ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-полити-ческих и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.

В истории России патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множилась осознанием славных побед наших предков на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 гг., в других сражениях и войнах. Высокий патриотизм россиян был отражен и в девизах «За Веру, Царя и Отечество», «За нашу Советскую Родину», с которыми они шли в бой и побеждали.

Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами Российской Федерации всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Актуальность исследования обусловлена теми обстоятельствами, что в настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают оставаться школой патриотизма, жизненной закалки, социальной зрелости и профессионального мастерства для десятков тысяч юношей и мужчин.

Любовь к Родине, верность воинскому долгу неразделимы с воинской честью и достоинством. Во все времена эти качества отличали людей, связавших свою жизнь с ратным делом.

Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней.

Таким образом, в качестве объекта исследования избрано патриотическое воспитание военнослужащих как неотъемлемая составляющая становления и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, а его предмета - деятельность должностных лиц подразделения по планированию, организации и проведению мероприятий патриотического воспитания военнослужащих.

Цель исследования заключается в поведении всестороннего анализа теоретических основ патриотического воспитания военнослужащих, его современного состояния и выработке на этой основе рекомендаций должностным лицам подразделений по повышению эффективности патриотического воспитания военнослужащих.

В соответствии с целью исследования в работе были определены следующие задачи:

  1. Исследовать исторические корни и современные тенденции патриотического воспитания военнослужащих.
  2. Раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания в современных условиях.
  3. Выработать рекомендаций должностным лицам подразделения по совершенствованию патриотического воспитания военнослужащих.

Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций должностным лицам подразделения по планированию и организации патриотического воспитания военнослужащих. Результаты исследования предполагается использовать в процессе служебной и учебно-боевой деятельности частей и подразделений Военно-воздушных сил, а также в создании основы для дальнейших исследований проблемы совершенствования патриотического воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.

I. ИСТОКИ ПАТРИОТИЗМА РУССКИХ ВОИНОВ

Исторические и географические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю.

Это воспитывало у русских воинов качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя. Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни.

 

1.1.   Исторический опыт патриотического воспитания военнослужащих

Многовековая история нашего народа, его славные боевые традиции, рожденные в жестоких боях с многочисленными иноземными захватчиками, являются неиссякаемым источником формирования патриотических чувств, идей и действий для многих поколений россиян.

Яркое представление о патриотизме как источнике служения общенациональным интересам русского народа дает литературное произведение «Слово о полку Игореве». В нем все это было отражено в виде союзных отношений всех русских князей. Таким образом, уже в древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, человечества и его истории, сочетавшееся с высоким патриотическим чувством.

Благодаря православной вере и патриотизму были одержаны многие победы русского оружия. Именно православный патриотизм и национальное единство во многом обусловили победу русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. На борьбу с Мамаем князя Дмитрия Донского благословил преподобный Сергий Радонежский. Рязанский князь Олег, который должен был идти против Дмитрия Донского, узнав о благословении Сергия Радонежского, отказался от планов воевать против московских полков.

Положили начало возникновению этих славных традиций славянские племена, с оружием в руках отстаивающие свою свободу и независимость. «Племена славян и антов, - писал древнегреческий историк Маврикий Стратег, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению... Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище»[1].

Эти качества были характерны и для древнерусского войска - княжеских дружин. Дружинники отличались хорошей организованностью, дисциплиной, мужеством и храбростью, духом высокого патриотизма. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество - являлось неписаным правилом для них.

Обязательным считались и соблюдение присяги, верность князю, его знамени. В Древней Руси стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека.

Несгибаемую силу русского народа, его непреодолимое стремление к свободе и независимости продемонстрировали победы русского оружия над многочисленными кочевниками, рыцарями-крестоносцами, монголо-татарскими ордами.

На Руси упоминание о патриотизме как явлении общественной жизни встречается еще в военно-исторических документах и летописях IX-XII веков. Эта эпоха связана с зарождением государственности, поэтому патриотизм носил тогда своеобразный, подданический характер - с принятием православия выражался в верности святой православной Руси.

Патриотический идеал получил общенациональное значение. По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патриотизма.

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.

В период деятельности Петра I и его последователей выше всех ценностей и добродетелей был патриотизм державный. Этот этап существования Российской империи как характеризовался господством триединой идеи: «Православие. Самодержавие. Народность». Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью, о них говорилось в «Табели о рангах», они являлись непременным условием получения чинов, наград, званий. В начале XVII века государственный патриотизм закрепляется законодательно в «Уставе ратных и пушечных дел», приобретая военно-профессиональное значение и став нормой поведения воинов.

Так, в «Табели о рангах», учрежденной Петром I, услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции[2].

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.

«Смутным временем» назвали русские люди период конца XVI - начала XVII вв. Перед Российским государством встал вопрос - быть ли русскому народу свободным или попасть под иноземное владычество. На борьбу с захватчиками поднялись все. Во главе земского ополчения стали избранные народом и облеченные его доверием Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Призывая русский люд в сплочение для борьбы с интервентами, князь Пожарский говорил: «Чтобы нам против врагов и разорителей веры христианских, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно...». Преимущество ополченцев было в высоком воинском духе ратных людей. Они сражались за родную землю, за освобождение Российского государства, своей столицы. В присяге русских воинов было сказано: «Стояти под Москвою и страдати всем... и битись до смерти».

Могущество, достигнутое Россией к концу XVIII в., не было щедрым даром провидения. Полководцы и флотоводцы, солдаты и матросы, одерживая победы над врагами Отечества, укрепляли тем самым государство, служа прогрессивному общенародному делу. Такова диалектика исторического развития. Создатель регулярной армии и флота Петр I большое внимание уделял формированию у воинов патриотических и профессиональных качеств.

Традиции, заложенные Петром, углублялись и расширялись его верными учениками и соратниками. Русская армия и флот одержали множество славных викторий, приумножались и крепли воинские традиции. Развитие их связано, прежде всего, с деятельностью таких выдающихся полководцев и флотоводцев, как П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, Ф.Ф. Ушаков. Патриотизм, храбрость и отвагу не раз демонстрировали чудо-богатыри А.В. Суворова.

Удивительные примеры массового патриотизма русского народа продемонстрировала нам и Отечественная война 1812 г., которая укрепила национальное самосознание россиян, их гордость и достоинство. Герой Отечественной войны 1812 г. Денис Давыдов писал, что Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение... Он удесятерил пользу, приносимую повиновением. Сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире...»[3].

Но, с другой стороны, Отечественная война 1812 г. выявила и отставание России в устройстве государственной и личной жизни ее граждан, в обеспечении гражданских свобод. Важно заметить, что развитие патриотической идеи в России встречало на своем пути немало препятствий. Например, запрет Павла I на употребление слов «Отечество», «гражданин».

Основным носителем патриотической идеи всегда была и остается Российская армия. Именно она сохранила в своей среде патриотические традиции, символы, ритуалы, сумела оградить сознание воинов от сомнительных политических идей.

Трудно выделить героев, когда вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости. Героизм в годы Великой Отечественной войны был массовым. Целые воинские части, роты и батальоны покрывали себя неувядаемой славой. Патриотизм был одним из истоков массового героизма советских людей в трудные годы Великой Отечественной войны.

Когда наша Родина оказалась на краю гибели, советский воин достойно проявил свои лучшие качества верного сына Отчизны. Уже в первые дни Великой Отечественной войны начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал упорный характер боев с русскими. «Экипажи танков противника, - писал он в своем дневнике, - в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя сжечь вместе с машинами»[4].

В грозном 1941 г. защитники Москвы стояли насмерть. Каждый из них осознавал: «Ни шагу назад - позади Москва!». На подступах к Москве насмерть стояли одиннадцать саперов-панфиловцев во главе с командиром саперного взвода младшим лейтенантом П. Фирстовым и политруком саперной роты 1077-го стрелкового полка А. Павловым. Прикрывая отход основных сил полка, они смело вступили в бой с 20 фашистскими танками и батальоном пехоты. Герои-саперы погибли, но не пропустили врага. За совершенный подвиг они были посмертно награждены орденом Ленина.

Илья Эренбург писал в октябре 1941 г.: «Мы знаем, за что воюем: за право дышать. Мы знаем, за что терпим: за наших детей. Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину»[5].

В августе 1941 г. под Новгородом политрук А. Панкратов совершил беспримерный подвиг: закрыл собой амбразуру вражеского дзота, спасая жизнь своих однополчан и обеспечивая выполнение боевой задачи. А всего за годы войны подобный подвиг был совершен 470 воинами, из них 150 отмечены званиями Героя Советского Союза. Все они вошли в историю под именем матросовцы. Дело в том, что подвиг Александра Матросова, совершенный 23 февраля 1943 г., раньше, чем подвиг других героев, стал известен стране.

Весь мир зимой 1943 г. следил за Сталинградским сражением. Наш солдат в неимоверно тяжелых боях выстоял, разгромил отборные части врага, перешел в наступление, окружил двадцать две дивизии, пленил их, похоронив тем самым миф о непобедимости германской армии и обозначив закат немецкого фашизма.

История Великой Отечественной войны знает целые подразделения воинов-героев. Так, в 1943 г. в боях юго-западнее Харькова покрыли себя неувядаемой славой воины взвода лейтенанта П. Шаронина (они уничтожили 16 вражеских танков и до 100 гитлеровцев). Звание Героя Советского Союза было присвоено не только Петру Николаевичу Шаронину, но и всем бойцам взвода. 26 марта 1944 г. десантный отряд под командованием старшего лейтенанта К. Ольшанского в составе 55 моряков и 12 красноармейцев на рассвете высадился в районе города Николаева и захватил плацдарм. На протяжении двух суток отряд отбил 18 атак, уничтожил 700 гитлеровцев, несколько танков, с честью выполнил поставленную задачу. Всем 67 десантникам, из них 55 - посмертно, было присвоено звание Героя Советского Союза.

За годы войны более 7 миллионов советских воинов награждены орденами и медалями, более 11 тысяч удостоены звания Героя Советского Союза. Героизм был массовым не только на фронте, но и в тылу.

Именно благодаря патриотизму воины Красной армии сумели преодолеть тяжелейшие испытания и разгромить жестокого, сильного врага.

Уже после войны, размышляя о величии нашей победы, о том, как советские люди победили мощнейшую армию того времени, Г.К. Жуков писал: «Обо что же споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг на территории нашей страны? Что же, прежде всего, помешало им продвигаться вперед привычными темпами? Можно твердо сказать - главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и народа»[6].

Какие же силы питают патриотизм русских воинов?

Во-первых, это естественное чувство самосохранения, защита своего места обитания, российской земли от различных завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, т.е. за 525 лет, россияне 329 лет воевали.

Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и крепость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения, а затем совсем изжило себя. Армия, за редким исключением, пополнялась соотечественниками, которым была присуща любовь к Отечеству.

В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы православия. На страницах Евангелия утверждалось что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15;13). Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!»

Особое внимание церковь всегда уделяла воспитанию чувства патриотизма в армейской среде. Сознавая огромную ответственность людей ратного труда за судьбы Отечества, церковь с самых древних времен окружила их заботой, вниманием и любовью. Она не совершала никаких специальных молебнов о людях какой-либо другой профессии, а лишь о военных.

Такое исключительное внимание церкви к армии объясняется тем, что именно от нее, как в прошлые времена, так и теперь, в большей степени, чем от какого-либо другого государственного института зависит судьба народа и государства. Здесь особенно ощутима цена ошибки или преступления особенно страшными и разрушительными могут быть последствия нравственной распущенности и упадка.

Церковь заботится о нравственном и духовном состоянии воина еще и потому, что он обязан быть предан своему долгу особым образом, как никто другой. Ведь выполнение воинского долга требует самого ценного - отдания собственной жизни. А это может сделать только высоконравственный, идеологически подкованный человек. Простое следование уставу или закону не может заставить человека переступить черту, отделяющую его жизнь от смерти. Самопожертвование - это осознанное, нравственное проявление.

В-четвертых, патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и старались найти путь к ним. Здесь использовались различные средства, формы, методы, но главными были - забота о солдате и личный пример начальника.

Работа по воспитанию чувства патриотизма у русских воинов имела свои плоды. Героизм русских воинов общеизвестен, ему отдавали должное даже противники. Так, Фридрих II после Семилетней войны (1756-1763 гг.) вынужден был признать, «что ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером». А Наполеон о русском солдате так высказался: «Русский солдат создан для побед, умей только его водить. Если бы под мою команду дали русских солдат, я с моими маршалами давно бы завоевал Индию»[7].

Каковы же особенности российского патриотизма, и в чем они проявляются? Прежде всего, в искренней любви русских людей к родной природе, которая особенно проявляется у россиян, оказавшихся в силу различных причин за рубежом. Им трудно забыть обширные просторы России, ее поля, луга, леса и реки. А белая береза стала символом России и всегда ассоциируется с любовью к родным краям.

В способности к быстрой мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае угрозы Отечеству. Россияне неоднократно доказывали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все - переносить неслыханные жизненные тяготы, терпеть невзгоды, передавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополчение и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, ее народ.

Патриотизм россиян интернационален. В многонациональной стране, где многие народы имеют относительную самостоятельность, в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевателей, а в мирное время - против стихийных бедствий и природных катаклизмов. Об этом свидетельствуют исторический опыт нашей страны, проведение контртеррористической операции в Чечне в настоящее время и взаимопомощь различных регионов при решении народнохозяйственных задач. И среди награжденных за героизм, проявленный как в военное, так и в мирное время, можно встретить представителей самых разных народов.

Патриотизм россиян сочетается с их гордостью и достоинством. Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополитическим положением, достижениями в науке, культуре, образовании и в военной области. Хотя Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им преодолеть временные трудности и вывести страну на передовые рубежи мирового прогресса.

В наши дни, когда мы задались целью построить новое демократическое общество, были пересмотрены имевшиеся догмы и постулаты. В какой-то степени были задеты и корни российского патриотизма, уязвлены патриотические чувства миллионов россиян. Патриотизм необходим сегодня нашей стране для того, чтобы сохранить свое национальное достоинство и занять весомое положение в сообществе цивилизованных государств мира. Он должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным.

Державность российского патриотизма отражает тот исторический факт, что почти половину тысячелетия Россия является великой державой - одним из тех государств, которые в силу величины и мощи несли и несут особую ответственность за поддержание стабильности в международных отношениях.

Историческая преемственность российского патриотизма означает общность исторической памяти, исторического сознания непрерывности исторического государства. Попытки предать забвению определенные периоды нашей истории просто бессмысленны, к тому же наносят большой ущерб воспитанию граждан России.

Таким образом, традиции русского воинства формировались с самого начала создания вооруженных отрядов, призванных защищать родную землю от иноземных захватчиков. Исторический опыт свидетельствует, что патриотизм является мощной духовной силой, позволяющей России и её защитникам на крутых поворотах истории мобилизовать свои ресурсы и добиваться значительных успехов в возрождении страны и армии.

1.2.   Правовые основы патриотического воспитания военнослужащих

Патриотическое воспитание военнослужащих должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности. Поэтому одной из главных задач государственного и военного управления необходимо полагать создание законодательной основы определения социально-правового статуса патриотического воспитания как одного из важнейших направлений социально значимой деятельности государства по формированию патриотизма. Это направление включает в себя:

  • определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций каждого органа, организации, ведомства как составных элементов единой системы формирования патриотизма с учетом их специфики, а также изменений, происшедших в стране за прошедшие годы и происходящих в настоящее время;
  • создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания;
  • разработка нормативно-правового механизма взаимодействия субъектов формирования патриотизма в общей системе этой деятельности и др.

Государственно-патриотическое воспитание в Вооруженных Силах Российской Федерации организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются:

Конституция Российской Федерации. Статья 59:

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой[8].

Федеральные законы Российской Федерации:

  • «О воинской обязанности и воинской службе» от 19 июля 2001 г. № 102-ФЗ:

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к воинской службе

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

  • получение начальных знаний в области обороны;
  • подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах;
  • военно-патриотическое воспитание;
  • подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
  • медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
  • проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан:

1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.

2. Гражданам, прошедшим подготовку в военно-патриотических объединениях, предоставляется преимущественное право на зачисление в избранные ими военные училища. Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации[9].

  • «О ветеранах» 12 января 1995 года № 5-ФЗ.
  • «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.
  • «О днях воинской славы России» от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ.
  • «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ.
  • «Об обороне» от 24.07.92 г. № 3521-1.
  • «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 года № 4292-1.
  • «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» 19 апреля 1995 г.

Федеральные нормативные акты:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» от 11 июля 2005 г. № 422. Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
  • Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи. 2003 г.
  • Указ Президента Российской Федерации «О дне памяти и скорби» от 8 июня 1996 г. № 857.
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения дней воинской славы (победных дней) России в вооружённых силах РФ и других войсках» от 4 декабря 1995 г. №1183.
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 12 августа 1994 г. № 910.

Приказы министра обороны Российской Федерации:

  • № 88 от 28 февраля 1996 г. «О зачислении военнослужащих в списки воинских частей (кораблей), военно-учебных заведений навечно и почетными солдатами (матросами), курсантами (слушателями)».
  • № 283 от 31 июля 1996 г. «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах РФ Федерального Закона «О днях воинской славы (победных днях) России».
  • № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации». Приложение №3 «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

Государственно-патриотическое воспитание - оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Основными направлениями государственно-патриотического воспитания военнослужащих являются:

  • формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;
  • наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил;
  • творческое использование воспитательного потенциала религиозных конфессий;
  • совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.

Директивы министра обороны Российской Федерации

  • № Д-33 от 13 ноября 1992 г. «О мерах по укреплению взаимодействия ВС РФ с организациями ветеранов армии и флота».
  • № Д-5 от 25 января 2003 г. «Об упорядочении празднования юбилеев и других памятных дат в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Как видно из приведенных законодательных актов, они содержат целый ряд руководящих положений и указаний для эффективного ведения военно-патриотической работы с молодежью и патриотического воспитания военнослужащих.

 

II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Российские Вооруженные Силы традиционно были сильны духом, высокими нравственными и боевыми качествами личного состава, обладали высокими чувствами патриотизма, долга и чести. Воспитание этих духовных ценностей было и остается важнейшей задачей в деятельности командиров, воспитателей, армейской общественности.

Понятие «патриотическое воспитание» связано с пониманием сущности «патриотизма», с формированием личности человека - патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины, желающего и умеющего защищать ее, готового на жертвы и определенные лишения ради ее процветания.

2.1.  Сущность и содержание патриотического воспитания в современных условиях

Патриотизм - это высокие чувства любви к Отечеству, присущие большинству людей живущих на своей родной земле, глубокое осознание своего гражданского, профессионального, воинского долга и ответственности за все происходящее в своем Отечестве и за его будущее. Патриотизм - это совокупность (сплав, синтез) идей, убеждений, чувств и действий, направленных на постоянное развитие, процветание своей Родины, обеспечение духовно-нравственной, экономической, военной, экологической и иной безопасности личности, общества, государства; на целенаправленную активную деятельность по разумному удовлетворению духовных и материальных потребностей каждого гражданина, живущего и действующего в своем Отечестве. Патриотизм - это движение, зовущее вперед, фактор духовного плана, способствующего сохранению всего положительного, что накопило человечество, конкретный народ, то общество, в котором живет и действует реальная личность, форма существования гражданина своего Отечества.

Основными качественными характеристиками патриотизма являются:

  • постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих на родной земле;
  • безграничная любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах, действиях, поступках;
  • развитое чувство гордости за свое Отечество, за свой народ, за символы государства;
  • моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, своего народа, за их современное состояние и за их будущее;
  • развитое чувство гражданского, профессионального и воинского долга за выполнение своих конституционных обязанностей, за результаты своего труда;
  • желание, стремление и умение защищать Родину, отстаивать ее интересы, обеспечивать безопасность во всех сферах жизни своего Отечества;
  • целенаправленная деятельность всех государственных и частных структур, каждого гражданина, деятельность, направленная на процветание своего народа, своей Родины, на повышение ее международного авторитета;
  • приверженность ценностям, положительным традициям, идеалам своего государства, своего народа, своей профессии;
  • внутренняя готовность и конкретная деятельность по сохранению и приумножению Славы своего Отечества, проявления Чести и Совести гражданина;
  • ощущение величия и возможного благополучия своей Родины;
  • целенаправленная и активная деятельность по сохранению русской культуры и культурно-национальных ценностей всех народов, населяющих Россию, в области литературы, музыки, театра и других видов искусств;
  • достойное проявление своих возможностей и способностей как гражданина России в области физкультуры и спорта, в достижении мировых результатов на Олимпийских играх, на чемпионатах мира и континента.

Пафосом действительного патриотизма, реального проявления патриотических чувств является установка - «Я должен...!» Подлинный патриотизм - это не лозунги, не красивые призывные речи, слова, а реальная действительность человека, его действия и поступки, проявляющиеся в устойчивых отношениях к своему прошлому, настоящему и будущему, к судьбе и делам своей Родины, Российскому Отечеству, к своим конституционным правам и обязанностям, к своей профессии, к окружающим людям, к самому себе.

По своей сущности понятие «патриотизм» имеет биосоциальную и психологическую природу. Биологическое связано с инстинктивной привязанностью большинства людей к месту рождения, проживания и деятельности, где родились и выросли прошлые поколения, к обычаям, традициям, с привязанностью к природным условиям жизни того или иного народа. Социальное связано со средой обитания, с ее влиянием и воздействием на человека, с социализацией личности, с взаимодействием на разных жизненных уровнях, в различных социальных институтах. Психологическая составляющая проявления патриотизма представлена на индивидуально-личностном и социально-психологическом уровнях.

Патриотизм как сложное, интегральное свойство связано с психологией сознания и подсознания, с мышлением, чувствами, волей, с характером, направленностью, способностями конкретной личности.

Социально-психологический аспект проявляется, закрепляется и сохраняется в психологии групп, коллективов и общества через общественные мнения, морально-психологический климат, коллективные (групповые) настроения, традиции, систему взаимоотношений, авторитеты и т.д.

История и практика доказали, что патриотом человек не рождается. Таковым он становится под влиянием и воздействием среды обитания, жизненных условий, характера деятельности и воспитания. Осознание себя патриотом проходит сложный путь взаимосвязи общественного и индивидуального сознания через формирование и развитие патриотических убеждений, чувств, интеллектуальных, волевых навыков, умений, действий, высоконравственных привычек поведения. Все это проходит через систему взаимодействий опосредованных влияний, непосредственных целенаправленных воздействий. На основе понимания сущности патриотизма и осуществляется патриотическое воспитание, базирующееся на принципе историзма, опыте и практике жизни народов, государств, современных идеях и воспитательных технологиях современности.

На современном уровне развития теории и практики сущностная сторона патриотического воспитания граждан Российской Федерации может рассматриваться в нескольких аспектах и направлениях.

Во-первых, патриотическое воспитание это сложное социально-педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с его социализацией, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, ценить культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. В данном случае речь идет о патриотическом воспитании в самом широком смысле этого слова.

Во-вторых, патриотическое воспитание следует рассматривать как один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя возрождения и процветания России, защиты ее интересов. Известно, что на личность, на все общество влияет много различных факторов: макросреда со своей господствующей идеологией, политикой, экономикой, правом, моралью, различными социальными институтами, микросреда (семья, школа, трудовой коллектив и т.д.), природная среда, в которой живет человек, характер трудовой и профессиональной деятельности и процесс целенаправленного воспитательного влияния на личность и коллектив (группу) людей. Все эти факторы находятся в тесном взаимодействии. Вместе с этим, каждый фактор обладает относительной самостоятельностью и оказывает различное влияние на формирование и развитие патриотических убеждений, чувств, действий конкретного человека и народа в целом.

В-третьих, патриотическое воспитание рассматривается как комплекс (совокупность, синтез, сплав) общих и частных целей, задач, установок, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личностными ценностями. Само понятие «патриотизм» выступает как важнейшая ценность, которую должны все осмыслить, понять и принять к руководству в жизни, в профессиональной деятельности. Основные ценности, на которых строится патриотическое воспитание, представлены в качественных характеристиках патриотизма и в рассмотрении его сущности.

В-четвертых, патриотическое воспитание рассматривается как сложная управляемая система, включающая многообразие взаимосвязанных между собой элементов, параллельных и вертикальных, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

В-пятых, под патриотическим воспитанием следует понимать специфический процесс целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на психологию личности, коллектива (группы людей), общества в целом.

Патриотическое воспитание - это особый вид многоплановой, скоординированной, целенаправленной деятельности государственных органов, ведомств, политических партий, общественных объединений и организаций, средств массовой информации, руководителей и начальников, всех категорий воспитателей по формированию и развитию у российских граждан высокого патриотического сознания, возвышенного чувства любви к своему Отечеству, верности его лучшим традициям, идеалам, готовности и потребности достойно выполнять свой гражданский и воинский долг, конституционные обязанности, побуждению их к духовно-нравственному и профессиональному самосовершенствованию

Патриотическое воспитание как специфический процесс и особый вид человеческой деятельности, как сложное социально-педагогическое явление многофункционально. Основными функциями процесса патриотического воспитания являются:

  1. Формирующе-развивающая функция, связанная с формированием личности, качеств, характеризующих сущность гражданина-патриота, постоянное развитие их.
  2. Функция побуждения к самосовершенствованию путем самовоспитания.
  3. Профилактическая функция, реализация которой позволяет прогнозировать и предупреждать проявления антипатриотических убеждений, чувств, действий и поступков.
  4. Функция перевоспитания, реализуемая в процессе патриотического воспитания при работе с людьми с отклоняющимся поведением, с социально и педагогически запущенными, со сложившимися отрицательными стереотипами, не верящими или не принимающими саму идею патриотизма.
  5. Мобилизационная функция, которая, как правило, проявляется и реализуется тогда, когда необходимо мобилизовать человеку свои внутренние силы на преодоление трудностей, на выполнение своего гражданского и воинского долга.

Процесс патриотического воспитания, как и другие виды деятельности, организуется и функционирует на основе исходных положений, идей, отражающих закономерные связи и отношения между субъектами и объектами, включенными в данный процесс. Исходя из этого, возможно определить основные принципы патриотического воспитания. Основными из них являются:

  • Целеустремленность всех видов и форм воспитательных взаимоотношений, влияний и воздействий, направленных на формирование и развитие духовно-нравственных качеств, чувств любви к Отечеству, Долга, Чести, моральной ответственности за судьбу Родины, обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.
  • Четко выраженная гражданско-патриотическая и профессиональная направленность всех проводимых служебных и учебно-воспитательных мероприятий, разрабатываемых и принимаемых законодательных актов, указов, директив, распоряжений, указаний, программных документов.
  • Гуманизм и демократизм в решении задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации, учитывая тот факт, что принуждением не воспитываются высокие чувства патриотизма, любовь к своему Отечеству, беззаветное служение Родине, внутренняя готовность к защите ее интересов. Патриотизм предполагает гуманное отношение к личности гражданина, к народам, проживающим на территории России, а демократизм требует активного участия всего общества в подготовке человека-патриота.
  • Патриотическое воспитание субъектов и объектов воспитательного процесса в различных видах деятельности (служебной, общественной, коммерческой, профессиональной, учебно-познавательной, спортивной и всех других видах человеческого труда) через содержание, организацию, методы и формы, стимулирование и т.д.
  • Комплексный подход к процессу патриотического воспитания с учетом функционирования всех его элементов: цели и задач, многообразия взаимоотношений, различных способов, методов, приемов влияния и воздействия на сознание, подсознание, чувства, волю, потребности, мотивы личности, психологию коллектива, отдельных групп граждан.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к конкретной личности, различным социальным и профессиональным группам, разным слоям общества, с учетом национальных, профессиональных, социальных, возрастных, половых и иных особенностей.
  • Воспитание в коллективе и через коллектив путем создания в нем атмосферы высоких патриотических чувств, ответственности, взаимопонимания, дружбы, высокой культуры взаимоотношений, единства в понимании сущности, целей и задач патриотического воспитания.
  • Обеспечение в процессе патриотического воспитания единства научной теории и реальной практики в реализации его целей и решении воспитательных задач, единства слова и дела в поведении, действиях субъекта и объекта воспитательной деятельности.
  • Достижение единства патриотического воспитания, самовоспитания и перевоспитания субъектов и объектов воспитательного процесса с учетом особенностей их социальных условий жизнедеятельности, характера общественной и профессиональной деятельности, возраста и т.д.
  • Обеспечение преемственности от поколений к поколению положительного опыта решения задач патриотического воспитания различных слоев, народов, профессий Российского общества, накопление и целенаправленное использование положительного исторического опыта воспитания патриотизма у предшествующих поколений нашего Отечества.
  • Целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности по эффективному и качественному решению целей и задач патриотического воспитания.

Перечисленные принципы процесса патриотического воспитания находятся во взаимосвязи и отражают закономерные связи, отношения, устойчивые тенденции, которые проявляются в данном процессе.

По своей сущности процесс патриотического воспитания закономерно развивающийся и изменяющийся. В нем, как и в любом другом сложном явлении, функционируют и проявляются законы и закономерности различного уровня и разного порядка.

Во-первых, в процессе патриотического воспитания специфически проявляются наиболее общие законы развития и изменения природы, общества и мышления (законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания).

Во-вторых, в нем проявляются закономерности социального плана, определяющие детерминированность процесса патриотического воспитания социально-экономическими условиями жизни общества, господствующими в нем идеологии, политики, права, морали, факторами жизнедеятельности, положением в обществе того или иного государственного института, состоянием и уровнем науки, образования и др.

В-третьих, в процессе патриотического воспитания проявляются закономерности индивидуально-психологического плана, формирования и развития личности (целостное формирование личности гражданина-патриота, единство деятельности и личности, единство воспитания, самовоспитания и перевоспитания личности и др.)

В-четвертых, закономерности социально-психологического характера, проявляющиеся и функционирующие в конкретных явлениях общественной, коллективной и групповой жизни граждан России. Как устойчивые тенденции они проявляются в общественном (коллективном, групповом) мнении, настроении людей, в системе отношений и взаимоотношений, устоявшихся традиций, сложившихся авторитетов и т.д.

В-пятых, в процессе патриотического воспитания проявляются и действуют специфические педагогические закономерности, знание и учет которых позволяет также более эффективно управлять данным процессом. К их числу следует отнести:

а) Соответствие целей и задач патриотического воспитания требованиям и возможностям общества, профессиональной деятельности, идеалам духовно-нравственного человека.

б) Соответствие средств, методов, форм патриотического воспитания его целям, задачам, содержанию в целом.

в) Соответствие воспитательного влияния (воздействия) индивидуальным, коллективным, национальным, профессиональным особенностям людей, включенных в процесс патриотического воспитания.

г) Соответствие воспитательных влияний (воздействий) личному примеру того, кто занимается патриотическим воспитанием (руководителя, начальника, педагога, родителя и т.д.), уровню его духовно-нравственного, культурного, профессионально-этического развития.

д) Соответствие конечных результатов патриотического воспитания поставленным целям и задачам, эффективности методики организации и методики воспитательного влияния и воздействия.

Рассматривая специфические педагогические закономерности процесса патриотического воспитания, следует иметь в виду, что они проявляются в сфере человеческих отношений, где всегда действуют факторы объективного и субъективного, закономерного и случайного характера. Их учет на практике предполагает наличие высокого уровня общей, профессиональной, правовой и психолого-педагогической культуры, профессионально-педагогического мастерства. Данный вид закономерностей, как показывает практика, предполагает обязательную целенаправленную, активную, сознательную деятельность всех людей, включенных в процесс патриотического воспитания, настойчивость, творчество в определении и решении воспитательных задач.

Содержание патриотического воспитания граждан Российской Федерации базируется на множестве ценностных ориентаций. В системном плане их можно представить следующими относительно самостоятельными группами:

1. Общечеловеческие ценности, связанные, в первую очередь, с духовно-нравственной сферой жизни народов, населяющих Россию, представленные в таких понятиях, как «любовь к Родине», «любовь к своему народу», «свобода слова», «личная, общественная и государственная безопасность», «моральная ответственность», «гуманное отношение к человеку», «социальная справедливость», «материальная обеспеченность жизни человека» и многие другие, выступающие как предпосылки для эффективного решения задач патриотического воспитания.

2. Национально-государственные ценности. Они отражают положительные тенденции становления и развития Российского государства, народов, входящих в него, те исторические традиции, которые сложились на протяжении веков и положительно влияют на возрождение и процветание Отечества. В них находит отражение богатство и своеобразие множества ценных идей, деятельности отдельных личностей беззаветного и высокого служения интересам общества, государства, народам, положительного опыта сохранения и умножения духовно-культурного и материального богатства России, ее народов. При этом важно учитывать диалектическую взаимосвязь учета и защиты общегосударственных Российских и национальных интересов, сохранения ценностей, национальных традиций, способствующих объединению России, обеспечению безопасности каждого гражданина, каждого народа, российского государства в целом.

3. В содержание патриотического воспитания входит множество профессиональных ценностей. Профессионализм как ценность в области проявления реального патриотизма имеет свой воспитательный аспект влияния на сознание, подсознание, чувства, волю. Высокий профессионализм всегда являлся показателем высокого уровня развития культуры в той или иной области человеческой деятельности. Он традиционно считается гордостью для того или иного народа, государства, общества.

Профессиональные ценности, как и иные, накапливаются и проявляются в любой сфере профессионального труда в виде добросовестного отношения к нему, любви к своей профессии, проявления творчества в выполнении профессиональных задач, в символике и профессиональных ритуалах, форме одежды, культуры взаимоотношений в процессе своего труда, в отношениях к государственным материальным и духовным ценностям и т.д.

4. Личностные ценности - качественные характеристики человека, по которым определяется уровень развития патриотизма. Поэтому в процессе патриотического воспитания важно учитывать их и целенаправленно использовать. По их реальному проявлению, по конкретным действиям и поступкам, взглядам, убеждениям, жизненным позициям, эмоциональным проявлениям личности оценивается патриотизм гражданина России. В данном случае речь идет, в первую очередь, о таких личностных ценностях, как осознание человеком своего места в жизни, своего патриотического долга служения своему Отечеству, выполнения своих гражданских, конституционных, профессиональных обязанностей, любви к своей Родине, к своему народу, готовности выступить на защиту интересов России, обеспечить безопасность личности, общества и государства, проявлять высокую ответственность за результаты своего труда, быть носителем культурных ценностей своего народа и многие другие.

На основе совокупности патриотических ценностей всех перечисленных групп определяются цели и задачи патриотического воспитания.

2.2.   Цели и задачи патриотического воспитания

Учитывая тот факт, что в нашем государстве произошла смена социально-политического строя, выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый тип личности, формируются многие другие жизненные установки, утверждается иной образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народов России. Таким фундаментом, как уже было сказано ранее, выступает патриотизм, который формируется и утверждается средствами целенаправленного патриотического воспитания.

Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у большинства граждан России патриотическое самосознание, безграничную любовь к своей Родине, к своему народу, добросовестное выполнение своего гражданского, профессионального и воинского Долга, соблюдение своих конституционных прав и обязанностей; обеспечить рост уровня значимости российского патриотизма у всех слоев общества, достижение поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего страны, народа, личности от того, в какой мере люди руководствуются в своей практической деятельности патриотическим началами и в какой мере стремятся сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа, своего Отечества.

В соответствии с общей целью в процессе патриотического воспитания граждан России решается множество различных задач. К числу задач патриотического воспитания следует отнести следующие:

  • проведение целенаправленной государственной политики, осуществление деятельности всех государственных, общественных, негосударственных структур и институтов по формированию общенационального представления о патриотизме гражданина России как общечеловеческой, национально-государственной и профессиональной ценности, по созданию условий для экономического, социального, духовно-нравственного, культурного и физического развития всех слоев населения и, в первую очередь, молодежи;
  • создание и функционирование в обществе эффективной системы патриотического воспитания, включающей в себя воспитательные возможности семьи, общеобразовательной школы, религиозных конфессий и духовных заведений, силовых структур, политических партий, молодежных организаций, спортивных и творческих организаций, средств массовой информации. Новая система патриотического воспитания должна решить социально-педагогическую задачу по формированию и развитию современного типа личности, умеющей достигать поставленной цели, самоутверждаться, отстаивать свои интересы и достигать их, учитывая при этом интересы своей социальной группы, всего общества, интересы своего Общества и Государства; добиваться глубокого осознания и реализации в повседневной жизни сущности Российского патриотизма, его исторических корней и их связи с современной жизнью, воспитания любви к своей Родины, беззаветного служения своему Отечеству;
  • формирование национального самосознания, гражданственности и патриотизма, воспитания уважения к закону, нормам общественной, коллективной, групповой жизни, социальной, профессиональной и личной ответственности за все происходящее в обществе, государстве, коллективе, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и обеспечении безопасности;
  • воспитание у личности и народа потребности к освоению ценностей национальной культуры, формирование и развитие эстетических вкусов, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, обеспечению ее безопасности от массовой культуры, активного участия в культурной жизни российского общества;
  • воспитание потребности к труду как первой и важнейшей жизненной необходимости и главному способу и средству достижения успеха в жизни, четкой целеустремленности, предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности, гордости за результаты труда на благо самой личности и народа и государства;
  • создание нормальных условий для проявления патриотизма, выполнения конституционных прав и обязанностей, своего гражданского, профессионального и воинского долга различных социальных групп, народов и конкретной личности с учетом государственных, профессиональных и личных интересов;
  • воспитание потребности к экологической, физической культуре и спорту, здоровому образу жизни, стремления к созданию нормальной семьи, продолжению рода, к активной деятельности по борьбе с наркоманией, пьянством, курением и другими явлениями, подрывающими здоровье человека и унижающими его достоинство как гражданина-патриота своего Отечества;
  • формирование и развитие у российских граждан, выполняющих свой государственный и воинский долг, моральной и психологической готовности к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности, защиты Отечества, верности своему профессиональному долгу, личной примерности в проявлении патриотизма руководителей, начальников, воспитателей всех уровней и рангов;
  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах людей социально значимых патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к положительным традициям прошлого России, повышение престижа государственной, особенно воинской службы, профессий, связанных с вооруженной защитой интересов государства и общества;
  • формирование у граждан России бережного отношения к природным богатствам, к использованию ее недр и водных ресурсов, воспитание чувства хозяина своей страны, разумного использования полезных ископаемых в интересах своего Отечества, на благо народа, на повышение материального уровня жизни людей, их духовно-нравственного развития, обеспечение безопасности личности, общества и государства;
  • максимальное, целенаправленное, комплексное и эффективное использование в интересах патриотического воспитания всех форм, методов и средств воспитательного влияния на сознание чувства, волю, потребности, мотивы человека, и, в первую очередь, средств массовой информации (печати, радио, телевидения, различных информационных систем);
  • целенаправленное формирование и совершенствование культуры русского языка, как общегосударственного и языка каждого народа, населяющего Россию, воспитание речевой культуры у всех граждан российского государства, учитывая тот факт, что язык, овладение речевой культурой всегда было важным показателем проявления патриотизма народа, государства, общества.

Перечисленные группы общих задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в свою очередь, реализуется через множество более частных задач с учетом особенностей субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, уровней их решения (на государственном, федеральном, национальном, общественном, ведомственном, внегосударственном, профессиональном, коллективном, групповом, личностном), а также особенностей их решения на экономическом, социальном, правовом, политическом, моральном уровнях.

Система патриотического воспитания, как и сам процесс воспитания патриотизма, включает конкретные задачи в области организации, содержания, методики его проведения, материально-технического оснащения, управления, информационного, нормативно-правового, научно-теоретического, психолого-педагогического, финансово-экономического и иного обеспечения.

Таким образом, цели и задачи патриотического воспитания подчинены главному - обеспечению на ближайший период жизни новых поколений народов России роста уровня значимости российского патриотизма у всех слоев населения и достижению существенного поворота в общественном, индивидуальном и национальном сознании в сторону осознания и понимания зависимости судеб российского государства, общества, народа, его граждан от того, в какой мере они в своих практических делах, действиях руководствуются патриотическими началами, беззаветно служат делу возрождения и процветания Отечества.

На достижение этих целей направлена вся современная система воспитания граждан России, воинов ее Вооруженных Сил, непосредственно обеспечивающих безопасность Отечества, российского государства, общества, каждой личности.


 III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ

В настоящее время объективные условия складываются таким образом, что над многими духовными ценностями, составляющими основу жизнедеятельности общества, армии и флота, нависла реальная угроза их утраты. Это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой - расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Как известно, во все времена ослабление внимания к сохранению духовных ценностей, утрата интереса к духовным проблемам всегда приводили к деградации нации.

Современный переходный период развития российского общества требует дальнейшего глубокого и критического осмысления основных направлений совершенствования отечественной духовности, этапов ее развития, воссоздания эффективно функционирующей духовно-нравственной общественной атмосферы, где нет места невежеству, насилию и стяжательству. Нельзя забывать, что подлинная демократия основывается на духовности, сознательности, осмыслении происходящих процессов.

Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что во все времена одной из важнейших задач органов государственной власти было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженного выполнения долга.

Формирование и развитие у военнослужащих патриотизма и верности воинскому долгу - основная задача воспитательной работы. Патриотизм является духовно-нравственной основой личности, которая характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Именно поэтому патриотическое воспитание военнослужащих является одним из способов решения проблемы духовно-нравственной безопасности России.

3.1.   Пути формирования у военнослужащих патриотизма, преданности Отечеству и верности воинскому долгу

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

В более широком понимании патриотизм представляет собой существенную часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении своего государства, народа, истории, окружающего мира.

Патриотизм является ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа.

Чувство патриотизма не является врожденным. Оно зарождается во время воспитания в семье, школе, на производстве, в армии, в обществе, что определяет его характер и глубину.

Патриотическое воспитание военнослужащих - это систематическая и целенаправленная деятельность органов военного управления, должностных лиц по формированию у военнослужащих высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению воинского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Чувство патриотизма формируется, прежде всего, под влиянием объективных условий социально-экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма находятся также в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Любовь можно питать к конкретной Родине, к конкретному Отечеству. И об этом должны всегда помнить армейские воспитатели (см. рисунок 1).

Использование плановых занятий, особенно по общественно-государственной подготовке

 

Изучение отечественной военной истории

 

Проведение воинских ритуалов

 

 

 

 

 

Разъяснение требований уставов и приказов министра обороны
Российской Федерации

 

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ВЕРНОСТИ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ

 

Пропаганда боевых традиций

 

 

 

 

 

Повышение воспитательной роли
Вооружённых Сил

 

Усиление внимания государства к укреплению Вооруженных Сил

 

Проведение
культурно-досуговых мероприятий

 

Рисунок 1 - Пути формирования патриотизма преданности Отечеству и верности воинскому долгу

На формирование патриотических чувств у российских воинов большое влияние оказывают служба в Вооруженных Силах, тот внутренний войсковой порядок и боевая учеба, которые организуются командирами в каждой части. Значительную роль в формировании патриотизма у личного состава играет целенаправленная воспитательная работа офицеров и прапорщиков.

В современных условиях значение умелой организации патриотического воспитания военнослужащих возрастает. Это обусловлено сложностью решаемых задач в ходе придания Вооруженным Силам нового облика, нерешенностью многих материально-технических и социально-бытовых проблем в некоторых воинских частях, необходимостью повышения эффективности работы всех звеньев воинского организма, более ответственного выполнения воинского долга каждым военнослужащим и другими факторами.

Основу работы по воспитанию воинов-патриотов составляют формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений военной присяги, воинских уставов, а также требований приказов министра обороны по вопросам боевой учебы, выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что реальным выражением его патриотических устремлений являются отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность.

В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой учебы, особенно по общественно-государственной подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы.

Широкие возможности для воспитания патриотизма у военнослужащих представляют занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет офицерам, прапорщикам, всему личному составу широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Яркие примеры героизма наших предков не оставляют равнодушными воинов, вызывают у них потребность подражать подвигам в боевых условиях, совершать мужественные поступки. В некоторых частях подобные занятия проводятся в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях.

Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие военной присяги, вынос боевого знамени, принятие в воинский строй молодого пополнения и проводы воинов в запас. Вручение боевого оружия и передача военной техники новичкам оставляют заметный след в душах воинов, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям.

Важное значение в патриотическом воспитании воинов имеет изучение лучших произведений литературы и искусства народов России, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест.

К основным путям формирования патриотизма и верности воинскому долгу у личного состава в современных условиях относятся:

  • воспитание историей;
  • воспитание на воинских традициях и ритуалах;
  • воспитание на ценностях морали и нравственности.

Воспитание историей - это сохранение и приумножение героического прошлого и настоящего нашего народа и его Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и осознаешь свое место в нем.

К этой группе относят формы учебно-воспитательной работы, применяемые в ходе проведения учебно-боевых занятий.

Воспитание на воинских традициях и ритуалах. В некоторых частях хорошо организована пропаганда боевых традиций, в частности, регулярно проводятся уроки мужества. Они посвящаются героическим подвигам однополчан, знаменательным событиям части, рода войск. В местах боевых сражений многие воины участвуют в Вахтах памяти, в проведении поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков.

Воинские традиции являются частью национально-государственных. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

К боевым традициям Российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность Присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др.

Воспитание на ценностях морали и нравственности. К этой группе форм патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения у воинов относятся формы, связанные с участием военнослужащих в создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников, монументов на местах знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др.

Воспитание патриотизма военнослужащих на ценностях морали и нравственности предусматривает следующие положения:

  • никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
  • гуманистическое отношение к человеку любой национальности, уважение его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры;
  • терпимое, тактичное отношение к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях;
  • категорическое неприятие национальной несправедливости, дискриминации, угнетения.

Таким образом, проводимая в Вооруженных Силах России активная работа по патриотическому воспитанию военнослужащих ведется по различным направлениям с использованием разнообразных форм. Успех ее зависит от многих факторов и, прежде всего от активности и инициативы руководящего состава.

3.2.   Рекомендации должностным лицам подразделения по организации патриотического воспитания

Патриотами, как известно, не рождаются, ими становятся в процессе семейного и школьного воспитания, в ходе общественной и профессиональной деятельности, а также армейской службы.

Среди многочисленных задач, решаемых офицерским составом в ходе выполнения служебных обязанностей, одной из важнейших является воспитание подчиненных. В Концепции воспитания военнослужащих, утвержденной приказом министра обороны 2004 г. № 70, подчеркивается, что «воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней»[10]. Это положение, естественно, касается и воспитания у военнослужащих патриотизма, любви к Родине, преданности своему Отечеству, готовности к его защите, вплоть до самопожертвования.

В войсках накоплен значительный опыт работы по формированию патриотического сознания, воспитанию воина-патриота. Эта деятельность осуществляется на занятиях по общественно-государственной подготовке, в процессе информирования личного состава, при проведении культурно-досуговых мероприятий, а также в ходе повседневных занятий войск. Важное воспитательное значение имеет также личная примерность командиров и начальников в выполнении воинского долга. Выдающийся военный педагог генерал М.И. Драгомиров неоднократно подчеркивал: «Работают у того офицера, кто и сам работает! И идут на смерть у того, кто сам от нее не сторонится»[11].

Исходя из результатов проведённого исследования представляется возможным определить алгоритм деятельности должностных лиц подразделения с использованием различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию военнослужащих. Среди них можно выделить следующие:

1. Разъяснение личному составу сущности военной политики Российского государства, основных направлений модернизации его Вооруженных Сил, мер по повышению социальной защищенности военнослужащих. В последние годы внимание государственных органов, всего российского общества к Вооруженным Силам повысилось. Они стали лучше финансироваться, более эффективно проводится их модернизация. «Современная, хорошо обученная и укомплектованная новейшими видами вооружений армия является залогом нашей обороноспособности. Это гарантия защиты от любой потенциальной угрозы или попыток силового давления на нашу страну и, конечно же, принципиальное условие уверенного развития России, роста национальной экономики и роста благосостояния граждан» - отметил Президент России, Верховный Главнокомандующий Д.А. Медведев в своём выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны[12].

2. Использование воспитательного потенциала отечественной военной истории, показ героического прошлого страны и ее Вооруженных Сил, пропаганда боевых традиций. На эту особенность обратил внимание еще в XIX веке видный военный деятель и историк Н.Н. Сухотин. Он писал: «Знание своей Родины, знание прошлого ее, знание прошлого военного и боевого своей армии есть... основа для образования народного мировоззрения, такого склада понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут или подскажут верные и правильные пути в разных случаях деятельности, - основа для развития и укрепления прирожденного чувства любви к Родине - основа для воспитания в каждом из нас веры в силы своего народа, своей армии».

И с этим положением нельзя не согласиться, так как правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, демонстрация примеров беззаветного служения Отечеству, следования традициям народа и армии, основанных, как правило, на борьбе за независимость, способствуют укреплению духовных сил воинов, воспитанию у них чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.

Для распространения военно-исторических знаний среди военнослужащих используются все формы информационно-воспитательной работы, особенно занятия по общественно-государственной подготовке. Ее учебные планы предусматривают темы, позволяющие сержантам и солдатам достаточно широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. На занятиях перед воинами раскрываются боевые действия легендарных защитников земли Русской, их подвиги. Яркие примеры героизма не могут не запасть в души солдат, осесть в памяти и не вызывать желания совершать мужественные поступки. Изучение истории Отечества было и остается важнейшим направлением патриотического воспитания.

3. Во многих воинских частях и подразделениях стало доброй традицией торжественно отмечать Дни воинской славы России. Это дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России, в которых российские войска, проявив доблесть, снискали себе почет и уважение современников, и благодатную память потомков. Накануне и в эти знаменательные дни в частях и подразделениях организуются военно-исторические конференции, беседы, конкурсы, викторины, просмотры кинофильмов по военно-патриотической тематике, встречи с участниками войн и военных конфликтов и т.д. (приложение А).

3. Особое значение в патриотическом воспитании военнослужащих имеет изучение истории своего соединения, части. Командиры подразделений должны добиваться того, чтобы каждый военнослужащий, придя в часть, знал не только её номер, но и всю её боевую историю, её героев и боевые награды. Это способствует тому, что человек начинает гордиться своей воинской частью и повсюду отстаивает её честь. Решению этой задачи способствует то, что о многих соединениях и частях написаны книги, изданы брошюры, в каждой части есть музей или комната боевой славы, галереи Героев, а в комнатах досуга - схемы боевого пути и стенды, рассказывающие об истории части и ее героях.

Немало интересного и поучительного в плане патриотического воспитания проводится в прославленных соединениях и частях, имеющих почетные наименования, награжденных орденами и другими знаками воинской доблести. Высокое чувство гордости за принадлежность к такой части всегда было и остается источником формирования патриотического сознания у воинов.

В этих частях патриотическому воспитанию, как правило, помогают музей, комнаты Боевой славы, встречи с ветеранами части, наглядная агитация и другие формы. Воспитание личного состава на боевых традициях, примерах мужества и героизма воинов - мощное и действенное средство (приложение Б).

Командир отделения, расчета, экипажа, боевого поста имеет возможность широко использовать эти материалы в воспитании подчиненных. Большое впечатление на воинов производят рассказы о подвигах Героев Советского Союза и Героев России, кавалеров ордена Славы, воинов, навечно зачисленных в списки части.

4. Важным направлением патриотического воспитания воинов является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации - герба, флага и гимна, а также государственных праздников. В этих целях организуются экскурсии в исторические музеи, проводятся тематические вечера, беседы, конкурсы, викторины, кинолектории и т.п. Хорошо организованные и четко проведенные мероприятия вызывают у воинов светлые патриотические чувства, способствуют приливу творческих сил, зовут к новым свершениям.

5. Существенное влияние на формирование патриотического сознания у личного состава оказывают воинские ритуалы и церемонии, сопровождающие воина на протяжении всей службы в армии и содержащие глубокий смысл. Воинские ритуалы многообразны и охватывают все сферы воинской деятельности. Все они эмоционально окрашены и содержат огромный воспитательный потенциал. Наиболее популярные из них: принятие военной присяги, вручение знамен и штандартов, торжественное чествование героев и лиц, награжденных правительственными наградами, вручение воинам оружия и боевой техники в торжественной обстановке, объявление поощрений, торжественное чествование героев и ветеранов, заступление на боевое дежурство, проведение строевых, развод и смена караулов, проведение торжественных собраний и митингов и др. Всё это надолго запомнится каждому воину и вызывает гордость за воинскую часть, Российские Вооруженные Силы.

Хорошо организованные и четко проведенные воинские ритуалы вызывают у воинов высокие патриотические чувства и мысли, зовут к новым свершениям и поступкам, вдохновляют на успешное решение стоящих перед ними задач. Командиры подразделений работе должны помнить, что в подготовке и проведении воинских ритуалов не может быть мелочей. Малейшее нарушение слаженности, гармонии, ритмичности при их выполнении вызывает отрицательные эмоции и у участников ритуала, и у наблюдающих.

6. Немалую роль в патриотическом воспитании оказывает четкое и постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями. Ежегодно значительная часть военнослужащих в ряде военных округов принимает участие в поисковой работе в рамках Всероссийской Вахты памяти, помогает местным органам в проведении мероприятий, посвященных Дням воинской славы, Дня призывника и т.д.

Не малая роль в организации патриотического воспитания солдат принадлежит младшим командирам. Они постоянно находятся с подчиненными - на занятиях и в расположении, на работе и в часы досуга. Теплые, дружеские беседы с сослуживцами в неформальной обстановке порой бывают не менее ценными в воспитательном плане, чем плановые занятия.

Следует подчеркнуть, что значительную помощь должностным лицам подразделения в организации и проведении патриотического воспитания военнослужащих оказывают Дома офицеров, офицерские и солдатские клубы, а также газеты и журналы Министерства обороны.

Таким образом, в арсенале командиров подразделений имеется немало средств, форм и методов работы по воспитанию своих подчиненных в духе патриотизма, верности воинскому долгу и личной ответственности за защиту Родины. Активное и эффективное их использование - долг каждого офицера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации.

Любовь к Родине, являясь нравственной основой воинской службы, способствует формированию у военнослужащих чувства ответственности, выступает тем идейным стержнем, который пронизывает всю жизнь и деятельность воинских коллективов.

Патриотизм военнослужащих в значительной степени оказывает влияние на характер воинской службы, на выполнение каждым из военнослужащих своего конституционного долга. Это воздействие осуществляется следующим образом:

1. Любовь к Родине позволяет ее защитникам лучше осознать необходимость своего ратного труда как труда на благо Отечества. России чужда политика агрессии и милитаризма, но она должна быть готова дать отпор любому агрессору. Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, укрепляет их духовные силы, вызывает более ответственное отношение к своим служебным обязанностям.

2. Любовь к Родине помогает справляться с напряженным ритмом военной службы, успешно преодолевать многочисленные трудности в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке. С одной стороны, эти трудности обусловлены характером задач, стоящих перед Вооруженными Силами, особенностями военной организации, своеобразием условий, в которых осуществляется деятельность военнослужащих. С другой - вызваны недостаточной материально-технической обеспеченностью учебного процесса войск, отсутствием надлежащей заботы государства о своих защитниках, ослабленным вниманием некоторых старших начальников к нуждам и запросам своих подчиненных.

Военная служба является особым видом государственной службы. Поэтому воспитание патриотизма является первостепенной задачей духовно-нравственного воспитания в воинских коллективах.

3. Патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала Вооруженных Сил России, прежде всего духовной его составляющей. Он сплачивает воинские коллективы, повышает их ответственность за выполнение учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности войск, организованности и дисциплины. Сегодня быть воином-патриотом - это значит активно содействовать осуществлению военной реформы в стране, четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально-боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов.

4. Патриотизм военнослужащих поднимает их на борьбу со всем негативным, что еще имеется в армейской жизни. Он заставляет бороться с равнодушием и нигилизмом, с благодушием и самоуспокоенностью, с недостатками и упущениями в службе.

В большинстве частей и подразделений командиры правильно понимают свои задачи, в том числе и воспитательные, пользуются авторитетом и доверием подчиненных, кропотливо ведут с ними воспитательную работу. Именно они воспитывают в душах солдат такие благородные чувства, как любовь к Родине, верность воинскому долгу, побуждают тех с высокой ответственностью относиться к служебным обязанностям. Эта работа станет более эффективной, если должностные лица подразделения будут ближе к подчиненным, знать их настроения, хорошо представлять морально-психологическую атмосферу в коллективе, целеустремленно вести индивидуальную работу. Учитывая существенное снижение качественных характеристик призывников, прибывающих в Вооруженные Силы, воспитательная роль офицеров, прапорщиков, младших командиров еще более возрастает.

Изученный в исследовании опыт планирования, организации и проведения мероприятий по патриотическому воспитанию военнослужащих в частях и подразделениях Вооруженных Сил позволил выявить наиболее эффективные формы и методы проведения этой работы. Выработанные на основании проведённого анализа и обобщения рекомендации должностным лицам подразделения помогут повысить эффективность патриотического воспитания военнослужащих. Это, в свою очередь, в значительной степени обусловливает боеготовность и боеспособность частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации в целом и Военно-воздушных сил в частности.

Таким образом, патриотическое воспитание - задача непреходящая и решать ее необходимо в комплексе, в тесном взаимодействии федеральных, региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти с ветеранскими, молодежными, религиозными и другими общественными организациями. Привитие гражданину чувства любви к Отечеству, качеств патриота начинается в семье, оно продолжается и на школьной скамье, и в армии, на протяжении всей его жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Лутовинов В., Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского воина. // Ориентир. - 2000. № 6.
  2. Матвиенко В. Патриотическое воспитание граждан - задача государственная, общественная // Патриот Отечества. - 2002. № 1.
  3. Стрельников В. Патриотизм - важнейший фактор укрепления Вооруженных Сил РФ // Ориентир. - 2003. №1.
  4. Кузнецов Р. Патриотизм - источник духовной силы российского воина // Ориентир. - 2003. № 10.
  5. Маршал Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления. М.: Агентство печати «Новости». - 1983., т.3, с. 189.
  6. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря .1993 г.)
  7. Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе» от 19 июля 2001 г. № 102-ФЗ:
  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». - М.: Росвоенцентр. - 2005.
  9. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны Российской Федерации
    2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  10. Приказ министра обороны Российской Федерации 2005 года № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  11. Драгомиров М.И. Четырнадцать лет. 1881 - 1894. // Сборник оригинальных и переводных статей. СПб., 1895. 360 с.
  12. http://www.kremlin.ru/text/appears/2011/03/214041.shtml
  13. Приказ министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».


[1] Лутовинов В., Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского воина. // Ориентир. - 2000. № 6.

[2] Матвиенко В. Патриотическое воспитание граждан - задача государственная, общественная // Патриот Отечества. - 2002. № 1.

[3] Матвиенко В. Патриотическое воспитание граждан - задача государственная, общественная // Патриот Отечества. - 2002. № 1.

[4] Стрельников В. Патриотизм - важнейший фактор укрепления Вооруженных Сил РФ // Ориентир. - 2003. №1.

[5] Кузнецов Р. Патриотизм - источник духовной силы российского воина // Ориентир. - 2003. № 10.

[6] Маршал Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления. М.: Агентство печати «Новости». - 1983., т.3, с. 189.

[7] Кузнецов Р. Патриотизм - источник духовной силы российского воина // Ориентир. - 2003. № 10.

[8] Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря .1993 г.)

[9] Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе» от 19 июля
2001 г. № 102-ФЗ.

[10] Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

[11] Драгомиров М.И. Четырнадцать лет. 1881 - 1894. // Сборник оригинальных и переводных статей. СПб., 1895. 360 с.

[12] http://www.kremlin.ru/text/appears/2011/03/214041.shtml

Просмотров работы: 843