РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. На достаточно высоком уровне должно быть развито зрительно-пространственное восприятие, выражающееся в способности характеризовать пространственные взаимоотношения предметов, определять расположение фигур в пространстве и деталей на плоскости, классифицировать предметы и фигуры по форме, цвету или иным признакам, находить часть целого, достраивать недостающие части, конструировать из деталей. Уровень развития зрительно-моторной координации движений позволяет выполнять несложные задания, например, копировать по образцу несложные рисунки и схемы геометрического характера с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки. Одним из средств становления и развития этих качеств может стать технология мастерских, внедряемая во внеурочную работу учителя начальных классов. Это поможет, в том числе и разнообразить принимаемые в ходе образовательного процесса учителем «роли»: на уроке - строгий и мудрый наставник, в мастерской - художник-маэстро.

Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников.

Мастерская - синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход. Деятельность учащихся представлена в продуктив­ной форме различных планов: интеллектуального, эмоционального, эти­ческого, коммуникативного, психологического. На выходе из мастерской младшие школьники могут обрести целостную смысловую картину современного мира и осознать ценность своего «я» в этом мире, познать и проявить собственную индивидуальность. Организует работу «мастер» - педагог. Он не руководит работой в привычном понимании этого слова, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, в котором принимают в нем участие все. В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Мастерская - необычная форма проведения учебных занятий. Поэтому наиболее эффективна она не в основной части образовательного процесса, где деятельность педагога и учащихся более жестко регламентирована, а в работе группы продленного дня. Эта технология в наибольшей мере подходит для организации кружковой работы в школе 1 ступени.

Процесс организации совместной деятельности «мастера» и учеников состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позициями других групп. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия  работы и самого процесса познания. Познавательная деятельность учеников в процессе выполнения заданий - это альтернатива простой передачи информации. В литературе, посвященной проблемам технологизации образовательного процесса, представлены алгоритмы организации работы мастерской. Например, «индукция (ситуация-начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, начало мастерской - индуктор - индивидуальное задание, которое требует от каждого ребенка принятия независимого решения, своего видения проблемы.)→ самоконструкция  (индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка. На данном этапе ученики выполняют задания: или связанные с изучаемым учебным материалом (образовательные объекты, известные методы решения задач и др.), или эвристические (на создание собственных образовательных продуктов, на развитие известных положений, подтверждение высказанных идей и предложений), или связанные с организацией самого учебного процесса, например планирование целей, определение этапов работы и др.)→ социоконструкция (групповая работа (малые группы часто возникают стихийно, по инициативе учеников)→ социализация (общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе; рассмотрение всех гипотез, мнений) → афиширование (представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков и т.д.)  → разрыв (сопоставление всеми учащимися своих работ с работами одноклассников. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания. Здесь же организуется выполнение учащимися соответствующих заданий) → рефлексия»; слово мастера → индивидуальная работа с полученной информацией → работа с литературой → представление  (словесное, схематическое, письменное, устное) объектов, понятий, идей, представленных в слове мастера (социализация) → составление и сбор вопросов по изученной теме → выбор вопроса каждой группой → работа с литературой → панель → слово мастера → работа групп с документами → постановка опыта по проверке гипотезы → сбор и обсуждение новой информации → формулирование выводов → доказательство выводов, критический анализ выводов → социализация и др.

Разумеется, при организации мастерской с учащимися младших классов существенную роль играет работа мастера как организатора и руководителя, не задающего цель извне и контролирующего неукоснительное исполнение своих указаний, а формирующего общеучебные, оргдеятельностиные, проектировочные, коммуникативные умения учащихся в процессе совместной деятельности, побуждать ребенка к самостоятельности, инициативе, активности., помочь ему осознать, что «кладя свой кирпич, ты помогаешь строить мир» (А. Сент-Экзюпери).

Просмотров работы: 12