ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Курс биологии формирует экологические, природоохранные знания на всех этапах обучения. Одним из требований в биологической подготовке учащихся является формирование знаний и умений в области особо охраняемых природных территорий.

Природоохранное образование в школе идет по двум направлениям:

  1. Изучение вопросов охраны в структуре учебных предметов (уроки, экскурсии и т.д.).
  2. Внеклассная и внешкольная деятельность.

При формировании знаний об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) возможно использование различных форм обучения. В курсе биологии и в школьной практике принята следующая система форм организации учебной работы с учащимися по биологии: урок, экскурсии, домашние работы, внеурочная работа, внеклассная работа.

Формой обучения наиболее употребляемой при формировании знаний об особо охраняемых природных территориях является экскурсия.

По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской, школьная экскурсия - это форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях.

В зависимости от признаков деления экскурсии в биологии могут быть следующих видов (табл.).

Во время экскурсий учитель имеет возможность познакомить школьников с самыми разнообразными сторонами жизни природных территорий, затронуть вопросы, касающиеся не только охраны природных территорий, но и показать растения и животных, которые нуждаются в охране.

Таблица Классификация экскурсий при обучении биологии

По учебному содержанию

По месту проведения

По местоположению в темах учебных разделов

Тематические

  • природоведческие
  • ботанические
  • зоологические
  • экологические и т.д.

Комплексные

В естественную среду

 

В искусственную среду

Вводные

 

Текущие

 

Заключительные

Можно выделить следующие подготовительные моменты в проведении экскурсий в пределы ООПТ:

  1. Необходимо рассмотреть и зафиксировать важнейшие биологические особенности и свойства, практическое использование редкого или исчезающего растения в пределах территории, предполагаемого исследования, т.к. школьники во время экскурсии в заповедную территорию, должны располагать точными сведениями о том, какие виды растений данного района, находятся под угрозой и нуждаются в охране.
  2. Используя хорошие цветные рисунки этих растений и животных, научиться безошибочно узнавать их по внешнему облику. Для каждого редкого вида необходимо составить его полную характеристику: морфологические признаки, особенности размножения и развития, условия произрастания, географическое распространение, т.к. это позволит познакомить всех желающих с флорой и фауной ООПТ.
  3. Для проведения экскурсии необходимо провести инструктаж по специфике поведения, правилами обращения с объектами.

В организации и проведении экскурсии можно выделить следующие основные этапы:

  1. Подготовительный - в годовом плане определяется срок проведения экскурсии. Заранее отбирается литература, готовится оборудование, определяется: характер работы каждого члена группы, объекты исследования.
  2. Основной - проведение экскурсии. Вначале учитель напоминает основную задачу, вопросы, которые предстоит решать. Наблюдение, количественный подсчет, ученик выполняет самостоятельно. Данные ученики объединяют, составляют таблицы, делают зарисовки, делается вывод по поставленному вопросу.
  3. Подведение итогов экскурсии. Оформление отчета, фиксирование результатов работы.

Экскурсия на особо охраняемую природную территорию может сочетать следующие формы работы:

  • эколого-просветительскую деятельность, работа с учениками направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний и умений, содействие профессиональной ориентации учащихся;
  • организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций;
  • организация работы школьных лесничеств, создание и организация работы детских экологических кружков;
  • проведение полевых практик, тематических занятий, организация конкурсов, викторин, олимпиад;
  • привлечение школьников к участию в праздниках и акциях.

На особо охраняемых природных территориях в целях повышения уровня экологического образования школьников проводят экологические экскурсии - это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.

На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставление. Здесь формируется система представлений о природных комплексах - биоценозах, их структуре, внутренних и внешних связей. Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать субъективно-непрагматическое отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

В экскурсионный маршрут целесообразно включать не только типичные объекты природы, но и памятники природы, имеющие научную ценность. Таким образом, экскурсионные объекты могут помочь в формировании знаний о природных комплексах, о взаимодействии человека и природы.

Просмотров работы: 140