АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В современных условиях развития системы образования с особой значимостью возрастает постоянный интерес к эстетической культуре как к многовековому эстетическому опыту человечества, выраженному в идеях, явлениях, нормах и результатах человеческой деятельности, и обусловлен в научных исследованиях, прежде всего, дефицитом духовности, преобладанием в обществе материальных ценностей над духовными [3].

Активно развивающаяся в современной России система дополнительного образования рассматривается как одно из главных средств инновационного поиска в решении задач различных направлений воспитания, личностного и интеллектуального развития и социализации учащихся. Предполагается, что создание целостной системы и объединений по интересам, обновление содержания этой деятельности, совершенствование традиционных и привлечение новых педагогических методик дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях - всё это станет существенным подспорьем в достижении главной педагогической цели общеобразовательного учреждения - воспитывать не просто хорошо образованного человека, но и творческую, духовно богатую, гуманную, разносторонне развитую личность, обладающую эстетической культурой.

Воспитание эстетической культуры учащихся можно достичь различными средствами, в том числе, средствами природы, средствами труда и действительности, средствами искусства и др. Организованное педагогами, эстетическое развитие личности учащегося осуществляется в процессе эстетического воспитания в учреждении дополнительного образования, а неорганизованное эстетическое развитие - в результате неконтролируемого воздействия массовой культуры, визуальной и аудиальной информации, не всегда эстетичной по своему характеру.

В данной работе в качестве средства воспитания эстетической культуры учащихся и вида эстетической деятельности исследуется фотодизайн, его эстетико-педагогические возможности, способствующие полноценному целостному развитию личности. Фотодизайн является одним из основных средств сохранения и преобразования эстетической и общей культуры, как проявление современной цивилизации [4]. Однако в учебно-воспитательной среде фотодизайн в виде средства наглядного обучения и средств информации широко и качественно не используется, а тем более не применяется как вид эстетической деятельности детей.

C уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, результаты проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в достижениях мировой культуры. Иными словами, воспитание эстетической культуры у подрастающего поколения - условие эффективного развития всего общества, что вполне соответствует целям, которые поставлены перед российским образованием со стороны ведущих стратегических документов федерального уровня.

В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования был принят Закон Российской Федерации «Об образовании» [6], который провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Статья 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» специально посвящена дополнительному образованию.

Принятие Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ способствовало  поставить вопрос о повышении эффективности дополнительного образования детей в плане эстетического воспитания [1, 2], а принятая правительством Российской Федерации Национальная доктрина образования (14.10.2000 г.) ориентируют общеобразовательную школу на сохранение, усвоение и развитие лучших достижений в различных областях культурного пространства [5].

Поэтому на социально-теоретическом уровне проблема воспитания эстетической культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей является актуальной.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить степень разработанности выделенной проблемы.

В научных работах эстетическая культура представлена как сложное структурное образование, включающее в себя в каждый конкретный исторический период создание, накопление и распространение реальных эстетических ценностей (С.П. Кудрявцева, В.А. Разумный, У.Ф. Суна и др). Так, В.Н. Липский и А.В. Пирадов эстетическую культуру личности определяли как единство чувств, вкусов и идеалов; А.В. Азархин как способность человека эстетически воспринимать и оценивать все явления действительности; Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, В.К. Скатерщиков как органическое единство развитого эстетического сознания человека и его эстетических способностей.

М.А. Верб рассматривает воспитание эстетической культуры школьника с учетом всего многообразия факторов, влияющих на него. В работах А.В. Золотаревой подчеркивается роль дополнительного образования детей в модернизации целей общего образования, в особенности - целей воспитания.

Педагогические исследования по вопросам воспитания эстетической культуры личности опираются на выводы философии, эстетики и психологии (В.А. Балашов, Л.П. Печко, В.И. Самохвалова, Е.М. Торшилова и др.). Анализ этих исследований позволил выявить, что полноценное развитие личности, обеспечивает дизайн и его изобразительно-выразительные средства (Р. Арнхейм, Ю.Б. Борев, Н.П. Валькова, В.Л. Глазычев, Е.Н. Лазарев и др.).

В отечественных педагогических исследованиях широко освещены вопросы воспитания эстетической культуры у подрастающего поколения  в процессе интеграции основного и дополнительного образования (А.В. Антонова, Н.К. Карпова, И.Э. Кашекова, Т.С. Комарова, И.И. Легостаев, А.Н. Малюков, Е.В. Ремнева, Г.Н. Савельева, И.А. Синкевич, Г.П. Скамницкая, Т.В. Фуртаева и др.).

На наш взгляд, наиболее важными и поэтому находящимися в центре внимания исследователей остаются проблемы нравственного, гражданского, эстетического, экономического и других направлений воспитания школьников в системе дополнительного образования, что освещено в работах (Р.Н. Азарова, Л.В. Байбородова, О.Г. Важнова, М.Б. Зацепина, Л.А. Зимняя, П.В. Конаныхин, Э.И. Медведь, Н.А. Морозова, В.И. Петрова, Е.В. Подповетная, Л.Л. Ромашкова, М.И. Рожков, Э.И. Сокольникова, М.Г. Тайчинов, Н.Ю. Хитарова, Л.Н. Ходунова и др.).

Значительное количество работ посвящено проблемам содержания дополнительного образования, в первую очередь - проблеме разработки (проектирования) образовательной программы творческого объединения дополнительного образования эстетической или другой направленности (Л.Г. Арчажникова, В.Н. Дармодехина, Н.В. Добрецова, Е.Б. Евладова, Л.А. Зимняя, В.В. Комаров, И.А. Костева, Н.М. Наумова, Л.А. Николаева, Е.Г. Овчинникова, И.А. Попова, Л.А. Рапацкая, Т.В. Саляева, Э.Ф. Эхов и др.).

Несколько меньшее число работ посвящено формам, методам и методикам работы со школьниками в творческих объединениях дополнительного образования (М.Б. Коваль, А.И. Лучанкин, Л.В. Овчинникова, А.А. Сняцкий, И.И. Фришман и др.).

Ряд исследований нацелен на разработку теории и методики деятельности детских объединений, ориентированных на повышение эффективности деятельности творческих объединений дополнительного образования (Байбородова Л.В., Волохов А.В., Вульфов Б.З., Рожков М.И., Фришман И.И., Чепурных Е.Е. и др.).

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне связана с необходимостью разработки научно-методического обеспечения воспитания эстетической культуры школьников средствами фотодизайна в учреждениях дополнительного образования детей.

Сущность эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования определяется исходя из того, что его следует понимать как социальное явление, сложный многоуровневый процесс и специально организованную деятельность, направленную на формирование способности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности через осуществление художественно-эстетической деятельности.

Итак, система дополнительного образования детей исследуется сегодня достаточно широко и разносторонне. Тем не менее, некоторые проблемы, существующие в системе дополнительного образования, по-прежнему остаются за рамками научных исследований. Одной из таких проблем остаётся  воспитание эстетической культуры школьников средствами фотодизайна в учреждениях дополнительного образования.

Литература

  1. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Народное образование. - 2005. - №2. - С. 248 - 252.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Внешкольник. - 2002. - №6 (вкладыш).
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1998. - 464 с.
  4. Розенсон И. Основы теории дизайна - СПб.: Питер, 2006. - 224 с
  5. http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
  6. http://www.consultant.ru/popular/edu/
Просмотров работы: 66