ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Выбор профессии во многом определяется сформировавшимися у школьников представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для молодого человека будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими интересами и склонностями. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь на вакантные, чаще всего не престижные места. В современных условиях профессионального самоопределение предполагает  выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к условиям современного рынка труда.                                                                                                                                                                                                                    

Отталкиваясь от понятия "самоопределение" как способности осознавать свои пределы, "строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность" (П.Г.Щедровицкий) [1], "готовности человека осознанно и самостоятельно реализовывать перспективы своего развития", можно поставить акцент на "пределах Я", которые определиваются в труде и общении (И.С.Кон) [1]. Понятие самоопределения предполагает наличие самого процесса, включенного в него субъекта и некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. В научной литературе описаны разные виды самоопределения: чаще - личностное и профессиональное, реже - жизненное и социальное.

Естественно предположить, что если понятие "самоопределение" включает в себя "субъекта", то всякое самоопределение будет определяться качеством этого субъекта и движущими силами его развития.

Личностное самоопределение можно рассматривать как самоопределение себя как личности или с помощью личности. Понятие "личность" является наиболее проблемной категорией психологии. Обычно под личностью понимается субъект, активно реализующий себя в обществе. При этом различаются источники его активности и степень его зрелости. Наиболее традиционным является понимание личности, развитие которой определяется внешней средой, общественными силами, что ярко проявляется в словосочетании "формирование личности". Тогда личность предстает атрибутом общества в субъекте и реализуется в общественных ролях.

Анализируя понятие "профессиональное самоопределение", можно отметить, что само слово "профессия" подразумевает, как минимум, три его значения. Самое простое из них - занятие, которое вознаграждается обществом. Наиболее общепринятое значение - квалификация, специальность как деятельность, требующая умений, способностей и соответствующего обучения. И последнее значение связано с профессией как своим делом в жизни (profiteor - объявляю своим делом).

Поскольку самоопределение является процессом, прибавление к нему качества "профессиональное" может указывать не только на пространство реализации процесса (мир труда), но и его средства. Так, Д. Сьюпер считает, что человек неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а "входя в профессию", будет искать осуществления этого соответствия[1]. Кроме того, человек может использовать профессию как средство развития. В трех значениях слова "профессия" может заключаться цель профессионального самоопределения: поиск вознаграждения, достижений в обществе и самореализации в мастерстве. Они соответствуют трем модусам жизни, описанным А.Р.Фонаревым: обладания, социальных достижений и служения[1].

Можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение - это деятельностное самоопределение, где деятельность может быть целью, средством и пространством самоопределения. Качество деятельности задает и создает особенности самоопределения. Анализ литературы позволяет выделить четыре варианта соотношения профессионального и личностного самоопределения: их единство (Л.М. Митина) [3], личностная зрелость как предпосылка и условие ПСО (А.К.Маркова) [2], как средство личностного самоопределения (Д. Сьюпер) и ПСО - его составляющая (М.Г.Гинзбург). Сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в нахождении новых смыслов в своей работе (Е.Ю. Пряжникова) [4].

Существуют два пути обретения способности осознавать и реализовывать СЕБЯ в мире. Традиционным является путь побуждения и формирования человека для жизни в обществе.  Другой путь основан на прокладывании своего пути в жизни посредством обретения себя подлинного и свободы как внутренней необходимости.   

Профессиональное самоопределение старшеклассников может реализовываться разными средствами. Иллюзии, которые свойственны молодым людям, связаны с внешним локусом контроля (хочу выучиться на .., т.е. меня должны научить) и ориентацией на модус обладания (диплом - гарантия статуса). При этом подсознательно существует противоречие между этими ценностями и их реализуемостью.

Неосознанный выбор профессии, сферы деятельности влечет за собой массу проблем; отсутствие  профессиональной ориентации в школе приводит к случайному выбору профессии либо учебного заведения.        

Проблемой профессионального самоопределения должны заниматься не только профконсультанты службы занятости населения,  а также активное участие принимать школы. Вопрос о выборе профессии стоит перед любым старшеклассником.  Это проблема особенно актуальна в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Очевидно, что формирование у учащихся активной жизненной позиции и готовности к профессиональному самоопределению является важным моментом в школьном обучении.                                                                                              

Литература:

  1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии / Л.М. Митина. - М.: 2008.
  4. Пряжникова, Е.Н. Профконсультация: планирование жизненного пут. / Е.Н. Пряжникова. - М., 2007.
Просмотров работы: 28