ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ КАТЕГОРИИ «ТРУДНЫХ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ КАТЕГОРИИ «ТРУДНЫХ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Зачастую «трудными» мы называем подростков, с которыми нам самим трудно, но мы и не задумываемся над тем, что трудный подросток - это не только когда обществу с ним трудно, это когда ему самому трудно. Ребенок в столь ранимом возрасте попадает под влияние чуждой ему среды, сталкивается с непониманием со стороны окружающих. В школе учителя корят его за непонимание предмета, сетуя на его бесполезность в обществе. Одноклассники задирают. Проблемы с учебой. Но самое главное - поведение родителей. Они ошибочно принимают за должное, что выйдя из «детского» возраста, ребенок может и сам справиться с возникшими в его жизни проблемами. Основная ошибка родителей заключается в том, что они, будучи погруженными с головой в работу, перекладывают обязанности воспитания своего ребенка на школу, общество, государство. Нередки и такие случаи, когда родители винят школьных учителей в неподобающем поведении своего ребенка - мол, это они, учителя, недоглядели, не предотвратили нежелательную ситуацию. Но зачастую родители забывают о том, что воспитание начинается в семье. Именно они, родители, играют главную роль в воспитании своего ребенка на протяжении всей его жизни.

Столкнувшись с рядом препятствий со стороны общества, у подростка включается своеобразная защитная реакция. Он мнит себя взрослым, независимым от родителей; прогуливает школьные занятия, тем самым демонстративно заявляя о том, что он сам распоряжается своей жизнью. А будучи в стенах школы, как он себя ведет? Напускная независимость, пренебрежение к этическим нормам как по отношению к сверстникам, так и к педагогам. Педагогу особенно тяжело вести урок, когда один (или несколько) такой «трудный», пытаясь всем что-то доказать, демонстративно отказывается выполнять задания, грубит преподавателю, срывает урок. А ведь иногда они и вовсе переходят грань и начинают прямо-таки издеваться над учителем, выказывая тем самым свое пренебрежение к предмету и самому преподавателю! «Зачем?» - спросите вы. Что бы самоутвердиться перед одноклассниками, продемонстрировать свое отношение к учебе, к правилам и нормам приличия. Или же, дабы развлечь толпу, выступая местным шутом. А ведь именно через правильно или неправильно выстроенную систему межличностных отношений подросток включается в систему общественных отношений.

Межличностные отношения являются своеобразным связующим звеном трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них и благодаря им деятельность человека предстает такой разнообразной и развивающей. Относительное преобладание ориентаций межличностных отношений на интеллектуальное, эмоционально-коммуникативное, и практическое взаимодействие показывает характер отношения человека и групп людей к деятельности как к игре, учебе или труду, корректирует адекватность своего поведения.

Формирование межличностных отношений связано с рядом проблем. Одна из причин заключается в определении условий и личностных качеств, делающих одного человека популярнее другого. Выявление факторов, определяющих популярность-непопулярность личности в коллективе, дает возможность  прогнозировать характер развития межличностных отношений. Важной в этом плане является информация о том, кто в коллективе отвергается, какие качества личности определяют этот эффект отношений, что можно сделать для снятия негативных установок членов коллектива. Противоречие между поиском себя подобного, ориентации на симпатии и столкновение с непохожими - вот источник постоянного развития межличностных отношений. Неадекватное ожидание в отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к распаду межличностных отношений. Специфика межличностных отношений в коллективе, возрастно-половые, профессиональные и другие особенности его членов определяют критерии и эталоны, использующиеся субъектами в выборе партнеров для общения. Существенным фактором, определяющим характер межличностных отношений, является половое различие и особенности отношений в однополых и разнополых парах, группах. Когда эти два компонента отношений дополняют друг друга - межличностные отношения уравновешиваются.

Развитие и становление личности есть результат ее взаимодействия со средой. Деформация взаимоотношений подростка с окружающими его людьми определяет сложность структуры личности подростка и создает условия для асоциальной направленности поведения. Правильный социально-психологический подход к оценке явлений процесса формирования межличностных отношений и своевременное педагогическое вмешательство предупреждает отклонения в его развитии, нормализует связи личности с окружающей средой.

Таким образом, педагогическое управление межличностными отношениями должно заключаться, прежде всего, в предупреждении конфликта между управлением материальных запросов личности и возможности их реального удовлетворения.

Просмотров работы: 12