Низкая мотивация к постоянной гипотензивной терапии и профилактическим мероприятиям у пациентов, страдающих артериальной гипертонией, становится существенным препятствием в адекватном лечении и зачастую связана с недостаточной информированностью больных о своем заболевании, факторах риска, отсутствием навыков самоконтроля артериального давления. Поэтому необходимы технологии, применяемые для повышения информированности пациентов и активного вовлечения их в лечебно-диагностический процесс.
Цель исследования. Анализ эффективности обучения пожилых пациентов в школе для больных артериальной гипертонией.
Материалы и методы. Исследуемая группа слушателей школы для больных гипертонической болезнью - 42 пожилых пациентов в возрасте 60-74года, среди них 30,8% мужчин, 69,2% женщин. Анализировали результаты обследования пациентов перед началом занятий, структуру болезней, осведомленность пациентов о своем заболевании и о факторах риска развития гипертонической болезни до и после обучения.
Результаты исследования. Занятия проводились в форме интерактивных лекций, адаптированных к данной группе пациентов и позволяющих использовать систему обратной связи, собеседований с включением элементов более углубленного разбора теоретического материала с учетом базовой подготовки слушателей, вечеров вопросов и ответов, имитационных игр. Цикл занятий проходил с постоянным повторением пройденного материала, отработкой практических навыков - измерением артериального давления, определением частоты пульса, вычислением индекса массы тела, использовались мультимедийные и другие технические средств обучения. Слушатели выполняли определенные домашние задания для закрепления пройденного материала, еженедельно в группе анализировали дневники самоконтроля самочувствия и АД.
По тяжести артериальной гипертензии у 13,6 % слушателей установлена ее первой степени, 81,2 % вторая степень, 4,2 %- третья степень. Длительность заболевания в исследуемой группе - 15,2±4,1 лет. При изучении структуры заболеваний у слушателей выявлено, что 67,9% больных страдали следующими сопутствующими забоеваниями: сахарным диабетом, хроническим пиелонефритом, ишемической болезнью сердца, при этом два и более сопутствующих заболеваний были отмечены у 72,2%больных.
При анкетировании пациентов установлено, что практически все (92,1%) приняли решение посещать школу из желания улучшить результаты своего лечение и получить больше информации о гипотензивных лекарственных препаратах. Из всех больных, записавшихся в школу, верхнюю границу нормального артериального давления знали только 21% больных, а ежедневно самостоятельно контролировали артериальное давление только 35,7% респондентов. Лишь 32,1% пациентов регулярно применяли гипотензивную терапию, при этом адекватная коррекция артериального давления отмечена только у 19,1% слушателей. Достаточные представления о модифицированных факторах риска отмечались только у 12,2% больных.
В целом уровень информированности больных на момент начала обучения составил 53%.
После окончания цикла обучения уровень общей осведомленности пациентов повысился до 98,90%, приверженность к лечению - до 89,2%, Через месяц после обучения у 41,6% пациентов увеличилась физическая активность за счет пеших прогулок, ограничение потребления поваренной соли отмечалось у 65,4% больных, 87,9% пациентов начали ежедневно самостоятельно контролировать АД и вести дневник.
Таким образом, обучение пациентов в школе больных артериальной гипертонией способствует приверженности их к соблюдению и выполнению профилактических мероприятий.