ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Морально-психологическое обеспечение в качестве одного из основных видов обеспечения деятельности войск (сил) направлено на достижение и поддержание высокого морально-психологического состояния личного состава, выступающего решающим условием успешного выполнения подразделениями и частями (кораблями) поставленных задач в любых условиях обстановки.

Актуальность исследования.

Технические средства воспитания (ТСВ) в различной мере всегда использовались в морально-психологическом обеспечении. Но характер их применения в значительной мере был вспомогательным, дополнительным. В современных условиях стремительного роста объема информации, числа каналов, видов и форм её передачи, поступления и сохранения возникает проблема нового осмысления роли и места ТСВ. Они становятся не только важным средством овладения современными достижениями, но и формирования творческого мышления, проектирования и моделирования их практической деятельности.

Развитие науки и практики объективно требует включения в программы морально-психологического обеспечения всё более нового и, как правило, сложного, учебного материала. Его изучение предполагает овладение обучаемыми знаниями, навыками и умениями, соответствующими самым современным требованиям. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования комплексного использования ТСВ как одного из важных направлений повышения качества морально-психологического обеспечения, формирования навыков и умений самостоятельной работы с различными источниками информации и современными техническими средствами.

Применение ТСВ происходит не всегда педагогически целенаправленно, дидактически обоснованно и методически грамотно.

Обеспечение воинских частей ТСВ осуществляется на основе Приказа МО РФ №2 от 31 января 1996 года «О порядке обеспечения воинских частей вооруженных сил Российской Федерации техническими средствами воспитания, полиграфическим оборудованием и культурно-досуговым имуществом».

Объект исследования: процесс морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.

Предмет исследования: использование технических средств воспитания в процессе морально-психологического подразделения деятельности подразделений.

Цель работы: подготовить рекомендации по использованию технических средств воспитания в процессе морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть место и роль технических средств воспитания в процессе морально-психологического обеспечения деятельности подразделений, исторические аспекты применения технических средств воспитания в отечественной армии.
  2. Определить классификацию технических средств воспитания.
  3. Составить психолого-педагогические рекомендации по применению технических средств воспитания.

Методологической основой исследования явились труды ученых: Барабанщиков А.В., Черес В.И., Жданов С.Н, Зеленков М.Ю., Золотарев А.А., Федоров Б.Ф. Коджаспирова Г.М., Петров К.В., Образцов П.И., Косухин В.М., Прессман Л.П., Роберт И.В., Милютин И.А., Шахмаев Н.М.

Значимость исследования определяется тем, что представленные в работе теоретические материалы и рекомендации по применению ТСВ могут быть применены соответствующими должностными лицами в целях совершенствования применения ТСВ в процессе морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

1.1.  Место и роль технических средств воспитания в процессе морально-психологического обеспечения деятельности подразделений

Морально-психологическое обеспечение в качестве одного из основных видов обеспечения деятельности войск (сил) направлено на достижение и поддержание высокого морально-психологического состояния личного состава, выступающего решающим условием успешного выполнения подразделениями и частями (кораблями) поставленных задач в любых условиях обстановки.

К техническим средствам обучения (ТСВ) в армии и на флоте относятся киноустановки и аппараты статичной проекции, радиотрансляционные узлы и радиоусилительная аппаратура, радио- и телеприемники, магнитофоны и видеомагнитофоны, фотоаппараты и фотоувеличители, съемочные кино- и телекамеры (любительские и полупрофессиональные), аппаратура для студий гарнизонных радиотелевизионных центров и узлов, полиграфическое оборудование типографий военных газет, светотехническая аппаратура для сцен клубов и Домов офицеров, техника для обеспечения воспитательной работы в полевых условиях (походные автоклубы и автокинопередвижки, походные автотипографии и фильмопрокатные пункты, станции звуковещания и т.п.), подготовленные для воспроизведения магнитофильмы, фильмокопии, граммофонные пластинки и т.д. [1].

С помощью ТСВ воины армии и флота своевременно узнают о важнейших политических событиях в стране и за рубежом, постоянно находятся в курсе всей общественной, культурной, спортивной жизни страны. Радио, кино, телевидение, диапроекционная и другая аппаратура широко применяются в агитационно-массовых и культурно-просветительных мероприятиях, ТСВ повышают их убедительность, доходчивость, эмоциональное воздействие. Демонстрирование и прослушивание специально подобранных кинофильмов, диапозитивов, музыкальных записей и т. п. помогают личному составу снять большие психологические перегрузки, которые он испытывает в ходе выполнения учебно-боевых задач.

Применение ТСВ оказывает в ряде случаев непосредственное влияние на повышение боевой выучки личного состава. Например, показ кинолент и видеозаписей или рассказ по местному радиовещанию об опыте действий мастеров боевых специальностей в сложных условиях учений, полетов и морских походов служит хорошим подспорьем воинам в боевой учебе, а специальные приставки к телевизорам или электронные игровые автоматы помогают многим военным специалистам совершенствовать быстроту реакции и некоторые другие качества.

Особо следует подчеркнуть роль походных ТСВ. В полевых условиях, в боевой обстановке походные автоклубы и автокинопередвижки, автотипографии и приемные пункты информации, переносные установки и войсковые радиоприемники являются, как правило, единственным и незаменимым средством оперативного получения и распространения политической информации, издания армейских и флотских газет, агитационных материалов, организации, кино- и радиообслуживания личного состава армии и флота .

Важно совершенствование комплексного применения ТСВ в морально-психологической подготовке. Оно обусловлено несколькими проблемами. Во-первых, необходимостью наиболее полной реализации одного из важнейших дидактических принципов - наглядности в обучении. ТСВ в качестве совокупности новейших экранно-звуковых носителей информации и технических устройств способствуют демонстрации, схематизации и моделированию изучаемых явлений и процессов. Они оказывают комплексное воздействие на восприятие, понимание, усвоение и закрепление содержания морально-психологического обеспечения. Следовательно, разработка теоретических и практических аспектов совершенствования комплексного применения ТСВ влияет на повышение качества морально-психологического обеспечения. Во-вторых, целенаправленное совершенствование комплексного применения ТСВ является объективным и закономерным явлением, обусловленным научно-техническим прогрессом.

Технические средства воспитания в различной мере всегда использовались в морально-психологическом обеспечении. Но характер их применения в значительной мере был вспомогательным, дополнительным. В современных условиях стремительного роста объема информации, числа каналов, видов и форм её передачи, поступления и сохранения возникает проблема нового осмысления роли и места ТСВ. Они становятся не только важным средством овладения современными достижениями, но и формирования творческого мышления, проектирования и моделирования их практической деятельности. В-третьих, развитие науки и практики объективно требует включения в программы морально-психологического обеспечения всё более нового и, как правило, сложного, учебного материала. Его изучение предполагает овладение обучаемыми знаниями, навыками и умениями, соответствующими самым современным требованиям. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования комплексного использования ТСВ как одного из важных направлений повышения качества морально-психологического обеспечения, формирования навыков и умений самостоятельной работы с различными источниками информации и современными техническими средствами.

Комплексное использование современных аудиовизуальных, телевизионных, компьютерных и других технических средств воспитания в морально-психологическом обеспечении может рассматриваться не только как традиционное средство наглядности. Созданные на базе электронно-вычислительной техники, автоматизированные информационные, обучающие, контролирующие и другие программные продукты становятся важным компонентом различных современных педагогических и информационных технологий подготовки. Этот процесс требует научного дидактического обоснования путей и педагогических условий совершенствования комплексного применения ТСВ в морально-психологическом обеспечении.

Целенаправленное изучение процесса комплексного применения ТСВ показывает, что ему присущи определенные недостатки. К ним относятся: офицеры применяют ТСВ не всегда педагогически целенаправленно, дидактически обоснованно и методически грамотно. Комплексное использование ТСВ зачастую является результатом инициативной и творческой педагогической деятельности лишь отдельных командиров-энтузиастов. Опыт комплексного использования ТСВ в морально-психологическом обеспечении недостаточно оперативно изучается, анализируется и медленно внедряется в практику [1].

1.2. Исторические аспекты применения технических средств воспитания в отечественной армии

Изучение истории Российской армии показывает, что многие государственные деятели, выдающиеся военачальники, полководцы и флотоводцы, военные ученые нашего Отечества хорошо понимали огромную роль морального духа войск в достижении победы на полях сражений и в своей повседневной деятельности большое внимание уделяли морально- психологическому обеспечению воинской службы, боевой подготовки и боевых действий. Следует заметить, что в дореволюционные годы термин "морально-психологическое обеспечение" в военно-научных трудах и в практической работе командного состава почти не применялся. Однако в действительности эта очень важная сфера деятельности генералов и офицеров имела большой размах и во многом сводилась к морально-психологическому обеспечению в его современном понимании, т.е. к проведению мероприятий по формированию и поддержанию у личного состава высоких духовно-нравственных, боевых и психологических качеств, необходимых для достижения победы в бою. Так, царь Петр I, первый российский император, полководец и дипломат, создавая регулярную армию, наряду с совершенствованием системы боевой подготовки, важную роль отводил формированию у солдат и матросов моральных качеств защитника Отечества. Он указывал, что все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент. Решающую роль в нравственном воспитании воина он отводил дисциплине, твердому характеру, сознательному отношению к воинскому долгу и личному примеру офицера в служении Отечеству.

Появление первых технических средств пропаганды (установки немого кино, детекторные радиоприемники, агитповозки) исследователи относят к годам гражданской войны.

Но тогда их было крайне мало, да и возможности их были довольно скромными. В конце гражданской войны в воинских частях имелось всего 305 стационарных и передвижных киноустановок и 250 проекционных аппаратов для показа диафильмов.

По мере развития в стране радиовещания и кинематографии в войсках стали появляться радиоузлы и радиопередвижки, специально оборудованные кинорадио-тачанки. В 30-е годы происходит обновление технических средств пропаганды. К началу Великой Отечественной войны в частях и на кораблях было 950 автоклубных машин, 270 автозвуковых передвижек, 21 тыс. радиоприемников и радиопередвижек, свыше 3400 радиоузлов, 3440 стационарных и 7060 передвижных киноустановок.

В годы войны технические средства пропаганды помогали командирам и политработникам информировать личный состав о событиях на фронте, в тылу и за рубежами страны, мобилизовывать воинов на выполнение боевых задач, пропагандировать опыт героев, воспитывать ненависть к врагу, организовывать отдых фронтовиков между боями. Окопные и мощные громкоговорящие установки успешно использовались для ведения пропаганды среди войск и населения противника, а в отдельных случаях применялись в целях звукомаскировки при передислокации войск в прифронтовой полосе.

В послевоенный период, особенно с середины 50-х годов, в связи с научно-технической революцией и коренными преобразованиями в военном деле технические средства пропаганды в Вооруженных Силах неоднократно модернизировались. Появились принципиально новые их образцы (телевизоры, магнитофоны, бесшрифтовые полиграфические комплекты, станции звукозаписи и копирования магнитофильмов и др.).

В конце 80-х гг. прошлого века армия и флот получают современные тому времени типы проекционных и звукоусилительных устройств, съемочных камер и фотопринадлежностей, радиоаппаратуры и полиграфического оборудования, выпускаемых отечественной промышленностью. Кроме того, многие образцы ТСП (в том числе вся походная техника) разрабатывались и изготовлялись по специальным требованиям, учитывающим условия войсковой эксплуатации и использования. В целом развитие и модернизация таких средств в армии и на флоте осуществлялись по планам и тактико-техническим заданиям Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В научной литературе того времени отмечалось, что «полнота и эффективность применения ТСП в армии и на флоте, организация правильного их сбережения и технически грамотной эксплуатации всецело зависят от командиров, политработников, партийных и комсомольских активистов, руководителей культурно-просветительных учреждений».

Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве возлагало на заместителя командира батальона по политической части обязанность проверять не реже одного раза в месяц наличие, состояние и комплектность находящегося в подразделениях политико-просветительного имущества.

Каждый политработник должен был обладать прочными знаниями и навыками в обращении с ТСП, уметь со знанием дела контролировать и направлять работу кинорадиомехаников и других лиц, использующих технические средства. В научной литературе того времени указывалось, что «от этого во многом зависит эффективность применения в партийно-политической и другой работе всего арсенала пропагандистских средств, направленных на сплочение личного состава армии и флота вокруг Коммунистической партии и ее Центрального Комитета, на воспитание преданности великому делу построения коммунизма в нашей стране, готовности с честью выполнить свой патриотический и интернациональный долг при отражении любой империалистической агрессии».

В Советской Армии и Военно-Морском Флоте существовала определенная система изучения технических средств пропаганды. В военно-политических училищах, например, они изучались в курсе партийно-политической работы. Для работников культпросветучреждений был установлен обязательный минимум знаний и навыков работы с ТСП, а для политработников воинских частей, кораблей и подразделений рекомендована примерная программа их изучения. Работники этих категорий ежегодно сдавали зачеты в объеме обязательного минимума или примерной программы. Цель такого обучения состояла в том, чтобы вооружить воспитателей знаниями физических основ, устройства и принципов действия ТСП, правил их эксплуатации и сбережения, привить необходимые навыки в использовании этих средств в процессе политико-воспитательной и культурно-просветительной работы, ознакомить с порядком снабжения, ремонта и учета политико-просветительного имущества.

Таким образом, можно сделать вывод, что многолетний и всесторонний анализ практики обучения и воспитания показывает, что одним из резервов повышения эффективности морально-психологического обеспечения является не только применение таких технических средств воспитания (далее ТСВ) как аудио и телевизионные системы нового поколения, мультимедийные компьютеры и другие, но и поиск путей дальнейшего совершенствования их комплексного использования [5].

1.3. Классификация технических средств воспитания

Технические средства воспитания - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в ходе воспитательной работы и морально-психологического обеспечения для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСВ объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства воспитания (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

В Вооруженных Силах к ТСВ относят: киноустановки и аппараты статической проекции; радиотрансляционные узлы и радиоусилительная аппаратура; радио- и телеприемники; магнитофоны и видеомагнитофоны; фотоаппараты и фотоувеличители; съемочные кино- и телекамеры; полиграфическое оборудование типографий военных газет; техника для обеспечения воспитательной работы в полевых условиях (походные автоклубы, автокинопередвижки, автотипографии, фильмопрокатные пункты, станции звуковещания и т.д.).

В полевых условиях, в условиях боевой обстановки походные автоклубы и автокинопередвижки, автотипографии, переносные радиотрансляционные установки и войсковые радиоприемники являются, как правило, единственным и незаменимым средством получения и распространения информации, а также организации кино- и радиообслуживания, издания газет и печатных материалов [3].

В зависимости от специфики выполняемых задач технические средства воспитания можно разделить на:

  • средства получения информации - сканеры, видео-, кино-, телекамеры и т.д.;
  • средства передачи информации по различным каналам связи - телефоны, факсы, модемы и т.д.;
  • аппараты для наглядного представления информации в аудио- и видеоформе - кино- и слайдопроекторы, телевизоры и т.д.;
  • средства обработки информации - компьютеры, микшерские пульты, видеомонтажные комплексы и т.д.

Различают пять групп технических средств воспитания, которые зависят от важности выполнения стоящих перед войсками (силами) задач.

Первая группа - штатные табельные технические средства. Это передвижные автоклубы ПАК-65/70, автокинопередвижка АКД-64. походные типографии АТМ-83, АТС-64, АТБ-70, информационные комплексы И1-80, И2-80 (соответственно для дивизионных газет), а также новый комплекс «Сабо», станции магнитной записи СМЗ-75, походные фильмопрокатные пункты дивизионного звена ПФП-75, звуковещательные станции ЗС-88 (на базе БТР-80) и передвижная звуковещательная станция ПЗС «Баритон».

Особенность первой группы состоит в том, что технические средства воспитания этой группы предназначены для использования в полевых условиях и при условиях ведения боевых действий.

Вторая группа - табельные технические средства воспитания и информации, используемые в мирное время, в условиях стационарного расквартирования войск.

Во-первых, это кинопроекционная аппаратура (диапроекторы «Свет ДМ-4», «Свитязь М», «Альфа 35-50», «Лектор 60», «Пеленг - 700», графопроекторы «Код-1», «Лектор-2000», эпидиаскоп «ЭПД-1», кадропроектор «Кругозор»), киносъемочная аппаратура (кинокамера «Кварц-2», «Киев-16У», «Красногорск-3,4», различного рода монтажные и фильмопроверочные столы, а также киноэкраны и вспомогательная аппаратура.

Во-вторых, это телерадиоаппаратура: радиоузлы (войсковой радиотрансляционный комплект «ВРТК-50», «ВРТК-200», войсковая радиотрансляционная установка «ВРТУ-200», ВРТУ-1000»; радиоприемники «МА-ЯК-2», «ИНТЕГРАЛ», «ИШИМ-003»; магнитофоны «ВМ-75К», «ТЕМБР-2»; видеомагнитофоны «ЭЛЕКТРОНИКА-505», «ЭЛЕКТРОНИКА-508»; телевизоры; студийная телевизионная аппаратура; оборудование телерадиоузлов.

В-третьих, это стационарные киноустановки «КН-20-А», «23КПК-3», «КСЕНОН-1М», «КСЕНОН-ЗА», «КСЕНОН-5», передвижные киноустановки «УКРАИНА-5», «КН-15», «КН-16», «КН-17», «КН-19-П».

В-четвертых, это фотоаппаратура, включающая фотоаппараты для съемки и объективы к ним («КИЕВ-4, «ФЭД-4», «ЗЕНИТ») и фотоувеличители («УПА-603», «ЛЕНИНГРАДОМ», «БЕЛАРУСЬ-2»), различные принадлежности для фотолабораторий.

В-пятых, это различное клубное имущество и некоторые музыкальные инструменты: светотехническое оборудование (прожектора, светильники, регуляторы), звукоусилительная аппаратура, рояли, пианино, а также электромузыкальные инструменты. Эта аппаратура в основном используется в стационарных условиях.

В-шестых, это кино- и видеофильмы, находящиеся на окружных кинобазах и кинопунктах.

Третья группа - нетабельные технические средства (культурно-досуговое имущество). К ним относятся: гармонии, гитары, баяны, настольные игры, средства статической проекции, диафильмы, слайды, наглядные пособия, комнатные динамики, микрофоны, телевизионные антенны (кроме спутниковых), видео- и аудиокассеты, стабилизаторы напряжения. Эти средства находятся непосредственно в подразделениях и отличаются сравнительно невысокой стоимостью.

Четвертая группа - расходные материалы, а именно: текстиль для плакатов, фотоматериалы (фотопленки, фотобумага, фотореактивы), бланки и все виды материалов для оформления стендов.

И, наконец, пятая группа - эксплуатационные материалы, запасные инструменты и принадлежности для ремонта кино-, радио-, телевизионной аппаратуры, полиграфического оборудования, копировально-множительной техники и культурно-досугового имущества (радиолампы и кинескопы, транзисторы, микросхемы, элементы питания - всего более 1500 наименований).

По особенностям условий своего функционирования технические средства воспитания подразделяются на переносные и стационарные.

В настоящее время остается неизменной основная номенклатура комплектов технических средств воспитания. Во всех комплектах имеется радиоприемник и телевизор как основные средства информационно-воспитательной работы, позволяющие оперативно доводить информацию и организовывать отдых и досуг.

В распоряжении субъектов морально-психологического обеспечения подразделения имеется магнитофон войсковой (типа ВМ-85К) и полевая трансляционная установка (типа ВПТУ-20), позволяющие осуществлять запись радиопрограмм и организовывать радиообслуживание личного состава, как в военное, так и в мирное время.

Кроме того, для организации отдыха личного состава предусмотрены баян, электропроигрыватель, гитары, а для проведения занятий - диапроектор.

Неотъемлемым элементом информационно-воспитательной и культурно-досуговой работы является использование фотосредств. Для этого в табель подразделения введены фотоаппарат и фотоувеличитель.

Ежемесячно выпускаемая фотогазета, отражающая жизнь личного состава, его участие в решении задач боевой подготовки, оживит стенную печать. Изготовление фотографий позволяет оперативно решать вопросы оформления комнат досуга, территории части (подразделения).

Более широкими возможностями для проведения культурно-досуговых мероприятий обладает комплект технических средств части, который представляет собой совокупность комплектов подразделений с добавлением всеволнового войскового радиоприемника «Интеграл» и войскового радиотрансляционного узла ВРТУ-200 (или более мощного), позволяющего организовывать радиообслуживание всего личного состава части (подразделения). При этом динамики обязательно устанавливаются в казармах, столовой, служебных помещениях; караульные помещения оборудуются наушниками для прослушивания радиопередач. ВРТУ также позволяет подключать несколько уличных громкоговорителей мощностью до 10 ватт, устанавливаемых на плацу и предназначенных для озвучивания массовых мероприятий в масштабе всей части [5].

Комплект технических средств воспитания в целом представляет собой большое количество технических средств, позволяющих с высокой эффективностью вести морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил). В обеспечении сохранности столь ценного оборудования ведущая роль принадлежит учету и его правильной эксплуатации. Порядок обеспечения и учета технических средств воспитания предполагает их централизованные поставки, что заключается в централизованной закупке технических средств и расходных материалов.

В целях обеспечения печатными изданиями личного состава в полевых условиях и при решении задач в боевой обстановке используются возможности доставки их силами фельдъегерско-почтовой службы, а также передвижных типографий (АТМ-83, АТС-62), которые используются для выпуска дивизионной газеты, тиражирования различного рода листовок, памяток и других печатных материалов.

К примеру, работа передвижной автотипографии АТМ-83 позволяет организовать выпуск четырехполосной газеты тиражом до 700-800 экземпляров и до 1500 листовок в сутки, что удовлетворяет потребность личного состава соединения в необходимой информации в общем контексте морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Как показывает войсковой опыт, всестороннее и эффективное использование технических средств воспитания является мощнейшим рычагом в ходе организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). В связи с этим в структуре системы морально-психологического обеспечения существует такой его вид, как обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания.

Эффективность решения задач обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания достигается: постоянной боевой и мобилизационной готовностью вещевых складов частей; четким планированием и высокой организацией обеспечения войск (сил) в соответствии с планами, задачами обеспечиваемых частей (подразделений) и условиями конкретной обстановки; сосредоточением основных усилий обеспечения на важнейших направлениях (в районах) действия войск (сил); согласованным применением всех сил и средств обеспечения; тесным взаимодействием органов обеспечения техническими средствами воспитания коалиционных войск (сил) при ведении боя (боевых действий) в составе коалиционных группировок; созданием условий для устойчивого обеспечения войск (сил) в ходе боя (боевых действиях); маневром техническими средствами воспитания; постоянным наличием резерва технических средств воспитания и умелым их использованием; поддержанием высокой живучести системы снабжения техническими средствами воспитания; своевременным восстановлением боеспособности органов управления, вещевых складов частей; устойчивым и непрерывным управлением обеспечением войск (сил) техническими средствами воспитания; высоким профессионализмом обслуживающего персонала [2].

2.   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ

2.1.   Психологические аспекты применения технических средств воспитания

Технические средства воспитания повысят продуктивность воспитательной работы и морально-психологического обеспечения только в том случае, если командир хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я.А. Коменским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные ТСВ имеют для воплощения этого правила, как уже говорилось, широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речи учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.

Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое?»: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ТСВ как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания - осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания [5].

Большую роль ТСВ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

Значительна роль ТСВ и на этапе применения знаний: уже много раз говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.

Особенно должно учитываться командиром эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание военнослужащих на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление основного материала. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания, решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или командирский комментарий значимы при восприятии любых ТСВ и НИТО. Это не исключает использования только наглядной или только звуковой передачи информации в зависимости от задач занятия, содержания материала, и т. п.

Практически и традиционные, и современные технические средства воспитания и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей военнослужащих и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. ТСВ позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на занятиях. Военнослужащие с помощью многих технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо. Графические возможности компьютеров позволяют детям создавать рисунки на экране дисплея и тут же их распечатывать, конструировать, изобретать новые модели, возможность работы которых тут же проверяется. Таким образом, ТСВ обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения.

Получение знаний особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на занятие фактический материал, отражающий мир природы, жизни, науки. Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе или телепередаче, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения: у показываемого объекта выделяются; нужные в учебно-познавательных целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой модели материал преподносится с наибольшей простотой и доступностью для восприятия. Сравните интересные данные: для опознания простого, ранее неизвестного, предмета человеку необходимо: при словесном описании - 2,8 с; при изображении на контурном рисунке - 1,5 с; на цветной фотографии - 0,9 с; средствами кино - 0,7 с; при демонстрации предмета в натуре - 0,4 с. Однако как бы искусственные изображения ни отличались от их оригиналов, как видно из приведенных данных, они значительно ускоряют и уточняют восприятие их реальных прототипов, но только при условии учета особенностей восприятия экранного изображения детьми, которое нередко переоценивается и механизм которого не всегда понимается командиром [5].

Перед зрителем проходит ряд изображений объекта, каждое из которых может быть не похоже на другое, хотя все они отображают только один объект. В его сознании эти изображения отождествляются с реальным объектом. Такое отождествление происходит даже в том случае, если зритель не видел этого объекта в натуре. Образ объекта тогда рождается путем сравнения с каким-либо; знакомым объектом. В процессе восприятия зритель все время как бы расшифровывает экранное зрелище, узнавая в нем реальные вещи. Кроме того, возникает трудность перевода образной информации в вербальную, понятийную.

Эти психологические особенности восприятия фильма порождают сложную проблему: фильм предлагает учащимся информацию в виде экранного образа объекта, а командир требует от них уже расшифрованную информацию о самом реальном объекте. Между тем экранный образ сильно отличается от реального, так как фильм (диафильм, телепередача, компьютерное изображение) - это только форма отображения действительности. Следовательно, учащиеся должны проделать дополнительную мыслительную работу по воссозданию недостающих звеньев между экранным образом и его воплощением в виде материальной вещи или реального явления.

Определить размеры, масштаб изображения и отождествить с действительными особенно трудно с экрана, расположенного в одной плоскости, когда отсутствует представление об объеме. Сравнение, не опирающееся на знакомые предметы, не всегда приносит желаемые результаты. Объясняется это нахождением предмета изучения в необычной обстановке, лишающей возможности сравнить его со знакомыми предметами. Поэтому зритель не справляется с определением истинного размера предмета. В некоторых случаях это можно исправить путем создания объемных пособий к соответствующим экранным средствам обучения.

Правильность восприятия экранного изображения и звуковых записей во многом зависит от чувственного опыта обучаемых и богатства их воображения. Ведь не случайно даже у взрослых свидетелей одного и того же явления складываются совершенно разные, иногда трудно сопоставимые представления об увиденном. У обучаемых, у которых очень богатое воображение, даже при восприятии звуковых и экранно-звуковых средств подачи информации, как это ни странно на первый взгляд, может сложиться совершенно неточное понимание сущности реальных объектов и явлений.

Командир должен учитывать, с одной стороны, нагрузку экранно-звукового средства как источника информации, а с другой - возможность учащегося усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объемную информацию, превышающую диапазон восприятия, военнослужащий не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Хорошо усваивается информация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием пособия и возможностями его восприятия.

Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности в последние годы получила широкое распространение так называемая логическая наглядность, к которой относят речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационные схемы, схемы отношений понятий, круговые схемы, классификационные древа. Назначение такой наглядности - придать образность понятию, идее, логическому элементу. Схемы, таблицы и тому подобные символические структуры прекрасно отображаются на кодопособиях, можно подготовить серии слайдов, вычертить их на экране монитора и распечатать. В результате осуществляется переход от конкретной, предметной наглядности к абстрактной, что способствует развитию у военнослужащих абстрактного логического мышления.

Кроме того, кино и средства телекоммуникации усиливают возможности видения человека. Глаз технического устройства фиксирования информации (кинокамеры, видеокамеры, фотоаппарата) зорче глаза человека. Только он способен заметить совершенно новое, недоступное обычному наблюдению, остановить мгновение.

Сложным и пока мало разработанным является вопрос о психологических особенностях взаимодействия человека с машиной в условиях использования компьютера как средства обучения и воспитания. Диапазон компьютерных программ очень широк: от простейших программ, предназначенных для передачи определенной информации или закрепления навыков, до интеллектуальных обучающих систем, осуществляющих рефлексивное управление обучением, ведущих диалог с обучаемым на языке, близком к естественному, и по мере накопления опыта совершенствующих стратегию обучения. Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными ТСВ, особенно в психологическом плане, как уже говорилось выше.

2.2. Методические ориентиры использования технических средств воспитания

Качество проведения занятий в военном ВУЗе зависит от наглядности и изложения, от умения командира сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства воспитания, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

  • являются источником информации;
  • рационализируют формы преподнесения учебной информации;
  • повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
  • организуют и направляют восприятие;
  • обогащают круг представлений военнослужащих, удовлетворяют их любознательность;
  • наиболее полно отвечают научным и культурным интересам, и запросам военнослужащих;
  • создают эмоциональное отношение военнослужащих к учебной информации;
  • усиливают интерес военнослужащих к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
  • делают доступным для военнослужащих такой материал, который без ТСВ недоступен;
  • активизируют познавательную деятельность военнослужащих, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
  • являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • иллюстрируют связь теории с практикой;
  • создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного военно-педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
  • экономят учебное время, энергию командира и военнослужащих за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем командир. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 25 мин двухчасового занятия, кодоскоп - до 30-40 % времени, отведенного на объяснение нового материала, а на технических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20% учебного времени.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСВ [5, 10, 11], к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:

а)  недостаточная методическая подготовленность командира;

б)  неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на занятиях, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости

в)  бесплановость, случайность их применения;

г)  перегруженность занятия демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, композицию.

В качестве управляющих воздействий в аудиовизуальных пособиях используются разнообразные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в определенные моменты нужные стороны изучаемого объекта.

Выполнение контроля знаний при использовании аудиовизуальных пособий возможно двумя способами:

  1. наличие элементов организации контроля знаний в информативном пособии;
  2. создание специальных пособий и ТС для контроля знаний.

В соответствии с дидактическими особенностями ТС их целесообразно применять при изучении сложных тем или вопросов курса: для восприятия микро- или макрообъектов, чрезмерно быстро или медленно протекающих процессов, уникальных явлений и т.п.; для осмысления тем, содержащих много новых понятий, сложных для анализа и синтеза, и т.п.

Прежде чем отобрать для занятия тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного занятия и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на занятии явления и позволяют вычленять и группировать признаки, лежащие в основе формируемого на данном занятии представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядности и слова командира. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово начальника выполняет функцию руководства восприятием подчиненных. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания недоступных непосредственному наблюдению связей между фактами, явлениями, а слово командира должно побуждать к наблюдению и направлять обучаемых на осмысление, интерпретацию увиденного.

Во время занятия могут применяться различные формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. Возможности сочетания этих форм увеличиваются при использовании ТСВ. ТСВ позволяют создать вариативность изложения учебного материала для различных групп, помогают решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебно-познавательного процесса в условиях коллективного обучения.

Дидактические материалы технических средств обучения, должны:

  • иметь конкретное дидактическое назначение, соответствовать определенному этапу процесса обучения;
  • соответствовать научному уровню материала учебника и его логическому построению; обеспечивать научные и методические связи между структурными элементами пособий; учитывать преемственность знаний, применять и использовать ранее полученные знания; создавать условия для решения комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач занятия; содержать в себе программу управления познавательной деятельностью подчиненных; учитывать уровень подготовленности.

На каждом этапе сложились определенные приемы работы с техническими средствами.

  1. демонстрирование отдельных диапозитивов для указания темы и цели занятия, для постановки проблемы, для иллюстрации;
  2. демонстрирование фрагментов кино- или диафильмов для постановки проблемы и создания проблемной ситуации;
  3. демонстрирование фрагментов кинофильма или диафильма с целью решения поставленной проблемы, изучения материала по этапам формирования понятий;
  4. демонстрирование кинофильма дозами для иллюстрации динамического процесса;
  5. демонстрирование отдельных кадров диафильма в сочетании с кинофильмом для пояснения быстро промелькнувших кадров фильма;
  6. демонстрирование кинофрагментов и кинокольцовок для иллюстрации проделанных опытов или рассказа преподавателя при изучении каких-либо явлений;
  7. использование кодоскопа для проецирования на экран выполняемых преподавателем на ленте прибора рисунков и схем;
  8. использование кодопозитивов методом наложения для рассмотрения того или иного процесса, для построения сложных схем синхронно с объяснением;
  9. сочетание фрагментов диафильма или кинофильма с другими наглядными пособиями.

Для правильного использования ТСВ необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, применяемыми на занятии. От того, насколько удачной будет взаимосвязь всех этих средств, во многом зависит эффективность учебного процесса. Найти возможность выполнить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести  именно те средства, которые вместе с ТСВ могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств - важнейшие положения применения ТСВ, требующих опыта и мастерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технические средства воспитания повысят продуктивность воспитательной работы и морально-психологического обеспечения только в том случае, если командир хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я. А. Коменским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные ТСВ имеют для воплощения этого правила, как уже говорилось, широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Использование современных аудиовизуальных, телевизионных, компьютерных и других технических средств обучения в морально-психологическом обеспечении может рассматриваться не только как традиционное средство наглядности. Созданные на базе электронно-вычислительной техники, автоматизированные информационные, обучающие, контролирующие и другие программные продукты становятся важным компонентом различных современных педагогических и информационных технологий подготовки.

Таким образом, в ходе исследования решены поставленные задачи, цель исследования достигнута.

Представленные в работе теоретические материалы и рекомендации по применению ТСВ могут быть применены соответствующими должностными лицами в целях совершенствования применения ТСВ в процессе морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барабанщиков А.В., Черес В.И. Комплексное использование технических средств обучения в пограничном училище. - М., 1985.
  2. Жданов С. Моральная готовность и психологическая способность военнослужащих к боевым действиям // Ориентир. - 2006. - №4. - С.54-58.
  3. Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) (подразделение - часть): Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2004. -404 с.
  4. Золотарев А.А., Федоров Б.Ф. Технические средства воспитания в высших военно-учебных заведениях (Вопросы теории и методики преподавания). -М., 1976.
  5. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства воспитания и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  6. Компьютер как средство управления в педагогических системах: проблемы моделирования информационных связей / В.Н.Аниськин и др. - Самара, 1993.
  7. Компьютеризация системы образования / Л. Э. Венцковский, В. Н. Кулбакиани. - М., 1990.
  8. Кулбакиани В.Н. Компьютеризация системы отечественного образования / под ред. Л.Э. Венцковский,. - М., 1997.
  9. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000.
  10. Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004
  11. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., 1994.
Просмотров работы: 484