ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

При планировании воспитательной работы в школе первой ступени нужно учитывать, что в младшем школьном возрасте преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности. Чувства и переживания, вызванные в процессе восприятия художественного (на уроках чтения, музыки, изобразительного искусства) произведения, способствуют приобретению личностного опыта и становлению ценностных ориентаций ребенка. Наличествует необходимость и возможность именно в младшем школьном возрасте сформировать эмоционально-ценностное отношение к явлениям и фактам реальности как одну из составляющих духовной культуры личности. И реализовать это можно организовав театральный кружок, драматический (этот вид театрализации несколько сложнее для малышей) или кукольный. Детям эта деятельность чрезвычайно нравится, они раскрепощаются и творят-играют с удовольствием.

Наиболее близка к целям работы программа «Творчество» для 2 -5 классов общеобразовательной школы (Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М., 2000). Авторы на основе своего опыта работы со школьниками создали программу учебного курса «Творчество», разработали методические рекомендации по проведению занятий, организации конкурсов и работе театральной студии, а также систему заданий. Упражнений, игр, позволяющих достичь цели работы: формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики. Особенная привлекательность этой программы состоит в том, что ее авторы ставят своей целью не изучение профессиональную актерскую натаску, а используют средства театральной педагогики для саморазвития и самораскрытия детей. Акцент делается на развитие личностных качеств ученика. Условно программу можно разделить на три раздела:

  • «гимнастика чувств»; упражнения направлены на формирование у детей организованности, способности взаимодействовать с партнерами (средства формирования - тренинг концентрации и распределения внимания и др.), различные стороны зрительного восприятия, зрительную память, наблюдательность, воображение, фантазию, ориентировку в пространстве, ассоциативное мышление, способность понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам (средства формирования - действия в условиях вымысла и др.), развитие голоса и речи и т.д.;
  • «импровизированный метод существования»; все задания этого раздела осуществляются на сцене и доминантой является позиция «Я в предлагаемых условиях»;
  • «драматургические опыты»; этот раздел венчает деятельность детей и педагогов каждое полугодие; постановочные работы и импровизационные показы составляют основу работы.

Игры и упражнения распределены по аспектам общения. Они позволяют ребенку осознать свои личностные особенности, совершенствовать навыки в области учебного сотрудничества, развивать коммуникативные способности, осваивать невербальные средства общения. Также могут быть использованы в работе психокоррекционные игры и тренинги, представленные в работах Н.В. Самоукиной: «Программа коррекционных игр для детей старших групп детских садов и младших школьников» (1993) и «Игры, в которые играют...» (2000), направленные на коррекцию личностного развития и преодоления проблем возрастной группы, на устранение проблем в общении, на развитие памяти, мышления и т.д.

Огромное значение для успешности работы имеет психологическое сопровождение. Поскольку адекватная оценка ребенком своих недостатков и возможностей их устранения существенно повышает эффективность коррекционной работы. В качестве такого сопровождения могут быть использованы психотренинги, психокоррекционные игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей, повышение уровня лабильности, снятие «аудиторного шока» и т.п., представленные в программах психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Например, «Психогимнастика в начальной школе» (Алябьева Е.А., 2003), пособие, содержащее методические материалы в помощь психологам и педагогам. В работе представлена методика организации психогимнастики по двум направлениям, даны два комплекса занятий для детей младшего школьного возраста с нормой развития и «пограничными нарушениями». Курс психогимнастики состоит из двадцати занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека. Каждое занятие включает мимические и пантомимические этюды, психомышечные упражнения (например, этюд «Штанга», направленный на расслабление мышц после подвижной игры), игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций, а также имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Пособие «Приглашение в мир общения» (Пилипко Н.В., 1999), также предназначенное для учителей начальной школы, родителей, психологам, содержит большое количество заданий, упражнений, игр психологического характера, направленных на развитие у детей навыков общения, умения лучше понимать себя и других, на расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.

Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, развивают коммуникативные умения ребенка.

Просмотров работы: 4