ОСВОЕНИЕ УМЕНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСВОЕНИЕ УМЕНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Дайте ребенку возможность творить,

и ему некогда будет вытворять.

Я.А. Коменский

На сегодняшний день младший школьный возраст в российской педагогике соответствует годам обучения в начальных классах. Характерные особенности этой возрастной группы представлены в работах многих отечественных и зарубежных психологов (Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Тарасов Г.С., Пиаже Ж., и др.) и педагогов (Амонашвили Ш.А., Лысенкова С.И., Максакова В.И. и др.). Все они отмечают сложность и ответственность этого этапа в жизни ребенка: он открывает не просто новый период в развитии, а целую эпоху, характеризующуюся принятием нового статуса, возникновением новой системы межличностных и общественных отношений, иным распорядком и содержанием деятельности, ведущим типом которой в этом возрасте является учебная. Период обучения в младших классах - время активного усвоения детьми новых знаний, понятий, формирования учебных умений и навыков. В этом возрасте преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, а значит, ребёнок учиться переживать, чувствовать, принимать правильные, а иногда быстрые решения.

Общая методологическая основа обучения и воспитания в школе первой ступени предполагает формирование у ребёнка творческого начала, которое рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, ведь творчество по своей природе основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или сделать по-новому, по-своему, лучше.

Импровизация - такой вид творчества, при котором и «замысел» произведения и «претворение» его в нужную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. Импровизационное творчество проявляется в очень разнообразных видах и формах: речевые, вокальные, пластические, инструментальные, актерские, которые нужно развивать в начальной школе. Опыты приобщения ребенка к созданию своего «сочинения» в любой форме самовыражения способствуют развитию устойчивого интереса детей к различным видам деятельности, в том числе и общению на разные темы без длительной подготовки. В начальных классах необходимо больше опираться на интуицию детей, на живой и увлекательный процесс их общения. Мы предлагаем комплекс игр, способствующих развитию дара импровизации:

1. Игра «Загадайка». После знакомства с жанром загадки дети приступают к сочинению загадок. Игра может быть связана с подблюдной песней (несколько предметов или их изображений на карточках накрывают блюдом, вынимают по одному, кто что вынул, о том предмете и придумывает загадку). Усложняя игру, можно попросить придумывать сказки, потешки или попевки.

2. Игра «Слово-рифма». Педагог предлагаем детям досочинить рифму к стихотворению. Использовать можно любые тексты детских стихов.Более сложный вариант: досочинить строку (или несколько).

3. «Слово-цвет.»

Детям предлагается начало цветных сказок И. Зиедониса для того, чтобы они могли придумать продолжение. Например:

Синяя сказка. Синий-синий конь в горохе!... Продолжить.

Черная сказка. Это - черная сказка...

Желтая сказка. Солнце, как яичный желток...

Белая сказка. Вчера выпал снег...

Пестрая сказка. Пестрые бывают разными... (Баландина Л.А., 2003)

4.Письмо из каменного века. Составление историй-пиктограмм.

5. Превращения. Исходный материал: любая знакомая сказка, например, «Колобок». Детям предлагается пересочинить окончание истории, используя прием метаморфозы - изменения облика персонажей, например, когда лиса собралась проглотить колобка, он превратился в сотню маленьких колобочков и они рассыпались в разные стороны. Или колобок стал огромным, или превратился во что-либо такое же круглое, но страшное и т.п. (Дж.Родари, 1978)

6. Бином фантазии. Детям предлагается пара (или несколько пар) слов, избранных случайно, например, «медведь» и «карандаш». Нужно придумать короткую историю, в которой между этими словами возникла бы связь. Чем невероятнее события, тем интереснее. (Дж.Родари, 1978)

7. Шарады. Эта старинная игра способствует развитию аналитических способностей, воображения и свободы фантазии. Шарады можно не только разгадывать, но и разыгрывать как последовательные мини-драматизации: на каждый слог - сценка, посмотрев которую зрители должны угадать часть слова.

1. Первый слог тебе в лесу кукушка скажет. ку

Слог второй - он в море клином ляжет.   мыс

Слово в целом - молоко, но не коровье. Кумыс.

Говорят оно полезней для здоровья.

2. Первый слог увидишь в партитуре, до

Два других - на лосе или туре. рога

Целое - когда в поход пойдешь,

Под ногами у себя найдешь.  Дорога.

На основе описанных игр можно создавать новые и новые варианты заданий, позволяющие детям развить свою фантазию, чтобы полнее реализовать свой творческий потенциал.

Просмотров работы: 6