ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения курсов по выбору, так называемых элективных курсов в рамках предпрофильного образования. Элективные курсы предусматривают не только расширение и углубление знаний по химии, развитие познавательных интересов учащихся, но и целенаправленную профессиональную ориентацию учащихся, собирающихся продолжить обучение в профильных естественных, естественно - научных, естественно- математических классах.

Показателями, свидетельствующими о реализации целей предпрофильного обучения, служит не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы. Уже в 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение.

Возможность этого выбора определяет организация предпрофильной подготовки  9 - классников.

Курс по выбору «Решение химических задач разными способами»  разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования и предназначен для ориентации учащихся основной школы на получение естественнонаучного образования. В рамках профильной (средней) школы.  Данный курс представляется особенно актуальным, так как при малом количестве часов, отведенных на изучение химии, расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, т. е углубляет знания учащихся.

Химическая учебная задача - это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знаний законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.

Цели курса: расширение знаний учащихся о способах решения химических задач; формирование умений грамотного и рационального решения задач.

Задачи курса:

  1. Создать условия для подготовки учащихся к экзаменам по выбору в любой форме (ЕГЭ, централизованное тестирование, письменный экзамен по билетам)
  2. Предоставить учащимся возможность реализации химико-математических способностей;
  3. Способствовать развитию логического мышления.
  4. Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания, выбирать наиболее удобный способ расчета.

Таким образом, использование расчетных задач в элективном курсе позволяет в значительной мере решать основные функции обучения и воспитания:

  • Обучающие функции обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний, осмыслением химической сущности явлений, умением применять усвоения знания в конкретно заданной ситуации. Решение задач - это активный познавательный процесс
  • Воспитывающие функции реализуются формированием мировоззрения, осознанным усвоением материала, расширением кругозора в краеведческих, политехнических вопросах. Учебные задачи являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.
  • Развивающие функции проявляются в результате формирования научно-теоретического, логического, творческого мышления. Развития смекалки учащихся, в будущем - изобретательности и ориентации на профессию химика. Решение задач - это мыслительный процесс.

Тематика и содержание элективного курса соотносится со школьным курсом химии 9 класса. Программа курса рассчитана на 34 часа.

Программа  курса.

Введение( 2ч)

Ознакомление с программой курса. Требования к оформлению задач, правильное написание обозначений физико-химических величин, знаков, формул, единиц.

Демонстрации: греческий и латинский алфавиты.

Учащиеся должны уметь: записывать краткое условие задачи; грамотно оформлять решение; правильно обозначать и применять физико-химические величины и их единицы.

Литература: [5; 11, с. 198-221, 234-235].

Вычисления по готовым формулам (7 ч)

Вычисление массовой доли элемента в веществе, вещества в растворе, смеси.

Нахождение объемной доли газообразных веществ, относительной плотности газов. Вычисления, связанные с понятиями: количество вещества, молярная масса, молярный объем, число структурных частиц. Закон Авогадро и его следствия, молярная доля, выход продукта.

Учащиеся должны уметь: применять понятия: массовая доля, объемная доля, относительная атомная и относительная молекулярная массы, молярная масса, молярный объем, относительная плотность газов, молярная доля вещества в смеси, средняя молярная масса смеси, а также закон Авогадро и его следствия; выбирать нужную формулу для решения данной задачи; выражать нужную величину из исходной формулы; решать задачи по формулам; применять формулы при решении задач по уравнениям реакций.

Демонстрации: транспарант с формулами, применяемыми при решении задач. Литература: [1; 8; 19].

Решение задач с использованием пропорции (7 ч)

Пропорциональная зависимость: установление пропорциональной зависимости, составление пропорции и ее решение. Объяснение сущности химического процесса. Решение задач, если одно из веществ взято в избытке,если дано вещество с примесями. Закон Гей-Люссака, закон сохранения массы.

Учащиеся должны уметь: составлять пропорции и решать их; применять закон сохранения массы и закон Гей-Люссака при решении задач с участием газообразных веществ; определять, какое из веществ дано в избытке.

Литература: [2- 4; 20].

Алгебраический способ решения задач (9ч)

Применение этого способа при решении задач: на приготовление раствора заданной концентрации путем смешения растворов других концентраций; на вычисление содержания изотопов в элементе; на определение содержания двух веществ в смеси по количеству осадка или по объему газа, полученного в результате реакции.

Учащиеся должны уметь: записывать алгебраические обозначения; выражать через алгебраическое обозначение химические величины; составлять уравнение с одной или двумя переменными; решать уравнения и системы уравнений; применять алгебраический метод для решения химических задач. Литература: [2; 7].

Другие способы решения задач (4 ч)

Решение задач с помощью коэффициента пропорциональности, графическим способом, способом сравнения, выводом алгебраической формулы.

Учащиеся должны уметь: анализировать условие задачи; использовать стехиометрические отношения; составлять уравнения реакций, отражающих сущность процесса; составлять график по точкам (данным условия задачи) и находить по нему искомую величину. Литература: [7; 9].

Обобщение полученных знаний.

Решение комбинированных задач рациональными способами (5 ч)

Применение сформированных знаний и умений. Выбор рационального способа решения задачи в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.

Переход на профильное обучение  в старшей школе является серьезным реформированием для  каждой  городской или районной образовательной сети.

Литература для учителя

  1. Ерыгин Д.П., Шишкин Е. А.Методика решения задач по химии. - М.: Просвещение, 1989.
  2. КушнаревА. А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Школа-Пресс, 1999.
  3. Кушнарев А. А. Учимся решать задачи по химии. - М.: Школа-Пресс, 1996.
  4. Лабий Ю. М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Лидии Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997.
  6. Программно-методические материалы. Химия. - М.: Дрофа, 2001.
  7. Протасов П. П., Цитович И. К. Методика решения расчетных задач по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1983.
  8. Романовская В.К. Химия. Решение задач. - СПб.: Специальная литература, 1998.
  9. Шишкин Е. А. Использование приемов математики и физики при решении химических задач // Химия в школе. - 1983. - № 1. - С. 44-46.
  10. Шишкин Е. А. Учись решать задачи на вычисление компонентов в смеси. - Киров, 2000.

Литература для  учащихся

11. Габриелям О.С. и др. Изучаем химию в 8 классе. - М.: Блик и К°, 2001.

12. Габриелям О.С. и др. Изучаем химию в 9 классе. - М.: Блик и К°, 2003.

13. Габриелям О.С, и др. Контрольные и проверочные работы. Химия. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия-8». - М.: Дрофа, 2003.

14. Габриелям О.С. и др. Контрольные и проверочные работы. Химия. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия-9». - М.: Дрофа, 2003.

15. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс основной школы. - М.: Дрофа, 1999.

16. Тара Н.Н., Габрусева Н,И. Химия. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс средней школы. - М.: Дрофа, 1999.

17. Гольдфарб Я.Л. и др. Химия. Задачник: 8-11 кл. - М.: Дрофа, 1999.

18. Зуева М.В., Тара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии: 8-9 классы. - М.: Дрофа, 1997.

19. Зуева М.В., Зотова О.В. Проверочные задания по химии для учащихся 8 и 10 классов средних школ. - М.: Просвещение, 1991.

20. Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. - М.: Школа-Пресс, 2001.

Просмотров работы: 7