СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возрождение воспитательной проблематики является характерным признаком современного образования. На данном этапе развития российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, чувства, поведение. Деиндивидуализация и дегуманизация личности, предельный рационализм мышления, утрата нравственных ориентиров и чувства принадлежности к своей Родине, распространение асоциальных моделей поведения, дезадаптация молодёжи - это далеко не полный перечень негативных явлений, указывающих на снижение качества человека, низкий уровень его воспитанности, то есть человечности.

Актуальность исследования.

В условиях сегодняшнего времени, когда обостряются серьёзные противоречия между нарастанием индивидуально потребительских или клановых интересов и потребностью общества в совершенно иных гуманитарных свойствах человека, особо остро встаёт вопрос духовного воспитания молодёжи, наделённой нравственными качествами, мужеством, чувством патриотизма, способной стать на защиту своего Отечества. Вот почему на обсуждение выносится проблема взаимосвязи факторов, дающих импульс к духовному совершенствованию личности и эффективной реализации сущностных сил человека в процессе исполнения его гражданского долга.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на большой интерес к проблеме духовно-нравственного воспитания личности в контексте культуры (Е.Б. Бондаревская, Е.П. Белозерцев, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Л.П. Разбегаева, Н.Е. Щуркова и др.) и разработки в области духовного воспитания как социокультурного явления (И.А. Соловцова, Н.М. Борытко, Б.С. Братусь, Л.М. Лузина, Н.Н. Никитина и др.), вопрос о развитии духовных и нравственных качеств личности рассматривался, как правило, изолированно от его деятельностной сферы, что позволяет говорить об актуальности данного исследования.  Кроме того, необходимо отметить, что исследованиям духовного воспитания личности в контексте социокультурного явления в воинской среде не уделялось должного внимания.

Цель исследования: провести теоретико-эмпирический анализ психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания личности военнослужащего.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть содержание понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание» личности военнослужащего.
  2. Охарактеризовать направления процесса духовно-нравственного воспитания личности военнослужащего.
  3. Определить психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания личности военнослужащего.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание личности военнослужащего.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания личности военнослужащего.

Практическая значимость исследования. Определение психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания личности военнослужащего даёт возможность выработки новых рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в воинских подразделениях. Кроме того, анализ личностных изменений военнослужащих под влиянием духовно-нравственного воспитания позволяет более эффективно выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагогического воздействия.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Проблема духовно-нравственного воспитания военнослужащих армии и флота не является новой, а имеет давнюю историю. Вопросам морали, воспитания высокодуховной и нравственной личности в педагогической теории и на практике уделялось повышенное внимание. В российской культуре педагогические аспекты духовности и морали нашли отражение в трудах отечественных мыслителей, писателей, ученых и практиков, таких, как А.П. Аксаков, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, Ф.М. Достоевский, Ю.Г. Жуковский, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский и др.

1.1.  Сущность и содержание понятий «духовность»,  «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»  применительно к процессу становления личности военнослужащего

Формирование духовно-нравственной, совершенной личности военнослужащего является одним из центральных направлений воинского воспитания. В каждом социуме для регуляции поведения человека вырабатывается множество разнообразных средств. Такую регулирующую функцию выполняют правовые нормы, постановления военных и государственных органов, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц, наконец, нравственность и духовность.

В отличие от правовых и административных норм, носящих обязательный характер, выполнение моральных и нравственных требований практически зависит только от самой личности. Принципы морали и нравственности получают идейное обоснование и выражение, прежде всего в идеалах добра и зла. Поддержка и выполнение моральных требований обычно ассоциируются личностью с добром. Нарушение же данных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Осознание этого побуждает личность вести себя в соответствии с требованиями общества, совершенствовать свое нравственное развитие. Во многом здесь важно и содержание самой нравственности.

В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение вследствие возникновения комплекса противоречий в различных областях жизни  общества и его Вооруженных Силах. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указано, что интересы государства состоят «в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма, гуманизма и культурного... потенциала страны» [9].

Следует иметь в виду, что в качестве синонима понятия нравственности зачастую употребляется термин мораль. Между тем это разные понятия. Под моралью в этике (философской науке о морали) обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Мораль общества охватывает большое многообразие отношений человека в мире. Сгруппировав их, можно представить содержание работы по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. Она должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

  • отношения к идеологии и политике нашего государства (правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии);
  • отношения к Родине, другим странам и народам (любовь и преданность Родине; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений);
  • отношения к воинской службе, труду (добросовестное отношение к служебным обязанностям, труду; соблюдение воинской дисциплины);
  • отношения к общественному достоянию (забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности; бережливость; охрана природы);
  • отношения к людям (коллективизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей);
  • отношения к себе (высокое сознание воинского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушению порядка и дисциплины; принципиальность).

Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которые должны составлять основу жизни личности и её поведения. Важно отметить, что нравственным можно считать человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его внутренний  императив, личные  мотивы, потребности и побуждения, как собственные взгляды, осмысленные и привычные формы поведения. На выработку таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и направлено нравственное воспитание.

Что касается понятия «духовность», то в последние годы оно стало часто употребляться в  различных концепциях. Но его определение по-прежнему остаётся дискуссионным. В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова понятие  «духовность» имеет следующие значения:

  1. высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности;
  2. ориентированность личности на благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов;
  3. с христианской точки зрения - сопряжённость человека в своих стремлениях с Богом [6].

В педагогическом энциклопедическом словаре «духовность» рассматривается как понятие, обобщённо отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному»,  «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него. Понятие «духовность», образованное от слова «дух», обнаруживается в обращённости человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремлённости человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу [14].

В современном словаре по педагогике под редакцией Е.С. Рапацевич  «духовность» трактуется как выраженность в системе мотивов личности  двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и  социальной потребности жить и действовать «для  других». С категорией «духовность» соотносятся потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни [18].

Сходное определение «духовности» даётся в словаре по социальной педагогике под редакцией Л.В. Мардахаева [11]. В нём же рассматривается понятие «духовное воспитание» как воспитание души; духовной культуры. Оно отражает направленную деятельность по развитию и воспитанию  человека в определённой культуре, отражающей духовную близость людей,  общества, государства.

В психологическом словаре  -  справочнике под редакцией М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович «духовность» рассматривается как высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей [3]. 

Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре,  общем развитии личности. Потеря духовности равнозначна потере человечности. Длительный кризис духовности у отдельной личности ведёт её к деградации. Духовность несовместима с чёрствостью, эгоизмом, ориентацией  на материальные выгоды. Духовность может быть осознанной, осмысленной  как проявление интеллигентности. Может быть частично не осознана - о таком человеке говорят: сердечный, добрый, искренний от природы.

В Большом толковом словаре по культурологии под редакцией Б.И. Кононенко  «духовность» трактуется как специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. «Духовность»  рассматривается как определённая позиция целостного сознания, нравственного, политического, религиозного, эстетического. Ведущую роль эта позиция занимает в сфере моральных отношений [7].

В современной отечественной педагогике вопросами, связанными с проблемой духовного воспитания,  занимались Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, И.А. Соловцова, С.Б. Крымский и др.

И.А. Соловцова рассматривает понятие «духовность», как основополагающее в системе категорий, которое следует понимать в социальном плане как часть менталитета народа. В этом смысле понятие «духовность» сопоставимо с такими понятиями, как «дух народа», «национальный характер». В индивидуальном плане - свойство отдельного человека, то, что составляет его истинно человеческую сущность и определяет характер его бытия в мире и способность к саморазвитию [20].

И.В. Силуянова отмечает, что «духовность» - это нравственно-сориентированная воля и разум человека [19]. С.Б. Крымский даёт следующую трактовку: «духовность» - это способ самостроительства личности, что связывает её с выбором человека своего собственного образа, своей свободы и роли  [10].

Н.Н. Никитина подчёркивает, что «духовность» - сложное образование, качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию её внутреннего мира, способность выходить за  пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром [12].

Таким образом, понятие духовности связано в первую очередь со смыслообразующими компонентами человеческо­го существования, что дает возможность личности преодолеть себя в процессе обновления и совершенствования, восхож­дения к своим идеалам и реализовать их в процессе жизнен­ного пути.

Духовность армии естественным путем вытекает из духов­ности соответствующего общества, при этом имея свои осо­бенности, весьма точно определенные известным русским мыслителем Иваном Александровичем Ильиным.

Во-первых, армия - это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти, как «элемент государственного бытия», как организованное множество лю­дей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее - к смерти и убиению во имя государственной цели».

Во-вторых, «каждый... воин должен носить в душе созна­ние государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэтому служение в Вооруженных Силах должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности».

В-третьих, родовая черта воина: он есть «гражданин, при­нявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жиз­ни и смерти», что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых невозможна армия и с которыми сопряжено воинское зва­ние. Oтсюда - воин «должен верить в духовную правоту сво­ей Родины, своего государства и своего жизненного дела».

В-четвертых, военная подготовка нелепа и гибельна без духовного воспитания человека, «...армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источ­ник государственного разрушения и гибели» [1].

Исследовав научную литературу по проблеме духовности, мы пришли к выводу, что, не­смотря на широкое употребление этого понятия, его сущность и содержание по ряду причин трактуется не однозначно. Нам представляется, что для защитника Отечества более близко определение, данное в  современном словаре по педагогике под редакцией  Е.С. Рапацевич, где  духовность трактуется как индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаменталь­ных потребностей: 1) идеальной потребности познания (себя, мира, смысла и назначения своей жизни); 2) социальной потребности жить и действовать для других.

На основе изложенных положений, анализа понятий «духовность», «нравственность», «мораль», духовно-нравственное воспитание рассматривается как социально-педагогический процесс воздействия на психику военнослужащего и сознания определённых условий в целях образования у него устойчивых механизмов формирования морального сознания и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существующие идеалы и ценности, формирования морального духа, духовно-нравственных отношений, привычек поведения и высокой культуры [5].

Таким образом, стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация, то есть перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого военнослужащего. Специфика воинской деятельности, характеризующаяся высо­ким напряжением духовных и физических сил, определяют значимость духовного фактора для армии, делают его важ­нейшим компонентом военно-профессиональной деятельности.

1.2. Понимание духовности в религиозно- православной и светской образовательных парадигмах

В практике воспитания в светских образовательных учреждениях появилось новое для отечественной педагогики направление - духовное воспитание. Сами термины «духовность, «духовное воспитание» использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной  философии, где связывались с действием самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежат функции творения и определения судеб мира и человека. Поэтому остро встаёт проблема взаимодействия православной и светской педагогики в этой сфере воспитательной деятельности.

Тенденция к поиску «точек соприкосновения» между светской и религиозно-православной педагогикой характерна для современной педагогической реальности. Необходимость такого диалога обусловлена сложившимся в педагогической теории значительным материалом по проблеме духовного воспитания.

Практически единственной областью, где разрабатываются теоретические основы диалога между православной и светской педагогикой, признана область нравственного воспитания, чем обусловлено и применение ставшего общеупотребительным термина «духовно-нравст­венное воспитание». Однако, исходя из результатов анализа сущности феномена духовного воспитания в православной и светской педагогике, следует признать, что «поле нравственности» является далеко не единственной областью, где возможно такое взаимодействие.

В православной педагогике духовное воспитание соотносится с поиском смысла жизни как основой человеческого бытия. В отличие от светской педагогики, в православно-религиозной смысл жизни рассматривается как заданный человеку из вне: он заключается в воссоединении человека с Богом, в подготовке к вечной жизни. Задача воспитания состоит в том, чтобы привести человека к осознанию именно этого, а не какого-либо другого смысла. Поэтому, по мнению И.А. Соловцовой, акцент в духовном воспитании смещается на процессуальный компонент. Проблемы духовного воспитания в православной педагогике - это, прежде всего, проблемы механизма воспитания и воспитательных средств.

Существуют различия и в понимании духовности в религиозно-православной и светской педагогике. Если в светской педагогике термин «духовность» и производные от него понятия окрашены, как правило, положительно и противопоставление идёт чаще всего по линии «духовность - бездуховность», то в православной педагогике духовность человека рассматривается как имеющая двойственный характер, в  ­связи с чем используется антиномия «тёмная духовность - светлая духовность» [21]. Тем не менее о необходимости создания условий для позитивных проявлений духовности говорится как в религиозно-православной, так и в светской педагогике.

Психологические основания духовного воспитания в пра­вославной и светской педагогике также имеют различия. Как отмечает Б.С. Братусь, в традиционной светской пси­хологии в качестве основы для объяснения природы и меха­низма активности человека выступает учение о потребно­стях, которые рассматриваются как ее побудитель и исход­ное звено; считается, что с помощью потребностей регули­руются деятельность и поведение человека, определяется их направленность. Это относится и к так называемым духов­ным потребностям, не связанным непосредственно с физи­ческими характеристиками человека (потребность в само­познании, творчестве и др.). В православной психологии вместо учения о потребностях глубоко разработано учение о страстях. Страсти рассматриваются как предпосылка греха (нарушение божественных установлений), а борьба с ними ­как механизм и необходимое условие духовного становле­ния человека [21].

В связи с этим в отличие от светской педагогики, формулирующей позитив­ные цели становления положительных человеческих качеств, православная педагогика утверждает, что цель духовного воспитания - это прежде всего «освобождение человека от несовершенства и тем - от зла, помрачающего его» (митро­полит Амфилохий Радович).

Несмотря на различия, можно выделить ту область в философском понимании сущности человеческого бытия и те психологические основания духовного воспита­ния, где основные принципы православной и светской пе­дагогики не противоречат друг другу. Эта область может быть описана следующими положениями:

  1. Духовность - это «собственно человеческое в челове­ке»; именно она составляет сущность человека и делает его как существо биологическое, имеющее физическое тело и психику, человеком в смысле гуманизации.
  2. Духовность существует в человеке изначально в виде возможности (в православной педагогике - как подобие Божие); для ее актуализации требуются определенные ус­ловия, которые могут либо сложиться спонтанно, либо со­здаются целенаправленно в процессе специально организо­ванной педагогической деятельности, именуемой духовным воспитанием; и в том, и в другом случае жизнедеятельность человека как биопсихического существа превращается в истинное бытие.
  3. Эта возможность реализуется в процессе саморазвития (самопознания, самоопределения, самовоспитания, саморе­ализации), поскольку способность к непрерывному разви­тию и совершенствованию заложена в самой природе чело­века [22].

Говоря о роли религии, нельзя не отметить, что православная церковь во все времена являлась хранительницей духовного достояния нашего народа. «Воинское дело есть трудное, скорбное и трагичес­кое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух того, ко­ему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоко­лебим в своем искреннем христолюбии», - писал И.А. Ильин. При этом, с его точки зрения: «Воин имену­ется Христовым не только потому, что он член христиан­ского государства, что его родина возрастает в христианском духе и что сам он призван оборонять христианскую веру; а ещё и потому, что в любви ко Христу и преподанной им полноте совершенства он имеет живую основу своего личного духа, в ней почерпает необходимую ему силу подвига и очи­щения» [4].

Таким образом, необходимо сделать вывод, что пространство взаимодействия между православной и светской педагогикой в сфере духовного воспитания включает ценности, внутренний мир человека и поле духовного взаимодействия с Другим. При этом направленность духовного воспитания определяют абсолютные ценности.

1.3. Направления духовно-нравственного воспитания военнослужащих

Основываясь на исследовании И.А. Соловцовой, развитие духовности, нравственности определяется как процесс актуализации и перехода на новый качественный уровень свойств человека, составляющих духовность личности. При изучении данного вопроса мы пришли к выводу, что в процессе духовно-нравственного развития личности можно выделить четыре основных направления: ориентация на общечеловеческие ценности; ориентация на культуру как мировую, так и национальную; обращённость к человеку, его внутреннему миру; ориентация на позитивное отношение человека к Другому человеку, окружающему миру [4].

Касаясь первого направления, необходимо рассмотреть ряд определений. Ценность - это любой объект, имеющий жизненно важное значение  для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в  качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято  говорить о ценностях как о духовных идеях, заключённых в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти  ценности постигаются в ходе освоения культуры [14].

Специфичность осознания объектов, явлений действительности как  ценности зависит от наличия особого психологического механизма их освоения, в основе которого лежит такой вид психической деятельности, как  оценочная деятельность индивида. Она осуществляется  в следующем направлении: восприятие и освоение объективно содержательной стороны  предмета, явлений окружающей действительности; оценка их свойств с  точки зрения необходимости, полезности, приятности и т.п.

Однако у каждого человека существует своя оценка различных  предметов и явлений окружающей действительности (субъективные ценности): то, что для одного имеет большую ценность, для другого - малую  или вообще никакой. Это зависит от уровня развития человека, его условий жизни, деятельности, его способностей, интересов, потребностей и  т.п.

Для осознания ценности человеку необходимо наличие ориентира,  являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим  те или иные предпочтения личности, определяющие её ценностные ориентации.

Ценностные  ориентации - это  избирательное отношение человека  к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении [11].

В качестве ориентира, влияющего на формирование ценностных  ориентаций личности, выступает сложившаяся в ходе развития человеческого общества определённая совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности,  вероисповедания,  образования, возраста, пола и т.д. Эта совокупность ценностей получила  определение общечеловеческих ценностей (объективные ценности).

Общечеловеческие  ценности - это явления общественной жизни и  природы, имеющие непреходящее значение для человека и общества: благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, любовь к самому себе и ближнему, Отечество; главная ценность - человеческая жизнь. Эти ценности  сближают разные народы, различные религии, культуры, эпохи [11].  К числу общечеловеческих ценностей относят свободу, любовь к детям, заботу о ближнем, патриотизм, трудолюбие, честность, порядочность и др. Приобщение к общечеловеческим ценностям,  их восприятие как основы мировоззрения - одно из основных направлений  духовно-нравственного развития  военнослужащих.

И.А. Соловцова считает, что влияние объективных ценностей на  субъективные ценности личности происходит через осознание смысла  объективных ценностей для конкретного субъекта. Понятие смысла относится к сфере индивидуального сознания. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание, в силу принадлежности к живому субъекту и реальной  включённости в систему его деятельности всегда эмоционально, то есть сознание - это не только знание, но и отношение.  На формирование субъективных смыслов влияют не только личные и индивидуальные особенности субъекта, но и культурно-исторические особенности времени, в котором протекает бытие субъекта. Поэтому приобщение к мировой и национальной культуре является немаловажной гранью  духовно-нравственного развития  военнослужащих.

В настоящее время, говоря о культуре, исследователи имеют в виду прежде всего то, что принадлежит духовной сфере человека, общества, человечества. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самому себе [10]. Культура аккумулирует опыт жизни народа, выступая как содержательная составляющая процесса развития индивида. Поэтому значение культуры в процессе духовного становления личности довольно велико.

В процессе постижения великой культуры у человека возникает чувство собственного несовершенства, которое порождает потребность и стремление изменить себя. В процессе восхождения к культуре человека можно рассматривать как объект культурного воздействия (человек усваивает культуру, принимая типические черты, характерные для своей культурной общности); как носителя и выразителя культуры (человек функционирует в определенной культурной среде, отстаивает ценности и целостность культуры, его бытие протекает в контексте культуры); как субъекта культурного творчества (человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности).

Приобщение к культуре осуществляется в процессе общения с произведениями духовной культуры (живописные, скульптурные, музыкальные произведения, предметы бытового назначения и т.д.). В них заключена  определённая символика, они  выполняют функцию сохранения и передачи социально и духовно значимой информации, социального опыта. Благодаря усвоению этого опыта происходит индивидуальное  развитие  человека.

Необходимо отметить, что российский офицерский кор­пус всегда выгодно отличался от офицеров других стран в первую очередь уровнем своей культуры. Например, в чис­ле выдающихся деятелей науки и культуры России XIX ­начала ХХ века значительное место занимают люди, носив­шие офицерскую форму: писатели и поэты Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.А. Фет, Ф.М. Достоевский, А.И. Куп­рин, Н.С. Гумилев; художники В.В. Верещагин, П.А. Фе­дотов, Н.А. Ярошенко; музыканты Н.Н. Фигнер, Ц.А. Кюи, П.А. Трифонов; ученые-естествоиспытатели П.П. Семенов-Тян-Шанский, А.М. Бутлеров, Н.П. Бо­родин, П.Н. Яблочков, С.И. Мосин; историки и фило­логи И.И. Балтин, В.Н. Татищев, В.И. Даль, М.М. Щер­баков и многие другие. Эта традиция продолжается и нашими современниками (писатели Ю.В. Бондарев, В.В. Карпов, В.В. Конецкий, В.С. Пикуль, К.М. Симонов, И.Ф. Стад­нюк; художники Б.Е. Борисов, Е.В. Вучетич, Н.Н. Жуков, П.А. Кривоногов, М.А. Савицкий и др.) и, несомненно, должна учитываться в духовно-нравственном воспитании военнослужащих. Кроме того, воспитание духовности и нравственности через приобще­ние к культуре будет способствовать развитию познаватель­ного интереса военнослужащих как фактора, обеспечивающего фор­мирование не только духов­но развитой личности, но и военного профессионала.

Процесс саморазвития человека невозможен без процесса самопознания. Поэтому ориентация на внутренний мир человека - важное направление  духовно-нравственного развития. Самопознание является необходимой предпосылкой  для  самосовершенствования, что ведёт к конечной цели - переходу на более высокую ступень духовной зрелости человека.

И.А. Соловцова рассматривает данный процесс, как последовательность:  самопознание - самооценка - саморазвитие [20].

Самопознание - это исследование индивидуумом самого себя, тех  особенностей,  которые  отличают  его  от  других  людей,  и  тех  качеств,  которые объединяют его с другими людьми, делая частью целостного мира.  Человек  начинает  выделять  особенности,  характеризующие  его  личность,  как в процессе  отношения  к  объектам  окружающей  действительности,  так  и другим людям. Через выделение себя, происходит  ряд  изменений  разных  сторон, разных отношений личности в «Я»,  что  является  важнейшим  психологическим механизмом  и  условием  становления  целостности  личности.

Самопознание присуще только человеку. Это довольно сложный процесс, так как он направлен на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными моментами. Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления человеком своего поведения, действий, переживаний,  результатов своей деятельности. На его основе у человека формируется определённое отношение к себе.

Самопознание строится на соотношении мотивов и поступков, одних желаний и стремлений человека с другими. В результате личность выделяет для себя значимые потребности, смыслы, ценности. На основе самопознания формируется самооценка личности.

Самооценка определяет взаимоотношение человека с окружающими,  го критичное и требовательное отношение к себе, отношение к успехам и неудачам. Она тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек ставит перед собой, что влияет на выбор профессионального пути. По  итогам  самооценки формируется отношение к себе.

Таким образом, знание о себе, получаемое в результате  самопознания, служит необходимым  материалом для самооценки, которая в свою очередь  является  источником для саморазвития личности. Для военнослужащих- это не просто оценка самого себя, своих возможностей, правильности своих убеждений, но и профессиональное самоопределение, особенности осознания своего места в системе профессиональных отношений, стимул к самосовершенствованию.

Самопознание выполняет регулирующую функцию, связанную с развитием личности и поиском смысла жизни. Оно необходимо для адаптации к социальной, воинской и природной среде, выработке собственных ценностей. Достижение гармонии между собственными ценностями и общечеловеческими  является главной  целью духовно-нравственного воспитания.

Процесс духовно-нравственного воспитания невозможен без взаимодействия между людьми, что составляет основу человеческого бытия. Поэтому ориентация духовно-нравственного развития на позитивное отношение человека к другому человеку является важным направлением  духовного становления личности военнослужащего.

Особое значение данное направление приобретает в связи с тем, что воинские коллектив составляют представители различных национальностей с разными культурными ценностями и социальным опытом, с биологическими различиями и с особенностями в психической структуре личности. Ориентация на позитивное отношение к Другому человеку как ценности способствует подготовке военнослужащих к работе в условиях многонациональной и мультикультурной среды, помогает воспитать уважение ко всем народам, искоренять негативные представления о людях других национальностей. Данное направление воспитательной деятельности способствует развитию толерантного отношения ко всем национальностям. В полиэтнической и поликультурной ситуации она становится условием гармонизации социальных и служебных отношений.

Необходимым  условием  взаимодействия  является  понимание, которое основывается на  прежнем опыте человека, а также  возможности  осмысления  нового. Необходимо отметить, что этот  процесс  носит  диалогический  характер.  Диалог  в  данном  случае  понимается  как  общение  двух  личностей  со  своими  индивидуальными  качествами  при  отсутствии отношения друг к другу, направленный на поиск общих ценностей.  При этом каждая позиция принимается любой стороной как ценность,  способная обогатить и расширить рамки понимания каждого из взаимодействующих. Принятие является признанием одной из сторон того, что  другой человек имеет право быть таким, каков он есть.

Диалог двух субъектов носит взаимообогащающий характер, он позволяет полнее раскрыть и осознать им свою уникальность и самотождественность, которые обнаруживаются в процессе коммуникации и соотношения ценностей, норм, значений и т.д. Ориентация духовного воспитания  на взаимодействие с другим человеком стимулирует интеллектуальную  деятельность военнослужащих, способствующую личностному взаимообогащению.

Итак, рассмотрев четыре направления духовно-нравственного  воспитания  военнослужащих, можно сделать вывод, что они способствуют данному процессу, помогают сформировать человека, наделённого  сознанием, самосознанием, культурой, системой общечеловеческих ценностей. 

2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих осуществляется в процессе комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, морально-этических, культурно-досуговых и иных мероприятий, входящих в процесс воспитательной работы [11,12], осуществляемой субъектами воспитательной деятельности и направленной на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых качеств. В концепции воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации отмечается, что выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального  самочувствия - решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной [3].

2.1. Содержание духовно-нравственного  воспитания военнослужащих

Духовность и нравственность личности органически связаны с ее моральными чувствами, с её совестью, постоянной самооценкой ею своего поведения и стремлением к нравственному развитию и самосовершенствованию. Это доказывает, что духовно-нравственное развитие личности невозможно без формирования её моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству. Необходимо также отметить, что весь комплекс отношений человека с миром и самим собой возникает в процессе его деятельности, а не сам по себе.

В структуре духовно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии выделяются такие важные социально-психологические элементы, как:

  • нравственный идеал, предполагающий в себе определённую систему ценностей, целей, смыслов, идей, потребностей и интересов [17], (содержащие основополагающие идеи общества);
  • система моральных норм, установок, требований, закрепляющихся и сохраняющихся в психологии групп, коллективов, общества в целом через общественное мнение, установки, нормы, морально-психологический климат, коллективные (групповые) настроения, традиции, систему взаимоотношений, авторитеты и т.д.

Необходимо сказать и о системе духовно-нравственных ценностей военнослужащих, которые закладываются и формируются под воздействием социальной среды. К ним относятся:

  • религиозные ценности;
  • духовно-нравственные ценности, связанные с военно-профессиональной деятельностью (патриотизм, воинский долг, воинская честь, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение оружием, боевые традиции и т.д.);
  • духовные ценности общегражданского характера (гражданственность и патриотизм, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести);
  • художественно-эстетические ценности и другие.

Укажем также основные особенности процесса духовно-нравственного воспитания. К их числу относятся: непосредственная и многогранная связь с государственными интересами, идеологией; спецификой комплектования, национальными традициями и т.д., выполнением государственного заказа; специфичность целей, задач и содержания; особая напряженность процесса; специфичность субъектов и объектов и задач, решаемых ими; особая регламентация взаимоотношений между участниками процесса; сориентированность на нравственный идеал, преимущественное сосредоточение усилий на чувственно-волевой сфере личности военнослужащего.

В содержание духовно-нравственного воспитания входят: субъектно-объектные элементы, цели, задачи; содержательная, организационная, методическая части; теоретические основы духовно-нравственного воспитания, гуманистические идеи, базирующихся на общечеловеческих ценностях; выраженные в  форме нормативно-правовых актов, наставлений, поучений и т.д.; основные требования эпохи, общества, руководящей власти; основные традиции общества и армии; содержание учебно-воспитательного процесса; обеспечение личного примера офицеров  и др.

Из целей и сущности духовно-нравственного воспитания вытекают и задачи, заключающиеся: в глубоком усвоении чувства воинского долга; в развитии и упрочении сознания о высоком назначении воина, призванного защищать Отечество; в прочном усвоении военной дисциплины, в чинопочитании; в вооружении военнослужащих знаниями морали, принятой в обществе, государстве, ее основными положениями, нормами, требованиями, в строгом выполнении нравственных обязанностей; в воспитании в духе высокого патриотизма, гражданственности, коллективизма, товарищества, профессионально-корпоративной общности, глубокого осознания духовно-нравственного смысла своего воинского и гражданского долга служения Отечеству; в формировании высокой культуры отношений, чувств и поведения военнослужащих, умения жертвовать личными интересами ради интересов общества и коллектива; в формировании духовно-нравственных, морально-волевых, профессионально-этических качеств личности военнослужащих, норм поведения, потребностей и мотивов; в воспитании нравственного отношения к жизни, труду и т.д.; в формировании чувства воинской чести, личного достоинства, чувства ответственности, непримиримости к бездуховным и безнравственным проявлениям, проступкам, несправедливости, нечестности, карьеризму, стяжательству; в побуждении военнослужащих к духовно-нравственному саморазвитию и самовоспитанию, совершенствованию личностных духовных и нравственных качеств; введении в содержание духовно-нравственного воспитания осознанной системы духовно-нравственных ценностей, идеалов, норм, установок, ориентиров, группы знаний, выработке умений руководствоваться этими ценностями в повседневной жизни; в создании условий для духовно-нравственного самосовершенствования, самообразования, самовоспитания.

Формирование у военнослужащих нравственных качеств, которые необходимы для успешной военно-профессиональной деятельности, осуществляется преимущественно на учебных занятиях, в процессе службы, на это также направлено проведение специальных мероприятий. Направлениями  работы являются следующие:

  1. вооружение военнослужащих теорией морали, норм и правил поведения, знанием требований к личности военнослужащего, обусловленных спецификой военно-профессиональной деятельности;
  2. использование специальных педагогических приемов, способствующих перерастанию знаний в убеждения;
  3. привитие военнослужащим навыков и умений поведения, соответствующих требованиям и принципам морали, превращение их в устойчивые привычки;
  4. накопление практического опыта высоконравственного поведения в различных условиях и обстановке учебы, службы, жизни.

Содержание духовно-нравственного воспитания военнослужащих предполагает и формирование дополнительных военно-профессиональных нравственных качеств. Главными из них являются:

  • понимание социально-экономического и военно-политического значения задач, выполняемых Вооруженными Силами России, глубокого нравственного смысла служения Отечеству, выполнения воинского долга;
  • уважение и неукоснительное соблюдение законов;
  • ответственность за последствия принимаемых решений, уверенность в их нравственной справедливости;
  • внимательность, доброжелательность и предупредительность в отношении к гражданам России в процессе выполнения служебно-боевых задач;
  • принципиальность, критичность в оценке результатов службы, боевой учебы, честность и неподкупность.

Основными путями реализации духовно-нравственного воспитания являются:

  • вооружение военнослужащих знаниями требований общества к профессиональному нравственному облику, пониманием общественной значимости ратной службы;
  • стимулирование потребности в нравственном самосовершенствовании военнослужащих, стремления к положительному нравственному идеалу;
  • гибкость и актуальность воспитательных воздействий, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости и возрастающими этическими потребностями военнослужащих;
  • целенаправленная организация нравственно значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается, переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
  • применение таких методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые пробуждают высокие чувства, ответственность, гордость, доблесть.

Результатом целостного процесса духовно-нравственного воспитания является формирова­ние духовно-нравственной, цельной личности военнослужащего, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно (профессионально) ценного поведения.

2.2. Психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания военнослужащих

Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного развития личности военнослужащего позволил выделить ряд психолого-педагогических условий, способствующих эффективной реализации воспитательного процесса в подразделениях.

Условие - философская категория, которая выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать  не может. «Условие - это  то, что  делает  возможным  наличие  вещи, состояния,  процесса»  [13].

В Большом толковом словаре русского языка понятие «условие»  определяется как обстановка, в которой происходит, протекает что-либо;  ...основа, предпосылка чего-либо.

Таким образом, у термина «условие» существует несколько значений. В нашем исследовании условия выступают как целенаправленно создаваемые обстоятельства, необходимые для успешного процесса духовно-нравственного развития личности военнослужащего. Данное исследование позволило выделить следующие условия:

  1. учёт в обучении и воспитании военнослужащих положительного опыта предшествующих поколений, доказавшего свою результативность и эффективность;
  2. обеспечение единства индивидуального и коллективного подходов к профессиональному обучению и воспитанию военнослужащих с учётом влияния воинского коллектива на качество профессионального и духовного становления каждого военнослужащего (взаимопомощь, моральная и эмоциональная поддержка и т.д.);
  3. высокий уровень духовно-нравственного развития личности офицера-воспитателя.

Учёт в обучении и воспитании военнослужащих положительного опыта предшествующих поколений, доказавшего свою результативность и эффективность предполагает не только овладение основами наук, но и овладение духовным опытом, запечатлённым в произведениях искусства, отражённым в мировых религиях.

Данное  условие  позволяет  целенаправленно  формировать  ценностное отношение военнослужащих к явлениям  окружающей  действительности, их жизненную позицию. Оно  заключается  в  сочетании  различных видов деятельности военнослужащих, осуществляемых в  процессе  духовно-нравственного воспитания.

Интеллектуально-познавательная деятельность, способствующая развитию познавательных способностей, имеет особую значимость. Данная  деятельность осуществляется в формах учебных занятий, лекториев, посещении концертных залов, музеев, встреч со священнослужителями.

В результате интеллектуально-познавательной  деятельности  происходит  расширение познания и ценностного отношения  военнослужащих  к  своим товарищам,  явлениям  окружающей  действительности.

Выработке научных, этических и эстетических критериев оценки жизненных явлений, формированию мировоззрения способствует ценностно-ориентировочная деятельность военнослужащих, осуществляемая в  таких формах, как знакомство с произведениями искусства. Осознание богатого человеческого опыта, заложенного в них, способствует формированию ориентации на общечеловеческие ценности, определённого отношения к  ним, что, в свою очередь, влияет на процесс самопознания, выработки критериев оценки себя  самого и окружающего мира.

Обеспечение единства индивидуального и коллективного подходов к профессиональному обучению и воспитанию с учётом влияния воинского коллектива на качество профессионального и духовного становления каждого военнослужащего является важным условием.

В современной педагогике понятие «коллектив» определяется как организованная группа людей, сплочённая совместной целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями  [14]. 

Позитивная направленность  обеспечивается  возможностью  достижения  успеха  в  процессе  совместной  деятельности.  В  результате  этого  складывается  система  отношений,  основанная  на  общности  интересов  и  потребностей. В  совместной  деятельности  военнослужащие  открывают  для  себя  новый  смысл,  начиная  оценивать  её  не  только  по  конечному  результату,  но  и  как  средство  развития  себя  и  товарищей.  Для одних членов коллектива  другие  выступают  в  роли  ориентира.  Поэтому  данное  условие  способствует  усвоению  всеми  членами  коллектива  общих  ценностей,  которые  становятся  для  каждого  из  них  личностно  значимыми. 

Военнослужащие имеют возможность взаимодействовать как с теми,  кто  имеет  с  ними  много  общего,  так  и  с  теми,  кого  можно  назвать  «Другими»  (люди другой национальности).  В  данном  случае  целью  построения  взаимоотношений  является  не  изменение  «Другого»,  а  развитие  собственных  коммуникативных  умений.  В  этом  случае  «Другие»,  реализуя  себя,  предстают  перед  товарищами  как  интересные  своими  возможностями.

Сплочению  воинского  коллектива  способствует  его  движение  к    перспективе,  которое  предполагает  переключение  внимания  военнослужащих от  личных - к  объединяющим  личные  и  общественные  интересы.  Данный  процесс  предусматривает  мотивационную  установку,  то  есть  постановку  перед военнослужащими конкретной реальной цели;  положительное  эмоциональное  восприятие  поставленной  цели,  продиктованное  возможностями  личностного  развития  и  развития  товарищей  по  достижению  данной  цели.   

Положительные особенности межличностных отношений внутри воинского коллектива влияют на формирование нравственного поведения,  что  проявляется  в  способности  к  взаимодействию  на  основе  дружелюбия  и  взаимопомощи,  уважительному  отношению  к  другому  человеку,  независимо от его отличительных особенностей  и  национальности,  восприятию  другого  человека  как  ценность.    

Высокий уровень духовно-нравственного развития личности офицера-воспитателя является непременным условием  духовно-нравственного становления личности военнослужащего.

Процесс развития духовности личности носит взаимообогащающий  характер. В результате взаимодействия  офицера-воспитателя и военнослужащего  происходит  взаимное  влияние  субъектов  данного  процесса,  обмен  знаниями,  опытом.  Поэтому  от  того,  насколько  высок  уровень  развития  духовности  личности  воспитателя,  зависит  эффективность  процесса  развития  духовности  личности  воспитуемого.

Данное  условие  предполагает  следующее:

  • наличие у офицера-воспитателя сложившейся системы ценностей, которая может служить ориентиром при выборе воспитательных целей в процессе взаимодействия с военнослужащими;
  • гуманное отношение офицера-воспитателя к военнослужащему как уникальному феномену, в результате чего им будут восприняты воспитательные идеи;
  • эмоциональную включённость офицера-воспитателя в бытийную проблематику военнослужащих;
  • компетентность, ответственность офицера-воспитателя при взаимодействии с военнослужащими в рамках границ воспитательного процесса;
  • готовность офицера-воспитателя к самосовершенствованию.

Взаимовлияния,  принятые,  осознанные,  продолженные  в  собственной  активности,  являются  источниками  развития,  связью  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических  отношений  военнослужащего  и  офицера-воспитателя.  Поэтому  от  того,  насколько  высоко  развит  уровень  духовности и нравственности  личности  воспитателя,  зависит  эффективность  процесса  развития  духовности и нравственности   личности  военнослужащего. 

Таким образом, на основе анализа научных исследований по данной проблеме, мы пришли к выводу, что  организация  и  взаимосвязь  вышеперечисленных условий  способствует достижению цели воспитательного процесса.

2.3. Характеристика личностных изменений военнослужащих в процессе духовно-нравственного воспитания

Изучение процесса становления личности военнослужащего как  явления  позволит  нам  уяснить сущность её изменений, которые происходят в результате духовно-нравственного воспитания.

Анализ  процесса  развития  духовности  личности  военнослужащего как последовательных личностных преобразований даёт возможность  выявить характерные признаки того или иного изменения.

Данные изменения отражают реальный уровень духовно-нравственного развития личности военнослужащего, показывающий, какие  ценностные  установки  закрепились  в  его  сфере  сознания,  поведения  и  в  эмоционально-волевой сфере, сложилось ли в его психике единство  убеждений, поведения и переживаний, появилось ли у него стремление  к  самосовершенствованию. Приближение к каждой цели последующего  уровня  служит  показателем  успешности  педагогического процесса в  некоторый  конкретный  период.

Конечной  целью процесса духовно-нравственного воспитания  является становление человека гуманного, внимательного к другим людям,  терпимого, благородного, порядочного, ответственного и самокритичного,  отдающего себе отчёт в своих поступках и в том, как они отражаются на  окружающих людях и обществе в целом, честного, совестливого,  внутренне независимого, патриота своей Родины, готового встать на её защиту.

Необходимо учитывать, что процесс развития духовности и нравственности  личности военнослужащего имеет как внешнюю сторону, то  есть имеется в виду поведение, взаимоотношения с окружающими  людьми, так  и  внутреннюю - личностные  качества. 

Преобразования в процессе развития духовности личности военнослужащего могут быть следующие:

  1. качественные, например, совершение поступка не ради всеобщего признания, а вследствие внутренних установок;
  2. количественные, то есть частота, интенсивность, сила проявления какого-либо качества.

Основываясь на  исследованиях О.С. Гребенюк [2], мы учитываем,  что личностные качества военнослужащих проявляются в следующих  сферах:

  • интеллектуальной - мышление, познавательные способности, что способствует повышению уровня профессиональной подготовки, совершенствованию профессиональных знаний, формированию умения применять полученные знания на практике;
  • мотивационной - потребности, смыслы, ценности, позволяющие формировать твёрдые, устойчивые суждения о своей принадлежности к военной среде, в причислении себя к Вооружённым Силам;
  • эмоциональной - эмоции, чувства, позволяющие воспитать военнослужащих в духе любви к Отечеству, патриотизма, верности присяге, воинскому долгу, воинской чести;
  • волевой - инициативность, уверенность, настойчивость и т.д., что позволяет стойко переносить трудности военной службы;
  • сфере саморегуляции - управление своими физическими и психическими состояниями, что повышает личную дисциплинированность и исполнительность военнослужащего, требовательность к себе;
  • предметно-практической - отношение к миру, самому себе, другим людям, что позволяет формировать умение строить межличностные отношения в воинских коллективах, управлять морально-психологическим состоянием;
  • экзистенциальной - стремления, сознательное отношение к действиям, что способствует формированию умения организовывать работу, определять главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способности качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке.

Под характером деятельности  военнослужащих мы понимаем выраженность его действий, имеющих определённое содержание (благодеяние, созидание и т.д.).  Определение характера деятельности предполагает  единство этического и психологического анализа.

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своём отношении к другому человеку, себе самому или обществу  [17]. Внешне  наблюдаемые  поступки,  действия,  их  определённая  последовательность, так или иначе затрагивающие интересы других людей, называются поведением  [17].

Деятельность и поступки контролируются сознанием человека,  управляются его волей, поэтому этот факт позволяет судить о характере личностных изменений военнослужащих. Таким образом, важность данного критерия в процессе духовно-нравственного воспитания военнослужащих обуславливает необходимость постоянного наблюдения со стороны офицеров за их внутренним и внешним проявлением развития.

2.4. Опытно-экспериментальная работа по формированию высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих

Для проверки эффективности предложенных психолого-педагогических условий был проведён формирующий эксперимент, в котором приняло участие 40 военнослужащих. Из числа испытуемых были созданы две группы по 20 человек в каждой (контрольная - аэродромно-эксплутационный взвод и экспериментальная - инженерно-аэродромный взвод), идентичные по всем исследуемым показателям. Эксперимент проводился на базе в/ч 32926 в течение трех месяцев.

Воспитательная работа в контрольной группе проводилась по утверждённому плану воинской части. В экспериментальной группе воспитательная работа проводилась по специально разработанной программе, включающей мероприятия с большим потенциалом духовно-нравственного развития военнослужащих.

Оценка морально-психологического состояния военнослужащих обеих групп осуществлялась с помощью методики А. Сычёва по 18 показателям [16]. Качественная оценка морально-психологического состояния военнослужащих в целом и отдельных его показателей производилась по 5-балльной шкале.

5 баллов - оценка показателя и отношения личности высоко- положительные, устремления и готовность - высоко позитивные и конструктивные;

4 балла - оценка показателя и отношения личности более положительные, чем отрицательные, а устремления и готовность более позитивные, чем негативные;

3 балла - оценка показателя отсутствует, нейтральна, в нем в одинаковой степени выражены как позитивные, так и негативные характеристики, отношения личности нейтральные, устремления отсутствуют;

2 балла - оценка показателя и отношения личности более отрицательные, чем положительные, а устремления имеют более негативную, чем позитивную направленность;

1 балл - оценка показателя и отношения личности отрицательные, а устремления негативно направлены.

Процедура выведения оценки морально-психологического состояния была следующей: на основе полученных оценок каждого показателя морально-психологического состояния выводилась среднеарифметическая оценка соответствующего компонента у каждого военнослужащего; из этих оценок среднеарифметически выводилась общая оценка морально-психологического состояния каждого военнослужащего; на основе полученных оценок отдельных военнослужащих среднеарифметически выводилась общая оценка морально-психологического состояния взвода.

Через три месяца после начала эксперимента было проведено повторное исследование военнослужащих обеих групп. В таблице 1 приведены результаты предварительного и итогового исследования.

Полученные данные показали, что у военнослужащих контрольной группы не были зарегистрированы достоверные различия по исследуемым показателям. Так, наиболее значимые изменения отмечены по показателям «удовлетворенность отношениями в коллективе» (7,1%), «уверенность в своих сослуживцах» (9,3%), «уровень авторитета непосредственного командира» (6,4%), но и они имеют лишь характер тенденции. 

В то же время в экспериментальной группе лишь по 2 показателям из 18 отмечены недостоверные различия. В остальных случаях зафиксирован рост показателей от 15,6% до 33,2%.

Таблица 1 - Результаты оценки морально-психологического состояния в контрольной и экспериментальной группах (n=40)

Исследуемые показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

до

 эксперимента

после

 эксперимента

р

до

 эксперимента

после

 эксперимента

р

Гордость за причастность к делу защиты Отечества

3,4±0,02

3,4±0,02

>0,05

3,2±0,04

3,9±0,01

<0,05

Значимость понятий воинской чести и достоинства

2,9±0,07

3,0±0,03

>0,05

3,0±0,04

4,2±0,03

<0,05

Готовность к самопожертвованию во имя защиты Родины

 1,7±0,05

1,7±0,02

>0,05

1,8±0,02

1,9±0,02

>0,05

Желание служить в Вооруженных Силах РФ

2,1±0,06

2,0±0,06

>0,05

2,1±0,03

3,7±0,09

<0,05

Стремление к профессиональному совершенствованию

3,0±0,01

3,1±0,01

>0,05

2,9±0,05

3,6±0,02

<0,05

Уверенность в своей способности выполнить боевые задачи

3,4±0,03

3,3±0,01

>0,05

3,2±0,02

3,7±0,02

<0,05

Удовлетворенность отношениями в коллективе

2,8±0,01

3,0±0,02

>0,05

2,9±0,01

3,8±0,03

<0,05

Отсутствие конфликтов среди различных категорий военнослужащих

3,1±0,02

3,2±0,03

>0,05

2,7±0,01

3,6±0,06

<0,05

Уверенность в своих сослуживцах

3,2±0,07

3,5±0,02

>0,05

3,3±0,03

4,1±0,01

<0,05

Психологическая готовность к участию в боевых действиях по отражению внешней агрессии

1,7±0,06

 1,7±0,04

>0,05

1,7±0,02

1,9±0,03

>0,05

Психологическая готовность к участию в миротворческих операциях

2,8±0,03

2,9±0,06

>0,05

2,6±0,09

3,3±0,01

<0,05

Психологическая готовность к участию в действиях по восстановлению конституционного порядка на территории России

2,5±0,01

2,4±0,03

>0,05

2,6±0,02

3,3±0,03

<0,05

Удовлетворенность материальным положением

2,7±0,03

2,6±0,02

>0,05

2,7±0,02

3,4±0,02

<0,05

Удовлетворенность жилищными условиями

2,4±0,01

2,4±0,01

>0,05

2,6±0,03

3,5±0,07

<0,05

Удовлетворенность условиями для отдыха и досуга

2,8±0,04

2,8±0,03

>0,05

2,7±0,09

3,4±0,06

<0,05

Удовлетворенность заботой государства  о Вооруженных Силах

2,8±0,04

2,9±0,06

>0,05

2,9±0,02

3,5±0,06

<0,05

Уровень доверия высшему военному руководству

3,5±0,03

3,6±0,02

>0,05

3,2±0,01

3,9±0,01

<0,05

Уровень авторитета непосредственного командира

3,1±0,06

3,3±0,07

>0,05

3,2±1,03

4,4±0,03

<0,05

Общая оценка морально-психологического состояния представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Оценка уровня зрелости морально-психологического состояния военнослужащих

Уровни зрелости МПС

Балльная оценка

Количественные

границы оценки

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

до

 эксперимента

после

 эксперимента

до

 эксперимент

после

 эксперимента

Здоровое

высокое

5

5,00...4,50

 

 

 

 

среднее

4

4,49...3,50

 

 

 

3,51

низкое

3

3,49...2,50

2,77

2,82

2,73

 

Неопределившееся

2

2,49...2,00

 

 

 

 

Нездоровое

1

1,99 ...1,00

 

 

 

 

 

Как видно из приведенных данных, уровень зрелости морально-психологического состояния обеих групп до эксперимента характеризовался как «здоровый низкий». Однако если после эксперимента в контрольной группе изменения не составили достоверной разницы, то в экспериментальной группе наблюдается изменение уровня зрелости морально-психологического состояния до «здорового среднего», что позволяет говорить об эффективности предложенной методики.

2.5.    Алгоритм деятельности заместителя командира роты по воспитательной работе по организации духовно-нравственного  воспитания военнослужащих

В целях совершенствования работы заместителя командира роты по воспитательной работе по духовно-нравственному развитию военнослужащих необходим выработать алгоритм действий, который представляет собой последовательность этапов осуществления духовно-нравственного воспитания личного состава.

С этой целью целесообразно осуществить ряд мероприятий:

1. Заместителю командира роты по воспитательной работе необходимо осуществить первоначальную оценку нравственной деятельности и духовных установок личного состава путём наблюдений и личной беседы с военнослужащими.

2. Определить уровень духовно-нравственного развития военнослужащих в соответствии с рассмотренными ранее сферами личностного развития.

3. Определить цели духовно-нравственного воспитания военнослужащих, которые представляют собой промежуточный и конечный результаты данного процесса в виде личностных изменений военнослужащих, как в духовно-личностной, так и деятельностной сферах.

4. Разработка и планирование основных мероприятий плана воспитательной работы с полным использованием их потенциала для духовно-нравственного развития военнослужащих. Например, при проведении мероприятий информационно-пропагандистской работы, необходимо акцентировать духовно-нравственные ценности нашего общества, делать упор на государственную, правовую и идеологическую поддержку престижа статуса российского военнослужащего. Осуществляя мероприятия культурно-досуговой работы необходимо продумывать перечень художественных фильмов, которые содействуют героико-патриотическому воспитанию, способствуют повышению уровня образования и культуры и т.д.

5. Проведение спланированных мероприятий, в процессе которых будет осуществляться:

  1. пропаганда этических норм взаимоотношений в воинском коллективе, вооружение военнослужащих теорией морали, норм и правил поведения, знанием требований к личности военнослужащего, обусловленных спецификой военно-профессиональной деятельности (при проведении мероприятий по укреплению воинской дисциплины необходимо использовать лучшие воинские традиции и ритуалы);
  2. использование специальных педагогических приемов, способствующих перерастанию знаний в убеждения (организация группового взаимодействия военнослужащих с целью достижения общей цели);
  3. привитие военнослужащим навыков и умений поведения, соответствующих требованиям и принципам морали, превращение их в устойчивые привычки посредством личного примера офицера;
  4. накопление практического опыта высоконравственного поведения в различных условиях и обстановке учебы, службы, жизни.

При этом необходимо соблюдать определенные условия, непосредственно относящиеся и к организации духовно-нравственного воспитания. А именно:

  • наибольшего эффекта духовно-нравственное воспитание достигает лишь в органическом единстве с государственно-патриотическим, воинским, правовым направлениями воспитания;
  • духовно-нравственные нормы приобретают для военнослужащего личностный смысл тогда, когда духовно-нравственные убеждения формируются через конструктивное восприятие знания, т.е. при органической связи интеллекта и чувств;
  • для закрепления положительных духовно-нравственных качеств у военнослужащих и перерастания их в привычки необходимо создание в коллективах атмосферы одобрения высокоморального поведения и осуждения любых аморальных проявлений в единстве с постоянным утверждением высоконравственных традиций;
  • духовно-нравственное воспитательное воздействие на личность военнослужащего достигает цели лишь при безусловном соблюдении норм морали самими командирами и воспитателями.

6. Анализ проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих (сравнительный анализ уровней развития вначале и в конце проведённой работы). Определение эффективности проведённых мероприятий.

7. Определение путей оптимизации дальнейшей работы по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих (расширение шефских связей с различными общественными организациями, изучение учебно-методической литературы по данной проблематике и т.д.).

Таким образом, алгоритм деятельности заместителя командира роты по воспитательной работе по организации духовно-нравственного воспитания военнослужащих способствует достижению целей данного процесса.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания подчинены главному - обеспечению на ближайший период жизни новых поколений народов России роста уровня значимости общечеловеческих ценностей у всех слоев населения и достижению существенного поворота в общественном, индивидуальном и национальном сознании в сторону осознания и понимания зависимости судеб российского государства, общества, народа, его граждан от того, в какой мере они в своих практических делах, действиях руководствуются духовно-нравственным началом, беззаветно служат делу возрождения и процветания своего Отечества. На достижение этих целей направлена вся современная система воспитания граждан России, военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение в следствии возникновения комплекса противоречий в различных областях жизни общества и его Вооруженных Силах. Противоречия проявляются в таких явлениях, как нравственный кризис, разрушение ценностных оснований, экспансия западного образа жизни, двойные стандарты в политике и общественных отношениях, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стиля жизни, рост социальной агрессии и противоправных форм поведения, гипертрофированная ориентация массового сознания исключительно на получение материальных благ и т.п. Все это отрицательно сказывается на духовном здоровье народа, что обостряет актуальность исследуемой темы.

В данной работе обобщены теоретические исследования по проблеме духовно-нравственного воспитания личности военнослужащего. Уточнено содержание понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание» применительно к процессу развития личности военнослужащего.

На основе определения, данного в современном словаре по педагогике под редакцией Е.С. Рапоцевич, духовность мы определяем как индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания (себя, мира, смысла и назначения своей жизни); социальной потребности жить и действовать для других.

Нравственность же представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью сознания, навыков и привычек личности, связанных с соблюдением моральных норм, правил и требований общих принципов по отношению друг к другу и обществу. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Она включает также соответствующее понимание назначения человека и смысла его жизни, выраженных в нормативно-ценностной форме.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание как воспитание души, духовной культуры отражает направленную деятельность по развитию и воспитанию человека в определённой культуре, отражающей духовную близость людей, общества, государства.

Духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как целенаправленный, организованный, комплексный процесс воздействия на психику военнослужащего и создания определенных условий в целях образования у него устойчивых механизмов формирования морального сознания и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существовуюшие идеалы и ценности, формирования морального духа, духовно-нравственных отношений, поведения и культуры.

В результате анализа исследований по данной проблеме мы пришли к выводу, что в процессе духовно-нравственного развития личности можно выделить четыре основных направления: ориентация на общечеловеческие ценности; ориентация на культуру как мировую, так и национальную; обращённость к человеку, его внутреннему миру; ориентация на позитивное отношение человека к Другому человеку, окружающему миру.

Данные направления представляют ценностно-смысловую ориентацию процесса развития духовности и нравственности личности, которые приводят поведение, сознание военнослужащего в соответствие с системой общечеловеческих ценностей.

В ходе теоретического анализа научных исследований по данной проблеме нами был выделен комплекс психолого-педагогических условий, инициирующий и интенсифицирующий процесс развития духовности личности будущих офицеров, который включает:

  • учёт в обучении и воспитании военнослужащих положительного опыта предшествующих поколений, доказавшего свою результативность и эффективность;
  • обеспечение единства индивидуального и коллективного подходов к профессиональному обучению и воспитанию военнослужащих с учётом влияния воинского коллектива на качество профессионального и духовного становления каждого военнослужащего (взаимопомощь, моральная и эмоциональная поддержка и т.д.);
  • высокий уровень развития духовности личности офицера-воспитателя.

Данные условия позволят совершенствовать воспитательную работу в воинских подразделениях, обеспечивая поддержание морально-психологического состояния военнослужащих на высоком уровне.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Глушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства /Ю.А. Глушко, А.А. Колесников. - М., 2000. - 284 с.
  2. Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе как научная проблема / Т.Б. Гребенюк // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 347-365.
  3. Дьяченко М.И. Психологический словарь - справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с.
  4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995. - 318­ c.
  5. Калюжный А.С. Общее содержание воспитания военнослужащих: Учеб. пос /А.С. Калюжный. - Н.Новгород: НГТУ, 2004. - 38 с.
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
  7. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. - М., 2003. - 512 с.
  8. Концепция воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации /Приложение №3 к приказу МО РФ 2004 года №70. - М., 2004.
  9. Концепция национальной безопасности. Указ Президента РФ № 24 от 20.01.2000 г. // Красная Звезда. - 2000. - 20 января.
  10. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации / С.Б. Крымский // Вопросы философии. - 2005. - № 12. - С. 16-21.
  11. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Л.В. Мардахаев. - М. : Академия, 2006. - 368 с.
  12. Никитина Н.Н. Воспитание как взращивание духовного опыта человека / Н.Н. Никитина // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 74-81.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1986. - 789 с.
  14. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 176 .
  15. Приказ МО РФ 2004 г. №70 «Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил РФ».
  16. Приказ МО РФ 2005 г. №79 «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ».
  17. Психологический словарь-справочник. - Минск-Москва: Харвест АСТ, 2006. - 576 с.
  18. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2008. - 928 с.
  19. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека / И.В. Силуянова // Философские науки. - 2000. - № 12. - С. 14-16.
  20. Соловцова И.А. Духовное воспитание в контексте полипарадигмальной педагогической реальности / И.А. Соловцова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. -Волгоград: Перемена, 2004. - С. 149-163.
  21. Соловцова И.А. Духовное воспитание: проблемы, перспективы, технологии: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / И.А. Соловцова /Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 160 с.
  22. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е.Ф. Губского и др. - М., 1999. - 126 с.
Просмотров работы: 210