Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Возрастание степени динамичности и изменчивости окружающего социума ставит задачу активного включения личности в преобразовательное взаимодействие со средой в ряд наиболее актуальных задач социального становления субъекта общественной жизни.
Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.
А.В. Петровский, российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности, определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, профессор, кандидат педагогических наук Н.В. Савин в свое время, определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.
И.Ф. Харламов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный член Российской академии образования, определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.
Е.И. Коротеева, М.В. Сокольская рассматривают роль искусства, художественной деятельности в формировании элементов социальной активности. Проблеме организации художественно-эстетической деятельности школьников посвящены диссертационные исследования Левкиной Т. И. (2000 г.), С.П. Ахтырского (2003 г.), С.М. Завьяловой (2002 г.), М.Н. Зайковской (2002 г.), Е.О. Казьминой (2000 г.), М.В. Сайфулиной (2002), Е.В. Самохваловой (2006 г.) и др.
В настоящее время проблема формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности обусловлена потребностью общества в социально активной личности и недостаточной вовлеченностью молодежи в социально значимые виды деятельности, в том числе, художественно-эстетическую.
Государственная молодежная политика ХМАО-Югры как отрасль социальной политики в целом сформирована не так давно. Югра - один из немногих субъектов РФ, где учреждения дополнительного образования, участвуя в различных специализированных программах и проектах, активно включают молодежь в социальную среду, тем самым развивая свои коммуникативные навыки, приобретая опыт общения, определяя свое место и функции в структуре общества. Включаясь в деятельность учреждений дополнительного образования, подростки приобретают новые ценностные ориентиры, расставляют приоритеты. Однако, проблема формирования социальной активности подростков, как особой возрастной категории, исследована недостаточно. В то же время изученность теоретических основ категории «социальная активность» и особенностей воспитания подростков, а также наличие опыта практической деятельности в формировании социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования создают базу для проведения целостного исследования в данной предметной области.
Таким образом, можно зафиксировать ряд проблем:
Художественно-эстетическая деятельность как организованный педагогический процесс предоставляет большие возможности для проявления качественных и динамических характеристик социальной активности подростков и является фактором ее формирования. Между тем, с подобной деятельностью подросток практически не знаком, что понижает не только его социальную активность, но и уровень общей культуры в целом.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что организация социально значимой художественно-эстетической деятельности подростков, будет способствовать формированию социальной активности, духовно-нравственных качеств, максимальному раскрытию творческих способностей, созданию атмосферы сопричастности, ответственности за судьбу страны и края.
Художественно-эстетическая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков представляет собой сложную многофункциональную социально значимую деятельность по освоению и распространению культурного наследия прошлого.
Комплекс педагогических условий формирования социальной активности подростков включает:
Модель формирования социальной активности подростков представляет собой системное образование, определяющее последовательность и взаимосвязь этапов, педагогических условий, форм и методов организации, а также результатов деятельности подростков, направленных на формирование их социальной активности и проявление качеств социальной активности - организованности, самостоятельности, инициативности и ответственности, в других видах социально значимой деятельности: учебной, общественной и досуговой.
Формирование социальной активности заключается в поиске новых видов деятельности, способствующих формированию социальной активности личности подростков, новых форм организации художестенно-эстетической деятельности молодежи разного возраста в целях формирования социальной активности; разработка новых технологий и создание педагогических условий приобщения подростков к социально значимой деятельности.
Активность, связанная с творчеством, носит творческий характер, это свободная, творческая деятельность подростка. В этом случае большая роль принадлежит преподавателю, ведущему тот или иной предмет, т.е. зависит от методов используемых им.
Литература