ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ – УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ – УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.

Научной основой деятельности военных кадров в данной области является военная психология. Достижения современной психологической науки и практики обеспечивают решение многих важных социальных задач. В настоящий момент накоплено достаточно специальных знаний, практических методик и техник для решения чрезвычайно актуальной и общественно значимой задачи - психологической помощи военнослужащим в условиях боевых действий, а также военнослужащим, участвовавшим в военных конфликтах.

Актуальность исследования. Независимо от характера боевых действий, влияния факторов окружающей среды, устойчивость военнослужащих к психогенным травмам зависит, в первую очередь, от личностных качеств военнослужащего. Многочисленными исследованиями было установлено, что пребывание в травматических ситуациях может привести впоследствии к специфическим изменениям в психике. Но пребывание в травматических ситуациях - это только одна сторона, одна из основных причин, которые могут вызвать посттравматическое стрессовое состояние.

По статистике в первые дни боевых действий психическую травму получает 60-65% военнослужащих, из них 20-25% не могли выполнять свои должностные обязанности и нуждались в специализированной помощи. В период с 1992 г. на каждый год приходилось по 4-5 военных конфликтов, что обуславливает актуальность этой проблемы [1].

Объектом исследования является психологическая помощь военнослужащим, получившим психическую травму в боевой обстановке.

Предметом исследования выступают формы и методы психологической помощи и реабилитации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях.

Целью исследования является выработка рекомендаций офицерам воспитательных структур по оказанию психологической помощи военнослужащим, получившим боевую психическую травму.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • выявить факторы современного боя, его психологические особенности и влияние на психику военнослужащих;
  • уточнить содержание психологической помощи в системе морально-психологического обеспечения в условиях боевых действий;
  • предложить заместителям командиров частей и подразделений по воспитательной работе методику профилактики боевых психических травм и оказания психологической помощи военнослужащим - участникам боевых действий.

Теоретико-методологическую основу работы составили психологические исследования боевых действий в современных условиях (Ю.Н. Арзамаскин, А.В. Черкасов, М.И. Архипов, В.А. Кузнецов, А.Г. Караяни, А.М. Тютченко, М.Ю. Зеленков, М.М. Закарлюк).

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в деятельности офицеров воспитательных структур при оказании первой и профессиональной психологической помощи военнослужащим, получившим боевые психические травмы различной степени тяжести в ходе боевых действий.

1.   СОВРЕМЕННЫЙ БОЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1.1.   Психологическая модель боя

В боевой обстановке психика военнослужащего подвергается множеству разнообразных воздействий. Одни из них способствуют мобилизации и концентрации физических и духовных возможностей человека, повышению боевой активности, смелости, самоотверженности. Другие, напротив, дезорганизуют боевую деятельность воина, блокируют доступ к имеющимся резервам организма, расстраивают работу нервной системы и психики.

В функционировании психики военнослужащих в боевой обстановке проявляется ряд закономерностей. Выявить их - значит научиться предвидеть те физические, моральные и психологические испытания, которые необходимо преодолеть военнослужащим в бою, реализовать «человеческий фактор» и, следовательно, найти ключ к достижению победы над противником.

Для того чтобы определить весь комплекс влияний, оказываемых современным боем на психику воинов, необходимо построить психологическую модель боя, которая представляет собой мысленный образ (аналог), своеобразную карту психических процессов и явлений, имеющих место в реальном бою, которая имеет следующую структуру [2].

  • объект конфликта;
  • противоборствующие стороны со сформировавшимся у них ресурсом конфликтных действий (образами конфликтной ситуации, установками, целями, мотивами, навыками эффективных действий в конкретных конфликтах, психофизиологическими возможностями);
  • групповые психологические феномены, влияющие на боевые действия (мнения, настроения, традиции, сплоченность, психологический климат и т.д.);
  • конфликтные действия (стратегии, уровни, формы, виды, способы, приемы);
  • средства ведения конфликтных действий (обычное оружие, оружие массового поражения, оружие несмертельного действия и др.);
  • условия конфликта (социальные, эколого-эргономические, боевые).

Для достижения цели проводимого исследования подробно рассмотрим индивидуальную психологию военнослужащего как участника коллективной боевой деятельности, а также групповую психологию воинских подразделении, участвующих в бою.

Объектом противоборства в бою и войне являются способность и воля противника к сопротивлению. Ошибки в оценке способности противника к сопротивлению влекут за собой просчеты в оперативно-тактических расчетах и обоснованиях.

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация боевых действий военнослужащих и её виды [3]:

  • широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т.д.);
  • коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
  • индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.).

Опыт ведения боевых действий показывает, что наиболее легко вырабатываются и устойчиво функционируют мотивы боевого товарищества. Однако при приобретении боевыми действиями затяжного характера, в преимущественном положении оказывается та сторона, которой удается сохранить действие широких социальных мотивов.

Представленная психологическая модель боевых действий позволяет выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние факторы [3].

Внешние факторы делятся на социальные, боевые и экологоэргономические. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный пассивный, самоотверженный или самосохраняющий и др.) во многом зависят от отношения к войне народа, степени её значимости. Это, в свою очередь определяется пониманием и внутренним принятием целей войны, представленностью социальных, экономических, национальных, религиозных интересов в структуре вызвавших ее причин.

Другим социальным фактором является сплоченность воинского подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных военнослужащих [4].

Боевые факторы - широкий спектр переменных, определяющих те или иные реакции, состояние, поведение военнослужащих в бою. Данные военно-психологических исследований позволили выявить особую действенность таких боевых факторов, как вид и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, объем и соотношение потерь сторон и др.

Существенным фактором поведения воина в бою является интенсивность боевых действий. Установлено, что высокоинтенсивные боевые действия способствуют быстрому нарастанию переутомления военнослужащих и общему росту психотравматизации примерно в 1,2 раза по сравнению с низкоинтенсивными действиями [4].

Эколого-эргономические факторы отражают специфику влияния обстоятельств и режима боевой деятельности (продолжительность, режим, частота столкновений с противником, степень изолированности от главных сил и т.д.) на психологическое состояние противоборствующих сторон. Они обусловливают степень активности психики военнослужащего в процессе выполнения боевых задач.

Степень изолированности действующих на поле боя соединений и частей от основных сил показывает, что боевые возможности изолированного подразделения снижаются на половину в течение 48 часов из-за усиливающегося страха.

К внутренним относятся психофизиологические и психологические факторы.

Среди психофизиологических факторов, определяющих характер поведения военнослужащих важное значение имеют свойства нервной системы.

Наблюдение за действиями воинов в боевой обстановке и в других экстремальных ситуациях показывают, что их поведение в немалой степени зависит от типа темперамента. Сангвиники в сложных условиях боя решение принимают быстро и действуют смело. В случае неудачи они утрачивают решительность лишь на короткое время и быстро приходят в норму. Холерики проявляют смелость и решительность преимущественно в состоянии эмоционального подъема. В состоянии упадка сил они способны поддаваться безотчетному страху. Флегматики действуют активно и смело тогда, когда тщательно подготовлены к выполнению боевой задачи. Они обладают стабильностью эмоциональных переживаний, упорством и выдержкой. Меланхолики способны проявлять решительность и активность в течение короткого времени и при преодолении незначительных трудностей [5].

К психологическим факторам поведения воина в бою относятся направленность личности, особенности характера, воли, эмоций, способностей.

Социальные, боевые, психофизиологические и психологические факторы поведения воинов в бою действуют в разное время с разной силой, в различных комбинациях. Опасная для жизни обстановка будет по-разному восприниматься воинами, в зависимости от понимания ими цели войны, отношения к противнику, сослуживцам, командирам, наличия боевого опыта.

1.2.         Характеристика боевого стресса и основные симптомы боевых психических травм

Боевые действия на ряду с негативным оказывают и позитивное влияния на его участников. А.М. Столяренко выделяет позитивные изменения, которые происходят у большинства участников боевых действий [5]:

  1. Повышение умелости, опытности, профессионализма.
  2. Личностный рост и самореализация человека, проявляющиеся в повышении самоуважения, ощущения собственной ценности, уверенности в своих силах, в умении владеть собой.
  3. Укрепление физического здоровья и силы.
  4. Повышение социального статуса человека, выражающееся в более уважительном отношении к ветеранам других людей, признании их заслуг.

В проведенном исследовании более 50 % ветеранов, проходивших излечение в Центре медицинской реабилитации им. М.А. Лиходея в 3-5 баллов оценили позитивность своего участие в боевых действиях (по 5-балльной шкале) [6].

Основной реакцией воина на боевые события есть боевой стресс - многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки, сопровождаемый напряжением механизмов саморегуляции и формированием приспособительного поведения.

Умеренный стресс способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное боевое возбуждение, порыв, повышает работоспособность, интенсифицирует деятельность воина. Он может сопровождаться гневом, ненавистью к противнику, желанием уничтожить его.

Длительное и интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов, высокая их значимость для военнослужащего, способны порождать непродуктивные стрессовые состояния (дистресс). Дистресс возникает при таких вариантах стресса, при которых имеют место беспомощность, бессилие, безнадежность, подавленность. Он сопровождается нарушением психических процессов, возникновением отрицательных эмоций (страх, безразличие, агрессивность), сбоями в координации движений (суетливость, оцепенение), личностными трансформациями (пассивность; потеря воли к жизни, уверенности в победе, доверия к сослуживцам и командирам; чрезмерное проявление инстинкта самосохранения и др.).

Значительное место среди отрицательных переживаний воина в бою в состоянии стресса занимает страх. Выделяют следующие формы страха: испуг, тревога, боязнь, аффективный страх, индивидуальная и групповая паника. Каждая из форм страха выполняет свою функцию, имеет специфическую динамику проявления.

Испуг - это мгновенная реализация врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в ситуации действия угрожающих раздражителей.

Тревога представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Ее нередко называют беспричинным страхом, так как она связана с неосознаваемым источником опасности.

Состояние боязни представляет собой как бы опредмеченную, конкретизированную тревогу и является реакцией на прямую опасность.

Аффективный страх (животный ужас) - самый сильный страх, вызываемый чрезвычайно опасными, сложными обстоятельствами, парализующий на какое-то время способность к произвольным действиям.

Установлено, что примерно 30% воинов испытывают наибольший страх перед боем, 35% - в бою и 16% - после боя [4].

Особенно опасной реакцией военнослужащих на боевые стресс-факторы является групповая паника, представляющая собой состояние страха, овладевшего одновременно группой военнослужащих, распространяющегося и нарастающего в процессе взаимного заражения и сопровождающегося потерей способности к рациональной оценке обстановки, мобилизации внутренних резервов, целесообразной совместной деятельности.

Основными симптомами боевых психических травм являются:

  1. На поведенческом уровне: метания в поисках укрытия, буйство истерический смех или плач, крики, раздражительность и злоба, состояние ступора, апатия, заторможенность движений, обморочные состояния, бессвязное бормотание, сильная дрожь.
  2. На психологическом уровне: неспособность концентрировать внимание, частичная или полная потеря памяти, повышенная чувствительность к шуму, свету и запаху, нарушения логики и быстроты мышления, галлюцинации.
  3. На телесном уровне: ослабление зрения и слуха, частое мочеиспускание, расстройство желудка, учащенное, прерывистое дыхание, нарушения циркуляции крови, что приводит к анемии ступней ног и кистей рук, сильное напряжение мышц, учащенное сердцебиение, давящие боли в области сердца и в грудной клетке, боли старых ран, неконтролируемое слюноотделение.

Таким образом, воздействие современного боя на психику и поведение воинов приводит к тому, что опасная обстановка неизбежно вызывает у них психическое напряжение (стрессовое состояние). Следствием этого являются боевые психические травмы, приводящие к частичной или полной утрате боеспособности. Полностью избежать боевых психических травм в боевой обстановке невозможно, однако с помощью психопрофилактических мероприятий, через своевременное оказание психологической помощи можно снизить процент психологических потерь среди военнослужащих.

2.   ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ

2.1.   Психологическая поддержка и психологическая реабилитация  как основные компоненты психологической работы

Психологическая работа включает психологическую поддержку и психологическую реабилитацию, различающихся субъектами, объектами и содержанием проводимых мероприятий.

Психологическая поддержка направлена на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя [7].

В профилактическом плане она (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явлений) оказывается всем военнослужащим, а в качестве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций.

К специализированным способам и средствам психологической поддержки относятся: медикаментозные (фармакологические) и аутогенные [7].

Фармакологические способы и средства психологической поддержки военнослужащих состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект.

Опыт боевых действий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в целях: повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (психостимуляторы); снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы); ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным условиям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдельных психических функций и др. [8].

Аутогенные способы психологической поддержки (самопомощь) на сегодняшний день, являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционные комплексы (аутогенная тренировка, самогипноз, нервно-мышечная релаксация и др.) [9].

Психологическая реабилитация представляет собой комплекс психофизиологических, психотерапевтических, организационных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных (утраченных) психических функций и коррекцию социального статуса военнослужащих, получивших боевую психическую травму. В зависимости от глубины психических расстройств военнослужащих, она может осуществляться как непосредственно в боевой обстановке, так и в стационарных медицинских учреждениях страны [7].

Основными задачами психологической реабилитации являются: выявление и диагностика психических расстройств у военнослужащих; эвакуация военнослужащих, подвергшихся психотравматизации, с поля боя; восстановление нарушенных (утраченных) психических функций; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья и др. [10].

Наиболее широкое применение в практике психологической реабилитации военнослужащих нашей и многих зарубежных армий находят следующие способы: физиологические (глубокий сон, отдых, качественная пища, обильное питье, душ, полевая баня); аутогенные (выполнение приемов психической саморегуляции, аутотренинг, медитация и др.); медикаментозные (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы, актопротекторы, психостимуляторы, фитотерапия, витаминотерапия и др.); организационные (установление четкого режима работы и отдыха, вовлечение военнослужащих в активную боевую учебу, несение службы, сохранение военной формы одежды); психотерапевтические (индивидуальная и групповая рациональная психотерапия, музыко-, библио-, арт-, натуротерапия).

Таким образом, психологическое сопровождение боевых действий войск представляет собой процесс непрерывного мониторинга (отслеживания, выявления, анализа и оценки) психологических условий выполнения боевых задач, осуществления психологической поддержки военнослужащих и проведения психологической реабилитации с лицами, подвергшимися травмирующему воздействию психогенных факторов боя.

2.2.  Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в условиях боевой обстановки и после боя

Деятельность военнослужащих в боевой обстановке характеризуется постоянным воздействием на них стресс-факторов повышенной интенсивности. Рано или позже они способствуют возникновению в психике человека таких изменений, которые снижают эффективность его деятельности как в боевой обстановке, так и в последующем в мирных условиях.

Воздействие стресс-факторов в ходе боя не всегда отрицательно сказывается на качестве боевых действий. Военнослужащий встречается с воздействием многих, не всегда заранее предусмотренных стрессогенных факторов. Т.е. в боевых условиях внешней энергии «всегда» больше, чем внутренней, защитной энергии. При этом происходит прорыв психологического барьера и излишняя энергия, согласно З.Фрейду, проникает в психологическую систему человека. Фактически она оказывает влияние на бессознательную сферу человека. Подобных ситуаций может быть множество. Поступающая излишняя энергия переполняет психическую систему человека и вызывает механизмы ее нейтрализации, что не всегда осуществляется благополучно. Кроме того, отреагирование этой энергии может осуществляться на объекты, замещающие первоначальные объекты - стрессоры [8].

Наблюдения показывают, что нередко выход излишней энергии проявляется в форме немотивированной агрессии в отношении случайных людей, в том числе в отношении родных и близких. Она может оказывать влияние и на состояние самого военнослужащего: нарушение сна, снижение настроения, жизненного тонуса, уход в себя, злоупотребление алкоголем, наркотиками и др. Если не оказывать своевременную помощь пострадавшему воину, то могут возникнуть и психические расстройства, устранить которые можно только с помощью психиатрической помощи.

Отсюда вытекает одна из задач командира - создать военнослужащему условия для отреагирования излишней энергии из психической системы человека наружу, при этом сделать этот процесс управляемым, контролируемым. Психологический механизм данного процесса состоит в следующем. Военнослужащий при поддержке командира, военного психолога начинает вспоминать то, что происходило с ним на поле боя. Военнослужащий, как правило, припоминает наиболее яркие, эмоционально окрашенные события, что естественно приводит к повторному переживанию страха, напоминающего тот, который он переживал в бою. Переживание возникающих эмоций приводит к отреагированию излишней, несвязанной, внутренней энергии человека. Если описанный процесс повторить достаточное количество раз, то постепенно психическая система воина приближается к равновесию. Данная концепция получила в литературе название катарсической.

Комплекс мероприятий, организуемый командирами в целях восстановления психических и физических ресурсов личного состава называют психологической реабилитацией. Однако, исходя из опыта современных боевых действий целесообразнее говорить о психологическом обеспечении восстановительного периода воинской деятельности, которое включает [4]:

  • психологическое информирование личного состава о возможных негативных психологических последствиях боя и путях их преодоления;
  • диагностику психического состояния у военнослужащих, составляющих группу риска (выполнявших сложные и стрессогенные задания; переживавших психологические проблемы; имеющих сложное положение в семье; участвовавших в боевых действиях впервые; допустивших в ходе заданий серьезные ошибки; военнослужащих женщин и др.);
  • психологическое консультирование военнослужащих по вопросам психологических трудностей восстановительного периода;
  • психологическую и социально-психологическую поддержку военнослужащих, переживающих трудности восстановительного периода;
  • использование специализированных психологических методов, направленных на ускорение восстановительных процессов у военнослужащих (психофизический тренинг, гетеротренинг саморегуляции, группы интенсивного общения и т.д.);

При возникновении у военнослужащего отклонений от нормального процесса восстановления с ним проводится психокоррекционная работа, а при появлении стойких психологических трудностей - оказывается психотерапевтическая помощь. Эти две формы психологической помощи так же, как и перечисленные выше, могут осуществляться в условиях воинской части психологом во взаимодействии с медицинским персоналом этой же воинской части. При этом субъектом восстановительного процесса остается сам военнослужащий.

В отличие от указанных выше форм психологической помощи психологическая реабилитация осуществляется в тех случаях, когда восстановительный процесс по каким-либо причинам блокируется или возможен только при участии специалистов. Она представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленного на восстановление такого состояния психического здоровья военнослужащих, которое позволяет им достаточно эффективно решать служебные и боевые задачи.

Психологическая реабилитация является составной частью медико-психологической реабилитации и проводится с военнослужащими, проходящими лечение в связи с ранениями, контузиями, травмами, ожогами, облучением, психическими расстройствами. В некоторых случаях медико-психологическая реабилитация дополняется профессиональной реабилитацией и социальной реабилитацией.

Особое значение психологическая реабилитация играет после окончания боевых действий. В связи с этим необходимо учитывать следующие факторы:

  • степень активности участия воинской части, подразделения и конкретного военнослужащего в боевых действиях. Чем дольше и активней военнослужащие действовали в зоне боевых действий, тем оперативней, масштабней и полноценней должна быть психологическая помощь. Степень боевой активности при этом условно определяется по числу и характеру боевых операций, в которых участвовали военнослужащие, по уровню их боевой напряженности и значимости для решения более масштабных боевых задач.
  • количество боевых потерь в части, подразделении и их причины, а так же характер и причины ранений, контузий, травм, ожогов, доз облучения и других форм физического ущерба здоровью конкретного военнослужащего. В процессе оказания психологической помощи тому или иному военнослужащему в восстановительный период учитываются: а) ситуации, в которых был нанесен ущерб его здоровью; б) степень воздействия на него случаев гибели (особенно массовой) его сослуживцев (прежде всего близких друзей); в) характер его отношения к событиям, указанным в пунктах а) и б); г) особенности отношения к этим же событиям командования различных уровней; д) награды и отличия, связанные в той или иной степени с этими событиями; е) характер отражения этих событий в мнениях сослуживцев, в средствах массовой информации.
  • время выхода части, подразделения, военнослужащего из зоны боевых действий. Чем раньше и полнее будет оказана психологическая помощь участникам боевых действий, тем меньше вероятность возникновения психологических проблем, обусловленных боевым стрессом, впоследствии.
  • особенности социально-психологического климата и межличностных отношений в воинской части, подразделении, характер отношений конкретного военнослужащего с окружающими его людьми. В целях повышения эффективности оказания психологической помощи военнослужащим целесообразно обратить внимание на их психические состояния, имевшиеся ранее (в том числе в боевой обстановке) у них конфликты и осложнения в отношениях с сослуживцами, командирами и близкими людьми.
  • особенности и условия деятельности воинской части, подразделения, военнослужащего после выхода из боевой обстановки. Организованная и продуманная деятельность военнослужащих после их возвращения из боевой обстановки в нормальные для психического здоровья условия будет способствовать повышению результативности оказываемой им психологической помощи. Большое значение приобретает прогнозирование командирами психологического эффекта принимаемых ими решений по организации деятельности личного состава после вывода части, подразделения из зоны боевых действий.

Наряду с перечисленными факторами на процесс оказания психологической помощи влияют переживания военнослужащего, связанные с такими событиями его боевого опыта, как:

  • физическое уничтожение (особенно в первый раз) солдат противника;
  • гибель сослуживцев и мирного населения, моральную ответственность за которые военнослужащий приписывает себе;
  • ведение (особенно длительное) боевых действий в окружении противника, нахождение в плену;
  • совершение противоправных, по мнению военнослужащего, действий или пассивное соучастие в них.

При организации психологической помощи военнослужащим, участвовавшим в боевых действиях, целесообразно учитывать также определенные социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, оказывающие дополнительное воздействие на психическое состояние военнослужащих в восстановительный период.

Таким образом, рассмотренные формы, методы и средства психологической помощи составляют тот арсенал, который может эффективно использоваться специалистами и командирами воинских частей и подразделений в интересах быстрого восстановления боеспособности военнослужащих. При умелом и комплексном их применении становится возможным существенное снижение уровня психотравмирования войск.

3.  СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

3.1.   Организация и проведение психологической помощи российским военнослужащим в грузино-юго-осетинском конфликте

Психологическая работа была организована и проводилась по направлениям:

1. Проведение психологической работы с личным составом непосредственно в боевых порядках, в составе войсковых маневренных групп и на блокпостах.

Военные психологи определяли тех, кто отличался наименьшей нервно-психической устойчивостью, испытывал обостренные чувства тревоги и неуверенности в себе. С такими воинами проводилась целенаправленная индивидуальная работа, использовались меры психологической коррекции. Если эта работа не давала позитивного результата, военнослужащих переводили в подразделения, которые не привлекались к непосредственному участию в операции.

У личного состава, участвовавшего в выполнении боевых задач, наблюдался эмоциональный подъем, собранность, внутренняя готовность к участию в боевых действиях, понимание и контроль обстановки, возрастание сплоченности первичных воинских коллективов [10].

2. Оказание психологической помощи военнослужащим, получившим ранения и находящихся в военных госпиталях.

В ОВКГ г. Ростов-на-Дону работали по оказанию психологической помощи раненым военнослужащим 10 специалистов ЦПсР СКВО, в ВКГ
г. Буденновск - 2 психолога, в ВКГ г. Краснодар - 2 специалиста психиатрического отделения госпиталя, в ВГ г. Моздок - 2 специалиста ППсР, в ВГ г. Волгоград - 1 специалист психиатрического отделения госпиталя, в ВГ г. Владикавказ - 2 специалиста ЦПсР СКВО. В военных госпиталях была оказана психологическая помощь более чем 220 военнослужащим, находящимся на лечении, и 20 прибывшим близким родственникам [10].

При работе с пострадавшими военнослужащими более чем у 40% были выявлены симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Осуществлялась организация и проведение психологических консультаций с родными и близкими военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. Только на «горячую линию» в ОВКГ поступило 1074 звонка, основная часть из которых касалась вопросов местонахождения военнослужащих, а также состояния здоровья раненых и травмированных военнослужащих.

В ОВКГ г. Ростов-на-Дону была организована работа круглосуточной «горячей линии» по оказанию информационной и психологической помощи родственникам военнослужащих двумя специалистами ЦПсР, в г. Владикавказ - пятью специалистами ЦПсР, в г. Моздок - одним специалистом ППсР. Оказана психологическая помощь более 50 прибывшим близким родственникам военнослужащих непосредственно в госпиталях.

3. Оказание психологической помощи семьям погибших и раненных военнослужащих. С этой целью было организовано дежурство трех специалистов ЦПсР в центре приема, опознания и отправки погибших военнослужащих (г. Ростов-на-Дону), в ходе которого оказана психологическая помощь родственникам, прибывшим на опознание [10].

Офицеры воспитательных структур совместно с командирами сумели нейтрализовать негативное информационно-психологическое воздействие противника, сделать средства информации своими союзниками. Умело организованное взаимодействие с представителями всех средств массовой информации, аккредитованных в зоне конфликта, помогло сформировать через них положительный образ Российской армии в зоне конфликта.

В целом офицеры воспитательных структур оказались готовыми к тому, чтобы противостоять нападкам и клевете, прежде всего проамериканских средств массовой информации. Все эти нападки на Россию, ее руководство, армию, как свидетельствуют опросы воинов, болезненно воспринимались солдатами и офицерами [10].

При организации психологической помощи и психологического сопровождения военнослужащих Военно-воздушных сил основные усилия были сосредоточены на формировании у летных экипажей постоянной готовности к нанесению ракетных и бомбовых ударов по противнику, стремлению преодолеть все трудности полета к цели и с максимальной эффективностью поразить ее, на совершенствовании навыков ведения боевых действий днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях с применением различных средств поражения в условиях активного противодействия средств противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы противника.

Через органы воспитательной работы объединений, соединений и частей доведено обращение Главного командования ВВС к личному составу с призывом образцово выполнить воинский долг по защите граждан России и мирных жителей в Южной Осетии.

При проведении мероприятий информационно-пропагандистской работы особое внимание уделялось соблюдению требований оперативной маскировки и недопущению преждевременного раскрытия характера предстоящих действий, целей и задач операции. В этих целях общение военнослужащих и членов их семей с представителями СМИ было максимально ограничено.

Таким образом, организация психологической помощи и психологического сопровождения непосредственно в подразделениях, на огневых позициях показала значительное моральное превосходство российских военнослужащих над грузинскими войсками, действенность созданной системы воспитания личного состава Вооруженных Сил. Результатом деятельности командиров, офицеров органов воспитательной работы явился высокий уровень морально-психологического состояния и боевого духа войск, способствовавший полному выполнению поставленных боевых задач по принуждению Грузии к миру.

3.2.   Рекомендации заместителям командиров рот по воспитательной работе по оказанию психологической помощи и поддержки военнослужащих

С момента получения задачи на подготовку части к передислокации в район боевых действий проблема профилактики боевых психических травм и оказание психологической помощи и поддержки становится приоритетной в деятельности заместителя командира по воспитательной работе.

Прежде всего, необходимо использовать все возможности для получения как можно более полной информации о планируемом районе боевых действий, уточнить специфику предстоящих боевых задач, проанализировать психологическую характеристику имеющегося личного состава.

Необходимо совместно с психологом части спланировать систему психологической подготовки личного состава к предстоящим боевым действиям, подготовить схему включения её элементов в процесс боевого слаживания подразделений.

В ходе разъяснительной работы с командным составом целесообразно рассмотреть сущность, особенности, симптоматику боевых психических травм и меры первичной психологической помощи. Акцентировать внимание командиров подразделений на более тщательном и достоверном использовании в ходе боевой подготовки элементов моделирования факторов боя.

Особое внимание необходимо уделять налаживанию системы боевого информирования. Это важно в силу того, что неопределенность, неизвестность изматывают психику военнослужащего больше, чем любая жесткая конкретность, порождая при этом негативные эмоции и уменьшая адаптационные резервы. Важно сосредоточиться на актуализации боевых мотивов, разъяснении целей и необходимости предстоящих боевых действий.

Выделяются следующие направления психологической работы по обеспечению необходимой морально-психологической устойчивости подразделений и частей, как основы для воспитания личного состава:

  • воспитание и поддержание боевого духа у личного состава;
  • в боевой обстановке возможны и временные неудачи наших войск, людские потери, поэтому важно не только компенсировать отрицательные эмоции, но и восстановить боевой настрой подчиненных, спрогнозировать возможные изменения в настроении людей на ближайшие дни;
  • существенное влияние на создание благоприятного морально-психологического климата в подразделениях и частях, выполняющих служебно-боевые задачи в боевой обстановке оказывает забота о военнослужащих, о создание нормальных бытовых условий, о всестороннем материально-техническом обеспечении;
  • положительную роль в создании благоприятной морально-психологической атмосферы в подразделении, на поднятие морально-боевого духа оказывает продуманное и своевременное стимулирование служебно-боевой деятельности воинов [4].

Заместителю командира по воспитательной работе целесообразно руководствоваться принципом, что в период подготовки и ожидания боевых действий личный состав должен быть постоянно деятельным (чистка оружия, обслуживание техники, дополнительными тренировками). При отсутствии полезной деятельности возникают томительные раздумья, возникают различные слухи, зарождается страх перед неизвестностью, наступает общий упадок боевого духа.

По прибытии в район боевых действий заместителю командира по воспитательной работе необходимо позаботиться об оборудовании в ближайшем тылу пункта оказания первой психологической помощи. Это может быть пустующее здание, палатка, блиндаж и т.д. На пункте должны быть созданы комфортные условия: тепло, вода в достаточном количестве, спальные места, запас продуктов. Нецелесообразно размещать его рядом с пунктом сбора раненых, так как их вид и стоны могут усилить психотравму. Также необходимо лично убедиться в знании санинструкторами симптомов боевых психических травм, места расположения пункта, позаботиться о снабжении их седативными (успокоительными) препаратами. Организация работы пункта первой психологической помощи возлагается на психолога части, состав медперсонала согласовывается с врачом части.

В ходе боевых действий. Прежде всего, очень важно понять самому и разъяснить остальным, что военнослужащий, пострадавший от боевой психической травмы приравнивается к получившим тяжелую физическую травму. Поэтому данную категорию относят к психологическим потерям.

Военнослужащего получившего боевую психическую травму в первую очередь необходимо эвакуировать с поля боя и доставить в пункт оказания первой психологической помощи. При невозможности эвакуации (бой в окружении) поместить в укрытие, дать успокоительное и содержать под присмотром, изолировав от оружия, до появления возможности эвакуации.

Поражение боевой психической травмой необходимо отличать от проявления растерянности или трусости - никакие призывы, уговоры, пощечины, угрозы (вплоть до расстрела) не выводят военнослужащего из состояния дезориентации и могут лишь усугубить последствия боевых психических травм. Поэтому скорейшая изоляция его от воздействий экстремальной обстановки является первым условием.

После доставки пострадавшего в пункт оказания первой психологической помощи ему необходимо обмыть водой хотя бы лицо и руки (в идеальном варианте погрузить в теплую ванну), согреть кисти рук и ступни ног, растерев их шерстяной тканью или используя горячую воду. Затем пострадавшему нужно дать успокоительные средства (седуксен, элениум, фенозепам и т.д.) и уложить спать. При отсутствии необходимых медикаментов в качестве успокоительного средства может быть использован шприц-тюбик промедола из индивидуальной аптечки, либо алкоголь (50-100 мл). После того как пострадавший проснется его необходимо накормить и вновь уложить спать. В дальнейшем степень тяжести психотравмы и меры по восстановлению здоровья военнослужащего должен определить специалист. Однако, как показывает опыт, при проведении восстановительного периода в ближайшем тылу (без отправки пострадавшего в госпиталь) незначительное количество военнослужащих симулируют продолжение болезни (по опыту западных армий при таком подходе 8 из 10 пострадавших возвращались в строй в течении 2-3 дней). Вся работа должна сопровождаться умелой психотерапевтической беседой психолога после того, как острая реакция на боевую психическую травму будет снята и пострадавший вновь станет способен к рассудочным действиям. Осознание того, что сослуживцы военнослужащего буквально рядом сражаются с врагом, а он в целом физически здоровый находится в тылу, является для большинства военнослужащих мощным мотивом для возвращения в строй.

Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу позволяет выделить основные способы и средства их психологической поддержки. Непосредственно в ходе боевых действий применяются коммуникативные и организационно-деятельностные способы [8].

К коммуникативным способам относятся:

а) вербальные:

  • доведение до военнослужащих мобилизующей информации: убеждение «мы справлялись и не с такими задачами, справимся и с этой»;
  • внушение по типу: «Ты справишься с этим! У тебя достаточно сил!»;
  • подкрепление по типу: «Молодец!», «Орел!», «Так держать!»;
  • психологическое заражение настроением по типу: «Мужики мы или нет?», «Десантники не отступают!»;
  • шутки, приказы, угрозы и др.

б) визуальные: контакт глазами; одобряющие жесты и пантомимика;

в) тактильные: прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, «встряхивание» и др.

г) эмоциональные - нахождение рядом с нуждающимся в поддержке в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка;

д) личный пример активных и решительных действий;

е) поддержка действиями и огнем, угощение сигаретой, водой и др.

ж) побуждение военнослужащего выполнить один из экспресс-приёмов психической саморегуляции, основанных на изменении типа дыхания и тонуса скелетной мускулатуры.

Организационно-деятельностные способы:

а) прекращение или ослабление интенсивности действия психотравмирующих факторов боевой обстановки - вывод военнослужащего в безопасное место, ликвидация или блокирование источников травматизации;

б) предупреждение контактов военнослужащих с лицами, подвергшимися деморализации;

в) твердое управление действиями подчиненных, отвлечение их от психотравмирующих факторов, постановка четких задач на продолжение боевых действий по типу: «Рядовой Петров! Противник справа, за горящим автобусом. Уничтожить!». Или: «Петров! Посмотри на Сидорова. Он делает правильно. Делай как Сидоров!» и др.

г) перестановка военнослужащих, усиливающая эффект положительного психологического влияния на нуждающихся.

В крайних случаях при невозможности воинов продолжать боевые действия из-за безостановочного тремора выдать минимальную дозу седативных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние психического здоровья военнослужащих в современных Вооружённых Силах непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климато-географические условия, различные нарушения эргономических и санитарных норм, сопровождающие тот или иной вид военно-профессиональной деятельности (ограниченное пространство, шум, вибрация, значительные перепады температуры, электромагнитное излучение, аварийные ситуации и т.п.) - все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих.

Еще более весомые предпосылки формирования психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, неопределенность и дефицит информации, нарушение режимов сна, отдыха и питания, болезни, травмы и ранения, отсутствие в прежнем опыте запаса возможных ответных реакций являются основными факторами воздействия на психику военнослужащих в современной войне. При ведении боевых действий у 75% военнослужащих могут развиваться кратковременные психологические стрессовые реакции, сопровождаемые частичной или полной утратой боеспособности.

Исходя из вышеизложенного, в целях дальнейшего совершенствования эффективности и своевременности оказания психологической помощи военнослужащим, перенёсшим боевые психические травмы, и их психологической реабилитации (а при необходимости и реадаптации) в боевой обстановке будет целесообразно учитывать следующие рекомендации:

  • формирование боевых групп, расчетов производить с максимальным учетом психологической устойчивости военнослужащих, характера предполагаемых психогенных травм, наличия посттравматического опыта предыдущей службы;
  • по возможности использовать средства восстановления и укрепления здоровья военнослужащих (опыт показывает, что их применение предотвращает до 70% немедленных реакций посттравматических стрессовых расстройств);
  • включать в деятельность подразделений элементы ускоренных передвижений, физических упражнений и в особенности коллективных спортивных игр с целью «сжигания» накопленных в организме под воздействием стрессовых факторов боя адреналина и норадреналина, при этом особое внимание уделять военнослужащим, находившимся в процессе боя в состоянии вынужденной ограниченной подвижности - в окопах, в засаде, в бронетехнике;
  • обучать старших боевых групп, сержантов, офицеров распознаванию реакций посттравматических стрессовых расстройств и правильному реагированию на них, оказанию простейшей первичной помощи и поддержки;
  • выделять военнослужащих с острыми реакциями посттравматических стрессовых расстройств и направлять их в тыл для стационарного восстановления или лечения;
  • применять специальные медикаментозные средства, повышающие и поддерживающие психологическую устойчивость военнослужащих;
  • создавать в местах отдыха военнослужащих или ротации подразделений пункты оказания первичной психологической помощи и поддержки, своевременно выявлять и учитывать военнослужащих, ранее получивших посттравматические стрессовые расстройства.

Таким образом, психологическая помощь военнослужащим наряду с психопрофилактическими мероприятиями должны активно и регулярно проводиться офицерами воспитательных структур в целях снижения психологических потерь среди личного состава, как в мирное, так и военное время. Используя предложения и рекомендации заместителям командиров частей и подразделений по воспитательной работе по предупреждению, выявлению боевых психических травм и оказанию первой психологической помощи пострадавшим, изложенные в данном исследовании, можно в значительной степени снизить уровень боевых и небоевых психогенных потерь.

На сегодняшний день проблема боевых стрессовых расстройств военнослужащих является актуальной и социально значимой, требует дальнейшей разработки и апробирования новых средств, методов укрепления, поддержания и восстановления психического здоровья военнослужащих. Командиры всех степеней должны помнить, что человек может перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им личностно-значимый смысл, если он ощущает свою необходимость и защищенность, находит понимание, уважение, понимание и моральную поддержку со стороны окружающих.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Высоцкий В.В. «Влияние современного боя на психику воина» // Ориентир. - 2001. С. 12-13.
  2. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М.: ВУ, 1998. С. 97-99.
  3. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х кн. М.: ВУ, 1998. Кн. 2. С. 212-219.
  4. Опыт морально-психологического обеспечения действий группировки войск в операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. - М.: ГУВР, 2001. С. 4-28.
  5. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002. С. 44-56.
  6. Азаров В.М. «Об опыте морально-психологического обеспечения контртеррористической операции на Северном Кавказе» // Красная Звезда. -
    12. 08. 2000.
  7. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. Учебное пособие. - М., 2005. С. 279-283.
  8. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий. М., 1992. С. 42-55.
  9. Глебов В.Г. «Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта» // Ориентир - 2005. С. 36-39.
  10.  Обзор по итогам организации морально-психологического обеспечения войск (сил) в ходе миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. - М.: ГУВР, 2008. С. 4-36.
Просмотров работы: 2739