ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ, СВЯЗАННЫЕ С ВКЛЮЧЕННОСТЬЮ В НЕФОРМАЛЬНЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ, СВЯЗАННЫЕ С ВКЛЮЧЕННОСТЬЮ В НЕФОРМАЛЬНЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В существующих социально-экономических условиях и преобладающей контрпродуктивной идеологии и рекламы, раскручивающейся, преимущественно, вокруг возможностей материального процветания полноценное развитие личности весьма проблематично.

Доминирующая ориентация на то, «чтобы иметь», а «не быть» (в терминологии Э. Фромма) значительно ограничивает возможности личности в плане ее продуктивного роста и реализации своего потенциала, связанного с нематериальными (также присущими по своей природе человеку) потребностями и интересами.

Гуманистически ориентированная психология, в свою очередь, указывает на то, что фрустрация потребностей нужды блокирует актуализацию потребностей роста и задерживает полноценное развитие личности (А. Маслоу, К. Роджерс).

Социальные ситуации с хронически неразрешимым позитивным исходом обусловливают эффект выученной беспомощности и формируют пессимистический атрибутивный стиль (Селигман, Маркус, Хиггинс) по отношению к социальным ситуациям с собственным участием.

Считается, что молодость - особый возраст, характеризующийся ярко выраженным потенциалом действия. Недовольство личности против сковывающих ее возможности социально-экономических обстоятельств, проявляется в создании неформальных объединений различной направленности. Значительную проблему для институтов, обеспечивающих социальный контроль, могут представлять именно неформальные объединения. Одно дело, если это объединения, связанные с интересом к музыке и совсем другое - объединения экстремистски-националистической направленности. Последнее представляет значительную угрозу для повседневной жизни людей, так как зачастую проявляет себя в асоциальных и криминальных формах.

Множество молодежных объединений неформальной направленности (их всплеск пришелся на постперестроечный период) попали в фокус интересов исследователей, поскольку представляли серьезную проблему для общества. Эти группы молодежи категоризованы и носят определенное название (ярлык) - гопники, панки, рокеры, скинхеды и др. Все большее усложнение всех форм жизнедеятельности человеческого общества способствует появлению все новых разнообразных молодежных объединений различной направленности (асоциальной, антисоциальной). Очевидная актуальность данной проблемы диктует необходимость проведения многочисленных и целенаправленных исследований не только социологически ориентированных, но и психологических.

Включение в ту или иную социальную группу обусловливается множеством факторов различного порядка (социальных, экономических, психологических). Среди них могут быть и просто случайные обстоятельства. Но в любом случае более или менее длительная и значимая включенность в конкретные группы неизбежно сопряжена с определенными трансформациями социально-психологической составляющей личности.

Происходящие изменения вполне очевидны близко знающим им людям, которые сталкиваются с доселе отсутствующими проявлениями в мыслях, убеждениях, поведении знакомого. Эти новообразования могут создавать проблемы в межличностных отношениях, если другой партнер не включен в определенные социальные группы и соответствующие им социальные установки являются для него чуждыми.

Поэтому знание конкретных и определенных личностных характеристик, обусловленных включенностью в определенные социальные группы, представляет не просто исследовательский интерес сам по себе. Это важная и в прикладном плане информация, дающая возможность прогнозировать проявления тех или иных установок, согласованных с конкретными характеристиками личности. Одни установки могут носить явно асоциальную направленность, другие - наоборот. Важно выявить соответствующие установки, и определить в каких социальных контекстах они могут активироваться и проявляться.

Обоснование теоретической модели (проверенной в исследовании) позволить продумывать адекватные стратегии изменения установок, обеспечивая включенность в определенные группы и минимизировать включенность в группы асоциальной направленности.

В работе исследовалось ряд социальных групп, как формальных, так и неформальных, чтобы в сравнительном анализе выявить значимые различия в характеристиках «социального слоя» личности. На этой основе можно будет  сделать некоторые утверждения о социальных характеристиках личности в связи с включенностью в специфические группы. Предполагается, что полученные обобщения могут в дальнейшем послужить основой для расширенных вариантов исследований с привлечением множества социальных групп и для разработки обоснованных стратегий коррекционной работы с молодежью.

В исследовании проверялись гипотезы:

1. О различиях в характеристиках «социального слоя» личности молодежи, входящей в формальные и неформальные объединения.

- В частности предполагалось, что молодежи, принадлежащей к неформальному объединению геймеров (в отличие от спортсменов) характерен симптомокомплекс социального инфантилизма.

2. О сходства характеристик личности (Я-концепции) и характеристик значимой группы (Мы-концепции).

- Предполагалось наличие значимой связи между характеристиками «Я-концепции» и характеристиками «Мы-концепции» «максимальной» для  индивида «Мы-группы».

Для изучения социально-психологических характеристик личности использовались: личностный семантический дифференциал (ЛСД); опросник Т.Лири; шкала интернальности Роттера (уровень субъективного контроля); опросник NEO-PI (пятифакторный тест); методы вариационной статистики (анализ средних по Т-критерию Стъюденда); корреляционный анализ по Пирсону; качественный анализ.

Статистическая проверка результатов с использованием Т-критерия Стъюдента результатов по пятифакторному тесту позволяет нам говорить о некоторых особенностях личности в сравниваемых группах молодежи. В частности, для спортсменов характерен более высокий самоконтроль (волевые качества), добросовестность, ответственность. Для геймеров  в большей мере присуща импульсивность (низкий самоконтроль), беспечность, склонность к необдуманным поступкам. Спортсмены более уверены в своих силах (эмоционально устойчивы), спокойны и постоянны в своих планах и привязанностях. Геймеры в большей степени эмоционально неустойчивы; неспособны контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. Их поведение в большей мере обусловлено ситуацией. Для геймеров по сравнению со спортсменами характерна большая экспрессивность (открытость к опыту). Они в большей мере удовлетворяют свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. К жизни относятся как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия. Спортсмены более практичны и хорошо адаптированы к обыденной жизни, реалистично смотрят на жизнь. В материальные ценности верят больше, чем в отвлеченные идеи.

Для изучения особенностей уровня субъективного контроля (УСК) использовалась шкала Роттера. Вообще, опросник  УСК предполагает возможность изучения особенностей субъективного контроля для различных аспектов жизнедеятельности человека. Например, контроль за событиями позитивной или негативной направленности (успехи и неудачи); здоровья; межличностных отношений и др. Но более показательна в качестве интегральной оценки выраженность контроля по общей шкале.

Выявленные (статистически значимые) различия в уровне субъективного контроля свидетельствуют, что локус контроля спортсменов по сравнению с геймерами в большей мере является интернальным (внутренним). Это говорит о том, что для спортсменов в большей мере характерен контроль над событиями собственной жизни и они в большей мере, чем геймеры берут ответственность за случающееся с ними на себя, а не возлагают на других людей. Соответственно, геймеры склонны видеть причины случающихся с ними событий результатом случая или действий других людей. Они в меньшей мере способны управлять ходом событий (контролировать) и чувствовать свою собственную ответственность.

Для выявления различий в сравниваемых выборках молодежи использовался также тест Т.Лири, который считается адекватным методом изучения характерологических особенностей людей

Из восьми шкал теста Т.Лири по трем шкалам (тенденциям) получены статистически значимые различия. Статистическая значимость различий между средними сравниваемых выборок проверялась с помощью Т-критерия Стъюдента. Выявлены различия по шкале «доминантности». Средний балл спортсменов (9,8 баллов) статистически значимо (на уровне 0,01) выше среднего балла геймеров по этой шкале (5,2 балла). Это свидетельствует о том, что для спортсменов в большей мере характерны лидерские качества, стремление к доминированию, способность брать на себя ответственность.

Статистически значимые различия (на уровне 0,1) между сравниваемыми выборками по шкале «уверенность в себе». Средний балл спортсменов (8,47 баллов) выше среднего показателя по этой шкале у геймеров (4,33 балла). Данный факт говорит о том, что спортсмены в большей мере (по сравнению с геймерами) уверены в себе, независимы, деловиты.

Также статистически значимыми (на уровне 0,05) оказались различия по шкале «скептицизм». Показатели геймеров по этой шкале выше (средний балл 8,26), чем у спортсменов (средний балл 4,73). Для геймеров в большей мере характерен скептицизм, недоверчивость, подозрительность и обидчивость.

Можно говорить о том, что тест Т.Лири позволил выявить некоторые характерологические особенности присущие спортсменам и геймерам. По трем основным тенденциям, выделяемым автором (Т.Лири) теста получены статистически достоверные различия. Для группы спортсменов в большей мере чем группе геймеров характерно стремление к доминированию и уверенность в себе. Для геймеров по сравнению со спортсменами в большей мере характерен скептицизм.

В исследовании на выборке из 15 человек молодых людей (возраст от 19 до 21 года) с помощью методики личностного семантического дифференциала (ЛСД) тестировалась «Я - концепция» и «Мы концепция» «максимальной» для них «Мы - группы». Для проверки неслучайности связи между этими двумя рядами переменных использовался корреляционный анализ по Пирсону, а также Т-критерий Стъюдента для опровержения возможной гипотезы об их различии.

Статистическая проверка, свидетельствующая о возможном сходстве этих переменных - это корреляционный анализ по Пирсону (вычисление Пирсонова r). На самом деле получена значимая на уровне (0,001) связь (r = 0,85). Другой критерий для опровержения возможной гипотезы о различии между этими рядами данных - это Т-критерий Стъюдента. Для представленных в таблице данных он равен 0,37, что свидетельствует о том, что между ними нет различий.

Таким образом, можно говорить о том, что существует значимое сходство характеристик личности («Я-концепции») и характеристик социальной группы («Мы - концепции»), являющейся для нее «максимальной».

Эти данные позволяют обосновать перспективный вариант исследования особенностей личности («социального слоя» личности) через изучение социально-психологических характеристик группы, в которую включена конкретная личность. В частности, предполагается возможность исследования характеристик личности, включенной в асоциальные (антисоциальные) общности через изучение особенностей соответствующих социальных образований.

Результаты эмпирического исследования психологических особенностей молодежи, входящей в формальные и неформальные объединения позволяют сформулировать некоторые выводы.

В общем, можно сказать, что между молодежью, входящей в различные объединения могут быть более или менее выраженные различия в социально-психологических характеристиках их личности.

Предполагается, что определенные различия могут быть обусловлены их включенностью в специфические социальные группы (объединения). В данном случае мы говорим о «социальном слое» в структуре личности.

В исследовании показаны различия по некоторым важным характеристикам личности молодежи, включенной в формальные и неформальные объединения. Важно подчеркнуть, что эти характеристики, выявленные с помощью валидных методов, могут служить прогностическими признаками определенных типов социального поведения. Например, особенностями волевого контроля, добросовестностью, степенью ответственности и др.

В заключение приведем основные характеристики (статистически обоснованные) геймеров в их сравнении со спортсменами.- Эти характеристики можно условно обозначить как симпотомокомплекс социального инфантилизма. По данным используемых в исследовании тестов он включает в себя: низкий уровень ответственности, сознательности, волевого контроля, низкий уровень настойчивости, добросовестности (фактор самоконтроля - импульсивности); более высокий уровень эмоциональной неустойчивости, тревожности, напряженности (фактор эмоциональной устойчивости - эмоциональной неустойчивости); в меньшей степени уверены в себе (шкала уверенности по Лири); в большей степени характерен негативизм, обидчивость (шкала скептицизма по Лири); они в меньшей мере способны контролировать события своей жизни и брать на себя ответственность (шкала интернальности Роттера).

Обобщая набор выявленных характеристик геймеров можно обозначить его симптомокомплексом социального инфантилизма. Это понятие отражает перечисленные в целостности характеристики личности геймеров.

Полученные и статистически интерпретированные данные подтверждают гипотезу о различиях в личности молодежи, принадлежащей к различным объединениям. В общем, резюмируя, можно сказать, основываясь на  полученные результаты и сравнительный анализ, что существуют определенные различия в личностных характеристиках молодежи, принадлежащей к различным социальным группам.

В рамках нашего исследования проанализирована информация о социально-психологических особенностях молодежи, входящей в исследуемые группы. Сравнительный анализ позволил выявить значимые различия в личностных особенностях молодежи, принадлежащих разным группам. Показано, что для неформальной молодежной группы геймеров характерен симптомокомплекс социального инфантилизма. Эмпирически показана предполагаемая значимость для личности «максимальной Мы-группы». Характеристики значимой «Мы - группы» и характеристики «Я» имеют значимое сходство и тесно связаны между собой. Этот факт обосновывает возможность изучения особенностей личности («социального слоя») через изучение  социально-психологических особенностей «Мы - групп», в которые включена личность.

Просмотров работы: 95