинскими специальностями, способность принимать эффективные управленческие решения в условиях дефицита времени и информации.

Основой формирования и поддержания высокого профессионального уровня военных специалистов является их своевременная и эффективная профессиональная переподготовка и регулярное повышение квалификации.

Всесторонне проанализировав проблему профессиональной переподготовки военных специалистов, авторы данного исследования пришли к выводу, что самым эффективным способом для этого является внедрение дистанционного обучения в процесс получения дополнительного военно-профессионального образования.

С учётом всех особенностей, сложностей и ограничений, которые накладывает на военнослужащих военно-профессиональная деятельность, в качестве основных и наиболее приемлемых в условиях воинской службы форм дистанционного обучения могут выступать:

  • обмен информацией между преподавателем и обучающимся с помощью учебных материалов на CD- и DVD-дисках, видео- и аудиокассетах, на магнитных и бумажных носителях;
  • трансляция обучающих программ через спутниковое телевидение;
  • обучение и контрольное тестирование с использованием Интернет-ресурсов.

Не вызывает сомнения тот факт, что основу эффективного образования в любой его форме составляет качество, информативность и доступность дидактических материалов, предоставляемых обучающимся.

В связи с этим разработка дидактических материалов для дистанционного обучения военнослужащих с целью их профессиональной переподготовки и повышения квалификации в своей основе имеет некоторые особенности:

  • в качестве основных носителей информации учебных материалов для дистанционного обучения применяются CD- и DVD-диски, видео- и аудиокассеты, магнитные и/или бумажные носители;
  • основными способами доставки учебной информации к обучающимся используются почта (для бумажных носителей информации открытого характера), электронная почта (для информации открытого характера), общедоступные образовательные электронные ресурсы военных вузов (для информации открытого характера), секретная почта (для электронных учебников и обучающих комплексов по профильным дисциплинам, имеющим гриф секретности на CD- и DVD-дисках, магнитных и бумажных носителях);
  • если при создании учебных материалов для дистанционного обучения возникает необходимость использования информации с разграничением уровня доступа (открытые, для служебного пользования, секретные), то такие учебные материалы должны иметь определённый гриф секретности, создаваться и использоваться установленным порядком на аппаратном обеспечении и в помещениях, специально подготовленных для этого.

Непременным условием создания дидактической составляющей дистанционного обучения военнослужащих, соответствующей вышеизложенным требованиям, необходимо соблюдать следующие условия:

  • высокая профессиональная квалификация профессорско-преподавательского состава, создающего дидактические материалы;
  • значительные трудовые, материальные и финансовые затраты при разработке систем дистанционного образования, в полной мере использующихся возможности современных компьютерных технологий и Интернет-ресурсов;
  • необходимость широкого использования общедоступных электронных образовательных ресурсов (для информации открытого характера), электронных обучающих комплексов по профильным дисциплинам, включающих учебные, методические и справочные материалы, системы контроля знаний и мониторинга успеваемости на CD- и DVD-дисках.

Но при правильной организации дистанционного обучения военнослужащих экономический эффект, уровень профессиональной подготовки, эффективность принимаемых управленческих решений в значительной степени оправдают все затраты.

Таким образом, реализация технологий дистанционного обучения в процесс профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных руководителей и специалистов всех уровней способна стать надёжной опорой в ходе формирования нового облика Вооружённых Сил Российской Федерации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (редакция от 26.07.2001 г., с изменениями от 30.12.2001 г.) / «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998 г., ст. 2331.
  2. Приказ министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2002 г. № 205 «Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации».
  3. Приказ министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».
  4. http ://w ww. fepo.ru
  5. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).
  6. http://www.mil.ru/
  7. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. - М.: Издательство МЭИ, 2003.
  8. ГОСТ 7.60-90 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Издания. Основные виды. Термины и определения.
  9. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  10. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1646 от 19.06.1998 г. «О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям».


[1] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 345 «Об утверждении Положения об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2002 г. № 205 признан утратившим силу.

Просмотров работы: 74