МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Характер преобразований, происходящих сегодня в Вооруженных Силах нашей страны, с особой остротой ставит вопрос о подготовке военных кадров и личности военного специалиста. Все очевиднее становится необходимость изучения побудительных сил, мотивации и мотивационной готовности военнослужащих к профессиональной деятельности в войсках, более полного их учета при подготовке военного специалиста в стенах военного вуза.

В мотивации к военно-профессиональной деятельности находит свое выражение содержание духовного мира военнослужащего, от степени сформированности которого зависит его морально-психологическое состояние. Этим объясняется тот факт, что проблемы потребностей и мотивов военнослужащих различных профессий становятся предметом изучения военных исследователей.

Мотивы выполняют роль связующего звена между внутренним миром военнослужащего и социальной средой, в которой осуществляется практическая деятельность по организации воспитательной работы. Они восприимчивы внешним воздействиям, в том числе и к воспитательным, являются одним из доступных и эффективных каналов регулирования поведения различных категорий военнослужащих. Все это, несомненно, повышает значение исследований мотивации и мотивационной готовности военнослужащих к выполнению своих обязанностей.

Актуальность исследования. Мотивационная готовность будущих офицеров к организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения в подразделении формируется в ходе профессионального обучения, практической деятельности и воинского воспитания. Являясь стержнем психологии личности, мотивация влияет на результативность профессиональной деятельности. Знание мотивов профессиональной деятельности будущих офицеров, их содержания и динамики развития, механизмов формирования позволяет повысить качество образовательной деятельности курсантов в военных вузах.

Анализ литературы показывает, что в психологической литературе уделяется значительное внимание конкретным формам готовности: установке (Д.Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М.И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л.С. Нерсесян и др.). Для раскрытия сущности природы психологической готовности к трудовой деятельности важное значение имеют проводимые исследования профессиографического изучения различных профессий (И.Н. Шпильрейн и др.), профпригодности к деятельности (К.М. Гуревич и др.), профессионального самоопределения (Е.А. Климов и др.). Актуальность исследования определяется тем, что осмыслению мотивационно-ценностного фактора в практической деятельности будущих офицеров в интересах организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения в подразделении не уделяется должного внимания.

Цель исследования: раскрыть сущность мотивационной готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности в войсках и путей её формирования.

Задачи исследования:

  1. Определить психологические характеристики мотивационной готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности в войсках.
  2. Выявить степень мотивационной готовности будущего офицера к профессиональной деятельности в войсках.
  3. Разработать рекомендации по формированию мотивационной готовности курсантов военных вузов к воспитательной деятельности в войсках.

Объект исследования: мотивационная готовность будущих офицеров к профессиональной деятельности в войсках.

Предмет исследования: пути формирования и развития мотивационной готовности будущих офицеров в процессе профессионального становления в военном вузе.

Методологической основой исследования отечественные разработки и концептуальные положения в области общей и военной педагогики и психологии (Б.А. Агеев, Е.П. Ильин, А.Г. Караяни, В.Д. Ковалев, Л.М. Королев, А.Г. Маклаков, В.А. Сластенин, И.В. Сыромятников, Р.Е. Овчарова, В.Д. Шадриков и др.).

Решение задач  осуществлялось на основе следующих методологических принципов: детерминизма (причиной обусловленности и закономерности психологических явлений); единства внешних воздействий и внутренних условий; единства сознания и деятельности.

Практическая значимость исследования. Использование разработанных рекомендаций по формированию мотивационной готовности курсантов к профессиональной деятельности в войсках даёт возможность совершенствовать воспитательную работу в военных вузах. Кроме того, анализ психологической характеристики мотивационной готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности в войсках позволяет более эффективно выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагоги-ческого воздействия.

Результаты исследования могут быть использованы в практической работе офицеров, а также курсантов, обучающихся по специальности «Морально-психологическое обеспечение войск (сил)».

1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЙСКАХ

Одной из актуальных задач современной психологии является проблема готовности человека к профессиональной деятельности. Изучение общей проблемы готовности к труду началось в 50-е годы в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда. Готовность - это условие успешного выполнения профессиональной деятельности, которая должна формироваться и совершенствоваться как самим человеком, так и всей системой мероприятий, проводимых государством в целом.

1.1.  Сущность и содержание понятия «мотивационная готовность» применительно к процессу профессионального  становления личности будущего офицера

Готовность человека к труду рассматривалась исследователями по-разному, в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняли готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, как общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий (Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.С. Нерсесян и др.).

В числе структурных составляющих деятельности человека одним из основных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе, все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. Данное понятие традиционно рассматривают как психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве (К.К. Платонов, М.А. Котик, В.А. Сосновский, Р.Д. Санжаева, Л.И. Захарова и др.) [1].

Под психологической готовностью к профессиональной деятельности мы будем понимать профессиональную готовность, которая является результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступает регулятором успешности профессиональной деятельности, разновидностью установки. Профессиональная готовность - определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств индивида, необходимый и достаточный для выполнения функциональных обязанностей в объеме данной профессии.

В структуре профессиональной готовности выделяются следующие компоненты: мотивационный (отношение к профессиональной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к совершенствованию знаний, умений и навыков), волевой (умение действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления  с ним как с эталоном); умственный (достижение достаточно высокого уровня развития  познавательных процессов в избранной сфере профессиональной деятельности), коммуникативный (наличие контекстного общения с различными категориями людей) [2].

Таким образом, профессиональная готовность военного специалиста к практической деятельности - сложное структурно-системное образование, которое охватывает различные стороны психики специалиста и включает личностно-мотивационную и волевую сферы, обобщенные знания и представления, определенные профессиональные навыки, способности человека. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру.

В формировании профессиональной готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», так как «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [3]. В структуре профессиональной готовности офицера к службе в войсках наиболее важное место занимают мотивы. По определению мотив - это внутреннее побуждение к активности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе.

Мотивация - совокупность устойчивых мотивов, определяющих содержание и характер деятельности личности воина. Это динамический процесс формирования мотива (как основание  поступка). Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения поведения и деятельности человека. Это сложный процесс перевода внешних воздействий объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения.

Мотивационная сфера личности - вся имеющаяся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, интересов и др. Мотивы формируют мотивационно-ценностную структуру профессиональной деятельности военнослужащих, представляющую взаимосвязанную совокупность их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, обеспечивающих определенную направленность мотивов и деятельности личности.

Мотивационная готовность - это целостная, относительно устойчивая система психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность военнослужащего. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности.

Формирование мотивационной готовности является динамичным процессом, который зависит от внешних условий. В период профессиональной подготовки изменяются требования к профессии, структура основных мотивов её приобретения, профессиональный менталитет, духовные ценности, операционно-техническая сфера в связи с появлением инновационных технологий и др. Становление будущего специалиста зависит и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии её оценки и способов самореализации в ней.

В процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходят развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности трансформируются в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.

Каждый вид человеческой деятельности характеризуется своими специфическими побудительными мотивами. Мотивация военной службы и профессиональной деятельности - процесс субъективного преобразования личностью условий и факторов социальной и профессиональной среды в результате осознания и принятия их содержания и значимости в активные побудительные силы, лежащие в основе мышления, поведения, поступков военно-профессиональной деятельности. Смысл мотивации заключается в том, чтобы найти именно такие действия, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установки личности.

В процессе обучения в военном вузе у курсантов формируются мотивационно-ценностные ориентации на предстоящую военную службу и профессиональную деятельность, эффективное освоение функциональных обязанностей  в объеме первичных офицерских должностей в соответствии с полученной военной специальностью.

Результатом профессионального становления офицера в военном вузе должны стать: уверенное выполнение функциональных обязанностей по должностному предназначению; умение строить межличностные отношения в воинских коллективах, организовывать воспитательную работу в подразделении; способности видеть главное в работе, четко определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, доводить начатое дело до конца; умение адаптироваться к изменениям социальной среды за счет общеобразовательной  и военно-профессиональной подготовки; стремление к постоянному самосовершенствованию; уверенность в своих силах и способностях, в правильность выбора жизненного пути и др. [4].

Для решения профессиональных задач офицер должен быть чутким к проявлениям эмоций, интеллекта и характера другого человека, соблюдать этические нормы, проявляя при этом принципиальность в отстаивании собственной позиции. Все это требует от него серьезной внутренней работы, развития личностных и профессиональных качеств, необходимых для  предстоящей профессиональной деятельности в войсках.

1.2.  Классификация мотивов, обусловливающих готовность будущих офицеров к выполнению  профессиональной деятельности

Попытки классифицировать мотивы предпринимались неоднократно и с разных позиций. Их можно объединять по различным основаниям. Например, в научной литературе мотивы классифицируют на основании их функций: 1) реально действующие неосознанные мотивы, выполняющие только побудительную функцию; 2) реально действующие осознанные мотивы, выполняющие побудительную, смыслообразующую и объяснительную функции; 3) «осознанные» мотивы, выполняющие либо объединительную, либо смыслообразующую, либо ту и другую функции одновременно.

Таким образом, мотивация военнослужащих очень разнообразна. Под воздействием объективных условий и субъективных факторов у военнослужащих формируется мотивационная готовность к военно-профессиональной деятельности. В зависимости от силы и характера проявления мотивационной готовности в ней можно выделить три уровня:

  1. Высокий уровень мотивации, который характеризуется ярко выраженной потребностью в военно-профессиональном самосовершенствовании, преобладанием социальной инициативы и творческой деятельности, способствующих эффективному решению учебно-боевых задач, а также твердой установкой на военную службу в кадрах Вооруженных Сил.
  2. Средний уровень мотивации, отличающийся такой мотивационно-ценностной структурой, в которой военно-корпоративные ценности не являются главными, определяющими в деятельности военнослужащего.
  3. Низкий уровень мотивации, который отличен весьма слабым проявлением либо отсутствием в системе ценностных ориентаций и установок на  военную службу в кадрах Вооруженных Сил.

Уровни мотивационной готовности военнослужащего имеют определенные критерии (индикаторы), характеризующие различную степень его включенности в систему ценностных установок, ориентаций.

Социальную включенность личности, как проявление уровня ее мотивационной готовности, определяют мотивационная фиксированность социальных норм и мотивационная фиксированность ролевых требований. Мотивационная фиксированность социальных норм показывает, какая часть социальных норм из всей их совокупности отвечает интересам личности, требованиям социальной организации. А мотивационная фиксированность ролевых требований определяет, какую из ролевых (служебных) обязанностей личность выполняет с профессиональным интересом.

Будущие офицеры, у которых социальная включенность в профессиональную деятельность реализована полностью, имеют высокий уровень мотивационной готовности. У кого социальная включенность реализована частично (наполовину), имеют средний уровень мотивационной готовности, а у кого социальная включенность не реализована, имеют низкий уровень мотивационной готовности к профессиональной деятельности.

Мотивационно-ценностные отношения обусловлены системой мотивов. Выделяются несколько групп мотивов, обусловливающих профессиональную деятельность офицера: понимания предназначения профессии, профессиональной деятельности, профессионального общения, проявления личности в профессии.

Мотивы понимания предназначения профессии возникают и развиваются как форма и мера профессиональной направленности, принятия конечных целей деятельности. Мотивы профессиональной деятельности выражают ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т. п.). Этот вид мотивов связан с такими личностными качествами, как настойчивость, упорство, требовательность в достижении конечного результата деятельности; добросовестность, тщательность выполнения профессиональной деятельности.

Мотивы профессионального общения отражают стремление военнослужащего утвердиться в профессиональной группе, гордость за коллектив, солидарность в деятельности, стремление к труднодостижимой, цели. Мотивы проявления личности в профессии выражают особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании творческим потенциалом, в том, что намеченный путь и есть «мое призвание» и т.п.) [5].

Для более точного выявления уровней мотивационной готовности офицера к профессиональной деятельности необходима система критериев. Их классификация основывается на исследованиях, проводимых в этой области военными психологами.

Первая группа критериев - внешние. К ним относятся: особенности профессиональной деятельности офицера; результаты психолого-педагогической деятельности; дисциплинированность; стремление к профессиональному самосовершенствованию и самоутверждению, к выполнению обязанностей; обладание профессиональными знаниями, умениями, навыками; работоспособность на службе, адекватность действий в ситуации решения задач военно-служебного плана; действия и отношение руководителей, старших, доверие с их стороны и т.д.

Результатом действия данных критериев может служить достижение высоких результатов деятельности и признание их со стороны окружающих.

Вторая группа критериев - внутренние (личностные), к которым относятся: преобладание в структуре мотивационной готовности будущих офицеров образований широкого социально-значимого плана; степень адекватности самооценки руководящего состава; положительная самооценка хода и результатов деятельности; самооценка отношения к коллективу сослуживцев, её адекватность коллективной оценке личности офицера.

Результатом действия внутренних критериев мотивационной готовности выступает преобладание в иерархии её структурных элементов мотивационно-смысловых образований широкого плана, а также удовлетворенность личности результатами своей деятельности и своим положением в офицерском коллективе части.

Граница, показывающая различие между уровнями мотивационной готовности молодого офицера динамична, а выделение трех уровней достаточно условно. В связи с этим особую значимость приобретает учет всех внешних и внутренних критериев мотивационной готовности.

2.   ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

Подготовка офицеров в военных вузах имеет цель сформировать квалифицированных специалистов, способных умело обучать и воспитывать подчиненных, организовывать морально психологическое обеспечение в подразделении. Важную роль в формировании военно-профессиональной готовности курсантов к военной службе играют военно-учебные заведения.

2.1. Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов военных вузов к воспитательной деятельности в войсках

Армия, как один из институтов воспитания молодежи, призвана формировать личностные и гражданские качества, не только необходимые всем людям (патриотизм, гражданское мужество, социальная активность, умение действовать в нестандартной обстановке), но и профессионально важные (умение и мотивационная готовность вести воспитательную деятельность в подразделении). В высших военно-учебных заведениях особое внимание уделяется созданию условий для формирования у курсантов умений и навыков для включения их в сферу социально значимой деятельности по воспитанию подчиненных; повышению уровня подготовки будущих офицеров к воспитательной деятельности в войсках и др.

Для кандидатов, поступающих в военные вузы, большое значение имеет мотивационный компонент, который в основном определяет понимание и осознание значения и важности выбранной мотивации молодых людей, желающих связать свою судьбу с военной службой. Среди курсантов-выпускников ВАИУ (г. Воронеж), Воронежского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, Воронежского пожарно-технического училища МЧС (всего 200 человек) был проведён опрос (2010-2011 гг.), анализ результатов которого позволил выявить основные мотивы выбранной молодыми людьми профессии, определить их содержание, а также выявить степень мотивационной готовности к выполнению функциональных обязанностей будущих офицеров.

Анализ потребностно-мотивационной сферы, перспектив службы, намерений и стремлений будущих офицеров показал, что доминирующими потребностями для многих являются, прежде всего, интересная специальность - 41,5 %, возможность физического совершенства - 39,0 %. В число ценностных приоритетов курсантов, кроме указанных выше, вошли: воинская честь и достоинство - 34,5 %; хороший коллектив и товарищи по службе - 33,8 %; бесплатное получение образования, которое пригодится при увольнении из армии - 32,8 %; достижение приличного положения в жизни - 27,9 %; продолжение семейных традиций воинской службы - 27,0 %. Следует отметить также и ценности романтического характера: возможность испытать себя в сложных условиях - 35,8 %; возможность увидеть жизнь в разных краях - 21,9 %.

Разноплановость ценностных ориентиров курсантов, дальнейшая выработка у них таких высоконравственных качеств, как причастность к защите Отечества, воинская честь и достоинство, предполагают повышение организующего и воспитывающего потенциала командного состава подразделений, факультетов, кафедр и отделений воспитательной работы военно-учебных заведений.

Определенное значение при подготовке курсантов к воспитательной деятельности в войсках имеет формирование в рамках учебно-воспитательного процесса их психологической готовности, к которой можно отнести развитие познавательных психических процессов личности (памяти, оперативности мышления, многостороннее восприятие), волевых качеств (целеустремленности, стойкости, настойчивости, дисциплинированности и др.), социально-психологических качеств (взаимопомощи, товарищества); умение адаптироваться к условиям воинской деятельности, контролировать свое поведение.

Известный военный педагог А.В. Барабанщиков писал, что психологическая подготовка курсантов - это целенаправленное формирование у них таких особенностей психических процессов и черт личности, которые нужны им как военным руководителям и воспитателям [6]. Основным в содержании процесса формирования психологической готовности курсантов к службе является укрепление профессиональных мотивов поведения, волевых и умственных черт характера, совершенствование знаний, навыков умений, психических процессов в связи со специальностью.

В качестве одного из показателей эффективности учебно-воспитательного процесса военно-учебного заведения может выступать психологическая готовность курсантов к будущей профессиональной деятельности, в частности, оценка способности курсантов выполнить реальные боевые задачи. Практически 58,3 % курсантов готовы выполнить свой конституционный и воинский долг; 30,9 % частично готовы к этому. Данные опроса свидетельствуют о превалировании экономических интересов у курсантов и в то же время об осознанности своего долга, моральной готовности к отражению внешней агрессии со стороны других государств, что связано с непосредственной функцией и предназначением Вооруженных Сил.

Эффективность работы по подготовке курсантов военных вузов к воспитательной деятельности в войсках во многом зависит от психологического микроклимата коллектива, который включает в себя также межличностные отношения между курсантами. При рассмотрении позиции курсантов по степени уверенности в своих сослуживцах, если придется выполнять с ними реальные боевые задачи, 17,5 % ответили, что уверены полностью; 23,2 % ответили, что уверены в большей части; 54,2 % ответили, что уверены в меньшей степени. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности управления психологическим климатом внутри воинских коллективов.

За время обучения в военном вузе существенно меняется оценка морально-психологического климата в коллективе. По мере вовлечения курсантов в учебно-воспитательный процесс военного вуза существует положительная динамика изменения их психологического состояния, что способствует не только изменению направленности мотивационного компонента, его нацеленности на необходимость приобретения знаний, умений и навыков военно-профессиональной деятельности, но и становлению их как будущих офицеров.

Важное место в реализации учебно-воспитательного процесса военного вуза занимает проблема будущего - начала самостоятельной офицерской службы. В связи с этим возникает вопрос, насколько курсанты готовы к проведению воспитательной деятельности в войсках. Рассмотрим оценку организации учебно-воспитательного процесса военного вуза самими курсантами-выпускниками.

Отвечая на вопрос «Как Вы оцениваете уровень своей подготовки и готовность к выполнению служебных обязанностей на первичной офицерской должности?», 77,1% опрошенных оценили свою подготовку «достаточной», 5,5% - «высокой», 14,6% - «недостаточной», 0,7% - «низкой», затруднились ответить 2,1%. При ответах на вопросы выпускники отметили следующие недочеты, которые имелись в их подготовке и будут мешать в становлении на первичной офицерской должности: недостаточное знание руководящих документов - 36,0%; недостаточное умение проводить воспитательную работу с личным составом - 40,0%; уровень командно-методических навыков - 11,0%; другие причины - 13,0%.

Опрос курсантов-выпускников показал, что в высших военно-учебных заведениях, с точки зрения курсантов, основной упор делается на получение военной специальности и в недостаточной степени уделяется внимание их психолого-педагогической подготовленности к работе с подчиненными. Опросы курсантов после прохождения ими войсковой стажировки, свидетельствуют о том, что в связи с новыми требованиями к уровню подготовки курсантов, у них происходят изменения мотивации к повышению уровня своей подготовленности. Так, о потребности в «приобретении методических навыков» высказалось 39,0 % курсантов, 38,0% определили её как «важную, но не очень», 23,0% ответили, что без этих навыков «можно обойтись»; о потребности в приобретении умений и навыков воспитательной работы в подразделении высказалось 43,0% респондентов, 37,0% оценили её как «важную, но не очень», 20,0% заметили, что без этих навыков «можно обойтись». Относительно потребности в получении знаний в области военной педагогики и психологии «очень важно» ответили 28,0% курсантов, «важно, но не очень» - 39,0%, «можно обойтись» - 33,0% . При опросе курсантов «Изменился ли ваш взгляд на выбор профессии за период учебы?» были получены следующие ответы: убежден в правильности выбора - 72,3%; интерес повысился - 11,7%; разочаровался - 10,9%.

Предметно-организационной базой образования и развития курсантского коллектива является учебная деятельность. Анализ обучения с точки зрения получения курсантами знаний в области военной педагогики и психологии, формирования умений и навыков командно-методической и воспитательной работы с военнослужащими позволяет определить пути совершенствования учебно-воспитательного процесса по подготовке будущих офицеров. Наиболее существенными из них являются: углубление теоретической и практической подготовки курсантов как воспитателей в образовательном процессе по овладению ими методикой работы с подчиненными, умелое использование методов, приемов, форм и средств воспитания военнослужащих. При подготовке курсантов к деятельности будущего офицера определенное значение имеет преподавание педагогики и психологии, а также проведение факультативов по формированию нравственных, этических и других понятий, норм и требований, что обеспечивает дополнительную специализацию в подготовке курсантов к воспитательной деятельности в войсках.

Знание педагогики дает возможность обучать и воспитывать подчиненных, проводить воспитательную работу с целью повышения боеготовности, укрепления дисциплины, формирования моральных, боевых и психологических качеств военнослужащих, проводить индивидуальную работу. Поэтому содержание воспитательной деятельности высшего военно-учебного заведения должно носить разноплановый характер с использованием новых педагогических технологий, форм и методов воспитательного воздействия. При этом особое внимание должно быть уделено воспитанию личности, формированию её психических свойств и качеств, ответственности за свои поступки.

2.2.  Исследование особенностей мотивационной  сферы будущих офицеров

Формирование будущих офицеров в военном вузе сопровождается изменением их потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. Общая нестабильность в стране, частичная утрата значимости традиционных ценностей отражаются на индивидуальном сознании курсантов. Однако следует отметить, что, несмотря на деформацию духовно-нравственных ценностей в обществе, для будущих офицеров наиболее значимыми являются традиционные качества российского офицера - профессионализм, воинская честь и достоинство, мужество и ответственность.

В нынешних условиях будущие офицеры преимущественно связывают свою будущую военную карьеру с возможностями самореализации. Военная служба выступает для них как наиболее доступная форма достижения основных жизненных целей. В качестве ценностей военной службы они выделяют: причастность к делу защиты Отечества; возможность заниматься любимым делом и испытать себя в сложных ситуациях; принадлежность к людям, для которых имеют особое значение воинские традиции, воинская честь и достоинство.

 Следует отметить и тот факт, что больше половины опрошенных курсантов самостоятельно выбрали данную профессию. На решение стать офицером оказали влияние родители или родственники у 30% респондентов. Информация, полученная у представителей вуза или военкомата, помогла принять решение 10% опрошенных.

Организация учебно-воспитательного процесса по формированию будущих офицеров хотя и способствует их подготовке, но он должен быть более целенаправлен и эффективен. Большинство курсантов оценивают уровень своей военно-профессиональной подготовки, как достаточный. Знания и навыки, полученные во время учебы, по мнению курсантов-выпускников, позволяют полностью (40%) или частично (45%) выполнять служебные обязанности, связанные с организацией и проведением мероприятий воспитательной работы.

Удовлетворенность образовательным процессом в вузе выразили более (70%) курсантов (рис. 1). Положительным является тот факт, что всего лишь (9%) опрошенных, разочаровались в выбранной профессии за время учебы в училище. Основной причиной этого они назвали низкое материальное положение офицеров (18% разочаровавшихся).

В лучшую сторону отношение к профессии изменилось более чем у половины опрошенных 56%, а у трети опрошенных осталось прежним 29%. Затруднились с ответом на этот вопрос только 6% опрошенных курсантов. К сожалению, 14% опрошенных курсантов сомневаются в своем выборе военной профессии. Причинами они назвали: не видят для себя перспектив 4%, считают, что ошиблись в выборе профессии 2%, пугают трудности службы 1%, главным является не офицерское звание, а диплом о высшем образовании 1%, затруднились ответить 6% курсантов.

Очень важно, что более четверти опрошенных (26%) будут служить там, где прикажут, именно они ориентированы на получение должности по военной специальности 27%, и на стремление сделать военную карьеру 20%. 27% респондентов хотят испытать себя в горячих точках, считают, что начинать службу нужно там, где труднее - 21%.

Положительно, что почти половина опрошенных (47% курсантов) не боятся начинать свою воинскую карьеру с должности в первичном звене управления. Лишь 9% опрошенных курсантов не волнует их будущая должность. До сих пор не определились с выбором 5%. Более половины респондентов предпочитают проходить службу в частях и подразделениях ВВС - 53%. Четвертая часть опрошенных рассчитывают продолжить дальнейшую службу в ВМФ -26%.

Готовыми служить в отдаленном регионе считают себя 71% опрошенных, не готовыми к службе - 27%. До достижения предельного возраста будут служить 36%, до срока получения права на пенсию - 15%. Для 19% курсантов срок военной службы определяется временными рамками первого офицерского контракта, окончательно не решили для себя 15 %, до получения жилья - 3% .

Вместе с тем, около 10 % из числа опрошенных будут искать причины для досрочного увольнения из Вооруженных Сил и после окончания военно-учебного заведения. Другими мотивами для выбора места дальнейшей службы является наличие жилья в регионе 24%, по семейным обстоятельствам - 22%, по причинам состояния своего здоровья или здоровья членов семьи - 12%.

К сожалению, наблюдается неполная осведомленность опрошенных курсантов о специфике службы в отдаленных регионах, льготах, денежных надбавках. Лишь 28% респондентов достаточно хорошо разбираются в этом вопросе. Но при этом больше половины курсантов (58%) что-либо знают, либо слышали об этом.

Малый жизненный опыт, максимализм, отсутствие устойчивых убеждений в сочетании с учебной загруженностью создают предпосылки для неудовлетворенности, сомнений  в правильности выбора профессии офицера.

Среди курсантов, которые высказали неудовлетворенность тем, как складывается их учеба и служба в военном училище, больше всего просматривается недовольство частыми хозяйственными работами, неопределенность своего будущего как кадровых военных. Анализ причин неудовлетворенности курсантов учебной деятельностью показал, что основные из них до сих пор не утратили своей актуальности. Среди причин неудовлетворенности учебной деятельностью в военном вузе курсанты отмечают:  недостаток времени, отводимого для приобретения и совершенствования  практических навыков  организации воспитательной работы (53%); слабое использование современных форм обучения (32%); недостаточное внимание к обучению практике работы с людьми (25%); недостаток возможности проявить на занятиях способности и инициативу  (8%); недостаточное привлечение к научно-исследовательской работе (7%) .

Причины неудовлетворенности лежат, с одной стороны, в недостатках организации учебного процесса в вузе, с другой - в проблемах реформирования системы военного образования, когда в соответствии с новыми стандартами образования сделан упор на общеобразовательную подготовку в ущерб специальным (военным) дисциплинам. Кроме того, отрицательное влияние на настроение курсантов оказывают случаи назначения на должности не по уровню профессионализма, образованности, а по принципу личного знакомства и преданности.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие обобщающие выводы:

  1. Формированию мотивационной сферы курсантов необходимо уделять серьезное внимание как на государственном уровне, создавая предпосылки для заинтересованного отношения будущих офицеров к выполнению своих служебных обязанностей, так и в военно-учебных заведениях, совершенствуя систему подготовки будущих военных специалистов к службе в войсках.
  2. Важным направлением повышения мотивационной готовности курсантов к службе в войсках является реализация возможностей, заложенных в учебном процессе, активизация участия каждого преподавателя в воинском воспитании курсантов.
  3. 3В целях формирования мотивационной готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности в войсках, представляется важным:
  • при поступлении в военно-учебное заведение оценивать абитуриентов не только по общеобразовательному и физическому, но и по мотивационному критерию, что позволит выявлять военно-профессиональную направленность будущих офицеров уже на начальной стадии их подготовки;
  • скорректировать учебные программы в плане увеличения учебного времени на отработку практических вопросов организации воспитательной работы в подразделении;
  • в процессе обучения в военно-учебном заведении постепенно увеличивать степень самостоятельности курсантов, особенно старших курсов, в организации своего рабочего времени (особенно самостоятельной работы).

2.3.  Практические рекомендации по повышению  мотивационной готовности курсантов к профессиональной деятельности в условиях военных вузов

Социально-экономические и политические процессы, происходящие в последнее время в Российском государстве, затрагивают и Вооружённые Силы Российской Федерации. Подготовка профессиональных военных кадров требует новых подходов к образованию, обучению и воспитанию курсантов высших военно-учебных заведений, предъявляя к ним высокие требования. На современном этапе развития общества особую значимость приобретает степень профессионального мастерства офицерских кадров и их готовности к воспитательной деятельности в войсках.

Руководство Министерства обороны РФ уделяет большое внимание подготовке выпускников военно-учебных заведений к воспитательной деятельности в войсках, качественно меняя характер требований к выпускникам военно-учебных заведений в современных условиях. Об этом свидетельствуют приказы и директивы Министра обороны [7]; материалы проводимых на различных уровнях совещаний по вопросам боеготовности частей и подразделений, укрепления воинской дисциплины, сплочения воинских коллективов, воспитания личного состава армии, деятельности военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров, в том числе как офицеров-воспитателей.

В связи с этим актуальными становятся требования по подготовке курсантов как будущих офицеров. К ним относятся: совершенствование учебно-воспитательного процесса при подготовке курсантов к воспитательной деятельности в войсках; воспитание курсантов на принципах гуманизма, уважения к личности военнослужащего; становление будущих офицеров как творческих личностей, способных к постановке и решению задач конструктивными и нестандартными способами; воспитание у курсантов таких качеств, как деловитость, способность взять на себя ответственность за решение сложных задач, умение поддержать инициативу, мобилизовать волю и энергию личного состава; воспитание у будущих офицеров готовности к принятию опыта коллег, профессиональной открытости; приобретение знаний, умений и навыков по работе с подчиненными, владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к работе с военнослужащими; соблюдение чести и достоинства, профессиональной этики; владение приемами педагогической деятельности.

В настоящее время работа офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации ответственна и многогранна. После окончания высшего военно-учебного заведения курсанты должны не только владеть профессиональными навыками в соответствии с той специальностью, которую они получили, но и быть готовы к воспитательной деятельности, которой им придется заниматься в войсках.

Умения и навыки в этой области совершенствуются в ходе образовательного процесса, повседневной воинской службы, воспитательной и культурно-массовой работы, на стажировках и практиках в частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подготовка курсантов к ведению воспитательной работы в войсках полностью зависит от четкости, научной обоснованности и высокой организации учебной и внеучебной деятельности в военном вузе, от качества преподавания, научно-исследовательской и воспитательной работы.

Если обобщить основные требования к подготовке современного офицера, то выпускник военно-учебного заведения должен:

  1. обладать высокими профессиональными качествами квалифицированного военного специалиста;
  2. быть патриотом своей Родины;
  3. овладеть качествами умелого руководителя, организатора всех видов воинской деятельности;
  4. знать психолого-педагогические аспекты воспитания, уметь обучать и воспитывать подчиненный личный состав.

Формирование личности будущего офицера в военном вузе во многом обусловлено развитием его потребностно - мотивационной сферы. Особенно это касается профессиональной подготовки офицера, предметом деятельности которого является не просто человек, а его психика, внутренний мир, индивидуально-физиологические особенности. Это предъявляет особые требования к подготовке военного специалиста в области организации морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.

И здесь возникает множество трудностей, связанных с организацией обучения, которое порой строится на традиционном подходе, главной целью которого является вооружение курсантов знаниями. Такой подход не всегда нацелен на использование возможностей курсантов, их личностных и психологических ресурсов. Поэтому эмоции часто заслоняют от них реальные процессы, что существенно затрудняет самостоятельный поиск путей решения современных проблем воспитания военнослужащих.

В связи с этим представляется важным рассмотрение вопроса целевой организации обучения как средства развития мотивационной сферы профессионала. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что изменения в учебно-воспитательном процессе вуза должны начинаться с определения целей обучения, опирающихся на социальный заказ. Определение содержания психолого-педагогического образования тесно связано с проблемой разработки модели специалиста и требований к его подготовке. Выделение и анализ знаний и умений, диктуемых профессиональными задачами, стоящими перед военным педагогом-психологом, позволяет определить объем и содержание знаний, входящих в эти умения.

Важный аспект, который следует учитывать при разработке целей образования, - переход от конечных комплексных целей к целям изучения отдельных учебных дисциплин. Каждый предмет представлен в конечных целях по-разному. Одни предметы непосредственно входят в эти цели, другие же связаны с ними опосредствованно - через другие дисциплины. Отсюда вытекает, что цели обучения должны быть представлены в системном виде. Особое место в этой иерархии занимают дисциплины предметной подготовки, задача которых - не только помочь курсанту сориентироваться в избранной профессии и очертить для себя её общий контур. Изменение содержания, тематики и повышение сложности изучаемого материала должно сопровождаться корректировкой целевых установок учебных дисциплин. Если в первых семестрах основная задача состоит в освоении категориального аппарата психолого-педагогической науки, то в дальнейшем курсанты пытаются осмыслить и изучать практический опыт воспитательной работы, организацию морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.

Наряду с проблемами определения целей профессионального образования требуется изменение форм и методов процесса обучения. Как отмечает А.А. Вербицкий, необходим переход к активным методам, с помощью которых можно эффективно формировать у обучаемых не только учебно-познавательные, но и собственно профессиональные мотивы, ориентацию на предстоящую практическую деятельность [8].

Важной формой профессионального становления офицера является психологический практикум, в ходе которого курсанты не только осваивают различные психологические методики, но и овладевают многими профессиональными навыками. Широкий спектр предлагаемых для этого заданий (от констатирующих методик в психологическом практикуме на первом курсе до семейного консультирования в специальном практикуме на пятом курсе) позволяет сформировать из выпускника мыслителя, аналитика, прагматическую конкретность и научный интерес исследователя.

Формирование мотивационной готовности зависит от использования в образовательном процессе педагогических принципов состязательности и стимулирования курсантов. Решение этой проблемы тесно связано с учетом и контролем результатов успеваемости курсантов, анализом выполнения ими плана привития командно-методических навыков и навыков воспитательной работы. С этой целью в Воронежском ВАИУ успешно функционирует методика рейтинговой оценки курсантов психолого-педагогической специальности, которая определяется по окончанию каждого семестра и учитывает практическую направленность их деятельности. Показатели рейтинга позволяют не только выявить наиболее успевающих курсантов, но и сравнивать результаты коллективной работы учебных групп в течение различных периодов обучения.

Повышение эффективности обучения в военном вузе во многом зависит от создания психолого-педагогических условий для формирования личностной позиции курсанта, раскрепощения его как субъекта учебно-профессиональной деятельности. При этом важно учитывать, что эта деятельность - совместная. В условиях совместной учебной деятельности возрастает эффективность обучения, связанная не столько с активизацией познавательных способностей курсантов, сколько усиливается ориентация на предстоящую профессиональную деятельность. Это позволяет сформировать у курсантов своеобразный образ будущей профессии и собственную траекторию движения к ней. Естественно, что в процессе обучения этот образ будет уточняться, индивидуализироваться, но без него освоение профессии превращается в броуновское движение от предмета к предмету и от сессии к сессии.

В процессе организации работы по подготовке будущих офицеров определенную значимость приобретают формы, методы работы по формированию и развитию мировоззрения защитника Отечества, которое представляет собой совокупность знаний, убеждений и взглядов на природу и общество, происходящие события. В то же время в соответствии с выбранной профессией курсанты приобретают знания военно-профессиональной направленности, что в значительной степени обеспечивается их мотивационной устремленностью к деятельности по овладению военной профессией. Для совершенствования готовности курсантов к выполнению служебных обязанностей по воспитанию военнослужащих при проведении учебных занятий целесообразно:

  • моделировать условия службы будущего офицера в войсках, когда требуется организовать и провести занятие, мероприятие, инструктаж, индивидуальную работу с военнослужащими и т.д.;
  • постепенно сокращать сроки для принятия решений и выполнения конкретных военно-профессиональных задач;
  • широко использовать методы проблемного, контекстного и эвристического обучения [9];
  • ставить задачи, требующие от курсантов их самостоятельного и творческого решения;
  • создать обстановку, стимулирующие участие курсантов по выполнению функциональных обязанностей командира.

Работу по формированию моральной готовности курсантов к дальнейшей профессиональной деятельности необходимо структурно построить по двум направлениям: индивидуальная подготовка курсантов; организация работы в курсантском коллективе.

В работе с курсантскими коллективами определенное значение имеют дифференцированный подход, личностный и индивидуальный подходы, так как между курсантами младших и старших курсов имеются существенные различия.

Успех воинской деятельности во многом зависит и от степени самореализации каждого военнослужащего в процессе выполнения им повседневных обязанностей. Особое значение приобретает процесс самовоспитания, который впоследствии выражается в степени активности курсанта в деятельности (в том числе и мотивационной готовности) и основывается на главных социокультурных ценностях общества.

Важным направлением повышения мотивационной готовности курсантов к службе в войсках является наиболее полная реализация возможностей, заложенных в учебном процессе, активизация участия кафедр каждого преподавателя в воинском воспитании курсантов. Успех педагогической деятельности требует согласования целей воспитательного процесса с реальными интересами и устремлениями курсантов, наличия тесного взаимодействия преподавателей учебных дисциплин с командованием факультетов и начальниками курсов по вопросам успеваемости и воинского воспитания курсантов, проведения совместных мероприятиях по формированию мотивационной готовности будущих офицеров службе в войсках.

Исследование мотивационной сферы курсантов и её динамики в процессе образовательной деятельности позволяют влиять на характер и качество подготовки будущих военных специалистов, способствуют развитию их профессионального мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом современного переосмысления ценностных основ воинского воспитания, подготовке курсантов военно-учебных заведений, формированию их профессиональной готовности к воспитательной деятельности в войсках, необходимо уделить особое внимание.

Мотивационная готовность будущих офицеров является значимым фактором, влияющим на успешность предстоящей профессиональной деятельности в войсках, а её развитие следует считать актуальной задачей организации образовательного процесса в военном вузе. Это обусловлено тем, что: во-первых, знание мотивов профессиональной деятельности, позволяет судить об их субъективной значимости для будущих офицеров, позволяет организовывать работу по развитию мотивационной готовности в профессионально желаемом направлении; во-вторых, работа по развитию у курсантов мотивационной готовности предполагает усиление психолого-педагогической направленности образовательного процесса, развитие их наблюдательности, активности и инициативы. Мотивация выступает как реальный «двигатель» учебной деятельности курсантов, регулятор их поведения, характеризующий степень их социальной зрелости; в-третьих, формирование мотивационной готовности в период обучения в военно-учебном заведении развивает уверенность курсантов в своих силах и возможностях, способствует более качественному усвоению учебного материала.

Таким образом, сущность формирования мотивационной готовности курсантов к профессиональной деятельности в войсках заключается в развитии у них всей совокупности мировоззренческих, нравственно-психологических, физических и военно-профессиональных качеств.

При организации учебно-воспитательного процесса особое значение следует уделять формированию морально-боевых и психологических качеств личности, представляющих собой комплекс тесно связанных и дополняющих друг друга характеристик, необходимых для успешного выполнения военнослужащими своих обязанностей в мирное и военное время. Они выражаются непосредственно в действиях, поступках воинов, в их дисциплинированности.

Организация морально-боевой и психологической подготовки будущих офицеров, во-первых, предполагает систематическое и творческое использование разнообразных средств, форм и методов обучения и воспитания курсантов: занятий по гуманитарным, социально-экономическим, тактическим, военно-техническим и другим дисциплинам, войсковой стажировки; во-вторых, должна обеспечить базовую теоретическую подготовку по военной специальности, приобретение первичного опыта военно-профессиональной и воспитательной деятельности, формирование мировоззрения будущего офицера; в-третьих, должна способствовать решению реальных и моделируемых задач военной службы, упражнений, требующих эффективной военно-профессиональной и воспитательной деятельности курсантов, которые в этом случае выступают в роли помощников руководителей занятий в военных вузах, выполняют обязанности младших командиров во время стажировки.

В связи с этим актуальность данного исследования является несомненной. По результатам представленного исследования можно сделать следующие выводы: определено содержание существующей системы мотивов, анализ их совокупности, структуры и иерархии, а также выявлена степень мотивационной готовности будущего офицера к профессиональной деятельности в войсках; разработаны практические рекомендации по формированию мотивационной готовности курсантов военных вузов к воспитательной деятельности в войсках.

Содержащиеся в работе материалы могут быть использованы в учебно-воспитательной деятельности офицеров. Материалы работы могут заинтересовать курсантов, обучающихся по специальности «Морально-психологическое обеспечение войск (сил)», а также офицеров, участвующих в обучении и воспитании подчиненных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Платонов К.К. Занимательная психология. - М.: Молодая гвардия, 1964. - 380 с.
  2. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
  3. Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. - М.: ГА, 1994. - 234 с.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 050706 « Психология и педагогика ». Квалификация педагог-психолог.
  5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
  6. Агапова Г.В.Региональная система патриотического воспитания молодежи. - Воронеж: ВГУ, 2007. - 224 с.
  7. Приказ МО РФ № 80 от 12.03.2003г. «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения министерства обороны Российской Федерации».
  8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. - М.: Высшая школа, 2001. - 207 с.
  9. Певень Л.В.Практика использования мониторинговых исследований в изучении интересов и запросов военнослужащих по контракту //Военно-социологические исследования: сб. статей. - М., 2005. - № 1 (9).
  10.  Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений по педагогическим специальностям и направлениям / И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: ACADEMIA, 2003. - 512с.
Просмотров работы: 472