ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В современных условиях, связанных с модернизацией системы образования, роль учителя как эффективного транслятора сложной системы знаний и воспитателя только усиливается и требования к его личности неуклонно возрастают. Мировоззренческие установки, к которым можно отнести ценностные ориентации, относятся к числу базовых оснований личности. Система ценностей значимым образом опосредует социальное поведение конкретного индивида и, что особенно важно для нас его профессиональную деятельность.

В отечественной истории прикладной психологии существуют классические примеры фундаментальных исследований в этой предметной сфере. Самыми значительными явлениями в рассматриваемой области можно назвать два исследовательских проекта, выполненных социологами и психологами в 60 - 70 гг. 20 в. под руководством В.А. Ядова. Результаты широкомасштабного исследования были представлены в работах: «Человек и его работа» (М., 1967) и «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (Л., 1979).

В исследовании было выявлено, что ведущим фактором, определяющим отношение работающего к труду как к потребности личности или как к средству существования, является содержание труда. Было обнаружено, в частности, что содержание труда детерминирует объективные показатели работы (степень ее интенсивности), степень удовлетворенности работника своим трудом и степенью удовлетворенности размером заработной платы. Надо отметить, что исследование проводилось на рабочих г.Ленинграда.

Объектом второго исследования были инженеры проектно-конструкторских организаций. В результате исследования было установлено, что «ценности - цели» более стабильны, чем «ценности - средства». Оказалось, что направленность интересов (субъективная вовлеченность, субъективная значимость для личности различных сфер деятельности) ориентирует личность в социальной действительности (в частности, в профессиональном труде). Главным является то, какую деятельность выполняет человек, как она организована, какого содержания, что человек может в ней получить и привнести сам.

Деятельность учителя является весьма специфичной, сопряженной с высокой нагрузкой на эмоциональную сферу и на личность в целом. Не случайно эта профессиональная деятельность оказалась в центре многочисленных исследований по проблеме эмоционального «выгорания» личности и профессиональных деструкций (профессиональной деформации) личности. Множество исследований последних лет связаны с изучением стратегий совладания со стрессом, который является неотъемлемым компонентом деятельности учителя.

Мировоззренческие установки, в частности, ценностные ориентации опосредуют отношение человека к другим людям, определяют выбор средств и способов взаимодействия с ними. Ценностные ориентации учителя значимо опосредуют его деятельность, поскольку она осуществляется в рамках социальных систем (типа «человек - человек»). Отмеченное обстоятельство обусловливает необходимость исследования этих аспектов в связи с личностью учителя, обстоятельствами его жизни и особенностями его деятельности.

Большинство исследований ценностных ориентаций проводилось с помощью наиболее распространенной методики Рокича, различающей ценностные ориентации на ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Есть исследования, в которых  приводятся данные о ценностных ориентациях педагогов. В частности, в одной из работ ценности-цели педагогов характеризуют свободой и познанием. Ценности-средства - воспитанностью, аккуратностью, непримиримостью к недостаткам в себе и в других.

Сравнительно недавно появилась новая концепция и метод измерения ценностей, которую предложил Ш. Шварц. Он представил теорию динамических отношений между ценностными типами, в которых описывается концептуальная организация системы ценностей. Шварц утверждает, что действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт с другими типами ценностей. Шварц отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также обнаруженные в философских трудах, посвященным ценностям разных культур. Затем он сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, на его взгляд, охватывают базовые типы. Считается, что его разработка является валидизированным для разных культур инструментом для измерения ценностей.

В своем исследовании ценностных ориентаций учителей в качестве одной из основных методик планируем использовать методику Шварца, поскольку она является наиболее обоснованным и адекватным инструментом изучения этой предметной области. Будут проверяться гипотезы о возможных различиях в ценностных ориентациях учителей в связи с особенностями их предметной деятельности (гуманитарной, естественнонаучной и др.); удовлетворенностью своей деятельностью; особенностями личности учителя; уровнем дохода и др. Особенности ценностных ориентации педагогов будут рассматриваться также в связи с профессиональными деструкциями. Полагаем, что будет получена важная и полезная в прикладном плане информация, которую можно будет использовать для оптимизации деятельности учителя. 

Просмотров работы: 10