ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В ХОДЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В ХОДЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ход и исход войн и вооруженных конфликтов современности неоспоримо доказывает, что победа достигается не только огнем и маневром, но и целенаправленными информационными воздействиями на противника. Более того, в связи с бурным развитием информационной техники и технологии масштабы и результативность таких воздействий столь выросли, что специалисты приступили к разработке проблемы информационных войн [1, 2, 3, 4].

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информации во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня происходит трансформация мирового пространства: наряду с географическим пространством формируется пространство информационное. Подобно биосфере и техносфере формируется новая сфера жизнедеятельности общества - информационная сфера, которая рассматривается как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования общественных отношений.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что широкомасштабное использование различными субъектами (политиками, церковью, сектами и пр.) непосредственно и через средства массовой информации манипулятивных приемов создает угрозу для адекватной ориентации российских граждан и военнослужащих в современной социально-политической ситуации в стране и мире, в конфликтных ситуациях. Одним из направлений нейтрализации влияния психологических манипуляций в информационно-пропагандистской борьбе (ИПБ) может стать широкое распространение знаний об особенностях применения манипулятивных приемов, формирование у командных кадров умений их выявлять и противостоять им.

Объектом исследования является одна из форм информационного противоборства - воздействие на общественно мнение.

Предмет исследования - особенности воздействия на общественное мнение в условиях вооруженного конфликта.

Цель исследования - определение основных путей распознавания манипулятивных приемов при воздействии на общественное мнение  в конфликтных ситуациях.

Достижение данной цели осуществляется через решение следующих исследовательских задач:

  1. Анализ основных направлений информационно-психологического противоборства в общественной жизни.
  2. Выявление особенностей информационно-психологического воздействия на общественное мнение в конфликтных ситуациях.

Методы исследования. В ходе исследования использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение логический и аксиологический подходы, отдельные методы политологических исследований - контент-анализ политических и военных документов, публикаций СМИ.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Современное состояние положения в мире характеризуется, как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, высокодинамичной трансформацией системы международных отношений. При этом доминируют две взаимоисключающие тенденции развития этих отношений.

Одна тенденция направлена на укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционные объединения, на совершенствование многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Становление на этой основе многополярного мира поддерживается многими прогрессивными странами, в том числе и Россией.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего, военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значения информационно-противоборствующих и военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжают оставаться существенными.

Влияние имеющейся у субъекта информации, в том числе и информации, циркулирующей в его сознании, психике, на его деятельность неоднозначно. Информация может или помогать действовать эффективно, или, наоборот, мешать эффективной деятельности, или быть нейтральной. Поэтому информацию следует дифференцировать на ценную и нейтральную, а ценную - на позитивную и негативную.

Работа психики человека,  функционирование общественного сознания - это тоже информационные процессы, только здесь информация циркулирует в особых формах (проблема идеального, духовного). Так, нейрофизиологи и психологи выяснили, что функции полушарий мозга различны, что мышление человека представляет собой единый процесс, основанный на симбиозе двух типов мышления: правополушарного - непроизвольного, неосознаваемого, интуитивно-чувственного, синтетического, образного и левополушарного - произвольного, осознаваемого, аналитического, рационально-логического. Функционирование левого полушария в общих чертах сходно с обработкой обычных данных, а правого - мультимедийных [5].

Информационно-психологическое воздействие - случайное или целенаправленное изменение информационно-психологических ресурсов данного субъекта или осуществляемых им информационно-психологических процессов (процессов получения, передачи, хранения, обработки, представления информации, которые можно понимать и как функционирование информационного ресурса субъекта), причем изменение, имеющее непроизвольный для субъекта (независимый от его воли) характер и в той или иной мере значимое для него [6,  7].

Любое изменение информационного ресурса следует рассматривать в ценностном (аксиологическом) аспекте. Только такой подход позволяет корректно определить ключевые понятия теории информационной и информационно-психологической борьбы и, соответственно, информационо-психологи-ческой безопасности [6].

Суть информации заключается в ее сигнальности, т.е. в том, что малое количество вещества или энергии запускает и контролирует, регулирует процесс, вещественно-энергетические параметры которого на много порядков выше. Поэтому информационно-психологический ущерб, в том числе и военной сфере, проявляется не только как самостоятельный, самоценный, но и как причиняющий иной ущерб [8]. В связи с этим понятно, что информационно-психологическое противоборство следует рассматривать как аспект экономической, политической, научной, технологической, собственно военной (оперативно-стратегической) и т.д. борьбы и, соответственно, безопасности.

Итак, информационное противоборство - это вид борьбы, сущность и специфика которой заключается в том, что контрсубъекты (стороны) стремятся нанести друг другу информационный ущерб (поражение) или  иной ущерб посредством информационных воздействий на противоположную сторону, а также предотвращают, парируют, снижают и т.п. аналогичный ущерб от воздействий противника, защищаются от них. Уровень системной организации информационного противоборства может быть различным - отдельные акции, мероприятия, действия, операции различного уровня и так далее вплоть до информационной войны [9].

Уровень системной организации информационного противоборства может быть различным - отдельные акции, мероприятия, действия, операции различного уровня и так далее вплоть до информационной войны.

Информационная война - крупномасштабное, организованное, планомерное и массированное информационное противоборство государств и их коалиций, направленное на достижение экономических и политических целей, характерных для войны.

Объекты опасного информационного воздействия и, следовательно, информационного противоборства, в том числе и в военной сфере, делятся на две большие группы:

- Информационно-технические системы различного масштаба и назначения. Это компьютерные сети (Интернет, закрытые сети различного назначения - правительственные, финансовые, сети научно-исследовательских учреждений, КБ, вузов, оборонных предприятий и т.п.), системы связи и теле- и радиовещания, в том числе СМИ, автоматизированные системы управления, навигации, метрологии (система точного времени, например) и пр., технические системы разведки, системы и средства радиоэлектронной борьбы, технические системы, предназначенные для информационного обеспечения (сервиса) труда руководителей, ученых, инженеров, специалистов промышленных предприятий, профессорско-преподавательского состава и студентов вузов.

Организационно-психологические объекты - психика отдельной личности, т.е. сознательный и подсознательный уровни интеллекта, эмоционально-чувственной сферы, воли конкретного человека; психологические явления и процессы в социальных общностях (толпа, коллективы различного масштаба и пр.); феномены общественного сознания (государственная или политическая идеология, религия, правосознание, национальное самосознание и т.п.).

Указанным двум группам объектов соответствуют два основных вида информационного противоборства - информационно-техническое (ИТП) и информационно-психологическое (ИПП) [10, 11].

Понятно, что задачи поражения и защиты непосредственно психики, сознания людей и задачи поражения и защиты информации в технических системах, обеспечения нормального функционирования информационно-технической инфраструктуры принципиально различаются. Однако следует подчеркнуть,  что  негативное  воздействие  на сознание людей в настоящее время осуществляется преимущественно  через  информационно-технические системы [8]. Более того, нарушение работы информационной техники  часто имеет конечной целью воздействие именно на людей, ее использующих. Мозг человека, его нервная система в целом - это, в конечном счете, система получения, хранения, обработки, передачи и представления именно информации. Все это позволяет утверждать, что проблемы информационно-технической и информационно-психологической борьбы тесно переплетаются.

Информационно-психологическое противоборство (ИПП), таким образом, это вид информационного противоборства, объектами воздействия в котором являются психика (сознание, нервная система) отдельных людей, а также различные формы коллективного и общественного сознания (наука, духовная культура, мораль, идеология, религия, менталитет нации, общественная психология и пр.) [12, 13].

На интеллектуальную сферу личности воздействуют посредством пропаганды, дезинформации, применяют логическую аргументацию, метод убеждения. При воздействии на эмоционально-чувственную сферу психики используют методы и средства подавления,  запугивания, внушения и т.п., стараются вызвать негативные  эмоции  и  психические  состояния (беспокойство, страх, неуверенность, недоверие и т.п.) [12].

Существенно различаются и методы воздействия на сознание (традиционные вербальные методы) и подсознание (НЛП, метод психосоматической коррекции Смирнова и др.).

В структуре социально-психологических объектов наиболее важны психология толпы, морально-психологическое состояние коллектива, общественное мнение [14].

Если исходить из уровней общественного сознания, то ИПП может осуществляться на теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом уровнях. Эти уровни существенно различаются по своими методам и формам, способам организации. Теоретико-идеологический уровень характерен борьбой научных концепций, мировоззрений, социальных программ и идеалов, других систем духовных, культурных ценностей. На обыденно-психологическом уровне борьба идет за массовые настроения и предпочтения путем распространения слухов, формирования предрассудков и т.п.

В области морали, религии, искусства ИПП обычно ведется с целью нравственного разложения противника, дискредитации традиционной для него системы духовных ценностей. Например, традиционная для России нравственность в настоящее время быстро разрушается массированной пропагандой индивидуализма, эгоизма, насилия, гедонизма, стяжательства (богатства), сексуальной «свободы» и пр. Эти нравственные «идеалы» чужды традиционным духовным идеалам России, в том числе и православию, и исламу, поэтому чрезвычайно опасны для страны [4, 15].

Теоретико-идеологический уровень ИПП в области науки - это и информационная поддержка ученых, занимающихся квазинаучными исследованиями (астрология, уфология, парапсихология и пр.), и дискредитация перспективных научных направлений, и пропаганда тупиковых, и т.п. [15,16]. Известно, что научно-техническая дезинформация - одна из важнейших задач спецслужб.

Обыденно-психологический уровень ИПП связан с массовым распространением и пропагандой мистики, иррационализма, противодействием этому. Скажем, трудно измерить ущерб, нанесенный обществу астрологическими рекомендациями, гороскопами, деятельностью колдунов, «целителей» и пр., но ущерб этот огромен [16].

В информационно-психологическом противоборстве используются различные технические и иные средства воздействия на противника и защиты от его воздействий, в том числе и специально для этого создаваемые, т.е. информационно-психологическое оружие. Это оружие можно определить как специально создаваемые технические, программные и иные средства, используемые с целью нанесения информационно-психологического ущерба (поражения) противнику в войнах и военных конфликтах и защиты от такого ущерба.

Учитывая изложенное, можно с полной уверенностью утверждать, что искусство информационно-психологического противоборства в войнах уже в ближайшей перспективе станет частью военного искусства, притом весьма важной [17, 18].

2.  ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1.    Общественное мнение как субъект информационного противоборства

Общественное мнение (ОМ) - это феномен массового (общественного или группового) сознания, не просто сумма мнений отдельных личностей, а система этих мнений, нечто целое, которое больше суммы частей. Системность ОМ проявляется в том, что каждый носитель ОМ в той или иной степени связан с другими. Подлинно общественное мнение формируется только после коммуникации между членами гипотетического субъекта общественного мнения, является результатом обсуждения содержания и способов решения проблемы с другими людьми.

Общественное сознание  имеет два уровня - теоретико-идеологический и обыденно-психологический. История, сама жизнь показали, что народные массы чаще оказываются под воздействием не столько разума, теорий, идеологий, сколько предрассудков, иррациональных мифов. Поэтому нередко наблюдается, что масса больше поддается не убеждению, а внушению [19]. Иными словами, поведение масс людей чаще определяется не рационально-идеологическими, а именно иррационально-психологическими факторами. Порой состояние человека, находящегося в массе, сравнивают с сумеречным состоянием сознания, которое утрачивает активность, позволяет предаваться мистическому экстазу, видениям, паническому страху. Но при этом человек, находясь в массе, ощущает себя защищенным, равным всем, как бы обретшим тихую гавань, где он защищен от тяжести обрушивающихся на него проблем. Чем тревожнее себя чувствует человек, тем более он стремится влиться в массу [4, 20, 21].

Общественное мнение регулирует поведение, деятельность людей, социальных групп и институтов в обществе. Ведь ОМ вырабатывает (самостоятельно, стихийно или заимствуя из науки, идеологии, религии) и насаждает определенные нормы общественных отношений, поведения людей. Скажем, мораль практически полностью зиждется на общественном мнении.

Процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать и стихийно, под воздействием самой социальной реальности, объективной действительности. Но, с другой стороны, эти процессы являются в той или иной мере и результатом целенаправленной деятельности государственной власти, политических организаций, СМИ, структур информационно-психологического противоборства других стран. Если эти два интегральных формирующих и управляющих фактора по своей сути совпадают (что возможно лишь при условии объективной, опирающейся на национальные интересы позиции государственной власти, политических организаций и СМИ, надежном блокировании структур ИПП противников), то общественное мнение будет адекватным, здоровым, способствующим прогрессивному развитию [22].

 Чаще общественное мнение стремятся деформировать следующие субъекты политики:

  • антинародная государственная власть в целях самосохранения;
  • политическая оппозиция в целях свержения государственной власти, отстаивающей национальные интересы, и захвата власти;
  • структуры ИПБ потенциальных или действующих противников в целях ослабления морально-психологического потенциала народа и армии, провоцирования конфликтов, беспорядков и т.п.;
  • СМИ, находящиеся (полностью или частично) под контролем указанных выше сил.

Манипуляция - это управление другим человеком, производимое скрыто и настолько искусно, что у него создается впечатление, будто он сам формирует свои оценки социальной реальности и сам управляет своим поведением на их основе [23].

Основными параметрами информационно-психологического воздействия, управлением которыми можно добиваться целесообразного изменения общественного мнения, или манипулирования массами, являются:

  • объем, количество информации, ее полнота, истинность, точность (адекватность), доступность, своевременность поступления к реципиентам;
  • субъективная полезность (ценность) информации, ее соответствие ожиданиям, установкам, интересам, мотивам, поведенческим стереотипам, социально-психологическим и морально-психологическим доминантам в обществе;
  • адекватность эргономических характеристик информации и ее потоков перцептивным параметрам органов чувств, свойствам внимания, памяти, мышления, наличие или отсутствие дефицита времени и перегрузки оперативной памяти человека, организация информационных потоков в соответствии с алгоритмами деятельности и т.д.;
  • наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние больших масс людей или лиц, принимающих важные для социума решения (слова, образы, сообщения, воздействующие на подсознательном уровне, интонационные составляющие речи и др.);
  • наличие в информационном воздействии (или «примешивание» к информационным потокам) модифицированных компонентов, воздействующих непосредственно на физиологические системы (особые световые и звуковые воздействия, специальные воздействия электромагнитных и звуковых колебаний, в том числе в частотно-амплитудных диапазонах, не воспринимаемых человеком осознанно) [24].

К основным факторам, присущим самому человеку как объекту информационно-психологического воздействия, тем факторам, от которых существенно зависит эффективность целесообразного изменения общественного мнения в информационно-психологической борьбе, следует отнести:

  • незрелость личности, выражающаяся в неспособности к самостоятельным осознанным выбору и оценке информации, соответствующей собственным интересам, убеждениям и планам;
  • склонность к конформизму, подражательству;
  • измененное в негативную сторону функциональное состояние головного мозга и психики (например, вызванные алкогольной или наркотической интоксикацией, радиационными воздействиями);
  • стойкие изменения личности, деформации структуры интеллекта и мотивационной направленности (девиантные личностные качества) [25].

Состояния социума, способствующие повышенной внушаемости, массовому «заражению» идеями, призывами, исходящими от харизматической личности (непосредственно или через СМИ) [3, 23]:

  • изменение психического и физиологического состояния больших масс людей - возрастание напряженности, тревожности,  экзальтация или, наоборот, депрессия,  хронический или острый психоэмоциональный стресс;
  • увеличение психиатрической или психогенной соматической заболеваемости, рост числа пограничных  расстройств, неврозов и т.п.;
  • снижение популяционного психологического потенциала населения за счет изменения в негативную сторону статистического распределения в обществе лиц разного психологического типа (по критериям продуктивности характера, лидерских качеств, уровня интеллекта, пассионарности и др.).

Наиболее конфликтно-опасной в социально-психологическом плане формой организации масс является толпа. Толпа это часть населения, оказавшаяся на улице и объединенная в ситуационный социум под влиянием единого мотива (цели) и настроения [25]. Во многих случаях формирование толпы является результатом информационных манипулятивных воздействий на общественное мнение.

Для толпы главный канал информационно-психологического воздействия - лидер и его ближайшее окружение (харизматическое ядро), а также слухи и особо экзальтированные лица в самой толпе.

Исследования показывают, что по отношению к общественному мнению социума (массовому сознанию) наиболее эффективным непосредственным источником информационно-психологических воздействий являются СМИ, особенно телевидение. На второе место следует поставить слухи и лишь на третье - информацию по каналам государственного управления.

2.2.  Особенности информационно-психологического воздействия на массы в период вооруженных конфликтов

О психологических и социокультурных закономерностях информационных воздействий со стороны СМИ написано много. Меньше, но все же достаточно содержательно в литературе представлены данные об этих закономерностях в отношении слухов. Совсем мало известно об особенностях информационно-психологического воздействия на массы, находящиеся в ситуациях характерных для конфликтов, бедствий, войн.

В конфликтных ситуациях (КС), каковой является и вооруженный конфликт, мощно действуют рассмотренные выше факторы личностного и социального плана, создающие серьезные предпосылки для эффективного манипулирования общественным мнением. И именно в конфликтных ситуациях психологическое состояние и действия масс с большой вероятностью могут привести или фактически приводят к нарушению нравственных, правовых или технологических норм деятельности.

Психологическая динамика в КС, конечно, подчиняется определенным закономерностям. Большинство психологов внутреннюю причину возникновения стрессовых состояний, неизбежных для КС, видит в фрустрационных переживаниях, вызванных наличием труднопреодолимых препятствий на пути достижения групповых и общественных целей. Эти трудности могут быть реальными, имеющими объективную основу, и воображаемыми, вызванными слухами, искаженной или специально продуцируемой информацией (например, в форме «образа врага», что является одним из ведущих манипулятивных приемов) [23].

Психологическую динамику при зарождении и развитии КС можно представить в виде следующей последовательности стадий:

  • Первая стадия - «брожение масс», недовольство ситуацией, выявление групповых потребностей, осознание и принятие большинством членов социума общей цели и единого мнения о наличии препятствия или угроз со стороны противостоящего социума (народа, социальной группы), органа (структуры) или отдельного значимого лица (имеющего официальные властные полномочия, авторитет и т.п.).
  • Вторая стадия - формулирование и принятие большинством целей и «замысла» действий - что и когда нужно делать для удовлетворения групповых потребностей и преодоления препятствия или устранения угрозы, формирование ролевой групповой структуры и общего эмоционального настроя на борьбу.
  • Третья стадия - активные действия по достижению цели с использованием легитимных политических, правовых и информационно-психологических способов воздействия на противостоящую группу.
  • Четвертая стадия - активные действия с использованием нелегитимных способов воздействия вплоть до силовой борьбы.
  • Пятая стадия - (в случае недостижения цели) - спад настроения или возникновение паники, прекращение активных действий, переосмысливание программы действий и, возможно, перестройка ролевой структуры социума.

Эффективность воздействия информации на социум, обусловлена рядом психологических особенностей таких состояний. Это - единство настроения, высокая возбудимость, потеря чувства личной ответственности за происходящее, подражательство, импульсивность, стремление к подчиненности эмоционально яркому, активно действующему лидеру, выдвигающему простую, всем понятную идею [21, 23,].

В психологических особенностях стрессового состояния и поведения масс в КС обычно выделяют:

  • «заражение» через передачу от человека к человеку эмоционального состояния, психического настроя,
  • азарт,
  • паника из-за дефицита или избытка информации,
  • внушение,
  • подражание.

В психологических исследованиях подчеркивается и такая особенность стрессового состояния масс, как наличие параноидальной установки. Это выражается в том, что членами социума воспринимается лишь та информация, которая соответствует их ожиданиям, настрою. Объективность оценки ситуации и поступающей информации становится почти невозможной [8, 20].

Знание перечисленных особенностей «коллективной души» социума дает возможность эффективно влиять на общественное мнение (сознание) и поведение масс в конфликтных ситуациях посредством информационных воздействий. Разумеется, это влияние может быть направлено в обе стороны.

Основные узлы шкалы изменения общественного мнения по отношению к использованию вооруженной силы  в общественном мнении таковы:

  • добровольная воинственность, вплоть до высказывания желания воевать, подвергая себя риску (воин по призванию);
  • вооруженная защита Отечества - долг гражданина (воин по долгу);
  • воевать не желательно и не хотелось бы, но исполнить закон о воинской обязанности нужно (воин по закону);
  • моральное осуждение войны и отказ в ней участвовать (моральный пацифист);
  • борьба с войной, но в рамках закона, в том числе и международного права (легитимно действующий пацифист-миротворец);
  • крайние формы борьбы с войной (воинствующий пацифист).

Противник своим информационно-психологическим воздействием старается максимально сдвинуть общественное мнение как можно дальше в сторону воинствующего пацифизма, а собственные структуры ИПП - в сторону исполнения воинского долга.

В информационно-психологической борьбе, направленной на достижение политических целей, как правило, пытаются добиться манипулирования массами.

В современных условиях в ИПП используются не просто отдельные приемы, но и специальные манипулятивные технологии («пиар-технологии») [24, 26].

Методы, приемы манипулятивного воздействия на психику и поведение людей основаны на использовании различных закономерностей восприятия, мышления, работы эмоциональной сферы человека, функционирования и эволюции общественной психологии и общественного сознания.

По мнению специалистов, существует «ядро» технологических элементов системы манипулятивного воздействия, которое составляет группа манипулятивных приемов, имеющих наиболее универсальный характер, с высокой частотой встречаемости в различных манипулятивных технологиях, имеющих сферу применения в таких информационно-коммуникативных ситуациях, как публичные дискуссии и групповые обсуждения, выступления на митингах и демонстрациях, в средствах массовой коммуникации, в межгрупповых и межличностных конфликтах.

В  работах, посвященных технологии манипулятивного воздействия на ОМ можно встретить описание следующих типовых компонентов:

  • метод стереотипизации;
  • техника «большой лжи»; 
  • приклеивание, или навешивание, ярлыков (name calling);
  • сияющие обобщения, или блистательная неопределенность (glittering generality);
  • перенос или трансфер (transfer);
  • ссылка на авторитеты, свидетельства или свидетельствование (testimonial);
  • «свои ребята», или игра в простонародность (plain folks);
  • перетасовка, или подтасовка карт (card stacking);
  • общий вагон, общая платформа или фургон с оркестром (band wagon) .

Последние семь основных приемов достаточно широко известны специалистам как «азбука пропаганды». В систематизированном виде они были сформулированы в США в конце 30‑х годов в Институте анализа пропаганды. Многие из этих приемов и ряд других активно использовалось в пропагандистских акциях в нацистской Германии.

В современных работах [26, 27, 28] выделяют ряд дополнительных приемов манипулятивных технологий:

  • «осмеяние»;
  • «метод отрицательных групп отнесения»;
  • «повторение лозунгов», или «повторение шаблонных фраз»;
  • «эмоциональная подстройка»;
  • «продвижение через медиаторов»;
  • «мнимый выбор» и др.

Суть основных приемов манипулятивных информационно-психологических воздействий, которые обычно применяются противниками, заключается в следующем:

  • «Приклеивание ярлыков» - частый компонент технологии формирования образов (примеры - красно-коричневая харя, антисемит, коммуняка, коммуно-фашист и т.п.)
  • Замалчивание, предвзятый подбор и подтасовка фактов, обобщающий вывод по неполной их совокупности.

Самая опасная ложь - это слегка извращенная истина. Например, в ситуации по Косово большинством  СМИ замалчивалось, что это исконно, исторически, эндемически сербская территория (примерно как «Куликово поле» для русских).

  • «Игра на цифрах и деталях».

Люди обычно верят, если приводятся детали даже в заведомо ложной информации. Почти все политические комментаторы используют цифры рейтингов политиков, пытаясь «надуть своего» и принизить противников.

  • Упор только на критику позиции противника, избегание собственных конструктивных предложений по конфликтным вопросам.
  • Трансформация (гиперболизация) позиций, аргументов противника (примеры - не бомбардировки и агрессия, а принуждение к миру и т.д., не войска, а ограниченный контингент, советники и пр.).
  • Подмена предмета спора, обсуждения, чаще всего через переход на личностные  качества оппонентов, противников.
  • Осмеяние. Наиболее распространенный вариант подмены. Эффект действия данного приема основывается на том, что при осмеянии отдельных высказываний и элементов поведения человека к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, что автоматически может распространяться и на другие его высказывания и взгляды.
  • Повторение лозунгов или повторение шаблонных фраз. При  конструировании лозунга используются психолингвистические процедуры и, в частности, символическая нагрузка фонем в используемых словах.
  • Эмоциональная подстройка. Это прием можно определить как способ создания настроения с одновременной передачей определенной информации. Настроение вызывается среди группы людей с помощью различных средств (соответствующее внешнее окружение, определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различные театрализованные формы, музыка, песни, и т.д.). На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, чтобы ее не было слишком много.
  • Ссылка на авторитет. Иногда называют - продвижение через медиаторов. Данный прием основывается на том, что, как показывают многие исследования, процесс восприятия значимой информации и, в частности, определенных ценностей, взглядов, идей, оценок имеет зачастую двухступенчатый характер. Это означает, что эффективное информационное воздействие на человека часто осуществляется не непосредственно от средств массовой коммуникации, а через значимых для него людей, авторитетов. В качестве медиаторов в различных ситуациях и для разных социальных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки искусства, спортсмены, военные и т.д.

 Манипулятивный эффект усиливается также за счет использования такого приема, как дробление информации и оценок, которые вкраплены в развлекательную информацию, интервью и т.п., что действует зачастую на подсознательный уровень психики [23].

Развитие современных средств массовой коммуникации и особенно телевидения дало дополнительный толчок к использованию в широком масштабе публичных обсуждений и дискуссий для оказания манипулятивного воздействия на массовую аудиторию. В их процессе, осуществляются не поиски истины, а решаются такие задачи, как привлечение сторонников, дискредитация оппонентов, формирование как позитивного, так и негативного имиджа определенных лиц, программ, организаций и т.д.

Анализ работ в этой области позволяют выделить следующие три основные группы манипулятивных приемов, которые обычно обозначаются как уловки: организационно-процедурные, логико-гносеологические и личностно-психологические [26, 28].

  • Организационно-процедурные уловки.

 В данную группу включаются  приемы, связанные с организацией и самой процедурой обсуждения, которые затрудняют его процесс для одних участников и облегчают для других.

  • Логико-гносеологические уловки построены на нарушении законов логики или, наоборот, на их использовании в целях манипулирования оппонентом, недостаточно осведомленным в логических нюансах аргументации.
  • Группу личностных или психологических уловок (оставляют приемы, основанные на раздражении оппонента, его невнимательности, унижении личных качеств, лести, игре на самолюбии, использовании чувства стыда, и других индивидуально-психологических особенностей человека.

По прогнозам ученых, деструктивные манипуляции человеком, общественным мнением и массовым сознанием могут наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями превратиться в глобальную мировую проблему XXI века [7, 10, 12, 13, 25, 29].

Переход к свободному рынку, абсолютизация рыночных отношений и конкуренции как способа социального взаимодействия неизбежно приводят современное общество к массовому использованию психологических манипуляций.

2.3.  Психологические операции вооруженных сил США по воздействию на общественное мнение в ходе вооруженных конфликтов

В ходе вторжения в Панаму (1989 г.) американские специалисты информационной войны различного профиля, впервые тесно взаимодействовали и выполняли одну задачу по формированию благоприятного общественного мнения. В соответствии с планом операции основное внимание уделялось поддержанию самых тесных контактов с печатью и телевидением. Уже с февраля 1988 года началась организация регулярных публикаций в американской печати о дискриминации американских военнослужащих и их семей в Панаме со стороны местных властей, об атмосфере страха, неуверенности и террора, в котором приходится жить американцам. Сам генерал Норьега предстал со страниц прессы и экранов телевизоров в США в крайне неприглядном виде, чему во многом способствовало выдвижение против него судом штата Флориды 13 обвинений, в том числе и в торговле наркотиками и рэкете. Широко комментировались его диктаторские замашки. Уже в ходе операции большинство газет обошла фотография кабинета Норьеги, стены которого украшал внушительных размеров портрет А. Гитлера [30].

В Панаме впервые была апробирована новая система взаимоотношений со средствами массовой информации. Для этого заранее был создан специально подобранный и проинструктированный контингент журналистов и фоторепортеров, которые к началу боевых действий уже были переброшены на соответствующие объекты в Панаму. Командование, таким образом, стремилось с самого начала ограничить доступ в зону боевых действий независимым журналистам.

Службой по связям с общественностью регулярно, по несколько раз в сутки, на разных уровнях организовывались брифинги и встречи с журналистами высокопоставленных военных, в ходе которых общественности оперативно доводились последние сведения о ходе боевых действий и политической ситуации в стране. Это позволяло держать население в курсе дел, заставляло каждого американца чувствовать себя очевидцем происходящего, переживать за жизнь соотечественников [26, 29, 31].

Таким образом, США, учтя уроки вьетнамской войны, в ходе панамской операции, обеспечили постоянно действующую систему мер с целью укрепления доверия американских граждан к военным действиям, смогли успешно противостоять негативному влиянию на общественность и военнослужащих ряда коммуникаторов (политиков, журналистов и т.д.), отрицательно относившихся к операции в Панаме. Тем самым, началась создаваться единая система информационно-психологического обеспечения боевых действий Вооруженными силами США.

Характерно, что первоначально она была создана на стратегическом (государственном уровне), а затем уже началась ее реализация на оперативном и тактическом уровнях. События в Панаме также показали, что информационно-психологическое воздействие на информационно-психологическую среду США, Панамы, да и всего мира, началось задолго до вооруженного вторжения.

Накопленный опыт был использован в период подготовки и проведения операций  в зоне Персидского залива (1991 г.).

Вооруженный конфликт, завершившийся военным поражением Ирака, имел ряд особенностей с точки зрения методов и масштабов информационно-психологического воздействия на мировое сообщество, проведение которого началось задолго до начала боевых действий [32, 33].

Операция против Ирака представляет собой показательный пример битвы за позитивное общественное мнение в мировой информационной среде. Работа с журналистами велась по специально разработанным программам. В войска допускались лишь аккредитованные при командовании многонациональных сил корреспонденты, подписавшие обязательства соблюдать определенные нормы в отношении характера и содержания сообщений. Интервью давали лишь специально отобранные военнослужащие. Все материалы проходили цензуру. Специально подчеркивалась необходимость сведения к минимуму информации о погибших и раненых. Ограничивалось эфирное время, предоставляемое противникам войны.

Случались конечно и накладки [33]. Негативный эффект на американских военнослужащих произвела информация о прибытии в район боевых действий большого количества госпитальных судов и переброске туда нескольких десятков тысяч пластиковых мешков для трупов (ожидаемые потери составляли 30 000 тысяч человек). Пример негативной информации другого рода: журналисты раскопали информацию о том, что в операции «Буря в пустыне» участвовали дети 2 из 535 конгрессменов и никого из президентского кабинета, тогда как в 1970 году во время войны во Вьетнаме воевали дети 74 членов Конгресса.

Но в целом система работала без сбоев, поскольку из района конфликта шел огромный поток выгодной для руководства США информации. Негативные стороны конфликта утонули в бодрых репортажах об успехах американского оружия, хотя многие эффектные кадры  были сняты не в Персидском заливе, а на полигонах.

Очень скрупулезно разрабатывались и осуществлялись мероприятия по освещению в мировых СМИ событий в Косово, с целью формирования позитивного общественного мнения к американской армии как внутри собственной страны, так и у международной общественности [34, 35].

Для работы с прессой, прежде всего, использовались регулярные пресс-конференции и брифинги. Необходимо отметить, что при подготовке брифингов обязательно учитывались поступающие от СМИ запросы. При этом все сведения о ходе боевых действий в Югославии исходили только из одного источника - от пресс-службы НАТО в Брюсселе. Кроме того, телекомпаниям предоставлялись (причем бесплатно) уже готовые специально отснятые видеоматериалы, с соответствующими комментариями должностных лиц.

Журналистам также оказывалась помощь в посещении воинских частей, проведении интервью с военнослужащими, которые предварительно готовились к таким беседам с офицерами по связи с общественностью, которые должны были обязательно присутствовать во время беседы.

Усилия военных не пропали даром. За все время войны в Югославии результате кропотливой и предметной работы с журналистами почти не было статей сомнительного содержания, способных подорвать престиж армий НАТО в западном сообществе. Стоило корреспонденту БИ-БИ-СИ в Белграде Джону Симпсону осмелиться передать репортаж о разрушенных американскими авиабомбами школах, больницах, страданиях мирных граждан, как министр иностранных дел Великобритании Р.Кук публично отчитал его. Потери американских военнослужащих тщательно скрываются до сих пор.

Практически американцам удалось создать в мире искусственную, дезинформационную, иллюзорную информационно-психологическую среду вокруг войны в Югославии. Она была выгодна США, представляла события в Косово, только через призму национальных интересов США. Это была высокопрофессиональная работа. Вся мощь гигантской американской пропагандистской машины была подчинена двум основным задачам - оправданию агрессию под видом заботы о правах человека и доказательству военного могущества США. Положительный результат был достигнут, в основном из-за четкой организации процесса стратегического управления информационно-психологическим обеспечением на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с бурной информатизацией общества и военного дела роль и значение информационно-психологического противоборства возрастает. Это противоборство все больше приобретает вид самостоятельной боевой деятельности с применением «несмертоносного», «информационного», «психологического» оружия, используется как эффективный способ достижения политических, экономических, военных целей еще до этапа применения военной силы. Внимание к этому виду боевой деятельности повсеместно растет.

Крайне необходимо создать полноценные структуры информационно-психологической безопасности как важнейшие составные части структур морально-психологического обеспечения.

Система приемов манипулятивного воздействия, ставшая в виде психологии манипуляций компонентом общественной и индивидуальной психологии в США и в Западной Европе, получила в настоящее время массовое распространение  и продолжает активно проникать в систему информационно-коммуникативных процессов, оказывая разрушающее влияние на психику людей.

Чтобы эффективно противостоять манипулятивным воздействиям, необходимо обладать следующими качествами:

  • иметь развитое логическое мышление (оно позволяет видеть логические нестыковки в информационно-психологических построениях);
  • уметь производить элементарные математические операции по проверке сообщаемых «точных» данных (о репрессиях, потерях и т.д.);
  • иметь развитую память (часто политические деятели и комментаторы через небольшое время меняют позицию на противоположную, но зрители, электорат живут одним днем);
  • быть способным к самостоятельной оценке сообщений (разумная критичность к сообщениям СМИ - непременное условие борьбы с манипулятивными воздействиями).

Список использованных источников

  1. Актуальные проблемы военной политологии и социологии: Учебное пособие / под ред. А.И.Поздякова. - М.: ВАГШ, 1998. - 514 с.
  2. Волкогонов Д.А. Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания. - 2-е изд., доп. - М.: Воениздат, 1984. - 320 с.
  3. Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. - М.: ВУ, 1997. - 56 с.
  4. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ. ред. А.Е.Тараса. - Минск: Харвест, 1999. - 448 с.
  5. Проблемы информационно-психологической безопасности. - М.: Институт психологии РАН, 1996.
  6. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. - М.: Институт социально-политических исследований АСН, 1999. - 304 с.
  7. ЦыгичкоВ.Н., Смолян ГЛ., ЧерешкинД.С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. -М.: Институт системного анализа РАН, 1997.
  8. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: «Рефа-бук», К.: «Ваклер» - 2002. - 528 с.
  9. Абдеев Р.Д. Философия информационной цивилизации. - СПб.: ВЛАДОС, 1994.-335 с.
  10. Информационная безопасность государства: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.М.Герасимова, А.А.Прохожева, Б.П.Елисеева.. - М.: Мысль, 2003. - 237 с.
  11. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Монография. - М.: ВУ, 1998. - 195 с.
  12. Информационная безопасность России / Шевченко В.Г., Федотов Н.В., Архагов Г.Х. и др. - М, 2001. - 623 с.
  13. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. Монография. - СПб.: Фонд «Университет», 2000. - 428 с.
  14. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. - М.: Алгоритм, 2000. - 336 с.
  15. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. - М.: Республика, 2002. - 307 с.
  16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием в России сегодня. - М.: Алгоритм, 2001. - 544 с.
  17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 28 сентября.
  18. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Красная звезда. - 1997. - 27 декабря.
  19. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 432 с.
  20. ГрачевГ.В., МельникИ.К. и др. Психологические операции и противодействие им.- М., МО РФ, 1993.
  21. ЕрмаковЮ.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург, 1995.
  22. БогомоловаН.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения.- М., 1991.
  23. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. - 688 с.
  24. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
  25. Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Разин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). -М.: Институт системного анализа РАН, 1997.
  26. Ахмадуллин В. Натовский ПиАр // Независимое военное обозрение. - 2002. - № 7. - 1 марта.
  27. Проблемы информационно-психологической безопасности. - М.: Институт психологии РАН, 1996.
  28. МельникИ.К. Уловки споров.- М., 1992.
  29. ПрокофьевВ.Ф. Тайное оружие информационной войны. - М.: Синтег, 1999.
  30. Психологические операции вооруженных сил США: прошлое, настоящее и будущее. -М.: ГУ ГШ, 1993
  31. Ахмадуллин В. Слово, приравненное к бомбе // Независимое военное обозрение. - 1999. - № 25. - 2 июня.
  32. Война в Персидском заливе- итоговый доклад министра обороны конгрессу США часть 1и 2. -М., 1994.
  33. Будни информационной войны. // Ориентир. - 2000. - № 6.
  34. Горностаев Д. Олбрайт выложила свои козыри. // Независимая газета. - 1999. - 26 января.
  35. Большаков М.И. Информационно-психологическое обеспечение военной акции НАТО против Югославии // Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. - М: ГУ ГШ, 1999.
Просмотров работы: 139