СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Актуальность исследования. Обострившиеся проблемы межнациональных отношений во многих регионах России не могли не отразиться, как в зеркале, в её многонациональных Вооруженных Силах. Именно национальный фактор становится одним из основных при решении задач по укреплению воинской дисциплины в воинских частях и подразделениях.

Происходящее сокращение Вооруженных Сил, недостаточный уровень социальной защищенности и материального обеспечения активизируют процесс увольнения в запас профессионально подготовленных офицеров, опытных педагогов. В условиях обострения межнациональных отношений в воинских частях и подразделениях это нередко приводит к снижению эффективности педагогической деятельности по диагностике и профилактике межнациональных противоречий и конфликтов, ухудшению воинской дисциплины и ослаблению боевой готовности.

Об актуальности рассматриваемой проблемы свидетельствует недостаточный уровень её теоретической разработанности, несмотря на имеющиеся психолого-педагогические исследования отдельных сторон межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах.

Объектом исследования явились военнослужащие различных национальностей, проходящие военную службу по призыву.

Предмет исследования составил процесс педагогической профилактики межнациональных конфликтов в воинских коллективах.

Цель исследования - определить основные направления педагогической профилактики межнациональных конфликтов в воинских коллективах.

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:

  1. Исследовать теоретические основы профилактики межнациональных конфликтов в многонациональных воинских коллективах.
  2. Раскрыть содержание методики профилактики межнациональных конфликтов в воинских коллективах.
  3. Выявить основные направления совершенствования педагогической деятельности должностных лиц подразделений по профилактике межнациональных конфликтов в воинских коллективах.

Методологической основой исследования явились концептуальные положения современной науки о личности, факторах ее формирования и развития; о человеке как главной цели педагогической деятельности; о первопричинах негативных социальных явлений и их влиянии на формирование личностных качеств; о целях, содержании и путях профилактики межнациональных конфликтов и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно предназначено для должностных лиц подразделений и может быть использовано ими для разрешения конфликтов между военнослужащими различных национальностей; оно может помочь осуществлять контроль и оценку результатов профилактической деятельности в сфере межнациональных отношений; представленные рекомендации могут способствовать оздоровлению морально-психологического климата в многонациональных воинских коллективах.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВВ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

 

1.1. Причины межнациональных конфликтов в воинских коллективах

Вопрос о причинах межнациональных конфликтов является сложным и противоречивым и поэтому в специальной литературе нет единого мнения по данной проблеме. Военные педагоги и психологи имеют несколько точек зрения по поводу причин социальных и межнациональных конфликтов, классифицируя их по различным основаниям. Так, А.В. Барабанщиков выделяет 2 группы причин:

1. Причины, вытекающие из особенностей личности и стиля работы командира;

2. Причины, вытекающие из свойств объекта руководства [5].

В.Н. Ковалев выделяет 3 группы причин: социально-психологические, организационные, морально-этические [21].

Н.Ф. Феденко и В.И. Галицкий, исследуя причины конфликтных ситуаций в воинском коллективе, выделяют в качестве таковых 11 (недостатки в организации служебной деятельности, недостаточная подготовленность и неопытность руководителей и т.д.). То есть они детализируют причины, названные ранее указанными авторами. Кроме того авторы указывают на наличие ряда социально-психологических обстоятельств (условий), способствующих возникновению социальных конфликтов в воинских частях и подразделениях: социально-психологические обстоятельства (пережитки в сознании, конфликтность характера отдельных воинов и т.д.). Отдельно они  выделяют и национальный фактор (отрицательно направленные национальные традиции, обычаи, стереотипы) в качестве причин конфликтов в многонациональных воинских коллективах [31].

Исследователи [1, 2, 6, 20, 28, 31 и др.] особенно отмечают в качестве причины межличностных конфликтов в воинских коллективах несовместимость отдельных военнослужащих для совместной служебной деятельности, разделяя её на психофизиологическую (неблагоприятное соотношение типов высшей нервной деятельности, темпераментов, взаимное несоответствие психических свойств и качеств личности) и социально-психологическую (наименее оптимальное соответствие морально-психологических качеств воинов требованиям совместной службы или совместной деятельности). Выделяют также межличностную и межгрупповую несовместимость.

А.Я. Анцупов рассматривает объективные и субъективные причины межличностных конфликтов, но в отличие от приведенных выше точек зрения, он считает, что объективные причины приводят лишь к появлению предконфликтной ситуации, а субъективные причины конфликта связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия [2].

Исследовавшие причины межнациональных конфликтов в многонациональных воинских коллективах В.М. Дейнекин и А.Н. Марченко считают, что они лежат внутри самих воинских частей и подразделений и выделяют такие из них:

  • нахождение в воинских коллективах военнослужащих с отрицательными качествами и негативной направленностью, с предубеждениями к отдельным национальным группам;
  • недостатки и упущения командиров в воспитательной работе с многонациональным личным составом, отсутствие у руководителей учета национальных особенностей воинов, психологии многонациональных воинских коллективов;
  • упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставного порядка, игнорирование в обучении и воспитании военнослужащих индивидуального подхода, фактора межнационального общения военнослужащих;
  • отсутствие достоверной и полной информации о положении дел в коллективах и об эффективности управления процессами, протекающими в сфере межнациональных отношений в подразделениях и частях [13].

Существует целый ряд других классификаций причин социальных и межнациональных конфликтов в воинских частях и подразделениях, но предлагаемые варианты, по существу, не выходят за рамки представленных выше подходов. Однако, как свидетельствуют результаты исследований, спектр причин, вывивающих межнациональные противоречия и конфликты в воинских частях и подразделениях, может быть значительно шире.

1.2. Динамика межнационального конфликта

1. Возникновение объективной проблемной ситуации в социальном взаимодействии. На этом этапе, обычно, в качестве одного из конфликто-образующих факторов подсознательно проявляется психофизиологическая несовместимость, а также противоречивость национальных особенностей представителей различных народов.

2. Осознание того, что ситуация взаимодействия стала проблемной. В процессе взаимодействия военнослужащих различных национальностей неизбежно возникают проблемные ситуации, заключающиеся в столкновении их интересов как субъектов социального взаимодействия. После осознания обеими сторонами как на межличностном так и на межгрупповом уровне проблемности ситуации их взаимодействия, она может быть разрешена либо неконфликтным, либо конфликтным способом и в последнем случае трансформироваться в предконфликтную ситуацию.   

3. Попытка разрешить проблемную ситуацию неконфликтным способом на межличностном уровне. Анализ войсковой практики показал, что  динамика и направление развития проблемной ситуации в решающей степени зависит как от глубинных, внутренних причин и факторов возникновения и развития противоречий между военнослужащими, представителями различных народов, так и от условий, в которых эти противоречия развиваются. Условия эти складываются, во-первых, из объективных и субъективных факторов, способствующих снижению вероятности возникновения предконфликтных ситуаций и, во-вторых, из объективных и субъективных условий, способствующих конструктивному (неконфликтному) разрешению предконфликтной ситуации, если она все-таки возникла [1].

Чаще всего эти условия оказывают лишь косвенное воздействие на этническую составляющую во взаимоотношениях военнослужащих, стимулируют или гасят противоречия общесоциального характера. Однако, в процессе развития общесоциальных противоречий и оформления конфликтной ситуации при разнонациональном составе ее участников на первый план выходит национальный фактор и конфликт достаточно быстро трансформируется в межнациональный. Особенно стремительно такой "вторичный" эффект срабатывает при наличии ярко выраженных соперничающих национальных микрогруппах в неформальной структуре воинского коллектива.

4. Возникновение и развитие предконфликтной ситуации. С этого этапа возможно со стороны одной или обеих сторон постепенное включение, национального фактора, как на уровне межличностном (осознание возникших противоречий  как противоречий сферы межнациональных отношений), так и на уровне этнических микрогрупп (осознание возможного ущерба групповым корпоративным интересам, оказание моральной поддержки земляку).

5. Инцидент - переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт. Один из наиболее динамичных и непредсказуемых по своим последствиям этап конфликта.

6. Уточнение источника противоречия, возможное обострение конфликта. На этом этапе, обычно, конфликтующие стороны ведут активный поиск дополнительных сил и способов для нанесения наибольшего ущерба оппоненту, происходит максимальное включение "национального фактора" - обращение сторон за помощью к землякам (если такое не было сделано ранее), апелляция к национальным чувствам, обоюдные обвинения в попытках унизить национальное достоинство и т.п. Именно на этом этапе развития конфликта происходит его окончательная трансформация из обычного социального в межнациональный. Возрастает вероятность применения силовых методов воздействия на противоположную сторону с целью разрешения конфликта в свою пользу.

7. Поиск путей разрешения конфликта. Если этот этап затягивается по времени и попытки поиска путей разрешения конфликта терпят неудачу, то велика вероятность перерастания межнационального конфликта в межнациональный антагонизм (высшая степень неприязни между конфликтующими сторонами, когда сам факт наличия их представителей рядом - сильнейший раздражитель) после чего вероятность разрешения конфликта становится всё более проблематичной.

8. Разрешение конфликта. Может происходить как посредством комплекса воспитательных и организационных воздействий на противоборствующие стороны, так и посредством периодически повторяющихся инцидентов.

9. Развитие послеконфликтной ситуации. На этом этапе происходит либо достижение противоборствующими сторонами разумного компромисса, либо изменение ролевого статуса сторон в пользу победившей, либо подготовка сторон к дальнейшему противоборству [9].

1.3. Основные пути деятельности должностных лиц подразделения по профилактике и разрешению межнациональных конфликтов в воинских коллективах

Важность своевременного грамотного и детального структурирования зарождающегося или вполне оформившегося конфликта для офицера состоит в том, чтобы просчитать и реализовать возможность локализации конфликта на как можно более ранней стадии его развития, не допустить или максимально уменьшить деструктивные последствия конфликта, исключить возможность трансформации межличностного социального конфликта в конфликт межнациональный, как наиболее болезненный и разрушительный для многонационального коллектива.

Имея структурную схему динамики зарождения, развития и разрешения межнационального конфликта, можно сформулировать и «наложить» на нее формально-логическую схему последовательности психолого-педагогических действий по его профилактике или разрешению.

Военные психологи Н.Ф. Феденко и В.И. Галицкий, указывая на большое значение выработки такой понятийной схемы последовательности социально-психологического анализа процесса разрешения конфликта, своего рода алгоритма аналитических, практических и организационных действии, предлагают следующий ее вариант:

  1. Изучение и анализ ситуации в сфере межличностных, межгрупповых отношений.
  2. Прогнозирование возможных вариантов развития ситуации.
  3. Предупреждение конфликта [31].

А.И. Каменев обосновывает свой вариант последовательности действий по разрешению конфликтов в воинских коллективах:

  1. Профилактика конфликтов.
  2. Предупреждение конфликтных ситуаций.
  3. Пресечение конфликтов.
  4. Ликвидация последствий конфликтов [20].

Представляется, что подобный подход приемлем и при разрешении конфликтов межнациональных как разновидности общесоциальных, поэтому видится правомерной следующая логика аналитических, организационных, воспитательных действий с целью разрешения межнациональных конфликтов в многонациональных воинских коллективах:

  1. Педагогическая диагностика характера межличностных и межгрупповых взаимоотношений представителей различных народов в многонациональных воинских коллективах.
  2. Педагогическая профилактика межнациональных конфликтов.
  3. Психолого-педагогическое прогнозирование конфликтных ситуаций и конфликтов во взаимоотношениях воинов различных национальностей.
  4. Предупреждение межнационального конфликта (если профилактические меры должного эффекта не имели). Разрешение наиболее острых противоречий на этапе предконфликтной ситуации.
  5. Конструктивное разрешение межнационального конфликта, если его избежать не удалось.
  6. Пресечение или преодоление межнационального конфликта (если динамика его развития вышла из-под контроля командира части, подразделения.
  7. Анализ последствий конфликта, нейтрализация отрицательных из них и опора на положительные с целью исключения подобного впредь. Указанные психолого-педагогические действия представляются как взаимоувязанные, взаимообусловленные, объединенные единым, замыслом, целями и задачами [9].

Как следует из предложенной схемы, первый этап в деятельности педагога, направленной на разрешение конфликтов на национальной почве, это педагогическая диагностика.

Этап педагогической диагностики межнациональных конфликтов в многонациональном воинском подразделении - это этап сбора и тщательного анализа информации о ситуации в межнациональных отношениях в коллективе, о характере проявления в них потенциальных причин межнациональных конфликтов, оценка этой информации, выводы о возможных перспективах разрешения межнациональных противоречий и мерах по недопущению развития ситуации в нежелательном направлении [30].

Этап педагогической диагностики тесно связан и фактически обус-лавливает два следующих - педагогическую профилактику и педагогическое прогнозирование, которые также тесно взаимосвязаны.

Профилактика от греч. prophylaktikos - предохранительный, в медицине - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни, в технике - предупредительные меры для поддержания технического объекта в исправном или работоспособном состоянии. Профилактику, как совокупность предупредительных мероприятий в медицине толкует "Словарь русского языка" С.И. Ожегова [29].

Предупредить, как указано там же,- заранее известить, уведомить об опасности, заранее принятыми мерами отвратить, опередить, сделать что-нибудь ранее, чем что-нибудь произошло.

А.И. Каменев определяет профилактику конфликта как широкий круг психолого-педагогических дисциплинарных и организационных мероприятий, среди которых - повышение требований к стилю, и методам работы руководителя, планово-предупредительная работа по укреплению воинской дисциплины и порядка, уставных взаимоотношений, здорового общественного мнения и нравственно-психологической атмосферы. А.И. Каменев разделяет профилактику и предупреждение, подчеркивая, что профилактическая работа в условиях воинского подразделения направлена на весь коллектив в целом, а предупредительная работа ведется по наиболее узким направлениям, с определенной категорией личного состава и наиболее активно в определенные периоды времени: выходные дни, начало и конец периода обучения и т.д. [20].

В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский и А.Б. Сахаров, напротив, рассматривают термины профилактика, предупреждение, предотвращение  как равнозначные, взаимозаменяемые. Они выделяют общую социальную профилактику, индивидуальную профилактику и профилактику социальную, адресованную отдельным социальным группам, либо направленную на определенные сферы общественной жизни. Собственно же профилактика понимается авторами как совокупность мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений [23].

Педагогическая профилактика тесно связана с педагогическим прогнозированием и во многом обусловлена педагогической диагностикой, особенно диагностикой причин межнациональных конфликтов и факторов им способствующих в конкретном воинском коллективе, связанных с особенностями взаимоотношений в нем. Такого рода педагогическая диагностика как этап практической деятельности военного педагога должна предшествовать педагогической профилактике и педагогическому прогнозированию.

Что касается профилактики воздействия на межнациональные отношения в многонациональном воинском коллективе объективных причин межнациональной напряженности (исторических, экономических, религиозных и т.д.) - здесь обусловленность педагогической профилактики педагогической диагностикой менее очевидна.

Следующий этап аналитической и практической деятельности по предотвращению межнациональных конфликтов в многонациональном воинском коллективе - педагогическое прогнозирование.

Педагогическое прогнозирование межнациональных конфликтов в воинском подразделении представляется возможным определить как экстраполирование (перенос) результатов сопоставлений и анализа взаимоотношений военнослужащих различных национальностей в воинском коллективе на вероятные ситуации в их взаимоотношениях в будущем, моделирование возможных ситуаций разрешения межнациональных противоречий в коллективе на основе их всесторонней диагностики [10].

Предупреждение конфликта в сущностном плане, на наш взгляд, целесообразно рассматривать как разновидность профилактики и даже как отдельный этап действий по разрешению конфликта, если речь идет о выявленных конкретных признаках его приближения (обострение противоречий, появление сильного конфликтообразующего фактора и т.п.). То есть, действия по предупреждению конфликта должны следовать тогда, когда, не смотря на проводившуюся профилактическую работу, возникли признаки появления предконфликтной ситуации в межнациональных отношениях в воинском коллективе. В этой ситуации представляется вполне правомерными уже упоминавшиеся доводы А.И. Каменева о специфике деятельности по профилактике и предупреждению конфликтов в воинских коллективах [20].

Ситуация во взаимоотношениях военнослужащих различных национальностей может складываться и так, что своевременно продиагностированный и прогнозировавшийся межнациональный конфликт, несмотря на принятые профилактические меры, а затем и мероприятия по его предупреждению, в силу различных причин, предотвратить не удается: либо действия руководителей были неадекватны складывающейся ситуации, либо на этапе предупреждения конфликта возникли новые обстоятельства, кардинально изменившие ситуацию в худшую сторону.

В этом случае наступает этап собственно разрешения конфликта. Причем о разрешении конфликта правомерно говорить лишь в том случае, если динамика развития конфликта в многонациональном воинском коллективе все же подконтрольна в целом командиру части, подразделения, сохраняется возможность в ходе дальнейшего развития конфликта использовать его положительный потенциал с перспективой радикального улучшения ситуации в межнациональных отношениях [32].

Таким образом, разрешение межнационального конфликта - это подконтрольный, управляемый процесс выведения ситуации во взаимоотношениях конфликтующих сторон противоборства с максимально возможным использованием положительного потенциала конфликта. Однако, возможно и «обвальное» развитие ситуации в конфликтной фазе, сопровождающееся резким обострением противостояния между конфликтующими сторонами на фоне большого деструктивного потенциала конфликта, значительно превышающего потенциал положительный. В такой ситуации нередки растерянность, несогласованность в действиях у некоторых должностных лиц подразделения. Обычно, такая ситуация складывается в случае, если конфликтующие стороны выступают в физическое противоборство после этапа инцидента. Конфликтная напряженность стремительно растет и наиболее активные участники конфликта могут вступить на путь открытого неповиновения, не реагировать на попытки офицеров оказать воздействие на ситуацию. Младшие командиры, представляющие микрогруппы, вовлеченные в конфликт, в данной ситуации сами чаще всего становятся активными его участниками. В этом случае целесообразно ставить вопрос о пресечении межнационального конфликта - о комплексе оперативных решительных мер по разъединению конфликтующих сторон, изоляции наиболее активных участников конфликта. В данной ситуации приоритет, безусловно, за жесткими административно-организационными мерами, однако не следует исключать и педагогические, если таковые способны благоприятно воздействовать на ситуацию.

После этапа разрешения межнационального конфликта снижается напряженность во взаимоотношениях сторон, обычно, уменьшается, нейтрализуется или устраняется вовсе воздействие конфликтообразующих факторов на межнациональные взаимоотношения в подразделениях. В это время начинается этап преодоления последствий конфликта. К сожалению, многие должностные лица подразделений либо недооценивают важность этого этапа, либо вовсе упускают его из виду, успокаиваясь на том, что конфликт разрешен. Такой упрощенный подход к происшедшему нередко ведет к повторению конфликта уже через сравнительно небольшой промежуток времени. Главные задачи этого последнего этапа в разрешении межнационального конфликта - тщательный анализ происшедшего (опять диагностика, профилактика и прогнозирование) [25].

Необходимо отчетливо уяснить главные причины происшедшего, факторы, способствовавшие развитию конфликта, оценить действия должностных, лиц, особенно на ранних стадиях конфликта. Важно выяснить, почему противоречия в межнациональных отношениях, приведшие к конфликту, не удалось разрешить, либо уменьшить неконфликтными способами на этапе предконфликта. Важно также извлечь максимальную пользу из происшедшего для гармонизации межнациональных отношений в коллективе, устранив как можно быстрее отрицательные последствия конфликта, внимательно проанализировать не только непосредственные причины конфликта, но и весь комплекс противоречий в межнациональных отношениях в части, подразделениях, принять соответствующие меры.

Таким образом, из приведенной выше схемы аналитико-организационных действий по разрешению межнационального конфликта видно, что педагогическая профилактика является одним из важнейших этапов деятельности должностных лиц подразделений по разрешению противоречий во взаимоотношениях военнослужащих различных национальностей на этапе возникновения и развития проблемной ситуации.

От того, насколько успешными будут действия на этом этапе, зависит сформируется ли на почве имеющихся противоречий во взаимоотношениях конфликтная ситуация или нет.


2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

2.1. Условия, способствующие оптимизации управления процессом профилактики межнациональных конфликтов в воинских коллективах

Можно выделить ряд условий ряд условий, способствующих оптимизации управления процессом профилактики межнациональных конфликтов в подразделении. Среди них необходимо выделить, в первую очередь, наличие в подразделении здорового морально-психологического климата, Это, прежде всего:

  • морально-психологическое единство личного состава и обуславливаемые им общие позиции, прежде всего, в вопросах межнационального общения;
  • позитивный характер направленности коллектива, наличие положительных с точки зрения соблюдения законности, общепризнанных норм морали коллективных мнений по наиболее существенным вопросам службы и повседневной жизни, межнациональных отношений;
  • существование в части, подразделениях здоровых традиций дружбы, товарищества и взаимопомощи между представителями различных народов, воинских ритуалов, коллективных и групповых привычек, боевых и иных реликвий [22].

Воинский коллектив части, подразделения, обладающий перечисленными выше чертами, является той здоровой этносоциальной средой, которая сама по себе является мощным профилактическим фактором, по существу сводящим на нет вероятность перерастания противоречий социального общения в конфликт, в том числе и межнациональный.

Также одним из условий, способствующих оптимизации управления процессом профилактики межнациональных конфликтов в части (подразделении), является соответствие организационно-штатной структуры, укомплектованности, обеспеченности всеми видами довольствия, распорядка повседневной жизни и деятельности части, подразделения их предназначению и характеру решаемых учебно-боевых задач.

Как показывает практика, как следствие этого, происходит рост противоречий во взаимоотношениях, развитие конфликтных ситуаций, в том числе и на национальной основе.

Необходимо отметить еще один период повышенной конфликтности в части, подразделении, в связи с указанным выше - это период адаптации подразделений и отдельных военнослужащих, прибывших в часть из командировок, после выполнения различных хозяйственных задач и т.п. В этот период сложившаяся в отрыве от пункта постоянной дислокации части система взаимоотношений между военнослужащими вступает в противоречие с аналогичной системой, имеющейся в части. Процесс «притирки» не всегда протекает безболезненно, в том числе и в сфере межнациональных отношений.

Крайне негативную роль, стимулирующую противоречия и конфликты во взаимоотношениях военнослужащих, играют издержки в системе обеспечения частей и подразделений всеми видами довольствия по службам тыла, несоответствие возможностей существующих подразделений обеспечения объему задач и хозяйственных проблем, которые приходится повседневно решать линейным частям и подразделениям. Всё это прямо и косвенно является серьезным конфликтообразующим фактором сразу по нескольким основаниям. Это и отвлечение непосредственных организаторов воспитательного процесса в части и подразделениях от выполнения своих основных функциональных обязанностей на решение достаточно специфических задач, требующих специальной подготовки [16].

Кроме того, это неизбежно влечет за собой ломку нормального распорядка жизни и деятельности подчиненных, ослабление контроля за изменениями в их взаимоотношениях, состоянием воинской дисциплины, ослабление воспитательной роли и социального статуса младших командиров. Попытки упростить решение возникающих хозяйственных и иных проблем, опираясь на национально-профессиональные традиции, обычно не идет на пользу, поскольку дополнительно усиливают национальную дифференциацию и развитие национальных микрогрупп [12].

2.2. Совершенствование педагогической подготовленности должностных лиц подразделений  к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов в воинских коллективах

Решение задач профилактики межнациональных конфликтов находится в прямой зависимости от педагогической подготовленности для должностных лиц подразделения. Следовательно повышение педагогической подготовленности должностных лиц подразделений к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов основывается на coдержании общей педагогической подготовки, рассмотренной в трудах военных педагогов и психологов А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, В.А. Давыдова, С.С. Муцинова и др. и представляет собой организованный и целенаправленный процесс формирования психолого-педагогических знаний, навыков и умений работы с военнослужащими различных национальностей.

Повышение педагогической подготовленности должностных лиц подразделений к деятельности по педагогической профилактике межнациональных конфликтов является частью общего процесса военно-педагогической подготовки офицерских кадров и осуществляется в рамках последнего, обладая специфическими особенностями в целях, задачах, содержании, организации и методики его реализации. Эффективность повышения педагогической подготовленности должностных лиц подразделений к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов зависит, прежде всего, от последовательной реализации основных принципов этой деятельности. Важнейшими среди них являются: научность, непрерывность и систематичность, комплексность, единство теоретической и практической подготовки, связь с повседневной практикой войск.

Вместе с тем, принципиально важно усиление проблемности подготовки должностных лиц подразделения в целях активизации познавательной деятельности, развития творчества и инициативы войсковых воспитателей в деятельности по профилактике межнациональных конфликтов. Эти принципы пронизывают весь процесс подготовки, предъявляя к нему требования, обусловленные практикой жизнедеятельности войск.

Исходным пунктом, обусловливающим содержательную сторону рассматриваемого процесса, является целевая установка, вытекающая из реально  складывающихся социально-педагогических ситуаций в практике жизнедеятельности войск. Целью повышения педагогической подготовленности должностных лиц подразделения к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов является: качественное формирование и развитие знаний, навыков и умений эффективной диагностики, профилактики и прогнозирования противоречий и конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих различных национальностей [18].

Были определены задачи повышения педагогической подготовленности должностных лиц подразделения, в числе которых:

  • совершенствование общетеоретических знаний по проблемам межнациональных отношений в обществе и Вооруженных Силах;
  • развитие психолого-педагогических знаний по вопросам воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей в условиях воинского коллектива;
  • привитие практических навыков и уме ний индивидуальной воспитательной работы с этими военнослужащими;
  • формирование и развитие военно-педагогических качеств, необходимых для эффективной воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей.

Процесс повышения педагогической подготовленности должностных лиц подразделения к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов имеет определенное содержание. Оно включает в себя те идеи, положения, нормы, требования, которые должны быть усвоены воспитателями в целях эффективной работы в многонациональном воинском подразделении. Содержание рассматриваемого процесса состоит из ряда компонентов, среди которых выделяются психолого-педагогическая и методическая подготовка.

Психолого-педагогическая подготовка включает в себя вооружение должностных лиц подразделения специальными знаниями, необходимыми для проведения воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей, а также формирование и развитие у них необходимых для этой работы военно-педагогических качеств [27].

Методическая подготовка должна быть направлена на выработку навыков и умений организовывать и проводить воспитательную работу с военнослужащими различных национальностей с учетом их индивидуальных и национальных особенностей.

Организация педагогической подготовки должностных лиц подразделения к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов, как показали результаты педагогической практики и войсковой стажировки, включает в себя использование самых разнообразных форм и методов. Вместе с тем, представляется необходимой работа по совершенствованию организации подготовки в направлении широкого внедрения так называемых «активных» форм и методов обучения, в усилении практической направленности занятий, в соединении теоретической и практической учебы.

Также не стоит забывать про недостатки в командирской подготовке и подготовке выпускников. Офицеры нередко наряду с выпускниками военных заведений оказываются неподготовленными к ведению действенной воспитательной работы с военнослужащими разных национальностей. Они слабо знают историю, традиции, культуру и обычаи народов, не имеют достаточных навыков формирования здоровых взаимоотношений в межнациональном подразделении. Сегодня одна из главных причин, затрудняющих решение вопросов межнациональных отношений, кроется в отсутствии необходимых знаний, что в свою очередь влияет на уровень общей культуры и культуры взаимоотношений. Имеются в виду не только знания, касающиеся культурного и исторического развития наций и народностей страны, но и крайне необходимые основы психологии взаимоотношений в многонациональном воинском коллективе, педагогические навыки применительно к такой многогранной и сложной области воспитания [14].

Командир - единоначальник. Он задает тон всем делам в подразделении, утверждает культуру межнационального общения, убеждает людей своим авторитетом, выполняя социальную, воспитательную и политическую функции. Можно привести немало примеров, когда тактичность командира, глубокое знание им проблем межнациональных отношений помогают изжить в коллективе случаи неуставных взаимоотношений на национальной почве. Они есть, и число их растет. Вместе с тем исследования показывают: около 80% офицеров уровень своей подготовленности к работе в многонациональных воинских коллективах оценивают как средний, остальные - как низкий. Сами командиры признают, что им не хватает знаний и умений управлять взаимоотношениями подчиненных, предупреждать конфликты на национальной основе, проводить индивидуально-воспитательную работу. Почему? Причин много. Прежде всего, так считают 54% опрошенных, в вузах проблеме межнациональных отношений не уделяется должного внимания.

После отмены в августе 1993 года деятельности КПСС все политорганы и политучилища были расформированы и на их месте на долгое время образовался своеобразный вакуум. На должности офицеров-воспитателей назначались офицеры технических специальностей, не имеющие должного психологического образования.

Вследствие этого, можно выделить основные направления повышения педагогической подготовленности должностных лиц к работе в многонациональных воинских подразделениях, проявляющиеся как тенденции их развития. К ним относятся: тенденция дифференциации их подготовки по категориям, опыту работы, степени подготовленности; тенденция возрастания роли самостоятельной работы должностных лиц в системе их профессиональной подготовки; тенденция активизации их познавательной деятельности в профессиональной подготовке с помощью «активных» форм занятий; тенденция активного включения в различные формы обучения (в системе профессиональной подготовки) гражданских специалистов в педагогической деятельности по профилактике межнациональных конфликтов.

Процесс реализации данных направлений начинается с военных вузов и продолжается в войсках. Периоды обучения в военных вузах и службы в войсках - это два периода одного процесса, которые имеют единство и свои различия, обусловленные особенностями и возможностями каждого из них.

Особое место в педагогической подготовке офицеров к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов занимает период их обучения в военном вузе. Именно в это время будущие офицеры получают первое представление о своей предстоящей деятельности в войсках, осуществляется процесс интенсивного накопления знаний, в том числе и по проблемам противоречий, и конфликтов во взаимоотношениях воинов различных национальностей в многонациональных воинских коллективах, методики учебно-воспитательного процесса, формируется готовность к военно-педагогической деятельности с военнослужащими различных категорий, представителями различных национальностей [8].

К сожалению, в учебных программах военно-учебных заведений либо вовсе нет, либо крайне недостаточно тем, посвященных проблемам руководства многонациональными воинскими подразделениями, проблемам взаимоотношений военнослужащих различных национальностей, что, безусловно, сказывается на обеспечении педагогической подготовленности будущих воспитателей. Как показали исследования, совершенно неэффективно решаются эти вопросы и в системе командирской подготовки в воинских частях и подразделениях, в рамках других форм профессиональной подготовки (различного рода сборовые мероприятия, курсовая подготовка и т.п.)

В подразделениях имеются практические возможности обучения молодых офицеров по проблемам межнациональных отношений личного состава. В качестве первоочередных направлений этой деятельности необходимо выделить следующие:

  • обучение методике анализа причин и динамики межнациональных конфликтов  командиров подразделений;
  • проведение практических занятий по методике педагогической диагностики (как изучать подчиненного и что следует изучить) и прогнозирования;
  • обучение методике применения различных средств, форм и приемов воспитательного воздействия на подчиненных, взаимодействия с ними с учетом национальных особенностей;
  • индивидуальная помощь командирам подразделений в организации и практической реализации мероприятий по профилактике межнациональных конфликтов [19].

С учетом данных направлений и строилась работа в опытно-экспериментальном подразделении. Она началась с расширения и углубления знаний офицеров и сержантов о причинах, динамике и возможных последствиях межнациональных конфликтов в многонациональных воинских подразделениях, о национальных особенностях, традициях, обычаях, специфике религиозного сознания представителей основных народов России.  

Воспитатели данного подразделения были ознакомлены с результатами предварительного изучения ситуации в сфере межнациональных отношений, анализа стиля и результатов работы командиров подразделений по профилактике межнациональных конфликтов.

В ходе опытно-экспериментальной работы большое внимание было уделено повышению культуры межнационального общения, формированию навыков и умений бесконфликтного разрешения противоречий во взаимоотношениях подчиненных, представителей различных национальностей.

Анализ проведенной работы позволил определить основные проблемы формирования у военнослужащих навыков культуры межнационального общения и реализовать ее решение по следующим основным направлениям:

  • сущность и содержание культуры межнационального общения;
  • коммуникативные черты и пути их развития,
  • педагогический практикум индивидуального общения;
  • пути создания и поддержания в коллективе здорового морально-психологического климата.

Анализ итогов проведенного опытно-экспериментального исследования позволил выявить ряд условий, способствующих повышению педагогической подготовленности должностных лиц к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов в подразделениях.

Одним из таких условий является наличие и активное использование в практике профилактической воспитательной деятельности в подразделении неформальных нормативных процедур разрешения типичных проблемных ситуаций во взаимоотношениях военнослужащих различных национальностей [25].

Анализ межнациональных и общесоциальных конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих показывает, что существуют некоторые повторяющиеся типичные проблемные ситуации социального взаимодействия и типичные предконфликтные ситуации. Конструктивное разрешение отдельных среди таких ситуаций можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие военнослужащим отстаивать свои интересы неконфликтными способами.

Войсковая педагогическая практика показывает, что не всегда, особенно на этапе предконфликта, участие офицеров в разрешении противоречий является самым эффективным средством профилактики конфликта. В солдатской среде достаточно широко распространены предрассудки по поводу участия старших по возрасту, общественному положению в разрешении противоречий во взаимоотношениях военнослужащих по призыву. И, если такое участие имеет место, то сторона, обратившаяся за помощью к офицеру подвергается осуждению, может оказаться в изоляции в коллективе. Наиболее приемлемый вариант предотвращения конфликта в данной ситуации - его разрешение при помощи лидеров неформальных микрогрупп. В ходе проведения экспериментального исследования хорошо себя зарекомендовала практика деятельности созданных в экспериментальных подразделениях уже упоминавшихся групп по межнациональным отношениям, в которые вошли наиболее авторитетные представители национальных микрогрупп. Деятельность групп осуществлялась под руководством заместителей командиров по воспитательной работе, но с минимальным их личным непосредственным участием, что создавало обстановку доверительности, снимало излишнюю настороженность у военнослужащих.

Важную роль в повышении авторитета групп по межнациональным отношениям сыграл тот факт, что командиры экспериментальных подразделений их заместители по воспитательной работе в повседневной практике профилактики конфликтов на национальной основе достаточно серьезно относились к выводам и рекомендациям групп, подчеркивая это на общих собраниях, на мероприятиях воспитательного характера, в беседах с неформальными лидерами национальных микрогрупп [27].

Следующим условием, способствующим повышению педагогической подготовленности должностных лиц к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов, является наличие в подразделении комфортной окружающей среды, условий для активного, насыщенного досуга военнослужащих (как воспитателей, так и воспитуемых), возможность удовлетворять потребности эт нокультурного общения.

Наличие в подразделениях уголков психологической разгрузки, эстетически выдержанный интерьер казарменного помещения с элементами национального колорита преобладающих в подразделении народов, создание в библиотеке части, а, по возможности, и в подразделениях фонда литературы и периодической печати на родных языках военнослужащих различных народов, развитие в подразделениях коллективов художественной самодеятельности, создание условий для развития традиционных национальных художественных промыслов, широкое использование изделий умельцев для оформления интерьера казарменных и других помещений части - все вышеперечисленное, как показал анализ проведенного исследования, самым непосредственным образом влияет на морально-психологическую обстановку, снижает взаимную агрессивность, настороженность, подозрительность во взаимоотношениях военнослужащих разных национальностей, облегчает период адаптации молодых солдат к особым условиям, культурно-языковой среде воинской части и подразделения.

У многих военнослужащих, особенно представителей малочисленных народов, затрудняющихся в первый период службы проявить себя в овладении собственно воинской специальностью, появляется дополнительная возможность для самореализации, что крайне важно в естественном стремлении военнослужащих любыми способами максимально поднять свой социально-ролевой статус в коллективе.

Большой воспитательный эффект имеет проведение мероприятий, связанных с большими этнорелигиозными праздниками, распространенными среди народов России, стран СНГ, представители которых являются численно наиболее значительные микрогруппы среди личного состава подразделения. Как показало проведенное исследование, подобные мероприятия благотворно влияют на восприятие военнослужащими различных национальностей всего комплекса профилактических воспитательных воздействий, способствует созданию и укреплению атмосферы доверия, сотрудничества между субъектом и объектом процесса педагогической профилактики межнациональных конфликтов. Однако необходимо учитывать и то, что для создания таких условий в подразделении необходимо наличие целого комплекса специальных знаний, навыков и умений, прежде всего у воспитателей.

Таким образом, повышение педагогической подготовленности должностных лиц к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов является одним из исходных направлений совершенствования воспитания военнослужащих различных национальностей. Следует отметить, что в этой работе не будет достигнута эффективность, если она будет проводиться на этапе непосредственного педагогического взаимодействия с военнослужащими различных национальностей в период разрешения межнациональных конфликтов. К педагогической профилактике межнациональных конфликтов, воспитанию военнослужащимх различных национальностей необходимо готовиться заранее, не дожидаясь обострения противоречий во взаимоотношениях между ними.

2.3. Индивидуализация педагогической деятельности должностных лиц подразделения по профилактике межнациональных конфликтов

Необходимость выделения данного направления повышения эффективности педагогической деятельности по профилактике межнациональных конфликтов обусловлена практикой войск, которая даёт основание утверждать не только о наличии потребности индивидуализации педагогической деятельности должностных лиц по профилактике межнациональных конфликтов, но и о существующих объективных возможностях реализации этого процесса в войсках.

При этом следует отметить, что индивидуализация педагогической  деятельности должностных лиц по профилактике межнациональных конфликтов основывается на многообразных аспектах индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими в целом, нашедших свое отражение в трудах военных специалистов [1, 5, 10, 14, 19, 22, 28 и др.] и представляет собой планомерно осуществляемую деятельность должностных лиц по выработке у военнослужащих различных национальностей необходимых качеств, привычек и норм поведения, с учетом их индивидуальных и национальных особенностей и достигнутых результатов в воспитании, в целях успешного выполнения возложенных на них обязанностей воинской службы. Индивидуализация педагогической деятельности по профилактике межнациональных конфликтов является составной частью общего процесса индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими в частях и подразделениях.

В ходе исследования в качестве объекта индивидуальных воспитательных воздействий рассматривался не только конкретный военнослужащий по призыву определенной национальности с присущими ему индивидуальными и национальными особенностями, но и этническая микрогруппа представителей этой национальности с присущими ей особенностями внутренней структуры, группового сознания, стереотипами, направленностью.

Данный процесс подчиняется действию общих закономерностей воспитания, его целей, принципов, методов и организационных форм. Однако, индивидуальные особенности военнослужащих, прежде всего этнопсихологические, этнофизиологические обуславливают и специфические особенности индивидуальной воспитательной работы с ними, выражающиеся в реализации специфических задач их воспитания, в числе которых: выявление и социально-педагогическое диагностирование национальных особенностей военнослужащих-представителей различных национальностей; охват повседневным воспитательным воздействием данных военнослужащих; правильное, педагогически целесообразное определение методов и форм воздействия на сознание и поведение военнослужащих различных национальностей; предупреждение и профилактика на основе знания индивидуальных особенностей данных военнослужащих отрицательных проступков, межнациональных противоречий и конфликтов; правильное военно-профессиональное использование данных военнослужащих по специальности, соответствующей их возможностям; вовлечение рассматриваемых военнослужащих в активную общественную работу, правильная организация воспитательного воздействия воинского коллектива на личность данных военнослужащих [18].

Изучение индивидуально-воспитательной деятельности различных категорий должностных лиц подразделений, специальные опросы и беседы с ними, наблюдения за ходом воспитания военнослужащих позволили утверждать, что целостный индивидуально-воспитательный процесс с военнослужащими различных национальностей непосредственно складывается из четырех взаимосвязанных между собой сторон: обучение командиров подразделений и их заместителей, младших командиров практике индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей; изучение индивидуальных и национальных особенностей военнослужащих различных национальностей; организация индивидуальной воспитательной работы с данными военнослужащими.

Ведущим принципом осуществления индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей является принцип непрерывности. Изучение военнослужащих различных национальностей, как показывает практика, должно начинаться с этапа получения призывников в военкоматах и продолжаться непрерывно, на протяжении всей их службы. Главное при этом не только оценить наличный уровень развития тех или иных индивидуальных качеств, но и выявить интенсивность их изменения, специфику проявления и развития на разных этапах прохождения службы и при использовании различных педагогических воздействий [31].

В то же время, практика показывает, что на разных отрезках пребывания данных военнослужащих в подразделении задачи индивидуальной воспитательной работы, направленность анализа получаемых при этом данных, состав используемых для этого методов, являются далеко не одинаковыми. Данные обстоятельства обуславливают необходимость исследования процесса индивидуального воспитания военнослужащих различных национальностей через анализ составляющих его сторон на следующих этапах его осуществления: первый этап - этап получения призывников в военных комиссариатах, подготовки и приема молодого пополнения в частях, прохождение ими «Курса молодого бойца»; второй этап - в течение первого для молодых солдат периода обучения в подразделении; третий период - последующее прохождение военной службы военнослужащими в подразделении до ее завершения.

Первый этап. Необходимость выделения такого этапа для индивидуальной работы с военнослужащими различных национальностей обусловлена целью выявления и социально-педагогического диагностирования их индивидуальных и национальных особенностей, прогнозирования вероятного развития их взаимоотношений с сослуживцами различных национальностей.

На этом этапе решаются следующие задачи: ознакомление с доармейским периодом жизнедеятельности военнослужащих; определение условий формирования их личностных качеств, выявление основных потребностей, интересов, увлечений, способностей; принятие предварительного решения о целесообразности использования военнослужащих различных национальностей по тем или иным воинским специальностям; предварительная оценка их индивидуальных и национальных особенностей; определение основных путей и средств воспитательной работы с этими военнослужащими на начальном этапе их службы; установление контактов с представителями общественно-национальных, религиозных организаций и объединений с перспективой взаимодействия с ними при организации и проведении воспитательной работы.

На первом этапе в рамках инструктивных занятий с должностными лицами, направляемыми в военные комиссариаты, обращается внимание на порядок изучения и отбора молодого пополнения в целях выявления среди них националистически настроенных, участников межнациональных конфликтов и т.п. На такие занятия приглашаются наиболее опытные военнослужащие, имеющие достаточную практику работы в военкоматах, специалисты в области межнациональных отношений, уроженцы регионов, где осуществляется подбор молодого пополнения. Кроме того, используются различные справочники, словари, раскрывающие этнополитическую ситуацию по месту предстоящей работы [15].

Одним словом, в этот период является необходимым вооружить всех, отъезжающих за молодым пополнением информацией, использова ние которой поможет выявить из всей массы призывников потенциальных инициаторов и участников межнациональных конфликтов, вероятных лидеров неформальных этнических микрогрупп и диагностировать их социальную направленность, При этом во время пребывания в военкоматах наиболее эффективно могут использоваться следующие методы: анализ документов, беседа, наблюдение, обобщение независимых характеристик и др.

Должностные лица, прибывающие за пополнением в военкомат, тщательно знакомятся с личными делами призывников, которые могут дать полезные сведения об интересах и поступках молодого человека до призыва в войска. Это, в свою очередь, дает возможность правильно сориентироваться в работе с молодым пополнением в ходе первых индивидуальных бесед с призывниками. Как правило, будущие военнослужащие в первичных беседах, не оторвавшись от родной этнокультурной среды, не скрывают своих взглядов на перспективы взаимоотношений с сослуживцами других национальностей в ходе предстоящей совместной служебной деятельности. С целью проверки сложившихся представлений о тех или иных призывниках, а также с целью повышения объективности оценок их индивидуальных и национальных особенностей, используются суждения (характеристики), сформулированные независимо друг от друга самыми различными людьми, хорошо знающими или наблюдавшими изучаемых призывников. В этих целях на сборном пункте должностные лица получают по возможности наиболее полную информацию об индивидуальных качествах призывников, контактируя с членами призывных комиссий от органов внутренних дел, медицинскими работниками, представителями общественных организаций [4].

Изучение индивидуальных и национальных особенностей военнослужащих продолжается в пути следования призывников к месту службы. Главным при этом является метод наблюдения, позволяющий изучать призывников в естественной обстановке, констатировать их влияние на земляков в команде и т.д.

По возвращении в часть, старший команды докладывает своим прямым начальникам предварительное мнение о прибывшем пополнении. Офицеры, прибывающие с молодым пополнением, обязаны не только доложить обо всех фактах, характеризующих те или иные особенности призывников различных национальностей, но и представить информацию о нравах, обычаях, традициях народов региона набора призывников, о современной этнополитической ситуации в нем.

Собранный в результате этой работы материал, а также сделанные на основании его первичные выводы, обобщаются и доводятся офицерам, назначенным в состав администрации сборов молодого пополнения, командирам подразделений и их заместителям.

Наиболее эффективно в период организации и проведения сборов молодого пополнения могут использоваться такие методы изучения индивидуальных и национальных особенностей военнослужащих, как анализ документов, беседа, наблюдение, опрос, анализ результатов практической деятельности, обобщение независимых характеристик. Каждый из перечисленных методов обеспечивает решение определенных задач индивидуальной воспитательной работы и используется на всем протяжении пребывания молодых военнослужащих различных национальностей на сборах молодого пополнения. Все результаты последовательного изучения национальных и индивидуальных особенностей военнослужащих, в первую очередь, потенциальных лидеров этнических микрогрупп тщательно фиксируются в различных аналитических и отчетных документах: дневниках индивидуальной воспитательной работы, журналах наблюдений, отчетах по итогам анализа состояния воинской дисциплины и правопорядка и др. [27].

Наблюдение за молодыми военнослужащими, представителями различных национальностей, проводится как непосредственно офицерами и сержантами из администрации сборов молодого пополнения, так и опосредованно, через сослуживцев, земляков, из других источников. Именно в первые дни пребывания молодых солдат в части, можно получить наиболее откровенную и достоверную информацию об их доармейской жизни, установках и стереотипах, предрассудках в отношении сослуживцев других национальностей. В последующем это сделать труднее, так как под воздействием в первую очередь земляков более старших периодов службы, других обстоятельств, военнослужащие начинают замыкаться в себе или в рамках своей этнической микрогруппы и менее охотно идут на откровенный разговор. Сбору достаточно полной информации об индивидуальных и национальных особенностях молодых солдат, безусловно, способствует их однородность по возрастным признакам и сроку службы, а также некоторая временная изолированность от остального личного состава подразделений.

Другим методом изучения индивидуальных и национальных особенностей молодых военнослужащих может быть метод индивидуальной познавательной беседы. В процессе беседы должностные лица проверяют сделанные ранее выводы о тех или иных особенностях военнослужащих, рассуждают с молодыми военнослужащими о проблемах межнациональных отношений в стране, в регионах межнациональных конфликтов, в регионах призыва с тем, чтобы уточнить их позиции и взгляды на эти проблемы и предварительно диагностировать негативные проявления, спрогнозировать возможные перспективы их дальнейшего развития [19].

Действенным методом в изучении особенностей молодых военнослужащих различных национальностей является анкетирование, однако военнослужащие представители кавказских народов, малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока обычно отвечают на вопросы анкет неохотно, скупо, односложно, в отличие от военнослужащих славян, представителей народов Поволжья. Как показали результаты исследований, дело здесь не в языковом барьере или невысоком уровне грамотности, а в особенностях менталитета.

В целях изучения индивидуальных и национальных особенностей молодых военнослужащих также может использоваться и метод анализа результатов практической деятельности. При его использовании основными показателями тех или иных индивидуальных качеств военнослужащего выступают конкретные результаты служебной, учебной или общественной деятельности. В процессе индивидуальной воспитательной работы в рамках первого этапа оказывается индивидуальная помощь молодым солдатам - представителям малочисленных народов и всем нуждающимся в первую очередь с целью их успешной адаптации в многонациональном воинском коллективе, установлении товарищеских взаимоотношений с сослуживцами различных национальностей [12].

Второй этап. Выделение данного этапа обусловлено целью обеспечения адаптации молодых военнослужащих к новой для них этносоциальной среде подразделений, определенных для их дальнейшего прохождения воинской службы, своевременной диагностики и профилактики негативных явлений во взаимоотношениях военнослужащих различных национальностей, прогнозирования динамики и особенностей развития межнациональных отношений в подразделениях.

На данном этапе решаются следующие задачи: продолжение углубленного изучения индивидуальных и национальных особенностей военнослужащих различных национальностей; их места в неформальной этносоциальной структуре подразделения; проверка обоснованности выводов об индивидуальных и национальных особенностях, сделанных по результатам их изучения в период пребывания на сборах молодого пополнения; диагностирование и прогнозирование особенностей развития их взаимоотношений с сослуживцами других национальностей; определение путей и средств дальнейшего индивидуального воздействия на молодых военнослужащих. В этой связи большое значение имеет анализ документов, количество которых с перемещением молодых солдат в подразделения становится значительно больше: служебная карточка, служебная характеристика, журнал учета результатов боевой подготовки, конспекты и др. Особое место среди документов занимают письма родителей, учителей школ, работников военкоматов, милиции, представителей общественных организаций, направленные в подразделения по просьбам офицеров, желающих уточнить те или иные выводы об особенностях молодых солдат, выяснить новые обстоятельства их доармейской жизни. Особенностью применения метода наблюдения в дальнейшем изучении особенностей военнослужащих различных национальностей во втором периоде является то, что информацию о них особенно наглядно дают действия в наиболее сложных (по сравнению с первым периодом) экстремальных ситуациях, возникающих во время службы.

Основная задача индивидуальной беседы, организуемой и проводимой на втором этапе, состоит в том, чтобы еще раз тщательно проанализировать все имеющиеся данные о военнослужащем, дополнить их, уточнить. В целях продолжения изучения индивидуальных и национальных особенностей военнослужащих различных национальностей используются методы анализа результатов деятельности, обобщения независимых характеристик. Особенностью их применения является то, что изучаемые военнослужащие в ходе эксперимента вовлекаются в основные виды воинской деятельности. Изучение результатов этой деятельности позволяет должностным лицам достоверно судить о происшедших изменениях в отношении к службе, учебе, воинской дисциплине [18].

При организации на втором этапе индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей необходимо осуществлять рациональный выбор форм и средств индивидуальных воздействий.

Особенностью второго этапа является использование новых (относительно первого этапа) форм индивидуальных воспитательных воздействий, среди которых: индивидуальные задания и поручения, индивидуальный контроль и др.

Важной формой индивидуальной воспитательной работы является критика, которая наиболее полезна тогда, когда она предметна и исходит от воспитателя или сослуживца-земляка, особенно лидера неформальной этнической микрогруппы, пользующегося авторитетом и уважением у критикуемого военнослужащего.

Осуществленная в рамках второго этапа индивидуальная воспитательная работа с молодыми солдатами-представителями различных национальностей способствует дальнейшему изучению их индивидуальных и национальных особенностей, их взаимоотношений с сослуживцами. По итогам второго этапа из всего массива исследуемых молодых военнослужащих различных национальностей уже можно выделить тех, кто проявил наибольшую конфликтность во взаимоотношениях с сослуживцами различных национальностей, стал инициатором или активным участником действий, направленных против сослуживцев других национальностей с целью достижения для себя за счет них послаблений по службе, незаслуженных привилегий и т.п., а также своего рода изгоев, испытывающих трудности в установлении нормальных уставных взаимоотношений с сослуживцами различных национальностей. На индивидуальной воспитательной, профилактической работе с ними необходимо сосредоточить основные усилия в третьем периоде.

Третий этап. Выделение данного этапа необходимо с целью более качественной диагностики, профилактики и прогнозирования противоречий и конфликтов в сфере межнациональных отношений военнослужащих в подразделениях на основе углубленного изучения их индивидуальных и нацио нальных особенностей и педагогического воздействия на них.

Особенностью задач третьего этапа по сравнению с первыми двумя является некоторое смещение акцента в работе с военнослужащими различных национальностей на представителей так называемой «группы повышенной конфликтности», потенциальных инициаторов и участников межнациональных конфликтов. Вместе с тем, не должна ослабевать работа и с остальными военнослужащими, с тем, чтобы получить дополнительную информацию о динамике и особенностях развития и проявления их индивидуальных и национальных особенностей по мере их перехода в новый социальный статус (из категории молодых солдат в категорию зрелых опытных военнослужащих), для закрепления и дальнейшего развития положительных моментов во взаимоотношениях с сослуживцами других национальностей [13].

Реализация задач воспитательного воздействия на военнослужащих различных национальностей на третьем этапе осуществляется с помощью общих методов, использовавшихся на предыдущих этапах, но имеющих некоторые особенности их применения на данном этапе. Применительно к конкретным военнослужащим, этническим микрогруппам, выбор форм и средств исследования и воспитательного профилактического воздействия должен осуществляться с учетом прошедших изменений в характере их поведения, во взаимоотношениях с сослуживцами других национальностей, полученной дополнительной информации об их индивидуальных и национальных особенностях [21].

Проведенные исследования позволили сформулировать основные направления учета национальных особенностей народов в процессе профилактики межнациональных конфликтов военнослужащих, представителей различных национальностей:

Во-первых, фактор национальных особенностей (национально-физиологических, национально-психологических, этнических, этнографических) необходимо учитывать в процессе комплектования подразделения личным составом, согласно имеющейся штатно-должностной структуры.

Во-вторых, их учет необходим в процессе регулирования взаимоотношений военнослужащих различных народов в ходе повседневной служебной и внеслужебной деятельности.

В-третьих, знания национальных особенностей военнослужащих обязательны при организации выполнения ими конкретных служебно-боевых задач.

Как показали проведенные исследования, при комплектовании подразделений личным составом, поступающим в часть, целесообразно не допускать сосредоточения в одном подразделении представителей народов, склонных к созданию агрессивно-взаимонаправленных микрогрупп. Именно исходя из этих соображений, крайне нежелательно соседство в одном подразделении больших групп представителей малочисленных народов Северного Кавказа и Поволжья. Оправдано превышение в количественном отношении представителей Поволжья над кавказцами приблизительно в соотношении 4:1, так как именно при таком количественном соотношении менее вероятны конфликты во взаимоотношениях представителей этих групп народов. Именно такое численное превосходство воинов представителей народов Поволжья нейтрализует, как правило, претензии кавказцев на подавляющее неформальное лидерство в коллективе, но не настолько, чтобы явно доминировать самим.

Представителей Сибири и Дальнего Востока желательно определять в одно подразделение - так они быстрее адаптируются в коллективе, чувствуют себя увереннее, к тому же, доля их в составе общего контингента призывников крайне незначительна.

Безусловно, нежелательно направлять в одно подразделение военнослужащих, чьи народы вовлечены в межнациональные конфликты в регионах призыва.

Большая часть военнослужащих-представителей народов Кавказа обладает хорошими организаторскими способностями, необходимыми волевыми качествами и самостоятельностью, что позволяет им успешно справляться с обязанностями младших командиров. Более того, известны многочисленные примеры своего рода семейных традиций, родовых, клановых амбиций в больших горских семьях, чтобы все мужчины получали во время службы в армии сержантские звания, становились командирами отделений и т.п. [7].

Младшие командиры кавказских и среднеазиатских народов, а также татары, башкиры, украинцы отличаются, как правило, принципиальностью, исполнительностью, инициативой. В подразделениях им подчиненных, обычно, высок уровень воинской дисциплины, внутреннего порядка. Следует, однако, иметь в виду, что такие достижения, особенно у сержантов-кавказцев - нередко результат излишней жесткости и даже физического воздействия, либо постоянной угрозы его применения к подчиненным при безоговорочной поддержке микрогруппы своих земляков, которая при этом занимает привилегированное положение в коллективе. Последствия такого «стиля» руководства, нередко, печальные, поэтому младших командиров из числа представителей Кавказа целесообразно определять в подразделения, где нет значительных групп их земляков.

В подразделениях, где значительна доля военнослужащих кавказских и среднеазиатских национальностей, необходим тщательный контроль за взаимоотношениями младших командиров с подчиненными указанных национальностей. Военнослужащие кавказских и среднеазиатских национальностей, объединившись в микрогруппы на национальной основе, часто оказывают давление на младших командиров других национальностей с целью добиться особого, привилегированного положения в коллективе. Взаимоотношения такого порядка часто приводят к конфликту [4].

Позиция младшего командира в такой ситуации должна быть однозначной: равная принципиальность и уставная требовательность ко всем военнослужащим независимо от национальной принадлежности. Задача должностных лиц данного подразделения - поддержка и помощь в этом младшим командирам.

Военнослужащие закавказских, среднеазиатских национальностей, украинцы и евреи часто проявляют склонность и большое желание определиться для прохождения службы на хозяйственные должности (повара, рабочие на подсобных хозяйствах, нештатные помощники начальников складов и т.п.). Причем, если им самим удается определиться на такую должность, они стараются пристроить рядом кого-либо из земляков или определить кого-нибудь из них на свое место по увольнению в запас. Нередко это достигается при помощи взяток соответствующим должностным лицам.

Пребывая на указанных должностях, представители указанных выше народов проявляют, обычно, усердие, старание, показное рвение к службе и создают тем самым у непосредственных начальников хорошее впечатление о себе. Однако, многие из них при первом же удобном случае злоупотребляют служебным положением в интересах прежде всего земляков, допускают хищения и т.д. Поэтому на такие должности надо смелее определять белорусов, представителей народов Поволжья, которые, как указывалось выше, отличаются честностью, принципиальностью, исполнительностью [3].

Необходимо также учитывать, что на Кавказе и в Средней Азии как нигде живучи предрассудки и стереотипы о том, что хозяйственная («черновая») работа по уборке казарменного помещения, закрепленной территории - не мужская работа. Поэтому многие военнослужащие указанных национальностей расценивают необходимость выполнения такой работы чуть ли не как оскорбление их национального достоинства, пытаются под различными предлогами от такой работы уклониться или переложить ее выполнение на своих сослуживцев. Необходимы такт, выдержка и, в то же время, твердость и требовательность, чтобы переубедить их. Следует также иметь в виду, что неоднократно детальное изучение и расследование подобных фактов «отказничества» от выполнения «черновой работы» с участием представителей прокуратуры, родителей военнослужащих, показало, что такая позиция солдат как кавказцев, так и представителей Средней Азии чаще всего отнюдь не приверженность стереотипам и национальным традициям, а результат «инструктажа» недисциплинированных солдат из числа земляков старших периодов службы.

Характерной особенностью воспитательной работы с военнослужащими-представителями народов с обостренным национальным самосознанием является то, что на них сильное эмоциональное воздействие оказывает апелляция к их чести, национальным, чувствам, достоинству. Это мобилизует и дисциплинирует их.

Известно, что представители народов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Севера обладают хорошими навыками стрельбы, поэтому, как правило, успешно справляются с выполнением обязанностей в должностях стрелков, наводчиков-операторов и т.п., что целесообразно учитывать при определении военнослужащих на должности подобного профиля [11].

Практика показала также, что при организации и несении караульной службы - с лучшей стороны проявляют себя представители народов По-волжья, Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа, казахи, немцы. Они демонстрируют при выполнении указанных задач высокое чувство ответственности, исполнительность, настойчивость. Конечно, это не дает оснований утверждать, что представители других народов плохо несут караульную службу. Однако, как свидетельствует войсковая практика, исследования, проведенные автором, случаи халатного отношения к выполнению задач караульной службы у представителей других народов более часты.

Отдельно необходимо остановиться на особенностях этнических микрогрупп, выявленных в ходе проведенного исследования. Формирование воинского коллектива начинается, обычно, с формирования микрогрупп. Ос нова для их возникновения различна: одинаковый срок службы отдельных военнослужащих, национальная общность или землячество, общие, ярко выраженные интересы и т.п. Затем, в процессе совместной деятельности в выполнении служебных задач в рамках соответствующей организационно-штатной структуры посредством укрепления связей между микрогруппами формируется коллектив. Обычно, военнослужащие, члены микрогрупп, сформировавшихся на национальной основе, одновременно связаны общими сроками службы, сходством интересов, потребностей и т.п. То есть связи между микрогруппами многообразны, но, тем не менее, каждая микрогруппа, играя определенную социальную роль в коллективе, стремиться занять лидирующее положение в нем с целью обеспечить себе наиболее комфортные условия для службы.

Процесс борьбы за лидерство в коллективе как среди отдельных военнослужащих, так и среди микрогрупп носит, порой, болезненный характер, влечет за собой конфликты различной интенсивности и масштаба. Здесь необходимо предвидеть и своевременными профилактическими мерами локализовать наиболее вероятные и значимые противоречия, не позволить им перерасти в конфликт. Так, следует иметь в виду, что микрогруппы среднеазиатских и особенно кавказских народов во взаимоотношениях с сослуживцами проявляют ярко выраженную агрессивность, высокомерие. Имеется немало фактов из педагогической практики частей и подразделений, когда несколько солдат чеченской, аварской и других национальностей указанных выше у народов, являясь неформальными лидерами в коллективах, составляя тесно сплоченную микрогруппу, после ухода офицеров из подразделения в ночное время становились там полновластными хозяевами. Стремясь продемонстрировать свое превосходство над сослуживцами, они унижали их личное достоинство самыми изощренными способами с молчаливого согласия или при - безразлично-нейтральном отношении к этому со стороны сержантского состава, внутреннего наряда, которые попросту запуганы или предпочитают не вмешиваться, видя безнаказанность совершаемых проступков [14].

Было выявлено, что если представителей народов Кавказа в подразделении немного, то они группируются независимо от национальной принадлежности, за исключением азербайджанцев. Если же много, то между представителями различных кавказских народов возможна борьба за лидерство или отголоски застарелых межнациональных противоречий (кабардино-балкарских, осетино-ингушских и т.д.). Кроме того было выявлено, что военнослужащие кавказских национальностей обычно не допускают неуставных действий по отношению к представителям своих национальностей более позднего срока призыва. Кроме того, военнослужащие кавказских национальностей, будучи молодыми солдатами, в отличии от представителей других народов, быстро и жестко дают отпор попыткам неуставного на них воздействия.

Из представителей других групп народов, «возмутителями спокойствия» во взаимоотношениях национальных микрогрупп редко бывают и славяне, но лишь в качестве самообороны.

В воинских частях и подразделениях с большими массивами военнослужащих южных национальностей, отличающихся взрывным темпераментом, повышенной импульсивностью и т.п., в ситуациях, сопряженных с их сильным эмоциональным возбуждением, очень актуальна проблема исполнительности.

Таким образом, индивидуализация воспитания военнослужащих представителей различных национальностей, является важным путем повышения эффективности профилактики межнациональных конфликтов в частях и подразделениях. Индивидуальная воспитательная работа с военнослужащими различных национальностей осуществляется традиционными методами, в обычных формах, но требует соблюдения специфических принципов работы с ними, среди которых: обязательное и немедленное выявление и педагогическое диагностирование военнослужащих, являющихся реальными или потенциальными лидерами этнических микрогрупп, а также военнослужащих, наиболее уязвимых к неуставным воздействиям на национальной почве; изучение индивидуальных и национальных особенностей этих военнослужащих и педагогически целесообразное индивидуальное воздействие на них; создание условий для реализации позитивных качеств личности этих военнослужащих; активное вовлечение их во все виды воинской деятельности и общественной жизни подразделения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Противоречия и конфликты во взаимоотношениях представителей различных национальностей в многонациональных воинских коллективах являются исторически закономерным, объективно существующим этносоциальном явлением. Сложившаяся практика воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей не в полной мере обеспечивает целенаправленное и организованное педагогическое взаимодействие в целях выявления и закрепления положительных и устранения отрицательных тенденций во взаимоотношениях военнослужащих в многонациональных воинских коллективах.
  2. Для достижения высокого уровня эффективности педагогической деятельности по профилактике межнациональных конфликтов целесообразно использовать комплексную программу профилактики межнациональных конфликтов, представляющую собой комплекс дидактических, воспитательных, административных мер, согласованных по целям, задачам, содержанию, организации, методике и взаимосвязанных между собой. Она предполагает: системность работы; вовлечение в нее всех категорий должностных лиц; контроль, учет и стимулирование их личного вклада в разрешение противоречий и конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих различных национальностей; укрепление и развитие взаимосвязей между субъектами воспитания; согласование их педагогических усилий на основании текущего и перспективного планирования; обеспечение научно-обоснованным психолого-педагогическим инструментарием педагогического влияния; учет условий дислокации части для целенаправленного сотрудничества с местной администрацией, представителями общественных организаций в решении проблем межнациональных отношений военнослужащих по призыву; использование педагогических возможностей многонациональных воинских коллективов в педагогической деятельности по профилактике межнациональных конфликтов.
  3. Основными направлениями повышения эффективности педагогической деятельности по профилактике межнациональных конфликтов являются: оптимизация управления процессом профилактики межнациональных конфликтов; повышение педагогической подготовленности должностных лиц к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов; индивидуализация педагогической деятельности по профилактике межнациональных конфликтов.
  4. Актуальными направлениями дальнейшего исследования проблемы профилактики межнациональных конфликтов могут быть: педагогическая профилактика образования отрицательно направленных этнических микрогрупп в многонациональных воинских коллективах; проблемы психофизиологической совместимости военнослужащих различных национальностей; этноконфессиональные различия военнослужащих и их место в системе межнациональных отношений в воинском коллективе; опыт организации воспитательной работы в национальных воинских формированиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анцупов А.Я. Изучение проблемы конфликта // Материалы третьей научной конференции по военной психологии. - М.: ВПА, 1991. - С.6-81.
  2. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. - М.: ГАВС, 1992.- 261 с.
  3. Арутюнян С.М. Вопросы национальной психологии. - Черкесск, РЛ 1992. - 186 С.
  4. Байрамов А.С. Этнопсихологические проблемы развития личности. - Баку, 1985. - 221 с.
  5. Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Шеляг В.В., Феденко Н.Ф. Проблемы психологии воинского коллектива. - М.: Воениздат, 1973.- 284 с.
  6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989. - 190 с.
  7. Бромлей Ю.В. Этнонациональные аспекты формирования человека. // Вестник высшей школы. - 1989. - №1.
  8. Варенников В.И. Из истории создания и подготовки национальных воинских формирований // Военная мысль. - 1990. - №2.
  9. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М.: ВУ, 1995.
  10. Гетманский В.Г. Педагогическая профилактика криминогенного поведения солдат и сержантов в части: автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М.: ГАВС, 1994. - 26 с.
  11. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993. - 544 с.
  12. Даниленко И. Межнациональные отношения и армия // Военная мысль. - 1988. - №12.
  13. Дейнекин В.М., Марченко А.Н. Профилактика конфликтов на национальной основе. - М.: Воениздат, 1991. - 29 с.
  14. Дерюгин Ю.И., Повесьмо П.М. Морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива. - М.: Воениздат, 1988. - 36 с.
  15. Еликбаев Н.К. К вопросу о природе и структуре национальной психологии. // Философские науки. - Алма-Ата, 2001. - Вып. 6.
  16. Жарников А.Е. Межнациональные конфликты. // Правда, 1991.- 24 июля.
  17. Жарников А.Е., Виттенберг Е.Я. Этнический ренесанс - парадокс XX века. // Диалог. - 1990. - №15.
  18. Иванов В.Н. Межнациональные конфликты // Национализм и межнациональные конфликты. - М.: ИСПИ АН СССР, 1991.
  19. Каменев А.И. Многонациональный воинский коллектив и пути его дальнейшего укрепления и сплочения. - Алма-Ата, 1992. - 24 с.
  20. Каменев А.И. Конфликтные ситуации в подразделениях, их профилактика и предупреждение. - Алма-Ата, 1994. - 112 с.
  21. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Политиздат, 1988. - 271 с.
  22. Кораблин В.А. Влияние национальных стереотипов на сплочение личного состава подразделений: автореф. дисс. ... канд.псих. наук. - М.: ВПА, 1993. - 22 С.
  23. Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Теоретические основы предупреждения преступлений. - М., 2007.
  24. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. - 1983. - №2.
  25. Многонациональный воинский коллектив - вопросы и ответы. -М.: Воениздат, 1989. - 167 с.
  26. Молчанов А.В., Ратников СИ., Тиморин А.И. Межнациональные отношения и дисциплина в воинском коллективе. - М.: Воениздат, 1997. - 98 с.
  27. Национально-психологические особенности и их учет в деятельности командира части. - Киев. ВА ПВО Сух. в-к, 1990. - 112 с.
  28. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. - М.: Воениздат, 1989. - 147 с.
  29. Словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова / интернет-ресурс.
  30. Сулимова Т.С. Межнациональные конфликты: причины возникновения и пути урегулирования / Молодежь в системе межнациональных отношений. - М.: Ин-т молодежи. - 1991. - Вып.2.
  31. Феденко Н.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. - М.:ВПА, 1981. - 114 с.
  32. Шаранов Ю.А. Педагогические основы сплочения многонациональных воинских коллективов в войсках МВД: автореф. дисс. ... канд.пед. наук. - М.: ВПА, 2002. - 26 с.
Просмотров работы: 87