СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАМБИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАМБИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

За́мбия - государство в центральной Африке, получившее независимость 24 октября 1964г. Население страны - 10,8 млн. человек; официальный язык - английский. До завоевания независимости школьная система была  построена на основе расовой сегрегации.  Школьное образование включало две ступени: начальную - 8-летнюю и среднюю -  6-летнюю. Среднее образование было развито слабо, высших учебных заведений не было. В 1963 свыше 56% местного населения в возрасте старше 7 лет было неграмотно. После провозглашения независимости правительством была поставлена задач ликвидации неграмотности и быстрейшего осуществления всеобщего начального обучения.

В настоящее время на всех образовательных уровнях в Замбии отсутствуют как гендерное, так и этническое неравенство. Равные возможности посещения школ предоставляются всем ученикам, независимо от места нахождения. Абсолютное большинство детей школьного возраста (с семи лет)  охвачены бесплатным начальным (первичным) 7-летним образованием. В 1-4-м классах начальной школы обучение ведётся на родном языке учащихся, а затем - на английском языке. Срок обучения в средней школе составляет  5 лет, которые разбиты на два уровня: 2 года - 8-9 классы младшего уровня (неполное среднее) и 3 года - 10,11,12  классы  старшего уровня (полное среднее образование). Имеются и базовые школы, то есть начальные школы, к которым добавлены классы младшего уровня средней школы - восьмой и девятый. В настоящее время их число превышает 600 и они охватывают около 47% учащихся, записавшихся на учебу в восьмой класс  средней школы. В 2002г. правительство Замбии приняло закон о бесплатном образовании в средней школе. Дети-сироты, не имеющие обоих родителей, обучаются бесплатно, независимо от успехов в учебе.

Поскольку в Замбии  высокие темпы прироста населения и  имеется большой процент детей школьного возраста, не все выпускники начальных школ могли поступить в традиционные средние школы из-за недостатка в них ученических мест. В связи с этим для выпускников этих школ в 1968г. были созданы открытые курсы среднего образования в рамках экспериментальной "Программы открытого (через корреспонденцию) обучения для выпускников школ". Эти курсы пользовались большим спросом, их количество постоянно увеличивалось. Особенно велика роль открытых курсов в распространении среднего образования в сельских районах.  В 1990 году учащиеся сельскохозяйственных провинций (Восточная, Луапула, Северная, Северо-Западная и Западная провинции) составляли около трети (29,6%) записавшихся на обучение.  Но одновременно с развитием открытых курсов появлялось много проблем. Министерство образования Замбии предпринимало несколько попыток для усовершенствования этой дистанционной формы среднего образования.  В настоящее время открытые курсы среднего образования являются элементом системы дистанционного обучения Общенационального открытого колледжа. Колледж предлагает общие академические курсы, большинство из которых существуют параллельно курсам, предлагаемым обычными средними школами. Таким образом, открытые курсы среднего образования являются важной альтернативой традиционному среднему образованию. В систему дистанционного образования не входят учебные курсы, для осуществления которых необходимо проведение большого объема практических или экспериментальных работ.

Большинство учащихся открытых курсов среднего образования  выполняют программу среднего образования младшего уровня, в которую входят английский язык, математика, история, гражданское право, география, наука об окружающей среде и бухучет. Некоторые центры, предлагают курсы, выпускники которых получают аттестат зрелости (аттестат о полном среднем образовании). На этих курсах преподают английский язык, математику, географию, историю, биологию человека и социальную биологию, экономику, торговлю и бухучет. Основным преимуществом открытых курсов является то, что учащиеся могут свободно переходить из традиционной системы школ среднего образования в систему открытых курсов среднего образования и обратно.

Подготовка учителей для начальной школ осуществляется в педагогических училищах на базе младшей (неполной) средней школы в течение 2-3 лет. Учителя для младшей средней школы готовятся на базе полной средней школы в педагогических колледжах в течение 2 лет, учителя для полной средней школы - в университете. Профессионально-техническая подготовка осуществляется в течение 5 лет на базе начальной школы в низших профессиональных школах и ремесленных училищах.

В 1965 в Лусаке был открыт первый университет Замбии, крупнейшее высшее учебное заведение на юге Африки, обучение в котором осуществлялось на факультетах естественных наук, гуманитарных и социальных наук, педагогическом, юридическом, инженерном, горном и сельскохозяйственном. Медицинский факультет был создан с помощью СССР и начал работать с 1969. Сейчас в Замбии имеется 11 высших учебных заведений: три государственных университета и восемь частных вузов. Высшее образование можно получить в 14-ти педагогических колледжах. Кроме того  действует ряд институтов и колледжей, которые дают неполное высшее образование, в том числе Национальный институт общественного управления (основан в 1963), колледж прикладных ремёсел и коммерции (1963), технический колледж (1953), колледж по развитию национальных ресурсов - все в Лусаке, сельскохозяйственный колледж в городе Монзе (1947), Северный технический колледж в Ндоле (1964), технологический институт в Китве-Нкане (1970).

Правительство независимой Замбии поддерживало сотрудничество с бывшим Советским Союзом в области образования, науки, культуры и сейчас продолжает развивать это направление. В 1989г. в Лусаке был открыт Российский центр науки и культуры. В нем ежегодно проводятся образовательные выставки, которые знакомят граждан Замбии с образовательными программами ведущих вузов России.

Вывшая  Министр образования Замбии Дора Силия в своих выступлениях подчеркивает, что сегодня многие хотят получить образование в России и в настоящее время  здесь обучается около 450 замбийцев. Правительство Замбии удовлетворено подготовленными в России специалистами и гордится ими. Яркий пример тому - высокие посты таких выпускников российских вузов, как министр сельского хозяйства, бригадный генерал Читуво и директор при министерстве здравоохранения доктор Симпунгве.

Через 20-30 лет Замбия должна стать полуиндустриальной страной. И одно из  главных средств достижения этой цели - образование граждан, которое делает людей равными и независимыми.

Просмотров работы: 172