ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития российского общества характеризуется изменениями во всех сферах жизни. Во многом это обусловлено противоречивым процессом становления новой системы ценностей, ориентированной на рыночные принципы и механизмы организации экономического производства, оказавшегося явно привлекательней в виду возможного повышения благосостояния большинства населения.

Так как воинская деятельность не производит материальных ценностей, она становится все менее привлекательной для граждан, но значимость её от этого меньше не становится. В то же время, традиционная форма жизни, с её консервативной системой ценностей оказалась более устойчивой в плане организации системы жизнеобеспечения. В традиционной системе ценностей человек не противопоставляется естественным условиям жизни, а органично вписывается в природную среду. К примеру, в российской философской традиции подлинную свободу в своей деятельности человек мог достичь только при условии развитой ответственности и чувства долга перед природой, обществом и личностью. В традиционной цивилизации эти личностные качества и ценности воспитываются и органично вписываются в организацию воинской деятельности. Поэтому в традиционных обществах воинская деятельность является одной из значимых форм человеческой активности.

Актуальность исследования.

Изменения ценностных оснований российского общества с необходимостью требуют приведения в соответствие с новой ситуацией всей системы организации воинской деятельности, прежде всего духовно-нравственных основ. Формы, способы и средства ведения войны, организации воинской деятельности постоянно совершенствуются, смещая акцент с захвата физического пространства на поражение духовного пространства.

В этих условиях большое значение приобретает система морально-психологического обеспечения (МПО) деятельности войск и, прежде всего, её духовный компонент, позволяющий осмыслить причину, источники мотивации человеческой активности и поддержания морально-психологического состояния военнослужащих.

Анализ литературы показывает, что в гуманитарных науках создан значительный фонд исследований ценностных оснований деятельности (Е.А. Ануфриев, Г.В. Баранов, Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, И.А. Бессонов, В.А. Василенко и др.), в том числе воинской деятельности (Е.В. Кучеров, А.М. Пряхин, С.И. Музяков и др.), проблемы духовности личности в контексте культуры (Е.Б. Бондаревская, Е.П. Белозерцев, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Л.П. Разбегаева, Н.Е. Щуркова и др.) и разработки в области духовного воспитания как социокультурного явления (И.А. Соловцова, Н.М. Борытко, Б.С. Братусь, Л.М. Лузина, Н.Н. Никитина и др.). Актуальность исследования определяется тем, что осмыслению сложившейся системы ценностей в жизни общества и армии, её обусловленности  деятельностью военнослужащих, отражению данного процесса в сознании как программы действий, источника поддержания морально-психологического состояния военнослужащих не уделяется должного внимания.

Цель исследования: изучить влияние духовного компонента морально-психологического обеспечения деятельности войск на поддержание морально-психологического состояния военнослужащих.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть содержание духовного компонента морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
  2. Определить влияние духовного компонента морально-психологического обеспечения на морально-психологическое состояние личности военнослужащего.
  3. Определить психолого-педагогические условия, способствующие поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих.

Объект исследования: Морально-психологическое состояние военнослужащих.

Предмет исследования: духовный компонент морально-психологического обеспечения как фактор поддержания морально-психологического состояния военнослужащих. 

Методологической основой исследования выступили теория деятельности А.Н.Леонтьева, основные методологические положения отечественной психологии о деятельности и подходах к ее изучению (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков), отечественные и зарубежные разработки и концептуальные положения в области культурологии, общей и военной педагогики и психологии (А.В. Барабанщиков, Н.М. Борытко, Е.П. Белозерцев, Т.И. Власова, Д.А. Волкогонов, Л.С. Выготский, И.Ф. Исаев, Л. Колберг, И.А. Колесникова, В.Г. Крысько, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, И.А. Соловцова и др.).

Интересующие проблемы рассматривались  на базе следующих методологических принципов: принцип детерминизма (причиной обусловленности и закономерности психологических явлений); принцип единства внешних воздействий и внутренних условий; принцип единства сознания и деятельности.

Практическая значимость исследования. Определение психолого-педагогических условий, способствующих поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих, даёт возможность выработки новых рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в воинских подразделениях. Кроме того, анализ влияния духовного компонента морально-психологического обеспечения на морально-психологическое состояние личности военнослужащего позволяет более эффективно выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагогического воздействия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Роль явлений морального, духовного характера, их влияние на характер и результаты вооруженной борьбы рассматривали многие учёные. Исследователи деятельности великих полководцев разных исторических эпох считали, что их победы являлись, прежде всего, следствием правильного понимания и использования нравственных явлений. Изучение истории Российской армии показывает, что многие государ­ственные деятели и военачальники в своей деятельно­сти важное внимание уделяли вопросу укрепления морально-психологического состояния личного состава.

1.1.   Сущность и содержание понятия «морально-психологическое состояние»

Морально-психологическое состояние личного состава воин­ских коллективов является одной из составляющих боевого потен­циала армии и флота. Как подтверждает современная практика, без реальной оценки морально-психологического состояния войск нельзя успешно управлять духовными и социальными процессами в повседневной деятельности воинских коллективов, достигать морального превосходства над противником, пра­вильно руководить боевыми действиями соединений, частей и подразделений, прогнозировать вероятный исход боя. Поэтому осмысление проблем его формирования - важная задача. Во все времена существования армий она была в центре внимания военных теоретиков и практиков.

В современной литературе имеется более двадцати определе­ний категории «морально-психологическое состояние» (МПС). Так, в Великобритании под МПС понимается «уровень уверенности человека или группы; дух оптимизма». Такое определение приводится в словаре Коллинз. Английский психолог Н. Балчин характеризует МПС как «Состояние разума и духа, определяющее добровольное поведение военнослужащего в той или иной ситуации» [1]. В отечественных исследованиях морально-психологическое состояние определяется как состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллек­тива (формирования) в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям [2].

Необходимо отметить, что кроме словосочетания «морально-психологическое состояние», употребляются и другие: моральное состояние, духовный фактор, моральный фактор, моральный дух и т д. Это близкие, но не равнозначные по своему объему категории. Наиболее широким из перечисленных понятий является духовный фактор, то есть специфическое проявление общественного сознания, выражающее степень готовности масс решать конкретные социальные, экономические, политические и военные задачи. Духовную способность народа и армии решать различные социальные задачи, в том числе и вести войну, обычно называют моральным фактором. Моральный фактор - это политические и нравственные идеи, взгляды и чувства, в которых проявляется отношение народных масс к войне, их готовность и решимость добиться победы в ней [3].

Тесную связь духовного и морального факторов отражает термин «моральный дух», то есть моральная сила, готовность к действию. Когда речь идет только о вооруженных силах, правомерно говорить о «боевом» («морально-боевом») духе.

Моральный фактор - величина динамичная. Поэтому для его конкретной характеристики важно видеть его реальное состояние. В XIX - начале XX века при оценке боеспособности армий в числе важнейших показателей называлось наряду с другими их моральное состояние. В советский период истории нашего государства употреблялся термин «политико-моральное состояние войск (сил)». В настоящее время для этой цели используется понятие «морально-психологическое состояние». Причем если политико-моральное состояние больше характеризовало военнослужащего и воинский коллектив со стороны идейного содержания их сознания, то морально-психологическое состояние больше характеризует нравственную сторону сознания, степень психологической устой­чивости и готовности военнослужащих к боевым действиям.

Морально-психологическое состояние имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:

  • моральные, отражающие представления о войне, ее характе­ре, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности вооруженных сил по защите Отечества;
  • общественно-психологические и индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые тра­диции, социальные настроения и чувства; уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию и другие);
  • элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей воинской специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т.д.) взаимоотношений (с командирами, подчиненными, товарищами, местным населением и другими).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Составные части содержания морально-психологического со­стояния выступают в единстве. Моральные элементы, проникая в общественно-психологические, придают им нравственную направ­ленность. Общественно-психологические элементы воздействуют на мировоззрение, придавая ему эмоциональную окраску. Обе группы, влияя на элементы профессионального плана, создают базу для реализации военно-профессиональных и морально-бое­вых качеств военнослужащих.

Таким образом, можно сделать вывод, что морально-психологическое состояние - это духовная, а не физическая категория. Поэтому особое влияние на поддержание высокого уровня морально-психологического состояния личного состава оказывает духовный компонент морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

1.2.  Исторический аспект поддержания высокого морального духа в российской армии  

Работа по поддержанию высокого морального духа в армии проводилась всегда. Так, в царской России в ХVIII- начале ХХ века  в помощь офицерам издавалась специальная литература, публиковались теоретические и учебно-методические материалы. Большой популярностью пользовались произведения И.А. Линниченко «Психология борьбы», А.В. Зыкова «Как и чем управляются люди», А.С. Резанова «Армия и толпа», боевые приказы А.В. Суворова и М.Д. Скобелева, военно-педагогические труды М.И. Драгомирова, социологические исследования Н.Н. Головина  и др.

При поддержании морального духа армии Петр I умело использовал патриотические призывы. Например, перед Полтавской битвой он обратился к офицерам и солдатам со словами: «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия...» [4]. А.В. Суворов в беседах с солдатами неустанно напоминал им, что они солдаты русской армии, которую по стойкости духа нельзя сравнить ни с какой другой армией. Поучительными были и меры, применяемые М.Д. Скобелевым. Прежде всего, он стремился  вызвать боевое доверие, любовь и преданность войск.  Большое значение придавал обеспечению воинов.

В последующие периоды развития нашего государства многое из опыта великих русских полководцев успешно применялось при подготовке к боевым действиям. Например, в годы Великой Отечественной войны, при организации боевых действий использовались результаты оценки состояний военнослужащих в крайних обстоятельствах, подобных тем, которые сложились в феврале 1945 года - во время контрудара против одного из корпусов противник бросил около 200 танков [5].

После оценки политико-морального состояния личного состава и выявления тенденции к его снижению многие офицеры руководящего звена армии, корпуса и дивизий были посланы в части и подразделения с одной задачей - обеспечить устойчивость бойцов в борьбе с танками, мобилизовать все противотанковые средства и особое внимание обратить на состояние воинов в частях истребительно-противотанковой артиллерии. Танки противника были остановлены.

Процесс формирования высокого морально-психологического состояния военнослужащих в ряде случаев успешно осуществлялся и в ходе боевых действий в Афганистане. Штаб армии поддерживал устойчивую связь с подчиненными соединениями и частями, знал состояние морального духа личного состава, оперативно реагировал на его изменение. Это достигалось работой офицеров армейского звена в частях и подразделениях, их личным примером [5].

В последние годы в войсках проводилась определенная работа по укреплению морально-психологического состояния. В частности, в ходе боевых действий в Чечне применялось прямое обращение офицеров к боевым коллективам, боевое и политическое информирование; пропаганда традиций, лучших примеров действий военнослужащих; формирование уверенности в боевой технике и оружии, бесстрашия в бою и др. [5].

Как показывает исторический опыт, прочность морально-психологического состояния личного состава предопределяется осознанием политического значения полученной боевой задачи. Поэтому в ходе последних миротворческих операций командиры сосредоточили свое внимание на разъяснении военнослужащим источников и причин вооруженного конфликта, сложившейся кризисной социально-политической ситуации. Повышению морально-психологического состояния личного состава способствовала работа по своевременному доведению до воинов примеров мужественного поведения сослуживцев в боях, их героических подвигов. Одновременно разъяснялись характерные ошибки и неправильные действия, которые в боевой обстановке приводили к ранению или гибели.

Анализ исторического опыта поддержания высокого морального духа в российской армии даёт возможность подчеркнуть важность духовного аспекта. В заключение можно привести высказывание известного ученого, профессора, военного педагога и теоретика Н.Н. Головина: «Само военное искусство, прежде всего, зависит от духовных свойств бойца...» [4].

2.  РОЛЬ ДУХОВНОГО КОМПОНЕНТА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ В  ПОДДЕРЖАНИИ  МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

2.1. Содержание духовного компонента морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил)

В современных условиях возрастание роли человеческого фактора и связанных с этим политических и морально-психологических аспектов применения войск (сил), а также их переориентация на решение гуманитарных задач придают еще большее значение морально-психологическому облику их личного состава. Учитывая данные факторы, военно-политическое руководство Вооруженными Силами Российской Федерации в 1992 году приняло решение о формировании самостоятельного вида обеспечения деятельности войск (сил) - морально-психологическое обеспечение [6], основное предназначение которого заключается в заблаговременном создании и постоянном наращивании морально-психологического состояния личного состава в целях поддержания боеспособности войск на уровне, необходимом для надежного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, гарантированного отражения агрессии, а также выполнения поставленных задач в мирное время [7].

Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) представляет собой сложную систему, которая включает в себя не только идеальные (цели, задачи, принципы организации), но и материальные (объекты, субъекты, технические и другие средства) составные части [8]. Процесс функционирования системы морально-психологического обеспечения включает в себя целый спектр компонентов. К ним в первую очередь, необходимо отнести: политический, духовный, законодательный, социальный, информационный, управленческий, психологический и др. Обобщенно их можно представить в виде подсистем - более сложных составляющих системы морально-психологического обеспечения: организационно-управленческой, главное назначение которой - установление между элементами системы морально-психологического обеспечения целесообразных и устойчивых связей; психологической, которую можно трактовать как систему мероприятий, нацеленных на всестороннюю подготовку и применение войск (сил) с учетом психологических закономерностей поведения и действий объектов воздействия; социально-духовной, играющей главную жизнеобеспечивающую роль.  Именно в  ней (и через нее)  удовлетворяются социальные, жизненно необходимые и духовные потребности личного состава, производятся, потребляются и воспроизводятся ценности общества и воинской службы.

Объектом воздействия морально-психологического обеспечения являются духовные силы военнослужащего, под которыми понимаются факторы, определяющие преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Оно объединяет в единое целое все интеллектуальные, волевые и физические его возможности. Следовательно, особое место в системе морально-психологического обеспечения занимает духовный компонент, входящий в состав социально-духовной подсистемы.

Ядром духовного компонента являются те ценности, которые представляют собой смыслообразующие элементы человеческой деятельности, от них зависит её направленность. В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение вследствие возникновения комплекса противоречий в различных областях жизни общества и его Вооруженных Силах. Именно духовный компонент системы морально-психологического обеспечения является одним из основных факторов формирования морального сознания, морального духа военнослужащих.

Моральное сознание - сложный социально-психологический феномен, выполняющий функции оценки окружающего мира (других людей, общества в целом), а также самооценки (совесть). Первичными элементами морального сознания являются нравственные чувства и эмоции.

Моральный дух есть специфическое состояние общественного и индивидуального сознания военнослужащего, выраженного в единстве смысложизненных ценностей как совокупности духовных качеств личности воина. Они выражаются в побуждении личности к защите жизненно важных национальных ценностей, интересов государства [9], что способствует поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния личного состава.

Реализация духовного компонента осуществляется в процессе комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, культурно-досуговых и иных мероприятий, входящих в состав морально-психологического обеспечения. В концепции воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации отмечается, что выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального  самочувствия - решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной [10].

Вопрос ценностей в воинской деятельности возникает из самой сущности деятельности. Она обусловлена природой человека и социальными потребностями общества, является жизненно необходимой формой активности в обществе. Ценности защиты, свободы, справедливости и др. возникнув из самой потребности обеспечения жизни человека, отражаются и фиксируются в сознании военного человека в процессе деятельности и с помощью же деятельности реализуются. Поэтому духовный компонент придаёт воинской деятельности аксиологическое измерение.

Основными элементами компонента, которые придают ей динамику, обеспечивая высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих, являются: идеалы, нравственные и правовые регулятивы общества. Исходя из такого подхода, духовный компонент морально-психологического обеспечения включает следующие ценностные основания воинской деятельности:

а) ценности-потребности (безопасность, свобода, справедливость, творчество, любовь);

б) ценности-интересы (общественные и личностные идеалы);

в) ценности-цели (общественное и индивидуальное благо);

г) ценности-средства (воля, знание, труд, мастерство);

д) ценность-результат (реализация цели).

Появлению ценностей-потребностей военнослужащего способствует характер воинской деятельности, при этом деятельность выступает источником потребности. К духовным ценностям-потребностям: защиту, свободу, справедливость, творчество, любовь. 

Реализация интересов воинской деятельности формирует социальные качества военнослужащих, необходимых для осуществления цели по защите отечества. Ценности-интересы затрагивают личность, структуру самосознания, личностные и общественные идеалы. Без них нет ни подвига, ни понимания общественных интересов, ни подлинного самоутверждения личности. Только личность, действующая во имя ценностей-интересов, способна объединить вокруг себя других людей, способна стать выразителем определенных социальных интересов и общественных потребностей. Процесс реализации ценностей-интересов в воинской деятельности формирует у военнослужащих определенные ценности-качества: патриотизм, гражданственность, ответственность и др.

Наряду с понятием интереса мы употребляем понятия цели, средства, результата для описания причины, источника, основания той или иной конкретной деятельности. Цель (образец, эталон), будучи одним из элементов поведения и сознательной деятельности человека, в социальном плане выступает как идеальное предвосхищение результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. На основе цели возникает целая система ценностей, идеалов, благодаря которым воинская деятельность приобретает целеполагающий характер.

Важное место в понимании сущности ценностных оснований воинской деятельности играет результат этой деятельности как ценность. Его значение проявляется в том, что, во-первых, он является исходной точкой для постановки реальной цели. Во-вторых, результат всегда предполагается в цели, а сама цель определяет средства и способы воинской деятельности, ориентируясь на положительный результат. Поэтому ценность-результат выступает: во-первых, как реализация цели, во-вторых, как совершенствование средств, в-третьих, как корректировка программы деятельности и, в-четвертых, как структурирование системы ценностей [11].

Иными словами, непосредственно реализовать принимаемые индивидом, коллективом, обществом ценностные основания (смыслообразующие ценности) можно лишь поступками, линией поведения или в деятельности. Понимание того, что твоя деятельность значима в том или ином социокультурном пространстве, производит не только материальные, но и духовные ценности порождает мотивацию индивида в действиях и поступках и придает уверенность во всей служебной деятельности, позволяет поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих.

Направлениями  работы по реализации духовного компонента морально-психологического обеспечения деятельности войск являются следующие:

  1. усвоение военнослужащими теории морали, норм и правил поведения, требований к личности военнослужащего, обусловленных спецификой военно-профессиональной деятельности;
  2. использование специальных педагогических приемов, способствующих перерастанию знаний в убеждения;
  3. привитие военнослужащим навыков и умений поведения, соответствующих требованиям и принципам морали, превращение их в устойчивые привычки;
  4. накопление практического опыта высоконравственного поведения в различных условиях и обстановке учебы, службы, жизни.

Основными путями реализации духовного компонента морально-психологического обеспечения деятельности войск являются:

  • усвоение военнослужащими требований общества к профессиональному, нравственному облику, понимание общественной значимости ратной службы;
  • стимулирование потребности в нравственном самосовершенствовании военнослужащих, стремления к положительному нравственному идеалу;
  • гибкость и актуальность воспитательных воздействий, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости и возрастающими этическими потребностями военнослужащих;
  • целенаправленная организация нравственно значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается, переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
  • применение таких методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые пробуждают высокие чувства, ответственность, гордость, доблесть.

Таким образом, результат реализации духовного компонента можно представить как совокупность сформированных ценностных отношений, которые ложатся в основу деятельности военнослужащих и являются источником поддержания морально-психологического состояния:

  • отношения к идеологии и политике нашего государства (правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии);
  • отношения к Родине, другим странам и народам (любовь и преданность  Родине; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений);
  • отношения к воинской службе, труду (добросовестное отношение к служебным обязанностям, труду; соблюдение воинской дисциплины);
  • отношения к общественному достоянию (забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности; бережливость; охрана природы);
  • отношения к людям (коллективизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей);
  • отношения к себе (высокое сознание воинского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушению порядка и дисциплины) [12].

Данные ценностные отношения являются источником поддержания морально-психологического состояния военнослужащих.

2.2.  Влияние духовного компонента морально-психологического обеспечения на морально-психологическое состояние личности военнослужащего

Как уже было отмечено ранее, духовный фактор системы морально-психологического обеспечения имеет материальные проявления и может выражаться через определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеалов, идей, потребностей и интересов.

Специфика воинской деятельности в сочетании с высочайшим напряжением всех духовных и физических сил, с возможностью и необходимостью самопожертвования во имя Родины, определяют значимость духовного фактора для армии, делают его важнейшим компонентом военных побед [13]. Иллюстрацией этому могут служить слова великого русского полководца фельдмаршала М.И. Кутузова о том, что «сколь ни важна роль военного порядка или дисциплины, они останутся бессильными тогда, когда... не осенятся тем воинским духом, который преображает все обстоятельства» [4].   

В ряду духовных основ воинского воспитания важное место всегда отводилось предмету веры военнослужащих. Речь не идет только о религиозной вере, хотя она и играет большую роль в духовной жизни общества, а об убежденности в исторической правоте существования и развития Отечества. Очень важно, что именно является предметом веры. Это социально значимые идеи, идеалы, предметы или культ наживы, эгоизма и т.д. «Горе тем странам, - утверждал известный французский военный теоретик Г. Жомини, - в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, своё здоровье, или своё имущество» [14].

Таким образом, духовные основы играют значительную роль в жизнедеятельности воинских коллективов. Они наполняют её конкретными идеями, интересами, идеалами, ценностями, и тем самым обеспечивают мировоззренческую, духовно-нравственную ориентацию сознания и деятельности военнослужащих, способствуя поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния. Однако эффективность их влияния во многом определяется знанием механизма воздействия духовных основ на процессы воинского воспитания.

Изучение данного процесса позволит нам уяснить сущность личностных изменений военнослужащих. Анализ процесса личностных преобразований даёт возможность выявить характерные признаки того или иного изменения. Они показывают, какие ценностные установки закрепились в сфере сознания, поведения и в эмоционально-волевой сфере военнослужащего, сложилось ли в его психике единство убеждений, поведения и переживаний, позволяющее поддерживать морально-психологическое состояние, появилось ли у него стремление к самосовершенствованию.

Преобразования могут быть следующие:

  1. качественные, например, совершение поступка не ради всеобщего признания, а вследствие внутренних установок;
  2. количественные, то есть частота, интенсивность, сила проявления какого-либо качества.

Личностные  качества  военнослужащих  проявляются  в  следующих  сферах:

  • интеллектуальной - мышление,  познавательные  способности, что способствует повышению уровня профессиональной подготовки, совершенствованию профессиональных знаний, формированию умения применять полученные знания на практике;
  • мотивационной - потребности,  смыслы,  ценности, позволяющие формировать твёрдые, устойчивые суждения о своей принадлежности к военной среде, в причислении себя к Вооружённым Силам;
  • эмоциональной - эмоции,  чувства, позволяющие воспитать военнослужащих в духе любви к Отечеству, патриотизма, верности присяге, воинскому долгу, воинской чести;
  • волевой - инициативность,  уверенность,  настойчивость  и  т.д., что позволяет стойко переносить трудности военной службы;
  • сфере  саморегуляции - управление  своими  физическими  и  психическими состояниями, что повышает личную дисциплинированность и исполнительность военнослужащего, требовательность к себе;
  • предметно-практической - отношение  к  миру,  самому  себе,  другим  людям, что позволяет формировать умение строить межличностные отношения в воинских коллективах, управлять морально-психологическим состоянием;
  • экзистенциальной - стремления,  сознательное  отношение  к  действиям, что способствует формированию умения организовывать работу, определять главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способности качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке.

Следует учитывать характер деятельности военнослужащих, под которым понимается выраженность их действий, имеющих определённое содержание (благодеяние, созидание и т.д.).  Определение характера деятельности предполагает  единство этического и психологического анализа.

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своём отношении к другому человеку, себе самому или обществу. Внешне  наблюдаемые  поступки,  действия,  их  определённая  последовательность, так или иначе затрагивающие интересы других людей, называются поведением  [15]. Деятельность и поступки контролируются сознанием человека,  управляются его волей, поэтому этот факт позволяет судить о характере личностных изменений военнослужащих, а так же уровне их морально-психологического состояния.

Таким образом, важность данного критерия обуславливает необходимость постоянного наблюдения со стороны офицеров за их внутренним и внешним проявлением развития.

В рассмотрении вопроса влияния духовного компонента на морально-психологическое состояние военнослужащих нельзя обойтись без анализа субъектно-объектных отношений, соответствие которых в воинской деятельности отражается в нормах и законах и реализуется в практике. Оно обеспечивается специальными механизмами, которыми наделены ценности, работающие в режиме системы с обратной связью.

Расхождение объективных и субъективных проекций влечет за собой два варианта развития: или объективная ситуация берет верх над субъективной и исправляет «деформацию», имеющуюся в ожидании (цели), или будет доминировать субъективная проекция над объективной.

Нормы и законы как раз призваны устранять эти «деформации» между субъективными и объективными проекциями в ценностях. В норме они одновременны и дополняют друг друга.

Осознавая цели деятельности как ценности, а их реализацию как долг, военнослужащий проявляет сознательную активность, испытывает определённую морально-психологическую готовность к выполнению поставленных задач. При этом достижение цели наполняет смысл жизни содержанием путем отбора определенных средств.

В качестве такого средства выступает знание. Оно представляет собой достаточно широкий спектр осмысленной информации об обществе, армии, своей деятельности. Военнослужащий, осознающий смысл отдельного поступка или жизни в целом, испытывает потребность в его реализации, которая редуцируется в интерес его деятельности. Кроме того, знание предполагает должное поведение, поддерживаемое определённым психологическим состоянием в интересах конечных целей и требует от военнослужащего отказаться от каких-либо соматических стремлений или от удовлетворения потребностей, приносящих удовольствие «здесь и сейчас».

Иными словами, ценностные ориентации являются основой поведения человека и источником поддержания морально-психологического состояния военнослужащего.

2.3. Психолого-педагогические условия формирования высокого уровня морально-психологического состояния личного состава

Теоретический анализ проблемы источников мотивации человеческой активности, источников морально-психологического состояния, рассмотрение духовного компонента морально-психологического обеспечения как фактора поддержания морально-психологического состояния военнослужащих, позволили выделить ряд психолого-педагогических условий, способствующих эффективной реализации воспитательного процесса в подразделениях.

Условие - философская категория, которая выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. «Условие - это то, что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса». В Большом толковом словаре русского языка понятие «условие» определяется как обстановка, в которой происходит, протекает что-либо; ...основа, предпосылка чего-либо.

В нашем исследовании условия выступают как целенаправленно создаваемые обстоятельства, необходимые для успешной реализации процесса поддержания морально-психологического состояния военнослужащих. Учёт данных условий позволит «наполнить» процесс функционирования системы морально-психологического обеспечения более богатым духовным содержанием.

Данное исследование позволило выделить следующие условия:

Первое. Укрепление морально-психологического состояния личного состава в процессе позитивного морально-психологического воздействия возможно лишь на основе исторической преемственности, бережного наследования прогрессивных традиций и ценностей как русской (дореволюционной) армии, так и Вооруженных Сил Советского Союза, о чём свидетельствует исторический анализ поддержания высокого морально морального духа в российской армии.

Социокультурное пространство исторически изменчиво и каждая эпоха накладывает на него свой неповторимый отпечаток, вызывает к жизни новые формы и средства реализации ценностей. Вместе с тем в историческом развитии воинской деятельности наблюдается определенная преемственность, благодаря чему выдержавшие проверку временем и практикой формы деятельности через определенные символы, предметы, наследуются, передаются из поколения в поколение. Это ещё раз подтверждает, что необходимо осуществлять тщательный отбор из духовного опыта прошлого всего того, что «работает» на современность и отсекать все то, что не «вписывается» в содержание целей и задач обновления  Российской  Армии.

Второе. Формируя ценностные отношения к воинской деятельности в процессе воспитательной работы необходимо учитывать ряд уровней, призванных охватить различные сферы социального и индивидуального бытия военнослужащих:

  • общесоциальный уровень - сложившиеся в мировом сообществе и конкретном обществе ценности (научно-теоретические, нравственные, эстетические, религиозные, философско-мировоззренческие и др.), нормы, традиции и отношения;
  • военно-профессиональный уровень - воинское мастерство, высокие морально-боевые качества, воинский долг, честь, гордость за принадлежность к Российской Армии, бережное отношение к ее боевым традициям и др.;
  • личностный - ценности, соответствующие индивидуальным духовно-нравственным ориентациям военнослужащего и позволяющие соизмерять личное и общественное, сущее и должное в военной деятельности.

Соотнесение этих уровней позволит правильно сбалансировать субъективные и объективные проекции в ценностях.

Третье. Реализация системы ценностей должна осуществляться во всех сферах жизнедеятельности войск (сил). Особое место в этом процессе принадлежит общественно-государственной и морально-психологической подготовке войск. Решение этой задачи первостепенной важности предполагает преодоление разрыва между этими частями единого целого, а именно - духовное формирование и развитие военнослужащих на основе принципа единства обучения, воспитания и морально-психологического обеспечения их деятельности.

Таким образом, на основе анализа научных исследований по данной проблеме, мы пришли к выводу, что организация и взаимосвязь вышеперечисленных условий способствует достижению цели морально-психологического обеспечения, поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.

2.4. Опытно-экспериментальная работа по формированию высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих

Для проверки эффективности предложенных психолого-педагогических условий был проведён формирующий эксперимент, в котором приняло участие 40 военнослужащих. Из числа испытуемых были созданы две группы по 20 человек в каждой (контрольная - аэродромно-эксплутационный взвод и экспериментальная - инженерно-аэродромный взвод), идентичные по всем исследуемым показателям. Эксперимент проводился на базе в/ч 32926 в течение трех месяцев.

Воспитательная работа в контрольной группе проводилась по утверждённому плану воинской части. В экспериментальной группе воспитательная работа проводилась по специально разработанной программе, включающей мероприятия с большим потенциалом духовно-нравственного развития военнослужащих.

Оценка морально-психологического состояния военнослужащих обеих групп осуществлялась с помощью методики А. Сычёва по 18 показателям [16]. Качественная оценка морально-психологического состояния военнослужащих в целом и отдельных его показателей производилась по 5-балльной шкале.

5 баллов - оценка показателя и отношения личности высоко- положительные, устремления и готовность - высоко позитивные и конструктивные;

4 балла - оценка показателя и отношения личности более положительные, чем отрицательные, а устремления и готовность более позитивные, чем негативные;

3 балла - оценка показателя отсутствует, нейтральна, в нем в одинаковой степени выражены как позитивные, так и негативные характеристики, отношения личности нейтральные, устремления отсутствуют;

2 балла - оценка показателя и отношения личности более отрицательные, чем положительные, а устремления имеют более негативную, чем позитивную направленность;

1 балл - оценка показателя и отношения личности отрицательные, а устремления негативно направлены.

Процедура выведения оценки морально-психологического состояния была следующей: на основе полученных оценок каждого показателя морально-психологического состояния выводилась среднеарифметическая оценка соответствующего компонента у каждого военнослужащего; из этих оценок среднеарифметически выводилась общая оценка морально-психологического состояния каждого военнослужащего; на основе полученных оценок отдельных военнослужащих среднеарифметически выводилась общая оценка морально-психологического состояния взвода.

Через три месяца после начала эксперимента было проведено повторное исследование военнослужащих обеих групп. В таблице 1 приведены результаты предварительного и итогового исследования.

Таблица 1 - Результаты оценки морально-психологического состояния  в контрольной и экспериментальной группах (n=40)

Исследуемые показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

до

 эксперимента

после

 эксперимента

р

до

 эксперимента

после

 эксперимента

р

Гордость за причастность к делу защиты Отечества

3,4±0,02

3,4±0,02

>0,05

3,2±0,04

3,9±0,01

<0,05

Значимость понятий воинской чести и достоинства

2,9±0,07

3,0±0,03

>0,05

3,0±0,04

4,2±0,03

<0,05

Готовность к самопожертвованию во имя защиты Родины

 1,7±0,05

1,7±0,02

>0,05

1,8±0,02

1,9±0,02

>0,05

Желание служить в Вооруженных Силах РФ

2,1±0,06

2,0±0,06

>0,05

2,1±0,03

3,7±0,09

<0,05

Стремление к профессиональному совершенствованию

3,0±0,01

3,1±0,01

>0,05

2,9±0,05

3,6±0,02

<0,05

Уверенность в своей способности выполнить боевые задачи

3,4±0,03

3,3±0,01

>0,05

3,2±0,02

3,7±0,02

<0,05

Удовлетворенность отношениями в коллективе

2,8±0,01

3,0±0,02

>0,05

2,9±0,01

3,8±0,03

<0,05

Отсутствие конфликтов среди различных категорий военнослужащих

3,1±0,02

3,2±0,03

>0,05

2,7±0,01

3,6±0,06

<0,05

Уверенность в своих сослуживцах

3,2±0,07

3,5±0,02

>0,05

3,3±0,03

4,1±0,01

<0,05

Психологическая готовность к участию в боевых действиях по отражению внешней агрессии

1,7±0,06

 1,7±0,04

>0,05

1,7±0,02

1,9±0,03

>0,05

Психологическая готовность к участию в миротворческих операциях

2,8±0,03

2,9±0,06

>0,05

2,6±0,09

3,3±0,01

<0,05


Психологическая готовность к участию в действиях по восстановлению конституционного порядка на территории России

2,5±0,01

2,4±0,03

>0,05

2,6±0,02

3,3±0,03

<0,05

Удовлетворенность материальным положением

2,7±0,03

2,6±0,02

>0,05

2,7±0,02

3,4±0,02

<0,05

Удовлетворенность жилищными условиями

2,4±0,01

2,4±0,01

>0,05

2,6±0,03

3,5±0,07

<0,05

Удовлетворенность условиями для отдыха и досуга

2,8±0,04

2,8±0,03

>0,05

2,7±0,09

3,4±0,06

<0,05

Удовлетворенность заботой государства  о Вооруженных Силах

2,8±0,04

2,9±0,06

>0,05

2,9±0,02

3,5±0,06

<0,05

Уровень доверия высшему военному руководству

3,5±0,03

3,6±0,02

>0,05

3,2±0,01

3,9±0,01

<0,05

Уровень авторитета непосредственного командира

3,1±0,06

3,3±0,07

>0,05

3,2±1,03

4,4±0,03

<0,05

Полученные данные показали, что у военнослужащих контрольной группы не были зарегистрированы достоверные различия по исследуемым показателям. Так, наиболее значимые изменения отмечены по показателям «удовлетворенность отношениями в коллективе» (7,1%), «уверенность в своих сослуживцах» (9,3%), «уровень авторитета непосредственного командира» (6,4%), но и они имеют лишь характер тенденции. 

В то же время в экспериментальной группе лишь по 2 показателям из 18 отмечены недостоверные различия. В остальных случаях зафиксирован рост показателей от 15,6% до 33,2%.

Общая оценка морально-психологического состояния представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Оценка уровня зрелости морально-психологического состояния военнослужащих

Уровни зрелости МПС

Балльная оценка

Количественные границы оценки

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

до

 эксперимента

после

 эксперимента

до

 эксперимент

после

 эксперимента

Здоровое

высокое

5

5,00...4,50

 

 

 

 

среднее

4

4,49...3,50

 

 

 

3,51

низкое

3

3,49...2,50

2,77

2,82

2,73

 

Неопределившееся

2

2,49...2,00

 

 

 

 

Нездоровое

1

1,99 ...1,00

 

 

 

 

Как видно из приведенных данных, уровень зрелости морально-психоло-гического состояния обеих групп до эксперимента характеризовался как «здоровый низкий». Однако если после эксперимента в контрольной группе изменения не составили достоверной разницы, то в экспериментальной группе наблюдается изменение уровня зрелости морально-психологического состояния до «здорового среднего», что позволяет говорить об эффективности предложенной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение вследствие возникновения комплекса противоречий в различных областях жизни общества и его Вооруженных Силах. Изменения ценностных оснований российского общества с необходимостью требуют приведения в соответствие с новой ситуацией всей системы организации воинской деятельности, прежде всего духовных основ. Это ещё обусловлено тем, что формы, способы и средства ведения войны, организации воинской деятельности постоянно совершенствуются, смещая акцент с захвата физического пространства на поражение духовного пространства, что обостряет проблему поддержания морально-психологического состояния личного состава.

В данной работе обобщены теоретические исследования по проблеме факторов, способствующих поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих. Раскрыто содержание духовного компонента морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил); проанализировано влияние духовного компонента морально-психологического обеспечения на морально-психологическое состояние личности военнослужащего; определены психолого-педагогические условия, способствующие поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих.

Научный подход к изучению морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) позволил рассмотреть его как систему, то есть как целостную совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих внутренним единством структуры и функций.

Процесс функционирования системы морально-психологического обеспечения включает в себя целый спектр компонентов, объединённых в следующие подсистемы: организационно-управленческую, психологическую, социально-духовную.

Основываясь на том, что морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) своим объектом воздействия имеет духовные силы военнослужащего, важным компонентом системы морально-психологического обеспечения является  духовный компонент, входящий в состав социально-духовной подсистемы.

Основными элементами компонента, которые обеспечивают поддержание морально-психологического состояния военнослужащих, являются: идеалы, нравственные и правовые регулятивы общества. Исходя из такого подхода, духовный компонент морально-психологического обеспечения включает следующие ценностные основания воинской деятельности: ценности-потребности (безопасность, свобода, справедливость, творчество, любовь); ценности-интересы (общественные и личностные идеалы); ценности-цели (общественное и индивидуальное благо); ценности-средства (воля, знание, труд, мастерство); ценность-результат (реализация цели). Данные ценностные основания представляют собой соотношение общечеловеческих, общесоциальных, национальных, воинских и личностных ценностей, являясь источником поддержания морально-психологического состояния военнослужащих.

Эффективность их влияния во многом определяется знанием механизма воздействия духовных основ на процессы воинского воспитания. Это воздействие осуществляется на двух уровнях - идеологическом или моральном, к числу важнейших элементов которого относится совокупность таких наиболее значимых духовных ценностей, как гражданственность, патриотизм, воинский долг и честь, дисциплинированность и личное достоинство воина  и общественно-психологическом уровне, включающем черты индивидуальной и социальной психологии.

Изучение данного процесса позволило выявить сущность личностных изменений военнослужащих. Они показывают, какие ценностные установки закрепились в сфере сознания, поведения и в эмоционально-волевой сфере военнослужащего. Данные преобразования проявляются в следующих сферах: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, сфере саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.

В  ходе теоретического анализа научных исследований по данной проблеме  нами был выделен ряд психолого-педагогических условий, способствующих поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих. Он включает следующие условия:

  • осуществление исторической преемственности, бережного наследования прогрессивных традиций и ценностей как русской (дореволюционной) армии, так и Вооруженных Сил Советского Союза в процессе воспитательной деятельности по поддержанию уровня морально-психологического состояния личного состава;
  • учёт в воспитательной работе общесоциального, военно-профессионального и  личностного уровня ценностей;
  • осуществление реализации системы ценностей во всех сферах жизнедеятельности войск (сил), что предполагает духовное формирование и развитие военнослужащих на основе  принципа  единства обучения, воспитания  и морально-психологического обеспечения их  деятельности.

Данные условия позволят  совершенствовать воспитательную работу в воинских подразделениях, обеспечивая поддержание морально-психологического состояния военнослужащих на высоком уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Воронцов С.Н. Влияние боевого стресса на морально-психологическое состояние военнослужащих США и Великобритании. - Зарубежное военное обозрение. - № 5. - 2005. - С. 48-52.
  2. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации //Учебное пособие под редакцией генерал-полковника Н.И. Резника. - 2005. - 496 с.
  3. Тютченко А.М. Научные основы оценки и формирования морально-психологического состояния военнослужащих. - М., 2003. - 234 с.
  4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. - Соб. соч. - В 10 т. - М.: Русская книга, 1993. - Т.1. ­- С. 184.
  5. Как честному, верному и храброму офицеру надлежит // Военно-исторический журнал. - 2002. - № 2. - С. 16-18.
  6. Каширин В.П. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения, части (корабля) // Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие / Под ред. П.А. Корчемного. - М.: ВУ, 1998. - С. 44-58.
  7. Морально-психологическое обеспечение (специальный выпуск). - Ориентир, 1995. - №8.- С.24-26.
  8. Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) (подразделение - часть): Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2004. - 404 с.
  9. Особенности влияния информационного противоборства на моральный дух российской армии //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». - М., 2008. - № 4. - С. 46-49.
  10. Концепция воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации / Приложение №3 к приказу МО РФ 2004 года №70. - М., 2004.
  11. Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности: автореф. дисс.... д.ф.н. - М. - 2008. - 32 с.
  12. Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. - М., 2000. - 124 с.
  13. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации: Учебное пособие /Под ред. Н.И. Резника. - М., 2005. - 340 с.
  14. Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. А.-А. Жомини. Основатель научной военной теории. - М., 1999. - 397 с.
  15. Психологический словарь-справочник. - Минск-Москва: Харвест АСТ, 2006. - 576 с.
  16. Сычёв А.И. Методика оценки морально-психологического состояния военнослужащих: НИР. - Воронеж. -2005. -53 с.
Просмотров работы: 438