МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания. Вместе с тем, рассмотрение природы состояний не нашло должного места как в специальной научной, так и в учебной литературе. До сих пор трудно найти учебник по психологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о психических состояниях. Теория психических состояний далека до завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены.

Актуальность исследования обусловлена целым рядом причин. Одна из них заключается в растущей гибели летчиков во время полетов, в необходимости более тщательного изучения психических состояний летного состава, преобладающих перед полетами. Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованными социальные и социально-психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние. Для обучения и тренировки, лечения и реабилитации, организации трудового процесса и многих других сфер практики остро необходимы знания психологии состояний. Поэтому практическую значимость исследования состояний трудно переоценить.

Цель настоящего исследования заключается в обобщении психологических знаний по проблеме психологические состояния и раскрытии специфики их проявления в деятельности летчика.

Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих  задач:

  • раскрыть сущность и функции психических состояний, определить их место в системе психических явлений;
  • дать характеристику основных психическим состояниям, сопровождающим профессиональную деятельность военных летчиков;
  • рассмотреть возможные пути управления психическими состояниями военнослужащих.

Объектом исследования явилась профессиональная деятельность военных  летчиков.

Предмет исследования составили психофизиологические и психологические  характеристики состояний в деятельности военных летчиков.

Методологической основой работы послужили общенаучные принципы методологии познания, позволяющие рассматривать личность человека (военного летчика) как сложное многоуровневое социально обусловленное качество, доступное научному познанию; фундаментальные методологические положения о развитии психики человека в деятельности и единстве сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи субъектно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский и др.). Базовыми для исследования являются идеи и концепции общей психологии, психологии развития, психофизиологии (Н.Д.Левитов, Л.В.Куликов, В.А.Ганзен, М.Ю.Горький и др.).

Практическая значимость исследования определяется тем, что эффективность профессиональной деятельности в боевых условиях в значительной мере определяется психическим состоянием, моральным духом лётного состава.

Деятельность лётного состава осуществляется в условиях, характеризующихся высокой степенью нервно-психического напряжёния, большой лётной нагрузкой, отсутствием удовлетворительных социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий, что может послужить причиной развития нарушений функционального состояния лётного состава, среди которых ведущее место занимают хронические утомление и переутомление, а также невротизация, возникающая на фоне переутомления.

Нарушения функционального состояния значительно снижают эффективность полётных заданий или даже делают невозможным их выполнение, а также способствуют развитию заболеваний, приводящих к последующей дисквалификации.

Использование накопленных теоретических сведений о психических состояниях лётчика требует  анализа состояния проблемы, ответа на вопросы о сущности психических состояний, их места в структуре психики, роли в профессиональной деятельности, причинах, особенностях их проявления в различных видах боевой деятельности.

Организация исследования. Работа носила обобщающе-теоретический характер. Были проанализированы различные научные источники, как общепсихологические, так и специально-профессиональные. Сбор дополнительной информации осуществлялся при прохождении войсковой стажировки в ходе бесед с военными летчиками,  должностными лицами, осуществляющими морально-психологическое обеспечение действий подразделений.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

Один из парадоксов современной психологии заключается в том, что, несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остается «золушкой» в семье психологических отраслей. В учебниках психологии и в учебных программах о психических состояниях не упоминается или упоминается вскользь, чаще всего в разделе, посвященном эмоциям.

1.1  Определение психического состояния

Проблема психических состояний стала предметом специального научного интереса, как показывает анализ имеющихся источников по проблеме, сравнительно недавно, в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия. Ещё в 30-х годах эта психологическая категория не была введена в категориальный аппарат психологической науки. По крайней мере, в учебном пособии этих лет («Психология» под редакцией Б.М.Теплова и И.Е.Шварца, 1938) о них не сказано ни одного слова. Даже в ставшей классической работе С.Л.Рубинштейна «Основы общей психологии» (1946) предметный указатель не содержит этой категории. В самом содержании из указанных работ категория «психические состояния» употребляется попутно, вскользь в главе об эмоциях, не получая какай либо характеристики [1].

В отечественной психологии введение этой категории в широкий научный оборот связано, прежде всего, с именем Н.Д.Левитова, который в 1955 году в статье «Проблемы психических состояний» обосновал необходимость пристального изучения этого компонента психики человека. В последующие годы Н.Д.Левитов провёл большой спектр исследований в этом направлении, результаты которых им были изложены в специальной монографии [2].

Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения.

В распространенном делении психических явлений - процессы, состояния и свойства - выделены и перечислены в порядке убывания динамичности. Именно в такой последовательности снижается динамич-ность, лабильность,  скорость  изменения явлений, т.е. состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности.

Определение психического состояния как особой психологической категории сформулировал Н.Д.Левитов [2]: «...- это целостная  характеристика психической деятельности за определенный период времени,  показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности,  предшествующего состояния и психических свойств личности».

В.А.Ганзен [3] понимает психическое состояние как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление. Такое определение, по мнению автора, позволяет считать психическое состояние человека объектом системного описания. Срезом исследования, дающим возможность получить полный набор характеристик объекта, становятся имеющиеся формы описания психического состояния человека различного уровня обобщенности.

Ю.Е.Сосновикова [4] определяет психическое состояние как относительно устойчивое, конкретное взаимоотношение всех компонентов психики, имеющее определенную напряженность и выражающее степень уравновешивания человека с окружающей средой в данный период времени.

А.В.Родионов [5] под психическим состоянием понимает целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, связанную с определенной динамикой психических процессов и психофизиологических функций и отражающую реакцию человека на воздействие факторов внешней и внутренней среды.

Л.В.Куликов [6] определяет состояние  как форму саморегуляции психики и как один из важнейших  механизмов интеграции человека как целостности - как единства его духовной, психической и телесной организации.

Весьма существенно для психического состояния то, что оно, как сказано в определении, на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности.

Как отмечает А.Г.Маклаков [1], вне психических процессов нет, и не может быть, никаких психических состояний. Как и психические процессы, психические состояния имеют начало и конец, изменяются. Но психическое состояние отличается большей целостностью и устойчивостью. Психический процесс может перейти в психическое состояние, например, процесс восприятия художественной картины может перейти в довольно сложное психическое состояние под впечатлением этой картины.

Кроме того, как указывает В.Н.Мясищев [7], психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.

Общее заключается в том, что психические состояния и индивидуальные особенности дают индивидуальную и синтетическую характеристику психической деятельности, а не просто характеристику ее отдельных элементов, функций или сторон. Эта связь психических состояний с индивидуальными особенностями личности находит свое отражение в том, что терминология, примененная к психическим состояниям, в значительной мере взята из области характерологии. Так, мы говорим о решительности или нерешительности, об активности или пассивности, о бодрости или подавленности и как о временных состояниях, и как об устойчивых чертах личности.

В то же время Н.Д.Левитов [2] отмечает, что соответствие между психическим состоянием и чертой личности отнюдь не является правилом. Так, наряду с «безудержностью» как устойчивым свойством холерического типа существует и «безудержность» как состояние, которое в определенных условиях может иметь место у каждого человека и не соответствовать характерным особенностям поведения. Этот факт никак нельзя игнорировать.

Всякое психическое состояние является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение. Только следуя принятому в отечественной психологии принципу единства психики и деятельности, можно правильно описать и объяснить психическое состояние. Если свести психическое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.

Так, по мнению Ю.Е.Сосновиковой [4], субъективное чувство усталости может не соответствовать утомлению, выражающемуся в понижении работоспособности. Но при характеристике переживания нельзя ограничиться лишь показаниями внешне выраженного поведения, так как одно и то же поведение может быть связано с разными переживаниями, и тем самым свидетельствовать о разных психических состояниях.

Признавая допустимость и вместе с тем известную ограниченность экспериментирования при изучении психических состояний, мы констатируем лишь современное положение: поиски в этом направлении должны продолжаться, но во всех случаях одних экспериментальных показателей для диагноза психического состояния недостаточно.

Во многих случаях при изучении психических состояний необходимо применять метод беседы или словесного отчета. Каждое психическое состояние есть, прежде всего, переживание, и очень важно знать, как человек сам понимает свое переживание и какое у него к нему отношение. Поэтому в содержание словесного отчета входят не только данные об объективных внешних фактах, но и данные самонаблюдения.

Некоторый материал для суждения о психическом состоянии дают продукты деятельности человека. Например, учитель, проверяя письменную работу ученика, делает заключение: «Написана небрежно». Это значит, что ученик, когда писал работу, был невнимателен, а может быть, и не имел при этом должного чувства ответственности.

Очень много дает для понимания психических состояний художественная литература. Можно сказать больше: в настоящее время пока еще слабо разработаны объективные методы научного изучения психических состояний, главным источником их познания являются литературно-художественные произведения. Так, о чувствах, и, прежде всего, настроениях, с большой художественной правдой говорят нам лирические произведения; такое жизненно важное и сложное психическое состояние, как «борьба мотивов», находит яркое изображение в драматических произведениях [4].

1.2.   Место психических состояний  в системе психических явлений и их классификация

После выхода в 1964 г. книги Н.Д.Левитова «О психических состояниях человека» термин «психическое состояние» получил широкое распространение. Если раньше психологию определяли как науку о психических процессах и свойствах личности, то сейчас в большинстве учебников психологии встречается такая формулировка: психология - это наука о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Вполне естественно встают вопросы о соотношении процессов, состояний и свойств личности, о роли и месте психических состояний в системе психических явлений.

В определении психического состоянии, предложенном В.М.Мяси-щевым, отмечается, что психические состояния служат фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности, так сказать, большей «постоянной времени». Еще медленнее изменяются свойства личности. Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности [7].

Уже говорилось, что психические состояния, как и другие психические явления, можно рассматривать с позиции общего, особенного и единичного. Здесь надо подчеркнуть, что выбор того или другого уровня рассмотрения зависит от задачи, а сами задачи, так же как содержание и формы системных описаний, в свою очередь, зависят от уровня рассмотрения. С позиций общего исследуются характеристики, присущие всем состояниям и существующие у всех людей. С позиций особенного изучаются характеристики отдельных определенных состояний безотносительно к индивидуальной специфике их протекания у конкретного человека. С позиций единичного рассматриваются реализации конкретного состояния у данного человека. Такие состояния изучаются в эксперименте. Они протекают в реальном времени и могут быть названы актуальными психическими состояниями. Именно их мы будем иметь в виду, обсуждая далее вопрос о месте и роли психических состояний в системе психических явлений.

В фазе бодрствования в каждый момент функционируют одновременно несколько психических процессов (внимание, память, ощущения, эмоции и т.д.). Интенсивность их протекания меняется, но остаются одновременность и непрерывность во времени. Каждый процесс характеризуется регулируемыми переменными и рядом параметров, которые тоже изменяются во времени, хотя и медленнее, чем регулируемые переменные. Человек обладает определенным множеством свойств личности, однако в каждый момент времени находится в одном единственном актуальном психическом состоянии, которое сменяется другими [3].

Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности.

Функциональная структура психики человека относилась главным образом к психическим процессам, психологическому описанию человека как субъекта. Но состояния и свойства личности также выполняют функции внутренней интеграции - дифференциации, регулирования и отражения. Можно, однако, сказать, что процессы преимущественно реализуют функцию отражения, состояния - функцию регулирования, а свойства личности, объединенные актуальным «я», - функцию высшего интегратора психической жизни человека [5].

Существует множество самых разнообразных психических состояний. Для того чтобы сделать их предметом научного изучения, их необходимо как-то сгруппировать для лучшего обозрения, классифицировать или типизировать.

Известно, что все попытки классифицировать индивидуально-психологические особенности личности, за исключением темперамента, были неудачны. Только типология темпераментов имеет традицию, насчитывающую от Галена более девятнадцати столетий, но и в этой области чувствуется недостаточность классификации, что сказывается, во-первых, в разном психологическом понимании типов темперамента, а во-вторых, в потребности относить многих людей к смешанным или промежуточным типам. Нет классификации способностей. Нет и, вероятно, не может быть универсальной классификации характеров, а есть только разные, причем не исключающие одна другую, типологии характеров.

В отношении психических состояний проблема классификации, или типологии, столь же, а может быть, и в большей мере затруднительна, как и в отношении характера [1].

Слишком различны психические состояния, и притом, в разном отношении. Есть немало таких сложных и противоречивых психических состояний, которые даже трудно наименовать; их необходимо более или менее подробно описывать.

Отказавшись от исчерпывающей универсальной классификации психических состояний, мы все же должны сделать некоторые обобщения, или группировки, позволяющие установить между ними линии сходства и различия.

В качестве основной, хотя и недостаточной классификации психических состояний в данном исследовании взято их подразделение на состояния, относящиеся к познавательной деятельности, эмоциям и воле, т.е. принято подразделение по аналогии с классификацией психических процессов.

Но не везде, как указывает Л.В.Куликов [6], имеется совпадение между классификацией психических процессов и классификацией состояний. Так, удивление может быть отнесено к познавательной деятельности; в этом сложном психическом состоянии при всей его эмоциональной выраженности на первый план выступает познавательная функция. Однако номенклатура состояний часто не совпадает с номенклатурой процессов: многие психические состояния имеют аналогию скорее из характерологии, чем из области функционального анализа сознания (состояние решительности - нерешительности, трудового подъема - лени).

Тот же автор считает, что было бы заманчиво хотя бы типизировать психические состояния по аналогии с типами или чертами характера. Этим  наметилось бы столь важное сближение временных состояний психики с более устойчивыми чертами личности. Но нет универсальной типологии характеров, а, кроме того, многие черты характера выражают направленность или, по терминологии В.Н.Мясищева, систему отношений, т.е. черты, аналогии которым в психических состояниях не везде легко найти.

Можно различать психические состояния в зависимости от той деятельности, которую они сопровождают. Став на этот путь, следует говорить о психических состояниях в деятельности игровой, учебной, трудовой, спортивной, военной и т.д.

Укажем еще несколько возможных подразделений психических состояний, которые следует учитывать при их анализе:

1. Состояния личностные и ситуативные. В первых, прежде всего, выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых - особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции.

То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т.е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять, по мнению П.И.Александровича [8], их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, все же у него аффект является временным целостным психическим состоянием, которое в определенное время начинается и кончается.

2. Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3. Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния; вдохновение - состояние, положительно влияющее на деятельность человека [9].

4. Состояния продолжительные и краткие. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5.Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна; утомление может иметь разный уровень осознанности [10].

Патологические состояния, изучаемые психопатологами и психиат-рами, требуют специального рассмотрения [10].

Психические состояния человека могут быть классифицированы по возрастному принципу, по характеризующей их ведущей деятельности, по видам труда, в которых эти состояния возникают, по принципу значимости и наибольшей выраженности в них существенных личностных свойств человека. Психические состояния различаются по степени их напряженности, по их силе, по причинам, их вызывающим.

По степени постоянства В.Л.Марищук [11] выделяет доминирующие (наиболее характерные для субъекта) и промежуточные (переходные) состояния.

Ю.Е.Сосновикова [4] разделяет состояния на продолжительные, относительно малопродолжительные и кратковременные.

Кроме того, в состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Силу влияния каждой из них трудно измерить в долях или процентах. В этой связи Л.В.Куликов [6] отмечает, что здесь некорректно говорить о каком-либо статическом балансе. Определенные события  или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие.

Психические состояния, по сравнению с особенностями личности, чувствами, волевыми качествами, как ситуативное и как менее устойчивое психическое явление, в большей мере подвержены «случайным» воздействиям. Психическое состояние, например, может быть не характерно для данного человека, т.е. быть относительно случайным. В других случаях психическое состояние возникает необходимо и закономерно. Следовательно, как указывает В.А.Ганзен [3], можно различать две группы противоположных психических состояний: случайных и закономерных. Закономерные, необходимые психические состояния могут повторяться, быть цикличными, периодичными. Случайные психические состояния представляют собой единичные случаи.

Психические состояния, как мы уже говорили, представляют собой движение, развитие, процесс. Однако бывают как более застойные, так и наиболее быстро текущие психические состояния. В связи с этим, Н.Д.Левитов [2] считает возможным выделить две группы психических состояний, выражающих собой периоды ускоренного течения психических процессов и выражающих собой периоды относительного покоя, относительной неподвижности, застойности психических процессов.

Достаточно часто в качестве самостоятельного класса психических состояний выделяют эмоциональные состояния. К этой группе относят большое число состояний. Она отличается значительным пересечением с другими классификационными группами. Такая особенность объясняется тем, что среди любых других состояний мы не сможем найти ни одного, для которого эмоциональные  характеристики не имели бы значения, и их не стоило бы включать в его описание. В.Н.Мясищев [7] эмоциональные состояния выделял как отдельную группу эмоциональных явлений: «... область чувств (эмоций) охватывает три разнородных группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения».

Эмоции и состояния неразрывно связаны. И те, и другие имеют интегративные функции  и обеспечивают реагирование человека как целостности (в его духовном, психическом и телесном единстве) на текущую ситуацию, на все воздействия, направленные на него. Любое состояние включает в себя определенные эмоции как неотъемлемую составляющую. Эмоциональные состояния - это класс состояний, в которых эмоциональные характеристики  выходят на передний план, отнесение к этому классу предполагает, что индивид, находясь в одном из эмоциональных состояний, переживает интенсивные эмоции.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ  СОСТОЯНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Исследование психических состояний человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Психические состояния выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, учения, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, в том числе и воинской.

2.1.  Роль психических состояний в профессиональной деятельности лётного состава

Обладая самостоятельностью, психические состояния определяют деятельность человека. И.П.Павлов указывал, что для деятельного состояния мозга важно не столько динамика ситуационных характеристик, сколько имеющееся в данный момент состояния нервных процессов в головном мозге.

Что же вкладывается в понятие психического состояния?

На первый взгляд, состояние лётчика представляется в виде некоторого фона, на котором разыгрывается определённая деятельность. Но это не совсем точно, любое состояние есть продукт включения субъекта в деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая влияние на успешность реализации последней.

Каждое конкретное состояние лётчика можно описать с помощью многообразных проявлений. Объективной регистрации и контролю доступны изменения в функционировании различных физиологических систем. Для вычленения специфики того или иного состояния используют показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и т.д. Для разных состояний характерны определённые сдвиги в протекании основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и изменения в эмоционально-волевой сфере [12, 13].

Многочисленны состояния, которым сопутствуют комплексы отчётливо выраженных субъективных переживаний. Так, например, при сильных степенях утомления лётчик испытывает чувство усталости, вялости, бессилия. Состоянию монотонии свойственно переживание скуки, апатии, сонливости. В состоянии повышенной эмоциональной напряжённости, как указывает В.Л.Марищук с соавт. [14], ведущими являются чувства тревоги, нервозности, переживания опасности и страха.

По мнению ряда специалистов (Ю.А.Александровский, П.В.Буянов, З.Геретоваль, Н.Д.Завалова, П.А.Корчемный, К.К.Платонов, Е.А.Плет-ницкий, А.В.Ответчиков и др.), психическое состояние лётчика является сложной системной реакцией. Любое состояние лётчика возникает в процессе деятельности, каждое состояние характеризуется стабильными изменениями определённых количественных показателей. Например, для некоторых видов утомления характерны совершенно определённые сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой системы. При воздействии интенсивной физической нагрузки увеличиваются энергетические потребности организма, что с необходимостью приводит к увеличению скорости и объёма кровотока. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений и соответственно уменьшается систолический объём крови.

Важной особенностью изучения различных психических состояний, по мнению В.А.Пономаренко [15], является понимание их как формируемых реакций. Одним из наиболее важных моментов при этом является наличие комплекса причин, определяющих специфичность состояния в конкретной ситуации. Понятна актуальность задачи разработки факторов, вносящих определённый вклад в формирование ответной реакции. Качественная неоднородность психических состояний обуславливается, прежде всего, различиями в вызывающих их основных причинах. Так, для состояния утомления, по мнению В.В.Розенблата, первостепенное значение имеют факторы продолжительности воздействия нагрузки, вида нагрузки, её организации во времени. А развитие состояний эмоциональной напряжённости, как считает Н.И.Наенко, определяется главным образом повышенной значимостью выполняемой деятельности, её ответственностью, сложностью, степенью подготовленности лётчика и другими социально-психологичес-кими факторами.

Психическое состояние отражает своеобразие субъективных и объективных условий, создающихся для лётчика на данный период времени. Психическое состояние - это реакция на ситуацию. Главная функция состояния - уравновешивание лётчика как относительно замкнутой системы с постоянно изменяющейся средой, слаживание его с конкретными условиями профессиональной деятельности, активная организация этого взаимодействия. Следовательно, психическое состояние лётчика образуется в зависимости от конкретных задач, возникающих в данной ситуации, соотнесённых с направленностью личности, её жизненными установками и ориентациями. Основная роль психических состояний, по мнению Л.А.Китаев-Смык, И.П.Неумывкина, В.А.Пономаренко [16], состоит в том, что они либо помогают оптимальному развёртыванию всех духовных и физических сил лётчика, либо тормозят этот процесс, значительно снижая в целом эффективность профессиональной деятельности. Основу психических состояний составляет определённое соотношение нервных процессов (от эпизодического до устойчивого типичного для данного человека) в коре головного мозга.

Психические состояния каждого лётчика своеобразны, неразрывно связаны с индивидуальными особенностями личности, её нравственными и другими чертами. Так, как указывает З.Геретоваль [17, 18], лётчику с сангвиническим темпераментом свойственно преувеличивать успехи и истолковывать всё в мажорном свете, ибо наиболее типичным для него является приподнятое настроение. Наоборот, подавленность может быть не только устойчивой чертой личности меланхолического темперамента, но проявляется как состояние, вызванное у лётчика неприятностями по службе, в быту.

Особенность психических состояний, летчика в том числе, заключается, по мнению А.В.Барабанщикова [19], в быстром переходе из одного состояния в другое. Это часто можно видеть в повседневной жизни, когда реплика, оценка действий лётчика, известие резко меняют его состояние. Особенно это характерно в период боевых действий, когда лётчик перед вылетом переживает состояние сомнения, тревожности. И сколько радости, подъёма у него появляется после выполнения задания. Или, наоборот, бывают очень самоуверенные лётчики, которые вначале находятся на подъёме (так преувеличивают свои возможности) и, выполнив задание хуже, чем требовалось, переживают состояние упадка.

Психологические состояния у лётчика внешне проявляются в изменении дыхания и кровообращения, в мимике, пантомимике, движениях, походке, жестах, интонационных особенностях речи. Так, в состоянии удовольствия наблюдается увеличение частоты и амплитуды дыхания, неудовлетворённость вызывает уменьшение того и другого; дыхание в возбуждённом состоянии становиться частым и глубоким; в напряжённом - замедленным и слабым; в тревожном - убыстренным и слабым; в состоянии страха - резко замедленным; при неожиданном удивлении дыхание становиться частым, но сохраняет нормальную амплитуду [20].

В возбуждённом состоянии или состоянии напряжённого ожидания вылета может повышаться частота и сила пульса, величина кровяного давления в очень широком диапазоне. Изменение кровообращения обычно сопровождается побледнением или покраснением тела лётчика, в зависимости от состояния изменяется и температура различных его участков. И.П.Павлов [8] считал, что возбуждённое общее состояние можно рассматривать как аффективное, затрудняющее практическую деятельность человека.

Военные психологи [13, 15, 18, 19, 20, 21, 22,  23 и др.] считают правомерным выделять следующие группы психических состояний, возникающих у летного состава:

  • интеллектуальные (любопытство, заинтересованность; удивление, изумление, недоумение; сосредоточенность и рассеянность; скука; сомнение; умственное напряжение; мечтательность);
  • эмоциональные (настроение, напряжение, влечение, страсть);
  • волевые (активность и пассивность, решительность и нерешительность, сдержанность и несдержанность, уверенность и неуверенность);
  • ситуативные (выражают, прежде всего, особенности ситуации, вызвавшей у лётчика те или иные психические реакции);
  • продолжительные и кратковременные (тоска по дому может охватывать период до нескольких недель, пока военнослужащие не привыкнут к новым условиям. Состояние ожидания возникает за несколько месяцев до выхода лётчика из зоны боевых действий).

Психические состояния во многом зависят от глубины осознания высокого воинского долга и ответственности за защиту Родины. Практика показывает, что, когда лётчик глубоко осознаёт свой гражданский и воинский долг и ответственность, у него возникают положительные состояния.

Факторы широкого социального плана влияют на психические состояния лётчика опосредствованно, через систему конкретных жизненных микро социальных условий (коллектив, семья и т.д.).

Особое место занимают условия службы, порядок и воинская дисциплина в подразделениях, организация быта и отдыха личного состава, степень удовлетворения их нужд и запросов, система установившихся взаимоотношений. Если по всем вопросам в организации службы и порядка имеется чёткость и ясность, всё отработано и налажено, каждый знает, что он должен делать в той или иной обстановке, то характерными психическими состояниями лётчика будут состояния служебного рвения, высокой работоспособности, уверенности. Когда же в подразделении невысокая организация службы в состояниях будут проявляться элементы неуверенности, неопределённости, нервозности [15].

Велико влияние на психические состояния лётного состава организации их быта, отдыха и досуга. Ведь в сфере быта удовлетворяются многие потребности личного состава, а психические состояния органически связаны с потребностями, что было подтверждено материалами проведённого в ВВС социально-психологического опроса «О морально-психологической обстановке и состоянии личного состава ВВС».

Это не означает, что для создания положительных психических состояний лётчика необходимо полное удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей. Служба в Вооружённых Силах отличается от гражданских условий объективными трудностями и необходимостью серьёзных ограничений. Сравнительно ограничен круг общения, затруднены привычные связи с родными и близкими, неизбежен отказ от некоторых своих желаний и привычек ради интересов службы и выполнения требований коллектива. Хотя эти ограничения и трудности не затрагивают область основных жизненных потребностей лётчика, они могут, если не вести определённой разъяснительной работы, отрицательно влиять на психические состояния [8].

Психические состояния максимально зависят от служебно-деловой обстановки в коллективе. Чётко организованный, хотя и напряжённый до предела, процесс службы, сопровождаемый воспитательной работой, порождает состояния уверенности, профессиональной военной гордости и радости за успехи коллектива. Это в свою очередь умножает силы людей, побуждает их к новым успехам.

По мнению П.А.Корчемного [22], на психические состояния влияют и общий порядок на аэродроме, его расположение, вид военного городка, порядок в казарме, общежитии, культура и эстетика воинского быта.

Особенно сильно сказываются на психических состояниях морально-психологическая атмосфера коллектива, стиль отношений начальствующего состава с подчинёнными, характер устремлённости и заинтересованности в общем успехе, сложившиеся отношения к службе, характер общественного мнения, преобладающие межличностные и групповые (коллективные) настроения и внутриколлективные бытовые традиции [11].

На психических состояниях военнослужащих прямо отражаются взаимоотношения в коллективе. Общеизвестно, что люди спокойны, уверенны в себе и своих силах, высокоработоспособны при сложившихся между ними отношениях взаимной принципиальной требовательности, справедливости и доброжелательности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психические состояния - это целостное проявление психики лётчика, отражающее её функциональные возможности в конкретный период времени и реализующее ряд функций уравновешивания человека как личности и организма с внешней и внутренней средой.

2.2.   Характеристика психических состояний военных лётчиков

Психические состояния военнослужащих достаточно многообразны. Помимо вышерассмотренных, можно выделить еще несколько основных их видов и групп.

Первая группа включает в себя положительные психические состояния, проявляющееся в активной форме. К ним мы относим: состояния боевой готовности, состояние активности, состояние подъёма, состояние напряжённости, состояние психической устойчивости.

Вторая группа включает в себя психические состояния пассивной формы: состояние самоуспокоенности, состояние напряжённости, состояние предбоевой апатии (послебоевой), состояние рассеянности и несобранности, состояние сдержанности.

К третьей группе мы относим психические состояния, проявляющиеся в активной форме и отрицательные по направленности: предбоевая «лихорадка», паническое состояние, состояние упадка, состояние стресса, состояние страха в его различных формах.

Четвёртая группа - отрицательные психические состояния, проявляющиеся в пассивной форме: состояние ригидности, состояние фрустрации, состояние синдрома навязчивости (несчастья, смерти, неизбежного ранения), состояние тревоги, состояние беспокойства.

В условиях длительного ведения боевых действий, продолжительного воздействия самых разнообразных раздражителей в условиях боевой обстановки у военнослужащих наблюдаются устойчивые психические состояния. Это подтверждается опытом боевых действий Великой Отечественной войны, локальных боевых действий послевоенного периода (Корея, Афганистан, Чечня) [23].

Дадим краткую характеристику основным психическим состояниям военнослужащих.

Состояние боевой готовности - кратковременное психическое состояние, возникающее под воздействием сильных осознаваемых социальных раздражителей на сознание военнослужащего и способствующих «оценке» его внутренних энергетических и психологических ресурсов и побуждающих к конкретной деятельности. Состояние боевой готовности формируется на основе боевого, социального опыта конкретного военнослужащего, знания им содержания предстоящей боевой задачи, своего места и роли в ней, особенностей боевой обстановки [17].

Состояние боевой готовности летчика есть не что иное, как поддержание всего организма на уровне, обеспечивающем устойчивые образования, навыки, способность организма к действиям, связанным с риском для жизни, способным переносить огромные возможные психологические, физические и физиологические напряжения в условиях предстоящей деятельности.

Наличный уровень боевой готовности в конкретный период ведения боевых действий отражает определённые признаки, характеризующие наибольшую степень опасности для организма, которые вызывают в свою очередь изменения активизации каких-то наиболее значимых психических процессов и качеств личности [12].

Состояние боевой готовности тесно связанно и с таким состоянием как состояние боевой активности. А.Г.Ковалёв и В.Н.Мясищев считают, что активность есть как сила и интенсивность, как тенденция внутреннего по отношению к внешнему разряду. Под боевой активностью военнослужащего понимается мера его воздействия с окружающей боевой средой. Боевая активность военнослужащего выступает как в форме внутренних процессов, так и в форме внешних проявлений [7].

В.Л.Марищук [11] характеризует состояние боевой активности рядом таких признаков как: протекание психических процессов в ходе выполнения задачи; степень проявления боевой активности у воинов со времени постановки задачи командованием; степень её напряжённости в ходе выполнения этой задачи; степень потребности в интеллектуальных, физических, моральных, психологических усилиях; длительность сохранения боевой активности в условиях боевой обстановки; её темп и интенсивность проявления; распределение по времени её динамических фаз  и ряд других.

При высокой боевой активности у военнослужащего происходит внутренняя мобилизация всех энергетических ресурсов на точное выполнение предстоящей задачи [20].

Противоположное состоянию боевой активности - состояние предбоевой пассивности. Подобное психическое состояние возникает у военнослужащего при слабых процессах нервного возбуждения и активного торможения, их малой подвижности. Как считает А.Г.Маклаков [23], состояние боевой активности и состояние пассивности напрямую зависят от направленности личности военнослужащего, его целевой установки, преобладающих мотивов, целей, потребностей применительно к условиям боевого времени.

Одним из активных положительных психических состояний в боевой обстановке является психическое состояние подъема. Данное психическое состояние можно рассматривать как кратковременное психическое состояние, возникающее под воздействием сильных осознаваемых социогенных раздражителей на сознание военнослужащего и побуждающих его к мобилизации внутренних энергетических и психологических резервов [17].

В отличие от психологического состояния боевой готовности состояние подъёма характеризует физиологический, физический и психологический уровни военнослужащего до начала, во время и после выполнения им боевой задачи.

Состояние упадка, в отличие от состояния подъёма характеризуется ослаблением волевых и психических процессов, снижением уровня деятельности, наблюдающейся иммобилизацией внутренних энергетических резервов военнослужащего. Эти психические состояния тесно связаны и с таким состоянием как состояние напряжённости. Как указывает В.Л.Марищук, состояние напряжённости может сопровождать военнослужащего в экстремальной обстановке и оказывает сильное воздействие на эффективность его деятельности [14].

Прослежена зависимость напряженности от уровня мотивации деятельности. Если ставится задача преодоления трудностей, доведения работы до конца, возникает интенсивная напряженность. В случае отказа от деятельности показатели напряженности резко ослабляются. Имеют значение качество подготовки к деятельности и особенности темперамента.

Проявление напряженности крайне разнообразны: увеличивается частота сердечных сокращений и вариативность сердечного ритма, возрастает частота дыхательных движений, уменьшается их глубина, появляются задержки дыхания, повышается систолическое давление, изменяется температура кожи, повышается основной обмен.

Изменения наблюдаются и в мышечно-двигательном аппарате: увеличивается электрическая активность мышц, особенно лестничной мышцы шеи, лобных мышц и мышц предплечья, сокращается величина латентных периодов двигательных реакций, возникает общая мышечная скованность, увеличивается тремор, нарушается дозировка усилий, координация движений. В первую очередь нарушается тонко-дифференцированная деятельность.

Как отмечает Ю.А.Александровский [10], весь комплекс изменений развертывается одновременно, а в случаях повторных напряжений, состояние условно-рефлекторно закрепляется, возникает «реакция ожидания», характеризуется симптомами напряженности

Близким по содержанию является и состояние собранности - концентрация активности военнослужащего на каком-то определённом виде его деятельности. Это происходит под воздействием разного рода раздражителей, агентов, стимулов. Они все могут быть как внешними, так и внутренними. В этом состоянии военнослужащий, как правило, активизирует своё мышление, сосредотачивая его вместе с другими основными психическими процессами на самых узловых вопросах, от успешного решения которых зависит его жизнь, успех выполнения боевой задачи [8].

Противоположным этому состоянию, Н.Д.Левитов выделяет состояние рассеянности - «общее ослабление внимания». Внешне подобное состояние сопровождается рядом таких поведенческих реакций как «зацикленность» психики военнослужащего только на одной идее, на каком-то одном особенно важном для него вопросе или задаче. В подобном состоянии военнослужащие, как правило, забывают обо всём, не видят, что происходит вокруг них, сильно притуплены процессы внимания, все энергетические резервы психики переключаются на анализ только одного какого-то вопроса, наиболее важного для них [1].

В группе психических состояний, отрицательных по своей направленности по степени важности на первое место можно вынести состояние «предбоевой лихорадки». Исходя из результатов анализа литературных источников, данное психическое состояние является сложным образованием, аккумулирующим в себе элементы и состояния беспокойства, тревоги, напряжённости психики.

Ригидность - состояние, возникающее у военнослужащих в экстремальных условиях как следствие затруднений в период выполнения какого-либо вида деятельности, вызывающего нарушения в психике и тем самым затрудняющим выполнение боевой задачи. Основными признаками ригидности выступают: нарушения в протекании психических процессов; затруднения в правильной оценки ситуации или задаче и порядка её выполнения; безразличное отношение ко всему окружающему; бессмысленный взгляд; заторможенность в поведенческих реакциях.

Важное место занимает состояние стресса. Состояние стресса - это сложное психическое состояние военнослужащего, возникающее в ответ на многочисленные стрессоры в сложных условиях его деятельности. Имеет несколько видов: физиологический, психологический и информационный стресс. По своей направленности состояние стресса носит отрицательный характер. Состояние стресса в условиях боевой обстановки является постоянным спутником практически каждого военнослужащего [24].

Организм как сложная, высокоорганизованная система в ответ на различные интенсивные воздействия реагирует адаптивно-защитными реакциями, всю совокупность которых Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом [25, 26, 27].

Особое место занимают так называемые реактивные и невротические состояния. В условиях боевых действий они довольно часты среди военнослужащих. На основе анализа литературных источников, можно отметить, что эти состояния можно разделить на острые тревожные и хронические реакции. Первые в данном случае связаны с неврозами травматического происхождения, вторые - связаны с длительным воздействием различных психотравмирующих стрессоров [13].

Длительные психические состояния отрицательной направленности часто приводят к нарушениям психики, всей нервно-психической деятельности военнослужащего. При обобщении различных материалов посвящённых анализу боевой обстановки сегодняшнего времени можно прийти к выводу о том, что около 46 % военнослужащих в той или иной степени подвержены разного рода неврозам [10, 12, 21].

По опыту локальных конфликтов следует, что в условиях длительного пребывания военнослужащих в боевой обстановке у многих наблюдается нервное истощение, вследствие чего отдельные военнослужащие из этого числа на определённое время были не способны результативно решать боевые задачи. Такие военнослужащие до возвращения в строй составляют психогенные потери. По некоторым источникам в локальных конфликтах воины испытывали невротические состояния в среднем 25-30 %. По данным исследования А.В.Ответчикова среди общего числа военнослужащих, испытывают невротические состояния в среднем до 9 %. Навязчивые состояния проявляются в форме навязчивых тягостных воспоминаний, страхов разного рода фобий, сомнений. Чаще всего среди военнослужащих в условиях боевой обстановки или обстановки приближенной к боевой, реактивные состояния выливаются в разного рода трудно объяснимые игры типа «игра в судьбу», когда военнослужащие находясь длительное время в условиях боевых действий, постоянной опасности, становились безразличны к себе, своей жизни, искали встречи со смертью [20].

Одним из наиболее характерных эмоциональных состояний в экстремальных условиях является паника. Паника - это временное переживание гипертрофированного страха, обусловливающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, неспособностью к реагированию на призывы к чувству долга и чести. В основе паники лежит переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того чтобы бороться с ней [28].

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Формирование и поддержание положительных психических состояний военнослужащих - важное направление деятельности всех офицеров, в том числе военных психологов в боевой обстановке и учебно-боевой деятельности ВВС.

Восхождение к вершинам лётного мастерства - процесс длительный и многоплановый. Он предполагает овладение многими видами полётов, в том числе и такими сложными, как полёты по приборам, на пилотаж, ночью в различных метеоусловиях, на боевое применение по наземным и воздушным целям. Освоение каждого из них имеет свои трудности, успешному преодолению которых способствует целенаправленное формирование и поддержание необходимых психических состояний путём организации и выполнения морально-психологического обеспечения боевых (учебно-боевых) задач войск.

Последовательность работы по формированию положительных психических состояний может включать в себя следующие этапы:

  1. Оценка психических состояний, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития.
  2. Определение причин данного психического состояния.

Чтобы объективно определить основные причины существующего психического состояния, необходимо руководствоваться основными показателями оценки общественно-психологических и индивидуально-психологи-ес-ких элементов психических состояний, среди которых в первую очередь можно выделить такие, как:

  • степень морально-психологической устойчивости;
  • господствующие в воинском коллективе настроения;
  • глубина представлений, переживаний, мнений личного состава о воинской деятельности, войне, её сложностях и последствиях;
  • степень развития патриотических и интернациональных чувств, невосприимчивость к национальным предрассудкам;
  • способность перестройки сознания с мирного на военный лад;
  • наличие боевых традиций и уровень работы по воспитанию на них;
  • психологическая реакция на применение ядерного и высокоточного оружия.

3. Прогноз возможных вариантов развития психических состояний в будущем.

4. Определение ближайших и перспективных целей по формированию психических состояний.

Определение целей и направлений формирования и поддержания положительных психических состояний личного состава авиационных частей и подразделений были определены на основе ретроспективных исследований психических состояний лётного состава.

Формированию психических состояний личного состава ВВС могли бы способствовать следующие меры:

  • упрочение политической стабильности в России, местах дислокации частей и соединений ВВС;
  • улучшение экономического положения и упорядочение финансирования Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • разработка механизма реализации «военного пакета» законодательных актов, регулирующих финансирование ВС РФ. Осуществление мер, направленных на правовое обеспечение мероприятий командования по утверждению в частях порядка и законности. Приведение в соответствие с новыми условиями нормативно-правовой базы, регулирующей прохождение службы по контракту всех категорий военнослужащих. Обеспечение условий выполнения контракта со стороны государства;
  • разработка комплекса мер гуманитарного и организационного характера, направленных на повышение престижа службы в ВВС в государстве, её привлекательности для молодёжи;
  • уточнение функций органов воспитательной работы, оказание им квалифицированной помощи на местах, особенно в звене рота-батальон, эскадрилья. Совершенствование учебно-методического обеспечения воспитательного процесса;
  • разработка системы мер по подготовке и переподготовке кадров для низовых звеньев органов воспитательной работы. Регулярное проведение социально-психологических исследований в частях ВВС по изучению морально-психологического состояния личного состава, уровня воинской дисциплины и правопорядка в частях и подразделениях;
  • разработка обновлённой системы морального стимулирования военнослужащих (в том числе современные ритуалы, российская военная символика, награды и т.п.);

  К числу более специфических мер, обеспечивающих формирование и поддержание необходимых психических состояний лётного и наземного состава ВВС можно отнести следующие:

  • высокий уровень военно-профессиональной компетенции и личный пример командиров (начальников);
  • качество подготовки и организации боевых действий (учебно-боевых задач), уровень профессиональной подготовки командиров авиационных частей, подразделений, их морально-боевые качества.

5. Деятельность офицеров по управлению психическими состояниями в воинском коллективе.

На наш взгляд, сюда можно отнести следующие направления работы:

  • а) в ходе военно-воспитательной работы;
  • б)  в ходе выполнения учебно-боевых задач;
  • в)  в ходе психологического обеспечения.

При этом необходимо:

  • во-первых, не допускать искусственного разделения единого процесса обучения и воспитания, необходима система воспитательной работы по формированию психологической устойчивости личного состава;
  • во-вторых, создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную и ответственную деятельность военнослужащих, заботиться о стабильности военных кадров, формировать систему мотивации, позволяющую привлечь и удерживать в Вооружённых Силах специалистов, обеспечивающих высокий уровень боеготовности и боеспособности;
  • в-третьих, совершенствовать воспитательную работу с военнослужащими и членами их семей, гражданским персоналом.

6. Оценка результатов работы, обобщение полученного опыта.

К основным  результатам  проявления психических состояний военнослужащих можно отнести:

  • успешное выполнение учебно-боевых задач боевой подготовки;
  • качество несения боевой службы и боевого дежурства;
  • слаженность экипажей, подразделения, части;
  • обеспечение четкого уставного порядка в подразделениях;
  • поддержание крепкой воинской дисциплины, товарищеских отношений в коллективе.

Содержание и задачи морально-психологического обеспечения (МПО) и психологического обеспечения войск в значительной степени определяются структурой морального фактора, который включает в себя тесно связанные и взаимообусловленные собственно моральные и психологические элементы. Особое место в структуре морального фактора занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представлений, впечатлений и переживаний, складывающихся у воинов в процессе их повседневной деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух.

Успешное выполнение воином разнообразных служебных и учебно-боевых задач в мирных условиях и особенно готовность к боевым действиям в современных условиях в значительной степени определяются наличием определенных психологических качеств, усиливающих способность успешно выполнить поставленные задачи в самых сложных условиях, всегда поступать в соответствии с нравственными убеждениями, стойко переносить тяжелые испытания войны, действовать активно, самоотверженно, умело используя боевую технику и оружие.

Всё это предопределяет необходимость проведения большой и напряженной работы по психологическому обеспечению военнослужащих, по формированию высоких психологических качеств как важнейшего составного элемента единого процесса формирования МПС личного состава ВС РФ.

Психологическое обеспечение служебной и боевой деятельности военнослужащих ВВС представляет собой комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнить боевую задачу в любых условиях обстановки.

Основным содержанием работы специалистов по психологическому обеспечению боевых действий личного состава ВВС могут быть:

  • разработка рекомендаций командирам по морально-психологической подготовке военнослужащих к полетам, их обеспечению, боевому дежурству, караульной и внутренней службе, боевым действиям с учетом оперативно-тактической обстановки
  • оценка социально-психологических последствий решений, принимаемых военными руководителями в условиях повседневной деятельности и во время боевых действий;
  • проведение прогностического расчета психогенных потерь личного состава в условиях применения противником оружия массового поражения, разработка и обеспечение мероприятий по их снижению;
  • обеспечение психологической поддержки и оперативной реабилитации военнослужащих в боевых условиях;
  • разработка и проведение мероприятий по восстановлению психологической готовности личного состава подразделений, участвовавших в решении задач боевого дежурства, производстве полетов, в боевых действиях и др.;
  • оценка эффективности служебной и боевой деятельности военнослужащих, проведение экспресс-исследований параметров и структуры служебной и боевой деятельности, уровня психологической готовности военнослужащих к службе и боевым действиям;
  • участие в разработке психологических операций, оперативно-тактических мероприятий по информационно-психологическому воздействию на противника и население;
  • обеспечение мероприятий по противодействию психологическим операциям противника.

Ниже рассматриваются основные направления работы должностных лиц по психологическому обеспечению деятельности подразделений.

Психологическая подготовка военнослужащих ВВС - это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление, прежде всего, у летного состава психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки.

Учитывая то обстоятельство, что обучение, воспитание и собственно психологическая подготовка тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, очень важно рассмотреть, какие же качества, свойства, психические процессы и состояния формируются в каждой из перечисленных областей.

Осуществив общий анализ, мы можем констатировать, что в процессе воспитания у военнослужащих вырабатываются навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, развиваются волевые качества; осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптации к новым условиям; военнослужащие целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешной защиты Отечества морально-боевые качества и чувства, активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний, формируются представления о современном бое, а закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и др.

Общая психологическая подготовка может рассматриваться как психологическое обеспечение всех видов боевой учебы путем моделирования психогенных факторов реального боя в целом. Главная цель  моделирования - создание психической напряженности в интересах формирования у военнослужащих ВВС умений и  навыков эффективно действовать в условиях боя. Практика показывает, то целесообразно для этого использовать такие приемы:

  • создание условий внезапности, неопределенности, дефицита времени, высокого темпа действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совмещать несколько видов деятельности одновременно и других психогенных факторов, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решений;
  • проведение воздушных боев между самолетами;
  • продолжительное применение взрывов и грохота;
  • преодоление средств ПВО в ходе ЛТУ;
  • воздействие криками, воплями, стонами;
  • прыжки с парашютом на незнакомую местность;
  • использование тошнотворных и других резких, неприятных запахов;
  • полеты на предельно малой высоте, в стратосферу;
  • имитация на поле боя путем размещения на нем муляжей, чучел, визуально похожих на солдат противника, разрушенных объектов, боевой техники и др.;
  • требование со стороны старших начальников действовать быстрее, постоянно докладывать об обстановке;
  • объявление тяжелых «потерь» и повышение нагрузок на оставшихся в строю;
  • проведение занятий в неблагоприятных погодных условиях;
  • продолжительные действия без сна;
  • совершение длительных маршей в сложных условиях;
  • отказы в действии оружия и приборов;
  • широкое применение инженерных заграждений;
  • действия в условиях плохой видимости и ночью.

Теперь о специальной психологической подготовке. Содержательная  часть ее мероприятий может быть представлена блоком «Управленческие воздействия и  самовоздействие».  Управленческими воздействиями могут быть:  приказ, призыв, личный пример командиров и актива, доведение мотивирующей информации, убеждение, внушение, поощрение,  принуждение, психофизические тренировки, гипноз, отвлечение внимания от неблагоприятных факторов, психо-коррекционное общение,  групповая психотерапия и т.д.  Самовоздействие же может осуществляться при помощи самоубеждения,  самовнушения, самопоощрения,  самопринуждения,  аутогенных приемов саморегуляции, самокоррекции,  медитации,  самогипноза.  Учет содержания этого блока предполагает, что при планировании и организации любого вида боевой подготовки необходимо включать конкретные мероприятия по обучению  авиационных  командиров разнообразным методикам управления психическими состояниями воинов и воинских коллективов в  трудных условиях учебно-боевой и боевой деятельности. Причем эти методики должны быть разделены по содержанию на те,  которые позволяют управлять психическими состояниями извне,  то есть со стороны руководителя, психологов,  психологического актива, и обучающие самих воинов управлять своим состоянием.

Целевая психологическая  подготовка проводится  в интересах мобилизации психики летчика (штурмана,  других специалистов  ВВС) на выполнение конкретного полета, формирования и закрепления психологического образа предстоящего полета.  Данный вид  подготовки максимально учитывает условия выполнения предстоящего полета.

В ходе специальной и целевой психологической подготовки  используются следующие формы, методы и приемы: изучение и отработка порядка действий в кабине самолета, идеомоторная тренировка, изучение психологических особенностей полета, психологический анализ полета, выполнение полетов на тренажере,  аутогенная  тренировка, изучение и отработка порядка и содержания действий в полете методом «пеший по-лётному», тренировка на площадке района полетов и в кабине самолета в ходе предварительной подготовки к полету,  формирование навыка в считывании показаний приборов в ночных условиях, ознакомление с ночным аэродромом, ознакомление с работой расчетов КП и др.

Психологическое сопровождение военнослужащих ВВС - комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по поддержанию высокой боевой активности военнослужащих и воинских подразделений, их устойчивости к боевым  стресс-факторам и психологическому воздействию противника, предотвращение отрицательных индивидуальных и групповых психических состояний.

Цель психологического сопровождения: сохранить достигнутый в процессе психологической подготовки уровень боеспособности личного состава, активизировать мотивы самоотверженных боевых действий военнослужащих ВВС.

Основными задачами психологического сопровождения боя  являются:

  • Непрерывный анализ динамики морально-психологической обстановки боя и выработка рекомендаций органам военного управления для принятия решений.
  • Поддержание и развитие боевых установок и настроя на безусловное выполнение боевой задачи.
  • Прогнозирование и оценка психогенных потерь, выявление уровня боеспособности частей и подразделений.
  • Контроль степени усталости личного состава.
  • Создание комфортных условий жизнедеятельности военнослужащих.
  • Снижение эффективности психологического воздействия противника.

Психологическая помощь и реабилитация военнослужащих ВВС с психическими расстройствами -  комплекс мероприятий,  проводимых для обеспечения сохранности психического здоровья военнослужащих, предупреждения возникновения  случаев  отклоняющегося  поведения, создания условий для оптимального развития личности  военнослужащего (летчика) и воинских коллективов,  проведения коррекции отклоняющегося поведения отдельных военнослужащих и взаимоотношений внутри воинских  коллективов,  обеспечения скорейшей реабилитации летного состава, других специалистов ВВС, участвовавших в решении сложных служебных и боевых задач.

Содержанием работы по предупреждению возникновения отрицательных психических состояний у военнослужащих непосредственно в подразделении (части) может быть:

  • повышение психолого-педагогической компетентности всех категорий командиров (начальников);
  • личный пример командиров, офицеров воспитательных органов, активистов;
  • забота о быте военнослужащих;
  • непрерывное руководство подчиненными, отдача четких команд и указаний, призывы к личному составу;
  • практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения;
  • формирование воинских коллективов с учетом обеспечения психологической совместимости военнослужащих, создание оптимальных условий для доверия и взаимопонимания;
  • развитие и коррекция делового и эмоционального общения между военнослужащими, должностными лицами, формальными и неформальными структурами;
  • формирование и активизация у воинов широких социальных мотивов деятельности;
  • обучение применению медикаментозных средств и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать ряд обобщающих выводов:

1. В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т.е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса.

Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Так, по мнению Н.Д.Левитова, психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Опираясь на данное определение, Н.Д.Левитов предпринял попытку классификации психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие: ¯ состояния личностные и ситуативные; ¯ состояния более глубокие и более поверхностные; ¯ состояния, положительно или отрицательно действующие на человека; ¯ состояния продолжительные и кратковременные; ¯ состояния более или менее осознанные.

2. Авиационными психологами неоднократно рассматривался вопрос психических состояний лётного состава.  Особенности летного труда определяются специфическими условиями, в которых протекает профессиональная деятельность летного состава, сложностью и многообразием задач, особенностями психофизиологического состояния в полете, высокими требованиями, предъявляемыми к летчику. Деятельность летчика связана с необычными пространственно-временными отношениями с окружающей средой: отрыв от земли, подъем на высоту, большая скорость перемещения в пространстве. При этом изменяются привычные условия восприятия, повышается значимость поступающей информации, возрастает ответственность за принятие правильных решений и управляющих действий.

Летный состав при выполнении профессиональных обязанностей может подвергаться воздействию целого ряда факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на самочувствие и работоспособность, а также вызывающих изменения в протекании психических процессов. Например, при перегрузках изменяется характер зрительного восприятия, а при использовании кислородных дыхательных аппаратов может происходить нарушение адекватности мышления, самооценки и др. Следовательно, для успешного выполнения профессиональных обязанностей летчик должен обладать не только хорошей физической и технической подготовкой, но и психологической готовностью к воздействию неблагоприятных факторов летной деятельности.

3. Невозможно достичь конечной цели успешного управления и формирования оптимальных психических состояний  используя лишь чисто «чистые» психологические методы: необходимо применение всего арсенала имеющихся у должностных лиц средств, включая административную власть, мероприятия боевой подготовки, материально-технического, бытового, культурно-досугового и т.п. обеспечения жизни и деятельности личного состава.

Таким образом, в условиях военной реформы, происходящей в Вооруженных Силах Российской Федерации, нацеленности на качественные параметры в строительстве российской армии, повышения роли человеческого фактора в жизни и деятельности воинских коллективов изучение, оценка, формирование и поддержание положительных психических состояний личного состава являются важными задачами командиров, штабов, офицеров воспитательных структур.

4. Необходимо подчеркнуть еще раз, что мораль, убеждения, психика, психические процессы, состояния, качества - понятия и категории подвижные, изменяющиеся по влиянием объективных и субъективных факторов, обстоятельств, условий. Психологическое состояние человека, коллектива постоянно изменяется. Это обстоятельство должно учитываться командирами, штабами, органами воспитательной работы с целью поддержания и наращивания духовных сил воинов, создания психологического превосходства над противником.

Это невозможно без учёта объективной реальности жизни. Незнание психологических особенностей, прежде всего, лётного состава, психологических особенностей полётных заданий, выполняемых в авиационных и подразделениях, выступает наиболее распространённой причиной негативных явлений, нередко связанных с гибелью людей.

Только через повседневную заботу о конкретном человеке, тщательный учёт в организаторской работе и управленческой деятельности индивидуальных и коллективных запросов военнослужащих можно поддерживать в воинских коллективах уровень воинской дисциплины, требуемое психологическое состояние личного состава и настрой на дела, выполнение самых ответственных задач командования.

Вышеуказанное даёт основание сделать заключительный вывод, что во время ведения боевых действий в локальных войнах возможен и даже необходим анализ, а так же прогноз, формирование и управление психическими состояниями лётного состава для повышения эффективности профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С.324-329.
  2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 112 с.
  3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л., 1984. - 156 с.
  4. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975. - 62 с.
  5. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / под ред. Т.Т.Джамгарова. - М.: ФиС, 1979. - С. 66-72.
  6. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний. - в сб. «Психические состояния» / сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2001. - С.11-43.
  7. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. - Т.2. - М., 1960. - С.98-111.
  8. Александрович П.И. Психические состояния курсантов и их учёт в учебно-воспитательном процессе ВУЗа. - М., 1986. - 98 с.
  9. Психические состояния: хрестоматия / под ред. Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 342 с.
  10. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1976. - 272 с.
  11. Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: автореф. дисс. ...канд.пед.наук. - Л., 1964. - 23 с.
  12. Буянов П.В. Значение эмоций в профессиональной деятельности летчика // Военно-медицинский журнал. - 1996. - №6. - С.56-59.
  13. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психология поведения летчика в аварийной ситуации. - М.,1974. - С.45-73.
  14. Марищук В.Л., Платонов К.К., Плетницкий Е.А. Напряженность в полете. - М., 1969. - С.34-87.
  15. Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчика. - М., 1992 .- 64 с.
  16. Китаев-Смык Л.А., Неумывкин И.П., Пономаренко В.А. К вопросу о методах оценки психофизиологического состояния летчика при аварийной ситуации в полете. - Л., 1964. - С.76-91.
  17. Геретоваль 3. Психология человека в полете. - М., 1956. - 96 с.
  18. Гератеволь 3. Психология человека в самолете. - М., 1965. - С.44-86.
  19. Барабанщиков А.В. Педагогические и психологические основы летной подготовки. - М.,1967. - С.65-87.
  20. Ответчиков А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий: учебное пособие. - М.,1991. - 98 с.
  21. Китаев-Смык Л.А., Неумывкин И.П. К вопросу о методах оценки психофизиологического состояния летчика при аварийной ситуации в самолете. - Л.,1964. - С.34-42.
  22. Корчемный П.А. Психологическая подготовка летного состава к боевым действиям. - М., 1988. - 86 с.
  23. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А.Г.Маклакова. - СПб.: Питер, 2005. - С.245-252.
  24. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1976. - 191 с.
  25. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: автореф. дисс... докт.псих.наук. - М., 1989. - 46 с.
  26. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
  27. Аболин Л.М. К вопросу исследования соотношения эмоциональной устойчивости с физиологическими показателями эмоциональной возбудимости // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1975. - № 2. - С. 46-47.
  28. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. / Избранные произведения. - М.-Л.: АН СССР, 1952. - С.104-118.
Просмотров работы: 569