Актуальность исследования. Личностные качества военнослужащего в формирующемся информационном обществе XXI века становятся факторами национальной безопасности, и это предопределяет настоятельную потребность с первых дней воинской службы создать им такую культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их физических сил, интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств.
Теория досуга представляет важное направление современной философии, социологии, экономики, культурологии, социальной психологии, педагогики. В трудах отечественных и зарубежных ученых с достаточной полнотой раскрыта сущность досуга как социально-педагогической категории, отражающей деятельность человека в свободное время, обеспечивающую рекреацию и его дальнейшее физическое и духовное развитие.
Анализ литературы показывает, что, в гуманитарных науках создан значительный пласт исследований, касающийся многих социально-экономических, социологических, социально-психологических и культурологических аспектов досуга (С.Г. Струмалин, Д.М. Генкин, А.Д.Жарков, Г.А. Евтеева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Б.А. Титова, С.Н. Князьков, И.В. Жихарев, В.Г. Шамов и др.). Данные исследования перекликались с исследованиями зарубежных ученых (Т. Фридман, М. Каплан, Д. Келли, Н. Миллер, Т.Парсонс, С. Паркер, К. Роберте и др.), которые выявили специфику досуга разных групп населения, определили взаимосвязь профессионально-трудовой и культурно-досуговой деятельности, обосновали пути и средства духовного обогащения свободного времяпрепровождения людей.
Однако, при обилии публикаций по проблемам досуга, в них преобладали экономические, социологические, социально-психологические аспекты и явно недостаточно были представлены проблемы педагогики. Самой уязвимой в исследованиях проблем досуга остается организация свободного времени военнослужащих, которой не уделено должного внимания.
Объектом исследования является культурно-досуговая работа с военнослужащими.
В качестве предмета исследования определена деятельность должностных лиц подразделения по организации и проведению культурно-досуговой работы.
Целью работы явился теоретический анализ сущности и организации культурно-досуговой работы в подразделении.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Методологической основой исследования явились отечественные и зарубежные разработки и концептуальные положения в области культурологии, общей и военной педагогики и психологии, воспитательной деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, С.Г. Вершловский, Л.С. Выготский, Л.И. Новикова, З.А. Малькова, Г.Н. Филонов, М. Вебер, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Л.Уайт, И.А. Алёхин, Н.И. Резник и др.).
Значимость исследования заключается в следующем:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопросы организации досуга являются важнейшим составляющим элементом в процессе воспитательной работы с личным составом. Досуг - время, которое каждый вправе использовать по своему выбору и усмотрению. Но вместе с тем - это время, от характера заполнения которого, во многом зависят психологическое состояние человека, его готовность к труду, его нравственный и культурный облик.
1.1. Сущность и значение культурно-досуговой работы в Вооружённых Силах Российской Федерации
Культурно-досуговая работа в отечественных вооруженных силах имеет давнюю традицию. В княжеских дружинах периода становления Древнерусского государства зарождались боевые игры и ритуальные обряды. В период создания регулярной русской армии в XVIII в. статус культурных и досуговых мероприятий был закреплен уставами и наставлениями. Во второй половине ХIХ - начале XX вв. в армии и на флоте культурно-досуговая работа совершенствовалась. Центрами армейской культуры были офицерские собрания и клубы, солдатские буфеты, ротные школы и библиотеки [12].
Культурно-досуговая работа сосредотачивалась в ведении командиров, органов военного управления, священнослужителей и общественных организаций. Практика современного развития военного дела показывает, что культурно-досуговая работа способствует приобщению личного состава к культурным и нравственным ценностям, самодеятельному художественному творчеству, воспитанию у военнослужащих высоких моральных качеств, оказывает положительное влияние на состояние воинской дисциплины, боевой готовности войск и сил флота.
Культурно-досуговая работа (далее - КДР) - это система проводимых командирами, воспитательными структурами и учреждениями культуры Вооруженных Сил мероприятий по духовной мобилизации личного состава на успешное решение задач военной службы, формированию и развитию у военнослужащих интеллектуально-нравственных качеств надежных защитников Отечества, приобщению их к духовным ценностям, а также по организации их досуга с целью снятия эмоциональных и физических нагрузок, утверждения здорового образа жизни [5].
Широкое и разностороннее воздействие культурно-досуговой работы на воспитание военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил предопределяется многообразием её социальных функций.
Важнейшими из них являются:
Реализация этих функций осуществляется по следующим основным направлениям культурно-досуговой работы:
В основе культурно-досуговой работы с военнослужащими в армии лежит система принципов, в которых отражается социальная сущность и специфика культурной деятельности в условиях Вооруженных Сил. К ним относятся:
Знание и понимание социальных функций, основных направлений и принципов КДР позволяет правильно реализовывать требования к ней, добиваться её высокой эффективности, усиление влияния на морально-психологическое обеспечение задач, решаемых Вооруженными Силами.
Поэтому целями культурно-досуговой работы являются:
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:
Руководство культурно-досуговой работой осуществляется в соответствии с требованиями приказов и директив Министра обороны Российской Федерации [6,13-14].
1.2. Основные формы, силы и средства культурно-досуговой работы
Руководство культурно-досуговой работой и ответственность за её качественное состояние в гарнизонах, частях, на кораблях и в подразделениях возложено на соответствующих начальников гарнизонов, командиров частей, кораблей и подразделений, а непосредственную организацию и проведение этой работы - на заместителей указанных должностных лиц по воспитательной работе. Планирование культурно-досуговой работы включает: расчет сил и средств; определение направлений сосредоточения основных усилий; уточнение перечня мероприятий культурно-досуговых мероприятий, порядок их подготовки и проведения.
Основные формы организации культурно-досуговой работы показаны на рисунке 1.
Телерадио- и киновидеофотообслуживание личного состава. Основными мероприятиями в этой области являются:
Обеспечение войск (сил) литературой и периодическими изданиями. Основными мероприятиями здесь являются:
Организация выступлений военных профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры и искусства, агитационных и культурно-художественных бригад и других творческих коллективов; проведение спортивных, досуговых игр и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и поднятию морального духа личного состава. Эта деятельность в воинской части осуществляется по следующим направлениям: культурно-воспитательная, военно-массовая, информационно-просветительная и культурно-творческая. Каждое и этих направлений имеет свои формы и способы организации работы, но, как правило, все они решаются комплексно в рамках тех или иных мероприятий.
Основные усилия в области культурно-воспитательной работы направляются
В области военно-массовой работы деятельность командиров, штабов и органов воспитательной работы направляются
В этой области также планируются мероприятия по культурно-досуговому обеспечению тактических учений, стрельб, полевых занятий и т.д.; по содействию спортивным комитетам в организации спортивно-массовой работы, популяризации всех видов спорта и туризма.
В области информационно-просветительной работы определяются
В области культурно-творческой работы определяется деятельность гарнизонных Домов Офицеров, гарнизонных офицерских клубов по культурному обслуживанию и организации досуга военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых сил, членов их семей; по созданию условий для развития самодеятельного художественного творчества; по организации работы коллективов художественной самодеятельности и участию в проведении смотров и фестивалей самодеятельного художественного творчества; по культурно-шефской работе в войсках. В этой области предусматриваются творческие встречи с писателями, композиторами, художниками, деятелями театра и кино, литературные вечера, диспуты по проблемам эстетики, лектории, школы культуры, концерты и спектакли, показ кинофильмов, проведение различных вечеров отдыха и т. д.
Методическая работа, работа с активом. Организация этой работы включает следующее:
Деятельность военных художников и писателей по созданию произведений литературы и искусства.
Сбор материалов для военных музеев. Комплектование музейных фондов - направление музейной деятельности, включающее в себя комплекс мероприятий по научной разработке конкретных программ сбора музейных материалов и их практическому осуществлению и являющееся основным условием реализации военными музеями (музейными образованиями) функции документирования.
Военным музеем является некоммерческое научно-исследовательское, информационно-просветительное учреждение культуры Вооруженных Сил, осуществляющее в соответствии со своим предназначением комплектование, учет, хранение, изучение и публикацию памятников отечественной военной истории и культуры.
Комната воинской (воинской и трудовой; воинской и спортивной) славы, комната (каюта) военно-морской (военно-морской и трудовой; военно-морской и спортивной) славы обычно представляет собой помещение в воинской части (на корабле), специально оборудованное в целях популяризации истории русской армии и флота, боевого пути, пройденного воинской частью (кораблем), и героики мирных будней воинов и гражданского персонала Вооруженных Сил.
В целом военно-музейное дело - особая сфера деятельности в Вооруженных Силах, основными задачами которой являются:
Важной формой культурно-досуговой работы также является выставочная работа.
К основным методам культурно-досуговой работы принято относить убеждение, внушение, заряжение и подражание (рис. 2).
Метод убеждения состоит в воздействии на сознание и поведение воинов средствами культурно-досуговой работы с тем, чтобы сформировать осознанное отношение к воинскому долгу, понимание поставленных перед ними целей, задач. В этой связи следует отметить особую убеждающую силу патриотических песен, стихотворений, выступлений мастеров художественного слова.
Метод заряжения также активно используется в культурно-досуговой работе. Он основан на способности человека, подвергаться эмоциональному заряжению посредством эмоционального состояния.
В целях формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных, психологических и физических качеств средствами культурно-досуговой работы широко применяется метод подражания, механизм которого основывается на психологической склонности человека к подражанию как реально существующему герою, так и художественному образу героя, изображённому в кинофильме, спектакле, литературном произведении, песне.
Внушение как метод культурно-досуговой работы основан на большом влиянии на психику аудитории неоднократно повторяющихся компонентов художественного выступления, в первую очередь таких, как ритм, темп, речитатив. При этом воздействие, как правило, осуществляется непосредственно на мотивационную среду психики человека.
К силам культурно-досуговой работы относятся:
Средства культурно-досуговой работы составляют:
Таким образом, культурно-досуговая работа наиболее призвана решать задачи воспитания общей культуры личного состава, формирования в воинских коллективах культурного и интеллектуального уровня взаимоотношений между военнослужащими, создания и поддержания высокого эмоционально-нравственного состояния личного состава, развития у него общекультурных норм и правил общения и поведения, организации духовно-содержательного досуга и отдыха, культурного обслуживания всех категорий личного состава Вооружённых Сил и их семей.
1.3.Нравственный потенциал досуга
Военнослужащие - особая группа населения, проявляющая существенные отличия в профессиональной, семейно-бытовой и досуговой жизнедеятельности. Они имеют меньше свободного времени, их досуг в силу специфики службы, к сожалению, страдает определенными ограничениями. Однако, именно они, испытывая физические и психические перегрузки, часто попадая в стрессовые состояния и ощущая постоянный контроль над собой, особо нуждаются в эффективном досуге, в умении разумно использовать его конструктивный потенциал. А это в свою очередь диктует необходимость глубоко и разносторонне исследовать феномен досуга военнослужащих.
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид активности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми по-требностями, которые человек реализует в её процессе. Известно, что по-требности человека условно можно разделить на три типа:
Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности.
В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания человека. В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Следовательно, досуг обладает большим потенциалом, в том числе нравственной направленности. Это обусловлено следующими условиями:
Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, то есть добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.
Таким образом, досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в повседневной деятельности. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни, а в условиях воинской службы, требующей напряжения духовных и физических сил она выполняет особую функцию психологической разгрузки.
Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать про-тивоположные векторы своего существования. Досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом.
В целом досуговая активность способна выполнять функции оздо-ровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования.
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
Культурно-досуговая работа призвана решать задачи воспитания общей культуры личного состава, формирования в воинских коллективах культурного и интеллектуального уровня взаимоотношений между военнослужащими, создания и поддержания высокого эмоционально-нравственного состояния личного состава, развития у него общекультурных норм и правил общения и поведения, организации духовно-содержательного досуга и отдыха, культурного обслуживания всех категорий личного состава Вооружённых Сил и их семей.
2.1. Содержание культурно-досуговой работы в повседневной жизнедеятельности подразделения
Культурно-досуговая работа играет в Вооружённых Силах весьма важную роль. Это не только область рекреации, восстановления утраченных сил, но и реализация возможности сплочения коллектива, нарушение монотонии воинской действительности, сфера проявления свободы в предельно ограниченных условиях.
С точки зрения отдельного человека и культуры в целом, значение занятий на досуге чрезвычайно велико, ибо они включают каждого в систему культурных ценностей, помогают их освоению, служат целям гармоничного развития личности. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нём всегда должна просматриваться цель.
Удовлетворение одной потребности порождает новую потребность, поэтому работа в сфере досуга должна строиться на принципе: от простого к сложному, от физических упражнений - к удовлетворению духовных потребностей, от индивидуальных занятий - к общественным, от пассивности - к активному творчеству.
Таким образом, в основе понимания содержания культурно-досуговой работы лежит целостное понимание данных принципов.
Содержание - это совокупность всех областей работы по информированию, просвещению, развлечению военнослужащих, а также совокупность определённого воспитательного материала, ограниченного рамками конкретной культурной акции и мероприятия.
При всей своей многогранности, культурно-досугоавя работа представляет собой специальную социально-информационную систему, созданную в процессе активной практической деятельности многих поколений людей. Система эта имеет нормативный характер, так как включает в себя совокупность стереотипов, программ, норм, требований, предъявляемых обществом к личности защитника Отечества. Осваивая стереотипы социального опыта он приобщается к всеобщим формам культуры, возвышается до уровня социального.
В содержании культурно-досуговой работы в подразделении следует выделить содержательную её сторону, то есть духовное наполнение, которое передаётся от одного поколения к другому и деятельностную сторону - посредством которого происходит формирование военнослужащих.
Обе эти стороны включают в себя организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на удовлетворение духовных потребностей военнослужащих преимущественно во время, свободное от исполнения обязанностей по службе, а также на развитие самодеятельного художественного творчества армейской и флотской общественности.
Для проведения культурно-досуговых мероприятий в ходе учений, стрельб, полетов, а также отдельных значительных усилий разовых мероприятий (тематических вечеров и вечеров отдыха, встреч, конференций) разрабатываются отдельные текущие планы. Обычно они состоят из двух разделов: подготовка мероприятия и его проведение (программа, сценарий, порядок проведения). Здесь последовательно и конкретно определяются все элементы подготовки и проведения, сроки исполнения, исполнители, распределяются силы, средства, возможности для всестороннего обеспечения.
В подразделениях также составляются планы проведения предвыходных и выходных дней (дней отдыха).
В план выходного дня кроме перечисленных форм культурно-досуговой работы могут включаться также и целые комплексы мероприятий, объединенные единой темой.
При этом в план проведения дней отдыха, как и в другие планы, включаются культурно-досуговые мероприятия, рассчитанные на конкретные группы людей с учетом их запросов и интересов.
В планах работы выделять несколько разделов. В разделе «Работа по воспитанию у личного состава патриотизма, верности конституционному и воинскому долгу» обычно предусматривается система мероприятий:
Основными формами культурно-досуговой работы могут быть:
В разделе «Работа по мобилизации военнослужащих на успешное решение задач военной службы и неуклонное выполнение требований воинской дисциплины» планируются мероприятия:
Среди многообразия форм деятельности клубов в этом разделе можно выделить:
В разделе «Организация культурно-художественного обслуживания и досуга личного состава предусматриваются:
Близким к этому разделу, но, все же имеющим самостоятельное значение, является раздел «Работа по приобщению личного состава к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству».
Заключительными разделами плана обычно являются «Организационно-методическая работа» и «Финансово-хозяйственная деятельность».
Особое место в воспитательном процессе занимают массовые формы культурно-досуговой работы. Воспитательные возможности которых исключительно богаты и разнообразны. Все они направлены на формирование общественных взглядов, убеждений и чувств, а последние во многом определяют практическое поведение людей в обществе.
Во-первых, массовые мероприятия выражают коренные интересы военнослужащих и являются гибкой и надежной формой связи с массами и целенаправленного влияния на них, отличаются публицистичностью содержания и формами их проявления, чрезвычайной универсальностью, популярностью и доступностью, рассчитаны на одновременное восприятие широкой аудиторией определенной информации, близкой ей, связанной с её непосредственным жизненным опытом и задачами. Они имеют целью вызвать и утвердить конкретные суждения и чувства, побудить людей к успешному выполнению решаемых задач.
Во-вторых, массовым мероприятиям присущи предельная яркость, зрелищность, эмоциональность. Они обращены не только к разуму, но и к чувствам людей и призваны сплотить, объединить их, превратить в коллектив.
В-третьих, они отличаются комплексностью использования признанных и полюбившихся массе средств эмоционального воздействия.
В-четвертых, их характеризует всеобщее признание, приемлемость. Строятся массовые мероприятия на основе общего интереса. Это создает условия для активного участия в них людей, использования их инициативы, самодеятельного творчества и энтузиазма.
Благодаря своим очевидным преимуществам массовые формы работы нашли широкое применение в воспитательной и культурно-досуговой работе.
Они отличаются большим разнообразием. По своему характеру, предназначению, структуре, составу участников, методам подготовки и проведения их можно подразделить на:
Анализируя содержание культурно-досуговой работы в подразделении, можно сделать вывод, что, решение её задач достигается при следующих условиях:
При выполнении данных условий, культурно-досуговая работа способствует воспитанию общей культуры личного состава, формированию в воинских коллективах культурного и интеллектуального уровня взаимоотношений между военнослужащими, созданию и поддержанию высокого эмоционально-нравственного состояния личного состава, развитию у него общекультурных норм и правил общения и поведения, организации духовно-содержательного досуга и отдыха, культурного обслуживания всех категорий личного состава Вооружённых Сил.
2.2. Организация культурно-досуговой работы в боевых условиях
Боевая обстановка предъявляет к военнослужащим исключительно высокие и суровые требования, заставляет их отрешиться от многих представлений и привычек мирного времени, психологически перестроиться на новый лад, действовать самоотверженно, отдавать все силы, знания, энергию делу победы над противником, не щадя своей жизни.
Цель культурно-досуговой работы в боевой обстановке - поддерживать на должном уровне физические качества, духовно-эмоциональное и психологическое состояние личного состава, способствовать формированию у военнослужащих в часы досуга средствами культуры и искусства высоких физических и морально-боевых качеств, мобилизации их на успешное решение боевых задач.
Достижению этой главной цели подчиняется вся культурно-досуговая работа, организуемая в боевой обстановке [8].
В условиях подготовки и ведения боя она отличается особой целеустремленностью, оперативностью, конкретностью, четкостью своих форм и методов, способностью непосредственно воздействовать на сознание, чувства и боевые действия личного состава.
Важным направлением культурно-досуговой работы в боевой обстановке является
Результативность целей культурно-досуговой работы в боевой обстановке достигается через постановку конкретных задач. Основными задачами в этой области являются:
Для решения поставленных задач командирами, их заместителями по воспитательной работе, начальниками армейских учреждений культуры и активом организуются и проводятся следующие основные формы культурно-досуговой работы с личным составом в части (подразделении) в боевой обстановке:
На организацию культурно-досуговой работы в ходе боевых действий существенное влияние оказывают тактическая обстановка, жесткое сопротивление противостоящей группировки противника, физико-географические и климатические условия региона (района) боевых действий.
В зависимости от вида боевых действий существуют некоторые особенности в содержании культурно-досуговой работы. В обороне главная её цель - поддерживать у военнослужащих высокую боевую активность, стойкость, выносливость, готовность к проведению контратак и переходу в решительное наступление.
В наступлении культурно-досуговая работа направляется на воспитание у личного состава высокого наступательного порыва, непреклонной решимости стремительно продвигаться вслед за огневыми ударами и беспощадно уничтожать противника.
Во встречном бою средствами культурно-досуговой работы поддерживаются у личного состава постоянная готовность к немедленному развертыванию в боевой порядок и быстрому проведению маневра, способность стремительными действиями нанести внезапный удар по противнику и добиться его разгрома в короткие сроки [17].
В период ведения боевых действий под руководством командиров частей (подразделений) и их заместителей по воспитательной работе армейские и флотские учреждения культуры, активисты культурно-досуговой работы в частях и подразделениях с помощью всех её средств вселяют в сознание военнослужащих уверенность в победе над врагом, воспитывают у них самоотверженность, верность военной присяге, железную дисциплину и организованность.
В этих целях доводятся до личного состава правительственные документы, лозунги и призывы к народу и армии. Эмоциональным, убедительным словом, оперативным и умелым использованием материалов печати, средствами телевидения и радио, кино и художественной самодеятельности, наглядной информации доносится до сознания защитников Отечества суровая реальность войны.
Одним из важных направлений культурно-досуговой работы в боевой обстановке является воспитание патриотизма у личного состава. В условиях ведения боя в этом направлении с помощью культурно-досуговой работы выделяются две его составные части: любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Особое значение приобретают воспитание жгучей ненависти к врагам, разоблачение их преступлений. Это достигается разъяснением личному составу агрессивной сущности противника, зверств и преступлений его войск, организацией митингов на могилах погибших товарищей, просмотром документов кинохроники, использованием печати, писем из дома, средств наглядной информации и т.д.
Важное направление культурно-досуговой работы - разъяснение особенностей противника, информирование о его силах и средствах, его организации, морально-психологическом состоянии и военно-технической подготовке [7]. Это позволяет военнослужащим вести борьбу с неприятелем, учитывая его сильные и слабые стороны.
В современном бою предметом особой заботы становятся защита личного состава от оружия массового поражения противника, ликвидация последствий ядерных ударов и восстановление боеспособности частей и подразделений [9]. Всеми средствами культурно-досуговой работы разъясняются воинам требования уставов и наставлений.
Культурно-досуговой работе принадлежит важная роль в укреплении единоначалия, воспитании у военнослужащих безграничного доверия к командирам и беспрекословного повиновения им как организаторам боя, четкого взаимодействия сложного армейского организма в борьбе с противником, в поддержании высокой дисциплины и порядка в войсках.
Таким образом, проблема культурно-досуговой работы как составной части морально-психологического обеспечения современных боевых действий, несмотря на кажущуюся её малозначимость, по-прежнему остается в центре внимания командиров, штабов, воспитательных структур и армейских учреждений культуры. Нет сомнения в том, что в условиях современной войны культурно-досуговая работа необходима военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в большей степени, чем когда-либо ранее.
Планирование культурно-досуговой работы в боевой обстановке включает:
Планируя и организуя культурно-досуговую работу в боевой обстановке, заместитель командира по воспитательной работе должен учитывать следующие особенности: культурно-досуговая работа должна проводиться непрерывно; возможности проведения массовых мероприятий ограничены. Отсюда вытекает, что целесообразнее проводить работу с небольшими группами и даже одиночными военнослужащими, что содержание, формы и методы культурно-досуговой работы целиком зависят от конкретной обстановки и боевой задачи. Формы культурно-досуговой работы в боевой обстановке носят, как правило, оперативный характер.
Опыт организации культурно-досуговой работы в боевой обстановке показал, что наибольшую эффективность проявили следующие формы:
Особой популярностью у военнослужащих пользовались выступления небольших музыкальных творческих коллективов и концертно-художественных бригад профессиональных ансамблей.
Планируя культурно-досуговую работу в боевых условиях, заместитель командира по воспитательной работе организует взаимодействие:
а) с нижестоящими должностными лицами по вопросам подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий и согласования их с другими видами морально-психологического обеспечения;
б) со штабами относительно размещения культурно-досуговых учреждений в боевых порядках войск, организации их защиты и обороны, укомплектования личным составом;
в) с органами тыла о материально-техническом обеспечении культурно-досуговой работы.
Таким образом, эффективность решения задач культурно-досуговой работы в учебной и боевой деятельности достигается постоянной боевой готовностью сил и средств культурно-досуговой работы и их согласованным применением; четким планированием, организацией и сосредоточением основных усилий культурно-досуговой работы на приоритетных направлениях; разнообразием форм и методов культурно-досуговой работы; взаимодействием с другими мероприятиями морально-психологического обеспечения; своевременным восстановлением боеспособности подвижных и стационарных культурно-досуговых учреждений.
2.3. Алгоритм деятельности должностных лиц подразделения по организации культурно-досуговой работы с военнослужащими
Для того, чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и культурно-досуговой работе, необходимо её сначала продумать, а затем организовать.
Алгоритм деятельности представляет собой последовательность «шагов» и их характер, оптимальные для достижения запланированного результата в данных условиях, а точнее, набор таких последовательностей, в целом похожих друг на друга, но различных для различных условий и для различного уровня качества.
Алгоритм конструирования и организации деятельности включает в себя не только последовательность действий, но и систему правил.
В целях качественной реализации задач культурно-досуговой работы должностные лица подразделения должны осуществлять следующий алгоритм действий:
Соблюдение данного алгоритма деятельности должностными лицами подразделения по организации культурно-досуговой работы с военнослужащими способствует достижению целей данного процесса.
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
3.1. Эмпирическое исследование удовлетворённости военнослужащих организацией культурно-досуговой работы в подразделении
Практика современного развития военного дела показывает, что культурно-досуговая работа способствует приобщению личного состава к культурным и нравственным ценностям, самодеятельному художественному творчеству, воспитанию у военнослужащих высоких моральных качеств, оказывает положительное влияние на состояние воинской дисциплины, боевой готовности войск и сил флота.
С целью определения тенденций и перспектив развития культурно-досуговой работы, а также обобщения опыта воспитательной работы и выработки практических рекомендаций по совершенствованию алгоритма организации культурно-досуговой работы в подразделении было проведено эмпирическое исследование.
Методика исследования строилась на совокупности взаимодополняющих методов социологического, социально-психологического и педагогического анализа.
В ходе исследования был применён комплекс психолого-педагогических методов, включающих в себя целенаправленное наблюдение, анализ и обобщение опыта работы воинских подразделений, изучение их документации, а также отчётов о нравственно-психологическом состоянии личного состава, собеседование, анкетирование. Исследование осуществлялось на базе в/ч 25894 города Тихорецка, Краснодарского края (2009 г.), в/ч 32921 города Борисоглебска Воронежской области (2010 г.), в/ч 62632 города Тамбова (2011 г.). В исследованиях приняло участие в общей сложности 250 человек. Из них - 19 офицеров, 140 военнослужащих по призыву, 91 военнослужащих по контракту.
С помощью анкетного опроса, индивидуальных и групповых бесед, личных наблюдений анализировалось состояние культурно-просветительной работы на различных этапах адаптации молодых военнослужащих и реальные возможности использования их свободного времени как резерва гармоничного развития личности.
Наблюдение было направлено на систематическое изучение интересов, запросов, увлечений молодых военнослужащих, затем проводилось сравнение с их реальными занятиями на досуге. Это позволяло выявить степень соответствия духовных потребностей и возможностей их реализации.
Особое внимание было уделено анализу отношения военнослужащих к проведению культурно-массовых мероприятий в свободное время и их личного участия в подготовке и проведении своего досуга. Этот метод позволил определить степень эффективности проводимых мероприятий и увидеть военнослужащего не только как потребителя культурных ценностей, но и как его созидателя.
В ходе наблюдения удалось отследить диалектику развития личности под воздействием различных форм и методов культурно-досуговой работы, а главное, определить степень влияния референтной служебной деятельности на содержание и формы досуга и степень воздействия культурно-досуговой деятельности на качество несения воинской службы.
Данное исследование позволило выявить следующие особенности:
Данные особенности позволили сделать следующие рекомендации:
Учёт данных выводов в практической деятельности должностных лиц подразделения может способствовать совершенствованию алгоритма организации культурно-досуговой работы с военнослужащими, позволит обеспечить духовное развитие личности, профилактику асоциальных проявлений (пьянства, наркомании и др.), улучшить социальное самочувствие военнослужащих, повысить мотивацию военнослужащих на добросовестное выполнение служебных обязанностей.
3.2. Практические рекомендации по организации мероприятий культурно-досуговой работы в подразделении
Основой организации содержательного досуга личного состава является продуманный план культурно-досуговых мероприятий, который составляется заранее.
При организации досуга военнослужащих в предвыходные и выходные (праздничные) дни с этой целью обычно в четверг командиру, его заместителю по воспитательной работе совместно с активом следует обсудить планируемые мероприятия с учетом пожеланий личного состава, полученных им психолого-физических нагрузок, проводимых мероприятий в масштабах части и местных учреждениях культуры, определить возможности участия в них личного состава. Должны учитываться также памятные и знаменательные даты в истории страны, её Вооруженных Сил.
Составленный таким образом план культурно-досуговых мероприятий не позднее пятницы представляется на утверждение командиру.
Предварительное планирование позволяет заблаговременно подготовить включаемые в план мероприятия, оповестить военнослужащих о проводимых мероприятиях и тем самым помочь им спланировать свое личное время.
Форма плана может быть различной, но она обязательно должна включать наименование проводимых мероприятий, место и время их проведения, ответственных организаторов.
В субботний день можно включать такие мероприятия, как прослушивание местной радиогазеты, концерта по заявкам военнослужащих, художественной самодеятельности.
В выходные дни могут планироваться и проводиться в дообеденное время: просмотр телепередач «Служу Отчизне», «Армейский магазин», канала «Звезда», тематические утренники, викторины, беседы, культпоходы, спортивные состязания [12].
В послеобеденное время целесообразно предусматривать наиболее интересные формы досуга, так как к этому времени личный состав уже побывал на нескольких мероприятиях и его можно привлечь лишь чем-то новым. Поэтому в этот период могут организовываться музыкальные и литературно-музыкальные вечера, вечера отдыха, КВН, концерты художественной самодеятельности, репетиции и т.д.
В то же время необходимо предусмотреть, чтобы личный состав имел возможность написать письма, почитать, поиграть в шахматы и т.п.
Важно подводить итоги проведения выходного дня (с командирами и активом). При этом целесообразно проанализировать качество проведенных мероприятий, роль организаторов, сделать выводы для последующей организации подобных мероприятий в выходные дни.
В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил в ротах, равных им подразделениях наряду с другими помещениями должны быть предусмотрены комнаты досуга личного состава, которые служат базой проведения КДР с военнослужащими.
Основное предназначение таких комнат (кают) - обеспечение благоприятных условий для полноценного отдыха, психологической разгрузки и общения военнослужащих в свободное от службы время. Здесь же решаются задачи воспитания у военнрослужащих качеств надежных защитников Отечества, повышения их общеобразовательного и культурного уровня, приобщения к ценностям российской и мировой культуры и нравственности, самодеятельному творчеству, развития творческих способностей, удовлетворения духовных запросов и интересов. Эти помещения обеспечивают также проведение информационных и воспитательных мероприятий, учебных занятий, собраний и совещаний личного состава, прослушивание радио и просмотра телепередач.
В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил обязанности по организации работы в комнате (каюте) информирования и досуга возложены на заместителей командиров рот (и им равных) по воспитательной работе.
С учетом предназначения комнат информирования и досуга как центров КДР в подразделениях в них следует иметь: библиотечку; подшивки газет и журналов; телевизор и другие штатные технические средства воспитания; музыкальные инструменты; настольные игры и другое культурно-досуговое имущество; необходимый комплект мебели для отдыха и занятий.
В целях повышения комфортности и полноценности отдыха в комнатах (каютах) информирования и досуга создают интерьер, который в единстве с художественным оформлением способствует как физической, так и психологической разгрузке личного состава. Для этого размещаются аквариумы с живыми рыбками, клетки с птицами или мелкими животными. Стены, межоконные проемы украшаются картинами, эстампами, чеканкой, вышивкой, драпировкой, различными поделками из дерева, металла и других материалов. Все это хорошо дополняют однотонные светлые занавески на окнах в тон окраски стен, что способствует созданию уюта, позволяет обеспечить ровную освещенность в дневное время, дает возможность затемнять помещение при просмотре телепередач, видео- и диафильмов, слайдов.
Оформление должно быть простым с точки зрения выбора изобразительных средств, лаконичным, позволяющим оперативно вносить необходимые изменения, учитывающим специфику учебно-боевой деятельности, жизни и быта подразделений, их реальные возможности (финансовые, материально-технические и т.д.).
Практика показывает, что в художественном оформлении комнаты на стендах, панно, планшетах, турникетах желательно различными способами и средствами отразить ряд наиболее важных с точки зрения воспитания военнослужащих тем.
В первую очередь, речь идет о государственной и военной символике нашей страны (Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, знамена Вооруженных Сил, вида (рода войск) Вооруженных Сил, военный геральдический знак - эмблема Вооруженных Сил, эмблемы видов и родов войск Вооруженных Сил, Боевые Знамена воинских частей (кораблей) и т.п.
Изображению «государственной символики» следует отводить центральное место во всей композиции наглядно-художественного оформления комнаты (каюты) досуга. Изображение государственных и военных символов необходимо воспроизводить в строгом соответствии с положениями законодательных актов России, принятыми в декабре 2000 г. (федеральными конституционными законами, определившими новую государственную символику Российской Федерации, Федеральным законом «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск», а также Указом Президента Российской Федерации от 27 января 1997 г. о военном геральдическом знаке - эмблеме Вооруженных Сил) [12].
Второй крупной темой художественного оформления комнаты (каюты) информирования и досуга является героическая история российского народа и его Вооруженных Сил. Здесь можно предусмотреть размещение материалов о важнейших событиях, связанных с защитой Отечества, днями воинской славы (победными днями) России; кратких данных о выдающихся русских полководцах и флотоводцах, их высказывания о воинском долге и чести, верности боевым традициям армии и флота (для комнат досуга в военно-учебных заведениях - о роли офицеров в армии и на флоте, требованиях к их профессиональным и нравственным качествам).
Третье направление в художественном оформлении комнаты (каюты) досуга связано с героическим подвигом нашего народа в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь могут быть представлены важнейшие события минувшей войны, 60-я годовщина Победы, которая отмечалась в 2005 году, краткие сведения о наших выдающихся полководцах периода войны, героических подвигах советских воинов, партизан, тружеников тыла и т.д., а также о ветеранах части - участниках войны.
Четвертая тема художественного оформления комнаты (каюты) информирования и досуга связана с жизнью подразделения. Важно ярко и убедительно довести до личного состава задачи подразделения и ход их выполнения, показать лучших военнослужащих, добившихся высоких результатов в службе, боевой учебе, спорте, рационализаторстве, самодеятельном творчестве, отмеченных государственными наградами и другими видами поощрений за высокое мастерство, мужество и доблесть при выполнении воинского долга. Здесь же необходимо отразить ход реформирования Вооруженных Сил, решение связанных с ним задач в части (на корабле) и в подразделении, практическую реализацию современных требований по укреплению дисциплины и порядка. При оформлении комнаты информирования и досуга возможно обращение и к религиозной тематике при условии тактичного и бережного отношения к религиозным чувствам военнослужащих разных вероисповеданий.
Исходя из того, что комната (каюта) информирования и досуга является центром культурно-досуговой работы в подразделении, порядок ее функционирования устанавливает соответствующий командир, а непосредственную ответственность за организацию работы несет заместитель командира подразделения по воспитательной работе.
Важную роль в работе комнат информирования и досуга имеет грамотное, продуманное её планирование. Оно осуществляется, как правило, на месяц и на неделю, при этом особое внимание уделяется организации и проведению культурно-досуговых мероприятий в предвыходные, выходные и праздничные дни. При этом учитываются обстановка в стране и Вооруженных Силах, задачи, решаемые подразделением, наиболее значительные события в области науки, культуры и искусства, пожелания и предложения личного состава. План работы комнаты досуга утверждается заместителем командира подразделения по воспитательной работе и помещается в комнате на видном месте.
Среди форм культурно-досуговой работы, активно используемых в деятельности комнат информирования и досуга, можно назвать такие, как встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил, деятелями науки, культуры и искусства, представителями местной администрации, правоохранительных органов, религиозных конфессий; тематические мероприятия, посвященные дням воинской славы (победным дням) России, другим памятным датам отечественной истории, важным событиям в жизни воинов (принятие Военной присяги, вручение оружия, подведение итогов выполнения учебно-боевых задач, чествование лучших воинов и подразделений (взводов, отделений, расчетов, экипажей), поздравление солдат, матросов, сержантов и старшин с днями рождения и т.д.).
В комнате информирования и досуга организуются коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и видеофильмов, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, прежде всего, по военной и военно-исторической тематике, проблемам героико-патриотического, нравственного, правового эстетического воспитания. Речь идет, в частности, об информационных программах российского радио и телевидения, воскресных телепередачах и аналогичных программах местного теле- и радиовещания.
Комната информирования и досуга может сыграть заметную роль в привитии военнослужащим любви к книге, интереса к чтению. С этой целью организуются выступления библиотечных работников, активных читателей, читательские конференции и литературные вечера (утренники), выставки новинок художественной, военно-технической и научно-популярной литературы.
В планах работы комнаты (каюты) досуга целесообразно также отводить время для занятий самодеятельным творчеством, кружков и объединений по интересам. Важно, чтобы личный состав получил возможность хорошо отдохнуть, найти занятие по душе.
В комнате информирования и досуга, особенно если часть (корабль) находится в крупном населенном пункте, желательно иметь информацию о том, где лучше всего побывать военнослужащему, находясь в увольнении, какие очаги культуры посетить.
Работа комнат (кают) информирования и досуга не должна быть чересчур заорганизованной. В ней следует всесторонне учитывать специфику местных условий и традиций, пожелания и запросы личного состава, реальные возможности и т.д. Свое предназначение первичного очага, опорного пункта культурно-досуговой работы комната (каюта) информирования и досуга может выполнить в должной мере, если к организации мероприятий в ней подходить не формально, а с инициативой, творчеством, настойчивостью, с постоянным поиском новых, нестандартных решений.
Полноценная повседневная работа комнат информирования и досуга обеспечивается общественным советом комнаты (каюты) информирования и досуга, который избирается в количестве 5-7 человек на общем собрании подразделения сроком на один год. Для организации работы совета избирается председатель. В состав совета по возможности рекомендуются военнослужащие, обладающие творческим навыками и художественным вкусом, активисты культурно-досуговой работы (затейники, музыканты, художники, фотолюбители, спорторганизаторы и др.).
Кроме того, для подготовки и проведения отдельных мероприятий, требующих, значительных усилий, могут образовываться инициативные группы. Совет комнаты досуга и инициативные группы осуществляют свою деятельность под руководством командира подразделения, его заместителя по воспитательной работе.
Основная задача общественного совета комнаты информирования и досуга - обеспечение разумного отдыха личного состава подразделения в вечернее время, в выходные (праздничные) дни.
Совет под руководством командира, его заместителей изучает интересы и запросы личного состава, планирует, организует и проводит разнообразные мероприятия информационно-воспитательной, культурно-художественной и спортивной работы согласно ротному расписанию распорядку дня.
В установленные часы члены совета несут дежурство в комнате досуга, следят за порядком и вместе с другими активистами организуют диспуты, викторины, выступления художественной самодеятельности, различные игры, спортивные и другие мероприятия.
Между членами совета распределяются обязанности, которые охватывают вопросы оформления комнаты, организации работы кружка художественной самодеятельности, спортивных секций, библиотечки-передвижки, ведение подшивки газет и др. Советом составляется ежемесячный план работы.
Среди разнообразных форм КДР, применяемых в воинских подразделениях, важное место принадлежит культпоходам. Они обогащают военнослужащих знаниями по различным вопросам политики, науки, литературы и искусства, приобщают их к сокровищам культуры.
Культпоходы («культурные походы») - коллективные посещения театров, цирка, концертных залов, кинотеатров, стадионов, выставок и т.п. Организуются командирами, при активном участии нештатных организаторов КДР (т.н. «культоргов»). Проводятся, как правило, в предвыходные, выходные и праздничные дни.
Методика проведения культпоходов может быть самой различной. В одном случае перед культпоходом делается небольшой доклад, например, о жизни и творчестве писателя, драматурга, написавшую ту или иную пьесу, книгу или сценарий кинофильма, а затем организуется просмотр этого фильма или спектакля. В другом случае организуется встреча с артистами, писателями, поэтами. В третьем - читаются отрывки из художественных произведений, даются справки о времени их создания, событиях, которым они посвящены и т.п.
Во всех случаях целесообразно использовать фрагменты из кинофильмов, рекламные объявления, фотоснимки, аннотации, отрывки из музыкальных произведений, созданных на сюжеты тех литературных произведений, которые будут просмотрены на сцене, экране или прослушаны в концертном зале.
Проводя культпоходы, надо заблаговременно позаботиться о приобретении билетов, об обеспечении безопасности передвижения личного состава, дать заявку на необходимый автотранспорт, проинструктировать военнослужащих о правилах поведения, необходимости соблюдения воинской дисциплины, порядка и организованности во время культпохода, продумать вопросы питания людей. Хорошо подготовленные культпоходы играют важную роль в воспитании воинов, укреплении дисциплины, улучшении культурного отдыха личного состава.
Экскурсии - коллективные посещения в воспитательных целях достопримечательных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строек, исторических памятников, музеев и т.п. По содержанию экскурсии могут быть:
Командиры подразделений совместно с клубом части планируют и организуют проведение экскурсий, согласовывая их с важнейшими событиями в стране, памятными датами в жизни армии и части, с темами общественно-государственной подготовки, с планом боевой и специальной подготовки.
Командиром совместно с культоргом изучается какие музеи, фабрики и заводы, фермерские хозяйства, научные заведения имеются поблизости, каков порядок их посещения. О предстоящей экскурсии следует договориться с соответствующими руководителями, уточнить тему экскурсии, количество экскурсантов, при необходимости - количество экскурсоводов, время прибытия, порядок осмотра и оплаты. Для организации шефских посещений необходимо заручиться путевкой областной или городской военно-шефской комиссии.
Затем подбирается группа экскурсантов (обычно 25-30 человек), учитывая профессию, образование и желание военнослужащих. Накануне рекомендуется побеседовать с ними по теме экскурсии, о соблюдении образцового порядка, о том, что во время экскурсии, слушая рассказ экскурсовода или рассматривая экспонаты, полезно записать наиболее интересные факты, примеры, цифры.
Таким образом, использование данных практических рекомендаций по проведению мероприятий культурно-досуговой работы в подразделении позволяет достигнуть цели воспитательной работы с военнослужащими и осуществить новый подход к методике формирования культуры досуга военнослужащих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культурно-досуговая работа в Вооружённых силах Российской Федерации помогает военнослужащим, овладевать мастерством управления вооружением и боевой техникой, воспитывает у них высокие морально-психологические и боевые качества. Её главный объект - человек, военнослужащий со всей совокупностью его многообразных общественных связей, индивидуальных особенностей, интересов, потребностей.
В современных условиях возрастает значение организации досуга военнослужащих, создания необходимых условий для восстановления их физических сил, душевного равновесия, более эффективного использования в воспитательной работе возможностей культуры. Роль и значение культурно-досуговой работы определяются тем, что человек был и остается главной силой, обеспечивающей победу в бою. От совокупности объективных и субъективных факторов зависит его успех. Среди них заметное место занимает физическое и моральное состояние личного состава.
В данной работе обобщены теоретические исследования по вопросам организации культурно-досуговой работы с военнослужащими. Определены сущность и значение культурно-досуговой работы с военнослужащими; охарактеризованы основные формы, силы и средства культурно-досуговой работы; проанализировано содержание культурно-досуговой работы в подразделении; определён алгоритм деятельности должностных лиц подразделения по организации культурно-досуговой работы с военнослужащими; разработаны практические рекомендации по совершенствованию алгоритма организации мероприятий культурно-досуговой работы в подразделении.
Таким образом, под культурно-досуговой работой понимается система мероприятий, проводимых во всех видах боевой и повседневной деятельности войск (сил) по организации отдыха и воспитания личного состава средствами культуры.
Культурно-досуговая работа организуется в целях формирования у личного состава средствами культуры и искусства высоких морально-боевых качеств, поддержания на должном уровне духовно-эмоционального состояния военнослужащих, мобилизации их на успешное решение боевых задач.
Основными задачами культурно-досуговой работы являются: постоянное и всестороннее наращивание духовного и эмоционального состояния военнослужащих; обеспечение условий для организации досуга и полноценного отдыха личного состава с учетом боевой обстановки; воспитание у военнослужащих верности воинскому долгу и отечественным традициям, мужества, смелости и отваги, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах; снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава; культурно-художественное обслуживание войск (сил); поддержание в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки.
Содержание культурно-досуговых мероприятий призвано оказывать мобилизующее воздействие на сознание, чувства и волю личного состава, пропагандировать боевые традиции российской армии, мужество и героизм её воинов, проявленные в боях за Отечество.
Руководство культурно-досуговой работой и ответственность за её качественное состояние в подразделениях возложено на соответствующих командиров подразделений, а непосредственную организацию и проведение этой работы - на заместителей указанных должностных лиц по воспитательной работе. Планирование культурно-досуговой работы включает: расчет сил и средств; определение направлений сосредоточения основных усилий; уточнение перечня мероприятий культурно-досуговых мероприятий, порядок их подготовки и проведения.
Таким образом, эффективность решения задач культурно-досуговой работы в учебной и боевой деятельности достигается постоянной боевой готовностью сил и средств культурно-досуговой работы и их согласованным применением; четким планированием, организацией и сосредоточением основных усилий культурно-досуговой работы на приоритетных направлениях; разнообразием форм и методов культурно-досуговой работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ