Курс биологии формирует экологические, природоохранные знания на всех этапах обучения. Одним из требований в биологической подготовке учащихся является формирование знаний и умений в области особо охраняемых природных территорий.
Природоохранное образование в школе идет по двум направлениям:
При формировании знаний об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) возможно использование различных форм обучения. В курсе биологии и в школьной практике принята следующая система форм организации учебной работы с учащимися по биологии: урок, экскурсии, домашние работы, внеурочная работа, внеклассная работа.
Формой обучения наиболее употребляемой при формировании знаний об особо охраняемых природных территориях является экскурсия.
По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской, школьная экскурсия - это форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях.
В зависимости от признаков деления экскурсии в биологии могут быть следующих видов (табл.).
Во время экскурсий учитель имеет возможность познакомить школьников с самыми разнообразными сторонами жизни природных территорий, затронуть вопросы, касающиеся не только охраны природных территорий, но и показать растения и животных, которые нуждаются в охране.
Таблица Классификация экскурсий при обучении биологии
По учебному содержанию |
По месту проведения |
По местоположению в темах учебных разделов |
Тематические
Комплексные |
В естественную среду
В искусственную среду |
Вводные
Текущие
Заключительные |
Можно выделить следующие подготовительные моменты в проведении экскурсий в пределы ООПТ:
В организации и проведении экскурсии можно выделить следующие основные этапы:
Экскурсия на особо охраняемую природную территорию может сочетать следующие формы работы:
На особо охраняемых природных территориях в целях повышения уровня экологического образования школьников проводят экологические экскурсии - это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.
На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставление. Здесь формируется система представлений о природных комплексах - биоценозах, их структуре, внутренних и внешних связей. Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать субъективно-непрагматическое отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.
В экскурсионный маршрут целесообразно включать не только типичные объекты природы, но и памятники природы, имеющие научную ценность. Таким образом, экскурсионные объекты могут помочь в формировании знаний о природных комплексах, о взаимодействии человека и природы.