ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К ФОЛЬКЛОРУ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К ФОЛЬКЛОРУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Нравственное воспитание - это процесс становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. И одним из важнейших аспектов в современном поликультурном мире становится воспитание толерантности как одной из значимых черт личности.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское - tolerantia. Толерантность - это терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения.

Толерантность мы рассматриваем как духовно-нравственное качество личности, выраженное в принятии «другого» как личности, принятии его независимо от национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального, имущественного и должностного положения (социальные и культурные характеристики), а также возраста, состояния здоровья, пола, расы.

В начальной школе задача воспитания толерантности как позитивного отношения к представителям другой веры, нации, культуры наиболее эффективно решается через приобщение к фольклору.  Ведь фольклор - это особая среда, в которой созданы особые условия для развития духовности ребенка. Народное искусство обладает всеми необходимыми для этого качествами: сохранение исторических, культурных, художественных традиций в народном искусстве, коммуникативность, обусловленная коллективным (артельным, семейным, общинным - «мирским» и пр.) характером трудовой деятельности, досуга; яркость и выразительность языка, как речевого, так и художественного; тесная связь народного творчества с окружающей жизнью, отраженная в гармоничном соотношении эстетического и практического аспектов деятельности; гуманность и человечность народного искусства, направленного на взращивание и развитие высоких духовных качеств личности, на гармонизацию общественной жизни.

Изучение фольклора в школе, как правило, ведется в двух направлениях: народоведение (знакомство с земледельческими и календарными праздниками, освоение обрядового фольклора истории его бытования и т.п.) и исполнительская (вокальная, хореографическая, инструментальная) деятельность. К первому направлению относятся программные разработки для факультативных курсов, например, «Русский фольклор» (Куприянова Л.Л., 2002). Это программа факультативного курса в начальной школе (1 - 4 классы). Является первой попыткой последовательно изложить краткое содержание уроков музыки на фольклорной основе. Цель программы - художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры. К программе прилагается пособие для учителя, включающее методические рекомендации и поурочные планы, записи народных песен, а также рекомендации по ведению тетрадей для уроков. Программа рассчитана на проведение занятий один раз в неделю по одному часу. Для лучшей реализации целей и задач программы рекомендовано разделить класс на две подгруппы (примерно по 12 - 15 учеников). Предполагается, что это позволит на базе каждой подгруппы постепенно создать исполнительский коллектив.

Большой интерес вызывает программа «Народная культура» (Рытов Д.А., 2001). Основная идея - воспитание ребенка через приобщение к традициям русской музыкальной культуры, знакомство с историей музыкальных традиций своего народа, ансамблевое музицирование на народных и специально разработанных экспериментальных инструментах, создание детьми оригинальных аранжировок и произведений, погружение в мир народных обрядов и праздников. По мнению автора, все это способствует формированию творчески богатой, художественно одаренной культурной личности. Программа предназначена для начального музыкального воспитания детей от четырех до десяти лет, включает шесть ступеней (по возрастным группам) и рассчитана на шестилетний период обучения. Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования народного музыкального инструментария в русской культуре - обрядах и праздниках, в рассмотрении народных инструментов как произведений русского прикладного искусства. Реализация программы стимулирует приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков в процессе изготовления народных и музыкальных инструментов, освоение приемов ансамблевого и оркестрового исполнительства, формирование передавать свои знания умения и опыт младшим товарищам. Объединение музыкального и трудового обучения позволяет более эффективно воздействовать на комплексное художественно-эстетическое развитие детей.

Особую ценность представленные программы представляют в связи с разработанной и утвержденной Концепцией непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), поскольку охватывает соответствующие возрастные группы детей.

Почему мы остановились на фольклорном материале? Потому что фольклор интернационален. Описания похожих ритуалов можно обнаружить в исследованиях, посвященных разным народам и культурам. Например, мужские ритуалы, связанные с ведением войны или охоты. Воины и охотники, отправляясь в поход, предварительно «разыгрывали» предстоящие события, пытаясь «спрограммировать» их на благополучный исход либо предотвратить возможные просчеты и ошибки, которые выявлялись на «репетиции». По возвращении все события также «отыгрывались», но уже с необходимыми коррективами: менялись имена и обстоятельства события, чтобы души «пострадавших» не мстили победителям. Поэтому, знакомясь со сказками и песнями, пословицами и прибаутками разных народов ребенок будет находить похожие элементы, и от этого чужое станет ближе и роднее. А это уже первый шаг к толерантному поликультурному сообществу.

Просмотров работы: 76