Время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности.
Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает у педагогов ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания.
Известно, что на развитие невротических расстройств влияют не только социальная среда, семейные отношения, генетическая предрасположенность, но и сама личность человека, его отношение к окружающей действительности, его действия в критических (фрустрирующих) ситуациях.
Наиболее часто встречающейся разновидностью эмоционального стресса общения является фрустрация.
Фрустрация рассматривается как один из видов психических состояний, выражающийся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решения задачи. Проявляется в гнетущем напряжении, беспокойстве, тревожности, чувстве безысходности.
Состояния фрустрации различны и зависят от разных причин: силы фрустраторов, значимости их действия, привычки к ним, индивидуальных особенностей человека. Реакции на фрустрацию могут быть активными (агрессия, фиксация, капризное поведение, уход в отвлекающую деятельность), и пассивными, астеническими (депрессия, регрессия).
Поведение в таких ситуациях дезорганизовано и несообразно мотиву, его необходимым признаком является утрата ориентации на исходную цель.
Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок. Избежать состояния фрустрации можно благодаря упорядоченному и организованному поведению, адекватному реагированию в сложных ситуациях, возможному предвидению выхода из ситуации.
Литература:
1. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова; Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.