ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В условиях реформирования нашего общества одним из главных направлений педагогической деятельности является развитие сущностных сил человека, его фундаментальных способностей, обретение им своего места в пространстве культуры. Стержнем нового образования является утверждение гуманистической парадигмы образования, его переориентация на ценности человека, способного формировать свою индивидуальность, развиваться в интеллектуальном и нравственном отношениях.

За последние годы изменяется роль человека во всех сферах жизнедеятельности. Возрастает значение интеллектуального труда, расширяются возможности творческого потенциала личности. В этом контексте обостряются проблемы, связанные с обеспечением высокого уровня здоровья современных и будущих поколений людей, их адаптацией к изменяющимся условиям социальной и природной среды.

Следовательно, чтобы отвечать современным требованиям и быть готовым к быстро изменяющимся условиям жизни мало обладать лишь высоким уровнем образования, глубокими профессиональными знаниями, навыками, необходимо обладать и высоким уровнем воспитания культуры здоровья

В связи с этим, важным становится образование в области здоровья человека, так как, с одной стороны, современная система российского образования характеризуется прогрессивными тенденциями, связанными с гуманизацией, гуманитаризацией, личностно ориентированным подходом в обучении и воспитании подрастающего поколения, а с другой стороны - здоровьеразрушающей организацией педагогического процесса, приводящей к замедлению физического и психического развития детей и молодежи, ухудшению их здоровья.

В педагогической науке проблема формирования культуры здоровья у детей младшего школьного возраста рассматривалась в исследованиях : Н.П. Абаскаловой, Г.А. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Л.В. Байкаловой, Н.А. Бирюкова, Э.Н. Вайнера, В.Н. Ирхина, Э.М. Казина, Г.А. Калачева, и д.р.

В научных исследованиях последнего десятилетия отражены здоровье-сберегающие технологии В.Ф. Базарного, Л.А. Ждановой, Н.К. Ивановой, Т.В. Русовой.

Вопросы психологического здоровья детей раскрыты в работах Р.И. Айзмана, В.И. Бондина, И.В. Дубровиной и др.

Ученые из разных областей науки отмечают, что основными причинами ухудшения состояния здоровья современного поколения людей является низкий уровень культуры здоровья, безответственное отношение к своему здоровью, низкое материальное обеспечение учреждений здравоохранения, спортивных и учебных заведений. Исследователи отмечают также, что на всех уровнях образования детей и молодежи отсутствуют должное обучение здоровому образу жизни, направленность на формирование умений бережного отношения к своему здоровью и навыков в его соблюдении.

Следует отметить, что в изученных исследованиях затронуты лишь отдельные аспекты воспитания культуры здоровья у детей, однако в педагогической теории и практике остается недостаточно разработанным механизм воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.

Опираясь на статистические данные ВОЗ (2008 г.), можно констатировать тот факт, что у младших школьников сформирован низкий уровень культуры к своему здоровью и ответственности за него. В младшем школьном возрасте уже существует основа для проявления и осознания индивидуальной активности по отношению к своему здоровью: знание об организме человека и состоянии своего здоровья, культура обеспечения здорового образа жизни.

Работа в данном направлении позволяет нейтрализовать в последующем развитие фактора риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных привычек. Такая работа проводится в образовательном процессе школы, но наиболее эффективные результаты получаются в учреждениях дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования.

Система дополнительного образования рассматривается как совокупность взаимосвязанных образовательных программ, средств, методов и процессов, необходимых для развития личности детей . Дополнительное образование детей имеет свою особенность, т.к. ее деятельность строится на принципах свободы выбора той деятельности, которая отвечает интересам школьника, успешности взаимодействия педагогов , воспитанников, родителей удовлетворения потребностей ребенка в основных сферах его жизнедеятельности.

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства.

Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Основы культуры здоровья, конечно же, закладываются в семье. Приоритет здоровья в семье, владение элементарными приёмами поддержания хорошего самочувствия, пример родителей способствуют формированию у детей навыков здорового образа жизни.

В семье формируется образ и стиль жизни, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной значимой для всех ее членов деятельности, режим, культура питания и отдыха, все это, вместе взятое, способно оказать решающее влияние на развитие личности ребенка и в значительной степени сформировать его культуру здоровья. Однако реализация этого потенциала сдерживается объективными обстоятельствами общественной жизни и частной ситуацией в семье. Так, например, существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в воспитании детей, является низкая культура здоровья самих родителей.

Очень важно в младшем школьном возрасте первоначально сформировать потребность быть здоровым и на этой основе прививать соответствующие стереотипы поведения, навыки здорового образа жизни.

Наиболее результативно такую работу проводят в учреждении дополнительного образования детей при тесном сотрудничестве с семьей.

Целью воспитания культуры здоровья детей младшего школьного возраста является создание здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основными задачами по воспитанию культуры здоровья младших школьников в учреждениях дополнительного образования детей являются:

  1. Привитие школьникам чувства ответственности за свое здоровье.
  2. Обучение школьников здоровому образу жизни.
  3. Обучение школьников личной гигиене.
  4. Беседы, семинары, конференции обучающего характера.
  5. Выпуск школьной газеты о здоровье.
  6. Вовлечение детей в спортивные секции.
  7. Привитие школьникам чувства этики, эстетики.

Задачи работа с родителями:

  1. Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу с УДОД, с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка
  2. Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.
  3. Психологическое просвещение родителей, помощь в создании здоровьесберегающей и психологической среды в семье.
  4. Включение родителей в воспитательный процесс ДОД

Учреждения дополнительного образования представляют процесс воспитания культуры здоровья младшего школьника в виде модели :

«Модель здоровья школьника»

Здоровье физическое: Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье социальное: Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Здоровье психическое: Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию. Главное условие для успешного решения проблемы воспитания культуры здоровья, а именно:

  • воспитание соответствующей культуры у педагога, родителя и ребёнка:
  • культуры физической (управление движением);
  • культуры физиологической (управление процессами в теле);
  • культуры психологической (управление своими ощущениями);
  • культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом

Результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий учреждений дополнительного образования и семьи.

В процессе совместного времяпрепровождения происходит духовное сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений, формирование убеждений. Конечно, здесь имеет значение и личный пример родителей - круг их интересов, культура проведения семейных праздников, поддержание семейных традиций. Несмотря на то, что общение с родителями, особенно если оно происходит вне дома, на лоне природы, весьма значимо для ребят ввиду возникающей особой духовной близости, на фоне которой бывает гораздо легче достичь взаимопонимания, реалии таковы, что чем старше становятся дети, тем меньше времени родители проводят вместе с ними, предоставляя им полную самостоятельность.

Признавая важность проблемы здоровья для своих детей, большая часть родителей оказалась неподготовленной в вопросах личного участия в ее разрешении: как развивать познавательные интересы в области культуры здоровья, какую деятельность предложить детям. Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей с педагогами учреждений дополнительного образования.

Теоретические знания по культуре здоровья воспитанники получают систематически занимаясь в профильных творческих объединениях, но формирование умений применять их эффективно на практике возможно только вместе с семьёй ребенка. Задача педагогов вовлечь родителей в процесс воспитания, показать им необходимость формирования у детей культуры здоровья.

Практика показывает, что успешное решение проблем дополнительного образования детей возможно только там, где существуют взаимопонимание, взаимодействие, координация усилий родителей и педагогов. Стратегия сотрудничества семьи и учреждений дополнительного образования детей определяется, прежде всего, спецификой образовательного учреждения и его задачами, характером конкретных задач, выявленных в совместной деятельности, конкретных затруднений.

Основная цель организации системного взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями - максимальное вовлечение их в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса. Это позволит изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном сужающейся до материального обеспечения всем необходимым для счастливой жизни.

Основными направлениями деятельности учреждений дополнительного образования в работе с родителями являются:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  2. Совместная деятельность педагогов дополнительного образования с семьей по воспитанию детей;
  3. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
  4. Коррекция семейного воспитания;
  5. Защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, городе, селе.

Взаимодействие с родителями в условиях учреждения дополнительного образования может иметь несколько уровней:

  • личностный - непосредственное общение педагога и родителей;
  • опосредованный - взаимодействие педагога с большинством родителей через небольшой выбранный родительский актив;
  • функциональный - социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов.

В повседневной практике учреждений дополнительного образования используются все уровни взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга в различных социально-образовательных ситуациях.

В основе взаимодействия семьи и учреждения дополнительного лежат функции

  • информационная - знакомство педагогов с семьями воспитанников, диагностическая работа по изучению семьи (составление характеристик семей: состав, сфера деятельности, социальный уровень);
  • воспитательно-развивающая - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность;
  • охранно-оздоровительная - укрепление и сохранение здоровья воспитанников и семьи;
  • просветительская - работа с родителями по вопросам экологического образования и воспитания.

Анализ теоретических исследований и обобщения опыта показывает, что взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей является важным воспитательным потенциалом в формировании личности. Позитивное решение проблемы воспитания культуры здоровья подрастающего поколения достигает лучших результатов в том случае, если педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают детям сформировать потребность быть здоровым и на этой основе прививать соответствующие стереотипы поведения, навыки здорового образа жизни.

Просмотров работы: 54