В числе приоритетных стратегий модернизации современного образования остается направленность на развитие творческого потенциала школьников как определяющего условия гибкой адаптации к реалиям социума. Известно, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития многих способностей личности, включая общую способность к творчеству - креативность.
Под креативностью в психологических исследованиях понимают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после работ Дж. Гилфорда. Он упоминает шесть параметров креативности:
Е.П. Торренс определяет креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; фиксации этих проблем, поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. По мнению Е.П. Торренса, креативность - естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.
Креативный потенциал есть в каждом ребенке, и необходимо развивать такие качества креативной личности, как активность, любознательность фантазию, зоркость, оптимизм, беглость и гибкость мышления. На основе креативного потенциала развиваются креативные способности: комплекс индивидуальных психологических способностей личности, позволяющий ей успешно решать проблемные, творческие задачи в нестандартных ситуациях, способность и готовность к творческой созидательной деятельности. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным в будущее, созидающим и видоизменяющим свое настоящее.
По мнению Л.С. Выготского «легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитие этого творчества и о значении творческих работ для общего развития и созревания ребенка. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению»[1]. Важнейшее условие проявления творчества, считает Л.С. Выготский, в том, что деятельность воображения ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Младший школьник учится не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества.
Ю.А. Полуянов в совместном восхождении к творчеству учителя и ученика весьма условно выделяет три стадии: подготовительную, постановочную и завершающую, которые по времени и месту чаще всего никак не локализованы. Каждая, однако, имеет свое содержание, и каждой соответствует особая форма взаимодействия учителя с учениками [3].
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных им объектах, событиях не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение им новых качеств. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и отвергает другие. Использование на «уроках творчества» в начальной школе арт-терапевтических техник способствует развитию креативного мышления, творческого воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей, коммуникативных умений, а так же позволяет выстраивать позитивные отношения с ребенком. Для педагога важна в этих уроках не эстетическая сторона детских работ, а складывающиеся взаимоотношения. Именно этим так ценны уроки творчества: на этих уроках нет способных и неспособных, все задания доступны всем детям, а не только художественно одаренным.
Учитель не может и не должен заниматься психологическим анализом результатов совместной деятельности своих учеников. Уроки творчества для педагога ценны тем, что они позволяет снять существующее в классе в целом или у отдельных учеников эмоциональное напряжение, выразить подавленные эмоции, найти новый подход к решению проблемы [2]. Творческий педагог, используя в работе арт-терапевтические техники развивает фантазию и воображение ребенка.
Работу с арт-терапевтическими техниками в школе можно проводить, используя самые разнообразные стратегии и организационные формы. В начальной школе удобным является проведение еженедельных сорокаминутных занятий, включенных в систему обычных уроков [2]. Занятия носят комбинированный характер, сочетаются различные виды деятельности, методы, которые направлены на развитие креативности учеников младшего школьного возраста.
Цель занятий - предоставить учащимся психологические средства, обеспечивающие их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего.
С учетом особенностей детей младшего школьного возраста нами была составлена система занятий с использованием арт-терапевтических техник, направленная на развитие творческого потенциала детей.
Основными условиями реализации креативности мы считаем организацию взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии (безоценочность, принятие других, безопасность, поддержка). Другим важным условием развития креативности является содержание материала.
В качестве приложения к статье приведем пример использования арт-терапевтических техник на уроке.
Урок «Дом, в котором мы живем»
Данное занятие способствует развитию спонтанности, позволяет прояснить личностные особенности, ценности, характер проблем каждого участника, его положение в группе, имеет потенциал для развития творческих способностей учащихся.
Урок проводится в классе. Ученики разбиваются на группы равной численностью, по 5-6 человек. Исходя из количества групп, столы следует соединить таким образом, чтобы дети могли работать вместе.
Материалы:
Большие листы бумаги, по одному на каждую группу детей; цветные мелки, восковые пастели, фломастеры; приспособления, позволяющие прикрепить завершенные рисунки к доске или стене.
Этапы
1. Настрой
Упражнение «Зеркало».
Один участник исполняет роль лидера, другой - ведомого. Задача лидера - вести за собой, ведомого - следовать в движениях за лидером, стараясь повторить их как можно точнее, в том же темпе. Затем происходит обмен ролями. В конце упражнения важно выяснить, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее, боле защищенным.
2. Работа в группах
Дети разбиваются на равные группы по желанию или произвольно. Каждая группа получает большой лист бумаги, цветные материалы для работы.
Инструкция:
3. Этап вербализации
Дети по очереди представляют свои «архитектурные проекты» и рассказывают о том, как проходила работа в группе. Как сам процесс работы, так и рассказ о ней позволяет увидеть детей в коллективном творчестве: «генераторов идей», «исполнителей», спорщиков и готовых идти на компромисс. Стоит обратить внимание и на то место, которое выбирает себе ребенок в общем доме: находится оно внутри или вне его. Если внутри дома, то вместе, рядом с другими или уединенно и отдельно от других «жильцов» дома? Если в процессе обсуждения работ вдруг окажется, что какой-то ребенок не нашел своего места в доме той группы, к которой он принадлежит, можно предложить ему выбрать другой дом (другую группу учащихся) и попросить детей пригласить к себе нового жильца или гостя.
4. Заключительный этап
Можно прикрепить полученные изображения домов к листу ватмана, создать фон, чтобы получился своеобразный город, где всем хорошо и комфортно; дорисовать у каждого домика его жителей, написать добрые пожелания.
Литература: