ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы и темы исследования связана с тем, что на современном этапе расширение круга интересов детей дошкольного возраста  является социальным заказом общества системе дошкольного образования.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) [5]. Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Важным средством развития интересов дошкольников является конструирование, которое в Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ рассматривается как процесс, в результате которого происходит познавательное развитие и трудовое воспитание детей, формируется умение пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении конструкторских задач [5].

В научной литературе существует несколько определений интереса. Авторы «Педагогического словаря» определяют его как форму проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [3, с.78]. Г.И. Щукина отмечает, что интерес фигурирует среди других мотивов как центральный и представляет собой «глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов» [7, с. 27]. Неслучайно и сам термин «интерес» происходит от латинского слова intersum, что значит «имею важное значение».

Специфику интереса выделяет Э.А.Баранова, которая указывает, что «интерес сам по себе знаний не содержит. Однако, вычленяя информацию из общего потока, выделяя предмет или явление, он делает его тем самым значи­мым для ребенка. А без этого все усилия педагога создать какое-либо представление или сформировать отношение останутся тщетными» [1, с.23].

Л.И. Божович указывает на следующие психолого-педагогические основы интересов дошкольников [2, с.129]:

  • интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку они лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка;
  • интерес, создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер протекания и результат;
  • интерес не является врожденным качеством личности, а формируется в социальных условиях ее существования;
  • интерес отвечает за личностный способ включения ребенка в деятельность, формируя его отношение к деятельности и социальную позицию. Он ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам. Это социальная сила, обусловливающая функционирование и развитие социальной деятельности.

При качественной характеристике интересов исследователи рассматривают их широту, действенность, устойчивость. В исследованиях Л.И. Божович и Г.И. Щукиной установлено, что в дошкольном возрасте в наибольшей мере поддается положительному влиянию широта познавательной направленности интереса; самыми сложными для формирования являются действенность и устойчивость интереса детей [7, с.31]. В дошкольном возрасте развитие интереса осуществляется в продуктивных видах деятельности при целенаправленном воздействии взрослого. В этом случае интерес становится более устойчивым, действенным, глубоким, дифференцированным.

Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес как целостное образование, состоящее из четырех взаимосвязанных компонентов: интеллектуального, эмоционального, регулятивно-волевого и творческого [7, с.40].

Изучая развитие интереса в старшем дошкольном возрасте, исследователи (Г.И. Щукина, Э.А. Баранова) выделяют три его уровня: любопытство, любознательность, элементарный познавательный интерес [1, 21].

Под развитием интереса старших дошкольников понимается  целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем - элементарному интересу как устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемой на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка в различных видах детской деятельности, в том числе и в конструировании.

В исследованиях Э.А. Барановой выделяются следующие показатели уровня развития интереса детей [1]:

  • детские вопросы;
  • стремление детей наблюдать, длительно рассматривать объект;
  • выяснять свойства и особенности предметов и явлений, служащих объектом их интереса;
  • эмоционально-познавательная активность детей, проявляющаяся в беседах, обсуждении со сверстниками и взрослыми увиденного и наблюдаемого.

В возрасте от трех до семи лет интерес детей проявляется на этих уровнях. Особенность его развития заключается в том, что один уровень последовательно не заменяет другой. Они сосуществуют, но для каждой ступени характерно свое соотношение.

Эффективным средством развития интереса дошкольников является продуктивная деятельность. Желание дошкольника рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации объясняется его интересом ко всему окружающему и удовольствием от самостоятельной работы. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.

Конструирование из природного материала относится к продуктивным видам деятельности, поскольку оно направлено на получение определенного продукта. Цели конструирования из природного материала - формировать навыки, необходимые для создания поделки, умения анализировать образец, рисунок, фотографию; дать знания о путях изготовления поделок и способах работы с природными материалами с учетом их свойств [6, с.127]. Такая специфическая направленность конструирования из природного материала отличает его от других видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста и вызывает огромный интерес у воспитанников.

Программа «От рождения до школы» предполагает использование следующего природного материала в конструировании для детей дошкольного возраста: овощи, фрукты, сухие листья и цветы, корни, ветки, сучки, скорлупа орехов, сухие грибы, ракушки, солома, птичьи перья, мох, трава, семена, береста и т.д. [6, с.126]. Конструирование изображения происходит путем соединения между собой природного материала для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.

И.В. Новикова отмечает, что важно то, что в конструировании из природного материала дети, создавая образы из природного материала, не столько отображают их структуру, сколько передают характер, выражают свое отношение. В силу этого конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу, оно является эффективным средством развития интереса детей к художественно-эстетической стороне действительности, к творчеству [4, с.8].

Анализ современных образовательных программ ДОУ по  проблеме развития интереса старших дошкольников к конструированию из природного материала показал, что в каждой из них уделено внимание этому виду конструирования, ставятся задачи по обучению детей этому виду деятельности. Однако специально такая задача в программах не ставится, только в программе «Детство» в общем виде сформулирована задача по развитию интереса детей в процессе художественной деятельности. Отличия состоят в том, что каждая из программ, исходя из приоритетных целей, предлагает разные методы и приемы обучения конструированию из природного материала детей старшей группы. 

Отсутствие в образовательных программах ДОУ задачи по развитию у старших дошкольников интереса к конструированию из природного материала и делает актуальной разработку педагогической технологии, которая бы восполнила это методическое несоответствие образовательных программ федеральным государственным требованиям.

Развитие интереса к конструированию из природного материала у старших дошкольников необходимо осуществлять на диагностической основе.

Эксперимент по изучению уровней развития интереса к конструированию из природного материала у детей старшего дошкольного возраста проводился на базе МБДОУ - детский сад «Березка» п. Зеленоборск. В эксперименте приняли участие дети в возрасте 5-6-ти лет в количестве 40 человек: контрольная группа - 17 детей и экспериментальная группа - 23 ребенка.

На основе структурных компонентов интереса, выделенных Э.А.Барановой [1] и Г.И. Щукиной [7], нами были определены следующие критерии и показатели развития интереса к конструированию из природного материала у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).

Таблица 1 Критерии и показатели развития интереса к конструированию из природного материала у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

1.Интеллектуальный компонент

детские вопросы, направленные на получение знаний о конструировании из природного материала;

стремление детей наблюдать, длительно рассматривать поделки из природного материала;

умение сравнивать, анализировать поделки из разного природного материала.

2.Эмоционально-волевой компонент

положительное предпочтительное отношение к конструированию из природного материала;

наличие положительных эмоций в процессе конструирования из природного материала;

стремление доделать поделку из природного материала до конца.

3. Деятельностный компонент

Владение способами и приемами конструирования из природного материала, необходимыми для воплощения творческого замысла в изготовлении поделки из природного материала (способы «опредмечивание» и «включение», приемы «достроить» образ, «изменить пространственное положение», «убрать лишнее», «скомбинировать»).

Нами были подобраны следующие диагностические задания.

1 задание. Для оценки интеллектуального компонента интереса во время выставки поделок из природного материала с каждым ребенком проводились наблюдение и беседа.

Цель наблюдения: выявить стремление ребенка наблюдать, длительно рассматривать поделки из природного материала, наличие вопросов, направленных на получение знаний о конструировании из природного материала.

Цель беседы: оценить умение сравнивать, анализировать поделки из разного природного материала (на примере двух поделок).

Вопросы беседы:

1.Из каких материалов сделаны эти поделки?

2.Что они изображают?

2 задание. Для оценки эмоционально-волевого и деятельностного компонентом интереса давалось задание изготовить поделку по собственному замыслу. Материал: сухие листья, веточки, скорлупа грецкого ореха, ракушки, еловые и сосновые шишки, желуди, засушенные травинки, перья, кусочки пластилина, клей.

Цели:

  • оценить отношение ребенка к конструированию из природного материала;
  • выявить наличие положительных эмоций в процессе конструирования из природного материала;
  • оценить стремление доделать поделку из природного материала до конца;
  • определить владение способами и приемами конструирования из природного материала, необходимыми для воплощения творческого замысла.

Критерии оценки выполнения заданий:

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием.

По сумме набранных баллов по 7 показателям все испытуемые старшие дошкольники были разделены на 3 группы:

  • высокий уровень развития интереса к конструированию из природного материала - 18-21 балл;
  • средний уровень развития интереса к конструированию из природного материала - 11-17 балл;
  • низкий уровень развития интереса к конструированию из природного материала - 10 баллов и меньше.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у старших дошкольников преобладает низкий уровень интереса к конструированию из природного материала. В экспериментальной группе этот уровень имеют 78,3% (18 детей), в контрольной группе - 64,7% (11 детей). Высокий уровень не обнаружен ни у кого из детей. Средний уровень имеется у 21,7% (5 детей) экспериментальной группы и у 35,3% (6 детей) контрольной группы. Полученные результаты говорят о необходимости применения специальной педагогической технологии по развитию интереса к конструированию из природного материала у старших дошкольников.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1. Развитие интереса к конструированию из природного материала у детей старшего дошкольного возраста базируется на развитии интеллектуальной составляющей, включающей предоставление детям возможности рассматривать поделки из природного материала, сравнивать и анализировать их, задавать вопросы.
  2. В основу педагогической технологии по развитию интереса старших дошкольников к конструированию из природного материала должен быть положен деятельностный подход, предполагающий обучение детей двум способам изображения образа: способа «опредмечивание», когда в природном материале ребенок усматривает определенный предмет, и способа «включение», когда заданная в природном материале фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа. Важно сформировать такие навыки и приемы конструирования из природного материала, как «достроить» образ, «изменить пространственное положение», «убрать лишнее», «скомбинировать».
Просмотров работы: 45