ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Процесс индивидуального развития любого организма носит название онтогенез. Понятие онтогенеза было введено в биологию Эрнстом Геккелем в 1866 году. По современным представлениям онтогенез (от греч. ontos - существо, особь; genesis - развитие) - это полный цикл индивидуального развития каждой особи, в основе которого лежит реализация наследственной информации на всех стадиях существования в определенных условиях внешней среды.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез) по определению Н.А. Кравченко - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих после оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы, на протяжении всей жизни особи в соответствии с унаследованным ею генотипом и нормой реакции.

Согласно школьным программам по биологии, индивидуальное развитие организмов учащиеся изучают в курсе «Общая биология» (раздел «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов»). В теме «Деление клетки. Митоз» вводится ключевое понятие «жизненный цикл», раскрываются такие научные факты как размножение, деление клетки, митоз и его значение. Обучающемуся предъявляются требования к уровню подготовки: описывать процесс удвоения ДНК и последовательно фазы митоза; объяснять значение процесса удвоения ДНК, сущность и биологическое значение митоза.

Изучая тему «Размножение: бесполое и половое», учащиеся должны давать определения, доказывать, что размножение является одним из важнейших свойств живой природы, сравнивать бесполое и половое размножение.

Тема «Образование половых клеток. Мейоз» включает изучение таких понятий как гаметогенез, овогенез и сперматогенез. Учащиеся должны познакомиться со строением половых клеток и процессом мейозом; научиться отличать мейоз от митоза.

В процессе изучения тем «Оплодотворение», «Индивидуальное развитие организмов» учащиеся рассматривают сущность оплодотворения и его виды, периоды онтогенеза, этапы эмбриогенеза, типы постэмбрионального развития. Проводится лабораторная работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Учитывая то, что в данной теме изучается достаточное количество процессов (деление клетки; образование половых клеток; стадии размножения, роста, созревания; мейоз, фазы первого и второго мейотического деления; наружное и внутреннее оплодотворение; этапы эмбриогенеза) поэтому необходимо использовать учителем разнообразных наглядных материалов - видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний.

По завершению изучения данного раздела в курсе биологии, на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах, мы предлагаем провести внеклассное мероприятие «Индивидуальное развитие организмов и причины его нарушения» с разработкой мини-проектов и подготовкой памяток-рекомендаций и информационных буклетов.

Просмотров работы: 146