ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования. В настоящее время все более остро встает вопрос о профессионали­зации в Вооруженных Силах. Только профессионал может грамотно действовать в сложной и динамичной обстановке современного боя, умело руководить воинскими коллективами.

В то же время падение престижа военной службы, разрушение сис­темы военно-профессиональной ориентации, плачевное положение с рек­ламой военной службы, и другие причины привели к тому, что в армию стали приходить случайные люди, не соответствующие высоким требова­ниям, предъявляемым военной службой.

Опросы, проведенные в общеобразовательных учреждениях показали, что школьники не интересуются военной профессией и даже не планируют проходить срочную службу. Из 250 опрошенных школьников только 6% считают, что могли бы добиться успехов в военной сфере, и всего 3,3% в качестве своих ближайших планов высказали намерение отслужить в рядах национальной армии.

В тоже время, социально-политические изменения в обществе, совер­шенствование законодательной базы Российской Федера­ции в военной области, реформирование Вооруженных Сил РФ предъявляют повышенные требования к профес­сиональному становлению офицеров непосредственно в военных вузах, так как современный офицер-выпускник с первых дней пребывания в должности должен не только в совершенстве владеть вооружением и военной техникой, но и уметь обучать подчиненных, часто не обладающих достаточным уровнем общеобразовательной подготовки.

Проблемам профессионального становления военных специалистов уделялось значительное внимание в работах военных педагогов и психологов А. В. Барабанщикова, В. Н. Герасимова, В. П. Давыдова, В. Г. Звягинцева, Н. И. Калакова, П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, Г. В. Ложкина, В. Л. Марищука, В. обществе, изменили не только ценност­ные ориентации курсантов и офицеров, но и сам подход к высшему военно-специальному образованию, которое интегрировалось в российское образование в результате внедрения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предусматрива­ющего обязательное получение каждым курсантом граж­данской специальности.

Важно отметить, что военно - профессиональная ориентация молодежи обеспечивает максимально возможное соответствие в отношениях общества и индивида, отражение которого в сознании данного индивида принимает форму высокоразвитого воинского призвания, которое, в свою очередь, служит одним из ведущих мотивов выбора профессии офицера.

Объект исследования - военно-профессиональная ориентация молодежи.

Предмет исследования - психолого-педагогические аспекты военно-профессиональной ориентации молодежи.

Цель работы - рассмотреть психолого-педагогические аспекты военно-профессиональной ориентации молодежи, на основе которых предложить содержание и условия повышения ее эффективности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать этапы и тенденции развития военной профориентологии.
  2. Рассмотреть этапы военно-профориентационной работы.
  3. Определить основные принципы и методы психологической оценки личности, с учетом в диагностике возрастных и социально-психологических особенностей молодежи.

Методологической основой исследования явились труды таких ученых, как Атутов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К., Борисова Е.М., Гарбер Е.И., Донцов А.И., Зеер Э.Ф., Зибров Г.В., Климов Е.А., Колосова Л.А., Маркова А.К., Пряжников Н.С., Рогов Е.И., Фрумкин А.А., Чернявская А.П.

Значимость исследования определяется тем, что представленные теоретические и методические материалы могут быть применены специалистами в целях повышения эффективности военно-профессиональной ориентации молодежи.

 

1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.1.  История военной профориентологии и тенденции ее развития

В эпоху первобытно-общинного строя, как известно, имела место самодействующая вооруженная организация народа, т. е. участие в вооруженной борьбе было обязанностью каждого члена рода или племени. И хотя уже тогда существовало примитивное разделение воинского труда, труд этот не требовал специального обучения, был простым и естественным продолжением общей работы рода, племени по добыванию средств к жизни.

Военная организация рабовладельческого общества имела уже более сложные формы. В своем развитии она прошла путь от родовых и племенных ополчений до рабовладельческой милиции и профессиональных армий. Эти армии имели в основном два рода войск - пехоту и конницу. К концу эпохи рабовладения произошло деление пехоты на тяжелую, среднюю и легкую, а конницы - на тяжелую и легкую. В этот период в войсках насчитывалось до 30 различных военно-трудовых занятий и соответственно столько же специальностей. Большое место отводилось обучению войск и индивидуальной подготовке воинов. Вопросы комплектования армий, отбора воинов, их обучения отражались в работах древнегреческих философов и историков Платона, Аристотеля, Плутарха, Геродота. Таким образом, можно считать, что первые развитые формы профессионализации воинской деятельности появились в эпоху рабовладения. Тогда и зародилась военная профессия [1].

Князья на Руси с Х века стали предоставлять своим вассалам земли в пожизненное пользование при условии, что последние должны содержать дружину и выступать с ней по призыву князя под его знаменем. Таким путем образовался слой людей, обязанных нести военную службу и для которых военная служба была профессиональным занятием и средством к жизни. Так постепенно формировалась военно-профессиональная деятельность и военная профессия, признаками которой были специальное обучение и вознаграждение (в различных формах). К этому периоду относится замечательный исторический документ «Поучения Владимира Мономаха».

Период развитого феодализма в странах Западной Европы характеризуется упадком роли пехоты, господством рыцарской конницы. В ряде стран, прежде всего на Руси, пехота не была простым придатком конницы и являлась вторым родом войск. Все крупнейшие сражения этого периода, такие, как Ледовое побоище (1242 г.) и Куликовская битва (1380 г.) были выиграны совместными действиями конницы и пехоты.

С развитием феодализма изменилась и система комплектования войск. На смену прежнему народному ополчению крестьян и кочевников пришло феодальное ополчение, состоявшее из крупных феодалов и их вассалов.

Появление централизованной власти и единой армии сопровождалось совершенствованием управления вооруженными силами. При королях и великих князьях для непосредственного руководства войсками создаются высшие централизованные военные учреждения (приказы на Руси), повышается роль военачальников, полководцев, военных советов.

Этот процесс всестороннего развития и усложнения военного Дела имел следствием углубление военной специализации и профессионализации. В русском постоянном войске середины XVI века в период взятия Иваном Грозным Казани можно различить такие рода войск, как конница, пехота, артиллерия и службы: управленческая, разведывательная, снабжения, обозно-транспортная, ремонтно-строительная. В этот период в войсках насчитывалось до 40 различных видов военно-трудовых занятий и специальностей.

Вместе с развитием военного дела в последний период феодализма зарождается и военно-теоретическая мысль. Большую роль в ее развитии сыграли философские и военно-теоретические труды древнегреческих и римских мыслителей [1].

Развитие капиталистического производства оказывало большое влияние на все сферы экономической, политической и военной жизни государств. Развитие экономики и мировой торговли усиливало стремление господствующих классов буржуазных и феодально-абсолютистских государств к захвату чужих земель и колоний. Средством осуществления этой гегемонистской, колонизаторской политики зарождающихся буржуазных государств являлись многочисленные войны, крупнейшими из которых в XVII-XVIII веках были: Северная война (1700-1721), война за испанское наследство (1705-1714), Семилетняя война (1756-1763) и русско-турецкие войны (1768-1774 и 1787-1791).

По сути, при Петре I сложилась первая цельная форма профессионализации вооруженных сил. Служба в регулярной армии и на флоте рядового состава и нижних чинов стала впервые профессиональным, занятием. В созданной регулярной армии Петр I ввел единую систему воинских званий (чинов), которые были окончательно оформлены Табелью о рангах от 24 января 1722 г. Большинство их просуществовало до 1917 г. Все воинские звания подразделялись на группы (ступени) и классы. Например, в четвертую группу входили пять классов генеральского и адмиральского состава, в третью - штаб-офицерский состав (полковник, подполковник, войсковой старшина, майор, ротмистр, есаул), во вторую- обер-офицерский состав (штабс-капитан, подъесаул, поручик, сотник, прапорщик и т. д.), в первую-солдатский состав. Офицерский чин давал право личного или (в зависимости от звания) потомственного дворянства.

В этих условиях стала складываться система военно-профессионального отбора, обучения и воспитания солдат, матросов, в основе которой были не стихийно перенимаемые традиции, а воинские уставы и наставления, приказы военачальников. Другими словами, впервые была осуществлена институционализация выработанных военно-теоретической мыслью в процессе воинской деятельности и закрепленных в соответствующих государственных документах форм и методов военно-профессиональной подготовки. Необходимость дальнейшей профессионализации вооруженных сил диктовалась объективными условиями развития воинской деятельности. Усложняющиеся задачи управления вооруженными силами, их организации, боевой подготовки, совершенствования форм и способов ведения боевых действий предъявляли все новые требования к военно-теоретическим, специальным знаниям, опыту военнослужащих всех категорий. Особенно резко повысились требования к офицерскому составу, обязанностью которого с созданием регулярной армии стало не только управление личным составом в бою, но и его обучение в мирное время.

Русская военно-профессиологическая мысль первой половины XIX века сделала большой шаг вперед. Толчком послужила Отечественная война 1812 г., которая выявила не только достоинства русской армии, но и пороки военной организации, обусловленные характером социально-экономического и политического строя царской России. Война убедительно показала неизмеримую роль национального офицерского состава, сделала очевидной необходимость основательной, широкой постановки военно-профессионального образования в стране, вооружения офицеров новейшими достижениями мирового и отечественного военного искусства.

Отбор в ВУЗы, обучение и воспитание в них по-прежнему носили дворянско-сословный характер, однако, все чаще стали зачисляться в ВУЗы выходцы из недворянской, разночинной интеллигенции.

С точки зрения развития военно-научной и военно-педагогической мысли особенно значительным явлением, оказавшим большое влияние на последующие судьбы военного образования в стране, было образование и работа Военной академии, ставшей впоследствии академией Генерального штаба. В ней выросли и развернули плодотворную деятельность замечательные русские военные теоретики: Астафьев, Горемыкин, Медем, Милютин, Хатов и др.

С середины XIX века начинается использование в военных целях электрического телеграфа, железных дорог, создаются предпосылки внедрения в войска автомобилей, появившихся в конце столетия.

Все это привело к усложнению воинской деятельности, появлению десятков новых профессий и специальностей, дифференциации должностной структуры и с новой остротой поставило вопрос о военно-профессиональной подготовке всех категорий военнослужащих. Старые методы подготовки офицеров и солдат уже не отвечали новым условиям боевой деятельности; это наглядно показала Крымская война. Низкая профессиональная подготовка офицерского состава всех участвовавших армий во многом определила характер и особенности этой войны. Особенно плохо были подготовлены офицеры английской армии, где офицерские звания продавались за деньги. «Половина несчастий, постигших английскую армию в Крыму,- писал Ф. Энгельс, - имеет своим источником эту всеобщую негодность офицеров».

Переход капитализма в высшую стадию - империализм - сопровождался расширением материально-технической базы вооружения, дальнейшим распространением войн как средства достижения политических целей империалистических государств. Начавшаяся научно-техническая революция обеспечила возможность создания новых образцов вооружения, транспорта, связи, распространения в войсках различных технических средств.

Важнейшими, изобретениями этого периода были создание бездымного пороха, автоматического оружия  (пулеметов), боевой техники, новых классов военных кораблей: броненосцев, миноносцев, подводных лодок. В конце XIX века появились первые образцы самолетов.

В настоящее время военные профессии все больше развиваются, некоторые за ненадобностью отмирают. В целом же военный труд становится более интеллектуализированным [1].

1.2. Этапы военно-профориентационной работы

Принятие идеи о равноправном взаимодействии личности и общественных структур: воинских училищ, средних профессионально-технических заведений, высших учебных заведений, служб профориентации, органов, регулирующих использование трудовых ресурсов, а также предприятий и учреждений, семьи и общественности и др.

В воинских частях предусматривается определенная деятельность по усилению контактов с этими социальными институтами. Это способствует эффективному профессиональному самоопределению солдат. Такая деятельность является движущей силой этого процесса и создает адекватное представление личности о тех социально-экономических задачах, которые стоят пред обществом.

Работа по формированию у юношей правильного представления об офицерских профессиях и интереса к воинской службе в качестве офицеров должна осуществляться в тесном контакте с их родителями и близкими.

Начальным этапом военно-профессиональной ориентации является военно-профессиональное просвещение, активное осуществление которого начинается за 2-3 года до поступления в вуз. На этом этапе:

организуются встречи молодежи с представителями воинских частей и военно-учебных заведений, ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, представителями военно-учебных заведений;

на предприятиях,  в учреждениях,  организациях, колхозах и учебных заведениях,  воинских частях и подразделениях оформляются специальные стенды с информационными материалами о военно-учебных заведениях и условиях приема в них;

проводятся индивидуальные беседы о профессии офицера,  порядке подготовки и поступления в военно-учебные заведения.

Основой военно-профессионального воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи, в ходе которого проводятся информации, лекции, беседы, доклады на военно-патриотические темы и другие мероприятия.

В период военно-профессиональной диагностики, дается первичная оценка личностных качеств юноши,  его способностей и уровня морально-психологической готовности к обучению в военно-учебном заведении.

Последующим этапом военно-профессиональной ориентации молодежи является военно-профессиональная консультация,  в ходе которой юношам оказывается непосредственная помощь в выборе дальнейшего пути с учетом призвания, интересов и способностей. В процессе военно-профессиональной консультации проводится работа по повышению уровня военно-профессиональной ориентации юношей,  глубокому изучению их склонностей,  способностей,  определению степени их соответствия требованиям,  предъявляемым к поступающим в тот или иной вуз, формированию профессионально важных качеств, укреплению здоровья с учетом психологических показателей,  повышению физической подготовленности и общеобразовательной подготовки.

Вся работа по военно-профессиональной ориентации должна носить плановый и целеустремленный характер и быть под постоянным контролем со стороны командующих (командиров),  органов воспитательной работы и кадровых органов. 

Профессиональная ориентация в воинских частях становится неотъемлемой частью службы в армии.

При планировании и практическом осуществлении мероприятий военно-профессиональной ориентации большое значение имеет правиль­ное выделение основных этапов, из которых складывается целостный процесс подготовки подрастающего человека к обоснованному выбору во­енной профессии. Анализ опыта практической работы, а также данных, имеющихся в литературе, показывает, что с учетом возрастных особенно­стей и содержания решаемых задач в  общей динамике военно-профессиональной ориентации целесообразно учитывать наличие четырех относительно самостоятельных этапов [2].

Первый (подготовительный) этап военно-профессиональной ориен­тации начинается в дошкольные годы и продолжается в 1-4 классах. 1) это время на основе целенаправленного изучения ребенка организуется работа по развитию у него потребности в учебе и общественно-полезном труде, формированию таких общепрофессиональных качеств как дисциплиниро­ванность, трудолюбие, ответственность, а также укреплению здоровья и коррекции процесса становления отдельных психических функций. Учи­тывая возрастные особенности дошкольников и младших школьников, именно на этом этапе целесообразно доводить до них в наиболее доступ­ной форме первые обобщенные сведения о мире труда, о роли и значимо­сти отдельных его видов в жизни каждого человека и общества в целом.

Второй (формирующий) этап военно-профессиональной ориентации включает 5-9 классы обучения в школе. На этом этапе продолжается изу­чение индивидуально-психологических качеств учащегося, формирование у него основных общепрофессиональных качеств личности: нравствен­ных, интеллектуальных, волевых и др. Одновременно активизируется про­цесс профессионального просвещения, школьники более подробно знако­мятся с ипологией профессиональной деятельности, в том числе, с клас­сификацией офицерских профессий и специальностей, усваивают специ­фику требований, которые предъявляются к личности человека профессиями и специальностями разных групп.

Важным принципом в работе по ознакомлению с миром труда является активизация деятельности самих учеников, привлечение их к самостоя­тельному получению знаний о профессиях, а также опробованию своих сил при практическом выполнении элементов различных видов деятельности на учебных занятиях, в кружках и секциях, в ходе реализации внешколь­ных увлечений и т.д.

Третий (основной) этап военно-профессиональной ориентации приходится на 10-11 классы средней школы. Он, прежде всего, связан с завершением среднего образования и необходимостью окончательного принятия решения о выборе профессии, а также с непосредственной подготовкой к военной службе. На этом этапе завершается изучение личности юноши в условиях школы и военкомата, окончательно уточняется выбор учащимися профессии офицера, намечаются конкретные пути приобщения к ней, даются советы, что предпринять, как готовиться к будущей учебе и службе.  На  данном  отрезке  военно-профессиональной  ориентации больше всего следует практиковать различные формы профконсультационной и воспитательной работы, проводимые индивидуально.

Главная задача данного этапа состоит в том, чтобы расширить круг знаний старшеклассников о военных профессиях, конкретизировать пред­ставление об их требованиях к личности человека, сформировать у учаще­гося интерес и готовность к обоснованному выбору военной профессии, о учетом глубокого знания его индивидуальных особенностей организовать процесс самовоспитания и заблаговременной подготовки к будущей учебе в военном училище или военной службе.

Четвертый (закрепляющий) этап военно-профессиональной ориен­тации связанный с уточнением намерений молодого человека, проводится в стенах военно-учебного заведения в ходе сдачи вступительных экзаме­нов и на стадии первоначальной адаптации к обучению в условиях вуза. Профориентационная работа на данном этапе должна быть направлена на уточнение имеющихся у каждого кандидата представлений о вузе и из­бранной профессии, формирование правильных знаний об особенностях учебы и службы. Мероприятия профориентации в данном случае начинаются с момента прибытия кандидата в училище и активно продолжаются в течение первых месяцев учебы. Они проводятся руководством вуза, спе­циалистами профотбора, командирами подразделений, преподавателями, представителями воинских частей и кораблей [2, 3].

В заключение необходимо подчеркнуть, что на каждом из перечисленных этапов в соответствии с решаемыми задачами будут преобладать те или иные методы работы с молодежью, преимущественно станут использоваться либо профессиональное просвещение, либо индивидуальная профконсультация, поочередно доминирующие позиции будут занимать различные категории воспитателей - родители, учителя, сотрудники во­енкоматов, офицеры и преподаватели военно-учебных заведений. Одна­ко во всех случаях эта работа должна быть комплексной и последователь­ной. Причем она должна проводиться не только с учащимися, проявляю­щими интерес к офицерским профессиям, но и со всеми юношами как будущими воинами, вооруженными защитниками Отечества.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ХОДЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

2.1. Учет в диагностике возрастных и социально-психологических особенностей молодежи

Знание требований, предъявляемых различными видами воинской деятельности к человеку - лишь одно из условий высокой эффективности военно-профессиональной ориентации молодежи. Другим важнейшим условием успешного решения задач профориентации является глубокое и всестороннее знание личности каждого юноши, его способностей и склонностей, привычек поведения и увлечений, уже имеющегося профессионального опыта,  основных тенденций индивидуального развития.

Военно-профессиональная ориентация может быть результативной лишь в том случае, когда ее содержание, формы и методы отвечают как основным целям этой работы, так и индивидуально-психологическим особенностям молодых людей, опираются на всестороннее изучение личности каждого юноши, и строятся с учетом закономерной последовательности этапов развития его личности. Профориентация на военные специальности должна исходить из многих характеристик молодежи: возрастных особенностей, специфики семейного воспитания, содержания практического опыта и условий жизни, своеобразия интересов и склонностей, свойств темперамента и черт характера, устойчивых проявлений психического состояния, уровня физической подготовленности, доминирующих отношений к различным видам учебной деятельности и др.

Рассмотрим наиболее общие особенности молодых людей того этапа возрастного и социального развития, на котором происходит профессиональное самоопределение, выбор военно-учебного заведения и конкретной военной специальности. Спецификой этого этапа определяется целый ряд качеств, возможностей, психофизиологических и социально-психологических характеристик, с которыми нельзя не считаться в ходе профориентационной работы.

Профессиональное самоопределение молодого человека - результат длительного процесса развития его личности.  Своими истоками оно восходит еще к раннему детству и дошкольному периоду, когда ребенок в процессе взаимодействия со взрослыми в системе игр развивает познавательные психические процессы, психомоторные функции, речь, способность к волевым усилиям и самооценке, усваивает правила поведения и моральные нормы,  формирует определенную иерархию наиболее привлекательных для себя целей и наиболее приемлемых, лучше выполняемых действий и операций.

Подготовка к профессиональному самоопределению продолжается в начальных классах школы.  В этот период осваиваются новые социальные требования,  связанные с процессом обучения и режимом школы,  воспитываются навыки общественного взаимодействия, чувство личной и коллективной ответственности за порученное дело, формируется преобладающий интерес к некоторым учебным предметам и, следовательно, закладываются элементы будущей предрасположенности к тому или иному виду профессионального труда. На начальные классы должно быть спланировано и проведение первых мероприятий профориентационной работы. Младших школьников необходимо целенаправленно знакомить с различными видами трудовой и воинской деятельности, с людьми разных профессий, с профессиями родителей, развивать у них положительное отношение к труду,  раскрывать необходимость труда и военной службы для общества [4].

Профориентационная работа еще в большей степени ориентирована на учащихся 5-8 классов.  Ее цель на этом этапе - сформировать нравственную, идейную и трудовую основу выбора профессии. У младшего подростка особенно интенсивно формируются моральные понятия, развивается нравственное сознание,  зарождаются жизненные и профессиональные идеалы,  появляется потребность осознать себя как личность,  соотнести свои возможности со сверстниками и старшими, стать взрослее.  Рассматриваемый период характеризуется все более активными попытками самовоспитания, самосовершенствования, стремлением подготовить себя к будущему.  Именно в эти годы закладываются основы общей и профессиональной направленности личности, вырабатывается представление о той профессиональной общности, в которую подросток включает себя в перспективе.  Например, готовится стать военным,  но еще без четкого осознания конкретной специальности,  которой предстоит овладеть. Для военно-профессиональной ориентации чрезвычайно важно не упустить из зоны внимания этот возрастной период,  иначе многое затем придется перестраивать и менять в интересах и стремлениях юноши.

Особый интерес для анализа представляют учащиеся 9-11 классов (старший подростковый и ранний юношеский возрасты), когда процесс профессионального самоопределения вступает в решающую стадию - дифференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интересы к различным видам деятельности,  формируется готовность к выбору определенной профессии.

В литературе по возрастной психологии акцент делается на личностном развитии и на смене ведущих форм деятельности. Так, согласно Д. Б. Эльконину, 11-15 лет - средний школьный возраст: ведущая деятельность - общение. Подростки овладевают способностью строить общение, ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться коллективным нормам. Старший школьный возраст - 15-17 лет: ведущая деятельность - учебно-профессиональная. У старшеклассников формируются познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, самосознание. Для старшеклассника, по мнению Л.И. Божович, особенно важно развитие мотивационной сферы личности, мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознания и морального сознания, определение своего места в жизни.

В психологии и педагогике пока не сложилось единого мнения о возрастных периодах развития личности. Периодизация в социальном плане определяет подростковый возраст с 11-12 до 15-16 лет: продолжение первичной социализации, ведущая деятельность - учебная; юношеский возраст с 15-16 до 17-18 лет - ранняя юность,  с 17-18 до 22-23 лет - поздняя юность: завершение первичной социализации, социальная задача этого возраста - выбор и освоение профессии.

Следовательно, возрастная психология рассматривает периодизацию развития личности в связи с реальным процессом ее жизни и деятельности,  учитывая социальные и культурные условия индивидуального развития.  Некоторая нечеткость границ между подростковым и юношеским возрастом объясняется тем, что они сменяют друг друга в разное время. Здесь многое зависит от условий предшествовавшей жизни и индивидуальных особенностей учащихся.

В юности заканчивается физическое созревание организма и большинство физиологических и психофизиологических функций достигает пика своих возможностей.  Вместе с тем,  в личностном плане юность - один из наиболее сложных периодов жизни человека: период смены социальных ролей,  характеризующийся переходом от детской зависимости к статусу взрослого со всеми его правами и обязанностями,  возрастания актуальности проблемы взаимоотношения полов, обусловленного пубертантными изменениями в организме,  резкого увеличения объема учебного материала в старших классах школы, включения в самостоятельную профессиональную деятельность и т. д. В это время у юноши,  как правило, исчезают свойства, связанные с подростковым периодом.  Отбрасываются многие намерения и увлечения,  формы общения, манеры поведения. В течение сравнительно короткого времени их место занимают черты взрослого человека.  Но нередко на данном этапе начинают проявляться некоторые чисто внешние, демонстративные формы взрослости - курение (примерно 40% шестнадцатилетних в настоящее время курят),  напускной цинизм, снисходительность в общении, жаргонная терминология.

Следовательно, если физиологические и психофизиологические характеристики к данному возрастному этапу, в основном, заканчивают развитие и достигают апогея своих возможностей, то процесс формирования социально-психологических качеств человека и становления его личности в целом все еще находятся в стадии решающих преобразований.  Поэтому юности свойственны некоторая внутренняя дисгармония и противоречивость в поведении. В одних условиях юноша может проявить глубокое понимание общественного долга,  показать образец дисциплинированности, в других - нарушить элементарные нормы человеческого общежития, продемонстрировать безответственность, социальную незрелость, чрезмерное стремление к самоутверждению.

Некоторые противоречия юношеского возраста прямо связаны с процессом профессионального самоопределения молодежи. Это, прежде всего, противоречия между стремлением проявить себя в нескольких видах деятельности и необходимостью окончательно определить свою жизненную позицию,  выбрать для себя конкретную профессию; между самооценкой своих возможностей, своей пригодности к определенному труду и практическими возможностями в деле реализации имеющихся притязаний и намерений;  между отношением к конечной цели своих притязаний и отношением к самому процессу повседневной учебной деятельности, которая может привести к достижению этой цели; между результатами практического познания избранной профессии и первыми представлениями о ней,  сформированными ранее по рассказам других людей, книгам, кинофильмам и т. д.

Все еще существующая в настоящее время стихийность в деле разрешения перечисленных противоречий, недостаточно эффективная работа в этом направлении органов профориентации, а также семьи, школы, военкомата ведут нередко к серьезным ошибкам в профессиональном самоопределении, в выборе конкретных специальностей молодежью. Этому способствует и существующая в юности как переходном возрасте повышенная восприимчивость к разного рода внешним влияниям, часто случайным, не подкрепленным серьезным анализом, не учитывающим как индивидуальные характеристики, так и общественные запросы.

Анализ показывает [4], что важнейшей ступенью, своего рода переломным этапом в деле профессионального самоопределения молодого человека является рубеж развития его личности,  приходящийся на 14-15 лет, т. е. период перехода от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту. Как правило, на этом этапе, завершая обучение в основной школе, он должен определить свою профессиональную позицию. Исследования подтверждают, что уже на следующем возрастном отрезке (16-17 лет) интерес к своему профессиональному будущему занимает одно из ведущих мест в общей иерархии жизненных ценностей молодежи.

Следовательно, при всей сложности и противоречивости подросткового и юношеского возрастов, у современной молодежи существует выраженная тенденция раннего формирования интереса к профессиональной деятельности и выбору профессии. Это положительный и чрезвычайно важный фактор, который следует учитывать при планировании всей системы профориентационных мероприятий.

Общая тенденция военно-профессиональной ориентации должна состоять в том, чтобы как можно раньше включить ребенка в систему профессионального самоопределения, формировать его профессиональные склонности,  естественно вплетая их в единую цепь психологических новообразований активно формирующейся личности.  Именно возможностью раннего воздействия на ребенка,  прежде всего своим примером, можно объяснить высокое влияние родителей на профессиональный выбор молодежи. 

2.2. Основные принципы и методы психологической оценки личности

В основе профориентационной диагностики лежат принципы и методы, используемые и при профессиональном психологическом отборе. Однако имеются некоторые особенности.

Военно-профессиональная ориентация имеет целью оказание помощи в выборе из множества специальностей какой-либо одной. Здесь ведущее значение приобретают характеристики профессиограммы, которые при профессиональном отборе играют значительно меньшую роль. Эти характеристики образуют так называемый ореол профессии, то есть такие особенности деятельности, которые являются наиболее притягательными для молодых людей.  Он определяется в зависимости от социальной структуры общества многими факторами.  Для молодежи большую роль играет романтика профессии.

Изменение целей и задач профессии,  ее роли в общественной структуре,  наличие или отсутствие умелой ее пропаганды делают ореол профессии динамическим фактором. Он может меняться с отрицательного на положительный и, наоборот, уменьшаться или увеличиваться.

В связи с этим большое значение при профориентации приобретают такие характеристики личности,  как мотивы,  интересы, установки,  идеалы и т. п. Разумеется, не следует забывать наличии реальных способностей человека выполнять ту или иную деятельность.

Методики определения свойств и качеств юношей, лежащие в основе профориентационной диагностики,  не отличается от используемой при профессиональном отборе. Существенным здесь является составление ранжированной классификации профессий.  Можно предположить ряд таких классификаций, в которых определяющим является один признак. Так, существует классификация по тяжести физического труда, по особенностям преимущественной загрузки органов чувств и т. п.  Естественно, подобного рода локальные классификации не могут полностью удовлетворять требованиям профориентации [4, 5, 6, 7].

Целесообразно составлять классификацию многомерной, с учетом множества признаков.  При этом важен принцип ее иерархического построения.  Это обусловливается структурой многоуровневой профориентации. Так, при военно-профессиональной ориентации вначале производится выбор вида Вооруженных Сил или рода войск куда следует ориентировать юношу: в авиацию, на флот или в войска связи. При выборе, например, авиации затем решается вопрос о направлении в авиационное училище летчиков или штурманов, истребительной или транспортной авиации.

Точность и практическая значимость результатов изучения личности юноши во многом зависят от того, насколько полно учитываются в этой работе основные принципы психодиагностики, т. е. ее исходные теоретические установки. Особое значение имеют следующие из них:

  1. Принцип целенаправленности.
  2. Принцип комплексности.
  3. Принцип объективности.
  4. Принцип непрерывности.

Профориентационная диагностика представляет собой процедуру выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности. Под профессиональной направленностью следует понимать мотивационную составляющую деятельности субъекта,  которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере.  Она может выражаться как в форме желаний,  интересов и склонностей человека,  так виде результативности его работы. Эти два основных аспекта между собой тесно взаимосвязаны. Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами. К прямым методам относятся личностные опросники интересов, такие как дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), профессионально-личностный опросник В.П. Петрова (ПЛО) и другие [7].

Прямым методам характерен такой важный недостаток как попытка выявить глубинные мотивационные структуры при помощи прямых вопросов.  Это,  видимо,  неправомерно, во-первых, с точки зрения того,  что не все желания человека осознаются и вербализуются и, во-вторых, не каждый человек откровенно "обнажает" душу, даже перед высококвалифицированным психологом.  Тем не менее, при использовании прямых личностных опросников (в частности ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).

Опросники ДДО и ПЛО представляют собой перечень вопросов, требующих прямых ответов испытуемых. Вопросы составлены таким образом, чтобы при откровенных ответах человека выяснить принадлежность его интересов и склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере деятельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам,  на которые деятельность направлена.

К числу непрямых (косвенных) диагностических методов в целях профориентации принадлежат семантические методики,  которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида. К ним относятся ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД) и деятельностные - семантический анализ деятельности (САД) [5, 6].

Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда предназначена для измерения коннотативного значения объекта (от английского connotation - сопутствующее,  дополнительное значение). Имеется в виду измерение того уникального значения (личностного смысла), которое данный объект (явление,  лицо) приобрели для обследуемого в результате его индивидуального жизненного опыта.

Изучение индивидуальных особенностей юноши - сложный и очень тонкий процесс. Чтобы рассчитывать на успешное его осуществление, надо не только обладать определенной психолого-педагогической и методической подготовкой, но также иметь опыт практической работы с людьми и неукоснительно следовать обязательному нравственному правилу, требующему от исследователя особой чуткости, тактичности при обращении к внутреннему миру юноши и при использовании полученных данных о свойствах и качествах его личности.

Вместе с тем, всестороннее изучение школьника - это важнейшее условие эффективной профориентации. Только на его основе можно определить предрасположенность юноши к той или иной военной специальности, прогнозировать его успехи и особенности развития в процессе службы или учебы в военном училище, разработать рекомендации по самовоспитанию и психологической подготовке, целенаправленно способствовать совершенствованию сильных сторон и заблаговременному устранению недостатков в личности, и, следовательно, в полной мере использовать индивидуальный подход в деле подготовки молодежи к выбору профессии офицера и военной службе.

Главное здесь в том, чтобы выявить общее направление и интенсивность изменения, развития отдельных индивидуально-психологических качеств и личности в целом на разных отрезках обучения, под влиянием различных педагогических воздействий. Только такой подход может обеспечить обоснованное прогнозирование профессиональной пригодности каждого юноши к будущей деятельности в армии и на флоте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Военно-профессиональная ориентация - это систематическая и це­ленаправленная работа педагогов, воспитателей, психологов, офицеров и курсантов военно-учебных заведений по оказанию помощи юношам в выборе военной специальности и подготовке к ее освоению. Она направ­лена на формирование у гражданской молодежи и военнослужащих сроч­ной службы сознательного выбора офицерской профессии, конкретной во­енной специальности и на создание достаточного конкурса кандидатов на учебу в вуз.

В процессе военно-профессиональной ориентации молодым людям необходимо дать информацию об основных офицерских специальностях, о требованиях, которые предъявляет военная служба к человеку, и на основе этих знаний формировать их отношение к различным видам воинской деятельности, профессиональные интересы и стремление к осознанному выбору профессии офицера.

Условиями повышения эффективности военно-про­фессиональной ориентации молодежи являются: профессиографическое исследование основных специальностей офицеров Вооруженных Сил; психологическое обеспечение профориентационных мероприятий; психолого - педагогическая диагностика личности; создание положительной мотивации к профессиональному самоопределению.

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

  1. дан анализ истории военной профориентологии и тенденциям ее развития
  2. рассмотрены этапы военно-профориентационной работы
  3. определены основные принципы и методы психологической оценки личности, с учетом в диагностике возрастных и социально-психологических особенностей молодежи
  4. рассмотрена профориентационная работа в военно-учебном заведении
  5. выявлено содержание и условия повышения эффективности военно-профессиональной ориентации молодежи

Таким образом, в ходе исследования решены поставленные задачи, цель исследования достигнута.

В данной работе рассмотрены лишь некоторые психолого-педагогические аспекты военно-профессиональной ориентации молодежи, дальнейшее исследование будет продолжено нами в этом направлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Зибров Г.В. Основы профориентологии/ Г.В. Зибров, Л.А. Колосова, Т.В. Кисилева - Воронеж, ВВВАИУ - 2007 - 152 с.
  2. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов/под рук. В.А. Пухова. - М., Министерство обороны СССР, 1981. - 784 с.
  3. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности/А.А. Фрумкин. - СПб.: Речь, 2004.-210 с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.-512 с.
  5. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации/А.П. Чернявская. - М.: Владос-пресс, 2001.-94 с.
  6. Климов Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной консультации/Е.А. Климов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  7. Гарбер Е.И. Методика профессиографии /Е.И. Гарбер, В.В. Козача. - Саратов, 1992.
  8. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./Под ред.С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - 435с.
  9. Психология и педагогика. Военная психология/под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
Просмотров работы: 109