В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке.
Момент поступления в школу является критическим для здоровья большинства детей, а для часто болеющих детей осложняется наличием в анамнезе острых и/или хронических психотравмирующих ситуаций. Сегодня внимание к проблемам часто болеющих детей обычно ограничивается медицинским аспектом. Однако очевидно, что без профессиональной психолого-педагогической помощи решить их невозможно.
Среди множества причин школьной дезадаптации первоклассников специалисты называют недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическую запущенность, соматическую ослабленность, нарушения отдельных психических функций, эмоциональные расстройства (Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина и др.). Раскрыть психологические механизмы адаптации часто болеющих детей в начальной школе можно, опираясь на современные представления о природе и механизмах школьной адаптации первоклассников (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина и др.); о кризисах и «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.); о механизмах развития психосоматического заболевания с позиций психосоматического подхода в медицине (В.В. Николаева, Д.Н. Исаев, В.Д. Тополянсхий, MB. Струковская, Ю.А. Ефимов, В.Е. Каган и др.).
Нами было проведено исследование, в котором приняли участие учащиеся начальных классов гимназии № 1 города Ульяновска, их учителя, родители и школьные психологи. Цель исследования - выявление особенностей адаптации часто болеющих детей в начальной школе.
Всего в констатирующем эксперименте приняли участие 106 детей, 116 родителей и 6 учителей. Школьная адаптация детей рассматривалась по следующим параметрам:
Для выявления динамики соматического состояния детей на протяжении трех лет использовались данные медицинских карт. По мнению некоторых авторов, категория ЧБД неоднородна. В ней можно выделить группы относительно часто болеющих детей (4-5 раз в год) и истинно (очень) часто болеющих детей (6 и более раз в год).
Успеваемость анализировалась на основе показателей успешности обучения детей по основным предметам (годовые отметки). Остальные параметры исследовались с помощью психодиагностических методик.
Часто болеющие дети имели ряд особенностей - у них отмечалась негативная динамика состояния здоровья в течение обучения в начальной школе более выраженная, чем у здоровых. Так, к концу обучения в начальной школе хронические заболевания приобрели 3% здоровых детей; 36% детей, болеющих 4-5 раз в год; 55% детей, болеющих 6-8 раз в год. Кроме того, различна динамика работоспособности у часто и эпизодически болеющих детей. Работоспособность здоровых детей сначала повышалась (период «врабатывания»), затем устанавливалась на высоком уровне (период высокой продуктивности), после чего постепенно снижалась (период утомления). У часто болеющих детей обеих групп период высокой продуктивности был очень короткий (или отсутствовал): после небольшого периода врабатывания работоспособность практически сразу начинала падать (постепенно - у детей, болеющих 4-5 раз в год; резко - у детей, болеющих 6-8 раз в год). Следует отметить также, что у часто болеющих детей быстрее, чем у здоровых, наступало «глубокое» утомление, которое характеризовалось более низким уровнем работоспособности по сравнению с исходным.
Успеваемость детей, болеющих 6-8 раз в год, была несколько ниже в начале обучения, но она более стабильна. У эпизодически болеющих детей и детей, болеющих 4-5 раз в год, к концу начальной школы имелось некоторое снижение успеваемости; дети, болеющие 6-8 раз в год, закончили 3-й класс с теми же результатами, что и 1-2-й классы. У часто болеющих детей оказался меньший объем механической кратковременной памяти по сравнению с эпизодически болеющими детьми.
Количество детей, имеющих недостаточный объем механической кратковременной памяти, в группе детей, болеющих 6-8 раз в год, увеличилось с 1-го по 3-й класс с 30% до
50%; количество их в группе детей, болеющих 4-5 раз в год увеличилось с 20% до 27%; в группе эпизодически болеющих детей произошло снижение этого показателя с 19% до 13%. Такие особенности памяти могут быть следствием снижения функциональных возможностей нервной системы. Особых различий между показателями устойчивости
внимания у здоровых и часто болеющих детей обеих категорий не выявлено. Часто болеющие дети обладают хорошей устойчивостью внимания, кроме того, они способны к мобилизации внимания при его «сбоях».
Таким образом, снижение функциональных возможностей часто болеющих младших школьников на данном этапе обучения не отражалось и на их интеллектуальном развитии.
Исследование показало, что такие компоненты учебной деятельности, как познавательный интерес, целеполагание и учебные действия, у часто болеющих детей сформированы так же, как и у здоровых, а способность к самоконтролю и самооценке у часто болеющих детей развита выше, чем у остальных детей, что является компенсаторным механизмом, позволяющим восполнить недостающие психические ресурсы.
Эмоционально-личностная сфера изучалась по следующим методикам:
Выявлено расхождение между ведущими ценностями и самооценкой у часто болеющих детей. Высоко оценивая себя по учебным качествам, часто болеющие дети отличались низкой самооценкой физически привлекательных качеств. По-видимому, физические последствия отклонений в состоянии здоровья этими детьми осознаются и переживаются. В целом самооценка часто болеющих детей была ниже, чем здоровых сверстников.
Уровень тревожности у часто болеющих детей был значительно выше, чем у здоровых. Высокий уровень тревожности в 1 классе имели 60% детей, болеющих 6-8 раз в год, 43% детей, болеющих 4-5 раз в год, 33% эпизодически болеющих детей; во 2 классе - 75% детей, болеющих 6-8 раз. в год, 50% детей, болеющих 4-5 раз в год, 26% эпизодически болеющих детей; в 3 классе - 80% детей, болеющих 6-8 раз в год, 57% детей, болеющих 4-5 раз в год, 11% эпизодически болеющих детей. Следует отметить, что у часто болеющих детей обеих групп имелась тенденция к повышению уровня тревожности к концу начальной школы; у эпизодически болеющих детей, напротив, уровень тревожности снижался.
В ходе наблюдения за детьми в естественных ситуациях и в учебной деятельности педагогами и психологом были отмечены такие особенности эмоциональных реакций и поведения часто болеющих детей, как нежелание участвовать в выполнении коллективных заданий при определенном интересе к происходящему; растерянность при личном обращении к ребенку; неуверенность, поиск поддержки и одобрения со стороны взрослого при выполнении задания; настороженность по отношению к новому; застенчивость.
Часто болеющие дети редко проявляли положительные эмоции (удовольствие, радость, восторг), практически не улыбались и не смеялись, были эмоционально скованы. Они избегали участия в выполнении коллективных заданий; не изъявляли желания выступить в роли лидера, а оказавшись в этой роли, старались быстрее закончить задание либо искали поддержки взрослого, стремясь строго следовать инструкции.
Неудачи резко дезорганизовывали деятельность часто болеющих младших школьников. Достаточно часто отмечались негативные эмоциональные реакции (слезы, молчаливый отказ от деятельности), однако бурных аффективных вспышек в этих случаях, как правило, не было. Часто болеющие дети значительно реже проявляли сопротивление и защитную агрессию, когда кто-то пытался претендовать на лидерские позиции в разных видах деятельности, хотя в этих случаях они могли обижаться, выходить из игры, отказываться выполнять задание. Эти дети ни разу не предложили педагогу или психологу своих вариантов выполнения заданий и упражнений.
По мнению педагогов, все перечисленные психологические особенности часто болеющих детей с годами проявляются все сильнее.
Таким образом, анализ проблемы и результатов исследования позволяют сделать вывод, что в ходе психологической поддержки часто болеющих младших школьников на этапе адаптации необходимы:
Литература: