ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемой деятельностного подхода, структуры деятельности, её разновидностей и влияния на различные сферы человеческой жизни занимались такие авторы как С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Альбуханова-Славская, Е.М.Борисова, Е.А.Климов, Л.А.Коростылёва И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий, Н.А.Лаврова, А.К.Маркова, Р.С.Немов, Н.С.Пряжников, О.Н.Родина, Н.В.Самоукина, С.В.Славнов, Х.Хекхаузен, А.Е.Чирикова, П.А.Шавир и др.

Над исследованием самооценки, её составляющих, а также влияния на жизнедеятельность индивида работали Б.Г.Ананьев, Н.Е.Анкудинова, Р.Бернс, Л.И.Божович, Ю.А.Борисов, И.А.Кудрявцев, Н.А.Гульянова, У.Джемс, Ф.Зимбардо, В.Квинн, И.С.Кон, Л.Н.Корнеева, Р.Мейли, И.Н.Михеева, В.В.Овсянникова, С.Л.Рубинштейн, Е.Т.Соколова, В.В.Столин, А.Г.Спиркин, П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова, Н.Е.Шафажинская, Т.Шибутани и пр.

Актуальность исследования

Согласно современным представлениям, самосознание представляет собой сложный психологический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных «образов» самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - в представление своего собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.

Самооценка как результат интеграции процессов самопознания и самоотношения играет важную роль в психической жизни личности. Основная ее функция состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Отношение к себе, возникая как результат самопознания в процессе деятельности, а также непосредственного общения людей, является одним из центральных образований психики и значительно влияет на формирование содержательной структуры целой системы других психических особенностей личности.

В то же время необходимо отметить, что аспект влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности, в частности военно-профессиональной, освещён недостаточно, вследствие чего и было решено в настоящем исследовании обратиться к данной проблеме, ориентируюсь на возможность применения полученных результатов в практической деятельности военного психолога, офицера-воспитателя.

Объектом исследования является профессиональная деятельность военнослужащего.

Предмет исследования - влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности военнослужащего.

Цель работы - выявить некоторые особенности самооценки у военнослужащих.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • дать психологическую характеристику профессиональной деятельности; рассмотреть специфику военно-профессиональной деятельности;
  • раскрыть сущность феномена самооценки личности, охарактеризовать основные виды ее проявления;
  • проанализировать имеющиеся теоретические данные, характеризующие степень влияния самооценки личности на эффективность профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования явились отечественные и зарубежные разработки и концептуальные положения в области  общей психологии, психологии личности, психологии труда (А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, И.Ю.Кулагина, Н.В.Самоукина и др.)

Интересующие проблемы рассматривались на базе следующих методологических принципов:

  • детерминизма (причиной обусловленности и закономерности психологических явлений);
  • развития психики (а, следовательно, и проявления самооценки в структуре личности);
  • единства сознания и деятельности;
  • единства внешних воздействий и внутренних условий.

Практическая значимость данной работы определяется тем что:

  • знание особенностей формирования самооценки личности военнослужащего, позволяет оценить характер поведения и общения в коллективе;
  • учёт степени выраженности качественных характеристик самооценки позволяет прогнозировать успешность деятельности и взаимоотношений от этого подбирать сложность и направленность заданий.

1. ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности: «Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности», ...это «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования»... в силу общественного характера человеческой деятельности  она из инстинктивной, какой была у животных - становится сознательной» [22].

Теория деятельности - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признаётся деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии - С.Л.Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности - один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, в его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство; и А.Н.Леонтьева, который  совместно с другими представителями Харьковской психологической школы неформальной организацией психологов, которые работали в 30-е гг. над развитием идей Л.С.Выготского и над формулированием основ деятельностного подхода в психологии (к этой школе принадлежали: А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.И.Зинченко, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин и др.), разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Теория деятельности, разработанная С.Л.Рубинштейном, - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие её существенных объективных связей и опосредований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирующуюся в результате свёртывания «внешней» практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н.Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

Важнейшая особенность концепции А.Н.Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, связанные друг с другом в рамках одной целостной системы: «Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама управляет им» [18].

А.Н.Леонтьев говорил, что С.Л.Рубинштейн развил мысль о том, что психическое и  физическое - это одна и также, а именно рефлекторная отражательная деятельность, но рассматриваемая в разных отношениях и что её психологическое исследование является продолжением её физиологического исследования. А.Н.Леонтьев же, напротив, считал, что исследование движется от психологии к физиологии. Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчётливо формулируются в 40-50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем:

  1. Проблема предмета психологической науки. С точки зрения С.Л.Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие её существенных объективных связей и опосредований, в том числе через исследование деятельности. А.Н.Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих её элементов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П.Я.Гальперину, ориентировочной деятельностью).
  2. Споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По С.Л.Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путём интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психический) план уже наличествует. А.Н.Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что С.Л.Рубинштейн при решении проблемы единства сознания и деятельности, не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстаёт как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как нечто постулируемое, но недосказываемое. А.Н.Леонтьев предлагал свой вариант «снятия» этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и во внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью (например, обобщения формируются в процессе реального практического «переноса» одного способа действий в другие условия) [23].

В нашем исследовании мы руководствуемся теорией деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым.

1.1. Структура деятельности

В теории деятельности А.Н.Леонтьева предложено структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Среди компонентов деятельности выделяют:

  • мотивы, побуждающие субъект к деятельности;
  • цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;
  • операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации

Действия - процесс взаимодействия,  с каким-либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель.

С.Л.Рубинштейн [25] писал, что действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: «оно включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято».

Могут быть выделены следующие составные части действия:

  • принятие решения;
  • реализация;
  • контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств  и орудий.

Виды действий: управляющие, исполнительные, утилитарно-приспо-собительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные.
Операция - исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматриваются, прежде всего, врожденные или рано сформированные перцептивные, мнемические и интеллектуальные акты.

Та или иная деятельность может начать играть решающую роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила обозначение «ведущая деятельность».

Виды: непосредственное общение младенца с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве; сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста; учебная деятельность школьников; профессионально-учебная деятельность юности [16].

А.Н.Леонтьев [18] выделил 3 признака ведущей деятельности:

  1. в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются  новые виды деятельности  (например, ребёнок начинает учиться, играя);
  2. в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре, к примеру, появляется творческое воображение);
  3. от неё зависят наблюдаемые в это время изменения личности (в той же игре ребёнок осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения, которые он производит в игровой ситуации, у него формируются этические представления - начинается развитие морального сознания).

Схематически структура деятельности может быть представлена в виде:

П (потребность) - деятельность - М (мотив  предмет потребности)

Д (действия) - Ц (цель)

У (условия достижения цели) - ОП (операция - особая сторона действия)

Как показали исследования российских психологов (А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.) протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от её мотивов, целей и средств осуществления.

В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства деятельности человека, что определяет и формирование его сознания.

Профессиональная сфера является одной из основных сфер жизнедеятельности человека, многие авторы отмечают её как ведущую область самореализации личности: К.А.Альбуханова-Славская (1991), Л.А.Коросты-лева (2001), А.К.Маркова (1996), Н.С.Пряжников (1997), Л.Росс, А.Нисбетт (1999); Л.А.Рудкевич, Е.Ф.Рыбалко (1997) и др.

1.2.  Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности

Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению становления человеческой сущности.

Н.В.Самоукина [27] даёт описание структуры профессиональной деятельности: термин «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.

Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как деятельность и область проявления личности. Профессионал может преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства, приёмы работы.

Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру. Н.В.Самоукина описывает её таким образом [27]:

  • заданные цели, представления о результате труда;
  • заданный предмет (исходный материал - не обязательно вещь, но и ситуация неопределённости, любая система, например, социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);
  • система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);
  • система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
  • система прав;
  • производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности. Э.Ф.Зеер [9] под профессиональным становлением субъекта понимает движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.

Е.А.Климов предлагает возможную группировку фаз жизненного пути профессионала, выделяя следующие фазы: оптации, адепта, адаптации, интернала,  мастерства, авторитета, наставничества [12].

  1. Фаза оптанта или оптации. В данном периоде человек стоит перед проблемой выбора профессии или вынужденной переменой профессии и осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед подростками, и будущими выпускниками средней школы, и профессионалами. Эта фаза завершается формированием реалистического представления о мире труда и своего места в нём, появлением профессионального плана.
  2. Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней профессиональной подготовки у субъекта учебно-профессиональной деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в направленности, информированности, умелости.
  3. Фаза адаптации молодого специалиста к работе. Имеются различия в социальных, деятельностных нормах учебного заведения и производственного коллектива. В связи с этим специалист должен понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение, образ жизни, манеры, внешний облик, освоить «технологические» тонкости профессии и должен научиться соответствовать этим нормам. Профессионал должен адаптироваться к работе.
  4. Фаза интернала. На данном этапе развития профессионал приобретает значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную направленность, способен самостоятельно выполнять профессиональные основные функции на данном трудовом посту. Профессионал на данном этапе своего развития характеризуется состоявшимся «вхождением в профессию».
  5. Фаза мастерства. Данная фаза включает характеристики последующих за нею фаз: авторитета, наставничества. Субъект деятельности способен решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от других специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает хорошие результаты деятельности.
  6. Фаза авторитета. Профессионал является мастером своего дела. Профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью. Несмотря на свой биологический возраст, он успешно решает профессионально - производственные задачи, опираясь на высокий уровень профессионализма, умелость, организаторские способности.
  7. Фаза наставничества. Авторитетный мастер своего дела в каждой профессии имеет единомышленников, учеников, которые перенимают его опыт, следуют ему. Жизнь профессионала, несмотря на его биологический возраст, имеет определённую перспективу, смысл в связи с передачей опыта молодым профессионалам, отслеживанием их успехов, посильным включением в их дела.

Н.В.Самоукина [27] говорит, что на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных, причём теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала.

Объективные факторы - это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определённых свойств  и особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств).

Субъективные факторы - это имеющиеся у данного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, а также самооценка, которая интересует нас наиболее всего в данном исследовании.

Рассмотрим точки зрения некоторых авторов на предпосылки успешности профессиональной деятельности.

Б.М.Теплов [29] говорил, что успешность профессиональной деятельности зависит от индивидуальных способностей человека, описывая их таким образом: «Способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность», но он делал оговорку: «одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека... От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности».

У каждого человека существует также свой, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, влияющий на её успешность или неуспешность.  Е.А.Климов считает,  что под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности: «...индивидуаль-ный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности... Среди особенностей такого рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке («А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»). При этом следует подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т.е. одна и та же особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в другом - в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований. Предпочтение однообразных неторопливых движений у инертных окажется в категории «А», например, при ручной полировке изделия, и в категории «Б», если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например при удержании равновесия на неустойчивой опоре... Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям» [12].

Представляя сам термин успеха в профессиональной деятельности, Н.В.Самоукина [27] высказывается о нём следующим образом: «Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели».

Н.А.Лаврова [17], анализируя влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» показала в своём исследовании, что требования, определяющие успешную профессиональную деятельность, более чем разнообразны. Ею выявлено, что субъект трудовой деятельности как личность характеризуется определённой специфической совокупностью устойчивости личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, иерархическая система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности.

Мы принимаем утверждения всех вышеприведённых авторов по данной теме, так как они не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга, способствуя лучшему пониманию факторов, от которых может зависеть успех в профессиональной деятельности.

Таким образом, становится видно, что успех в профессиональной деятельности может быть вызван различными причинами. Но подробнее всего мы остановимся на самооценке человека, так как именно она является наиболее значимой для нашего исследования. Однако предварительно хотелось бы рассмотреть специфику профессиональной военной деятельности.

1.3. Характеристика деятельности военнослужащих

Военная служба - явление сложное во многих от­ношениях. Сюда входят различные виды военно-профессиональной и специальной деятельности. Одни из них опреде­ляются видами оружия и боевой техники, другие выделяют­ся на основе разделения функций по подготовке и ведению боя (разведка и другие виды боевого обеспечения) и его всестороннему обеспечению - техническому, материально­му, медицинскому. Кроме того, воинская деятельность делится по вертикали на командную, штабную, политическую, инженерно-техническую,  военно-педагогическую и другие виды. Все они имеют свою психологическую специфику [30].

По характеру психологического обеспечения воинская деятельность разделяется на ряд форм. Одни требуют от воинов непродолжительного, но предельного напряжения сил, вплоть до самопожертвования, другие - длительного усилия, мужества, физической и моральной выносливости. В одном случае требуется преимущественно сенсорно-мыслительная активность, в другом - внешняя, практическая, связанная с расходованием физической энергии. Деятельность может носить операторский и неоператорский характер. Задачи мо­гут быть опасные и неопасные, трудоемкие и сравнительно легкие, простые и сложные. Исходя из всего этого и на ос­нове обобщенной психологической характеристики, выделя­ются некоторые виды воинской деятельности.

Работа - разновидность воинской деятельности, имею­щая сравнительно простую структуру обычно повторяющих, действий и взаимодействий, с относительно равномерным распределением нагрузки по времени, например, инженерное оборудование боевого порядка, обслуживание техники, хо­зяйственные работы, некоторые виды эксплуатации оружия и боевой техники.

Боевое дежурство - действия военнослужащих, сос­тоящие в поддержании постоянной высокой готовности к тому, чтобы принять активные меры в случае усложнения обстановки: обнаружения цели (противника), получения команды (сигнала) и т.д. Деятельность этого типа является в психологическом отношении чрезвычайно напряженной. Некоторые наблюдения и эксперименты показывают, что люди, находящиеся в состоянии постоянного профессиональ­ного ожидания, иногда оказываются неспособными быстро перейти к активным действиям, теряются и фактически не выполняют того, для чего они предназначены [2].

Учеба - разновидность сложной индивидуальной и групповой деятельности, направленной на приобретение зна­ний, навыков и умений, на формирование качеств, необхо­димых для поддержания постоянной боевой готовности и ведения боевых действий. Важной задачей учебы является слаживание, сколачивание подразделений и частей, то есть формирование коллективного боевого мастерства. Учеб­ная деятельность организуется в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Она характеризуется повышенной познавательной активностью, источниками ко­торой   (мотивами) являются сознание воинского долга, интерес к военным знаниям, борьба за выполнение социали­стических обязательств и др.

Боевая деятельность - такой вид воинской дея­тельности, которая осуществляется в условиях боя, войны. Она характеризуется: большой социально-политической зна­чимостью, практическим применением оружия и боевой тех­ники, своеобразием целей (уничтожение противника), экс­тремальными условиями (опасность, внезапность и т.д.); необычайно высоким напряжением всех сил воинов. В бое­вой деятельности в психологическом отношении выделяются бросок, поединок (борьба).

Бросок - действие, в котором исключительно трудное начало, связанное с необходимостью решиться, отважиться на опасный рискованный шаг. Иногда это кратковременное, даже мгновенное, действие, выполнение которого, тем не менее, требует большого, порой предельного, волевого усилия, преодоления внутреннего сопротивления - чувства страха, неизвестности, неуверенности в положительном исходе на­чинания и других внутренних трудностей. Начало движения в атаку, прыжок с парашютом, проникновение в горящее по­мещение или погружение в холодную воду - примеры дей­ствий, выполнение которых начинается с преодоления зна­чительного психологического препятствия. Речь идет о действительно психологическом (внутрен­нем) препятствии, так как очевидно, что, например, лежа­щему человеку физически совершенно не трудно встать, точ­но так же физически легко сделать полшага для прыжка. Некоторые воины-водители, имеющие опыт преодоления та­кого рода препятствий, говорят о своих переживаниях так: «Знаю, что надо двигаться вслед за разрывами снарядов, хо­чу нажать на «газ», но нога не слушается». Подготовка вои­на, формирование бойцовского характера непременно вклю­чают выработку решительности, способности к броску.

Поединок (борьба) - типичная форма боевой деятельности, ее важнейшее отличительное свойство. Это борьба человека с человеком, с конкретным противником, специфическое (отрицательное) взаимодействие с ним с целью нанести ему максимальный ущерб, вплоть до полного уничтожения, и в то же время сохранить себя и свои силы. Нередко, однако, победа достигается, когда есть решимость отдать все для нее, в том числе и саму жизнь. В вооружен­ном противоборстве успех зависит от воли, способности к максимальному напряжению сил, от умения разгадывать за­мыслы и намерения противника и скрывать свои планы, способности превзойти его, скажем, в скорости движения и развертывания, точности огня, качестве и оперативности ре­шений, скрытности, разведке и маскировке, уровне боевой выучки, дисциплины, качестве оружия [30].

 2. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Становление человека как субъекта деятельности неразрывно связано с развитием самосознания. В осуществлении различных видов активности субъекта, в том числе его деятельности, общения, поведения, значительная роль принадлежит самосознанию. В процессе практической деятельности человек как субъект (человек на характерном для него высшем уровне активности, целостности, автономности), характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, преобразует социальный мир, а также и самого себя. Изменяя мир, человек глубже понимает и его, и самого себя как субъекта деятельности (личность, имеющая определённые права, обязанности и выполняющая определённые роли и функции).

Психологический словарь [22] определяет самосознание как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков.

В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческой жизнедеятельности. Отношение к своему бытию, опосредованное совместной (в общении осуществляемой) деятельностью, способствует формированию определённого представления о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представления о себе (субъективный образ своего «Я») складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих  поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе.

С.Л.Рубинштейн [26] пишет, что проблема психологического изучения личности завершается раскрытием её самосознания. Он считал, что развитие самосознания проходит ряд ступеней: от наивного неведения в отношении самого себя  до всё более углублённого самопознания, соединяющегося затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. С.Л.Рубинштейн высказал суждение о трёхкомпонентной структуре самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку  и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.

И.И.Чеснокова [31] рассматривает самосознание как сложный психологический процесс, заключающийся в восприятии личностью многообразных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и в соединении этих образов в целостное единое образование - в представление, а затем в понятие о собственном «Я». Процесс самопознания тесно связан с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующую самооценку, которая становится регулятором поведения личности. Таким образом, И.И.Чеснокова рассматривает самосознание как единство трёх сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения. Самосознание является динамичным образованием психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в постоянном функционировании.

Структура самосознания личности представляет собой взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой.

Когнитивная подструктура включает осознание себя в системе деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных отношений и в системе его личностного развития. Постепенно на основе представления о себе в отдельных ситуациях, на основе мнения коллег складывается устойчивая Я-концепция, придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности.

В аффективно-оценочном отношении к себе различают оценку своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная самооценка) и будущих достижений (потенциальная или идеальная самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие (рефлексивная самооценка). По мнению А.К.Марковой [19], если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная выше актуальной,  это говорит о росте профессионального самосознания. 

И, наконец, третий компонент профессионального самосознания - поведенческий - означает способность действовать на основе знаний о себе и отношения к себе.

Исходя из вышеизложенного понимания самосознания, раскрывающего его содержательный аспект, можно вычленить следующее: человек как социальное существо осознаёт себя членом общества, группы: возрастной, половой, профессиональной, семьи и так далее, свой социальный статус, роли, социальные связи с другими людьми. Объектом самосознания является сама личность, как познающий субъект, которая осознаёт свои личностные особенности: направленность и отношения, психические состояния, процессы, свойства, характер, способности; проявления собственной активности: поступки, взаимоотношения с окружающим миром; осознаёт себя субъектом познания, общения и труда.

Теперь мы обратимся к анализу Я - концепции  - содержательной стороны самосознания.

2.1. «Я»-концепция

И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий [16] говорят, что формирование «Я»- концепции - важнейший этап в развитии самосознания.

У.Джемсу  принадлежит первая концепция личностного «Я», рассматриваемая в контексте самопознания. С его точки зрения глобальное, личностное «Я» является двойственным образованием, состоящем из двух составляющих - «Я-сознающего» и  «Я-как объекта». Эти две стороны самосознания всегда существуют одновременно. В состав «Я-как объекта» включаются: материальное «Я» (одежда, дом, семья), физическое «Я» (тело), социальное «Я» (общественное признание человека, его репутация), духовное «Я» (сам  «мыслящий» субъект). Джемс рассматривает действующее «Я» - как субъекта мысли, но при характеристике эмпирического «Я» выходит за пределы сознания [8].

И.С.Кон [13] выделяет следующие аспекты проблемы «Я»:

  1. «Я» - идентичность (самость). Человек при изменениях окружающей среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя собственную структуру.
  2. «Эго» - (субъективность). С данным представлением связана субъективность сознания, понятие действующего лица, наблюдателя, которое получило название «Я». При изучении данного аспекта внимание исследователей направлено на процессы и механизмы сознательной саморегуляции поведения.
  3. «Образ Я». При изучении Я-образов рассматриваются конкретные процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок, структурные компоненты Я-образов и динамика их изменения, роль и значение самосознания в общем, балансе психической деятельности.

Вышеуказанные аспекты проблемы «Я» являются взаимосвязанными и предполагают друг друга: «Идентичность психики и поведения индивида невозможна без какого-то единого регулятивного начала, которого требует самосознание. «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о себе. «Образ Я» как  бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует её поведение».

В процессе отражения человеком самого себя формируется Я-образ. «Наряду с «Я» как субъектом активным, действующим и субъективным, - подчёркивает И.С.Кон, - необходимо выделять «Я» как объект восприятия, мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное «Я», или «образ Я», понятие «Я», или «Я - концепцию».  И.С.Кон понимает «образ Я» как социальную установку (установочную систему), позволяющую представить его структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.

«Образ Я» рассматривается Чесноковой И.И. [31] в контексте самосознания личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредованного познания  личностью себя, развёрнутый  во времени. Обобщённый «образ Я» формируется в процессе интеграции множества единичных,  конкретных образов в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нём отражены общие, специфические и существенные черты данного субъекта. «Образ Я» является определённым итогом процесса самопознания. Обобщённый «образ Я» является, согласно автору, тождественным понятию «Я». Понятие «Я» влияет на мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности.

У Бернса «Я-концепция»  представлена в виде иерархической структуры. Её вершину составляет глобальная «Я-концепция», включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это чувство собственной преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что «образ Я» и самооценка образуют неразрывное единство, и предрасполагают индивида к определённому поведению, автор рассматривает глобальную «Я-концепцию» как совокупность установок индивида, направленных на себя. Выделяются три основные модальности самоустановок:

  1. Реальное «Я» - это установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные психологические особенности, роли, статус, то есть представления о том, какой он есть на самом деле.
  2. Зеркальное (социальное) Я - это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие люди.
  3. «Идеальное» Я - установки, связанные с представлением о том, каким он хотел бы быть [3].

Я-образ или Я-концепция является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный образ.

Итак, структура Я-концепции  схематически может быть представлена следующим образом:

2.2. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки

В рамках Я-концепции, как содержательной стороны самосознания, исследователи определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей.

«Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции» [21].

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира.

Т.Шибутани [32] говорит о самооценке так: «Если личность - это организация  ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».

Б.Г.Ананьев [1] высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движенизанный с движени ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я), являющимся прямым  выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

Самооценку рассматривают  и  как  элемент  самоотношения,  наряду  с самоуважением,  самосимпатией,  самопринятием и т.п. Так И.С.Кон [13] говорит о самоуважении, определяя его как  итоговое измерение «Я», выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого  себя.

А.Н.Леонтьев [18] предлагает осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный  предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций». Самооценка является основой  внутренней  мотивации и тесно связана с процессом познания.

Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает  знания  человека о себе, второй  -  его отношение к себе как меру удовлетворённости собой.

В  деятельности  самооценивания  эти  компоненты  функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знания о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте,  неизбежно обрастают эмоциями, сила,  и  напряженность  которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

  1. уровню - высокая, средняя, низкая;
  2. соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная;
  3. особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная;
  4. характеру временной отнесённости - прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения  индивида и включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности» [22].

В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации и идеалы личности (Петровский  А.В.), мировоззрение (Рубинштейн С.Л.), уровень притязаний (Божович Л.И., Хекхаузен Х. и др.),  «Я-концепция»  (Соколова  Е.Т., Столин  В.В.), требования, предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).

Самооценка является доминирующей, а её выражением считается  уровень притязаний, заключает Л.В.Бороздина [6]. То есть уровень притязаний считается проявлением самооценки  в действии личности. Подобная  проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации   достижения.

Уровень притязаний характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная  цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в   результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный  момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек  свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи.  Переживание  успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

Постулат, выдвинутый У.Джемсом [8] звучит так: «Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь». В виде формулы это может быть представлено таким образом:

Самооценка = притязания / возможности.

Подводя итоги, можно сделать заключение: самооценка - компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ «Я-реального», «Я-идеального», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами.

Поведение людей с высокой самооценкой [3] противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение.

Л.Пепло, М.Мицелии Б.Морали высказывают мнение о том, что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими говорится, что низкая самооценка - это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов [7].

Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём. Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнёрам. Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа - не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать свои силы и предпринять новое наступление более надёжными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Человек с низкой самооценкой, напротив,  выглядит  потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают, и комплименты. Исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока. Весьма одарённые люди могут выступать сами для себя злейшими врагами, если их самооценка занижена

«...Если человек застенчив, как правило, он страдает низкой самооценкой; - пишет Ф.Зимбардо [10], - там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости».

Вирджиния Н.Квинн [11] пишет об исследованиях, проведённых Левануэем и Уайли, позволивших заключить, что люди с положительными «Я»-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим, им легче смириться со своими неудачами, которые у них происходят реже, так как работают они эффективнее людей с низкой самооценкой; высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность; люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы.

Продолжая опираться в своих суждениях на исследования вышеприведённых авторов, Вирджиния Н.Квинн говорит, что люди с низкой самооценкой болезненно воспринимают критику и склонны во всех неудачах винить себя; они легко поддаются давлению, - «... поскольку им не хватает уверенности в себе, ими обычно можно манипулировать; они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах; большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, так как тогда они уверены в успехе. Некоторые исследования показывают, что низкая самооценка является фактором, способствующим возникновению склонности к мошенничеству, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений» [11].

Т.Шибутани [32] говорит: «Когда человек не может принимать себя таким, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются скорее на самозащиту, чем на самопознание».

Обобщая взгляды различных исследователей, можно прийти к заключению, что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния неадекватной либо заниженной самооценки на социальное поведение человека, то есть на поведение человека в обществе.

 

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Особенности самооценки у военнослужащих

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Проведенное исследование на курсантах Воронежского ВАИУ позволило выявить следующие особенности проявления самооценки (таблица 1).

 

Таблица 1 Показатели самооценки у курсантов различных специальностей* (%)

 

Уровни самооценки

Неадекватно низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекватно высокий

«Метеорологи»

-

4,8

2,7

47,2

34,3

11,0

-

«Кислородчики»

-

2,7

-

32,7

53,7

10,8

0,1

«Оружейники»

0,1

2,7

7,5

46,7

26,2

16,8

-

«Строители»

-

-

2,7

19,0

38,2

37,4

2,7

«Автомобилисты»

-

-

4,5

18,2

50,1

24,5

2,7

«Штабисты»

-

-

-

22,1

32,5

32,7

12,7

«Психологи»

-

-

-

15,2

28,7

34,7

21,4

* для тестирования были выбраны курсанты 3 года обучения

 

Как видно из таблицы 1, наиболее адекватная самооценка наблюдается у «кислородчиков» и «автомобилистов». Наиболее низкая самооценка отмечена у «метеорологов» и «строителей», а чрезмерно завышенная у «штабистов» и психологов». Выяснение причин подобного распределения уровней самооценки не входило в задачи настоящего исследования и поэтому может строиться только на интуитивных предположениях. При этом необходимо отметить, что если между показателями адекватной и заниженной самооценки не прослеживается явной зависимости, то показатели завышенной самооценки были вполне предсказуемы. Курсанты штабной специальности и специальности «Организация МПО войск» из года в год демонстрируют свое превосходство над курсантами прочих специальностей, объясняя это тем, что в будущем им придется работать не с неодушевленной техникой, а с живыми людьми. Данный вид деятельности представляется им значительно сложней, а значит, требует больших способностей и умений. Следовательно, обучаясь на этих специальностях, они и считают себя таковыми - более способными, умными, находчивыми и т.д.

Самооценка как личностная характеристика способно претерпевать изменения с течением времени под воздействием ряда обстоятельств. Так, при изучении самооценки курсантов-«психологов» в течении трех лет была выявлена следующая динамика (таблица 2).
Таблица 2 Динамика показателей самооценки у курсантов специальности «Организация МПО войск» (%)

 

Уровни самооценки

Неадекватно низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

 Неадекватно высокий

1 курс (2005/06)

-

4,8

4,8

46,7

33,3

7,7

2,7

2 курс (2006/07)

-

2,7

2,7

35,8

33,3

12,7

12,7

3 курс (2007/08)

-

-

-

15,2

28,7

34,7

21,4

На первом курсе самооценка характеризовалась в основном средним уровнем и уровнем выше среднего при наличии незначительного числа курсантов, имеющих уровень самооценки низкий, ниже среднего, высокий и неадекватно высокий.

На втором курсе наблюдается некоторое снижение показателей низкой самооценки, самооценки ниже среднего уровня, а также адекватной самооценки. В то же время несколько увеличиваются показатели завышенной и неадекватно завышенной самооценки.

К третьем курсу происходит значительное увеличение показателей завышенной и неадекватно завышенной самооценки. При этом полностью исчезают показатели низкой самооценки и самооценки ниже среднего уровня. Снижаются и показатели среднего и выше среднего уровня.

Причина наблюдаемой тенденции нам видится такой же, что и при рассмотрении результатов общеучилищного тестирования. Специфика специальности накладывает свой отпечаток на уровень самооценки курсантов-«психологов», который усиливается в процессе обучения в вузе.

3.2. Самооценка как фактор успешности профессиональной деятельности

С.Л.Рубинштейн пишет: «Реальная личность, отражаясь в своём самосознании, осознаёт себя как «Я», как субъекта своей деятельности». Он говорит, что человек, прежде всего для нас определяется его отношением к своему труду, поэтому его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное общественное отношение к труду, по мнению С.Л.Рубинштейна, является стержнем самосознания личности [26].

На одном из сайтов Интернета говорится, что человека с низкой самооценкой не ценит никто, кроме самых близких друзей: «Неуверенность - своеобразный сигнал для окружающих, так как никто не знает человека лучше, чем он сам, а он заранее расписывается в своей несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность», что говорит о негативном влиянии низкой самооценки на жизнь человека.

Во «всемирной паутине», на страницах, посвящённых поиску работы, можно встретить описание факторов, необходимых для успешной карьеры:

1. Самооценка: важна, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к выученной беспомощности - человек заранее опускает руки перед трудностям и проблемами, поскольку все равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.

2. Уровень притязаний - «самооценка в действии». Высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет многого достичь в жизни, подняться по социальной или профессиональной лестнице, завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Низкий уровень притязаний бывает у людей, для которых важнее не потерять достигнутое, избежать неудачи.

3. Локус контроля. Это показатель ответственности человека. Люди с внешним локусом контроля ищут объяснения всего происходящего в стечении обстоятельств и поступках других людей. Внутренний локус контроля говорит об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из собственных ошибок (иногда приводит к чрезмерному самообвинению).

Успех - это всегда следствие внутренних, а не внешних причин. То есть все, что может помочь человеку в достижении успеха, находится в нем самом. К этим внутренним признакам, отличающим успешного человека от неуспешного, относятся, в первую очередь, три фактора: самооценка, общительность, энергичность.

1) Самооценка, так как помогает найти свое место среди окружающих людей. Чем ниже самооценка, тем хуже считает себя человек по сравнению с окружающими людьми. Он ждет (и, как правило, дожидается, неосознанно провоцируя окружающих) насмешки, обмана, унижения со стороны тех, кто с ним общается. Защищая себя, он выстраивает вокруг стену недоверия. Такие люди не могут объективно воспринимать мир и, следовательно, принимать правильные решения.

Человек, постепенно накапливая опыт неуспеха, начинает чувствовать себя непригодным к этой жизни. Человек, чья самооценка высока, доверяет самому себе и совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение.

Даже человек, ценящий себя выше, чем он того заслуживает, находится в более выгодном положении, чем человек с заниженной самооценкой.

Самооценка служит основой, на которой человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром».

2) Общительность человека.

«Можно быть умным и образованным, но если человек не умеет общаться с людьми, то все знания и умения останутся нереализованными по той причине, что у вас не  будет единомышленников. Выстроить свое дело и достичь в нем успеха для такого человека - вещь непосильная» [14].

3) Энергичность человека. Под энергичностью нужно понимать способность человека упорно тратить свои силы для достижения выбранной цели.

Л.А.Коростылева [15] пишет: «Уверенность в своих силах заставляет человека бороться за то, что он ранее считал непосильным для себя, что открывает новые возможности. Высокая самооценка помогает избежать задержек при выборе вариантов действий. Раз, выбрав стратегическое направление, успешный человек идет по нему, не сворачивая. Он осознает, что существуют и другие пути, ведущие к его цели, однако, уверенность в собственной силе убеждает его, что путь, им выбранный, по крайней мере, ничуть не хуже других путей, и он достигнет своей цели. Здоровая амбициозность и желание быть лучшими играет роль топлива, позволяя менеджеру и возглавляемой им фирме двигаться вперед».

Р.Бернс [3] высказывается так о высокой самооценке: «Высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий».

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Т.Шибутани пишет: «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать... Человек, который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо» [32].

Ф.Зимбардо [10] говорит: «...то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ».

О самооценке политиков Екатерина Егорова, председатель совета учредителей "НикколоМ", высказывается таким образом: «У политика, как у каждого человека, есть представление о самом себе. И если политик доволен собой и у него высокая самооценка, то он держится весьма уверенно и замотивирован на успех. Важно, конечно, чтобы его уверенность в себе соответствовала его компетентности в излагаемой теме. Как правило, уверенные в себе политики воспринимаются как более убедительные с точки зрения аргументации» [17].

Л.Н.Корнеева [14] указывает, что на профессиональную деятельность специалиста оказывает влияние параметр высоты самооценки. Высота самооценки влияет на уровень целей и широту профессиональных планов субъекта. Адекватная самооценка профессионала определяет степень расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем осуществления деятельности, точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию на различный результат деятельности. Завышенная самооценка способствует постановке целей, не соответствующих возможностям профессионала: он ориентирован на успех, пренебрегает необходимой информацией, не развивает больших усилий для достижения своих целей. Заниженная самооценка приводит к пассивности, боязни ответственности, к склонности профессионала ставить лёгкие цели и задачи; к ожиданию неуспеха. Неадекватная самооценка не позволяет профессионалу полностью реализовать свои возможности в профессиональной деятельности. В данной работе Л.Н.Корнеева показала роль и функции самооценки в регуляции профессиональной деятельности, что является очень ценным для  нашего исследования.

В.В.Овсянниковой [20] изучались самооценки профессионально значимых личностных качеств у учащихся ПТУ и профессионалов. Ею была установлена следующая динамика в формировании самооценки профессионально значимых качеств: от завышенной у начинающих обучение и учащихся I курса к всё более реалистичной у учащихся III курса. Ею было выявлено, что профессионалы (успешные профессионалы) имеют высокий показатель самооценки, они оценивают себя исходя из реальных производственных результатов своей деятельности.

О.Н.Родина [24] обращает внимание на то, что внешние и внутренние оценки успешности деятельности существенно зависят от личностных особенностей человека, от его мотивов, направленности, потребностей, интересов, свойств нервной системы, особенностей характера и самооценки.

Е.М.Борисовой [5] изучалась динамика становления личности ткачих. Она выяснила, что передовым ткачихам свойственен высокий уровень профессиональных притязаний и адекватная устойчивая самооценка, складывающаяся под влиянием реальных достижений субъекта деятельности, а также под влиянием оценок со стороны трудового коллектива. Устойчивость и адекватность самооценки является основой для формирования черт личности - уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Для работниц, не справляющихся с профессиональными заданиями, характерна неуверенность в своей профессиональной состоятельности, которая в свою очередь подкрепляется  оценкой, даваемой окружающими. На этой основе у них складывается заниженная самооценка и сниженный уровень притязаний.

Н.В.Самоукина [27] считает, что для достижения профессионального успеха большое значение имеет внутреннее состояние, сопутствующее эффективной деятельности. Она пишет, что человек, когда у него получилось что-то важное и значимое, чувствует спокойствие и уверенность в себе, «будто наперёд знали, что у вас всё получится».

Успешные люди, в своём стремлении вверх, не проявляют сверхзависимости от своего положения: они очень уверены в себе и своих возможностях. «Именно напористость и уверенность, даже при отсутствии яркого таланта, - продолжает Н.В.Самоукина, - являются основными причинами успеха в случае, если конкурентом выступает талантливый, но стеснительный и неуверенный».

Вирджиния Н.Квинн [11] пишет, что люди с положительными «Я-концепциями» склонны терпимее относиться к окружающим. Им легче смириться с неудачами, которые у них случаются реже, так как правило, они работают эффективнее, чем люди с низкой самооценкой. Большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, так как тогда они уверены в успехе.

Типичный портрет успешного предпринимателя включает в себя такие личностные свойства, как реалистическая оценка при выборе альтернатив, критичность в представлении о своих возможностях и одновременно высокий уровень притязаний, готовность идти на разумный риск, преодолевать узко конъюнктурные оценки и хорошо прогнозировать развитие событий. Согласно полученным данным «предприниматели не страдают от скромности, их самооценка тождественна, а иногда и превосходит оценку преуспевающих коллег. Это важный методический вывод, позволяющий рассматривать самооценки предпринимателей либо как завышенные, либо как адекватные».

Ю.А.Борисов, И.А.Кудрявцев [4] выявили, что у успешных менеджеров наблюдается тенденция к завышенной самооценке, у них высокий уровень самоуважения, они полны уверенности в своих силах, оптимистически прогнозируют будущее, стремятся постоянно повышать уровень целей и требований к себе. Напротив, в образе мира неуспешных менеджеров нет видения себя ответственными и автономными в пределах своей компетенции лидерами, нет властной ролевой диспозиции, смысловой установки на эффективное управление подчинёнными или людьми.

Можно сказать, что зависимость успешности управления от структурно-содержательных характеристик самосознания и мотивационно-смысловой сферы закономерна. Она позволяет учитывать количество и качество отклонений по этим личностным параметрам от соответствующих шкал принятого культурного эталона как критерии профессионального отбора.

Н.А.Гульянова пишет, что в процессе любой деятельности человек получает подтверждение уже имеющемуся «Я-образу», либо воспринимает в себе что-то новое и по-новому. «Значимый неуспех,- говорит автор, - снижает устойчивость «Я-образа» [7].

С.В.Славнов [28] отмечает, что операциональная сторона, включающая личностные профессионально важные качества и представления о них, наиболее существенна с точки зрения прогноза профессиональной пригодности, тогда как мотивационная сфера («духовное наполнение профессии»: увлечённость «менталитетом» профессии, мотивация «высоких уровней достижения», стремление к саморазвитию в профессии, «внутренний локус профессионального контроля») имеет важнейшее значение для профессионального роста.

С.В.Славнов выявил в проведённом исследовании образа успешного профессионала у опытных сотрудников следующие оценки по личностным чертам: быстро и легко входит в контакт, хорошо контролирует свои эмоции, наблюдателен, с адекватной самооценкой, широким кругозором и др.; также, исследуя образ успешного профессионала у студентов, в образе личностных черт он тоже выявил одной из них адекватную самооценку, и стремление к профессиональному росту, как и в своём исследовании образа успешного профессионала у абитуриентов снова одним из пунктов выявлена адекватная самооценка.

И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий [16] указывают, что осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

А.К.Маркова [19], исследуя успешность педагогической деятельности, заключает, что наиболее важным для педагога является формирование положительной самооценки в целом, так как у учителя, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией и  эффективность работы в целом.

Обобщая результаты вышесказанного, можно подвести итог, выражаясь словами А.В.Петровского: «Всё что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение, существенно важные ориентиры для своего поведения, всё время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; всё это входит в самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие» [21].

Согласно работам, проведённым перечисленными авторами, можно заключить: самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения человека.

Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на развитие личности, её деятельность, поведение и взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, достижения целей определённого уровня, то есть уровня притязаний личности.

Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого.

Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать влияние на весь дальнейший ход жизни.

Профессиональная самооценка рассматривается как самоотношение служащего к результату сопоставления реального и идеального "Я-профессионал", формирующегося в результате процесса самооценивания (в контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении с другими и с самим собой).

Ещё у С.Л.Рубинштейна основной мыслью концепции субъекта и его деятельности, основания которой заложены в статье 1922 года  («Принцип творческой самодеятельности») является то, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности. Согласно принципу единства сознания и деятельности, деятельность человека обуславливает формирование его сознания и самосознания, психических процессов, свойств человека, а они в свою очередь являются регуляторами его деятельности, условиями её адекватного выполнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности; это «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования ...»

В теории деятельности А.Н.Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций. Среди компонентов деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации

Военная служба - явление сложное во многих отношениях. Сюда входят различные виды военно-профессиональной и специальной деятельности. Одни из них определяются видами оружия и боевой техники, другие выделяются на основе разделения функций по подготовке и ведению боя (разведка и другие виды боевого обеспечения) и его всестороннему обеспечению - техническому, материальному, медицинскому. Кроме того, воинская деятельность делится по вертикали на командную, штабную, политическую, инженерно-техническую, военно-педагогическую и другие виды. Все они имеют свою психологическую специфику. По характеру психологического обеспечения воинская деятельность разделяется на ряд форм: работа, боевое дежурство, учеба, боевая деятельность, бросок, поединок (борьба).

2. Проблема психологического изучения личности завершается раскрытием её самосознания. Так, С.Л.Рубинштейн считал, что развитие самосознания проходит ряд ступеней: от наивного неведения в отношении самого себя  всё более углублённого самопознания, соединяющегося затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

  • уровню - высокая, средняя, низкая
  • соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная
  • особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная
  • характеру временной отнесённости - прогностическая, актуальная и ретроспективная.

У Бернса «Я-концепция» представлена в виде иерархической структуры. Её вершину составляет глобальная «Я-концепция», включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Основываясь на том, что «образ Я» и самооценка образуют неразрывное единство, и предрасполагают индивида к определённому поведению, автор рассматривает «Я-концепцию» как совокупность установок индивида, направленных на себя. Выделяются три основные модальности самоустановок: реальное «Я»; зеркальное (социальное) «Я» и идеальное «Я».

3. Для осуществления успешной карьеры необходимо учитывать следующие факторы:

Самооценка: важна, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к выученной беспомощности - человек заранее опускает руки перед трудностям и проблемами, поскольку все равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.

Уровень притязаний, «самооценка в действии»: высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет многого достичь в жизни, подняться по социальной или профессиональной лестнице, завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Низкий уровень притязаний бывает у людей, для которых важнее не потерять достигнутое, избежать неудачи.

Профессиональная самооценка рассматривается как самоотношение индивида к результату сопоставления реального и идеального "Я - профессионал", формирующегося в результате процесса самооценивания (в контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении с другими и с самим собой).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. - М.: Наука , 1977. - 380 с.
  2. Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики: уч. пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1988.- 271с.
  3. Бернс Р. «Я-концепция» и «Я-образы». Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003. - 656 с.
  4. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психосемантика // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. -№1. - С.91-103.
  5. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. - С.159-177.
  6. Бороздина Л.В.. Исследование уровня притязаний: учебное пособие. - М.: Ин-т Психологии РАН РФ, 1993. - С.141.
  7. Гульянова Н.А.. О связи самоприятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник Моск. ун-та. - Сер.14. - Психология. - 2001. - №3. - С.68-75.
  8. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - С.88.
  9. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: автореф. дис....докт.психол.наук - Свердловск, 1985. - 46 с.
  10. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003. - С.76-84.
  11. Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология. - СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 2000. - 560 с.
  12. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988. - 200 с.
  13. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
  14. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. - 1989. - Вып. 4. - С.91-96.
  15. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. - Вып. 5. / под ред. Г.С.Никифорова, Л.А.Коростылевой. - С-Пб.: Изд-во СПб. унив-та, 2001. - С.232.
  16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001. - 464 с.
  17. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - человек» / Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития / Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции / под ред. Карелиной М.Ю. - М.: МИССО, 2003. - 195 с.
  18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.
  19. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - С.88-92.
  20. Овсянникова В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Л., 1982. - 26 с.
  21. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995. - С.410.
  22. Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 440 с.
  23. Психологическое тестирование / Раздел 7/ Личность: опросниковые методики / Часть 1 / Тексты опросников / Пенза, 1990. - С.124-142.
  24. Родина О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога // Вестник МГУ. - Сер.14. Психология. - 1996. - №3. - С.60-67
  25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999. - 720 с.
  26. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,1973. - 416 с.
  27. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Экмос, 1999. - 352 с.
  28. Славнов С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции // Психологический журнал, 2003. - Т.24. - С..82-90
  29. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - С.9-20.
  30. Чекмезов Н.А., Холодов О.М. Психология. Военная психология. - Воронеж: ВИРЭ, 2001. - 120 с.
  31. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
  32. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003. - С.62-81.
Просмотров работы: 405