Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информации во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня происходит трансформация мирового пространства: наряду с географическим пространством формируется пространство информационное. Подобно биосфере и техносфере формируется новая сфера жизнедеятельности общества - информационная сфера, которая рассматривается как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования общественных отношений.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что широкомасштабное использование различными субъектами (политиками, церковью, сектами и пр.) непосредственно и через средства массовой информации манипулятивных приемов создает угрозу для адекватной ориентации российских граждан и военнослужащих в современной социально-политической ситуации в стране и мире, в конфликтных ситуациях. Одним из направлений нейтрализации влияния психологических манипуляций в информационно-пропагандистской борьбе (ИПБ) может стать широкое распространение знаний об особенностях применения манипулятивных приемов, формирование у командных кадров умений их выявлять и противостоять им.
Объектом исследования является одна из форм информационного противоборства - воздействие на общественно мнение.
Предмет исследования - особенности воздействия на общественное мнение в условиях вооруженного конфликта.
Цель исследования - определение основных путей распознавания манипулятивных приемов при воздействии на общественное мнение в конфликтных ситуациях.
Достижение данной цели осуществляется через решение следующих исследовательских задач:
Методы исследования. В ходе исследования использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение логический и аксиологический подходы, отдельные методы политологических исследований - контент-анализ политических и военных документов, публикаций СМИ.
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Современное состояние положения в мире характеризуется, как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, высокодинамичной трансформацией системы международных отношений. При этом доминируют две взаимоисключающие тенденции развития этих отношений.
Одна тенденция направлена на укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционные объединения, на совершенствование многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Становление на этой основе многополярного мира поддерживается многими прогрессивными странами, в том числе и Россией.
Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего, военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значения информационно-противоборствующих и военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжают оставаться существенными.
Влияние имеющейся у субъекта информации, в том числе и информации, циркулирующей в его сознании, психике, на его деятельность неоднозначно. Информация может или помогать действовать эффективно, или, наоборот, мешать эффективной деятельности, или быть нейтральной. Поэтому информацию следует дифференцировать на ценную и нейтральную, а ценную - на позитивную и негативную.
Работа психики человека, функционирование общественного сознания - это тоже информационные процессы, только здесь информация циркулирует в особых формах (проблема идеального, духовного). Так, нейрофизиологи и психологи выяснили, что функции полушарий мозга различны, что мышление человека представляет собой единый процесс, основанный на симбиозе двух типов мышления: правополушарного - непроизвольного, неосознаваемого, интуитивно-чувственного, синтетического, образного и левополушарного - произвольного, осознаваемого, аналитического, рационально-логического. Функционирование левого полушария в общих чертах сходно с обработкой обычных данных, а правого - мультимедийных [5].
Информационно-психологическое воздействие - случайное или целенаправленное изменение информационно-психологических ресурсов данного субъекта или осуществляемых им информационно-психологических процессов (процессов получения, передачи, хранения, обработки, представления информации, которые можно понимать и как функционирование информационного ресурса субъекта), причем изменение, имеющее непроизвольный для субъекта (независимый от его воли) характер и в той или иной мере значимое для него [6, 7].
Любое изменение информационного ресурса следует рассматривать в ценностном (аксиологическом) аспекте. Только такой подход позволяет корректно определить ключевые понятия теории информационной и информационно-психологической борьбы и, соответственно, информационо-психологи-ческой безопасности [6].
Суть информации заключается в ее сигнальности, т.е. в том, что малое количество вещества или энергии запускает и контролирует, регулирует процесс, вещественно-энергетические параметры которого на много порядков выше. Поэтому информационно-психологический ущерб, в том числе и военной сфере, проявляется не только как самостоятельный, самоценный, но и как причиняющий иной ущерб [8]. В связи с этим понятно, что информационно-психологическое противоборство следует рассматривать как аспект экономической, политической, научной, технологической, собственно военной (оперативно-стратегической) и т.д. борьбы и, соответственно, безопасности.
Итак, информационное противоборство - это вид борьбы, сущность и специфика которой заключается в том, что контрсубъекты (стороны) стремятся нанести друг другу информационный ущерб (поражение) или иной ущерб посредством информационных воздействий на противоположную сторону, а также предотвращают, парируют, снижают и т.п. аналогичный ущерб от воздействий противника, защищаются от них. Уровень системной организации информационного противоборства может быть различным - отдельные акции, мероприятия, действия, операции различного уровня и так далее вплоть до информационной войны [9].
Уровень системной организации информационного противоборства может быть различным - отдельные акции, мероприятия, действия, операции различного уровня и так далее вплоть до информационной войны.
Информационная война - крупномасштабное, организованное, планомерное и массированное информационное противоборство государств и их коалиций, направленное на достижение экономических и политических целей, характерных для войны.
Объекты опасного информационного воздействия и, следовательно, информационного противоборства, в том числе и в военной сфере, делятся на две большие группы:
- Информационно-технические системы различного масштаба и назначения. Это компьютерные сети (Интернет, закрытые сети различного назначения - правительственные, финансовые, сети научно-исследовательских учреждений, КБ, вузов, оборонных предприятий и т.п.), системы связи и теле- и радиовещания, в том числе СМИ, автоматизированные системы управления, навигации, метрологии (система точного времени, например) и пр., технические системы разведки, системы и средства радиоэлектронной борьбы, технические системы, предназначенные для информационного обеспечения (сервиса) труда руководителей, ученых, инженеров, специалистов промышленных предприятий, профессорско-преподавательского состава и студентов вузов.
Организационно-психологические объекты - психика отдельной личности, т.е. сознательный и подсознательный уровни интеллекта, эмоционально-чувственной сферы, воли конкретного человека; психологические явления и процессы в социальных общностях (толпа, коллективы различного масштаба и пр.); феномены общественного сознания (государственная или политическая идеология, религия, правосознание, национальное самосознание и т.п.).
Указанным двум группам объектов соответствуют два основных вида информационного противоборства - информационно-техническое (ИТП) и информационно-психологическое (ИПП) [10, 11].
Понятно, что задачи поражения и защиты непосредственно психики, сознания людей и задачи поражения и защиты информации в технических системах, обеспечения нормального функционирования информационно-технической инфраструктуры принципиально различаются. Однако следует подчеркнуть, что негативное воздействие на сознание людей в настоящее время осуществляется преимущественно через информационно-технические системы [8]. Более того, нарушение работы информационной техники часто имеет конечной целью воздействие именно на людей, ее использующих. Мозг человека, его нервная система в целом - это, в конечном счете, система получения, хранения, обработки, передачи и представления именно информации. Все это позволяет утверждать, что проблемы информационно-технической и информационно-психологической борьбы тесно переплетаются.
Информационно-психологическое противоборство (ИПП), таким образом, это вид информационного противоборства, объектами воздействия в котором являются психика (сознание, нервная система) отдельных людей, а также различные формы коллективного и общественного сознания (наука, духовная культура, мораль, идеология, религия, менталитет нации, общественная психология и пр.) [12, 13].
На интеллектуальную сферу личности воздействуют посредством пропаганды, дезинформации, применяют логическую аргументацию, метод убеждения. При воздействии на эмоционально-чувственную сферу психики используют методы и средства подавления, запугивания, внушения и т.п., стараются вызвать негативные эмоции и психические состояния (беспокойство, страх, неуверенность, недоверие и т.п.) [12].
Существенно различаются и методы воздействия на сознание (традиционные вербальные методы) и подсознание (НЛП, метод психосоматической коррекции Смирнова и др.).
В структуре социально-психологических объектов наиболее важны психология толпы, морально-психологическое состояние коллектива, общественное мнение [14].
Если исходить из уровней общественного сознания, то ИПП может осуществляться на теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом уровнях. Эти уровни существенно различаются по своими методам и формам, способам организации. Теоретико-идеологический уровень характерен борьбой научных концепций, мировоззрений, социальных программ и идеалов, других систем духовных, культурных ценностей. На обыденно-психологическом уровне борьба идет за массовые настроения и предпочтения путем распространения слухов, формирования предрассудков и т.п.
В области морали, религии, искусства ИПП обычно ведется с целью нравственного разложения противника, дискредитации традиционной для него системы духовных ценностей. Например, традиционная для России нравственность в настоящее время быстро разрушается массированной пропагандой индивидуализма, эгоизма, насилия, гедонизма, стяжательства (богатства), сексуальной «свободы» и пр. Эти нравственные «идеалы» чужды традиционным духовным идеалам России, в том числе и православию, и исламу, поэтому чрезвычайно опасны для страны [4, 15].
Теоретико-идеологический уровень ИПП в области науки - это и информационная поддержка ученых, занимающихся квазинаучными исследованиями (астрология, уфология, парапсихология и пр.), и дискредитация перспективных научных направлений, и пропаганда тупиковых, и т.п. [15,16]. Известно, что научно-техническая дезинформация - одна из важнейших задач спецслужб.
Обыденно-психологический уровень ИПП связан с массовым распространением и пропагандой мистики, иррационализма, противодействием этому. Скажем, трудно измерить ущерб, нанесенный обществу астрологическими рекомендациями, гороскопами, деятельностью колдунов, «целителей» и пр., но ущерб этот огромен [16].
В информационно-психологическом противоборстве используются различные технические и иные средства воздействия на противника и защиты от его воздействий, в том числе и специально для этого создаваемые, т.е. информационно-психологическое оружие. Это оружие можно определить как специально создаваемые технические, программные и иные средства, используемые с целью нанесения информационно-психологического ущерба (поражения) противнику в войнах и военных конфликтах и защиты от такого ущерба.
Учитывая изложенное, можно с полной уверенностью утверждать, что искусство информационно-психологического противоборства в войнах уже в ближайшей перспективе станет частью военного искусства, притом весьма важной [17, 18].
2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Общественное мнение как субъект информационного противоборства
Общественное мнение (ОМ) - это феномен массового (общественного или группового) сознания, не просто сумма мнений отдельных личностей, а система этих мнений, нечто целое, которое больше суммы частей. Системность ОМ проявляется в том, что каждый носитель ОМ в той или иной степени связан с другими. Подлинно общественное мнение формируется только после коммуникации между членами гипотетического субъекта общественного мнения, является результатом обсуждения содержания и способов решения проблемы с другими людьми.
Общественное сознание имеет два уровня - теоретико-идеологический и обыденно-психологический. История, сама жизнь показали, что народные массы чаще оказываются под воздействием не столько разума, теорий, идеологий, сколько предрассудков, иррациональных мифов. Поэтому нередко наблюдается, что масса больше поддается не убеждению, а внушению [19]. Иными словами, поведение масс людей чаще определяется не рационально-идеологическими, а именно иррационально-психологическими факторами. Порой состояние человека, находящегося в массе, сравнивают с сумеречным состоянием сознания, которое утрачивает активность, позволяет предаваться мистическому экстазу, видениям, паническому страху. Но при этом человек, находясь в массе, ощущает себя защищенным, равным всем, как бы обретшим тихую гавань, где он защищен от тяжести обрушивающихся на него проблем. Чем тревожнее себя чувствует человек, тем более он стремится влиться в массу [4, 20, 21].
Общественное мнение регулирует поведение, деятельность людей, социальных групп и институтов в обществе. Ведь ОМ вырабатывает (самостоятельно, стихийно или заимствуя из науки, идеологии, религии) и насаждает определенные нормы общественных отношений, поведения людей. Скажем, мораль практически полностью зиждется на общественном мнении.
Процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать и стихийно, под воздействием самой социальной реальности, объективной действительности. Но, с другой стороны, эти процессы являются в той или иной мере и результатом целенаправленной деятельности государственной власти, политических организаций, СМИ, структур информационно-психологического противоборства других стран. Если эти два интегральных формирующих и управляющих фактора по своей сути совпадают (что возможно лишь при условии объективной, опирающейся на национальные интересы позиции государственной власти, политических организаций и СМИ, надежном блокировании структур ИПП противников), то общественное мнение будет адекватным, здоровым, способствующим прогрессивному развитию [22].
Чаще общественное мнение стремятся деформировать следующие субъекты политики:
Манипуляция - это управление другим человеком, производимое скрыто и настолько искусно, что у него создается впечатление, будто он сам формирует свои оценки социальной реальности и сам управляет своим поведением на их основе [23].
Основными параметрами информационно-психологического воздействия, управлением которыми можно добиваться целесообразного изменения общественного мнения, или манипулирования массами, являются:
К основным факторам, присущим самому человеку как объекту информационно-психологического воздействия, тем факторам, от которых существенно зависит эффективность целесообразного изменения общественного мнения в информационно-психологической борьбе, следует отнести:
Состояния социума, способствующие повышенной внушаемости, массовому «заражению» идеями, призывами, исходящими от харизматической личности (непосредственно или через СМИ) [3, 23]:
Наиболее конфликтно-опасной в социально-психологическом плане формой организации масс является толпа. Толпа это часть населения, оказавшаяся на улице и объединенная в ситуационный социум под влиянием единого мотива (цели) и настроения [25]. Во многих случаях формирование толпы является результатом информационных манипулятивных воздействий на общественное мнение.
Для толпы главный канал информационно-психологического воздействия - лидер и его ближайшее окружение (харизматическое ядро), а также слухи и особо экзальтированные лица в самой толпе.
Исследования показывают, что по отношению к общественному мнению социума (массовому сознанию) наиболее эффективным непосредственным источником информационно-психологических воздействий являются СМИ, особенно телевидение. На второе место следует поставить слухи и лишь на третье - информацию по каналам государственного управления.
2.2. Особенности информационно-психологического воздействия на массы в период вооруженных конфликтов
О психологических и социокультурных закономерностях информационных воздействий со стороны СМИ написано много. Меньше, но все же достаточно содержательно в литературе представлены данные об этих закономерностях в отношении слухов. Совсем мало известно об особенностях информационно-психологического воздействия на массы, находящиеся в ситуациях характерных для конфликтов, бедствий, войн.
В конфликтных ситуациях (КС), каковой является и вооруженный конфликт, мощно действуют рассмотренные выше факторы личностного и социального плана, создающие серьезные предпосылки для эффективного манипулирования общественным мнением. И именно в конфликтных ситуациях психологическое состояние и действия масс с большой вероятностью могут привести или фактически приводят к нарушению нравственных, правовых или технологических норм деятельности.
Психологическая динамика в КС, конечно, подчиняется определенным закономерностям. Большинство психологов внутреннюю причину возникновения стрессовых состояний, неизбежных для КС, видит в фрустрационных переживаниях, вызванных наличием труднопреодолимых препятствий на пути достижения групповых и общественных целей. Эти трудности могут быть реальными, имеющими объективную основу, и воображаемыми, вызванными слухами, искаженной или специально продуцируемой информацией (например, в форме «образа врага», что является одним из ведущих манипулятивных приемов) [23].
Психологическую динамику при зарождении и развитии КС можно представить в виде следующей последовательности стадий:
Эффективность воздействия информации на социум, обусловлена рядом психологических особенностей таких состояний. Это - единство настроения, высокая возбудимость, потеря чувства личной ответственности за происходящее, подражательство, импульсивность, стремление к подчиненности эмоционально яркому, активно действующему лидеру, выдвигающему простую, всем понятную идею [21, 23,].
В психологических особенностях стрессового состояния и поведения масс в КС обычно выделяют:
В психологических исследованиях подчеркивается и такая особенность стрессового состояния масс, как наличие параноидальной установки. Это выражается в том, что членами социума воспринимается лишь та информация, которая соответствует их ожиданиям, настрою. Объективность оценки ситуации и поступающей информации становится почти невозможной [8, 20].
Знание перечисленных особенностей «коллективной души» социума дает возможность эффективно влиять на общественное мнение (сознание) и поведение масс в конфликтных ситуациях посредством информационных воздействий. Разумеется, это влияние может быть направлено в обе стороны.
Основные узлы шкалы изменения общественного мнения по отношению к использованию вооруженной силы в общественном мнении таковы:
Противник своим информационно-психологическим воздействием старается максимально сдвинуть общественное мнение как можно дальше в сторону воинствующего пацифизма, а собственные структуры ИПП - в сторону исполнения воинского долга.
В информационно-психологической борьбе, направленной на достижение политических целей, как правило, пытаются добиться манипулирования массами.
В современных условиях в ИПП используются не просто отдельные приемы, но и специальные манипулятивные технологии («пиар-технологии») [24, 26].
Методы, приемы манипулятивного воздействия на психику и поведение людей основаны на использовании различных закономерностей восприятия, мышления, работы эмоциональной сферы человека, функционирования и эволюции общественной психологии и общественного сознания.
По мнению специалистов, существует «ядро» технологических элементов системы манипулятивного воздействия, которое составляет группа манипулятивных приемов, имеющих наиболее универсальный характер, с высокой частотой встречаемости в различных манипулятивных технологиях, имеющих сферу применения в таких информационно-коммуникативных ситуациях, как публичные дискуссии и групповые обсуждения, выступления на митингах и демонстрациях, в средствах массовой коммуникации, в межгрупповых и межличностных конфликтах.
В работах, посвященных технологии манипулятивного воздействия на ОМ можно встретить описание следующих типовых компонентов:
Последние семь основных приемов достаточно широко известны специалистам как «азбука пропаганды». В систематизированном виде они были сформулированы в США в конце 30‑х годов в Институте анализа пропаганды. Многие из этих приемов и ряд других активно использовалось в пропагандистских акциях в нацистской Германии.
В современных работах [26, 27, 28] выделяют ряд дополнительных приемов манипулятивных технологий:
Суть основных приемов манипулятивных информационно-психологических воздействий, которые обычно применяются противниками, заключается в следующем:
Самая опасная ложь - это слегка извращенная истина. Например, в ситуации по Косово большинством СМИ замалчивалось, что это исконно, исторически, эндемически сербская территория (примерно как «Куликово поле» для русских).
Люди обычно верят, если приводятся детали даже в заведомо ложной информации. Почти все политические комментаторы используют цифры рейтингов политиков, пытаясь «надуть своего» и принизить противников.
Манипулятивный эффект усиливается также за счет использования такого приема, как дробление информации и оценок, которые вкраплены в развлекательную информацию, интервью и т.п., что действует зачастую на подсознательный уровень психики [23].
Развитие современных средств массовой коммуникации и особенно телевидения дало дополнительный толчок к использованию в широком масштабе публичных обсуждений и дискуссий для оказания манипулятивного воздействия на массовую аудиторию. В их процессе, осуществляются не поиски истины, а решаются такие задачи, как привлечение сторонников, дискредитация оппонентов, формирование как позитивного, так и негативного имиджа определенных лиц, программ, организаций и т.д.
Анализ работ в этой области позволяют выделить следующие три основные группы манипулятивных приемов, которые обычно обозначаются как уловки: организационно-процедурные, логико-гносеологические и личностно-психологические [26, 28].
В данную группу включаются приемы, связанные с организацией и самой процедурой обсуждения, которые затрудняют его процесс для одних участников и облегчают для других.
По прогнозам ученых, деструктивные манипуляции человеком, общественным мнением и массовым сознанием могут наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями превратиться в глобальную мировую проблему XXI века [7, 10, 12, 13, 25, 29].
Переход к свободному рынку, абсолютизация рыночных отношений и конкуренции как способа социального взаимодействия неизбежно приводят современное общество к массовому использованию психологических манипуляций.
2.3. Психологические операции вооруженных сил США по воздействию на общественное мнение в ходе вооруженных конфликтов
В ходе вторжения в Панаму (1989 г.) американские специалисты информационной войны различного профиля, впервые тесно взаимодействовали и выполняли одну задачу по формированию благоприятного общественного мнения. В соответствии с планом операции основное внимание уделялось поддержанию самых тесных контактов с печатью и телевидением. Уже с февраля 1988 года началась организация регулярных публикаций в американской печати о дискриминации американских военнослужащих и их семей в Панаме со стороны местных властей, об атмосфере страха, неуверенности и террора, в котором приходится жить американцам. Сам генерал Норьега предстал со страниц прессы и экранов телевизоров в США в крайне неприглядном виде, чему во многом способствовало выдвижение против него судом штата Флориды 13 обвинений, в том числе и в торговле наркотиками и рэкете. Широко комментировались его диктаторские замашки. Уже в ходе операции большинство газет обошла фотография кабинета Норьеги, стены которого украшал внушительных размеров портрет А. Гитлера [30].
В Панаме впервые была апробирована новая система взаимоотношений со средствами массовой информации. Для этого заранее был создан специально подобранный и проинструктированный контингент журналистов и фоторепортеров, которые к началу боевых действий уже были переброшены на соответствующие объекты в Панаму. Командование, таким образом, стремилось с самого начала ограничить доступ в зону боевых действий независимым журналистам.
Службой по связям с общественностью регулярно, по несколько раз в сутки, на разных уровнях организовывались брифинги и встречи с журналистами высокопоставленных военных, в ходе которых общественности оперативно доводились последние сведения о ходе боевых действий и политической ситуации в стране. Это позволяло держать население в курсе дел, заставляло каждого американца чувствовать себя очевидцем происходящего, переживать за жизнь соотечественников [26, 29, 31].
Таким образом, США, учтя уроки вьетнамской войны, в ходе панамской операции, обеспечили постоянно действующую систему мер с целью укрепления доверия американских граждан к военным действиям, смогли успешно противостоять негативному влиянию на общественность и военнослужащих ряда коммуникаторов (политиков, журналистов и т.д.), отрицательно относившихся к операции в Панаме. Тем самым, началась создаваться единая система информационно-психологического обеспечения боевых действий Вооруженными силами США.
Характерно, что первоначально она была создана на стратегическом (государственном уровне), а затем уже началась ее реализация на оперативном и тактическом уровнях. События в Панаме также показали, что информационно-психологическое воздействие на информационно-психологическую среду США, Панамы, да и всего мира, началось задолго до вооруженного вторжения.
Накопленный опыт был использован в период подготовки и проведения операций в зоне Персидского залива (1991 г.).
Вооруженный конфликт, завершившийся военным поражением Ирака, имел ряд особенностей с точки зрения методов и масштабов информационно-психологического воздействия на мировое сообщество, проведение которого началось задолго до начала боевых действий [32, 33].
Операция против Ирака представляет собой показательный пример битвы за позитивное общественное мнение в мировой информационной среде. Работа с журналистами велась по специально разработанным программам. В войска допускались лишь аккредитованные при командовании многонациональных сил корреспонденты, подписавшие обязательства соблюдать определенные нормы в отношении характера и содержания сообщений. Интервью давали лишь специально отобранные военнослужащие. Все материалы проходили цензуру. Специально подчеркивалась необходимость сведения к минимуму информации о погибших и раненых. Ограничивалось эфирное время, предоставляемое противникам войны.
Случались конечно и накладки [33]. Негативный эффект на американских военнослужащих произвела информация о прибытии в район боевых действий большого количества госпитальных судов и переброске туда нескольких десятков тысяч пластиковых мешков для трупов (ожидаемые потери составляли 30 000 тысяч человек). Пример негативной информации другого рода: журналисты раскопали информацию о том, что в операции «Буря в пустыне» участвовали дети 2 из 535 конгрессменов и никого из президентского кабинета, тогда как в 1970 году во время войны во Вьетнаме воевали дети 74 членов Конгресса.
Но в целом система работала без сбоев, поскольку из района конфликта шел огромный поток выгодной для руководства США информации. Негативные стороны конфликта утонули в бодрых репортажах об успехах американского оружия, хотя многие эффектные кадры были сняты не в Персидском заливе, а на полигонах.
Очень скрупулезно разрабатывались и осуществлялись мероприятия по освещению в мировых СМИ событий в Косово, с целью формирования позитивного общественного мнения к американской армии как внутри собственной страны, так и у международной общественности [34, 35].
Для работы с прессой, прежде всего, использовались регулярные пресс-конференции и брифинги. Необходимо отметить, что при подготовке брифингов обязательно учитывались поступающие от СМИ запросы. При этом все сведения о ходе боевых действий в Югославии исходили только из одного источника - от пресс-службы НАТО в Брюсселе. Кроме того, телекомпаниям предоставлялись (причем бесплатно) уже готовые специально отснятые видеоматериалы, с соответствующими комментариями должностных лиц.
Журналистам также оказывалась помощь в посещении воинских частей, проведении интервью с военнослужащими, которые предварительно готовились к таким беседам с офицерами по связи с общественностью, которые должны были обязательно присутствовать во время беседы.
Усилия военных не пропали даром. За все время войны в Югославии результате кропотливой и предметной работы с журналистами почти не было статей сомнительного содержания, способных подорвать престиж армий НАТО в западном сообществе. Стоило корреспонденту БИ-БИ-СИ в Белграде Джону Симпсону осмелиться передать репортаж о разрушенных американскими авиабомбами школах, больницах, страданиях мирных граждан, как министр иностранных дел Великобритании Р.Кук публично отчитал его. Потери американских военнослужащих тщательно скрываются до сих пор.
Практически американцам удалось создать в мире искусственную, дезинформационную, иллюзорную информационно-психологическую среду вокруг войны в Югославии. Она была выгодна США, представляла события в Косово, только через призму национальных интересов США. Это была высокопрофессиональная работа. Вся мощь гигантской американской пропагандистской машины была подчинена двум основным задачам - оправданию агрессию под видом заботы о правах человека и доказательству военного могущества США. Положительный результат был достигнут, в основном из-за четкой организации процесса стратегического управления информационно-психологическим обеспечением на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с бурной информатизацией общества и военного дела роль и значение информационно-психологического противоборства возрастает. Это противоборство все больше приобретает вид самостоятельной боевой деятельности с применением «несмертоносного», «информационного», «психологического» оружия, используется как эффективный способ достижения политических, экономических, военных целей еще до этапа применения военной силы. Внимание к этому виду боевой деятельности повсеместно растет.
Крайне необходимо создать полноценные структуры информационно-психологической безопасности как важнейшие составные части структур морально-психологического обеспечения.
Система приемов манипулятивного воздействия, ставшая в виде психологии манипуляций компонентом общественной и индивидуальной психологии в США и в Западной Европе, получила в настоящее время массовое распространение и продолжает активно проникать в систему информационно-коммуникативных процессов, оказывая разрушающее влияние на психику людей.
Чтобы эффективно противостоять манипулятивным воздействиям, необходимо обладать следующими качествами:
Список использованных источников