В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевые компетенции». Компетенция - это общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированному на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность (Е.В. Ткаченко).
Компетентность - это обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности (Э.Ф. Зеер).
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Авторы «Концепции», анализируя мировую образовательную практику последних лет, утверждают, что понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-методологических оснований модернизации.
Жизнь современных старшеклассников проходит в условиях экономических и социальных перемен. Ситуация, сложившаяся в социуме России, диктует свои требования к подготовке обучающихся старших классов. В настоящее время в российском образовании происходят изменения, которые непосредственно связаны с его модернизацией. Это своего рода ответ на социальную ситуацию, в которой формируется современный школьник, когда его будущая жизнь и благосостояние общества во многом зависят от его активной творческой позиции. В данной связи перед образовательными учреждениями поставлена задача формирования компетентного школьника, способного самостоятельно и творчески участвовать в жизни общества.
Социальный заказ общества определяет необходимость формирования у старшеклассников ключевых компетенций в разных сферах деятельности (гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой) в том числе и культурно-досуговой.
Новое образование, строящееся на основе компетентностного подхода, предлагает разграничение компетентностей школьников по определенным сферам (В.А. Болотов, В.В. Сериков, А.В. Хуторской). Одной из них является сфера культурно-досуговой деятельности, включающая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность. Указанная сфера представляется неотъемлемым элементом образа жизни старшеклассника, определяющим особое пространство его развития. В рассматриваемой сфере особенно важна внеурочная деятельность старшеклассников, т.к. она способствует их позитивной социализации.
Дополнительное образование детей остается сегодня гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития детей. Система дополнительного образования детей выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, реабилитирующую, компенсаторную, профилактические функции. Дополнительное образование детей - это актуализация индивидуальных потребностей личности ребенка, которые не обеспечиваются в достаточной мере в рамках основных образовательных программ, а компенсируются в виде интеллектуальных, досуговых, информационных, развивающих услуг (половозрастных, индивидуально-личностных, национально-конфессиональных, творческих, профессиональных и др.).
Научный интерес к культурно-досуговой сфере старшеклассников как к сфере, связанной ссаморазвитием, самовыражением, самоутверждением, носит постоянный и устойчивый характер (Э.А. Аксенова, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, А.В. Мудрик, С.А. Шмаков). Педагогическая практика показывает, что учителя общеобразовательных школ, хотя и признают важность культурно-досуговой деятельности старшеклассников для их развития, но недостаточно уделяют внимания организации данной деятельности, отводя ей незначительное место в сравнении с учебными занятиями. Более того, результаты этой деятельности не рассматриваются в контексте развития качеств личности. Вместе с тем общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всехконкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества (О.Е. Лебедев).
Приоритетное место в досуге старшеклассников занимают общение с друзьями, прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач, что говорит о приоритетности для них досуга, не требующего особых усилий. Выявлено, что старшеклассники, которые в школе учатся на «хорошо» и «отлично», гораздо реже посещают учреждения досуга, чем старшеклассники, имеющие удовлетворительные оценки в школе, что связано с недостатком времени Причины вышеизложенных ситуаций заключаются в формальном характере организации культурно-досуговой деятельности старшеклассников, не отражающей их потребности. Немалую роль здесь играет пассивная позиция общеобразовательных школ во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, а также загруженность старшеклассников учебными занятиями. В этой связи, учитывая важность досуга старшеклассника как социально значимого явления с позиций государства и общества, актуальной для педагогической практики становится задача осмысления значимости культурно-досуговой деятельности в подготовке компетентной личности.
Анализ научных исследований показал, что понятие «культурно-досуговая компетентность старшеклассников» не являлась предметом специального исследования. Наряду с этим, выявлены теоретические предпосылки для изучения данного феномена.
Первая группа исследований посвящена изучению компетентностного подхода О.Е. Лебедев выделяет принципы компетентностного образования и характеризует компетентность как новые возможности обучающихся А.В. Хуторской дает характеристики понятий «компетенция» и «компетентность», определяя компетентность как совокупность качеств, минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Дж. Равен раскрывает компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области. В.И. Данильчук, В.В. Сериков выявляют в компетентности комплексный личностный ресурс. А.К. Маркова представляет компетентность как собственный опыт, приобретенный при поддержке педагога.
Вторая группа исследований отражает особенности компетентностного подхода к образованию старшеклассников в зарубежном опыте Е.Б. Лысова обращает внимание на ведущую роль деятельности в образовании старшеклассников, которая связана с самовыражением, допрофессиональной и технологической подготовкой и носит практический характер. Э.А. Аксенова подчеркивает значимость формирования профессионально и социально значимых качеств личности, востребованных во многих видах культуросообразной деятельности, в том числе и в подготовке старшеклассников к реальной жизни.
Третью группу исследований составляют исследования в области культурно-досуговой деятельности. А.Ф. Воловик, В.А. Воловик рассматривают досуговую деятельность как удовлетворение потребностей, О.Р. Голованов - как специфический фактор самовыражения личности, С.А. Шмаков - как средство самореализации личности, М.Б. Зацепина, Т.В. Вдовенко - как деятельность для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности.
Четвертая группа исследований раскрывает возрастные особенности старшеклассников, как наиболее благоприятные для формирования культурно-досуговой компетентности. Значимыми для данной работы являются идеи Л.С. Выготского об активном стремлении старшеклассника к личностному самосовершенствованию. И.С. Кон раскрывает важность старшего школьного возраста для социального и личностного самоопределения ребенка. А.С. Белкин пишет о потребности старшеклассников в знаниях и высоком уровне их самосознания, которые связаны с их жизненными планами и осознанием себя как личности. А.В. Гришина подчеркивает важность осознанного выбора вида деятельности, где старшеклассник может творчески реализоваться. А.В. Москвина обращает внимание на осознание старшеклассником собственных возможностей в соответствии с предстоящим профессиональным выбором.
Пятая группа исследований представлена трудами, которые отражают особенности учреждений дополнительного образования детей А.М. Саранов, Г.И. Гузева, Л.А. Турик показали направленность дополнительного образования на развитие личности и способы ее саморазвития, самоопределения и самореализации. В.В. Абраухова подчеркивает потенциал дополнительного образования для свободного поиска личностью способов самоопределения в различных сферах жизнедеятельности. О.Е. Лебедев исследует возможности успеха в выбранной сфере деятельности. В.И. Козырь обращает внимание на приобретение школьником собственного опыта самоопределения, саморазвития, самореализации. А.И. Щетинская, М.И. Шилова изучают возможности оказания педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере. Т.И. Черноусенко показывает диапазон образовательных услуг, создающий новые возможности для творческого развития школьника, его самоопределения и самореализации.
Согласно Концепции модернизации российского образования, в которой подчеркивается важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательные школы совместно с учреждениями дополнительного образования включились в разработку интегрированных программ, направленных на профилизацию образования учащихся 9-11-х классов. Однако многие образовательные учреждения не в полной мере учитывают потенциал учреждений дополнительного образования детей в создании условий для самореализации, предметного, социального и профессионального самоопределения личности школьника. На мой взгляд, потенциальные возможности учреждения дополнительного образования детей позволяют создать эффективные условия для процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников. В качестве педагогических условий формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей выступают широкий спектр направлений и свободный выбор культурно-досуговой деятельности (на этапе освоения социокультурного опыта); практико-деятельностный характер образовательного процесса (на этапе побуждения к самореализации); направленность на результативность культурно-досуговой деятельности (на этапе презентации индивидуального опыта). В качестве принципов, определяющих деятельность педагога по формированию культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей, выступают принцип интереса (обусловленный приоритетом интересов старшеклассников, наличием предмета общего интереса у старшеклассников и педагога), принцип увлекательности и творчества (позволяющий погружать старшеклассников в педагогические ситуации через занимательные и увлекательные формы), принцип признания уникальности каждого (позволяющий выстраивать учебно-воспитательный процесс с учётом индивидуальных особенностей и возможностей старшеклассника), принцип созидательного сотрудничества (позволяющий придавать дополнительному образованию осмысленность и способствующий активизации старшеклассников на представление индивидуального опыта в контексте содержания образовательной программы).
Литература