ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В национальном докладе о здоро­вье населения России отмечено, что число абсолютно здоро­вых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические за­болевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом, явля­ются самой большой группой детей, нуждающихся в систем­ной медико-психолого-педагогической поддержке.

Момент поступления в школу является критическим для здоровья большинства детей, а для часто болеющих детей ос­ложняется наличием в анамнезе острых и/или хронических психотравмирующих ситуаций. Сегодня внимание к пробле­мам часто болеющих детей обычно ограничивается медицин­ским аспектом. Однако очевидно, что без профессиональной психолого-педагогической помощи решить их невозможно.

Среди множества причин школьной дезадаптации перво­классников специалисты называют недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическую запущенность,  соматическую ослабленность, на­рушения отдельных психических функций, эмоциональные расстройства (Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кума­рина и др.). Раскрыть психологические механизмы адаптации часто болеющих детей в начальной школе можно, опираясь на со­временные представления о природе и механизмах школь­ной адаптации первоклассников (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина и др.); о кризисах и «социальной ситуации раз­вития» (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.); о механизмах развития психосоматического заболевания с позиций психосоматического подхода в меди­цине (В.В. Николаева, Д.Н. Исаев, В.Д. Тополянсхий, MB. Струковская, Ю.А. Ефимов, В.Е. Каган и др.).

Нами было проведено исследование, в котором приняли участие учащиеся начальных классов гимназии № 1 города  Ульяновска, их учителя, родите­ли и школьные психологи. Цель исследования - выявление особенностей адаптации часто болею­щих детей в начальной школе.

Всего в констатирующем эксперименте приняли участие 106 детей, 116 родителей и 6 учителей. Школьная адаптация детей рассматривалась по следующим па­раметрам:

  • соматическое состояние и функциональное состояние нервной системы (физиологическая сфера адаптации),
  • успеваемость; сформированное познавательных про­цессов и учебной деятельности (педагогическая сфера адаптации);
  • эмоциональное состояние в связи с обучением в школе и личностные особенности (психологическая сфера адап­тации);

Для выявления динамики соматического состояния детей на протяжении трех лет использовались данные медицинских карт. По мнению некоторых авторов, категория ЧБД неоднородна. В ней можно выделить группы относи­тельно часто болеющих детей (4-5 раз в год) и истинно (очень) часто болеющих детей (6 и более раз в год).

 Успеваемость анализировалась на основе показателей успешности обучения детей по основным предметам (годовые отметки). Остальные параметры исследовались с помощью психодиагностических методик.

Часто болеющие дети имели ряд особенностей - у них отмечалась  негативная динамика состояния здоровья в течение обучения в начальной школе более выраженная, чем у здоровых. Так, к концу обучения в на­чальной школе хронические заболевания приобрели 3% здо­ровых детей; 36% детей, болеющих 4-5 раз в год; 55% детей, болеющих 6-8 раз в год. Кроме того,  различна динамика работоспособности у часто и эпизодически болеющих детей. Работоспособность здоровых детей сначала повышалась (период «врабатывания»), затем устанавливалась на высоком уровне (период высокой продуктивности), после чего постепенно снижалась (период утомления). У часто болеющих де­тей обеих групп период высокой продуктивности был очень ко­роткий (или отсутствовал): после небольшого периода врабатывания работоспособность практически сразу начинала па­дать (постепенно - у детей, болеющих 4-5 раз в год; резко - у детей, болеющих 6-8 раз в год). Следует отметить также, что у часто болеющих детей быстрее, чем у здоровых, наступало «глубокое» утомление, которое характеризовалось более низким уровнем работоспособности по сравнению с исходным.

Успеваемость детей, болеющих 6-8 раз в год, была несколько ниже в начале обучения, но она более стабильна. У эпизоди­чески болеющих детей и детей, болеющих 4-5 раз в год, к концу начальной школы имелось некоторое снижение успе­ваемости; дети, болеющие 6-8 раз в год, закончили 3-й класс с теми же результатами, что и 1-2-й классы. У часто болею­щих детей оказался меньший объем механической кратковременной памяти по сравнению с эпизодически болеющи­ми детьми.

Количество детей, имеющих недостаточный объем механической кратковременной памяти, в группе детей, болеющих 6-8 раз в год, увеличилось с 1-го по 3-й класс с 30% до
50%; количество их в группе детей, болеющих 4-5 раз в год  увеличилось с 20% до 27%; в группе эпизодически болеющих детей произошло снижение этого показателя с 19% до 13%. Такие особенности памяти могут быть следствием снижения функциональных возможностей нервной системы. Особых различий между показателями устойчивости
внимания у здоровых и часто болеющих детей обеих категорий не выявлено. Часто болеющие дети обладают хорошей устойчивостью внимания, кроме того, они способны к мобилизации внимания при его «сбоях».

Таким образом, снижение функциональных возможнос­тей часто болеющих младших школьников на данном этапе обучения не отражалось и на их интеллектуальном развитии.

Исследование показало, что такие компоненты учебной деятельности, как познавательный ин­терес, целеполагание и учебные действия, у часто болеющих детей сформированы так же, как и у здоровых, а способность к самоконтролю и самооценке у часто болеющих детей раз­вита выше, чем у остальных детей, что является компенсатор­ным механизмом, позволяющим восполнить недостающие психические ресурсы.

Эмоционально-личностная сфера изучалась по следующим методикам:

  • методика комплексного изучения ценностных ориентации и самооценки (И.П. Шахова); 
  • проективная методика диагностики школьной тревожности (A.M. Прихожан);

Выявлено расхождение между ведущими ценностями и са­мооценкой у часто болеющих детей. Высоко оценивая себя по учебным качествам, часто болеющие дети отличались низкой самооценкой физически привлекательных качеств. По-види­мому, физические последствия отклонений в состоянии здоровья этими детьми осознаются и переживаются. В целом самооценка часто болеющих детей  была ниже, чем здоровых свер­стников.

Уровень тревожности у часто болеющих детей был значитель­но выше, чем у здоровых. Высокий уровень тревожности в 1 классе имели 60% детей, болеющих 6-8 раз в год, 43% де­тей, болеющих 4-5 раз в год, 33% эпизодически болеющих детей; во 2 классе - 75% детей, болеющих 6-8 раз. в год, 50% детей, болеющих 4-5 раз в год, 26% эпизодически боле­ющих детей; в 3 классе - 80% детей, болеющих 6-8 раз в год, 57% детей, болеющих 4-5 раз в год, 11% эпизодически боле­ющих детей. Следует отметить, что у часто болеющих детей обеих групп имелась тенденция к повышению уровня тре­вожности к концу начальной школы; у эпизодически болею­щих детей, напротив, уровень тревожности снижался.

В ходе наблюдения за детьми в естественных ситуациях и в учебной деятельности педагогами и психологом были от­мечены такие особенности эмоциональных реакций и поведе­ния часто болеющих детей, как нежелание участвовать в вы­полнении коллективных заданий при определенном интере­се к происходящему; растерянность при личном обращении к ребенку; неуверенность, поиск поддержки и одобрения со стороны взрослого при выполнении задания; насторожен­ность по отношению к новому; застенчивость.

Часто болеющие дети редко проявляли положительные эмоции (удовольствие, радость, восторг), практически не улы­бались и не смеялись, были эмоционально скованы. Они избегали участия в выполнении коллективных заданий; не изъявляли желания выступить в роли лидера, а оказавшись в этой роли, старались быстрее закончить задание либо искали поддержки взрослого, стремясь строго следовать инструкции.

Неудачи резко дезорганизовывали деятельность часто болею­щих младших школьников. Достаточно часто отмечались негативные эмоциональ­ные реакции (слезы, молчаливый отказ от деятельности), однако бурных аффективных вспышек в этих случаях, как пра­вило, не было. Часто болеющие дети значительно реже про­являли сопротивление и защитную агрессию, когда кто-то пытался претендовать на лидерские позиции в разных видах деятельности, хотя в этих случаях они могли обижаться, выхо­дить из игры, отказываться выполнять задание. Эти дети ни разу не предложили педагогу или психологу своих вариантов выполнения заданий и упражнений.

По мнению педагогов, все перечисленные психологичес­кие особенности часто болеющих детей с годами проявляют­ся все сильнее.

Таким образом,  анализ проблемы и результатов ис­следования позволяют  сделать  вывод, что в ходе психологической поддержки часто болеющих младших школьников на этапе адаптации необходимы:

  • профилактика переутомления;
  • стабилизация эмоционального состояния, снижение тревожности;
  • коррекция неблагоприятных особенностей самосозна­ния;
  • помощь в осознании болезни и ее последствий для личности;
  • формирование адекватного отношения к самому себе и своей болезни;
  • коррекция самооценки;
  • развитие навыков взаимодействия в группе детей.

Литература:

  1. Бадьина Н.П. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации первоклассников. Курган, 2005
  2. Исаев Д.Н. Психосоматичские расстройства у детей: руководство для врачей.СПб., 2000
  3. Михеева А.А. Психологические особенности часто болеющих детей: Дисс....канд. психол. наук. М.,1999.
Просмотров работы: 87