ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ АНАТОМИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ АНАТОМИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы или морфологию человека.
  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
  3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

Основную роль при изучении собственного организма, особенностей физического развития играет курс биологии 8 класса. В процессе изучения курса «Человек» учащиеся получают знания о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - умения и навыки которые приобретают обучающиеся в 8 классе. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Согласно требованиям к уровню подготовки, учащиеся должны научиться проводить наблюдения за состоянием собственного организма. Теоретический материал, раскрывающий основные понятия физического развития, включает знания функционально-анатомических и физиологических констант, характеризующих здоровый организм, а также умений по определению своих показателей и сравнения их с нормой.

Так в рамках изучения опорно-двигательной системы на лабораторных работах учащиеся определяю свои соматические показатели, выявляют нарушения осанки, плоскостопия (с целью предупреждения и исправления), соотносят данные веса с нормативными показателями, проводят самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движении руки. При изучении кровеносной и дыхательной систем проведение функциональных проб (реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку; с задержкой дыхания на вдохе и выдохе) и определение жизненной емкости легких покажет функциональные возможности данных систем как показателей физического развития. На уроке по биологии о рациональном питании учащиеся получают знания о вреде дляорганизма употребления продуктов низкого качества, несоблюдения режима питания, несбалансированном составе пищевого рациона, злоупотребления диетами, а так же пользефизических упражнений, занятий спортом, закаливания для нормализации веса. Устанавливают зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составляют пищевой рацион в зависимости от энергозатрат.

Для акцентирования внимания на материале о физическом развитии необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрационные опыты, наблюдения, эксперименты, лабораторные работы, тренировочные упражнения (работа с нормативными таблицами, анализ фактов взятых из жизни, решение задач).

Например, после изучения в курсе биологии темы «Опорно-двигательная система» можно провести интегрированное занятие «Значение двигательной активности для здоровья», где предлагается задача: «У человека, ведущего малоподвижный образ жизни и не занимающегося физкультурой и спортом, используется не более 10% альвеол легких, в результате чего происходит их слабая вентиляция. Предположите, к каким изменениям в состоянии здоровья человека это может привести. Какие упражнения помогают увеличить жизненную ёмкость легких, предупреждают развитие заболеваний органов дыхания». Для её решения требуются знания из биологии о строении органов дыхания, о вреде для здоровья малоподвижного образа жизни; физической культуры - об упражнениях, развивающих грудные мышцы.

Демонстрацией опытов с подсчетом частоты сердечных сокращений, задержкой дыхания, умением сохранять равновесие с закрытыми глазами, тренированными учащимися (занимающихся в спортивных секциях) и нетренированными (не занимающихся), до и после физической нагрузки, доказывается значение двигательной активности для повышения резервных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, вестибулярного аппарата.

При помощи таких опытов и заданий школьники должны прийти к выводу, что адаптационные способности организма можно развивать систематическими тренировками и закаливанием. В то же время резервы организма не безграничны, и поэтому значительные нарушения экологического качества окружающей среды, умственные перегрузки, нездоровый образ жизни могут привести к их перенапряжению, вызвать заболевание, снизить уровень физического развития.

Вопросам физического развития учащихся необходимо уделять учителям, включая в структуру урока биологии физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки учеников. При этом учитывать требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока, т.е. согласно тематике урока. Например, знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.

Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.

Таким образом, в рамках школьного курса анатомии, при рассмотрении вопросов физического развития учащихся, особое внимание необходимо уделять формированию компетенции личностного самосовершенствования, а именно, способности разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования, самоорганизации на уровне здорового образа жизни, соответствии физического состояния выпускника нормам физического развития.

Просмотров работы: 5